Интегрированный урок (математика + изо), 2 класс
методическая разработка по математике (2 класс) на тему

Тимофеева Галина Николаевна

Тема: "Прямоугольник. Квадрат. Мастерская юного художника"           (нетрадиционное (пальчиковое) рисование)

Цели урока:

Образовательная:- уточнить понятия прямоугольника и квадрата, выявить существенные признаки прямоугольника и квадрата, формировать способность к их распознанию на основе существенных свойств, изображению и вычислению их периметра, познакомить с термином "геометрия";

Развивающая - развивать устные вычислительные навыки, логическое мышление, пространственное воображение, обогащать кругозор учащихся;

- развивать умение передавать настроение через цвет;

Воспитательная:- прививать интерес к предмету, воспитывать чувство дружбыи взаимопомощи, развивать культуру речи и эмоций учащихся;

- развивать воображение и фантазию;     

- в целях решения задач эстетического воспитания содействовать развитию у учащихся чувства прекрасного;

- воспитывать умение видеть окружающий мир в красках и образах.

Авторский медиапродукт: презентация к уроку.

Тип занятия: объяснение нового материала.    

Метод обучения: словесный, практический, наглядный,частично-поисковый.

Средства обучения: мультимедия установка, экран, компьютер, карточки для самостоятельной работы, конверты с фигурами.

Комментарий к уроку:данный урок проводится после того, как дети познакомились с понятиями: прямой угол, геометрические фигуры, плоскость.

            На протяжении всего урока используется практический метод обучения: самостоятельно обводят множество прямоугольников, а затем квадратов, используется ТРИЗ-педагогика - нахождение лишнего понятия, почти все задания решаются учащимися самостоятельно или в парах, а затем проверяются. Также используется работа с триггерами: фигуры AEFD, FEBCи ABCD"выезжают" при нажатии мыши на буквы D,Cи Aсоответственно.

            Пальчиковая /или пальцевая/ живопись широко применяется для профилактики заболевания сердечно-сосудистой и нервной систем, способствует комплексному развитию речи, развивает подвижность пальцев/мелкую моторику/, координацию движений, эмоциональность, мышление, способствует развитию общей тонкой произвольной моторики, развивает творческие способности, учить фантазировать.

Пальцевая /или пальчиковая/ живопись – это увлекательное занятие. Воображение работает со страшной силой, а уж как выходит избыток энергии.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka.doc50.5 КБ
Файл pryamougolnik._kvadrat._2_-_kopiya.pptx1.27 МБ
Microsoft Office document icon razreznaya_kartochka_1.doc26.5 КБ
Microsoft Office document icon razreznaya_kartochka_2.doc235.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: "Прямоугольник. Квадрат"

Цели урока: уточнить понятия прямоугольника и квадрата, выявить существенные признаки прямоугольника и квадрата, формировать способность к их распознанию на основе существенных свойств. изображению и вычислению их периметра, познакомить с термином "геометрия";

развивать устные вычислительные навыки, логическое мышление;

обогащать кругозор учащихся, прививать интерес к предмету, воспитывать чувство дружбы и взаимопомощи.

Оборудование: мультимедия, экран, компьютер, конверты с фигурами, карточки для самостоятельной работы.

Ход  урока

1.Организационный момент.

        Дети, улыбнитесь друг другу. Пожелайте удачи, ведь удача нам сегодня очень пригодится.

        С каким настроением вы пришли на урок? Покажите смайлики.

        Итак, сегодня на уроке мы отправимся в страну , где живут необычные жители. Вы узнаете, как они называются и их отличительные признаки. В дороге вам нужно быть внимательными, точно и быстро считать и выполнять все задания дружно!

2.Устный счёт.

        У.Давайте узнаем название страны. Для этого вы должны найти значение выражения и под ним записать букву, которая появляется на экране./карточка №1/

Слайд./2/

-Разность чисел 12 и 3 уменьшить на 5 /появляется буква е/

-К сумме чисел 7 и 8 прибавьте 3 /м/

-Найдите периметр прямоугольника со сторонами 5 и 2 см /г/

-Уменьшаемое 34. вычитаемое - 12. Найдите разность /е/

-Какое число больше 17 на 6? /о/

-Одна открытка стоит 5 рублей. Сколько стоят 3 такие открытки? /я/

-На сколько число 43 больше 20? /т/

-Найдите периметр квадрата со стороной 4 см /р/

-Увеличьте число 54 на 6 единиц. Сколько получится? /и/

На экране появились буквы е, м, г, е, о, я, т, р, и.

Ребята, какое слово у вас получилось? /геометрия/ В переводе с греческого "ГЕО" - земля, "МЕТРИО" - измерять. Это слово означает "землемерие".

Слайд 3. 

        Геометрия зародилась в глубокой древности. Строя жилища и храмы, украшая их орнаментами, человек применял свои знания о форме, размерах и взаимном расположении предметов. Из геометрии вышла наука, которая называется математикой.

3.Работа по теме урока.

        1) Постановка учебной задачи.

У. Итак, страна, в которой живут необычные жители, называется геометрия. А как будут называться фигуры, которые живут в стране геометрия?

