наглядная геометрия
план-конспект урока математики (2 класс) по теме

конспекты уроков 3 четверти

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon naglyadnaya_geometriya.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Равносторонний прямоугольный

четырехугольник-квадрат. Ромб

Цели урока:

  1.    Познакомить детей с разновидностью четырехугольников - квадратом, ромбом. Уточнить признаки квадрата, ромба.
  2.    Закрепить знания детей, используя для этого их игровую свободную деятельность.

Оборудование:

 Большой Геоконт (для учителя), маленькие Геоконты с набором цветных резинок- каждому ученику, счетные палочки, спички (по четыре штуки-каждому), макет подвижного квадрата, Волшебный кристалл- каждому, линейка, циркуль- измеритель.

Ход урока

План урока

 1. Познакомить детей со сказкой.

 2. Предложить детям выложить на своих Геоконтах квадрат, у которого все стороны равны.

 3. Предложить детям сделать из квадрата ромб, растянув противоположные углы квадрата.

 4. Сравнить квадрат с ромбом.

 5. Выполнить практические задания.

1. Знакомство со сказкой

  На улице была плохая погода: почти целую неделю лил дождь, и друзья- Юк и Гео- не выходили гулять.

Ворон Метр прилетал каждый вечер, и все вместе друзья устраивали разные игры. Играли и в Геоконт, строя разные прямоугольники и треугольники.

Малыш готовился к поступлению в школу: учился писать, читать, считать на палочках. Как-то раз он взял палочки и выложил прямоугольник. Волшебным кристаллом проверил, прямые ли у него получились углы. Малыш стал рассматривать свой прямоугольник и рассуждать в слух:

- Это прямоугольник, так как у этой фигуры четыре угла и все они прчмые. Но у него все стороны одинаковые, равные. А в том прямоугольнике, который мы уже знаем, стороны равны попарно, противоположные: две длинные, две короткие. Что это за прямоугольник, у которого все стороны равны?

- Это квадрат, - каркнул Метр, - квадрат.

Ворон повтарил это слово дважды. Было видно, что ему нравится.

- Посмотрите внимательно и найдите предметы квадратной формы вокруг себя, - предложил Метр Юку и малышу.

Друзья быстро перечислили все квадратные предметы, а заодно выложили квадрат на своем Геоконте.

- А теперь посмотрите, что можно сделать из этого квадрата, - сказал Метр, и, взяв квадрат поочередно за два противоположных угла, растянул их, надев на новые гвоздики (показ на Геоконте). - Это ромб - новая фигура, у которой все стороны равны, как и у квадрата (предложить детям проверить равенство сторон с помощью линейки или циркуля-измерителя). А вот какие тут углы?

- Два тупых, два острых, причем одинаковые углы находятся друг против друга, - сказал малыш.

- Какая красивая фигура, - с восхищением сказал Юк, - хорошо было бы иметь в доме такие окна.

- А дверь - нет, ведь через нее будет не удобно входить, - сказал малыш и все рассмеялись.

Тут Гео о чем-то задумался и полез под кровать. Через минуту он вылез оттуда с каким-то предметом.

- Это мои палочки, я хотел сделать из них самолетик. Посмотрите, что у меня получилось.

С этими словами малыш сделал из палочек квадрат, затем ромб. Причем он мог делать из этих палочек не один, а много разнвх ромбов, сдвигая палочки и меняя углы (показ на макете подвижного квадрата).

Юк сказал:

- Выходит, из любого квадрата можно сделать ромб, растянув его или сжав по углам.

- Конечно, можно, - сказал малыш и тут так растянул свои палочки (показ на макете), что они слились в одну большую прямую линию.

- Посмотрите, что у меня получилось, - сказал он, - ведь это же прямая линия.

- Да, ты сделал такой большой тупой угол, что получилась прямая. А как называется такой угол?

Тут Юк сказал:

- Я вспомнил: такой угол называется развернутым, а у нас их получилось два.

2. Закрепление

               

          Учитель читает стихи и показывает на Геоконте.

Взял треугольник и квадрат,

Из них построил домик.

И этому я очень рад:

Теперь живет там гномик.

Четыре угла и четыре сторонки,

Похожи, точно родные сестренки.

В ворота его не закатишь, как мяч,

И он за тобою не пустится вскачь.

