Главные вкладки

    Урок математики в 1 классе по теме «Составляем и решаем задачи»
    методическая разработка по математике (1 класс) по теме

     

    На данном уроке математики закрепляются и систематизируются знания и умения в составлении и решении задач.       Модель учебного занятия спроектирована на основе системно-деятельностного  подхода.

    Для осуществления целей урока использованы  виды деятельности, спланированные в начале урока детьми.  Урок проведен в форме сказочного путешествия. 

     

    С начала учебного года в данном классе применяются здоровьесберегающие технологии В.Ф. Базарного. Поэтому на уроке продемонстрированы приемы работы по данной методике.

    Выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_v_1_klasse.doc529 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок математики, 1 класс

    УМК «Начальная школа XXI века»

    Осмалова Ирина Васильевна,

    МБОУ «СОШ №4 п. Чернянка Белгородской области»

    Тема: «Составляем и решаем задачи»

    Цель: формирование умения составлять задачи по модели (схеме), с опорой на рисунок и часть условия

    Задачи: 1. Создать условие для совершенствования навыка составлять задачи по модели (схеме), задачи с опорой на рисунок и часть условия.

    2. Способствовать закреплению умения выполнять арифметические действия с числами, классифицировать геометрические фигуры разными способами.

    3. Содействовать развитию мышления, внимания, вычислительных навыков, воспитанию личностных качеств: взаимовыручки, дружелюбия, толерантности.

    Оборудование: игрушки: герои сказки, корзина с заданиями, веера, демонстрационная и индивидуальные кассы цифр, таблички – формы работы, карточки для дифференцированной работы, картинки-задачи на панно, массажные коврики и массажная дорожка, мелодия для физминутки, макет домика, квадраты для рефлексии

    Ход урока

    УУД

    1. Оргмомент

    Повернулись в парах лицом, слушаем и показываем:

    - У меня нос – у тебя нос,

    - У меня глазки – у тебя глазки,

    - У меня щёчки мягки – у тебя щёчки мягки,

    - У меня ручки гладки – у тебя ручки гладки.

    (Взялись за руки) - Прочь тревогу, лень;

    - Ты мне друг на целый день.  

    2. Разминка

    Давайте немного разомнемся

    - Сколько месяцев длится осень? Назовите месяцы.

    - Сколько осенних месяцев уже прошло?

    - Какой месяц сейчас?

    - Какой знак используется при вычитании?

    - Какой знак используется при сложении?

    3. Эмоциональная пауза

    - Сегодня мы отправимся к деду-леснику из сказки  

    В. Д. Берестова «Как найти дорожку»  Кто же нам поможет, чтобы мы не заблудились? Послушайте загадку и отгадайте.

    Голос музыкальной игрушки Белки:

    - По веткам скачет, да не птица

    Рыжая, да не лисица. Кто же это? (Хором – Белка)

    - Обратимся к Белке за помощью.  Какими словами обращаются в сказке? (Хором)

    - Белка, Белка, расскажи,

    Белка, Белка, покажи,

    Как найти дорожку

    К дедушке  в сторожку?

    - Очень просто, - сказала Белка. Выполните задания, расскажу и покажу.

    4. Устный счет

    Решение примеров на -2, +1 с помощью вееров.

    (Задание 5 со стр. 89 из учебника висит на доске)

    Проблемный вопрос:

    - Верно ли, что среди ответов было число 7, но не было числа 6? (Нет)

    - Белочка юркая, успела прыгнуть на сенсорный крест, повесить задание. (Задание 6 со стр. 89 учебника -  на сенсорном кресте)

    - Назовите геометрические фигуры.

    Распределите эти фигуры на группы.

    (По форме – 3 группы, по цвету – 3 группы)

    Проблемный вопрос:

    - А можно ли по форме разбить на 2 группы? Как?

    (1 гр. – все многоугольники, 2 гр. – все круги)

    5. Определение темы урока. Составление плана

    Белка приготовила еще задание, выполнив которое,  вы сами определите тему нашего урока.

     (Учитель вешает из корзины 3 картинки с грибами)

    - Рассмотрите рисунки на доске.

    По каким из них можно составить задачи?

    - Значит, тема нашего урока, какая? (Составляем и решаем задачи)

    - Составьте эти 2 задачи для Белки. - Решим устно.

    - Беседа о съедобных грибах и несъедобных (кратко)

    Давайте заранее с вами определимся, как вы хотите работать, чтобы лучше закрепить тему? (таблички)

    - Коллективно

    - Индивидуально

    - В парах

    Что сказала Белка, оценив задания?  (Подготовленный ученик говорит)

    - Правильно, – сказала Белка. Прыгайте с верхушки ёлки на кривую берёзку, с кривой берёзки – на верхушку дуба. С этого дуба видна крыша. Это и есть сторожка. Ну что же вы, прыгайте!

    - Только по деревьям, ребята, мы прыгать …не умеем.

