Урок математики во 2 классе по теме "Решение задач. Презентация. Самоанализ
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Миленченко Алла Федоровна

Всем педагогам известно, что лучший урок начинается не по звонку, а во время подготовки учителя к уроку. Я всегда вспоминаю слова Жан Жака Руссо, что скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподаёт, и ко всему преподаваемому…

Поэтому стараюсь сделать уроки интересными.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики во 2 «Г»классе  

Тема: «Решение задач»

Тип урока: урок - закрепления  

Цель: способствовать формированию умения решать простые задачи.

Задачи

Образовательные: 

Активизировать ранее изученные темы.

Продолжить работу над разными видами задач, формируя умения сравнивать тексты, выделять важные признаки задачи; разбивать текст задачи на две части: условие и вопрос;

Совершенствовать вычислительные навыки.

Развивающие: 

Развивать у детей мыслительные операции, математическую речь в ходе комментирования, объяснения и аргументации.

Развивать познавательную активность и интерес к предмету.

Учить рассуждать, используя ранее полученные знания.

Развивать умения наблюдать и догадываться.

Воспитательные: 

Содействовать воспитанию у учащихся аккуратности, чёткости и правильности при оформлении работ в тетрадях и на доске.

Воспитывать организованность и умения слушать мнение других, высказывать свою точку зрения.

Здоровьесберегающие:

Профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности.

Оборудование:

Презентация (кадров)

Пять синих кружков.

Тетрадь

Карточки

Сигнальные карточки

Этап(*)

Цель, задачи

Содержание

Орг.момент

(2-3мин)

Подготовка учащихся к работе на уроке.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Слайд 1  

Слайд 2 У нас на уроке наш старый знакомый, Смайлик. Чем же мы сегодня займемся?  Можно порисовать, или поиграть в мяч, а можно узнать что-то новое и интересное. Что же мы выберем?                                                                                                                                                                                                  

Вот книжки на столе,

А вот тетрадки.

Не хочется играть

Сегодня в прятки.

И недосуг дуть

На корабль бумажный-

Сегодня в классе у ребят

Урок уж больно важный!

Слайд 3

Сегодня мы вместе со Смайликом будем «собирать» синие шарики. Каждый шарик – это 1 балл. В течение урока у нас есть возможность  набрать 5 баллов. Посмотрим в конце урока, сколько шариков мы «соберем». Нам предстоит хорошо потрудиться. Готовы?

Устный счет

(3-4 мин)

Закрепление состава чисел.

(5 мин)

Актуализация знаний.

Воспроизвести знания, умения и навыки, достаточные для выполнения  действий при вычислениях.

 Слайд 4

– Что вы видите? (математические знаки «+» и «-» АРИФМЕТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ)

- Что можно записать с помощью этих знаков? (сумму, разность)

- Какое выражение можно записать с помощью знака «+»,   – «-»

- Назовите компоненты при сложении, вычитании.

- Наведите порядок среди компонентов.

- Назовите результат выполнения сложения , вычитания.

- Что является целым при сложении? При вычитании?

- Каким действием находится целое? Часть?

 Итог:

-Для чего нам необходимо знать взаимосвязь компонентов?  (чтобы правильно и быстро находить значение   выражений, находить неизвестные компоненты)

Работа в тетрадях

Я предлагаю использовать эти  знания при выполнении следующего упражнения.

- Вставьте в «окошки» числа так, чтобы получились верные равенства.

Слайд 5

12-*=6

4+*= 12

*+8=20

*-10=8

26-*=0

Откройте тетради.

-Запишите только пропущенные числа.

– Проверим: 6, 8, 12, 18, 26 .
– Найдите закономерность (Каждое последующее число увеличивается на 2, 4, 6, 8,)
– Продолжите ряд на 1 число или, кто может, на 2  числа (36, 48)

- Что вы можете сказать о записанных числах?

- Что объединяет эти числа? (четные)

- На какие две группы можно разделить все числа? (однозначные, двузначные)      

 -Подчеркните все двузначные числа.

