Презентация (продолжение) к семинару "Моделирование на уроках математики в начальной школе" Часть 2 Моделирование при решении задач.
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Романова Анджела Николаевна

Данная презентация является продолжением к выступлению на семинаре "Моделирование на уроках математики в начальной школе"  и раскрывает суть применения моделирования при решении текстовых задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_2-b_romanovoy_a.pptx1.62 МБ
Файл modelirovanie_1-4.docx241.45 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Моделирование во время решения текстовых задач

Слайд 2

Подходы при обучении решению задач 1 . Учить решать задачи определённого вида 2. Применять семантический и математический анализ. 3. Формирование действия моделирования.

Слайд 3

Знакомство с текстовой задачей

Слайд 4

Простые задачи на сложение и вычитание. | ___________ | ________________ | ЦЕЛОЕ ЧАСТИ и С А В С А В

Слайд 5

Простые задачи на умножение и деление. | ____ | ____ | ____ | ______________ | ЦЕЛОЕ ЧАСТИ: - мерка - количество мерок С А С А В В

Слайд 6

В аквариуме 4 больших и 5 маленьких рыб. Сколько всего рыб в аквариуме? Задача 1 | _______ | ________ | Решение 4 + 5 = 9 ( р.) Ответ: 9 рыбок ?р. 4 р. 5 р.

Слайд 7

Составление по картинкам задачи и выражения ? ? 2 6 8 8 8 – 2 8 – 6

Слайд 8

Составление по картинкам задачи и выражения

Слайд 9

У Лены 5 груш. А у Миши на 4 больше, чем у Лены. Сколько груш у Миши? Задача 2 Л.___________ | М.___________ | ________ Решение 5 + 4 = 9 (гр.) Ответ: 9 груш у Миши. ? гр. 5 гр. 4 гр.

Слайд 10

Составь задачи и запиши решение

Слайд 11

Задача 3 Гр. | ___________ | _________ | П. | ___________ | Решение 10 - 3 = 7 (п.) Ответ: 7 персиков у Лены. ? п. 10 гр. 3 У Лены 10 груш. Это на 3 больше, чем персиков. Сколько персиков у Лены?

Слайд 12

Саша купил 5 тетрадей по цене 8 грн . и альбом для рисования за 33 гривны. Сколько денег Саша заплатил за покупку? | ___ | ___ | ___ | ___ | ___ | _________ | ЦЕЛОЕ ЧАСТИ: - мерка - количество мерок Выражение: 8 х 5 + 33 = 73 ( грн .) ? ? 8 8 8 8 8 8 33 грн 5 5

Слайд 13

Заводу необходимо 90 работников: 50 токарей, 10 слесарей, остальные – грузчики. Сколько необходимо грузчиков? | ___________ | ______ | _____________ | 1 сп . 90 – 50 – 10 = 30 (гр.) 2 сп . 90 – (50 + 10) = 30 (гр.) 90 50 Т. Сл. Гр. 10 ?

Слайд 14

? 30 Составление обратной задачи. 90 50 Т. Сл. Гр. 10 ? | ___________ | ______ | _____________ | Решение 50 + 10 + 30 = 90 ( р.)

Слайд 15

У кролика было ____ морковок. На завтрак он съел ___ морковок, а на обед еще ____ морковок. Сколько морковок осталось у кролика? 1) 19 – 6 = 13 (м.) 2) 13 – 3 = 10 (м.) | ______ | ____ | ______________ | 19м. ? 6 м. 3 м . 19 6 3

Слайд 16

От мотка проволоки Ваня отрезал 4 куска по 7 м, а Федя 3 куска по 8 м. После этого в мотке осталось 18 м проволоки. Сколько метров проволоки было в мотке? Запиши решение используя пояснения: 1) ______________(м) – отрезал Ваня 2) ______________(м) – отрезал Федя 3) ______________(м) – всего отрезали мальчики 4) _____________(м) – было в мотке 7 х 4 = 28 8 х 3 =24 28 + 24 = 52 18 + 52 = 70

Слайд 17

Света купила блокнот, циркуль и три закладки. Блокнот стоял _____ грн , циркуль в ___ раза ____________, чем __________ , а цена каждой закладки в __ раз ____________, чем цена __________. Сколько денег заплатила Света за покупку? Б.| ___ | ___ | ___ | ___ | ___ | Ц.| ________________ | ________________ | З. | ___ | 15 2 дороже блокнот _ 5 дешевле блокнота ? грн 15 грн 15 +15х2 + 15:5х3 = 54 ( грн )

Слайд 18

На каждом этаже девятиэтажного дома __ квартир , а на каждом этаже_____________дома _ __квартир . На сколько _ _______ __квартир в пятиэтажном доме, чем в девятиэтажном? 1) 7 х 9 = 63 (кв.) 2) 10 х5 =50 (кв.) 3) 63 – 50 = 13 (кв.) 7 пятиэтажного 10 меньше

