Конспект урока в 1 классе. Тема "Уравнение" по системе Занкова
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Урок разработан по теме "Уравнение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_matematike_v_1_klasse.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока.

Математика. 1 класс.

Тема урока: Уравнение

Цели урока: Дать понятие об уравнении как особом виде равенства.

Задачи урока:

Образовательная: Познакомить с особым видом равенства – уравнение.

Развивающая: Развивать умение находить уравнения из числа математических выражений. Продолжить работу над общим и математическим развитием детей.

Воспитательная: Создать условия для воспитания коммуникативных качеств личности.

Оборудование:

Учебник «Математика» для 1 класса (авт.И.И.Аргинская, Е.П.Бененсон, Л.С.Итина); «Рабочая тетрадь» (Е.П.Бененсон, Л.С.Итина); использование ИКТ.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель:

   Здравствуйте, юные математики. Великая страна математики готова раскрыть еще одну свою тайну. Тайну, которая поможет вам еще глубже узнать законы этой страны, сделать свои открытия.

II. Работа с числами.

Учитель:

Первые шаги к открытию мы начнем…  

Посмотрите на экран. Что видите?

(На экране карточки с числами: 6, 1, 2, 3, 4, 7, 25)

Ученики:

- Это числа.

- Это натуральные числа.

- Это цифры.

- Я не согласен, что это цифры, потому что для записи числа 25 нужно две цифры. Это двузначное число, а все остальные – однозначные.

- Можно сказать, что это «лишнее» число из данных на экране.

Учитель:

Вася, подойди к клавиатуре и убери число 25.

Что общего между оставшимися числами?

Ученики:

- Это цифры.

- Это натуральные, однозначные числа.

Учитель:

Назовите из данных чисел самое большое число.

Ученики:

-7.

Учитель:

Назовите число, которое больше 4, но меньше 7.

Ученики:

-6.

Учитель:

-Назовите наименьшее однозначное  натуральное число.

Ученики:

-1.

Учитель:

-Назовите число, которое можно получить, если к 3 прибавить 1.

Ученики:

-Это числа 2 и 3.

( На экране, на втором слайде появляется запись: 7, 6, 1, 4, 2, 3)

Учитель:

-Запишите в тетрадь этот отрезок натурального ряда чисел.

Ученики:

- Это не отрезок натурального ряда чисел. Он должен начинаться с самого маленького числа, а в этой записи первое число – 7.

- Числа в отрезке натурального ряда расположены в порядке увеличения, а здесь они идут не по порядку.

Учитель:

- Тогда составьте из всех этих чисел отрезок натурального ряда чисел и запишите его в тетрадь.

Ученики:

-Задание выполнить нельзя потому, что нет числа 5.

Учитель:

-Давайте добавим число 5. Сейчас можно выполнить задание?

Ученики:

-Да.

Учитель:

-Запишите в тетрадь.

( На третьем слайде - запись для проверки: 1, 2, 3, 4, 6, 7)

Учитель;

- Сравните с моим решением.

Ученики:

 - Вы ошиблись. Вы забыли написать число 5.  

Учитель:

Лена, подойди к компьютеру, определи место записи числа 5 и допиши его.

Ученики:

- Число 5 нужно написать после 4, т.к. оно больше 4, но меньше 6.

Учитель:

-Какие вы внимательные! Молодцы.

Учитель:

-Какие задания можно выполнить еще с этими числами?

Ученики:

- Составить равенства.

-Составить неравенства.

Учитель:

-Задание на выбор: составьте 2 равенства или 2 неравенства. Запишите в тетрадь.

( Ученики составляют самостоятельно, а кто затрудняется с помощью учителя)

Учитель:

-Прочитайте равенства. (Выборочная проверка).

Ученики:

-К 2 прибавить 1 получится 3.

 -Первое слагаемое-3, второе слагаемое-4, значение суммы-7

- Уменьшаемое – 5, вычитаемое -3, значение разности -7.

-А я составил сумму не с двумя, а с тремя слагаемыми: 2+4+1=7;  1+2+3=6

-А у меня значение разности получилось так: 7-1-2=4

Учитель:

-Прочитайте неравенства.

Ученики:

-5 больше 3

-Сумма чисел 6 и 1 больше 4.