- Дополните каждое двузначное число до круглого числа. Запишите недостающее число рядом.

Итог: - Как хорошо уметь считать!

 Слайд 6

- Нам удалось заработать первый шарик. Виртуальный шарик стал реальным (на доску вывешивается шарик)

Физ.минут-

ка для глаз

(2-3 мин)

  Слайд 7

Объявление темы и постановка целей урока

(1-2 мин)

- Для чего же необходимо уметь считать, выполнять действия сложения и вычитания? (решать задачи)

- Где мы встречаемся с задачами? (в учебнике, в жизни)

- Задачи в учебнике взяты из нашей жизни. Поверьте, в жизни придется очень многое складывать и вычитать.

- Кто уже догадался, чем мы займемся сегодня на уроке? Кто поможет мне сформулировать тему урока?

Слайд8

Тема урока – "Решение задач".

- Что вы уже знаете про задачу?  

Проверка домашнего задания

(10 мин)

Развитие комбинаторного мышления.

Слайд 9(устно)

Прочитайте текст.  

У Пятачка было 7 конфет, а у Иа на 5 конфет меньше. Сколько конфет у Иа?

- Что это за текст?  Докажите (текст состоит из условия, в котором не меньше двух данных и вопроса. Условие и вопрос связаны между собой).

- О ком задача? Из какого произведения  герои?

- Может ли такая ситуация случиться в жизни с вами. Например, вместо Пятачка был бы Саша, а вместо Ослика Иа – Андрей? Мы опять убеждаемся  в том, что задачи взяты из нашей жизни.

- Прочитайте условие задачи.

- Что необходимо узнать?

- Вы можете сразу ответить на главный вопрос задачи?

- Каким действием? Почему?

- Каким выражением?

- Откройте тетради с решением домашней задачи. В чём сходство и различие классной задачи и домашней?

(Сходство: даны числа 7 и 5. Вопросы задач одинаковые.

 Различие: в домашней задаче в условии дано, что у Иа конфет  больше, а в условии классной задачи – меньше. Решение задач различно).

- Каким действием решалась домашняя задача? Почему?

Слайд 10

2. На слайде текст:

У Винни Пуха было 7 конфет. Сколько конфет стало у Винни Пуха?

- Что это за текст?

- Измените текст так, чтобы он стал задачей, которая  решалась бы так же, как домашняя.

Слайд 11

- Вы замечательно справились с домашней задачей, поэтому вам не составило труда решить задачи Смайлика. Он готов подарить вам еще один  шарик.            

3. –Какие могли быть конфеты у Винни Пуха? (шоколадные и карамель)

- Сколько могло быть шоколадных конфет, а сколько карамели?

Слайд 12

(состав числа 12)

Проверка: - Прочитайте, какие числа вы вставили.

Слайд 13

- Еще один шарик мы заработали.

Логическая задача

(3-4 мин)

Слайд 14

- Чтобы заработать следующий шарик, вам необходимо решить еще одну задачку, с изюминкой.

- Я такая сладкоежка, что сегодня приготовила вам задачи про одни конфеты.

У Винни Пуха на 2 конфеты больше, чем  у Пятачка, а  у Иа на 2 конфеты меньше, чем у Пятачка.

- Прочитайте свой вопрос и, подумав, дайте на него ответ.

(вопросы разного цвета)

- (красный – повышенной сложности вопрос) Как сделать так, чтобы конфет стало поровну?

-  (  зеленый – средней сложности вопрос) На сколько конфет меньше у Иа, чем у Винни Пуха?                                                                  

- (желтый– легкий вопрос) У кого конфет меньше всех? А у кого больше всех?

Проверка с легкого вопроса.

Слайд 15

- Вот мы и заработали еще один шарик.

Физ.

Минутка

(1-2 мин)

Музыкальная гимнастика

Закрепление (10 мин)

Слайд 16

- Сейчас мы решали с вами сложную задачу. Что помогло нам решить ее. (правильно составленная схема)

1. Составление  задачи по схеме

     (на нахождение целого)              

                        9  тетр.                             5  тетр.                                                                                                      

  - Посмотрите на данную схему. О чем эта задача? Какие бывают тетради?