Слайд 19

В автобусе ехало 30 пассажиров. На каждой остановке выходило 6 человек, а входило в 2 раза больше. Сколько пассажиров оказалось в автобусе после третьей остановки? 1) 30 – 6 2) 6 х 2 3) (30 – 6) + 6 х 2 4) 6 х 2 х 2 5) 6 х 2 х 3 1. Осталось после 1 остановки 2. Вышли на двух остановках или входили на каждой остановке 3. Оказалось в автобусе после 1 остановки 4. Вышло на двух остановках 5. Вышло на трёх остановках

Слайд 20

Выбор условия к вопросу Сколько всего машин на стоянке? 2. На стоянке 9 легковых машин и 1 грузовая. 3. На стоянке 12 легковых машин, а грузовых на 9 меньше 1. На стоянке 25 машин, из них 20 легковых . 4. На стоянке грузовые и легковые машины. Грузовых на 6 меньше, чем легковых

Слайд 21

Моделирование условия логической задачи на отрезках Дети играли в снежки. Андрей бросил дальше, чем Коля и Витя, но ближе чем Серёжа. | ____ | ____ | ____ | _____ | _ | ____ | ____ | ____ | _____ | _ К. А. В. С. В. К. А. С . Выбери верную схему.

Слайд 22

Построение графа Жили-были три котенка: белый, серый и рыжий. У каждого был свой домик. В каком домике жил каждый котёнок, если серый не жил в первом домике, а белый жил во втором. 1й11 1 2 3

Слайд 23

Развитие визуального мышления у первоклассников на первых уроках. 6 ›5 5=5 6=6

Слайд 24

Комбинаторика на моделях Разукрась разными способами Расположи цифры 4,6,8 разными способами: 4 6 8 4 8 6 6 8 6 8 8 4 4 8 6 4 4 6

Слайд 25

Составь меню разными способами

Слайд 26

Использование моделирования при изучении нумерации

Слайд 27

Использование моделирования при изучении приемов сложения и вычитания чисел 3 2 (7 + 3) + 2 = 10 + 2 =12

Слайд 28

2 3 (12 – 2) – 3=10 – 3=7

Слайд 30

Сотня

Слайд 31

Соотношения между единицами счета и единицами длины Составить графическую схему числа 342 342 _______________________________ З42 = 3с 4д 2ед = 34д 2ед = 3с 42ед 342 см = 3м 4дм 2см = 34дм 2см = 3м 42см

Слайд 32

Вырази в единицах счета и единицах длины 3 20 3 20

Слайд 33

Преобразуй число 302 3 2 3 2 30 2 30 2

Слайд 34

Алгоритмы

Слайд 35

Игра «Вычислительная машина» 64 130 151 128 30 151 130 128 64 30 Б А Ж О В

Слайд 36

Ресурсы: http://poilovo.narod.ru/images/school2111.jpg http://900igr.net/datai/khimija/Organicheskie-kisloty/0024-040-Kozha-cheloveka.png http://cdn-nus-1.pinme.ru/tumb/600/photo/db/1e/db1e1b7e16f2a7d6bfe248762c25da8c.jpg http://images.gofreedownload.net/2/cartoon-car-11163.jpg http://2.bp.blogspot.com/-A7JLWb5YImk/ULxkjrVbaqI/AAAAAAAAQB4/aBarrDSIAEE/s1600/%25D0%259F%25D0%25BE%25D0%25B9%25D0%25BC%25D0%25B0%25D0%25B9-%25D1%2580%25D1%258B%25D0%25B1%25D1%2583-12.jpg h

Слайд 37

https://prv0.lori-images.net/shkolnye-prinadlezhnosti-na-derevyannom-stole-0005789908-preview.jpg http://3.com.ua/images/n3/4caabb61016d39e29f30432f8836a990.jpg http://www.dompoisk.com/fotos/phpFSOK9w1370422404.jpg http://rostov.life-realty.ru/LT-data/r2_housing_estate/bpic_5f64ea2a.jpg http://previews.123rf.com/images/artisticco/artisticco1501/artisticco150100010/35075001-A-vector-illustration-of-happy-kids-playing-snowballs-outdoor-Stock-Photo.jpg Учебник по программе «Школа 2000...» Л.Г. Петерсон 1-4 классы



Предварительный просмотр:

Ялтинский учебно-воспитательный комплекс «Школа-лицей № 9»

                                                                        Зам.директора по УВР Романова А.Н.

«Моделирование на уроках математики в начальной школе»

Практический семинар

Математике надо учить в школе

Еще и стой целью, чтобы знания,

которые тут получают, были бы

  достаточными для обычных

нужд в жизни.

М. Лобачевский

План доклада

  1. Новые ориентиры в математическом образовании.
  2. Методические основы моделирования. Математическая модель.
  3. Использование метода моделирования на уроках математики в начальной школе.
  1. Ознакомление учащихся с приемами математического моделирования.
  2. Применение моделирования при решении уравнений.
  3. Моделирование во время решения текстовых задач.
  4. Использование моделирования при изучении нумерации, приемов сложения и вычитания чисел, а также в работе над единицами длины.
  1. Рекомендации к использованию метода моделирования на уроках математики.