Учитель:

-Я вам предлагаю еще одно задание с числами. Восстанови числовые выражения:

5+*=7         *+1=4             3+*=7

Ученики:

-7 –это 5 да 2. Значит, если к 5 прибавить 2, то получится 7.

-Если к числу прибавить 1, то получится следующее число. Значит, предыдущее число 3.

- А чтобы восстановить эту запись, я посмотрел в таблицу сложения. 3+4=7  

Учитель:

-Вы замечательно работали. Ваше умение работать с числами и числовыми выражениями приблизило нас к открытию тайны. Но пред следующей работой необходимо отдохнуть.

III. Физминутка.

Танцевальные движения под музыку.

Учитель:

-Руки подняли, друзья!

 Все мы дружная,…!

Ученики:

-Семья!

IV. Работа по изучению нового материала.

Введение в тему урока.

Учитель:

-Откройте «Рабочую тетрадь» на стр.5, найдите №10. Прочитайте задание.

(Подчеркни «лишнее» равенство. Каждое решение покажи своим цветом.

10+5=15            15-10=5            7+10=17

9+10=10+9        у+10=14           5+3=8)

Дети задание выполняют самостоятельно.

Учитель:

-Сколько решений вы нашли?

Ученики:

-У меня два решения: 15-10=5 – везде знаки «+», а в этом равенстве  «-», у+10=14 – в нем вместо числа буква.

-У меня еще третье решение 9+10=10+9 – равенство с сумами.

-Да, и у меня такое же решение, здесь  применили переместительный закон сложения.

-Я нашел еще одно решение: 5+3=8. В этом равенстве только однозначные числа,

а в остальных и однозначные, и двузначные.

Учитель:

-Молодцы, ребята. Я вами довольна. Вы хорошо объяснили выбранные вами варианты решений. Ребята, а какое равенство среди всех выделяется больше всего?

Ученики:

-Это равенство с буквой: у+10=14

-Это не «у», я знаю это буква «игрек».

-А называется это равенство уравнением.

Учитель:

-Молодец. Правильно. В математике мы пользуемся буквами латинского алфавита. И ты прав: Это равенство называется уравнением.

-Вслушайтесь в слово уравнение (слово «уравнение» появляется на доске).

Что вы слышите?

Ученики:

-Я слышу слово «равно».

-Может быть, нужно что-то сделать равным, одинаковым.

Учитель:

-А что можно сделать «равным»?

Ученики:

-Числа.

-Я не согласен. Не числа, а числовое выражение и число.

Учитель:

-Правы ли вы, узнаем, выполнив номер 172 стр.72.

Что вы увидели на рисунке?

Ученики:

-Мальчик сидит за столом. Он рисует карандашами.

-У мальчика всего 3 карандаша.

-Папа принес мальчику еще карандаши.

-Мальчик продолжил рисовать.

Учитель:

-Сколько карандашей принес папа?

Ученики:

-Мы не знаем карандаши в коробке.

Учитель:

-Сколько карандашей у него стало?

Ученики:

-У мальчика стало 9 карандашей.

Учитель:

-Составьте рассказ  о карандашах.

Ученики:

-У мальчика было 3 карандаша. Папа принес ему еще несколько карандашей. У мальчика стало 9 карандашей.

Учитель:

-Запишите действие и его результат.

Ученики:

-Мы не можем полностью выполнить запись. Нам неизвестно, сколько карандашей принес папа.

Учитель:

-Пропустите клеточку с неизвестным числом. Почему пустая клетка?

Ученики:

-Нам неизвестно сколько карандашей принес папа .

Учитель:

-Какая запись у вас получилась?

Сравните с записью на слайде.

(Появляется запись: 3+=9)

-Прочитаем текст под рисунками.

Дети читают текст.

 ( На слайде запись: В математике неизвестные числа обычно обозначаются буквами ЛАТИНСКОГО АЛФАВИТА.   Xx-икс,       Yy  -игрек,       Zz-зет)

Учитель:

-Поставим эти буквы на место второго слагаемого.

Ученики:

- 3+x =9

- 3+y =9

- 3+z =9

Учитель:

-Сравните с записью в учебнике. Кто выполнил правильно?

Кто запомнил, как называются эти равенства?

Ученики:

-Я запомнил. Это уравнение.

Учитель:

-Молодцы, ребята. Почему эти равенства называются уравнением?