- Составьте задачу.

- Докажите, что это задача.

- Можно ли сразу ответить на главный вопрос задачи?

- Кто знает, каким действием решается задача?  Почему?

- Самостоятельно запишите решение задачи в тетрадь.

- Прочитайте решение. (9+5=14)

- Что необходимо сделать после решения? (написать ответ)

- Чтобы правильно написать ответ, необходимо прочитать вопрос.

- Нам предстоит решить еще одну задачу.

  По окончанию  работы, с помощью готовых решений на экране, учащиеся осуществили самопроверку.  Результаты проверки афишировались поднятием карточек.

2. Самостоятельная работа Работа с  карточками

- Прочитайте текст задачи. Помните, что следует прочитать задачу несколько раз.

- Маша и Миша нарисовали схемы к этой задаче. Кто из них прав? Давайте разбираться.

(14 тетрадей – это все тетради: и в клетку, и в линейку. Значит, 14 – это целое число. 9 тетрадей – часть, ? тетрадей – другая часть. Значит, Маша права, а Миша – нет.)

 - Что необходимо найти?

- Слагаемое – это часть или целое?

- Как найти неизвестное слагаемое?

- Как можно записать решение задачи?  

 Самостоятельная работа

-Самостоятельно запишите решение задачи в тетрадь.

Слайд 18

- Проверьте свое решение. Взаимопроверка  

Слайд 19Как вы думаете, заработали еще один шарик?

– Здорово! Вы сумели собрать пять шариков от Смайлика

Подведение итогов урока

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

- Вот и подошел наш урок к концу.Слайд 20

- МОЛОДЦЫ!
– Когда было трудно? Как вам удалось справиться с трудностями? (Ответы детей)
– Над чем еще надо поработать? Как вы будете это делать? (Ответы детей)
– Кто сегодня собой доволен? Почему?



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока

Учитель: Миленченко Алла Федоровна

Дата проведения урока: 17.11.20011г.

Класс: 2 «Г»

Тема: «Решение задач»

Тип урока: урок – закрепления (комплексного применения знаний, умений и навыков).

   Самоанализ урока хочу начать с краткой характеристики класса.

Класс скомплектован из детей совершенно разного (полярного) уровня развития.      

        В подтверждении этому   можно добавить   результаты диагностики школьной мотивации, которые показали, что:

-высокий уровень имеют 19 % учащихся,

-средний уровень мотивации имеют 44 % учащихся,

-ниже среднего уровня мотивации имеют 25 % учащихся,

-низкий уровень мотивации имеют 12 % учащихся.

Дезадаптированных учащихся в классе нет.

С  уровнем  развития вербально-логического мышления

  - выше среднего 44 %,                                                                    

 - средний уровень 22 %,                                                                          

- ниже среднего     17 %.

Развитие памяти                         

- выше среднего 4 %

- средний уровень 53%

- ниже среднего 16 %

- низкий уровень памяти 10 %

    Ученики с высокими учебными способностями  ведут работу с материалом большей сложности,  умеют применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно, творчески подходить к решению задач. В ходе обучения успешно осваивают процессы обобщения, владеют большим словарным запасом.

Вторая половина класса, как я уже говорила,  состоит из учащихся с низкими учебными способностями. Эти ребята требуют точности в организации учебных заданий, большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке. Они отличаются достаточно низкими  показателями успеваемости, быстрой утомляемостью. При отсутствии индивидуального подхода к ним, они совершенно теряют интерес к учебе, отстают от класса, хотя на самом деле могут учиться успешно.

    При планировании любого урока, для того чтобы можно было уделять больше времени отстающим ученикам, не упуская из виду сильных, необходим дифференцированный подход. Каждому ученику предлагается «взять» столько, сколько он может, т.е. предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу.