  1. Новые ориентиры в математическом образовании.  (5 мин)

Общеизвестно, что модели являются языком математики, а моделирование – их речью. Успешность овладения математикой определяется, прежде всего, тем, насколько хорошо ребенок научился «разговаривать» на их языке.  Определяется это не только академическими успехами ученика в решении научно-познавательных заданий, а в большей степени жизненным успехом личности -  благодаря способности применять математические методы для решения практических, реальных заданий, которые этого требуют. Согласитесь, это также хороший результат обучения математики в школе.

Учим ли мы своих учеников математической речи? Или, возможно, считаем это сложным заданием для начальной школы? Или просто надеемся на то, что в ходе ежедневного решения примеров и задач дети сами постепенно научатся ею пользоваться?

 Данные мониторинга свидетельствуют о том, что большинство учащихся (60% и соответственно 53%) не умеют работать с готовыми графическими моделями, выполнять творческие задания, применять полученные знания в новых ситуациях для решения проблемы.

С позиции личностно-ориентированного и компетентностного подхода фактически переориентовывает деятельность учителя. Компете́нтность - наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Сравним. В еще действующем Государственном стандарте указано: «Изучение математики в начальной школе обеспечивает овладение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего изучения математики и других предметов… Изучение математики способствует развитию познавательных способностей младших школьников – памяти, логического и творческого мышления, воображения, математической речи».  В новой редакции государственного стандарта цель в образовательной отрасли «Математика» уже определена как «формирование предметной математической и ключевых компетентностей, необходимых для самореализации учащихся в быстроизменяющемся мире».  Предметная математическая компетентность рассматривается как «личностное образование, которое характеризует способность ученика (ученицы) создавать математические модели процессов окружающего мира, применять опыт математической деятельности во время решения учебно-познавательных и практически ориентированных задач».

 Поэтому, овладение математической речью – способность строить математические модели – становится основной целью обучения математики, которое реализуется через формирование у учащихся «умений пользоваться математической терминологией, знаковой и графической информацией».

Позитивный опыт обучения учащихся моделированию (и не только на уроках математики) накопленный системой развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, направленный на формирование у учащихся полноценной учебной деятельности, одной из которых есть моделирование.

Формирование у учащихся умения моделировать является одной из целей развивающего обучения, а модели, которые создают и которыми пользуются дети, – это прежде всего, один из способов формирования умений учиться (а не только способ наглядности).        

Задача нашего сегодняшнего семинара состоит в том, чтобы разобраться в вопросах моделирования, показать, как можно использовать модели для обучения младших школьников решать уравнения и задачи, математические свойства, приемы сложения и вычитания чисел.

2. Методические основы моделирования. (8 мин)

Моделирование — это одно из средств познания действительности. Модель используется для изучения любых объектов (явлений, процессов), для решения различных задач и получения новой информации. Следовательно, модель - некий объект (система), использование которой служит для получения знаний о другом объекте (оригинале).

 Использование моделирования рассматривается в двух аспектах:

 во-первых, моделирование служит тем содержанием, которое должно быть усвоено детьми в результате педагогического процесса;

 во-вторых, моделирование является тем учебным действием и средством, без которого невозможно полноценное обучение.

 Наглядность моделей основана на следующей важной закономерности: создание модели производится на основе предварительного создания мысленной модели - наглядных образов моделируемых объектов, то есть субъект создает у себя мысленный образ этого объекта, а затем (вместе с детьми) строит материальную или образную модель (наглядную). Мысленные модели создаются взрослыми и могут преображаться в наглядные при помощи определенных практических действий (в которых могут участвовать и дети), дети также могут работать с уже созданными наглядными моделями.

В работе с детьми можно использовать замещение предметов: символы и знаки, плоскостные модели (планы, карты, чертежи, схемы, графики), объемные модели, макеты.

 Использование метода моделирования помогает решать комплекс очень важных задач:

 развитие продуктивного творчества детей;

 развитие высших форм образного мышления;

 применение ранее полученных знаний в решении практических задач;

 закрепление математических знаний, полученных детьми ранее;

 создание условий для делового сотрудничества;

 активизация математического словаря детей;

 развитие мелкой моторики руки;

 получение новых представлений и навыков в процессе работы;

 наиболее глубокое понимание детьми принципов работы и строения оригиналов с помощью моделей.

 Модель дает нам не просто возможность создать наглядный образ моделируемого объекта, она позволяет создать образ его наиболее существенных свойств, отраженных в модели. Все остальные несущественные свойства при разработке модели отбрасываются. Таким образом, у нас создается обобщенный наглядный образ моделируемого объекта.    

Научной основой моделирования служит теория аналогии, в которой основным понятием является - понятие аналогии - сходство объектов по их качественным и количественным признакам. Все эти виды объединяются понятием обобщенной аналогии - абстракцией. Аналогия выражает особого рода соответствие между сопоставляемыми объектами, между моделью и оригиналом.

Моделирование является многофункциональным, то есть оно используется самым различным образом для различных целей на различных уровнях (этапах) исследования или преобразования.  В связи с этим многовековая практика использования моделей породила обилие форм и типов моделей.  