                                       (Квадрат)

Он давно знаком со мной,

Каждый угол в нем прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длинны.

Вам его представить рад,

А зовут его ...

                                   (Квадрат)

Не овал я и не круг,

Треугольнику не друг.

Прямоугольнику я брат,

А зовут меня ...

(Квадрат)

3. Практические задания

  1. Построить на своих Геоконтах квадрат и дать ему имя.

  2. Из квадрата на Геоконте получить ромб и дать ему имя.

  3. Найти на ромбе тупые и острые углы и назвать их.

  4. С помощью циркуля- измерителя проверить длину сторон ромба.

  5. Вырезать из бумаги ромб и разрезать его по намеченным линиям. Теперь попробовать    сложить тупой и острый углы.

- Что получится? (Развернутый угол.)

  6. Предложить детям выложить на своих Геоконтах любые ромбы, а имена ромбам дает сосед по парте.

  7. Диагонали квадрата, ромба, прямоугольника.

Квадрат

Цели урока:

  1. Закрепить знания о квадрате- подмножестве прямоугольников, познакомить с основными свойствами квадрата;
  2. Тренировать в вычерчивании квадратов, нахождении их периметра; моделировать квадраты из пластелина и проволоки.

Ход урока

 1. Организационный момент

 2.Работа над новым материалом

 Песенка красной шапочки:

 Присмотритесь-ка к квадрату

 Он здоровый, тороватый,

Он надежнее, как друг,

Чем уж слишком круглый круг.

 Каждый может быть свидетель,

 Что в нем дышет добродетель.

 В нем четыре стороны

И все стороны равны.

 Без обмана перед вами- здесь квадрат!

 На бумаге он с углами- это квадрат!

 Честен с каждою чертой

 Каждый угол в нем прямой (2 раза).

 - Выложи из 8 палочек квадрат.

 Разметкой вырезание мадели квадрата по краю бумаги прямоугольной формы при помощи модели прямого угла.

3. Практическая работа

1. Построить квадрат со стороной 5 см.

2. Построить прямоугольник, у которого длина равна ширине.

-Что за фигура получилась?

 3. На доске - рисунки четырехугольников. Задание: выписать номера квадратов.

 4. Сколько квадратов на рис. 140?

4. Фискульт минутка

5. Логические задачи

1. Вова начертил квадрат, но Мише сказал, что это прямоугольник. Не ошибся ли Вова?

 2. Учительница предложила Саше начертить прямоугольник, а Саша начертил квадрат. Правильно ли Саша выполнил задание?

 3. У четырехугольника, изображенного на рис. 141, длины всех сторон равны. Объясните почему он не является квадратом?

6. Рисование

 Дети строят крепость по образцу (рис. 142).

 - Рассмотри начало этой постройки, нарисуй ее продолжение, чтобы сохранился порядок следования ее деталей.                

Домашнее задание

Изготовить модель квадрата из цветного картона.

 

Обобщение изученного

Цели урока:

  1. Повторить и закрепить знания детей о луче, видах углов, треугольников, свойства квадрата и прямоугольника, нахождение периметра геометрической фигуры.
  2. Способстврвать развтию мышления.

Ход урока

1. Организационный момент. Проверка домашнего задания

2. Обобщение изученного материала

    1.Музыкальная минутка. Пение песенок о лене, угле, треугольнике, квадрате.

    2.Блиц-турнир  <<Кто правильнее и быстрее расскажет о ... и начертит...>>:

-луч;

-прямой (острый, тупой, развернутый) угол;

-треугольник (четырехугольник, пятиугольник);

-квадрат (по клеточкам);

-прямоугольник (по клеточкам).

3. Решение задач

   1.Начерти и отрезок так, чтобы:

а) они пересекались;

б) они не пересекались.

   2.Изобрази развернутый угол.

   3.Начерти шестиугольник.

   4.Отрезок BD разделен точкой К на два отрезка: длинна ВК= 5 см, а длинна KD= 7 см. вычисли длинну отрезка BD.

   5.Геометрический кроссворд (рис. 143).

-Подумайте, какие слова нужно написать

на полосках? (Четырехугольники, пяти-

угольники, многоугольники.)

   6.Раскрась на рис. 144 области тремя цветами так, чтобы соседние были разного цвета.