   Для этого я в работе использую:

- карточки – информаторы, включающие дозированную помощь ученику (это может быть чертеж к задаче, инструкция с пошаговым выполнением задания), т. к. считаю, что для слабоуспевающих учеников следует дифференцировать не только сложность задания, но и  меру оказываемой им помощи.

- альтернативные задания для добровольного выполнения.

- трехвариантные задания по степени трудности – облегченный, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащимся). Ребята с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнить задания следующего уровня.

  Альтернативные и трехвариантные задания   представлены   на уроке.

Тема: «Решение задач»

Тип урока: урок - закрепления или комплексного применения знаний, умений и навыков. 

   

   Данный урок является 7 по теме «Задача», наименование раздела «Сложение и вычитание (устные приёмы).  Ранее учащиеся были познакомлены с понятием «задача», были рассмотрены ее части, их взаимосвязь. Была использована краткая запись задачи. За небольшой промежуток времени учащиеся ознакомились с различными видами задач, такие как на уменьшение (увеличение) на несколько единиц, на нахождение неизвестного слагаемого, на разностное сравнение, а также на нахождение суммы трех слагаемых.

     Всем педагогам известно, что лучший урок начинается не по звонку, а во время подготовки учителя к уроку. Я всегда вспоминаю слова Жан Жака Руссо, что скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподаёт, и ко всему преподаваемому…  Поэтому стараюсь сделать уроки интересными.

  Учитывая тот факт, что на задачи отведено достаточно малое количество часов, с учениками задолго до изучения данной темы проводилась большая подготовительная работа. Рассматривались тексты, выделялись из них данные, решался вопрос о том, как можно оперировать этими данными. Выполнялись чертежи к текстам, выражениям, где обязательно обозначалось целое число и его часть, либо две части.

Целью данного урока я поставила:

способствовать формированию умения решать простые задачи.

Поставленная цель реализуется посредством следующих задач:

Образовательные: 

Активизировать ранее изученные темы.

Продолжить работу над разными видами задач, формируя умения сравнивать тексты, выделять важные признаки задачи; разбивать текст задачи на две части: условие и вопрос;

Совершенствовать вычислительные навыки.

Развивающие: 

Развивать у детей мыслительные операции, математическую речь в ходе комментирования, объяснения и аргументации.

Развивать познавательную активность и интерес к предмету.

Учить рассуждать, используя ранее полученные знания.

Развивать умения наблюдать и догадываться.

Воспитательные: 

Содействовать воспитанию у учащихся аккуратности, чёткости и правильности при оформлении работ в тетрадях и на доске.

Воспитывать организованность и умения слушать мнение других, высказывать свою точку зрения.

Здоровьесберегающие:

Профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности.

На уроке были использованы следующие методы обучения:

По способу выделения знаний:

  1. индуктивный
  2. дедуктивный

По характеру познавательной деятельности: 

  1. наглядный
  2. частично-поисковый

По источнику знаний:

  1. словесный
  2. практический.

 Учащиеся работали:

  1. коллективно
  2. индивидуально
  3. в парах
  4. самостоятельно

Виды контроля  на уроке:

ученик- ученик    (при    работе в парах)

  1. самоконтроль
  2. ученик – учитель      (сравнение своей работы с образцом на слайде)

    На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся.     Использование компьютерных технологий  на уроке  актуально и эффективно, поскольку они имеют ряд преимуществ, а именно:

-делают процесс обучения продуктивным посредством наглядности;

-мотивируют познавательную деятельность учащихся;

-стимулируют самостоятельную работу учащихся;

-развивают творческие способности учащихся;

-учитель экономит время на уроке для оформления классной доски, наглядного и  

  иллюстративного материала.

   Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся.

Структура урока

-Организация учащихся к занятиям.(2мин.)

-Краткий фронтальный и индивидуальный опрос учащихся по пройденному материалу.(8 мин.)

-Организация разнообразных упражнений по формированию и совершенствованию практических умений и навыков. (27мин.)

-Рефлексия  3 мин.)

    Урок начинается с организационного момента, где ребята были сразу же поставлены в ситуацию выбора.