Рассмотрим классификацию, предлагаемую Л. М. Фридманом. С точки зрения степени наглядности он все модели разбивает на два класса:

 шаг 1. 1-2

·   материальные (вещественные, реальные);  

·   идеальные.

К материальным моделям относят такие, которые построены из каких-либо вещественных предметов.

Шаг 2

Материальные модели, в свою очередь, можно разделить на статические (неподвижные) и динамические (действующие).

Шаг 3

Следующим видом динамических моделей являются аналоговые и имитирующие, которые воспроизводят то или иное явление с помощью другого, в каком-то смысле более удобного. Например, такая модель — искусственная почка — функционирует одинаково с естественной (живой) почкой, выводя из организма шлаки и другие продукты обмена, но, конечно, устроена она совершенно иначе, чем живая почка.

Идеальные модели делят обычно на три вида:

Шаг 4

· образные (иконические);

· знаковые (знаково-символические);

· мысленные (умственные).

Классификацию моделей можно проводить по различным признакам:

1)  по характеру моделей (то есть по средствам моделирования);

2)  по характеру моделируемых объектов;

3)  по сферам приложения моделирования (моделирование в технике, в физических науках, в химии, моделирование процессов живого, моделирование психики и т. п.)

 4) по уровням («глубине») моделирования.

Наиболее известной является классификация по характеру моделей.

Шаг 5.

Согласно ей различают следующие виды моделирования:

Шаг 6.

1. Предметное моделирование, при котором модель воспроизводит геометрические, физические, динамические или функциональные характеристики объекта. Например, модель моста, плотины, модель крыла самолета и т.д.

Шаг 7.

2. Аналоговое моделирование, при котором модель и оригинал описываются единым математическим соотношением. Примером могут служить электрические модели, используемые для изучения механических, гидродинамических и акустических явлений.

Шаг 8.

3. Знаковое моделирование, при котором моделями служат знаковые образования какого-либо вида: схемы, графики, чертежи, формулы, графы, слова и предложения.

Шаг 9.

4. Со знаковым тесно связано мысленное моделирование, при котором модели приобретают мысленно наглядный характер.

Шаг 10.

5.Моделированый эксперимент – особый вид моделирования где используется не сам объект, а его модель.

Основная цель моделирования – выделить и зафиксировать наиболее общие отношения в предмете для его изучения.

Метод моделирования – это сложное, интегративное образование. Согласно классификации дидактических методов Н.Г. Казанского и Т.С. Назаровой, метод моделирования имеет трехкомпонентную структуру

Шаг 11. (см. схему). Таким образом, в структуре метода моделирования внешняя сторона – это конкретная форма взаимодействия учителя и учащихся. Внутренняя сторона – это совокупность общеучебных приемов (анализа, синтеза, обобщения и т.д.) и способов учебной работы. Технологическая сторона – это совокупность специфических приемов данного метода (предварительный анализ, построение модели, работа с ней, перенос информации с модели на искомый объект – оригинал).

Метод моделирования

Внешняя сторона

           Внутренняя сторона

Технологическая сторона

Формы:

  • изложение
  • беседа
  • самостоятельная работа

  • Психологическая сущность:
  • догматический способ учебной работы;
  • эвристический способ учебной работы
  • исследовательский способ учебной работы

Логическая сущность:

  • аналитический;
  • интетический;
  • индуктивный;
  • дедуктивный;
  • аналитико-синтетический

  • Приемы построения модели;
  • приемы преобразования модели;
  • приемы конкретизации модели

Математическая модель. Математическое моделирование.

Математическая модель – приближенное описание какого – нибудь класса явлений внешнего мира при помощи математической символики. Например, отношения между элементами А, В, С, выражено формулой А+В=С - математическая модель.

Процесс математического моделирования, т.е. изучения явлений при помощи математических моделей, можно разделить на четыре этапа.

Шаг 12.

Первый этап – вычленение существенных признаков объекта.

13.

Второй этап – построение модели.

14.

Третий этап – исследование  модели.

15.

Четвертый этап –перенос полученных на моделях сведений на изучаемый объект.

Особенность моделирования состоит в том, что наглядность представляет собой не простое демонстрирование натуральных объектов, а стимулирует самостоятельную практическую деятельность детей. Умение учащихся работать с моделью, ее преобразование для изучения общих свойств изучаемых понятий составляет одну из главных задач обучения во всех предметных областях.

Для моделирования используются разнообразные математические объекты: числовые формулы, числовые таблицы, буквенные формулы, функции, алгебраические уравнения, ряды, геометрические фигуры, разнообразные графосхемы, диаграммы Ейлера-Венна, графы.

3. Использование метода моделирования на уроках математики в начальной школе. (1,5 мин)

Необходимость овладения младшими школьниками методом моделирования как методом познания в процессе обучения можно обосновать с разных позиций.

Шаг 16.

Во-первых, это способствует формированию диалектико-материалистического мировоззрения.

17.

Во-вторых, как показывают эксперименты, введение в содержание обучения понятий модели и моделирования существенно меняет отношение учащихся к учебному предмету, делает их учебную деятельность более осмысленной и более продуктивной.