3. Итог урока

<<Веселые игрушки>>. Плоские фигуры и объемные тела

Цели урока:

  1. Дать понятие о различии объемных тел и плоских фигур и предметов, о преобразовании объемных тел (натура) в плоскостные (аппликация, рисунок).
  2. Развивать у учащихся понятия композиции, плоскостного воображения, художественной фантазии.

Оборудувание:

    Для учителя: аппликации игрушек; раздаточный материал; звукозапись песни <<Черепашка>>.

    Для учащихся: цветная и белая бумага, раздаточный материал (плоские геометрические фигуры), ножницы, клей, кисточки.

Ход урока

1.Организационный момент

    Постановка темы урока.

  -Сегодня у нас с вами необычный урок, и называется он необычно <<Веселые игрушки>>. И мы с ними поиграем. Но вот откуда они у нас возьмутся? Я предлогаю их сделать самим.

Кто-то стучит в дверь: тук-тук-тук.

- Кто это пришел к нам в гости?

Заходят дети, читают стихи:

Жили-были два брата:

Треугольник с квадратом.

Старший квадратный,

Добродушный, приятный.

Младший- треугольный,

Вечно недовольный.

Стал расспрашивать квадрат:

<<Почему ты злишься, брат?>>

Тот кричит ему: <<Смотри,

Ты полней меня и шире,

У меня углов лишь три,

У тебя же их четыре>>.

Но квадрат ответил: <<Брат!

Я же старше. Я- квадрат>>.

И сказал ещё нежней:

<<Неизвестно, кто важней>>.

Но настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на столы,

Младший лезет воровато

Срезать старшему углы.

Уходя сказал: <<Приятных я тебе желаю снов.

Спать ложился ты квадратым,

А проснёшься без углов>>.

Но наутро младший брат

Страшной смерти был не рад.

Поглядел он- нет квадрата.

Онемел... Стоял без слов...

Вот так месть- теперь у брата

Восемь новеньких углов.

(На головы детям надеть шапочки геометрических фигур.)

- Как видите, дети, из одной фигуры очень легко сделать другую. Давайте поупражняемся.

(Перед началом работы учитель напоминает правила техники безопасности при работе с ножницами.)

- А если у восьмиугольника ещё срезать несколько раз углы, что мы получим? (Круг.)

- А если разрежем круг пополам, что получим? (Два полукруга.)

- А если квадрат разрежем пополам, что получим? (Два прямоугольника.)

(Все превращения демонстрируются учителем.)

- А если у прямоугольника будем срезать углы, что получим? (Овал.)

- А если четырёхугольник разрежем по диагонали, то получим два треугольника. Вспомните, какую фигуру называют треугольником? А прямоугольником? Квадратом? Кругом?

- Как вы думаете, зачем пришли к нам сегодня эти фигуры в гости? (Они могут сделать игрушки.)

- Но теперь надо разобраться, как они нам помогут в этом.

- Подождите! Подождите! У нас ещё есть гости.

Поднимаются дети с объёмными геометрическими телами.

- А вы зачем здесь появились?

Дети:

- Мы пришли сюда, чтобы найти своих друзей и родственников.

2.Работа над новым материалом

   Объёмные и плоские предметы и фигуры:

- Все предметы бывают плоскими или объемными.

- Объемный предмет имеет величину в длину, высоту и ширину.

  А плоский предмет имеет только длину и ширину, он ровный и гладкий.

- Вы когда-нибудь видели, как лепят пельмени? Сначало месят тесто, из которого получается большой, теплый ком, его можно обнять руками. А все, что можно обнять, называется объемным. Но соит только этот ком раскатать скалкой в большой блин, и он стал уже плоским.

- Теперь разберемся, кто с кем дружит. (Шар с кругом, куб с квадратом, треугольник с конусом.)

(Учитель показывает плоские и объемные фигуры.)

- Но они могут подружиться еще и с другими предметами (учитель показывает апельсин или муляж апельсина).

- Кто с ним дружит? (Шар.)

Муляж с апельсином берет в руки ученик с шаром в руке. Далее учитель показывает рисунки яблока, помидора. Рисунки переходят в руки ученику с кругом в руке или на шапочке.

