Главные вкладки

    Внетабличное умножение и деление в пределах 100.
    план-конспект урока (математика, 3 класс) по теме

    Дробаха Ольга Владимировна

    Урок математики в 3 классе (УМК "Гармония")

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_matem_3kl_kosmos.doc75 КБ
    Office presentation icon urok_szhato.ppt2.42 МБ

    Предварительный просмотр:

    Урок математики в 3 классе

    Тема:  Внетабличное умножение и деление в пределах 100.

    Цель: 

    систематизация  и обобщение знаний о способах умножения и деления в пределах 100.

    Задачи урока:

    1. формировать вычислительные навыки; формировать УУД: классифицировать, группировать, а также формировать общий способ действий;
    2. развивать внимание, память, познавательную активность учащихся, а также развивать интерес к предмету через игровую форму работы, повышать активность учащихся;
    3. воспитывать уважение к математике, чувство гордости за страну.

    Оборудование:

    1. мультимедийная презентация;
    2. раздаточный материал (Приложение 1 - лист детям для работы на уроке. Приложение 2 – наглядный материал для доски. Приложение 3 -  домашнее задание»Раскрась рисунок».)

    Ход урока:

    1. Орг. момент

    Слайд 1

    - Урок математики начнем с составления предложения из слов. (в пределах, деление, ста, умножение, и,  внетабличное)

    Что получилось? Это тема нашего урока «Внетабличное умножение и деление в пределах 100».

    - Какую цель поставите перед собой сегодня на уроке?  

    6

    5

    4

    3

    2

    1

    (На уроке мы будем совершенствовать свои умения умножать, делить, складывать числа в пределах ста.)- А для чего человеку надо уметь хорошо считать?

    - И я приведу несколько примеров:

    Слайдшоу 2 (картинки: в магазине оплата покупки, оплата

    коммунальных услуг; ЕГЭ, …)

    - Без умения считать в нашей жизни невозможно обойтись.

    2. Кроссворд с математическими терминами.

    Слайд 3

    - Перед вами кроссворд. Вы узнаете ключевое слово - и в этой

     области особенно важно не допускать ошибок при счете.

    1. При делении он всегда должен быть меньше делителя.
    2. Если значение частного умножим на делитель, то получим …
    3. Результат деления.
    4. Числа при умножении называются…
    5. Результат умножения.
    6. Запись со знаком =.

    КОСМОС.

    - Для того чтобы отправить человека в космос, нужно произвести тщательные расчеты. Даже малейшая ошибка, 1 неточность могут обернуться бедой. Правильный же счет - гарантия успеха.

    - Ребята, 2011 год в России объявлен годом космонавтики. А вот почему, узнаете, выполнив задание.

    3. Работа над выражениями.

    1) - В №1 на листе среди выражений найдите лишнее, подчеркните его. Почему оно лишнее? 

      27 • 3                     23 + 4 + 16 + 7                2 • 37                53 : 8        

      72 : 4 : 6                3 • 14 • 2                36 : 12

                                      

    - Найдите значение и запишите.

    - Сколько у тебя получилось, а у тебя?

    - Как считали?

    - А как рациональнее посчитать сумму?

    - Какие свойства сложения вы использовали?  

    (Мы могли сделать так, используя переместительный и сочетательный законы сложения.)

    Слайд 4

    Ирак, у нас получилось число 50. Именно столько лет, полвека, прошло с тех пор, как состоялся первый полет человека в космос. Именно поэтому 2011 год - год космонавтики.

    - А как зовут первого космонавта?

    - Когда состоялся этот полет?

    (Летчик-испытатель Ю.А.Гагарин, гражданин нашей страны, 12 апреля 1961 года отправился на орбиту Земли с космодрома Байконур на корабле "Восток". Корабль выполнил всего один оборот вокруг Земли. Общее время полета составило 108 минут. Но это был огромный шаг в развитии космонавтики. И сделал этот шаг русский человек.)

    2) - Вернемся к оставшимся записям №1. На какие 2 группы можно их разделить?    

    - Подчеркните произведения. Сколько их? Кто объяснит у доски? Остальные записывают ответы на листе.

    27 • 3 = 81                3 • 14 • 2 = 84                2 • 37 =  74

    - Какие свойства умножения вы использовали?