18.

В-третьих, целенаправленное и систематическое обучение методу моделирования приближает младших школьников к методам научного познания, обеспечивает их интеллектуальное развитие. Для того чтобы «вооружить» учащихся моделированием как способом познания, учителю недостаточно лишь демонстрировать им разные научные модели и показывать процесс моделирования отдельных явлений. Нужно, чтобы школьники сами строили модели, сами изучали какие-либо объекты, явления с помощью моделирования. Когда учащиеся, решая практическую математическую (сюжетную) задачу, понимают, что она представляет собой знаковую модель некоторой реальной ситуации, составляют последовательность различных ее моделей, затем изучают (решают) эти модели и, наконец, переводят полученное решение на язык исходной задачи, то тем самым школьники овладевают методом моделирования.

Ознакомление учащихся с приемами математического моделирования. (10 мин)

Известный психолог П. Гальперин с коллегами разработал теорию поетапного формирования умственных действий. Согласно этой теории процесс обучения рассматривается как овладение ребенком системой умственных действий , которое происходит в процессе интериоризации (переход  внутрь) отвечает внешней практической деятельности.

Ребёнок совершает практические действия с предметами (сначала с реальными, а потом с воображаемыми) – предметные действия. От них он, с опорой сначала на копировальный рисунок, а потом и на предметные модели, переходит к графическим моделям. После введения математических знаков, букв для обозначения величин ученик для описания действий пользуется формулами, т.е. знаково-буквенными моделями, а потом словесными моделями (определениями, правилами).

Например, перед детьми поставлено конкретно-практическое задание, которое требует найти две одинаковые по объему посудины (разные по форме).  Фото шаг 19

После этого дети (а не учитель) выполняют практические действия: наливают воду в одну банку, переливают её в другую. Если в другую банку ввошла вся вода из первой, то объёмы этих банок равные. Целесообразно предложить детям взять в руки такие две полоски, при помощи которых можно сообщить про отношения между объемами, формами – одинаковые они или разные.  Если объемы банок одинаковые, дети должны поднять две полоски одинаковые по длине, а если разные, то разные по длине. Фото

шаг 20

Для подведения детей к использованию графической модели снова необходимо поставить конкретно-практическое задание: при момощи рисунка показать, что объем  одной банки больше, чем другой. Опыт показывает, что дети начинают рисовать форму банок, т.е. делают копировальный рисунок, или рисуют полоски, при помощи которых показывали отношение объемов банок.

После обсуждения рисунков делаем вывод: рисовать банки – это неудачный способ (неточные рисунки, не изображено отношение объемов банок, работа забирает много времени). Но и полоски у детей тоже разные по ширине и длине, на это тоже идет много времени.

В результате приходим к выводу, что удобнее ширину полоски вообще не рисовать, чертить только длину полоски (т.е. отрезки). Если величины (длина, площадь, масса, объем и т.д.) выявляются одинаковыми, то имеют отрезки одинаковой длины, а если неодинаковые, то их длина должна быть разной. Фото в тетради. шаг 21.

Таким образом вводится изображение величин при помощи отрезков. Дети учатся схематически обозначать величины, а потом строить графические (линейные) модели.

        Целесообразным также является введение в 1-м классе понятий «целого» и «части» и развития умений учащихся устанавливать отношения между этими понятиями.  Как на языке математики записать то, что, наример, яблоко состоит из отдельных частей? Если яблоко целое, обозначим его кругом, а кучочки яблока – обозначим треугольниками, и получим такую графическую  модель.

Шаг 22.  Слайд 7

        +        +        +         =

Упростим и будем иметь базовую модель:

шаг 23.        +        =

Целое и части – это относительные понятия. Основные свойства этого отношения (на множестве натуральных чисел): целое не может быть меньше чем часть, а часть не бывает больше, чем целое; целое равно сумме  частей, а часть равна разности между целым и другой частью

Шаг 24.        =         -    

Всем хорошо известны лучики, которые традиционно используют для изображения состава числа. Шаг 25  Слайд 8         

Так отношения между частями и целым можно показать при помощи знакографической записи:

                           С                                    шаг 26

                                      С

        А              |____________|_____________|

В                            А                         В

Схема, которая описывает действие сложения, вместе с тем описывает и обратное действие – вычитание:

Шаг 27   слайд 9

Понятия части и целого дает возможность ввести переместительное и сочетательное свойства сложения величин.Слайд 10, 11 (2 шага), 12

 Шаг 28,  29, 30  

Как и при изучении сложения и вычитания, для изучения умножения и деления тоже можно использовать моделирование.

Традиционно умножение рассматривается как сложение одинаковых слагаемых. Пусть величину А прибавили В раз: слайд 13.

шаг 31. А+А+А+А+А = АхВ   

Формула А х В читается так: «по А взять В раз» или «В раз взять по А»,

Шаг 32. где А – часть (мерка), которую ма обозначали треугольником.

В – количество равных частей (количество мерок), можем обозначить квадратиком.

Для обозначения целого используем тот же значек – кружок.

Целое характеризуется как результат арифметического действия умножения чисел А и В.

