«Проблемы формирования у первоклассников УУД моделирования на уроках математики».
статья по математике (1 класс) по теме

Авдиенко Валентина Ивановна

Данная статья содержит опыт формирования  знаково - символического универсального учебного действия  моделирования на уроках математики в первом классе по УМК "Перспектива" автор учебника Петерсон Л. Г. Автор статьи описывает проблемы и трудности возникающие в работе, приводит примеры. Статья сопровождается презентацией, что помогает наглядно рассмотреть проблему, комментарии автора помогут  объяснить причину затруднений и возможно наметить пути выхода из сложившейся ситуации. Статья может быть полезна молодым специалистам, а также учителям начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Круглый стол на тему: «ФГОС второго поколения в начальной школе: первый опыт реализации»

Выступление Авдиенко В. И.

Кадр 1.

 - Добрый день, уважаемые слушатели!

ТЕМА моего выступления: «Проблемы формирования у первоклассников УУД моделирования на уроках математики».

Кадр 2.

Важнейшей задачей современной системы образования, в соответствии с ФГОС 2 поколения, является формирование совокупности «универсальных учебных действий»,  (Кадр 3 .) обеспечивающих «умение учиться».

Кадр 4.

Для успешного обучения в начальной школе,  по мнению группы учёных под руководством  А. Г. Асмолова  должны быть

сформированы следующие  общеучебные знаково – символические универсальные учебные действия:

— кодирование/замещение (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов);

— декодирование/считывание информации;

— умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношения между предметами или их частями для решения задач;

— умение строить схемы, модели и т. п.

Кадр 5.

В период начального образования основным показателем развития знаково - символических универсальных учебных действий становится овладение  действием моделирования.

Умение строить учебные модели и работать с ними является одним из компонентов общего приема решения задач. Наглядное представление словесно заданного текста с помощью модели позволяет перевести сюжетный текст на математический язык и увидеть структуру математических отношений, скрытую в тексте. Использование одних и тех же знаково - символических средств при построении модели для задач с различными сюжетами и разных типов способствует формированию

обобщенного способа анализа задачи, выделению составляющих ее компонентов и нахождению путей решения.

Кадр 6.

Рассмотрим таблицу, мы  видим, что каждая операция действия моделирования, соотносится с операцией решения задачи.

Моделирование как сложный вид деятельности имеет следующие составляющие: предварительный анализ, перевод реальности или текста, её описывающего на знаково – символический язык; работа с моделью; соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью. [2]  

                                                                                Таблица 1

Операции «памятки»

по решению задач

Операции действия моделирования

1.Мне известно…

2.Надо узнать.

Предварительный анализ задачи

3. Объясняю.

Построение наглядной модели Построение числовой модели

4.Решаю.

Работа с числовой моделью

5.Называю ответ

Соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью (текстом)

6.Проверяю.

 Каждый из этих компонентов имеет свой операционный состав, специальные средства, которые должны выступить предметом усвоения учащихся.

Кадр 7.

Чтобы овладеть моделированием как частью знаково – символической деятельности необходимо: различать два плана (обозначаемое и обозначающее); определять тип связи между ними; владеть правилами перевода реальности на знаково – символический язык (уметь построить заменитель); оперировать, преобразовывать и видоизменять знаково – символические средства.

Кадр 8.

Для реализации ФГОС мы выбрали УМК «Перспектива» автор учебника по математике Л. Г. Петерсон.  Автор учебника по сравнению с предыдущими годами издания изменил обложку и незначительно изменил расположение материала на страницах, сохранив при этом содержание, формы и методы работы. Л. Г. Петерсон утверждает:

« Содержание и методическая система строилась на основе использования деятельностного метода во всей его целостности… Это позволяет придать процессу обучения несравнимо большую глубину и создаёт условия для реализации современных целей образования».

Кадр 9.

Технология деятельностного метода позволяет формировать УУД на каждом уроке, независимо от предметного содержания.

Кадр 10.

В первом классе  УМК « Перспектива» автор учебника Л. Г. Петерсон учащиеся подробно изучают разбиение множеств (групп предметов) и величин на части, взаимосвязь целого и его частей. Затем установленные закономерности становятся основой формирования вычислительных навыков, обучения решению уравнений и текстовых задач, при этом  под руководством учителя ребята каждый раз работают с моделями, делают выводы, открывают новые способы действий, находят приёмы решений.

Кадр 11.

Знакомя с задачей, учитель при помощи подводящего диалога раскрывает все операции  решения задачи. Детям предлагается эталон. На этом этапе рассматривается и предметная модель задачи, и чертёж, которые соотносятся с условием и вопросом задачи. Далее под руководством учителя при помощи подводящего диалога ребята легко справляются с заданием «одеть схему» и решить задачу.

Кадр 12.

 Надо отметить, что автор учебника предлагает разнообразные задания для формирования действия моделирования.

-  умение читать схему;

 - дополнить схему по задаче;

 - составить задачу по схеме, рисунку,  составить обратные задачи;

Кадр 13. 

- составить буквенные выражения по словесной модели задачи, делать умозаключения.