Д. Они будут называться геометрическими.

Слайд 4. 

У. Посмотрите на экран, как называется эта фигура? (треугольник) Назовите следующую фигуру (четырехугольник или прямоугольник). А как называется третья фигура? (четырехугольник)

Как вы думаете, какая фигура здесь лишняя? (треугольник) Почему? Что общего у оставшихся фигур?

Д. 4-е угла, 4-е стороны, четырехугольники.

Исчезает зелёная фигура. У. Почему исчезла зелёная фигура?

Д. У нее не все прямые углы.

У. Что можно сказать про синюю фигуру?

Д. Это прямоугольник, четырехугольник, у него все углы прямые.

Слайд 5. /Фигуры на экране из учебника №1 стр.50/

У. Посмотрите на экран. Сколько прямых углов у 4-х угольников?

Д. Четыре.

У.А как можно назвать одним словом эти фигуры? /прямоугольники/

        

У. Предлагаю вам самостоятельно выполнить следующее задание (у каждого ребёнка карточка с фигурами, аналогичными на экране).

Слайд 6. /из учебника №2 с.50/

У. Обведите замкнутой линией все прямоугольники на рисунке. А теперь обведите квадраты.(Проверка работы на экране).

-Что интересного вы заметили?

Д. Квадрат является прямоугольником.

        2) Открытие детьми нового знания.

- А сейчас подумайте, что лишнее?

Слайды 7-8./лишние фигуры исчезают/

                    ________  длина                

Д. а)Здесь лишнее слово "длина", т.к. это величина, а остальные - геометрические фигуры.

У. Слово "длина" очень часто встречается в математике. Обратите внимание еще раз, как пишется это слово - с одним "н"

    б)                                                                        

Д. Лишний треугольник, т.к. нет прямых углов. /Убираем треугольник/

У. Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. /варианты детей/

Слайд 9. Тема урока: "Прямоугольник. Квадрат".

У. Какая фигура называется прямоугольником? А что же такое квадрат? /ответы детей/ Проверим по учебнику правильность нашего вывода на стр.50

        3) Задание на внимание.

У. Предлагаю вам выполнить интересное задание. Найдите в учебнике № 3.

Слайды 10-11. Прочитайте, что нужно сделать. Подумайте.

Сколько прямоугольников нашли?  А квадратов? /Кто не ошибся, покажите смайлик./

        4) Знакомство с правилом. /стр.51/

Геометрические фигуры весьма разнообразны. Назовите, какие ещё геометрические фигуры вы знаете? /Квадрат, луч, прямая, отрезок, треугольник, круг, овал и др./

Слайд 12. Посмотрите на экран.

Перед вами - одно из семи чудес света - Пирамида Хеопса. Это крупнейшая из египетских пирамид, сохранившаяся до наших дней. В основании пирамиды - квадрат. О ней вы узнаете много интересного на уроках истории.

        5) Физминутка.

Много ль нам, ребята, надо

Для умелых наших рук?

Нарисуем два квадрата,

А потом огромный круг.

А потом ещё кружочки,

Треугольный колпачок.

Вот и вышел очень - очень

Развесёлый чудачок.

        5)Нахождение периметра прямоугольника. Слайд 13.

Выполнение № 4 стр.51

У. Измерим стороны прямоугольника. Что замечаете?

Д. Противоположные стороны равны.

У. Обратимся к правилу на с.51 в учебнике. Назовите в нашем прямоугольнике длину, ширину.

Вспомним, что такое периметр? Запишем стороны прямоугольника и вычислим его периметр.

/Проверка выполнения задания/

4.Закрепление материала.

        1) Ой, ребята! Что-то прямоугольник у нас загрустил. Давайте его развеселим геометрическими загадками:

        - Я загадала фигуру. У неё 4-е угла и все стороны равны. Это ... /квадрат/.

        - Фигура, у которой четыре угла. Это ... /4-х угольник, квадрат, прямоугольник/

        2)Посмотрите на экран. Посчитайте, сколько всего прямоугольников?         /Слайд 14/

        3) Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

У. У каждого из вас на парте лежат конверты с фигурами. /Слайд 15/ Надо соединить фигуры так, чтобы получились прямоугольники. Вы сейчас поработаете дружно в парах. Кто справится, тот тихо встанет возле своей парты.

-Молодцы! /Проверка работы на экране./

6.Итог /промежуточный/ урока.

У. В какой же стране мы сегодня побывали? Понравилось вам наше путешествие? Давайте проверим, как мы усвоили новый материал. А для этого выполним тест. Слайды 16-17.

У. Кто доволен своей работой? Покажите "своё настроение" /дети показывают смайлики/.

- Ребята, пока вы отвечали на вопросы теста, весёлый карандаш /а он житель страны Геометрия/ нарисовал интересную картину. Слайд 18. Посмотрите на неё. Какие геометрические фигуры использовал карандаш?

И сейчас мы с вами отправимся в страну Геометрия. Для этого нужно приготовиться к рисованию.

Подготовка к ИЗО /под музыку дети готовятся к рисованию/

У. 1.Орг. момент.  

