Конспект урока по математике в 4 классе. Тема: Площадь прямоугольного треугольника.
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

 УМК "Школа 2100".  Конспект урока по математике в 4 классе по учебнику Демидовой. Тема: Площадь прямоугольного треугольника. На уроке проводится работа с интерактивной доской TeamBoard.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_matematika.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Площадь прямоугольного треугольника.

Цель урока: установить связь между площадью прямоугольника и треугольников, получившихся в этом прямоугольнике диагонали; вывести формулу площади прямоугольного треугольника; развить вычислительные навыки, речь учащихся; воспитать аккуратность в выполнении чертежей и уважение к товарищам.

Оборудование:

  1. Учебник Математика 4 класс, часть 1, урок 38. Т.Е. Демидова, С. А, Козлова, А.П.Тонких.
  2. Карточки «Математическое лото».
  3. Интерактивная доска TeamBoard.

Ход урока

Комментарий

  1. Организационный момент. Слайд 1.

- Здравствуйте, ребята.

- Сегодня нам с вами предстоит сделать новое открытие. Но прежде чем это произойдет,  давайте немного повторим пройденный материал.

На доске карточки с названиями времён года, которые надо расположить по порядку их и перевернуть.  Получается поговорка: «Есть желание, путь найдется».

  1. Актуализация опорных знаний.

А)  Работа с таблицами на доске (экране). Слайд 2.

  1. Проанализируйте зависимость между переменными х и у, назовите формулы.

х

1

2

3

4

5

6

7

8

9

у

1

4

9

16

25

(у = х * х)

Заполните таблицу.

  1. Рассмотрите следующую таблицу, сравните её с первой.

х

1

2

3

4

5

6

7

8

9

у

3

6

11

18

27

38

(Значения х равны, а значения у увеличились на 2)

- Запишите формулу. Заполните таблицу.

(у=х*х+2)

  1. Что такое формулы? Слайд 3.

(Формулы – это верные равенства, устанавливающие взаимосвязь между величинами)

Б) Математическое лото.

- Повторим математические формулы. Играем в математическое лото.

(7 учеников до урока получили карточки на картоне. Каждая карточка состоит из двух частей – слева свой ответ, справа – вопрос для другого ученика. На обратной стороне карточек буквы. Первым начинает задавать вопрос тот ученик, у которого справа на карточке написан только вопрос. Другой ученик, у которого на карточке есть ответ на этот вопрос, встаёт и отвечает. Весь класс слушает и хлопает в ладоши в случае правильного ответа. Ответив, ученик читает вопрос с правой стороны своей карточки. Отвечает следующий ученик, карточка которого начинается с этого ответа. Так по цепочке играют до последнего ответа. Последним играет ученик, у которого на карточке слева есть только ответ, но нет следующего вопроса.)

Формула деления с остатком.

a = b * с + r

Формула расстояния.

s = v * t

Формула периметра прямоугольника.

Р = (а + b) * 2

Формула времени.

t = s : v

Формула  периметра квадрата.

P = (a + a) * 2

Формула объёма прямоугольного параллелепипеда.

V = a * b * c

Формула площади квадрата.

S = a * a

Формула скорости.

v = s : t

Формула периметра треугольника.

P = a + b + c

Формула площади прямоугольника.

S = a * b

Слайд 4 (на доске появляются формулы).

- Переверните карточки, какое слово получилось?

(Треугольник)

  1. Физминутка. Зарядка для глаз.

В) Рассмотрите таблицу. Слайд 5.

- Распределите данные треугольники на 2 группы так, чтобы в каждой группе были похожие треугольники.

- Распределите данные треугольники на 3 группы.

(Равносторонние, равнобедренные; остроугольные, тупоугольные, прямоугольные).

  1. Создание проблемной ситуации.

Рассмотрите фигуры. Слайд 6.

- Как называются данные фигуры?

(Квадрат, прямоугольник, прямоугольный треугольник).

-Для каждой фигуры запишите формулы нахождения площади. Дети самостоятельно записывают в тетрадях формулы.

- Смогли ли вы полностью выполнить задание?

Слайд 7.

Sкв = а ∙ а
S
прям = а ∙ в
S
тр = ?

Сегодня мы с вами выведем формулу площади прямоугольного треугольника. Давайте подумаем, можно ли составить формулу площади прямоугольного треугольника?

  1. Поиск решения проблемы. Работа в парах.

- На партах модель прямоугольника АВСД.

- Измерьте стороны прямоугольника. (5 см и 4см). 

- Найдите площадь прямоугольника. (20 см2).

- Проведите диагональ АС.

- Разрежьте прямоугольник по диагонали. Что получилось?

- Что вы можете сказать по поводу этих треугольников? (Они равны).

- Докажите, что треугольники равны. (Метод наложения).