    - Прочитайте 1 выражение по-разному.

    - Подведем небольшой итог. Значения каких выражений находили? Как считали? (способ)

    Работали все вместе. А теперь каждый сам посчитает значение выражений (задание 2). Проверьте, как вы усвоили способ умножения. Если вы правильно найдете значения, то расшифруете слово из букв. Время работы 4 минуты. Посмотрим, кто быстро и правильно выполнит задание.

    90

    72

    84

    64

    72

            3 • 24  А   72        

            4 • 16  К   64

    18 • 5  Л   90

    28 • 3  Й   84                        

    - Какое слово получилось? (Лайка)

    - Так как считали? (умножение суммы на число)

    - Кто знает, как связаны КОСМОС и Лайка?

    Слайд 5.

    Начало освоению космоса было положено 4 октября 1957 года до первого полета человека в космос, когда запустили первый искусственного спутника Земли.

    Через месяц запущен второй искусственный спутник Земли, на нем впервые полетело живое существо — собака Лайка.

    Через 3 года (1960) совершен первый в истории орбитальный полёт в космос собак Белки и Стрелки. Они сделали вокруг Земли 17 витков.

    Физминутка

    Мы шагаем по планете,

    А теперь летим в ракете.

    Слева звездочка летала,

    Там комета проплывала.

    В звездной пыли покружились.

    На планету приземлились.

    + упр еще

    3) - Вернемся к оставшимся записям №1. Как называются оставшиеся выражения? (частные)

    - Комментирует решение у доски …

     72 : 4 : 6 = 3                

    - Каким способом будешь решать?

    - Это было внетабличное деление и здесь мы делили сумму на число, а во 2-м действии - уже табличное деление.

    36 : 12         = 3                                        

    - Прежде чем начнем считать 2-е, давайте сравним. Чем отличаются? (обратите внимание на делитель). Мы будем использовать тот же способ деления?

    Итак,  здесь способы вычисления разные.        

    53 : 8 = 6 (ост.5)

    - А здесь какой способ решения?

    - Подведем небольшой итог. Значения каких выражений находили? Еще раз проговорим, какие способы счета использовали.

    Работали все вместе. А теперь каждый сам посчитает значение выражений (задание 3). Если вы правильно найдете значения, то у вас снова получится слово уже из слогов.

    13

    3

    4

    14

            

    54 : 18   РЕШ  3

            98 : 7     ВА     14

            76 : 19   КО     4

            52 : 4     ТЕ        13

    - Какое слово получилось? (Терешкова)

    - Кто знает, как это слово связано с космосом?

    Слайд 6.

    16 июня 1963 — совершен первый в мире полет в космос женщины-космонавта

    Валентины Терешковой на космическом корабле Восток-6. В космосе она была 3 суток.

    В 1982 году в космос полетела Светлана Савицкая - вторая женщина-космонавт. Она летела в составе экипажа корабля «Союз Т-7»из 3 человек. Раньше в экипаже были только мужчины. Она же и первая из женщин вышла в открытый космос.

    4. Работа над задачей.

    Слайд 7.

    - Для космонавтов шьют специальную одежду из специальной ткани. Тщательно проверяют, чтобы не торчали нитки. Они могут в невесомости попасть космонавтам в дыхательные пути. По той же причине на одежде нет пуговиц. Их заменили на молнию и липучки.

    На листе текст задачи (задание 5). Прочитает …

    В первом отрезе было 39 м ткани, а во втором - 48м. Из этой ткани сшили костюмы для космонавтов, на каждый ушло по 3 м ткани. Сколько всего костюмов сшили?

    - Теперь прочитайте только условие.

    - Теперь только вопрос.

    - Что известно по условию? Заполняем таблицу вместе.

    - Проверьте, так у вас?

    Расход ткани на 1 костюм

    Количество костюмов

    Общий расход ткани

    3 м

                            ?

    39 м

    3 м

               

    48 м

    - Какой главный вопрос? Можем на него сразу ответить?

    - Почему нет? (не знаем, сколько сшили костюмов из 1 и 2 отрезов)

    - Можем узнать, сколько сшили костюмов из 1 отреза? Как?