И так далее: муляж моркови отдается ребенку с конусом, а рисунок моркови- ученику с треугольником на шапочке; далее раздаются коробка и рисунок телевизора анфас.

- Дома с радителями подумайте, какие у вас дома найдутся друзья у остальных наших фигур.

- Все эти наши семейки дружат с двумя мастерами - художником и скульптором.

На доске - рисунки и объемные игрушки животных.

- Так кто же с кем дружит? (Объемные тела с игрушками, плоские - с рисунками.)

- А значит, объемные работы - со скульптором, а плоские - с художником. На сегодняшнем уроке мы с вами - художники - аппликаторы. Значит, и работать будем с плоскими фигурами.

- Возьмите ваши волшебные конверты и загляните в них. Там вы увидете запчасти для ваших будущих игрушек.

- Подумайте, кого из Зверюшек вы хотели бы изобразить. Не забудте, что сначала нужно все разложить, подумать. И пусть ваша фантазия вам поможет.

4. Самостоятельная работа учащихся

 Примеры заданий: рис. 145, 146.

5. Итог урока

 Анализ и показ работ детей.

Многоугольники

Цели урока:

  1. Познакомить детей с многоугольниками, начиная с пятиугольника, различной формы. Закрепить понятие << многоугольник>>. Помочь детям в освоении этого понития, используя для этого игры, план-схемы.
  2. Поощьрять творческое начало детей.

Оборудование:

       Геоконты: большой для учителя и каждому ученику - маленький с набором цветных резинок, геометрические фигуры различной формы (многоугольники) для ковролина.

Ход урока

План урока

  1. Познакомить детей со сказкой.

  2. Предложить на ощуп сосчитать углы многоугольников.

  3. Предложить построить свои многоугольники на Геоконтах.

  4. Игры с Геоконтом с использовании план-схем.

  5. Выполнение практических заданий.

1. Знакомство со сказкой.

  Однажды вечером, когда поук Юк и малышь Гео играли в Геоконт, а ворон Метр, спокойно сидел на спинке стула, в доме неожиданно погас свет. Малыш и Юк расстроялись, так как дальше невозможно было продолжать играть. Чтобы их развеселить, Метр предложил новую игру. Он сказал:

 - Зачем нам свет, когда и без него можно играть. Я знаю игру, в которую нужно играть в темноте или закрыв глаза. она называется " Угодай на ощубь". Правила игры таковы: один на Геоконте волшебной резинкой (а, может быть, и двумя) делает любую фигуру, а второй на ощубь отгадывает ее название, чститает все стороны, называет, сколько тупых, сколько прямвх, сколько острых углов у этой фигуры.

 - Замечательно, - сказал малыш, - теперь мы не соскучимся.

  И малыш взялся за Геоконт. Он быстро натянул резинку на несколько гвоздей и передал Геоконт Юку, сказав:

 - посчитай гвоздики и назови фигуру.

  Юк быстро сосчитал гвоздики и сказал:

 - Это треугольник, так как резинка натянута на три гвоздика. Теперь я выложу а ты отгадай.

  Малыш взял Геоконт с заданием и стал медленно ститать гвозщдики с ризинкой:

 - Раз, два, три, четыре - это четырехугольник.

 Метр прокаркал:

 - А теперь я загадаю, - он взял Геоконт и выложил резинкой фигуру. - Назовите-ка вот эту фигуру.

  Малыш стал считал гвоздики:

 - Один, два, три, четыре, пять. Пять гвоздиков. Такую фигуру мы еще не проходили, но, если подумать, то получается так: если у фигуры три угла, т.е. резинка натянута на три гвоздика - это треугольник, если четыре - четырехугольник, а если пять, то, наверное, это - пятиугольник.

 - Правильно. А теперь какая фигура у меня получилась?

  Ворон выложил на Геоконте новую фигуру и отдал Юку. Юк долго сцитал и, наконец, сказал:

 - Это восьмиугольник, потомукчто у него восем углов, как раз по гвозьдику на каждую мою лапку.

  В это время вспыхнул свет. И все увидели, как Юк сидит на Геоконте и держится за каждый гвоздик с резинкой одной из своих лапок. Гео рассмеялся, ворон весело закаркал:

 - Хорошо сообразил. Теперь попробуй посчитать углы в этой фигуре, причем назови отдельно тупые, прямые и острые.