Ученики:

-В них есть буквы латинского алфавита.

Учитель:

-Вот такие  равенства, в которых есть неизвестное число, называются уравнениями.  

V. Физминутка.

(Продолжение работы по теме урока).

Учитель:

У нас были равенства: 5+*=8    *+1=4       3+*=7. Превратите их в уравнения.

Ученики:

- 5+x =7

- y +1=4

- 3+z =7

Учитель:

-Попробуйте составить и записать свои уравнения. Расскажите, как вы выполняли задание.

(Разбираются несколько вариантов самостоятельной работы детей).

-Прочитайте правило на стр.72 учебника.

Учитель:

-Очень хорошо, что вы поняли, что такое уравнение. И все справились с заданием. Найдите в учебнике на стр.73 №173.

Дети читают задание: Найди «лишнее» слово: слагаемое, минус, вычитаемое, уменьшаемое.

Ученики:

-«Лишнее»  слово «слагаемое», так как оно относится к сумме, а все остальные слова к разности.

Учитель:

-Составьте равенства, заменяя слова на числа.

Ученики:

-Уменьшаемое -7, вычитаемое – 2, значение разности – 5 (7-2=5)

-Уменьшаемое – 12, вычитаемое -  2, значение разности – 10 (12-2=10)

-Уменьшаемое – 11, вычитаемое – 10, значение разности – 1 (11-10=1)

Работа по группам:

Ребята 1 группы – в первом равенстве заменяют уменьшаемое буквой латинского алфавита;

Ребята 2 группы –в первом равенстве заменяют вычитаемое буквой латинского алфавита;

Ребята 3 группы – заменяют во втором равенстве буквой латинского алфавита – уменьшаемое;

Ребята 4 группы –во втором равенстве буквой латинского алфавита заменяют  вычитаемое;

Ребята 5 группы –в третьем равенстве буквой латинского алфавита заменяют  уменьшаемое;

Ребята 6 группы –буквой латинского алфавита заменяют вычитаемое в третьем равенстве.

Проверка работ:

у-2=5

7-х=5

х-2=10

12-у=10

z-10=1

11-z=1

Учитель:

-Вы все сделали правильно. С каким математическим понятием вы сегодня познакомились?

Ученики:

-С математическим понятием – уравнение.

Учитель:

-Что такое уравнение?

Ученики:

-Уравнение – это равенство, в котором есть неизвестное число.

Учитель:

-У нас на стр.4 в «Рабочей тетради» есть загадочный рисунок.

Почему он загадочный?

Ученики:

-Я вижу улитку. А что она держит, непонятно.

-Нужно как-то провести линии, и мы поймем, что это за предмет.

Учитель:

-Соедините все точки в порядке увеличения значения сумм.

Ученики:

-Это зонтик!

Учитель:

-Посмотрите, сколько зонтиков приготовила вам улитка!

(На слайде - рисунки зонтиков,

на каждом из которых записано числовое выражение:

5+3=8    6+3=9     x+2=8    6-2<8    z -5=3    5+5>9)

Учитель:

-Помогите улитке найти зонтики, на которых написаны уравнения.  

-Сколько таких зонтиков вы нашли?

Ученики:

-Я вижу два зонтика.

-У меня тоже два.

Учитель:

Ребята, выполняющие задания первого варианта запишут уравнение, в котором есть сумма.

Остальные записывают уравнение с разностью.

Проверка.

Учитель:

-Улитка благодарит вас за работу.

VI. Итог урока. Рефлексия.

Учитель:

-Какое открытие вы сегодня сделали в стране математики?

Ученики:

- Познакомились с математическим понятием – уравнение.

-Узнали, что есть латинский алфавит. Мы будем использовать буквы латинского алфавита на уроках математики.

Учитель:

- Встаньте, пожалуйста, те, кто сегодня пополнил багаж своих знаний.

 Дети встают все.

 Учитель:

- Спасибо за работу. Без помощи и поддержки друг друга мы не смогли бы достичь цели.

                          Оценочный лист практических работ на уроке.

