Урок математики в 1 классе по теме «Составляем и решаем задачи»
методическая разработка по математике (1 класс) по теме

 

На данном уроке математики закрепляются и систематизируются знания и умения в составлении и решении задач.       Модель учебного занятия спроектирована на основе системно-деятельностного  подхода.

Для осуществления целей урока использованы  виды деятельности, спланированные в начале урока детьми.  Урок проведен в форме сказочного путешествия. 

 

С начала учебного года в данном классе применяются здоровьесберегающие технологии В.Ф. Базарного. Поэтому на уроке продемонстрированы приемы работы по данной методике.

Выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_1_klasse.doc529 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики, 1 класс

УМК «Начальная школа XXI века»

Осмалова Ирина Васильевна,

МБОУ «СОШ №4 п. Чернянка Белгородской области»

Тема: «Составляем и решаем задачи»

Цель: формирование умения составлять задачи по модели (схеме), с опорой на рисунок и часть условия

Задачи: 1. Создать условие для совершенствования навыка составлять задачи по модели (схеме), задачи с опорой на рисунок и часть условия.

2. Способствовать закреплению умения выполнять арифметические действия с числами, классифицировать геометрические фигуры разными способами.

3. Содействовать развитию мышления, внимания, вычислительных навыков, воспитанию личностных качеств: взаимовыручки, дружелюбия, толерантности.

Оборудование: игрушки: герои сказки, корзина с заданиями, веера, демонстрационная и индивидуальные кассы цифр, таблички – формы работы, карточки для дифференцированной работы, картинки-задачи на панно, массажные коврики и массажная дорожка, мелодия для физминутки, макет домика, квадраты для рефлексии

Ход урока

УУД

1. Оргмомент

Повернулись в парах лицом, слушаем и показываем:

- У меня нос – у тебя нос,

- У меня глазки – у тебя глазки,

- У меня щёчки мягки – у тебя щёчки мягки,

- У меня ручки гладки – у тебя ручки гладки.

(Взялись за руки) - Прочь тревогу, лень;

- Ты мне друг на целый день.  

2. Разминка

Давайте немного разомнемся

- Сколько месяцев длится осень? Назовите месяцы.

- Сколько осенних месяцев уже прошло?

- Какой месяц сейчас?

- Какой знак используется при вычитании?

- Какой знак используется при сложении?

3. Эмоциональная пауза

- Сегодня мы отправимся к деду-леснику из сказки  

В. Д. Берестова «Как найти дорожку»  Кто же нам поможет, чтобы мы не заблудились? Послушайте загадку и отгадайте.

Голос музыкальной игрушки Белки:

- По веткам скачет, да не птица

Рыжая, да не лисица. Кто же это? (Хором – Белка)

- Обратимся к Белке за помощью.  Какими словами обращаются в сказке? (Хором)

- Белка, Белка, расскажи,

Белка, Белка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке  в сторожку?

- Очень просто, - сказала Белка. Выполните задания, расскажу и покажу.

4. Устный счет

Решение примеров на -2, +1 с помощью вееров.

(Задание 5 со стр. 89 из учебника висит на доске)

Проблемный вопрос:

- Верно ли, что среди ответов было число 7, но не было числа 6? (Нет)

- Белочка юркая, успела прыгнуть на сенсорный крест, повесить задание. (Задание 6 со стр. 89 учебника -  на сенсорном кресте)

- Назовите геометрические фигуры.

Распределите эти фигуры на группы.

(По форме – 3 группы, по цвету – 3 группы)

Проблемный вопрос:

- А можно ли по форме разбить на 2 группы? Как?

(1 гр. – все многоугольники, 2 гр. – все круги)

5. Определение темы урока. Составление плана

Белка приготовила еще задание, выполнив которое,  вы сами определите тему нашего урока.

 (Учитель вешает из корзины 3 картинки с грибами)

- Рассмотрите рисунки на доске.

По каким из них можно составить задачи?

- Значит, тема нашего урока, какая? (Составляем и решаем задачи)

- Составьте эти 2 задачи для Белки. - Решим устно.

- Беседа о съедобных грибах и несъедобных (кратко)

Давайте заранее с вами определимся, как вы хотите работать, чтобы лучше закрепить тему? (таблички)

- Коллективно

- Индивидуально

- В парах

Что сказала Белка, оценив задания?  (Подготовленный ученик говорит)

- Правильно, – сказала Белка. Прыгайте с верхушки ёлки на кривую берёзку, с кривой берёзки – на верхушку дуба. С этого дуба видна крыша. Это и есть сторожка. Ну что же вы, прыгайте!

- Только по деревьям, ребята, мы прыгать …не умеем.