  И гра продолжалась почти до утра. Спать никто не хотел. Играли, отгадывая и с открытыми, и с закрытыми глазами, апределяя фигуры на ощубь. Всем было очень весело.

2. Практические задавния

  1. Выложить на Геоконте семиугольник и назвать его - дать имя всем его гвоздикам (см. рис. 147).

  2. Выложить на Геоконте многоугольник, у которого три тупых угла, остальные острые.

  3. Используя картинки для ковралина с изображением многоугольников (карты-схемы), выполнить задание: выложи фигуру, которая будет в ряду многоугольников следующей: пятиугольник,шестиугольник, ...

  4. На ковролине (можно для этой цели использовать маленькие Геоконты) прикреплены рисунки с изображением фигур: цифры, лодки, вазы, домика, звызды,листа. Выполнить задание:

 - под картинками перепутана подписи, поставь верно;

 - назови многоугольники (посчитай углы);

 - назови в каждой фигуре все тупые, прямые и острые углы.

 5. Используя два Геоконта, выполни следующие задание: построй на втором Геоконте сапожок - точную копию сапожка с первого Геоконта (рис. 148), но в зеркальном отображении.

 6. На Геоконте выложи фигуру, которая будет зеркально отражаться на второй половине Геоконта (крыло бабочки), используя как осевую линию Б-4  З-4 ( рис.149).

 7. Провести игру "Определи на ощуб фигуру": один из детей строит фигуру, второй на ощупь определяет количество углов в ней и дает название. Затем дети меняются ролями. Учитель контролирует ход игры.

Примеры многоугольников

Цели урока:

  1. Тренировать в нахождении периметра любого геометрическог многоугольника.
  2. Через нахождение периметра квадрата подвести детей к операции умножения.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Работа над новым материалом

Однажды все стороны плоской фигуры

Решили сложиться и что-то купить.

Прибавили быстро они друга к другу

И им не пришлось в магазинчик ходить.

У них получился периметр отличный,

Когда те сложили все длины свои...

Прекрасный для фартазии простор-

Периметр выходит из суммы сторон!

Периметр многоугольника- это сумма длинн всех его сторон. Обозначается буквой Р.

- Ребята, а теперь давайте подумаем вместе, как можно вычислить периметр?

1 способ: измерить все стороны линейкой и сложить получившиеся результаты по анологии с нахождением длины ломанной.

2 способ: начертить прямую линию и на ней с помощью циркуля отложить отрезки, равные сторонам многоугольника, и узнать длину всего получившегося отрезка.

3. Первичное закрепление

1. У каждого ученика- модели треугольников. Найти периметр одного первым способом, другого- вторым способом.

2. Длины сторон треугольника: 4см., 20см. и 15см.

- Вычислить периметр.

3. Работа по карточкам (рис.150).

- Вычисли периметры фигур, используй циркуль.

4. Найти периметр прямоугольника, если его стороны равны 2см., 4см., 5см., 1см., 3см.

4. Физкультминутка

5. Повторение изученного

1. Отрезок АМ длиннее, чем отрезок МТ. Отрезок МТ длиннее, чем отрезок ОК. Начерти схематически.

2. Крышка стола имеет 4 угла. Если один из углов отпилить, сколько останется у крышки углов? какая геометрическая фигура получиться?

3. Игра "Одним росчерком" (рис.151).

6. Итог урока

- Что такое периметр?

-Расскажи, как найти периметр многоугольника двумя разными способами?

Домашнее задание

Начертить любой четырехугольник и найти его периметр.

Окружность. Круг. Циркуль-помощник

Цели урока:

  1. Познакомить детей с новым понятием- круг. помочь детям освоить признаки круга.
  2. Дать понятие "окружности", определить местоположение окружности по отношению к кругу.
  3. Освоить с детьми работу с циркулем- помощником.

Оборудование:

  Большой Геоконт, цветная резинка; пружинный конструктор, карточки для ковролина с изображением предметов круглой формы. Шаблоны треугольника, квадрата, прямоугольника, ромба. Циркуль-помощник, бумага, карандашь.

Ход урока

План урока

   1. Познакомить детей со сказкой.

   2. Определить круг, как одну из геометрических фигур. Сравнить круг уже с известными геометрическими фигурами.