   

        х        =           А х В = С Схема, которая описывае это действие:

        С

|____|_А___|_____________|

        В

Понятно, что когда мы рассмотрим деление как предметное действие, направленное на деление по содержанию или на равные части, появится возможность установить связь умножения и деления. Теперь кроме формулы умножения Шаг 33. Ах В =С, получаем две обратные  на деление шаг 34. С : А = В и шаг 35. С : В = А (с геометрическими фигурами). Это означает, что схема на умножение является схемой  на деление.

Применение моделирования при решении  уравнений. (10 мин)

Для правильного выбора способа решения уравнений необходимо уметь находить отношения целого и части.Когда сформировано это понятие, дети приобретают умения выражать целое через части и части через целое. Установление связей между сложением и вычитанием величин на основе понятия части и целого  дает возможность сопоставлять целое с суммой и уменьшаемым, части  - с слагаемыми или вычитаемым и разностью и увидеть, что разные действия : А+В=С, С-А=В,или С-В=А – характеризуют те же отношения между величинами.

Находить неизвестное при решении уравнений помогают не только правила, но и отношения между частями и целым, представленных в виде графической модели. Слайд 14     шаг 36.

Алгоритм работы при обучении решению уравнений такой:

  1. Рисуем схему уравнения. Х +5 = 12 шаг 37.
  2. Находим целое и части сначала на схеме, потом в уравнении (подчеркиваем)
  3. Называем неизвестный компонент. Выясняем, чем он является: целым или частью.
  4. Анализируем, каким действием будем находить неизвестную величину.
  5. Находим Х. шаг 38, 39

  Построенной схемой можно воспользоваться при решении уравнения на вычитание. 12 – х = 5, посколькусхема, которая описывает действие сложения, одновременно  является схемой на вычитание. Примеры фото из тетради

 Слайды 15,16 (+1 шаг), 17, 18.

Шаг, 40, 41, 41-а, 42,43

Задание разнести данные уравнения на схемы и составить выражение

слайд 19 шаг 44, 45. 44-а, 45-б

Аналогично используется моделирование при решении уравнений на нахождение неизвестного множителя, делителя и делимого.

 Слайд 20( 8  шагов)   шаг 46.

Целесообразно при закреплении связи между умножением и делением познакомить с понятием площадь, формулой нахождения площади прямоугольника  и нахождением  неизвестной стороны. Слайд 21 (1 шаг)

Пример   уравнения.  Слайд 22 ( 4 шага)

Агоритм решения уравнения Слайд 23.

Поскольку  схема умножения является схемой деления, то из одного уравнения можно составить два уравнения на деление.  Площадь – целое, а стороны  длина и ширина – части.

Кроме того, моделирование дает возможность разнообразить творческую работу над уравнениями. Так, учитель может предложить такие виды заданий: 

Слайд 24  

  1. По схеме составить и решить уравнение. Шаг 48.

Слайд 25 (решить с гостями)  

  1. (дано несколько уравнений и схема)  К какому уравнению подойдет эта схема? Найди и реши. Шаг 49.

Слайд 26, 27. 28, 29.

  1. Решать уравнения во время устного счета. Шаг 50, 51, 52,53

Слайд 30 (10 шагов), 31

  1. Составление условия задачи по схеме уравнения.

Новая презентация. (Семинар 2)

Моделирование во время решения  текстовых задач (18 мин)

 Слайд 1

Нельзя не согласится с мнением, что современное образование – это умение школьника взглянуть на реальную, жизненную ситуацию с позиции физика, химика, историка, географа, отнюдь не для того, чтобы стать исследователем в этой области, а для того чтобы в последующем находить решение в конкретных жизненных ситуациях.

Стать настоящим исследователем младший школьник  может, решая текстовые задачи при обучении математике младших школьников.

Один из таких подходов – формирование у учащихся умения решать задачи определённого вида (например, решение задач на разностное сравнение  и т.д., когда отрабатывается определенный вид задач). Другой основан на применении семантического и математического анализа текстовых задач, когда задача разбирается от данных к цели (синтетический способ) и от цели к данным (аналитический). Третий подход основан на методе решения учебных задач. Формирование действия моделирования,  предполагает качественно иное формирование умения решать текстовые задачи.

Арифметические и алгебраические  задачи в литературе ещё называют сюжетными, т.к. в них всегда есть словесное описание какого-то события, явления, действия, процесса. Текст любой сюжетной задачи  можно воссоздать по – другому (предметно, графически, с помощью таблиц, формул и т.д.), а это и есть переход от словесного моделирования к другим формам моделирования. Поэтому в работе над задачами  мы уделяем большое внимание построению схематических и символических моделей, а также умению работать с отрезками, графически моделировать с их помощью текстовую задачу, ставить вопрос, определять алгоритм решения и поиска ответа.  Младший школьник, как известно не обладает достаточным уровнем абстрактного мышления. И наша задача заключается как раз в том, чтобы поступательно научить его представлять конкретные объекты в виде символической модели, помочь ему научится переводить текстовую задачу на математический язык. Мы считаем, что именно графическое моделирование текстовой задачи и , что самое важное, даёт реальную возможность наглядно увидеть и определить алгоритм его решения, осуществить самостоятельную рефлексию выполненного задания.