    6. Физминутка (на массажных ковриках)

    - Встанем, отдохнём. Может еще, кого встретим…

    - Левой ножкой топ-топ, правой ножкой топ-топ.

    Сели – встали, сели – встали.

    С пятки стали на носок – опустились – 2раза

    С кочки прыг – скок.

    7. Работа по теме урока

    А тут скачет Заяц. Споём ему песенку:

    - Зайка, Зайка, расскажи,

    Зайка, Зайка, покажи,

    Как найти дорожку

    К дедушке в сторожку?

    - В сторожку? – переспросил Заяц. – Нет ничего проще, но прежде выполните задания. (Из корзинки) Задание-вопрос от Зайца из корзины на морковке (читающий ученик) - Из чего состоит задача? (Памятка на кресте)   ЗАДАЧА

                                            Условие

                                             Вопрос

    8. Дифференцированная работа

    - На столе перед вами карточка с задачей. У кого-то с моделью решения, у кого-то нет. (Задачи 3 со стр. 89 учебника) Составим задачи коллективно, а решим самостоятельно

    - Проверка решения с доски: 3 + 3 = 6,    8 – 1 = 7

    (выставят из кассы цифр быстро закончившие уч-ся)

    Проблемный вопрос (обращая указкой на решение) 

    - У Зайца в корзину входит 5 овощей, войдут эти?(6)

      9. Работа в тетрадях на печатной основе

    Следующие задания зайца в тетрадях 

    - Открыли, назовите страницу с темой урока (31)

    №1 - Составим и решим задачи (2) по рисункам

    Решение - комментировано.

    №2 – Чтение читающим учащимся. Решение задачи запишем на доске и в тетрадях  9 – 3 = 6.

    №3 – Чтение читающим учащимся. Рисуем фишками-кружочками: 4 для груш, 3 для бананов. – А сколько это 3 и 4? (7) - Сколько для яблок дорисовать, чтобы фруктов стало 11? - Дорисуйте сами и вставьте число

    С заданиями Зайца мы справились.

    - И что же Заяц? (Подготовленный ученик говорит)

    Говорит Заяц, слушайте: «Скачите прямо,  будет пахнуть грибами. Потом – заячьей капустой. Потом запахнет лисьей норой. Обскочите этот запах справа или слева. Чуть дальше попрыгайте, понюхайте и услышите запах дыма. Скачите прямо на него. Это дедушка-лесник самовар ставит».

    - Жалко, что носы, ребята, у нас не такие чуткие, как у  Зайца. Придется ещё кого-нибудь спросить.

    - Но, что это за чудеса? На небе появилась радуга, сказочно необыкновенной формы. Встали, подняли головы.

    10. Физминутка

    На офтальмотренажере (под медленную мелодию)

    11. Работа на экологическом панно, в парах

    Навстречу нам приползла Улитка, споём песенку:

    - Эй, Улитка, расскажи,

    Эй, Улитка, покажи,

    Как найти дорожку

    К дедушке в сторожку?

    - Рассказывать до-о-олго, - вздохнула Улитка. Но, посмотрите на панно.

    - По каким картинкам нельзя составить задачи?    

     (о грушах, о птицах - нельзя)

    - А по каким картинкам можно?

                   

    (о веточке, листьях, грибах, мальчике - можно)

    - Вы хорошо поработали коллективно, индивидуально, предлагаю работу в парах

    - Составьте одну из этих задач, обсудите в паре, а решение на столе из цифр и знаков выложите

    - А у панно в это время составят и выставят решения 4 ученика (Учителю они прошепчут составленные задачи и решения) 

    - Какие же задачи вы составили? (Рассказывают)

    - Проверим решения с панно.

    Проблемный вопрос.

    - По каким рисункам можно было составить задачи, решив другим действием? (о листьях, грибах) - Как?

    - Что же Улитка? (Подготовленный ученик)

    Улитка сказала: «По-о-олзите за мной, авось приползём»

    - Но некогда нам улитка ползать. Лучше мы еще кого-нибудь спросим.

    - И тут навстречу Пчелка. Мы с песенкой к ней:

    - Пчёлка, Пчёлка, расскажи,

    Пчёлка, Пчёлка, покажи.

    Как найти дорожку к дедушке в сторожку?

    12. Работа по учебнику

    «Откройте учебники, - сказала она, на следующей странице». - Какой? (88)

    Задача 1 (2) (Читающий ученик зачитывает)

     В домике живут семеро козлят…

    - Можно решить задачу по такому условию? (Нет)

    - Дополните.

    Три козленка ушли на луг. Сколько козлят осталось в домике?

    Модель решения перед вами. - Как решить?  7 – 3 = 4

    Задача 2 (Читает учитель)

    - Можно будет приступить к решению? (Нет)

    - Почему? (Недостаточно данных)

    - Вставьте в окошко каждый своё число. Выложите решение из математического пенала самостоятельно

    - Зачитаем все решения.

    Проблемный вопрос -  Могло ли остаться 10 груш?