   3. Определить местоположение окружности по отношению к кругу.

   4. Выполнить практические задания.

1. Знакомство со сказкой

  Както раз малыш Гео весь день чемто занимался, вырезал ножницами фигурки. А к вечеру, когда прилетел Метр в гости, малыш достал сделанный из бумаги треугольник, квадрат, прямоугольник и ромб. Посмотрев на всех, малыш торжественно сказал:

 - Сегодня я буду вашим учителем, а вы моими учениками. Скажите, можно ли покатать эти фигуры?

  Метр сразу хотел отметить, но малыш предупредил его и попросил дать время поуку подумать. Юк попытался прокатить по столу каждую из фигур, но у него ничего не вышло.

 - Что то мешает, - сказал он.

 - Конечно, - сказал Метр, - Ведь у всех этих фигур есть углы. Они то и мешают.

 - Хорошо. А теперь посмотрите по сторонам и найдите те предметы, у которых нет углов, - попросил Гео.

 - Это очень просто, - сказали ворон и паук.

  И они стали перечислять: монеты, тарелка, кольцо, циферблат часов.

 - Хорошо. Теперь попробуйте прокатить по столу эти предметы, если есть возможность.

  Монеты и кольцо легко прокатились по столу.

 - Почему это произошло? - спросил малыш.

 - Потомучто у этих предметов нет углов.

 - Метр, скажи, пожалуйста, нам, а как называется эта фигура, у которой нет углов?

 - Это круг.

 - А как его нарисовать? - спросил Юк.

 - Для этого вам нужен циркуль. С его помощью можно нарисовать круг очень быстро и ровно.

  На следующий день ворон принес циркуль и стал учить друзей рисовать круг. Он объяснил:

 - То место, в которое циркуль уперается своей острой ногой без карандаша, называется центр круга. А во та линия, которую рисует циркуль своей второй ногой, называется окружностью.

 - Как окружностью? Ведь ты сказал круг. Если это окружность, то что такое круг? - спросил Гео.

  Ворон попросил дать ему цветной карандаш. Этим карандашом он закрасил весь круг.

 - Все то, что я разукрасил карандашом, называется кругом. А окружность - это линия, которая проходит около круга. Представьте себе детей которые встали в хоровод во круг елки, стоящий в центре круга. Кажый из детей удален от елки на одинаковое растояние. Между собой дети стоят так близко, что, если смотреть с верху, кажутся общей линией. Эти дети - " окружность", а елка - "центр окружности" или, можно сказать, "центр круга".

  С помощью цыркуля друзья научились рисовать на бумаге круги разного размера. Но им хотелось выложить окружность на Геоконте. Малышь попытался это сделать, но у него не получилось, так как на его Геоконте гвоздики были расположены далеко друг от друга.

  Прошло несколько дней, и отнажды к вечеру ворон прилетел и пригласил друзей выйти на улицу. У стены дома малыш и поук Юк увидели большой деревянный квадрат.

 - Это Новый Геоконт - подарок от Луча - Владыки вам, чтобы вы смогли построить красивые окружности.

  Друзья внесли подарок в дом и внемательно рассмотрели его: это был необычайно яркий, разноцветный Геоконт, с огромным количеством гвоздиков. Гео быстро нашол центр и с помощью новой резинки - пружинного металлического конструктора - быстро построил окружность (показ на большом Геоконте).

 2. Практические задания

  1. Построить с помощью пружинного конструктора на большом Геоконте круг с центром в точке Ц.

  2. На своих листах бумаги начертить круг, обозначить центр точкой и буквой Ц.

  3. Из этого же центра провести другой круг побольше, раздвинув для этого циркуль.

  4. Ответить на вопрос: "Сколько кругов с центром в этой точке можно провести?"

  5. С помощью пружинного конструктора (разомкнутого) дать определение окружности (кривая замкнутая линия).

  6. Уточнить, что можно использовать, как подсобное средство, для написания круга, если нет циркуля? (блюдце, кольцо,...).

  7. Нарисовать на листе бумаги круг с помощью циркуля, который будет больше (меньше) данного на карточки круга. Что для этого нужно сделать с циркулем?

  8. Моделирование при помощи резинок.

3. Загадки

Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо на колесо.

Кто же я такой, друзья?

