Формы и методы работы над текстовыми задачами.
статья по математике по теме

Одна из основных задач обучения математике в начальной школе – формирование у учащихся общего умения решать задачи. Математику любят в основном те ученики, которые умеют решать задачи. Следовательно, научив детей владеть умением решать задачи, мы окажем существенное влияние на их интерес к предмету, на развитие мышления и речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                 

Тема: «Формы и методы работы над текстовыми задачами

             как способ развития аналитического мышления».

        Одна из основных задач обучения математике в начальной школе – формирование у учащихся общего умения решать задачи. Математику любят в основном те ученики, которые умеют решать задачи. Следовательно, научив детей владеть умением решать задачи, мы окажем существенное влияние на их интерес к предмету, на развитие мышления и речи.

         В психологической литературе понятие «задача» трактуется достаточно широко. Это объект мыслительной деятельности человека или цель, данная в определенных условиях.

         Общее умение решать задачи складывается из знаний о задачах и процессе решения задач (в частности, об этапах решения задач, о приемах, помогающих решению) и умений применять обобщенные приемы, помогающие решению к любой задаче.

         Один из таких приемов – разбор задач: рассуждение от данных к вопросу, от вопроса к данным или смешанного вида, необходимость которого научить учеников самостоятельно пользоваться аналитическим и синтетическим способами рассуждения.

         Огромное значение обучению умения рассуждать имеет разбор задачи с использованием графических схем, кратких записей, рисунков,

опор – перфокарт. Для этого важно при работе над задачей научить детей выделять основные (опорные) слова, которые связаны с действием, соответствующим сюжету. Так, обучая детей умению анализировать задачу, первое время (в период, когда только вводится простая задача) я коллективно провожу следующую работу в классе: дети читают два раза задачу самостоятельно, затем вслух. Выделяем первую смысловую часть задачи, то есть, что говорится о первом данном, и ставим простым карандашом вертикальную черту. Затем читаем текст задачи дальше, выделяем вторую смысловую часть, то есть, что говорится о втором данном, и тоже ставим черту. Например: «В гараже было 8 машин,  3 уехали. Сколько машин осталось?»

Основные слова – было, уехали, осталось.

С первых уроков обучения решению задач стараюсь ввести ученика в задачу как действующее лицо. Для этого говорю, чтобы каждый из них представил, что это он катается с горки с друзьями, он едет в автобусе, он покупает линейку и карандаш и т.д. Мысленно увиденное, дети рассказывают или схематично зарисовывают. Рисунок лучше помогает понять текст задачи.

Например: «Было несколько цыплят,  к ним прибежали еще цыплята. Сколько всего стало цыплят?

 

Основные слова – (выставляю три карточки)

Было                   Прибежали                   Стало

Продолжая беседу, задаю вопрос: «О чем спрашивается в задаче?»

Ставлю около слова стало знак вопроса.

Прошу ребят поставить знаки «+ , - , =» и обосновать, почему выбран тот или иной знак (прибежали, значит стало больше, ставим  «+»)

Задаю вопросы: «Какое слово в задаче заменяет самое маленькое число? (Было, прибежали). Большое число? (Стало).

Затем слово прибежали заменяю словом убежали. Дети тут же догадываются, что « + » надо заменить на « - ». Обращаю внимание на то, что слово стало заменяем словом осталось.

Было   -   Убежали   =   Осталось

Наряду с этой работой учу детей составлять задачи обратные данным.

Осталось  +  Убежали  =  Было

Было  -  Осталось  =  Убежали

Такая работа способствует развитию мышления и устной речи, позволяет сформировать у каждого ученика полноценное умение решать такие задачи не за счет «натаскивания» на основе ранней типизации задач и большого числа их, а за счет разнообразной творческой деятельности каждого ученика.

Уделяю большое внимание разнообразным преобразованиям задач, сравнению задач:

- преобразование текстов, не являющихся задачами в задачи;

- изменение вопроса, условия, данных, чтобы действий в решении стало больше (меньше), чтобы задача стала не решаемой, чтобы появились лишние (недостающие) данные. Например: «Коля поймал 4 окуня и 3 леща. Сколько карпов поймал Коля?» Такое задание покажет детям, что содержание каждой задачи надо внимательно прочитать, заставит их внимательнее относится к условию.

- изменение текста задачи, чтобы в её решении появилось обратное действие.

Постоянное использование всех этих аспектов работы с задачами дает хорошие результаты, способствует формированию умения решать задачи «не механически», учат устанавливать связь между данными и искомыми величинами, развивают аналитическое мышление.

                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над текстовой задачей как средство формирования внутреннего плана действий у учащихся 1, 2 классов

презентация на тему "Работа над текстовой задачей как средство формирования внутреннего плана действий у учащихся 1, 2 классов...

Испрльзование моделирования в процессе работы с текстовой задачей в 1 классе

Умение решать текстовые задачи является одним из основных показателей уровня математического развития младшего школьника. Первый этап работы над задачей включает анализ, цель второго – уста...

Работа над текстовыми задачами

Текстовые задачи в курсе математики начальной школы занимают большое место. С одной стороны, они нужны для того, чтобы сформировать у учащихся умение решать задачи, с другой — они могут быть исп...

Работа над текстовой задачей в начальной школе

Материал содержит рекомендации для начинающих учителей....

работа над текстовыми задачами в начальной школе

Обучение решению текстовых задач...

Доклад на тему "Работа над текстовыми задачами"

Доклад на тему "Работа над текстовыми задачами"...

Мастер-класс "Реализация эффективных форм работы над текстовой задачей на уроках математики в начальной школе"

Материал содержит анализ и эффективность использования традиционных и современных приемов при работе над текстовой задачей в начаьной школе....