Главные вкладки

    Конспект урока по математике для 1 класса. Число 5 и цифра 5.
    план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

    Чулкова Ольга Владимировна

     

    Тема урока.

    Число 5 и цифра 5

    Цели: Ознакомление с числом  и цифрой 5, с получением числа 5, Изучение состава числа 5, упражнение в написании этой цифры.

    Задачи: 

    Образ.

    ·         познакомить с числом 5;

    ·         познакомить с цифрой 5;

    ·         познакомить с получением числа 5;

    ·         научить писать цифру 5;

    ·         изучить состав числа 5.

    Воспит.

    ·         способствовать воспитанию взаимопомощи, товарищества, трудолюбия, любви к предмету.

    Развив.    

    ·         развивать речь, внимание, память, мышление учащихся;

    ·         формировать устойчивое внимание;

    ·         совершенствовать вычислительные навыки.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_matematike_dlya_1_klassa.doc68.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по математике для 1 класса

    Выполнил: Чулкова О.В.

                         студентка  1 курса ЗФО

                          Тема урока.

                          Число 5 и цифра 5

    Цели: Ознакомление с числом  и цифрой 5, с получением числа 5, Изучение состава числа 5, упражнение в написании этой цифры.

    Задачи:  

    Образ.

    1. познакомить с числом 5;
    2. познакомить с цифрой 5;
    3. познакомить с получением числа 5;
    4. научить писать цифру 5;
    5. изучить состав числа 5.

    Воспит.

    1. способствовать воспитанию взаимопомощи, товарищества, трудолюбия, любви к предмету.

    Развив.    

    1. развивать речь, внимание, память, мышление учащихся;
    2. формировать устойчивое внимание;
    3. совершенствовать вычислительные навыки.

    Оборудование: карточки с цифрами, образец написания цифры 5, предметные картинки (звёздочки), иллюстрация сказки.

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Примечание

    I  Организация класса на работу.

    II Актуализация знаний учащихся.

    1) Минутка чистописания

    2) Устные упражнения.

       

    3

    ) Создание проблемной ситуации и открытие детьми новых знаний.

    III Закрепление нового материала.

    1) Упражнение на последовательность числового ряда от 1 до 5 (в прямом и обратном порядке)

    2) Упражнение на запоминание состава числа 5.

    3) Работа с фразеологизмами.

    4)  Работа по иллюстрации: Употребление количественных и порядковых числительных в речи.

    IV Повторение пройденного материала.

    V Итог урока

    - Здравствуйте, дети! Я очень рада вас всех видеть!

    Долгожданный дан звонок –
    Начинается урок.
    Ум и сердце в работу вложи,
    Каждой секундой в труде дорожи.

    Садитесь. Ещё раз напоминаю правило «правой руки».Если я поднимаю правую руку, то все сразу замолкают и внимательно слушают меня. Хорошо!

    - Ребята, вспомните, с каким числом мы познакомились на прошлом уроке и какой цифрой оно обозначается на письме.

    - Хорошо, тогда сейчас ещё раз пропишем эту цифру.

    1. Работа с натуральным рядом чисел.

    - Я приглашаю к доске 4 человека. Возьмите карточки с цифрами. Расположите числа в порядке   возрастания:  4 3 2 1.
    – Назовите самое большое и самое маленькое число.
    – Какое число находится между числами 2 и 4?
    – Какое число следует за числом 1?


    – Назови число предшествующее числу 4.

    2. Весёлые задачки.

    - Поможем решить Маше и Мише задачки.

    На пасеке 3 медвежонка,
    Играли в прятки у бочонка.
    Один в бочонок еле влез,
    А сколько убежало в лес?
    Группа малышей утят,
    Плавать и нырять хотят.
    Два уплыли далеко.
    Два нырнули глубоко.
    Сколько же утят в пруду?
    Сосчитать я не могу.
    Две ромашки – желтоглазки.
    Два весёлых василька,
    Подарили маме дети.
    Сколько же цветов в букете?                    

    - Я вижу, что вы очень старались, дома хорошо подготовились и выполнили все мои просьбы.

    - Сейчас приступим к новой теме!

    Отгадайте загадку.

    Пред тобой – пятёрка братьев,
    Дома все они без платьев,
    А на улице, зато
    Нужно каждому пальто.
    (5 пальцев)

    – Кто догадался, о чём идёт речь в загадке? Правильно это пальцы! А почему вы решили, что это пальцы. А о каком пальто говорится в загадке,  мы носим пальто на пальцах? Правильно, молодец, садись.

    - Сколько пальцев на руке? Ребята, кто мне поможет сосчитать?

    На моей руке 5 пальцев,
    5 хватальцев, 5 держальцев
    Чтобы брать и отдавать,
    а ещё чтоб сосчитать – 12345.

