Математика
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Остолош Ольга Николаевна

Урок в 1 классе по теме "Величины. Длина" по  ОС "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок математики в 1 классе 20.36 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Урок математики в 1 классе

                                Тема:  ВЕЛИЧИНЫ. ДЛИНА.

Цели:  Сформировать представление о величинах и их измерении (на примере понятия длины). Выявить зависимость между результатом измерения длины и величиной мерки; познакомить с единицами измерения длины – шаг, локоть ит.д. – и эталоном – сантиметр; сформировать умение определять длину отрезка с помощью различных мерок.

  1. Оргмомент

Подарите улыбки мне, а я подарю свою вам, чтобы у нас в гостях было хорошее настроение.

Проверь, дружок, ты готов начать урок?

Всё ль на месте? Всё ль в порядке?

Все ли  правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все расселись по местам – никому не тесно!

По секрету вам скажу: «Будет интересно!

Математику, друзья, не любить никак нельзя!

Очень строгая наука, очень точная наука!

Интересная наука – эта математика!

Знайте, ребята, От знаний зависят

Сила страны и здоровье людей!

Ум и смекалка, а главное, точность-

Вот, что в профессии каждой важней!

Сегодня ваш труд- это учёба. А как вы считаете, так ли важно в любом труде делать точные вычисления и измерения?

1 Актуализация приёмов непосредственного сравнения отрезков по длине. Постановка проблемы сравнения длин отрезков с помощью мерки.

- У нас сегодня гость. Кто это? Догадайтесь сами! (песенка про Буратино, на доске появляется сказочный герой)  Для него очень важно уметь делать  точные измерения и вычисления! Ведь у него  сегодня особенный день! Он идёт  к Мальвине на День рождения!

Ему нужно подарить 2 ленточки одинаковой длины. А их оказалось у него не 2, а 3! Помогите Буратино сравнить   ленты и найти нужные!

( у детей вместо лент  лежит по з полоски: зелёная, красная, синяя)

Ленты мы заменим полосками такого же цвета. Они у вас на партах.

Может сравним по цвету?

- Мне почему-то кажется, что красная лента длиннее всех.

- Смотрите, я наложила их друг на друга вот так и красная кажется длиннее зелёной!

- Наложить друг на друга? Так?

   Что-то я совсем запуталась!

-Покажите  на своих полосках, как их надо правильно наложить или приложить!

- Объясните словами.

( надо наложить их так, чтобы один конец у них был общий. Тогда другие концы покажут, какая полоска длиннее, а какая короче.  ОДИН УЧЕНИК помогает учителю сравнивать ленты, а дети это делают за партами)

- К какому выводу вы пришли?

( мы выяснили, что кр. И син. Ленты имеют одинаковую длину, а зелёная- длиннее)

- Так какие ленточки Буратино подарит Мальвине? (синюю и красную)

Вывод:  Итак, если длины полосок можно сравнивать, то длина является величиной. ( на доску).

                          ФИЗМИНУТКА

  1. Вывод принципа изменения длины отрезков ДОСКА:  2 отрезка ( в разных концах доски)

Буратино Мальвине очень хотел написать поздравление, но так как писать он не умеет, у него получились только линии в виде отрезков А и Б. – Попробуйте  сравнить эти два отрезка   (ответы детей)

Мне кажется, что они равны.

- Кто считает, что А < Б, поднимите руку.

- Кто считает, что А > Б, поднимите руку.

- А кто согласен со мной?

В чём же причина затруднения?

(отрезки невозможно наложить др. на др)

- Что же делать?

- Чем бы вам хотелось измерить их длину?

    ( хоть чем) Тогда измерьте!

(Важно:  ГОВОРИТЬ!) От одного из концов откладываем мерку, там, где мерка  закончилась, ставим отметку;  от этой отметки откладываем мерку ещё раз, пока отрезок не закончится.

    ( 2 ученика у доски измеряют отрезок А;

       2 ученика у доски измеряют отрезок Б)

Остальные дети измеряют длину и ширину парты красными  полосками в парах.

- Сделайте вывод!  ( А< Б)

Вывод: Такой способ сравнения называется ИЗМЕРЕНИЕМ отрезков.

 ( на доску)

  1. Исследование зависимости результатов измерения длины от выбора мерки. Исторические сведения  об измерении длины. Сантиметр.