Но не всякая запись будет моделью задачи. Для построения модели, для её дальнейшего преобразования необходимо выделить в задаче цель, данные величины, все отношения, чтобы с опорой на эту модель можно было продолжить анализ, позволяющий продвигаться в решении и искать оптимальные пути решения. Решение любой задачи арифметическим способом связано с выбором арифметического действия, в результате выполнения которого можно дать ответ на поставленный вопрос. Чтобы облегчить поиск математической модели необходимо использовать вспомогательную модель. Слайд 2 (знакомство с составными частями в 1 классе).

Для воссоздания ситуации в условии задачи  можно использовать схематический чертеж, который обеспечивал бы переход от текста задачи к соотнесению определенного арифметического действия над числами, что способствует формированию сознательного и прочного усвоения общего приема работы над задачей.  Данная модель позволяет сформировать у ученика умение разъяснять, как он получил ответ на вопрос задачи. Но схематическая модель эффективна лишь в том случае, когда она понятна каждому ученику и выработаны умения переводить словесную модель на язык схемы. При обучении решению простых задач на сложение и вычитание вводятся понятия: целое, часть и их соотношение. Слайд 3.( 2 шага)

-Чтобы найти часть нужно от целого отнять другую часть.

-чтобы найти целое нужно части сложить.

При обучении решению простых задач на умножение и деление предлагаются схема и соответствующие правила:

-чтобы найти целое, нужно мерку умножить на количество мерок.

-чтобы найти мерку, нужно целое разделить на количество мерок.

-чтобы найти количество мерок, нужно целое разделить на мерку.

                                                                                        Слайд 4.( 3 шага)

Данный подход в обучении позволяет отойти от старой  классификации простых задач. Важно изображать данные и искомое так, чтобы достаточно ясно выступали зависимости между величинами. Рассматриваемыми в задаче, и их отношениями.

В качестве примера приведу несколько текстовых задач и их способы решения с помощью графических моделей.

Задача 1   Слайд 5. ( 5 шагов)

В аквариуме 4 больших и 5 маленьких рыб. Сколько всего рыб в аквариуме?   

Упражнения на составление задач  и выражений по картинкам ( обратные задачи)  Слайд 6.  (8 шагов) Слайд 7.

Задача 2  Слайд 8

У Лены 5 груш. А у Миши на 4 больше, чем у Лены. Сколько груш  у Миши?

Пример задания на составление задач по картинке и запись решения. Слайд 9.

Задача 3 Слайд 10.( 5 шагов)

У Лены 10 груш. Это на 3 больше, чем персиков. Сколько персиков у Лены?

Задача 4. Слайд 11 (4 шага).

Саша купил 5 тетрадей по цене 8 грн и альбом для рисования за 33 гривны. Сколько денег Саша заплатил за покупку?

Цена одной тетради 8 грн – это единичный отрезок (мерка). Количество единичных отрезков (5) указывает на количество тетрадей. Вторая часть отрезка отражает цену (33 грн) и количество (1) альбомов.

Задача 5. Слайд 12 (7 шагов). Два способа составления схемы. Два решения

Заводу необходимо 90 работников: 50 токарей,10 слесарей, остальные – грузчики. Сколько необходимо грузчиков?

Слайд 13 (3 шага) составление обратной задачи.    СТОП

Приёмы работы над задачами.

На этапе ознакомления использую следующие приёмы:

  • Разъяснение каждой составляющей части модели.
  • Указание к построению модели.
  • Моделирование по наводящим вопросам и поэтапное выполнение схемы.

На этапе осмысления схематического чертежа использую следующие приёмы:

  • Формулирование текста задачи по предложенному сюжету и отрезочной схеме.
  • Соотнесение схемы и числового выражения.
  • Заполнение схемы – заготовки данными задачи.
  • Нахождение ошибок в заполнении схемы.
  • Выбор схемы к задаче.
  • Выбор задачи к схеме.
  • Дополнение условий  задачи.
  • Изменение схемы.
  • Изменение условий задачи.
  • Изменение текста задачи.

Итогом обучения построению и осмыслению схематического чертежа является самостоятельное моделирование задач учащимися.

        Решая текстовые задачи, мы работаем на формирование действия моделирования, и наоборот, чем лучше ребенок овладевает действием моделирования, тем легче ему решать задачи.

Учащихся следует знакомить с различными методами решения текстовых задач: арифметическим, алгебраическим, геометрическим, логическим и практическим; с различными видами математических моделей, лежащих в основе каждого метода; а также с различными способами решения в рамках выбранного метода. Решение текстовых задач дает богатый материал для развития и воспитания учащихся. Краткие записи условий текстовых задач – примеры моделей, используемых в начальном курсе математики. Метод математического моделирования позволяет научить школьников:

 а) анализу (на этапе восприятия задачи и выбора пути реализации решения);

б) установлению взаимосвязей между объектами задачи, построению наиболее целесообразной схемы решения;

в) интерпретации полученного решения для исходной задачи;

г) составлению задач по готовым моделям и др.