 Здесь мне хочется отметить и это первая трудность, что не все учителя готовы к такой работе, тратить время и силы.  Я убеждена, не стоит пропускать эти задания в учебнике, не надо гнаться за количеством выполненных заданий, решенных задач, не подменять работу со схемой, более лёгкой работой с предметным рисунком, счётными палочками, а при необходимости использования соотносить их между собой и учить детей использовать разные виды моделей. Давать тем самым  возможность каждому выбрать тот вид модели, который позволит решить задачу, но стараться расширять возможности каждого ребёнка, поднимать на более высокий уровень.

Кадр 14.

Обучающиеся испытывают трудность при самостоятельном выполнении задания. Прежде всего:  умение выделить в условии задачи слова для заполнения схемы; правильно записать наименование (сократить слово), а главное некоторые дети затрудняются в текстовой модели задачи выделить целое и части, большее число, меньшее число, разность, т.е.  данные необходимые  для заполнения схемы и  последующего решения задачи.

Кадр 15.

Непросто учащимся даётся выбор подходящей схемы, когда изучено несколько видов задач: «Нахождение неизвестного слагаемого», «Нахождение суммы», «Разностное сравнение чисел», «Увеличение, уменьшение числа на несколько единиц», особое внимание следует обратить на косвенные формы данного вида задач,  которые рассматриваются первоначально всегда в паре, как на слайде.   В данном случае я стараюсь обратить внимание детей на текст. На полке 8 книг, это на 4 книги больше… Так где же больше книг? Сделайте вывод если на полке больше, то на столе… (меньше дополняют дети).

Кадр 16.

 - Надо чертить два отрезка или один? Такой вопрос часто задают дети.

Так же хочется отметить, что учащиеся начальной школы, особенно на начальном этапе усвоения за отрезками, буквами и цифрами не видят структуру задачи, взаимосвязи между компонентами, а следовательно, действуют зачастую по аналогии, не задумываясь, формально.

Я полагаю, основа этих затруднений, прежде всего, кроется в недостаточном владении техникой чтения, недостаточно сформированном  умение работать с текстом, умении извлекать из него необходимую информацию, а следовательно, чтобы преодолеть данное затруднение необходимо систематически и регулярно выполнять задания связанные с отработкой техники чтения и работы с текстом на всех без исключения предметах, формируя тем самым информационные метапредметные умения.

Кадр 17.

О ком или о чём говориться в задаче (сколько объектов), что известно, что неизвестно, как обозначим на схеме (возможно, использовать сначала предметный рисунок), какой вывод сделаем глядя на рисунок или схему, т. е. учить детей выполнять все этапы решения задачи и действия моделирования, постоянно напоминать о необходимости  следовать алгоритму. Отрабатывать каждый этап действия. Не торопиться, размышлять, делать выводы, проверять свою работу, при необходимости использовать разные модели (заменять одну модель другой), учить искать и находить решение проблемы. Для учителя учебник и методическое сопровождение открывает большие возможности, а вот как этим воспользоваться, чтобы реализовать на практике требования ФГОС к результатам освоения программы должен задуматься каждый учитель.

Кадр 18.

Всё выше сказанное, позволяет сделать вывод о том, что действие моделирование вызывает у детей и у учителей ряд трудностей, которые можно и нужно преодолевать. Ведь младшим школьникам необходимо овладеть методом  УУД моделирования, так как это делает их учебную деятельность более осмысленной и более продуктивной; систематическое и целенаправленное обучение методу моделирования приближает школьников к методам научного познания, обеспечивает их интеллектуальное развитие, способствует формированию теоретического мышления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Асмолов А.Г.  и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/- М.: Просвещение, 2008.
  2. Белошистая А. В. Обучение решению задач в начальной школе. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2003.
  3. Гальперин П. Я. Формирование умственных действий. /Psychology OnLine.Net
  4. Горбов С.Ф. и Е.В Чудинова. Действие моделирования в учебной деятельности // Психологическая наука и образование. 2000. № 2.
  5. Петерсон Л.Г. Программа «Учусь учиться» по математике для 1-4 классов начальной школы по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…». – М.: УМЦ «Школа 2000…», 2007.
  6.  Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М., 1988.
  7.  Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении.- М.: Знание, 1984.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование на уроках математики во 2 классе.

Статья является методическим материалом, который поможет учителю в разработке урока моделирования способа решения частных задач....

Приемы моделирования на уроках математики при решении задач.

Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД. Реализация этих возможностей на этапе начального математического образования зависит от ...

Использование моделирования на уроках математики

Статья расскрывает особенности изучения единиц длины и площади с использованием моделирования....

Число и цифра 3. Конструирование и моделирование на уроке математики.

Урок математики проводится в 1-м классе. Тема урока:Знакомство с числом и цифрой 3. На отдельных этапах урока учитель применяет приемы моделирования и конструирования....

"Моделирование на уроках математики в начальной школе"

Данный городской семинар проводился для зам. директоров, зав. методических объединений, учителей начальных классов.  Математика имеет все возможности для раскрытия потенциала у учащихся. Реализац...

Презентация (продолжение) к семинару "Моделирование на уроках математики в начальной школе" Часть 2 Моделирование при решении задач.

Данная презентация является продолжением к выступлению на семинаре "Моделирование на уроках математики в начальной школе"  и раскрывает суть применения моделирования при решении текстовых задач....

ВКР "Формирование УДД моделирования на уроках математики в начальной школе"

ВКР на тему "Формирование УУД моделирования на уроках математики в начальной школе" (при решении задач во 2 классе)...