 Сегодня мы поработаем с нетрадиционной техникой, которая называется пальчиковая живопись.

2.Работа по теме урока.

Ребята, а в какой  стране мы сегодня побывали на уроке математике? /В стране Геометрия./ Страна "геометрия" очень большая, но мы сегодня говорили только о части её. О каких жителях страны мы говорили? /о прямоугольнике и квадрате/. Вот этих жителей вам надо будет и изобразить. А раз они жители, т.е. живые, не забудьте им придумать одежду или украсить их (головные уборы, обувь, может быть сумочку или трость).

И напоминаю вам, что когда рисунки ваши высохнут, мы как всегда в программе Фотобуч сфотографируем вашу работу и отправим её в наше пространство.

/Пальцевая живопись – это увлекательное занятие. Воображение работает со страшной силой, а уж как выходит избыток энергии./

3. Самостоятельная работа детей.

/Звучит музыка, на экране появляются слайды детей во время рисования/

4.  Индивидуальная помощь учителя.

5. Выставка лучших рисунков.

6. Подведение итогов урока.

        1. Ребята, у нас получился большой и насыщенный урок. Скажите,

с какими геометрическими фигурами мы работали весь урок?

        - Что такое прямоугольник? А квадрат?

        -Были ли у вас моменты, которые вызвали затруднения?

        - Что понравилось?

        - С каким настроением вы уходите с урока? Покажите смайлики.

        

 

                                                                                               

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики 2 класс Автор: Тимофеева Г.Н. учитель начальных классов ГБОУ гимназия № 1274 Москва

Слайд 2

Разность чисел 12 и 3 уменьшите на 5. е К сумме чисел 7 и 8 прибавьте 3. м Найдите периметр прямоугольника со сторонами 5 и 2 см. г Уменьшаемое – 34, вычитаемое – 12. Найдите разность. е Какое число больше 17 на 6? о Одна открытка стоит 5 рублей. Сколько стоят 3 такие открытки? я На сколько число 41 больше 20? т Найдите периметр квадрата со стороной 4 см. р Увеличьте число 54 на 6 единиц. и Составьте из полученных букв слово: Г ЕО МЕТРИЯ

Слайд 5

Сколько прямых углов у четырехугольников?

Слайд 6

Обведите замкнутой линией все прямоугольники, а затем квадраты. Проверьте! Что замечаете?

Слайд 7

длина Назовите, что лишнее? дли н а

Слайд 8

Какая фигура лишняя?

Слайд 9

Тема урока: Прямоугольник. Квадрат.

Слайд 10

№3, стр. 51. Сколько квадратов на рисунке? Назовите их. A E F D D A E B C F

Слайд 11

A F D C B E

Слайд 13

№4, стр. 51. D C B A АВ = 5см С D = 5см ВС = 2см AD = 2см 5 + 5 + 2 + 2 = 14 (см) Проверьте!

Слайд 14

Сколько всего четырёхугольников? 9

Слайд 15

Соедините фигуры! Е D С А В 3 2

Слайд 16

1. Выберите правильный ответ : а) У квадрата все стороны равны. б) У прямоугольника все стороны равны. 2. Длина прямоугольника – это а) сторона, которая длиннее. б) сторона, которая короче. 3.Какие утверждения правильные? а) Любой квадрат – это прямоугольник. б) Любой прямоугольник – это квадрат. Тест.

Слайд 17

Проверьте себя: 1 а 2 а 3 а

Слайд 18

Какие геометрические фигуры нарисовал карандаш?

Слайд 21

МОЛОДЦЫ !



Предварительный просмотр:

Обведи замкнутой линией все прямоугольники,

а потом квадраты.

Обведи замкнутой линией все прямоугольники,

а потом квадраты.

Обведи замкнутой линией все прямоугольники,

а потом квадраты.



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок математики во 2-ом классе ( математика, литература)

                            Урок математики. 2-ой класс. Учитель: Игошина Л.М. ГОУ СОШ № 1108Тема урока: "Сложение и в...

интегрированный урок математики 3 класс по теме "Внетабличное умножение и деление"

Материал по математике связан с материалом по окружающему миру.Интересно!...

Методическая разработка интегрированного урока математики 1 класс. Повторение

Данный урок был разработан в рамках участия в конкурсе "Открытие года". Урок представляет собой интегрировнное занятие по математике, окружающему миру и технологии....

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Интегрированный урок математика и познание мира (2 класс) Математика. Тема: Закрепление изученного материала. Познание мира. Тема: Человек, растения и животные. Виртуальная экскурсия в зимний лес.

Интегрированный урок  математика и познание мира (2 класс). Закрепление изученного материала.  Математика. Тема:  Закрепление изученного материала. Познание мира.  Тема: ...

Интегрированный урок Математика + Музыка. 3 класс.Тема; "Точки соприкосновения в музыке и математике"

Познакомить детей с открытиями Пифагора в музыке и математике; увидеть точки соприкосновения музыки и математики; учить работать в малых группах, используя технологию сотрудничества; развивать познава...

технологическая карта интегрированного урока математики. 3 класс

интегрированный урок математики 3 класс. "День рождения Кроша"...