    У каждого пальца на руке есть своё имя как у человека. Ребята, а кто знает, как называются пальцы на руке? Назовите их. Правильно. У родителей узнайте, почему их так назвали.

    - Рассмотрите звёздочки. Выберите ту звёздочку, у которой, столько лучей, сколько пальцев у вас на руке. Какую вы взяли звёздочку? Почему?

     -Посмотрите на доску. Сколько в верхнем ряду красных кружков?

    1. Положите в нижнем ряду столько же синих.
    2. Добавьте ещё один синий. Сколько стало?
    3. Число 5 будем обозначать цифрой 5.
    4. Каких кружков стало больше? Сравни: 4 <5, 5>4 .
    5. Поставим число 5 в ряд натуральных чисел. За каким числом оно будет следовать?

    - Ребята, а кто сможет объяснить, как получили число5?

    - Т.е мы к 4 прибавили 1 и получилось5? Да? Хорошо! А почему ты так думаешь? Поясни свой ответ. Начни сначала проговаривать натуральный ряд чисел.

    - Хорошо. Ты ответил верно, молодец!

    - Ребята, вам понятно на каком месте в натуральном ряде чисел стоит число 5?

    - Отправляемся дальше, сейчас мы поучимся написанию цифры 5 в тетради.

    - Итак, взяли в руки наши волшебные ручки, сели ровненько, посмотрели на памятку «Сиди правильно» и всё внимание на меня.

    - Цифра 5 состоит из 3 элементов: это прямая вертикальная линия, полукруг и прямая горизонтальная линия.

    - Начинаем писать. Ставим ручку на 1/3 влево от верхнего правого угла клеточки, опускаемся через центр клеточки  чуть ниже его, возвращаемся до центра и плавно уходим вправо вверх, закругляем, опускаемся по наклонной вниз и в 1/3 части нижней стороны клетки выписываем «клюшку». Ставим ручку в начальную позицию и уходим по стороне клетки на 1/3 вправо до угла». (Цифра 5 пишется в два приема с отрывом ручки.)

    - Пропишите 1 строчку цифры5 в тетради.

    - Теперь вы уже знаете не только число 5, но и какой цифрой на письме это число обозначается и из скольких элементов состоит.

    Ну, а сейчас мы немного отдохнём, сделаем зарядку для наших пальчиков:

    1,2,3,4,5 вышли пальчики гулять

    Погуляли, погуляли, и домой пошли опять (Ладони смотрят друг на друга, пальцы соединяем и разъединяем попарно)

    - Размяли пальчики?

    - Порешаем задачки.

    1) На ветке сидело 3 птички. К ним прилетело ещё две птички. Сколько птичек стало на ветке?

    - Правильно! Молодец!

    - А если бы на ветке сначала сидело 2 синички, а потом прилетели 3 снегиря. Сколько птичек стало бы на ветке

    - Ребята, вы согласны с решением задач?

    - Хорошо! А можем мы ещё путём сложения получить число 5.

    Итак, делаем вывод, что мы можем сказать о составе числа 5?

    - Верно, а из суммы, каких именно чисел?

    - Ребята, это вам понятно? Запомните это!

    Физминутка

    1, 2, 3, 4. 5 – вышли дети погулять.
    Остановились на лугу.
    А теперь быстрей бегу;
    Лютики, ромашки, розовые кашки,
    Собирал наш 1 класс.

    - Ребята, сейчас выполним упражнения на закрепление изученного материала.

    -  «Игра найди своё место» Ребята, нужно выйти к доске, взять и расположить карточки по порядку от 1 до 7.

    - А теперь хором проговорим в последовательности в прямом и обратном порядке.

    - Молодцы!

    - Работаем в парах. Называйте друг другу по очереди вопросы на состав числа. Н-р: 1+4=5, 4+1+5 и т.д

      – Как вы понимаете выражения?

    1. С пятого на десятое.
    2. Как свои пять пальцев.
    3. Пятое колесо в телеге.

    – Зачем нужно использовать в речи эти выражения?

       «Сказка про козлёнка»

    – Чьё отражение увидел козлёнок в воде первым?
    – Кого увидел вторым, третьим, четвёртым, пятым?

    – Какие это животные? Почему так думаете?

    - На каком месте в натуральном ряде чисел стоит число 5?

    - Из скольких элементов состоит цифра 7?

    - Что можно сказать про состав числа 7?

    - Ребята, а как обозначается число 5 на письме?

    - Молодцы! Вы сегодня отлично поработали! И поэтому можно поставить всем отметку 5.

    Вывод: 5 – отличная отметка,  5 пальцев на руке, 5 лучей у звезды…

    - Ребята, какие новые знания вы для себя открыли? Что вам показалось самым интересным на уроке? А что самым сложным? Чему бы вы хотели уделять больше внимания на уроке?