    (39 : 3 Что обозначает 39? 3? т.е  общий расход ткани разделить на расход ткани на 1 костюм)

    - Можем узнать, сколько сшили костюмов из 2 отреза? Как?

    - Теперь достаточно данных для ответа на главный вопрос?

    - Каким действием найдем?

    - Составьте план решения.

    Итак, что будем узнавать в 1 действии? 2) 3) ?

    Заполним таблицу. Что известно по условию? Что надо найти?

    - Составим план решения.

    Давайте посмотрим на таблицу. Что мы знаем? (что из 39м сшили, расходуя по 3м на костюм)

    Что можем узнать по этим данным? Каким действием?

    1. :  сколько костюмов из 39м

    Что еще знаем из условия? Что можем узнать? Каким действием?

    1. :  сколько костюмов из 48м.

    Что теперь знаем? Что можем узнать? Каким действием?

    1. + сколько всего костюмов

    Мы ответили на вопрос задачи? Сколько действий в решении?

    Для контроля своего решения воспользуйтесь планом на экране.

    Решите задачу самостоятельно (на листе).

    Кто решил - думаешь над вторым способом.

    - Как ты рассуждал?

    Записать выражением: (39 : 3) + (48 : 3) или (39 + 48) : 3

    Какой способ рациональнее? Почему?

     - Измените условие так, чтобы задача решалась только одним способом.

    5. Итоги.

    Слайд 8.

    - В заключении урока продолжите фразы:

    - Сегодня на уроке я …

    - Сегодня на уроке мне было трудно …

    - Почему?

    - Сегодня на уроке мне было легко …

    - Почему?

    Слайд 9. Молодцы!

    Слайд 10. Рефлексия

    Ракета. В 1 кружочке изобразите свое настроение. (мордашки)

    Во 2 - свои успехи.

    6. Д/задание на выбор

    1) Решить задачу либо вторым способом, либо изменить условие так, чтобы задача решалась только одним способом.

    2) Разукрасить картинку с примерами «Космос»


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Внетабличное умножение и деление в пределах 100 в пределах, деление, ста, умножение, и, внетабличное

    Слайд 3

    6 5 4 3 2 1 остаток делимое частное множители произведение равенство

    Слайд 4

    2011 год - год космонавтики

    Слайд 8

    Расход ткани на 1 костюм Количество костюмов Общий расход ткани Ткань на 1 костюм Количество костюмов Количество ткани 3 м ? ? 18 м 3 м ? 21 м Ткань на 1 костюм Количество костюмов Количество ткани 3 м ? ? 18 м 3 м ? 21 м Расход ткани на 1 костюм Количество костюмов Общий расход ткани 3 м 39 м 3 м 48 м 1) : 2) : 3) + ?

    Слайд 9

    Сегодня на уроке я ... Сегодня на уроке мне было трудно ... Сегодня на уроке мне было легко ...

    Слайд 10

    Молодцы !


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внетабличное умножение и деление в пределах ста

    Конспект урока по математике в 3 классе по учебнику М. И. Моро. Урок составлен в виде путешествия в космос. На уроке дети закрепляют знания, полученные на предыдущих уроках. На уроке используется инте...

    Презентация Закрепление знаний: внетабличное умножение и деление в пределах ста

    Презентация составлена к уроку математики  по теме "Внетабличное умножение и деление в пределах ста". Урок - закрепления знаний по данной теме.  ...

    Тест "Внетабличное умножение и деление в пределах 100"

    Тест для 3 класса по теме "Внетабличное умножение и деление в пределах 100"...

    Урок математики в 3 классе по программе"Школа России" ( учебник М И.Моро). Тема урока:"Внетабличное умножение и деление в пределах 100. Закрепление"

    Урок  в 3 классе по теме " Внетабличное умножение и деление в пределах 100. Закрепление" посвящен 23 февраля и Олимпиаде в Сочи - 2014....

    Урок математики в 3 классе по теме "Использование таблицы умножения при выполнении внетабличного умножения и деления на однозначное число" (Дидактическая система Л.В.Занкова)

    На уроке велась работа по формированию умения выполнять внетабличное умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число. Просматривается работа над развитием навыков рефлексии уче...

    Тренажер "Внетабличное умножение и деление в пределах 100" 3 класс

    Внетабличное умножение и деление в пределах 100...