6. Физминутка (на массажных ковриках)

- Встанем, отдохнём. Может еще, кого встретим…

- Левой ножкой топ-топ, правой ножкой топ-топ.

Сели – встали, сели – встали.

С пятки стали на носок – опустились – 2раза

С кочки прыг – скок.

7. Работа по теме урока

А тут скачет Заяц. Споём ему песенку:

- Зайка, Зайка, расскажи,

Зайка, Зайка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

- В сторожку? – переспросил Заяц. – Нет ничего проще, но прежде выполните задания. (Из корзинки) Задание-вопрос от Зайца из корзины на морковке (читающий ученик) - Из чего состоит задача? (Памятка на кресте)   ЗАДАЧА

                                        Условие

                                         Вопрос

8. Дифференцированная работа

- На столе перед вами карточка с задачей. У кого-то с моделью решения, у кого-то нет. (Задачи 3 со стр. 89 учебника) Составим задачи коллективно, а решим самостоятельно

- Проверка решения с доски: 3 + 3 = 6,    8 – 1 = 7

(выставят из кассы цифр быстро закончившие уч-ся)

Проблемный вопрос (обращая указкой на решение) 

- У Зайца в корзину входит 5 овощей, войдут эти?(6)

  9. Работа в тетрадях на печатной основе

Следующие задания зайца в тетрадях 

- Открыли, назовите страницу с темой урока (31)

№1 - Составим и решим задачи (2) по рисункам

Решение - комментировано.

№2 – Чтение читающим учащимся. Решение задачи запишем на доске и в тетрадях  9 – 3 = 6.

№3 – Чтение читающим учащимся. Рисуем фишками-кружочками: 4 для груш, 3 для бананов. – А сколько это 3 и 4? (7) - Сколько для яблок дорисовать, чтобы фруктов стало 11? - Дорисуйте сами и вставьте число

С заданиями Зайца мы справились.

- И что же Заяц? (Подготовленный ученик говорит)

Говорит Заяц, слушайте: «Скачите прямо,  будет пахнуть грибами. Потом – заячьей капустой. Потом запахнет лисьей норой. Обскочите этот запах справа или слева. Чуть дальше попрыгайте, понюхайте и услышите запах дыма. Скачите прямо на него. Это дедушка-лесник самовар ставит».

- Жалко, что носы, ребята, у нас не такие чуткие, как у  Зайца. Придется ещё кого-нибудь спросить.

- Но, что это за чудеса? На небе появилась радуга, сказочно необыкновенной формы. Встали, подняли головы.

10. Физминутка

На офтальмотренажере (под медленную мелодию)

11. Работа на экологическом панно, в парах

Навстречу нам приползла Улитка, споём песенку:

- Эй, Улитка, расскажи,

Эй, Улитка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

- Рассказывать до-о-олго, - вздохнула Улитка. Но, посмотрите на панно.

- По каким картинкам нельзя составить задачи?    

 (о грушах, о птицах - нельзя)

- А по каким картинкам можно?

               

(о веточке, листьях, грибах, мальчике - можно)

- Вы хорошо поработали коллективно, индивидуально, предлагаю работу в парах

- Составьте одну из этих задач, обсудите в паре, а решение на столе из цифр и знаков выложите

- А у панно в это время составят и выставят решения 4 ученика (Учителю они прошепчут составленные задачи и решения) 

- Какие же задачи вы составили? (Рассказывают)

- Проверим решения с панно.

Проблемный вопрос.

- По каким рисункам можно было составить задачи, решив другим действием? (о листьях, грибах) - Как?

- Что же Улитка? (Подготовленный ученик)

Улитка сказала: «По-о-олзите за мной, авось приползём»

- Но некогда нам улитка ползать. Лучше мы еще кого-нибудь спросим.

- И тут навстречу Пчелка. Мы с песенкой к ней:

- Пчёлка, Пчёлка, расскажи,

Пчёлка, Пчёлка, покажи.

Как найти дорожку к дедушке в сторожку?

12. Работа по учебнику

«Откройте учебники, - сказала она, на следующей странице». - Какой? (88)

Задача 1 (2) (Читающий ученик зачитывает)

 В домике живут семеро козлят…

- Можно решить задачу по такому условию? (Нет)

- Дополните.

Три козленка ушли на луг. Сколько козлят осталось в домике?

Модель решения перед вами. - Как решить?  7 – 3 = 4

Задача 2 (Читает учитель)

- Можно будет приступить к решению? (Нет)

- Почему? (Недостаточно данных)

- Вставьте в окошко каждый своё число. Выложите решение из математического пенала самостоятельно

- Зачитаем все решения.