    - Ребята, у меня к вам просьба! Дома обязательно потренируйтесь в написании цифры 5 и повторите написание цифр от 1 до 4; выучите состав числа 5 и то место в натуральном ряде чисел. Порешайте примеры на эту тему.

    - Да

    - На прошлом уроке мы познакомились с числом 4 и научились его писать в тетради.

    - Мы должны встать так:1, 2, 3, 4

    Ответ: 4 и 1

    Ответ: 3

    Ответ: 2

    Ответ: 3

    Ответ: 2

    Ответ: 4

    Ответ: 4

    Ответ: пальцы на руке.  Когда на улице холодно мы на руки надеваем варежки или перчатки.

    - Их 5 на одной руке и 5 на другой

    - Большой, указательый, средний, безымянный, мизинец.

    - Звёздочку  с пятью лучами.

    Ответ: 4

    Ответ: 5

    Ответ: синих.

    Ответ: 4

    Ответ: к 4  кружкам прибавили 1 получили 5.

    - Да. Я так думаю, что число 5 стоит в ряде натуральных чисел за числом 4. Один, два, три, четыре, пять. Мы каждый раз прибавляем одну отдельную единицу и получаем число на одну отдельную единицу больше предыдущего числа. Так и к числу 4 мы прибавили одну отдельную единицу и получили число 5, стоящее и следующее за числом 4.

     Да.

    - Да.

    - 3+2=5 Пять птичек стало на ветке.

    - 2+3=5 Пять птиц стало на ветке.

    - Да.

    - При сложении 3 и 2, 2 и 3 мы получаем число 5.

    Число 5 получается ещё из чисел 1 и 4.

    - Что число 5 состоит из суммы чисел.

    - Из суммы чисел: 4+1, 1+4, 2+3, 3+2.

    - Да, понятно!

    - Ребёнок берёт карточки и прикрепляет их на доску в последовательности числового порядка от 1 до 5.

    - Один, два, три, четыре, пять и обратно пять, четыре, три, два, один.

    Дети упражняются.

    Дети отвечают, если знают:

    С одного дела перескакивать на другое, не доделав первое.

    Знать что-либо или кого-либо очень хорошо.

    Лишний, ненужный в каком-либо деле человек.

    Ответы детей.

    - Своё.

    - Телёнка, корову, быка, жеребёнка.

    - Домашние. За ними ухаживает и кормит человек.

    - Число 5 стоит за числом 4.

    - Число 5 состоит из трёх элементов. И перечисляет их.

    - Число 5 можно представить в виде сумм чисел: 1 и 4, 4 и 1, 2 и 3, 3 и 2.

    - Обозначается на письме цифрой 5.

    Дети отвечают на вопросы

    1-2мин.

    Учитель заходит в класс

    Дети в тетради прописывают цифру 4.

    Дети выходят к доске и берут карточки.

    У всех детей на столе лежит набор карточек с цифрами от 1 до 10. Дети поднимают нужную карточку с цифрой.

    Дети поднимают карточку с цифрой 2

    Дети поднимают карточку с цифрой 4

    Дети поднимают карточку с цифрой 4.

    Дети тянут руки. Один ученик отвечает.

    Дети тянут руки. Один ученик отвечает

    Отвечают, если знают. Учитель помогает.

    Выполняет ученик у доски.

    Дети тянут руки. Один ученик отвечает.

    Ученик продолжает отвечать.

    Дети пишут одну строку в тетради.

    Дети выполняют за учителем.

    Используется предметные картинки.

    Ребёнок у доски приводит свои примеры.

    Дети выполняют  движения за учителем.

     

    Дети поднимают руки и отвечает один ребёнок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по математике в 1 классе "Число 5. Цифра 5"

    Урок «Число и цифра «5» по своему типу является уроком изучения нового материала. Данная методическая разработка предлагает учителю организовать изучение темы данного урока в соответствии с особенност...

    Конспект урока по математике в 1 классе. Тема: Число 5, цифра 5. Состав числа 5. Сложение и вычитание в пределах пяти. Пятиугольник.

    Урок  по своему типу является уроком изучения нового материала. Данная методическая разработка предлагает учителю организовать изучение темы данного урока в соответствии с особенностями развития ...

    Урок по математике в 1 классе. Число 5. Цифра 5.

    Презентация к уроку математики по теме "Число 5. Цифра 5" (по учебнику Л.Г.Петерсон")...

    Конспект урока по математике для 1 класса. Число и цифра 5.

    Урок математики по теме « Число и цифра 5», разработан на основе учебно – методического комплекта «Математика Школа России ФГОС» 1 класса общеобразовательных учреждений, согласно авторской программе к...

    Конспект урока по математике для 1 класса "Число и цифра 3".

    В данном материале приведен конспект проведения урока на тему:  "Число и цифра 3" в соответствии с требованиями ФГОС. Тип урока: освоение новых знаний....