Презентация работа над задачами   Слайды 15-22 .

Комбинаторика на моделях с 1 класса

2 класс

Расположи  цифры 4, 6, 8  разными  способами:

В 3-4 классах

«Дерево» (36 обедов)

Фото из тетради

Использование моделирования при изучении нумерации, приемов сложения и вычитания чисел и в работе над единицами длины (5 мин)

Умение преобразовывать числа в единицы счета и единицы измерения чаще всего вызывает некоторые затруднения. И здесь в помощь целесообразно использовать метод моделирования. Изучая концентр «Десяток», дети схематически учатся изображать единицы при помощи точек. Слайд 25. Учатся складывать и вычитать на моделях.  Слайд 26. ( 7 шагов) Слайд 27. 

Изучая «Сотню», дети изображают десятки при помощи малых треугольников. Учатся преобразовывать числа в единицы счета (дес. и ед.)  и параллельно с этим дети знакомятся с сантиметром и дециметром. Что позволяет проводить аналогию в преобразовании единиц длины. А также учат приемы сложения двузначных чисел на числовых схемах.  Слайд 28

       

Изучая «Тысячу», дети узнают, что 10 треугольников (десятков) мы будем условно изображать одним большим треугольником (одна сотня). Параллельно дети изучают новую единицу длины – метр. Преобразовывая числа в единицы счета, мы проводим аналогичную работу с единицами длины.  Слайд 29, пример для числа 342 Слайд 30 (5 шагов)

Пример для числа 320 Слайд 31 ( 6 шагов)

Пример для числа 302 Слайд  32 ( 8 шагов)

Алгоритмы. Слайды 33 и 34 (7 шагов)

Рекомендации к использованию метода моделирования на уроках о математики (3 мин)

  1.  Необходимо понимать, что моделирование в обучении не желательное, а необходимое, поскольку создает условия для полноценного и крепкого овладения учениками методами познания и способами учебной деятельности.
  2. Основными целями моделирования на уроке являются:
  •  построение модели как способ конструирования нового способа действий.
  • обучение построению модели на основе анализа принципов, способов её построения.  
  1. Помните, что первые уроки, связаны с моделированием, по сути, есть уроками постановки учебно-практического задания. Проблема, которая возникает у детей, лежит в том, что способов для отображения общего отношения у них недостаточно. Каждый раз, когда появляется новая практическая ситуация, дети определяют новые отношения – и снова встает вопрос как его передать графически.
  2. Такие «абстрактные задания», как начертить схему по формуле, установить зависимость между величинами, которые входят в состав нескольких формул, и т.п. предлагают тогда, когда отношения исследованы, осведомлены и отображены в знаках, схемах неоднократно. За моделью у каждого ребенка должны стоять действия с реальными предметами, которые теперь он способен выполнить в воображении (умственные действия).
  3. Место модели для ребенка определяется в зависимости от задания
  • Действие может сопровождаться моделью. Например, если конструирование способа легче выполнить на модели, как этап работы над текстовой задачей (отношения между величинами во время чтения отображаются схематически).
  • Модель строится после завершения действий. Для того чтобы осознать выполненное действие, необходимо построить схему отдельного отношения. Построение схемы мотивируется вопросами типа: «Как ты это делал?», «Как бы ты научил других выполнять такие задания?

И еще несколько советов.

  • Начинать надо с изучения специальной литературы. Например, это методика обучения математике в начальных классах и учебников Е. Александровой, Л. Петерсон.
  • На родительских собраниях обязательно познакомьте родителей с методом обучения их детей. Ваши советы и инструкции могут им пригодиться.
  • Используйте любую возможность стать участником мастер-классов по математическому моделированию.

Куда я вас и приглашаю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока математики в 1 классе по теме "Решение задач на нахождение числа больше данного на несколько единиц". УМК "Начальная школа XXI века"

Развитие познавательной активности обучающихся осуществляется  в результате творческой деятельности с геометрическим материалом....

Урок математики во 2 классе по теме "Решение задач. Презентация. Самоанализ

Всем педагогам известно, что лучший урок начинается не по звонку, а во время подготовки учителя к уроку. Я всегда вспоминаю слова Жан Жака Руссо, что скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить нена...

Презентация к уроку математики во 2 классе по теме Решение задач

Презентация "Решение задач"по УМК "Гармония "позволит активизировать внимание учащихся на уроке, закрепить умения решать простые и составные задачи, сформировать познавательные УУД .Тематика задач из ...

Презентация к уроку математики в 4 классе на тему: "Решение задач на движение"

В нашей школе был объявлен день воды, поэтому мне нужно было связать урок с водой. В каких-то этапах урока должны были просматриваться элемнеты воды....

Презентация к уроку математики в 3 классе на тему "Решение задач"

Презентация поможет учащимся лучше усвоить материал урока....

Урок математики во 2 классе по теме: "Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз" ("Начальная школа 21 века")

Данный материал может быть использован коллегами для проведения урока математики по теме: " Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз"...