    13. Итог урока

    - У Пчёлки такой  вопрос:

    - Все ли задачи можно было решить? (Нет)

    Почему?  (Недостаточно данных)

    - (Учитель) Это могло быть неполное условие, не хватало чисел для решения, не было вопроса

    Сделаем еще раз вывод

    - Задача состоит из чего?

    - Из условия и вопроса

    - Слова Пчелки (Подготовленный ученик)

    Смотрите, говорит Пчёлка, куда я лечу. Идите следом. Там и мои сестрицы. Мы дедушке на пасеку мёд носим. Ж-ж-ж… Я ужасно тороплюсь!

    14. Упражнения на массажной дорожке

    - А дорожка-то, оказывается, совсем рядом. - А вон вдалеке и дом лесника. (Упражнения  на массажной дорожке)

    15. Рефлексия

    - Все виды деятельности мы осуществили?

    - Ребята, если вам понравился урок, поднимите зелёные квадратики. Если вам было трудно, вы что-то не поняли – квадратики красного цвета.

    - Я довольна вашей работой и оцениваю её  (зеленый квадрат) – Молодцы, спасибо!

    Регулятивные:

    реакция на звонок,

    волевая саморегуляция

    Познавательные:

    умение структурировать знания

    Регулятивные:

    контроль и коррекция ответов

    Познавательные:

    работа с информацией, поиск и отбор нужной информации контроль и оценка процессов результатов деятельности

    Познавательные:

    (общеучебные)

    выполнение арифметических действий с числами;

    (логические)

    осуществление классификации геометрических фигур разными способами

    Личностные: адекватно оценивать свою деятельность

    Познавательные:

    умение структурировать знания,

    контролировать и оценивать,

    формирование умения в постановке и формулировке проблемы

    Коммуникативные планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

    Познавательные:

    работа с информацией

    Регулятивные: волевая саморегуляция

    Личностные: адекватно оценивают свою деятельность

    Познавательные:

    работа с информацией

    Познавательные:

    умение структурировать знания

    Личностные:

    формирование своего отношения к учебной задаче и осознание значимости ее

    Регулятивные:

    планирование, прогнозирование

    контроль в форме сравнения способа действия и его результата

     Познавательные: составление задач по заданной схеме и их решение

    Коммуникативные умение выражать свои мысли и чувства

    Регулятивные: планирование, прогнозирование

    Познавательные:

    работа с информацией

    Личностные:

    перевод внешней речи на внутренний план,

    адекватное оценивание своей деятельности

    Познавательные:

    умение составлять задачи по картинкам,

    умение структурировать знания,

    контролировать и оценивать знания,

    формирование умения в постановке и формулировке проблемы

    работа с информацией

    Коммуникативные управление поведением своим и партнера, умение выражать мысли

    Личностные: адекватно оценивают свою деятельность

    Регулятивные: контроль в форме сравнения способа действия и его результата

    Познавательные:

    работа с информацией

    Познавательные: составление задач по заданной схеме и их решение, умение структурировать знания

    Регулятивные:

    планирование, прогнозирование

    Регулятивные:

    вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок

    Познавательные:

    умение структурировать знания

    Коммуникативные умение выражать свои мысли

    Познавательные:

    работа с информацией

    Регулятивные: волевая саморегуляция

    Познавательные:

    оценка процесса и результата деятельности

    Личностные: адекватно оценивают  свою деятельность


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок математики в 3 классе по теме: Закрепление умения решать задачи, умножение на1, на 0.

    Данный урок  математики  разработан  для 3 класса, по  программе  " Школа  Росии"  по учебнтку Моро.  На  уроке  закрепляются  навыки решения...

    Урок математики в 1классе по теме: « Составляем задачи».

    Методическая разработка урока математики в 1 классе по теме "Составляем задачи", в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

    урок математики 4 класс по теме "Закрепление.Решение задач" конспект

    урок математики 4класс  по теме" Закрепление.Решение задач"конспект...

    Нестандартный урок математики 1 класс по теме : "Составляем и решаем задачи.

    Нестандартный урок математики 1 класс по теме : "Составляем и решаем задачи построен на основе системно - деятельностного подхода. Урок по типу "Открытие нового знания"...

    Урок математики 1 класс по теме "Закрепление изученного. Решение текстовых задач, примеров на сложение и вычитание в пределах 10, сравнение чисел в пределах 10"

    Учащиеся учатся решать задачи изученных видов; решать примеры на сложение и вычитание чисел 1,2,3; принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; находить средства и способы её осуществлени...

    урок математики 3 класс на тему задачи на уменьшение, увеличение числа в несколько раз

    урок математики 3 класс на тему задачи на уменьшение, увеличение числа в несколько раз...

    Конспект урока математики 3 класс Закрепление темы: «Таблица умножения на 2,3,4,5,6. Решение задач»

    Урок математики с презентацией, в ходе которого дети расширяют знания об окружающем мире., путешествуют по осеннему лесу....