    Следующий этап позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать их познавательную деятельность. Определив самостоятельно тему урока и поставив перед собой цель, мы приступили к проверке домашнего задания.

    При проверке домашнего задания  от учеников требовалось  не просто  воспроизвести то, что написано у них в тетрадях, а были использованы способы и приёмы, активизирующие деятельность учащихся и позволяющие установить, самостоятельно ли дети выполнили данную работу, т. е. проверка домашнего задания выполняет не только контролирующую функцию, но и обучающую.    

    Чтобы создать единую логическую структуру закрепления, проверку домашних заданий соединила  с закреплением.

  При этом я использую различные методические приёмы, способствующие формированию умения решать задачи – это сравнение задач, дополнение условия задачи вопросом, недостающими данными. Предложенные задания постепенно усложняются. Дополнительные задания, связанные с проверкой домашнего задания, по моему мнению, органически включаются в урок и служат достижению его цели. На  этом этапе урока были использованы трехвариантные задания.

   Задача следующего этапа  – закрепить умение решать задачи изученных видов по готовым схемам.  

 Учащиеся на этом этапе работали    в парах. Работа в парах, позволила создать ситуацию успеха. По окончанию  работы, с помощью готовых решений на экране, учащиеся осуществили самопроверку. Результаты проверки афишировались поднятием карточек.

   В завершении урока—самостоятельная работа (работа с карточкам), которая выполнялась каждым учеником индивидуально. Моя роль на данном этапе заключалась в координации и консультации  (индивидуальной). Я занимала позицию: «Я рядом. Я с вами». Это позволило мне выделить уровни усвоения материала учащимися. Виды контроля  работы: ученик- ученик.    

    Рефлексия…   

На этом этапе дети показали умение анализировать собственную деятельность, деятельность одноклассников. Со стороны учащихся я почувствовала проявление заинтересованности в работе, стимулирование к личным достижениям. Этот этап послужил адекватности самооценки учащихся оценке учителя, получение ими информации о реальных результатах своей деятельности .

     Между всеми этапами четко прослеживается логическая связь и завершенность каждого этапа. В ходе урока была достигнута  дидактическая цель.

     Перегрузки учащихся на уроке не было, так как:

     - проведена физминутка;

     -  физминутка для глаз

     - чередование письменных и устных заданий;

       План урока выполнен полностью; урок образовательной, воспитывающей , развивающей и здоровьесберегающей целей достиг, что подтверждают результаты самостоятельных работ и осознанные ответы учащихся на итоговые вопросы урока.

 Урок получился интересным, эффективным и плодотворным. Поставленные задачи были решены, цель урока достигнута.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 4 класс Тема:"Решение задач"

Решение задач. На уроке обощаю знания при решении задач на движение....

урок математики 4 класс "Закрепление. Решение задач" презентация

урок математики 4класс "Закрепление. Решение задач" презентация...

Презентация к уроку математики 1 класс по теме "Задачи"

Презентация к уроку математики 1 класс по теме "Задачи"...

Презентация к уроку математики 2 класс. Тема: Решение задач и уравнений.

На уроке отрабатывается умение учащихся решать составные задачи разными способами; учатся отличать уравнения от других математических записей; знакомятся с оформлением решения уравнения....

Методическая разработка: Презентация к уроку математики 1 класс "Устный счет, задачи в стихах"

Данная презентация была использована на уроке "Прибавление числа 4" в качестве устного счёта....

Презентация к уроку математики 3 класс на тему: "Задачи на увеличение числа в несколько раз"

В  презентации представлен материал по ознакомлению с темой: "Задачи на увеличение числа в несколько раз", а также разбор задач....

Урок математики 2 класс .Тема: «Решение задач. Таблица умножения и деления на 8 и на 9. Самостоятельная работа». Тип урока: закрепление (Образовательная система Л. Г. Петерсон "Учусь учиться" )

Математика2 класс Тема: «Решение задач. Таблица умножения и деления на 8 и на 9. Самостоятельная работа". Образовательная система  Л. Г. Петерсон "Учусь учиться"...