- Назовите углы, которые образует треугольник.

- Какие это углы? Как ответить на данный вопрос?

- Как вы назовете данные треугольники? (Прямоугольный).

Работа по учебнику. С. 94, !.

- Что нового узнали о прямоугольном треугольнике? (Две стороны, образующие прямой угол называются катетами, а третья – гипотенуза).

- Имеют треугольники площадь? (да)

- Как узнать площадь прямоугольного треугольника? (Дети должны сами найти решение: треугольник составляет половину прямоугольника; если площадь прямоугольника а ∙ в, то площадь прямоугольного треугольника равна (а ∙ в) : 2)

- Подумайте, как нужно изменить формулу площади прямоугольника, чтобы получилась формула площади прямоугольного треугольника? (Дети самостоятельно пишут в тетради)

- Проверяем. Трое учеников выходят к доске и пишут свою формулу. Потом все обсуждают, кто написал верно.

- Итак, площадь вашего прямоугольного треугольника зависит от площади прямоугольника.

- Запишем на страничку-справочник формулу нахождения площади прямоугольного треугольника:

Sтр = (а ∙ в) : 2

  1. Физкультминутка.

  1. Первичное закрепление.

Работа по учебнику.  С. 95, № 6, ?, !.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

Слайд 8.

- Найдите площадь прямоугольного треугольника.

Слайд 9.

 Sтр = (5 ∙ 8) : 2 = 20 (см2)

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Работа по учебнику. С. 95, № 7.

Задания под буквами а. б, в – обязательные для выполнения. Задания обозначенные точками по желанию.

Во время работ слабоуспевающим детям помогают консультанты.

  1. Рефлексия деятельности (итог урока).

- Может ли площадь прямоугольного треугольника, полученного при проведении диагонали в прямоуголь-нике, быть больше площади данного прямоугольника? 

(Нет).

- В каком отношении находятся площади данных фигур? 
(Площадь прямоугольного треугольника равна половине значения произведения сторон, образующих прямой угол).

- Составляем дерево успеха.

Зеленый листок – не допустил ни одной ошибки, доволен собой;

Желтый листок – допустил неточность;

Красный листок – надо постараться и успех будет!

  1. Домашнее задание. Слайд 10.

Учебник с. 95, № 9 (обязательн.), № 10 (по желанию)

Цель: включение учащихся в деятель-ность на личностно-значимом уровне.  Активные методы.

Цель: повторение изученного матери-ала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруд-нений в индиви-дуальной деятель-ности каждого учащегося.

Игра «Математическое лото» проходит в быстром темпе, т.к. материал детям хорошо известен. Такая работа позволяет прекрасно формировать математическую речь. Тем более это важно в конце 4 класса при переходе в среднюю школу.

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

Технология проблемно–диалогического обучения.

Цель: решение устных задач  и обсуждение проекта решения.

 Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала

Метод рефлексии.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Технология разноуровнего обучения.

Технология тьюторства.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельнос-ти, самооценка резу-льтатов деятельнос-ти своей и всего класса.

Метод рефлексии.

Технология разноуровнего обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике 2 класс Тема урока: «Повторение и закрепление пройденного материала» (порядок действия в выражениях, площадь квадрата и прямоугольника, уравнения)

В этом конспекте используется игра "Молчанка", благодаря этой игре ученики повторяют таблицу умножения и деления. Повторяют порядок действий в выражениях. Решают геометрические задачи нахождение перим...

Конспект урока по математике (2 класс). Тема: "Площадь фигуры, единицы площади" (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя:-Формирование понятия “площадь”, “единицы площади” и умения измерять площадь фигур заданными мерками.Планируемые  результатыПредметные:уметь испо...

Конспект урока по математике (3 класс). Тема: Виды треугольников по соотношению сторон. УМК "Школа России".

Цель деятельности учителя:- знакомство с разными видами треугольников;- закрепление вычислительных навыков, умений решать задачи изученных видов;Планируемые результаты:Предметные:- знать, как распозна...

Конспект урока по математике (3 класс). Тема: Виды треугольников по видам углов. УМК "Школа России".

Цель деятельности учителя:- знакомство с разными видами треугольников по видам углов;- закрепление вычислительных навыков, умений решать задачи изученных видов;Планируемые результаты:Предметные:- знат...

Конспект урока по математике 3 класс. Тема: "Виды треугольников (по соотношению сторонам)" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о разных видах треугольников.Планируемые результатыПредметные:Знать виды треугольников;Уметь распознавать равносторонние, разносторонние, равнобед...

Конспект урока по математике. 3 класс. Тема : «Площадь прямоугольника»

Тема: «Площадь прямоугольника»Цели урока: Обеспечить усвоение детьми способа нахождения  площади прямоугольника.Способствовать формированию ключевых компетентностей: познавательной, и...