                                                                                         (Круг)

 

У круга есть одна подруга,

Знакома всем ее наружность.

Она идет по краю круга

И называется - ...

                                                                                Окружность)

Весь век идет Еремушка,

Ни сна ему,ни дремушки.

Шагам он точный счет ведет,

А все же с места не сайдет.

                                                                                          (Часы)

Сговорились две ноги

Делать дуги и круги.

                                                                                     (Циркуль)

Восемь ног как восемь рук,

Вышевает шелком круг.

Мастер в шелке знает толк.

Покупайте, мухи, шелк.

                                                                           (Паутина,паук)

4. Игра "На что похожа фигура?"

Трапеция: на карабль, вазу, крышу, ...

Кривая линия: змея, волна, горы, река, лента, ...

Дуга: мост, радуга, гора, ...

Круг: рубль, бублик, колесо, ...

 

Окружность и круг

Цели урока:

  1. Познакомить отличительными чертами круга и окружности; тренировать вычерчивании фигур и узоров с помощью циркуля.
  2. Расширить кругазор детей, способствовать развитию внимания, мышление.

Ход урока

 1.Организационный момент

 2.Работа над новым материалом

1. На доске рис.155. Учитель читает стихи:

У круга есть одна подруга,

Знакома всем ее наружность!

Она идет по краю круга

И называется окружность.

Встретилась Окружность с Кругом,

Спорить стали вот о чем:

Кто главнее всех вокруге,

Кто сначала, кто потом?

Круг сказал, что он главнее:

"Я большой и, посмотри, -

Весь заполнен в середине,

Есть по краю и в нутри".

Тут воскликнула Окружность:

"Жить не сможешь без меня".

Я Ведь линия сплошная

И граница я твоя".

Долгл спорили фигуры

Кто из них кого главней,

И соседей опросили

И знакомых, и друзей,

Но закончить этот спор

Не смогли и досихпор!

2. Димонстрация куска трубы, закрытого с двух сторон бумажными крышками (плоскими).

Поверхтность крышки - круг. Круг ограничен окружностью.

 - Окружность можно начертить с помощью циркуля. Одну ножку циркуля необходимо зафиксировать в точки, а другой проводить кривую линию до получения замкнутой области.

3. Первичное закрепление

 

1. Начертить несколько окружностей разными растворами циркуля. Раскрасте получившиеся круги.

2. На рисунке изображены пары окружностей. Как они расположены относительно друк друга? Обознач буквами общие точко окружности.

3. Точка О - центр круга. Какие из отмеченных точек принадлежат кругу, а какие находятся в не круга? Принадлежит ли кругу его центр?

4. Точка О - центр окружности какие из отмеченных точек лежат на окружности, а какие не лежат на окружности? Принадлежит ли окружности ее центр - Точка О?

5. Начертите какой-нибудь круг и отметьте зеленым карандашом две точки, принадлежащие кругу и две точки, лежащие на окружности.

4. Физкультминутка

5. Повторение изученного

Начертить в тетради по клеточкам:

а) квадрат со стороной 4 см;

б) прямоугольник со сторонами 5 см, и 3 см.

Найти периметр этих фигур.

6. Итоги урока

- Охарактерезуйте круг.

- Что такое окружность?

- Чем круг отличается от окружности?

7. Домашнее задание

Изгоьовить модель круга из цветного картона.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа студии Наглядная геометрия для младших школьников 3 класс

В программе начальной школы геометрический материал является составной частью курса математики. Изучается геометрический материал в основном на уровне знания-знакомства. Цель студии «Наглядная геоме...

Авторская программа дополнительного образования младших школьников по теме : "Наглядная геометрия"

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития логического, пространственного мышления. Именно поэтому ведущую роль в развитии всех форм мышления является изучение геометрии....

Программа коррекционно-развивающих занятий "Наглядная геометрия и конструирование" для обучающихся начальных классов

Программа занятий рассчитана на обучающихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида и способствует развитию пространственных и геометрических представлений, благоприятствует...

Рабочая программа к курсу"Наглядная геометрия" 1класс

Представлена рабочая программа по геометрии с календарно-тематическим планированием для 1 класса...

Рабочая программа по наглядной геометрии.

Наглядная геометрия, 2 класс, УМК "Гармония"...