Час занимательной математики (с элементами экологии)
классный час по математике (3 класс) на тему

Тимофеева Галина Николаевна

Данное внеклассное мероприятие можно использовать для дюбого УМК (в конце учебного года во 2 классе или в начале 3 класса)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok._chas_zanimatelnoy_matematiki.rar1.01 МБ

Предварительный просмотр:

                                                                                Тимофеева Галина Николаевна

                                                                                учитель начальных классов

                                                                                гимназия № 1274

                                                                               им.В.В.Маяковского г.Москвы

ЧАС  ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ  МАТЕМАТИКИ

(с элементами экологии)

Внеклассное занятие (3-й класс)

(Слайд 1)

Цель занятия. Развивать интерес детей к математике, их математические способности, учить выполнять логические операции, прививать любовь к природе, учить бережному отношению к животному миру, расширять кругозор учащихся.

Оборудование. Плакаты:"Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит" (М.В.Ломоносов); карточки с заданиями, эмблемы команд "Круг", "Квадрат", ребусы, геометрические фигуры, презентация.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель. Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня, придя к нам в гости, вы попали в удивительную страну, страну мудрецов, которая носит название "Заниматика". Кто из вас догадался, какие два слова объединились, чтобы получилось название этой страны?

Дети. "Заниматика" – это занимательная математика.

Учитель. Правильно!

Ученик 1.

Конечно, тайны языка
Не все открыли мы пока.
И математики проблемы
Решили, но еще не все мы.

Ученик 2.

Выстраиваем цифры вряд,
Они нам много говорят.
Десять их, но сестры эти
Сосчитают все на свете.

Ученик 3.

Помогут вычесть и сложить
И уравнение решить,
С их помощью определяем меры
И можем записать примеры.

Ученик 4.

На математике узнали
Мы то, что раньше не слыхали:
Формула – модель – сравненье
И где ловушка в уравнении.

Учитель. К нам на час занимательной математики прибыл проездом из Индии знаменитый математик Абдурахман ибн Хоттаб.

Входит в класс Хоттабыч и приветствует всех по-восточному, приложив руку к сердцу, губам и ко лбу.

Хоттабыч. Уважаемые дети и гости! Всю свою жизнь я посвятил изучению наук и постиг много тайн, неизвестных простым смертным.

Дети. Откройте нам хоть одну!

Хоттабыч. У меня в конверте запечатано число, которое у вас получится после решения вами придуманного примера. "Придумайте число. прибавьте к нему 6, от суммы отнимите 2, затем отнимите ещё задуманное число и к результату прибавьте 1".

Хоттабыч  отдает конверт тому, кто первым закончил вычисления. Дети удивлены, просят показать ещё математический фокус.

Хоттабыч. У меня имеется и другое великое открытие. Я могу отгадывать числа, которые вы задумаете. Хотите в этом убедиться? "Задумайте число, прибавьте к нему 2, полученную сумму умножьте на 4, от произведения отнимите 8. Сколько у тебя...(указывает на ребенка) получилось?

Ученик. 32.

Хоттабыч. Ты задумал число 8.

Хоттабыч спрашивает ещё 5-7 учащихся. Все убеждаются в силе его знаний.

Хоттабыч. А сейчас проведем эстафету. Для этого выберем три команды..

Команды должны будут произвести вычисления и, воспользовавшись кодом (ключом к расшифровке), сложить пословицу.
Каждый член команды должен решить по 3 примера и найти по 3 буквы.

На экране (слайд 2):

Хоттабыч. Молодцы, ребята! (слайд 3):

Хоттабыч. Один из разделов математики – геометрия. В ней рассматриваются различные геометрические фигуры, способы их построения и измерения. Перечислите геометрические фигуры.(слайд 4):

 – Рассмотрите фигуры. По каким признакам можно разбить эти фигуры на 2 части?

Дети отвечают.

Хоттабыч. А эти фигуры?(Слайд 5):

Д. По форме, цвету, размеру, настроению.

Команда называет по одному признаку по очереди.

