Урок математики 4 класс. "Деление многозначного числа на двузначное"
план-конспект урока (математика, 4 класс) по теме

 

Цели:

создать условия для знакомства учащихся со способом  деления многозначных чисел на двузначное;

организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий вида:

регулятивных, познавательных, личностных учебных действий, коммуникативных учебных действий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_turbina_i.m..docx680.64 КБ

Предварительный просмотр:

 УМК «Начальная школа XXI века»

4 класс

                                    Математика

«Деление многозначных чисел на двузначное число».

                          Подготовила

учитель начальных классов

МОУ «Гимназия № 2»

высшей квалификационной категории

Турбина Инна Михайловна

г. Инта, Республика Коми.

2011г.

Тема: Деление многозначных чисел на двузначное.

Цели:

создать условия для знакомства учащихся со способом  деления многозначных чисел на двузначное;

организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий вида:

регулятивных, познавательных, личностных учебных действий, коммуникативных учебных действий

Оборудование: учебник Математика 4 кл. В. Н .Рудницкая, Т.В. Юдачева.¸ компьютер

с мультимедиапроектором и экраном¸

опорная таблица «Алгоритм деления многозначного числа на однозначное»¸

 карточки с разноуровневыми заданиями, «Лист самооценки».

  1. Личностными  результатами  обучающихся  являются:  готовность  ученика  целенаправленно  использовать  знания  в  учении и  в  повседневной  жизни  для  исследования  математической сущности  предмета  (явления,  события,  факта);  способность  характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы,  устанавливать,  какие  из  предложенных  математических  задач  могут  быть  им  успешно  решены;  познавательный  интерес  к  математической  науке.
  2. Метапредметными  результатами  обучающихся  являются: способность  анализировать  учебную  ситуацию  с  точки  зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные  отношения  объектов  окружающего  мира, строить  алгоритм  поиска  необходимой  информации,  определять  логику  решения  практической  и  учебной  задачи;  умение моделировать  —  решать  учебные  задачи  с  помощью  знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения  учебной  задачи.
  3. Предметными  результатами  обучающихся  являются:  освоенные  знания  о  числах  и величинах,  арифметических  действиях,  текстовых  задачах,  геометрических  фигурах;  умения  выбирать  и  использовать  в  ходе  решения  изученные  алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приёмы решения задач.

Ход урока:

I.ОРГАНИЗАЦИОННО – МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

Задачи :

формирование  универсальных учебных действий вида:

1) личностных действий -  смыслообразование ( установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом);

Методические приемы: фронтальная работа.

Приветствие.

Сегодняшний урок я хочу начать  словами французского философа Ж.Ж. Руссо (1712–1778 гг.): «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению...» Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Ж.Ж. Руссо.

II.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

А начнем мы как всегда с минутки чистописания.

(Демонстрация слайда № 1)

Внимание! Какое число дано для показа. Прочитайте его. Я пишу, а вы внимательно следите и вспоминаете каллиграфическое написание цифр. Дайте характеристику данному числу по плану.

(Ответы учащихся)

(Демонстрация слайда № 2)

Что мы уже знаем по теме «Деление»? (ответы детей)

Давайте проверим себя.  

Работа в паре. 1 вариант говорит ответы 2 варианту.

На втором вопросе ребята меняются. Право ответа переходит ко второму варианту

 (Демонстрация слайда № 3- 13)

Подведите первый итог  и поставьте в «Листе самооценки» полученные баллы.

 (Демонстрация слайда № 14)

Игра «Пересадки». Что мы проверим в этой игре? (ответы детей)

Ребята решают примеры на деление многозначных чисел на однозначное.

Игра «Пересадки». Учащиеся решают пример, через определенное время по звонку колокольчика начинаются пересадки по схеме. Дети  занимают новое место, берут карточку, на одной стороне которого ответ предыдущего примера (он проверяет и ставит себе + или -) , а на второй стороне новый пример, который ему предстоит решить.

Подведение итогов. Выставление баллов в «Лист самооценки»

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Задачи:

формирование  универсальных учебных действий вида:

1) личностных действий -  смыслообразование ( установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом),нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор;

2) регулятивных действий  - прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик,

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

3) познавательные действия

общеучебные - структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной  форме;

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

логические - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; построение логической цепи рассуждений; доказательство;

4) коммуникативных  действий -  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Методические приемы: наблюдение, сравнение, анализ объектов, фронтальная работа - беседа, работа по заданному алгоритму, поиск путей решения проблемы, выполнение разноуровневых заданий.

Понаблюдайте. (Демонстрация слайда № 15)

-В 1 столбике выражения на деление, деление двузначного на двузначного числа, решаются методом подбора.

-Сравните со 2 столбиком.

-Как вы думаете сможем ли мы применить метод подбора для решения данных примеров? Какие у вас есть предположения. Сформулируйте тему урока.

Тема урока «Деление многозначного числа на двузначное».

-Значит какова цель нашего урока?

Цель: Научиться делить многозначное число на двузначное.

-Найдём сами способ  решения или заглянем в учебник?

-Что нужно знать, чтобы решить такие выражения?

-План-алгоритм.

-Напомните мне алгоритм деления многозначного числа на однозначное число.

(На доске открываются пункты алгоритма)

-Как вы думаете данный алгоритм нам пригодится, поможет. Или нужен другой алгоритм?

-Я предлагаю вам в паре решить данный пример.

(Демонстрация слайда № 20) Дети решают пример.

-Какое открытие сделали?

-У кого какие ответы? (Ответы не у всех одинаковые)

-Может быть нужен другой алгоритм?