Проверочная работа

Оценка выполнения

1. Составление равенств и неравенств из заданных чисел: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

1.Все учащиеся справились с данным заданием. 6 человек нашли более рациональное решение: составили суммы из трех слагаемых, разность с использованием четырех чисел

2. Задание №10 стр.5 «Рабочая тетрадь»

2 решения нашли – 18 учеников (15-10=5; у =10=14); три решения – 5 учеников (15-10=5; у+10=14; 9+10=10+9); четыре решения нашли – 2 ученика (15-5=5,потому, что знак « -»; у+10=14 –с «у»; 9+10=10+9 – сравнение выражений; 5+3=8 – только однозначные числа)

3. Самостоятельное составление уравнений

С этим заданием справились все ученики

4. Работа в группах

С этим заданием справились все ученики

5.Работа по вариантам

 Задание выполнено у всех правильно

Практические работы, проведённые на данном уроке, показали, что дети различают понятия «равенство»- «неравенство»; знают названия компонентов при вычитании; усвоили новый материал: поняли, что такое уравнение; научились выделять их из группы равенств.

  Кроме этого задания в группах влияют на развитие коммуникативных навыков учащихся.

                                                       Аннотация.

Тема урока: Уравнение.

Класс: 1 класс

Место урока в системе обучения: первый урок по данной теме.

Форма урока: Урок открытия новых знаний.

Цель урока: Дать понятие об уравнении как основном виде равенства.

Задачи урока:

Обучающая: Познакомить с особым видом равенства.

Развивающая: Развивать умение находить уравнения из числа равенств.

Продолжить работу над общим и математическим развитием детей.

Воспитательная: Создавать условия для воспитания коммуникативных качеств личности.

Оборудование: Учебник  «Математика» для 1 класса 2 часть (авт. И.И.Аргинская, Е.П.Бененсон. Л.И.Итина); «Рабочая тетрадь» (авт.Е.П.Бененсон, Л.И.Итина); буквы латинского алфавита: x, y, z; использование ИКТ.

Форма подведения итогов урока: фронтальная.

Форма оценивания учебных достижений учащихся: словесное поощрение.

          Урок организован в соответствии с дидактической системой развивающего обучения Л.В.Занкова. Урок построен таким образом, что все учащиеся вовлечены в активную познавательную деятельность. В течение урока они анализируют, сопоставляют, группируют, делают выводы. Работа школьников направлена не только на воспроизведение знаний, но и на их преобразование. На уроке прослеживается развитие ума, воли, чувства ребенка. Реализуется принцип научности и доступности изучаемого материала, ведущей роли теоретических знаний, осознание процесса учения учащимися.

    В целях решения поставленных задач были использованы современные методы обучения: метод проблемного обучения, частично-поисковый, метод критического мышления. Каждый ребёнок был вовлечён в творческий поиск, в самостоятельное открытие новых знаний, что оказывает большое влияние на развитие познавательных интересов ребёнка.

В течение урока перед учениками неоднократно ставятся проблемные вопросы, которые требуют пробуждения самостоятельной мысли ученика.

  Большое внимание уделяется эмоциональной стороне личности школьника и воспитанию коммуникативных качеств личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики1 класс по системе Занкова

урок математики. 1 класс.учебник Аргинской И.И. Тема урока: Знакомство с различными единицами длины.Сантиметр и дециметр....

конспект урока литературного чтения 2 класс по системе Занкова Л.В. разработала Винакова Жанна Ивановна

конспект урока по литературному чтению во 2 классе по системе Занкова Л.В.(учебник Чуракова Н.А., Свиридова В.Ю.)...

конспект урока по литературному чтению (система Занкова Л.В)

конспект урока по литературному чтению Чарушин "Волчишко"(развивающпая система Л.В.Занкова...

План-конспект урока по математике, 3 класс Развивающая система Занкова

урок математики, 3 класс, III четверть, развивающая система Занкова тема урока: " Умножение многозначного числа на однозначное с переходом через разряд"...

План-конспект урока по математике, 3 класс.Развивающая система Занкова

урок математики, 3 класс, III четверть, развивающая система Занкова тема урока: " Умножение многозначного числа на однозначное с переходом через разряд"...

План-конспект урока окружающего мира по системе развивающего обучения Л.В. Занкова ФГОС с нововведениями сингапурской системы

Комбинированный урок, где формируется понятие "одомашнивание животных", "земледелие". Устанавливаются причинно-следственные связи между прошлым  и настоящим развитием  человечества. Внедрени...