Хоттабыч. Это было задание для всех. А сейчас каждая команда получит по конверту, в котором лежит какая-то геометрическая фигура. Мы не знаем, что это за фигура, так как она разрезана на части.
Ваша задача – собрать ее из частей, назвать эту фигуру, вспомнить ее существенные признаки и вычислить периметр. (
Команды собирают фигуры, вычисляют их периметр. Если всё правильно сделано, то на экране появляется изображение - слайд 6):

Хоттабыч. Геометрия интересна тем, что здесь можно не только строить, измерять, вычислять, но еще и фантазировать.
Наши команды не случайно выбрали себе такие названия. Сейчас им предстоит пофантазировать, дорисовать геометрические фигуры, ставшие названиями команд, до известных всем предметов.

Ученикам раздается 10–15 листов бумаги с изображениями круга и квадрата, которые они дорисовывают.
Подводятся итоги конкурса.

Слайд 7:

Хоттабыч. . Творчество русского народа очень тесно связано с математикой. Вы, наверное, знаете, что в старину некоторые числа люди даже наделяли магическими свойствами.
Вспомните, какое число считается в народе несчастливым?

Д. Тринадцать.

Хоттабыч. A вот число 7, наоборот, считается счастливым. Народ с большим удовольствием использует его в своих пословицах и поговорках.
Вспомните и назовите пословицы и поговорки с числом "7".

Д. Семеро с ложкой – один с сошкой.
– Лук – от семи недуг.
– За семью морями.
– Сам не дерусь, а и семерых не боюсь.
– Семи пядей во лбу.
– Седьмая вода на киселе.
– До седьмого пота.
– Семь верст до небес.
– За семь верст киселя хлебать.
– На седьмом небе.
– Семеро одного не ждут.
– Семь бед – один ответ.
– Семь раз отмерь – один отрежь.
– У семи нянек дитя без глазу.
– Семь пятниц на неделе.
– В осеннее ненастье семь погод на дворе.

Подводятся итоги конкурса.

Хоттабыч. С какими величинами вы знакомы?

Д. Длина, время, масса.

Хоттабыч. Заполните пропуски в карточках.

Хоттабыч раздает командам карточки.

Мы живем в __________ веке. Сейчас ______ год, ___ месяц, ___ число. Часы показывают _____ часов 
___ минут. Через _____ минут начнется новый час. Через _____ часов ______ минут начнутся новые сутки. До следующего года осталось ______ дней.

Подводятся итоги конкурса.

Хоттабыч. Вы уже знаете, что математику считают царицей всех наук. Без вычислений трудно представить себе такие науки, как физика, химия, география, астрономия.
А знаете ли вы, что даже такая наука, как экология, которая изучает взаимосвязь живых существ с окружающей средой и человеком, очень тесно связана с математикой? Ведь во всем нужны числовые подсчеты. Ну что ж, поупражнявшись в вычислениях, мы сможем получить новые знания по экологии. Посмотрите на экран и решите примеры, но сначала назовите компоненты действий сложения и вычитания, умножения и деления, вспомните зависимость между этими компонентами. Кто знает и может объяснить, поднимите руку.

Команда 1. (слайд 8):

Д. 65 ударов в минуту делает сердце взрослого человека.
– 17 килограммов чистого воздуха необходимо в сутки для дыхания одного человека.
– Человеку в день требуется 2–2,5 литра воды.

Команда 2. (слайд 9):

Д. За сутки из неисправного крана вытекает 50 литров воды.
– 1 центнер макулатуры сберегает 8 сосен.
– 1 гектар леса поглощает 8 килограммов углекислого газа за час.

Хоттабыч. Итак, деревья поглощают углекислый газ, а что вырабатывается в результате химических процессов в листьях растений?

Д. Огромное количество кислорода.

Хоттабыч. Да, неслучайно леса называют легкими нашей планеты. Но, несмотря на их огромную пользу, на Земле каждую минуту вырубают 20 гектаров леса. В отрывке из поэмы Николая Алексеевича Некрасова "Саша" описана трагедия вырубаемого леса. Послушайте внимательно этот отрывок и ответьте на вопросы, предложенные каждой команде. Вопросы записаны на доске.