Проблемный вопрос -  Могло ли остаться 10 груш?

13. Итог урока

- У Пчёлки такой  вопрос:

- Все ли задачи можно было решить? (Нет)

Почему?  (Недостаточно данных)

- (Учитель) Это могло быть неполное условие, не хватало чисел для решения, не было вопроса

Сделаем еще раз вывод

- Задача состоит из чего?

- Из условия и вопроса

- Слова Пчелки (Подготовленный ученик)

Смотрите, говорит Пчёлка, куда я лечу. Идите следом. Там и мои сестрицы. Мы дедушке на пасеку мёд носим. Ж-ж-ж… Я ужасно тороплюсь!

14. Упражнения на массажной дорожке

- А дорожка-то, оказывается, совсем рядом. - А вон вдалеке и дом лесника. (Упражнения  на массажной дорожке)

15. Рефлексия

- Все виды деятельности мы осуществили?

- Ребята, если вам понравился урок, поднимите зелёные квадратики. Если вам было трудно, вы что-то не поняли – квадратики красного цвета.

- Я довольна вашей работой и оцениваю её  (зеленый квадрат) – Молодцы, спасибо!

Регулятивные:

реакция на звонок,

волевая саморегуляция

Познавательные:

умение структурировать знания

Регулятивные:

контроль и коррекция ответов

Познавательные:

работа с информацией, поиск и отбор нужной информации контроль и оценка процессов результатов деятельности

Познавательные:

(общеучебные)

выполнение арифметических действий с числами;

(логические)

осуществление классификации геометрических фигур разными способами

Личностные: адекватно оценивать свою деятельность

Познавательные:

умение структурировать знания,

контролировать и оценивать,

формирование умения в постановке и формулировке проблемы

Коммуникативные планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Познавательные:

работа с информацией

Регулятивные: волевая саморегуляция

Личностные: адекватно оценивают свою деятельность

Познавательные:

работа с информацией

Познавательные:

умение структурировать знания

Личностные:

формирование своего отношения к учебной задаче и осознание значимости ее

Регулятивные:

планирование, прогнозирование

контроль в форме сравнения способа действия и его результата

 Познавательные: составление задач по заданной схеме и их решение

Коммуникативные умение выражать свои мысли и чувства

Регулятивные: планирование, прогнозирование

Познавательные:

работа с информацией

Личностные:

перевод внешней речи на внутренний план,

адекватное оценивание своей деятельности

Познавательные:

умение составлять задачи по картинкам,

умение структурировать знания,

контролировать и оценивать знания,

формирование умения в постановке и формулировке проблемы

работа с информацией

Коммуникативные управление поведением своим и партнера, умение выражать мысли

Личностные: адекватно оценивают свою деятельность

Регулятивные: контроль в форме сравнения способа действия и его результата

Познавательные:

работа с информацией

Познавательные: составление задач по заданной схеме и их решение, умение структурировать знания

Регулятивные:

планирование, прогнозирование

Регулятивные:

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок

Познавательные:

умение структурировать знания

Коммуникативные умение выражать свои мысли

Познавательные:

работа с информацией

Регулятивные: волевая саморегуляция

Познавательные:

оценка процесса и результата деятельности

Личностные: адекватно оценивают  свою деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 3 классе по теме: Закрепление умения решать задачи, умножение на1, на 0.

Данный урок  математики  разработан  для 3 класса, по  программе  " Школа  Росии"  по учебнтку Моро.  На  уроке  закрепляются  навыки решения...

Урок математики в 1классе по теме: « Составляем задачи».

Методическая разработка урока математики в 1 классе по теме "Составляем задачи", в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Нестандартный урок математики 1 класс по теме : "Составляем и решаем задачи.

Нестандартный урок математики 1 класс по теме : "Составляем и решаем задачи построен на основе системно - деятельностного подхода. Урок по типу "Открытие нового знания"...

Конспект урока математики 3 класс ПНШ "Учимся формулировать и решать задачи" УР

Конспект урока математики 3 класс ПНШ "Учимся формулировать и решать задачи" УР...

Конспект урока математики 3 класс ПНШ "Учимся формулировать и решать задачи" УР

Конспект урока математики 3 класс ПНШ "Учимся формулировать и решать задачи" УР...

Конспект урока математики 3 класс ПНШ "Учимся формулировать и решать задачи" УР

Конспект урока математики 3 класс ПНШ "Учимся формулировать и решать задачи" УР...

Конспект урока математики 3 класс ПНШ "Учимся формулировать и решать задачи" УР

Конспект урока математики 3 класс ПНШ "Учимся формулировать и решать задачи" УР...