-Посмотрите на экран и понаблюдайте. (Демонстрация слайда № 21)

-У кого решение совпало с эталоном? У кого в решении допущена ошибка? Где вы допустили ошибку?

-Сделаем  вывод.

-Для решение данных выражений нужен алгоритм, в который мы добавим еще один пункт. Закрываю единицы в делимом и делителе.

Восстановите алгоритм в паре.

(дифференцированные карточки)

1  группа

2 группа.

Проверьте себя. (Демонстрация слайда № 22)

Подведите итоги в «Листе самооценки».

-Пусть данный алгоритм в дальнейшей работе будет опорой.  

-А что теперь необходимо сделать? Потренироваться.

IV.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗУНов

Задачи:

формирование универсальных учебных действий вида:

1) личностных действий - личностное самоопределение;

2)регулятивных действий - саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий;

3)познавательных   действий -

общеучебные - смысловое чтение как осмысление цели чтения и  извлечение необходимой информации; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

логические - выбор оснований  для сравнений;

4)коммуникативных  действий -  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими нормами родного языка.

Методические приемы: наблюдение, сравнение, анализ объектов, фронтальная работа-беседа, работа с опорой –таблицей, работа по заданному алгоритму

1)Отработка навыка использования алгоритма

-Кто смелый, первый пример решает у доски. Кто быстрее нас решает примеры под звездочкой самостоятельно. Идет проверка

(Демонстрация слайда № 23)

Подведите итоги в «Листе самооценки».

-Мы с вами потренировались. Цель нашей дальнейшей работы.

-Где мы можем встретиться с такими выражениями.

-В задачах.

-Предлагаю решить вам задачи из рубрики «Интересное рядом».

 2 ученика работают за докой. Остальные решают в тетрадях.

(Демонстрация слайда № 24-28)

1. Что такое траулер?

Ежедневный улов траулера составляет 12 т. Сколько дней понадобиться траулеру для добычи 840 т рыбы?

2. Что такое карьер?

За 14 дней в карьере было добыто 5600 т пека. Сколько тонн песка добывают в карьере за сутки?

3. Что такое домна?

Доменная печь за утки выплавляет 3000 т чугуна. Сколько чугуна сможет выплавить печь за 25 дней?

4. Что такое лебедка?

При помощи лебедки погрузили 15 контейнеров, общей массой 9000 кг. Каков вес одного контейнера?

5. Что такое пуд?

Колхозник погрузил на телегу 10 мешков зерна общим весом 480 кг. Сколько пудов зерна в одном мешке?

Подведите итоги в «Листе самооценки». Поставьте столько баллов, сколько у вас правильно решенных задач.

(Демонстрация слайда № 29)

Подходят ли эти задания той цели, которую мы поставили в начале урока?

Выберите тот столбик, который вы сможете решить на сегодняшнем уроке.

Проверь себя.

(Демонстрация слайда № 30-32)

Подведите итоги в «Листе самооценки»

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Задачи:

формирование  универсальных учебных действий вида:

1) личностных действий - смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.

2)регулятивных действий  - саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий;

3)коммуникативных  действий -  управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

Методический прием: фронтальная работа¸ беседа

-Какую цель мы ставили в начале урока? Достигли ли вы этой цели?

Подсчитайте количество  баллов в «Листе самооценки»

Выясняем у кого из учащихся наибольшее количество баллов.

«Лист самооценки» (универсальный)

Виды работ на уроке

Количество баллов

1. Знания теории.

2. Игра «Пересадки».

3. Знание алгоритмов.

4. Решение выражений.

5. Решение задач.

6. Решение уравнений.

7.Работа с величинами.

VI. РЕФЛЕКСИЯ

Задачи:

формирование  универсальных учебных действий вида:

1) личностных действий - оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей)

- Поставьте в тетради на полях знак в соответствии с данными предложениями.

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике «Закрепление. Деление многозначного числа на двузначное » 4 класс

Конспект открытого урока по математике на тему "Закрепление.Деление многозначного числа на двузначное", 4 класс, Школа России,ФГОС. ...

Открытый урок по математике «Закрепление. Деление многозначного числа на двузначное » 4 класс

Открытый урок по математике  «Закрепление. Деление  многозначного  числа на двузначное » 4 класс...

Технологическая карта урока "Алгоритм письменное деление многозначного числа на двузначное число"

Цели деятельности учителя: закрепление алгоритма деления многозначного числа на двузначноеПланируемые результаты:Предметные:Закрепить навык деления многозначного числа на двузначное;Знать алгоритм пис...

Технологическая карта урока математики "Алгоритм деления многозначного числа на двузначное - рефлексия", 4 класс, УМК "Школа России"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИДата: 19.04.2022Школа: №3Класс: 4Урок: МатематикаВремя: 11:20   Кабинет: 4Студент: Илларионов ГригорийГруппа: 43Учитель:  Солдаткина Яна АлексеевнаМетод...

Технологическая карта урока математики "Алгоритм деления многозначного числа на двузначное", 4 класс, УМК "Школа России"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИДата: 15.04.2022Школа: №3Класс: 4Урок: МатематикаВремя: 11:20   Кабинет: 4Студент: Илларионов ГригорийГруппа: 43Учитель:  Солдаткина Яна АлексеевнаМетод...

Технологическая карта урока математики "Письменное деление многозначного числа на двузначное", 4 класс, УМК "Школа России"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИДата: 13.04.2022Школа: №3Класс: 4Урок: МатематикаВремя: 09:20   Кабинет: 102Студент: Илларионов ГригорийГруппа: 43Учитель:  Солдаткина Яна АлексеевнаМет...