Слайд 10:

Плакала Саша, как лес вырубали, 
Ей и теперь его жалко до слез. 
Столько тут было кудрявых берез! 
Там из-за старой нахмуренной ели 
Красные гроздья калины глядели, 
Там поднимался дубок молодой. 
Птицы царили в вершине лесной, 
Понизу всякие звери таились. 
Вдруг мужики с топорами явились –
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – и вон убежал, 
В темную нору забилась лисица,
Машет крылом осторожная птица, 
В недоумении тащат муравьи, 
Что ни попало, в жилища свои.

Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Дети отвечают.

– А теперь вернемся к заданиям.

Команда 1. В стихотворении названо четыре вида деревьев: береза, ель, калина, дубок.

Команда 2. В стихотворении говорится о четырех видах животных: зайце, лисице, птицах, муравьях.

Хоттабыч. А не случится ли так, что по вине людей совсем не останется лесов? Как это предотвратить?

Д. Использовать леса бережно, по-хозяйски, собирать макулатуру и сажать молодые деревца.

Подводятся итоги конкурса.

Хоттабыч. А этот раздел математики,(называется он - логика), учит нас строить свои высказывания последовательно, без противоречий, рассуждать и доказывать свои мысли. Вот и сейчас командам предлагается порассуждать и вставить в выражения следующие слова: "некоторые", "все".

Хоттабыч раздает командам карточки с выражениями(слайд 11):

 

Хоттабыч. А теперь каждой команде предлагается решить логическую задачу, выстроить доказательство и ответить на вопросы.

Учитель раздает командам карточки с заданиями:(слайд 12)

– Какими получились высказывания с точки зрения здравого смысла – верными или неверными?

Д. С точки зрения логики мы ответили верно, с точки зрения здравого смысла высказывания неверные.

Подводятся итоги конкурса.

7. Подведение итогов игры. Награждение

Хоттабыч. Вот и подошло к концу наше путешествие.
Я уверен, что после выполнения такого количества разнообразных заданий вы стали еще сообразительнее, находчивее, остроумнее, сумели не только проверить, но и углубить свои знания.
Интересно было?

Д. Да!

Хоттабыч. Действительно, математика – интересная, многогранная, занимательная и полезная наука. В старших классах вы откроете для себя новые разделы математики – алгебру и геометрию, но я думаю, что вы будете так же любить эту науку и так же увлеченно выполнять все задания, как делаете это теперь. А когда придет время выбирать профессию, вы поймете, что нет на земле такой специальности, где бы вам не пригодились знания по  математике.
А сейчас слово для подведения итогов предоставляется жюри.

Жюри. Команда, занявшая первое место в сегодняшней игре, награждается золотой медалью "Знаток математики"; команда, занявшая второе место, – серебряной медалью.
А для того чтобы все расстались в хорошем настроении, каждой команде вручается еще и сладкий приз – большой и вкусный пирог, которого хватит как игрокам, так и их болельщикам.
Всем спасибо за игру!(Слайд 13):

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики с элементами экологии. 3 класс

На уроке закрепляются вычислительные навыки и умение решать задачи. Задачи все авторские, составлены учениками под руководством родителей и учителя. Задачи имеют экологическую тематику, связанную с пр...

Презентация к уроку математики с элементами экологии.

Презентация составлена как сопровождение ко всем этапам представленного урока....

Урок математики с элементами экологии "Числа больше 1000. Отработка вычислительных навыков"

Урок закрепления и обобщения знаний по нумерации многозначных чисел. Цели урока:1)       Закрепить знания устной и письменной нумерации;2)...

Урок по математике с элементами экологии. "Встреча на экологической тропе. Закрепление пройденного"

Тревожно звенит колокольчик. В гости к ребятам спешит Лесовичок. Он просит о помощи. В лесу случилась беда. Кто -то хозяйничает в лесу. Срубает деревья, стреляет из рогаток в птиц. Чтобы помочь Лесови...

Интегрированное занятие по математике с элементами экологии

Данное занятие разработанно для детей подготовительной группы ДОУ. Как показала практика, такой вид деятельности (путишествие, опыт) очень нравится детям....

Урок математики с элементами экологии по теме "Деление с остатком"

Урок математики с элементами экологических знаний...

Интегрированный урок математики с элементами экологии.1 класс

Интегрированный урок по математике проводила в 1 классе. Тема " Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида ( __ +, __ +9)."...