Предлагаю провести исследование. Посмотрите отрывок мультфильма, который поможет нам разобраться в предположении:  ЕСЛИ НУЖНО ПРОИЗВЕСТИ ТОЧНОЕ  ИЗМЕРЕНИЕ, ТО ДОСТАТОЧНО ЛЮБОЙ МЕРКИ? (или зависит  ли длина отрезка от выбора мерки?)             (  (Просмотр мультфильма « 38 попугаев»)

           -Почему же возникли такие разногласия?

- Так зависит ли длина от выбора мерки?

Предлагаю продолжить наше исследование в учебнике на с. 1 № 1.

Один и тот же отрезок АБ надо измерить с помощью разных мерок. Мерки отмечены разным цветом: синим, красным, зелёным и жёлтым. ( 4с, 6к, 3 з, 2 ж.) Сделайте вывод.  

( чем меньше мерка, тем больше раз она вмещается в отрезке и наоборот)

История: Ребята, я тоже приготовила для Мальвины подарок – тесьму на платье. Как же мне  измерить её длину, если у меня под рукой ничего нет?

- Что бы вы смогли мне предложить?

                          (Ответы детей)

Оказывается не только мы решаем эту задачу. В старину люди тоже искали различные меры     измерения. А были они основаны на размерах разных частей тела  человека. ( с 1, № 2) Это:

Дюйм – длина фаланги большого пальца= 2см 54 мм ( на доску)

Локоть –расст-е от локтя до конца среднего пальца ( на доску)

Фут – длина стопы ( футбол)(на доску)

Сажень – размах рук

Пядь малая – расстояние между концом вытянутого большого пальца и концом указательного. (на доску)
Пядь великая –расст-е от конца мизинца до конца большого пальца ( 22-23 см)

            ( все слова на доску)

-- Попробуйте и вы измерить старинными мерками длину моей тесьмы.    (дети измеряют с учителем)

Странно, получились разные результаты! (ведь древние меры зависели от размеров частей тела, поэтому были не точны.)

Вспомните наше предположение-  достаточно ли любой мерки, чтобы произвести точное измерение? (нет)

Люди поняли, чтобы получить точныерезультаты измерения нужна универсальная мерка. Сегодня такие мерки  существуют  Измеряя ими у всех получается одинаковый результат. С одной из них познакомимся прямо сейчас.  Рассмотрите рис.  К № 3.

Это 1 см. (на доску) и измерительные приборы, с помощью которых измеряют длину в сантиметрах. Это линейка и рулетка.   (ПОКАЗАТЬ  детям)

-- А кто-нибудь умеет измерять длину?

Посмотрите, как правильно измерить длину отрезка АБ.

Нужно совместить начало отрезка в точке А и начало на линейке в точке нуль. Они отмечены на рисунке красным цветом.

-- Чему же равна длина АБ? Почему?

Вывод: Итак, как же правильно измерить длину отрезка с помощью линейки?

ГОВОРЯТ   ДЕТИ:

  1. Приложить линейку к отрезку
  2. Совместить начало отрезка с нулём на шкале линейки.
  3. Найти на линейке число, которое соответствует второму концу отрезка.

4. Практическое измерение длин отрезков с помощью линейки.

-- Попробуйте измерить с помощью линейки отрезки ДЕ  и МК в № 4 учебника.

                       (самостоятельно)

ВЗАИМОПРОВЕРКА

РЕФЛЕКСИЯ:

Что нового вы узнали на уроке?

Продолжите  фразу:

-- теперь я знаю……

-- я умею…..

-- я научился…..

-- было интересно…..

СПАСИБО!

Помните, что у Буратино сегодня важный день? Он собирался к Мальвине на День рождения. А какой день рождения без торта? Давайте мы украсим его для Мальвины свечками: если вам было интересно на уроке и у вас хорошее настроение - …..свеча, если было трудно и настроение у вас испортилось-- ….свеча.

( делаем по рядам)

Я думаю, Мальвине наш торт очень понравится!

-- Спасибо вам за работу!  Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартный урок математики в 4 классе на тему "Математика в углу"

Цель: познакомить детей с понятиями «луч», закрепить знания о“сторонах угла”, “вершине угла”, понятиях “острый угол”, “тупой угол”, “прямой угол”. Учить находить прямой угол среди других углов. Зак...

Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.

Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

Урок математики, "Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества".

Цель:выявить роль математики в жизни людей; познакомить с учебником и правилами работы по нему....

Программно-методическое сопровождение по математике (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по математике для 3-ого класса по учебнику Г.В. Дорофеева, Т.Н. Мираковой, Т.Б. Бука «Математика»»

Данное программно-методическое сопровождение по математике для 3-его класса поможет педагогам в проверке знаний учащихся. Удобство данного материала заключается в том, что весь материал разбит на инди...