Главные вкладки

    Рабочая программа по математике по системе Л.В.Занкова( Аргинская И.)3 класс
    рабочая программа по математике (3 класс) по теме

    Иштирякова Валентина Васильевна

    Рабочая программа по математике 3 класс на 2012-13 уч. год Автор учебника Аргинская И.И.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon poyasnit._zapiska_rabochaya_programma_po_matematike.doc437.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ

    3 класс

    Количество часов: 136 часов, 4 часа в неделю

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Содержание рабочей программы по математике разработано на основе дидактических принципов, направленных на общее развитие учащихся, и является составной частью целостной дидактической системы развивающего обучения Л.В. Занкова.

    Основные цели курса математики:

     - помочь младшему школьнику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира;

     - способствовать развитию воображения, творческого и логического мышления, умения лаконично и строго излагать мысль, предугадывать пути решения задачи;

     - воспитывать такие качества, как настойчивость, объективность;

     - обеспечить школьника необходимым для ориентации в современном мире набором знаний и умений математического характера.

     Исходя из общей цели, стоящей перед обучением в системе Л.В. Занкова (общее развитие каждого ребенка), начальный курс математики решает следующие задачи:

     -формирование основ предметных знаний, умений и навыков, а также общеучебных умений, необходимых для успешного решения учебных, практических задач и продолжения образования;

     -развитие образного и логического мышления, пространственного воображения, математической речи, волевых и эмоциональных нравственных качеств личности;

     -воспитание интереса к математике как к науке, обобщающей существующие и происходящие в реальной жизни явления и способствующей тем самым осознанию окружающего мира, создание его широкой картины.

    Основное содержание обучения математике в программе представлено следующими содержательными линиями: изучение чисел, изучение действий, изучение величин и их измерение, знакомство с элементами алгебры и геометрии, работа с задачами.

    Кроме того, в процессе развития основных содержательных линий серьёзное внимание уделяется овладению учениками способами работы с алгоритмами. Приобретению ими опыта рассуждения, решению комбинаторных задач.

    Содержание рабочей программы неоднородно и относится к трем разным уровням, каждый из которых имеет свою специфику и требует различного подхода.

    Первому уровню относится материал, подлежащий усвоению за период начального обучения. Его содержание и объем отражены в основных требованиях к математической подготовки учащихся в конце года обучения в разделах «знать/понимать» и «уметь».

    Ко второму уровню относится материал, по содержанию близко примыкающий к материалу основного уровня, расширяющий и углубляющий его понимание и одновременно закладывающий основу для овладения знаниями на более поздних этапах обучения. Сюда входит знакомство с буквенными выражениями, неравенствами и уравнениями, а также наблюдения за изменением результата изученных арифметических действий при изменении одного или обоих компонентов этих действий.

    К третьему уровню относится материал, направленный в первую очередь на расширение общего и математического кругозора учеников.

     К этому уровню относятся элементы истории возникновения развития математики, знакомство с другими способами записи натуральных чисел, с целыми и дробными числами, с числами выше класса миллионов, а также многие вопросы геометрического характера. Ориентировочный уровень овладения им отражен в требованиях к математической подготовке учащихся в разделе «Иметь представление».

    Требования к результатам изучения математики дополнены требованиями из государственных образовательных стандартов начального общего образования ІI поколения, чтобы обеспечить современный подход к обучению учащихся.

    В результате изучения математики ученик должен знать/понимать:

     - научиться использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;

     - овладеть основами логического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобрести необходимые вычислительные навыки;

     - научиться применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобрести начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях;

     - получить представления о числе как результате счета и измерения, о принципе записи чисел;

     - научиться выполнять устно и письменно арифметические действия с числами; находить неизвестный компонент арифметического действия; составлять числовое выражение и находить его значение;

     - накопить опыт решения текстовых задач;

     - познакомиться с простейшими геометрическими формами, научиться распознавать, называть и изображать геометрические фигуры, овладеть способами измерения длин и площадей.

    Учебно – тематический план

     п/п

    Наименование раздела

    Всего часов

    1

    Площадь и её измерение

    17

    2

    Деление с остатком

    10

    3

    Сложение и вычитание трёхзначных чисел

    18

    4

    Сравнение и измерение углов

    15

    5

    Внетабличное умножение и деление

    25

    6

    Числовой (координатный луч)

    12

    7

    Дробные числа

    18

    8

    Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч

    21

    Итого:

    136

    № п/п

    Содержание курса

    Требования к уровню подготовки обучающихся

    1

    Площадь и её измерение Периметр (продолжение). Многоугольники с равными периметрами. Многозначность решения задачи по их нахождению. Понятие о площади. Сравнение площадей способами, не связанными с измерениями (на глаз, наложением).
    Выбор произвольных марок для измерения площадей. Измерение площадей произвольными мерками.
    Палетка как прибор для измерения площадей. Использование палетки с произвольной сеткой.

    - о площади и об ее измерении как операции сравнения с произвольной меркой.
    Знать:
    - единицы измерения площади - квадратный миллиметр (мм2), квадратный сантиметр (см2), квадратный дециметр (дм2), квадратный метр (м2), квадратный

     Уметь:
    - определить площадь прямоугольника по его длине и ширине, используя формулу;
    - выразить длину, массу, площадь измеряемых объектов, используя разные единицы измерения этих величин в пределах изученных отношений между ними;

     - сравнивать длину, массу, время, площадь;

    2

    Деление с остатком Различные способы выполнения внетабличного деления на однозначное число: разбиением делимого на удобные слагаемые и на основе деления с остатком.

    Знать:
    - законы и свойства арифметических действий;
    - таблицы сложения и умножения;
    - порядок выполнения действий в сложных выражениях со скобками и без скобок.
    Уметь:
    - выполнять сложение и вычитание многозначных чисел на основе использования законов и свойств этих действий и таблицы сложения;
    - выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначное число на основе использования законов и свойств этих действий и таблицы умножения; в том числе деление с остатком;
    - находить значения сложных выражений, содержащих 2-4 действия;

    3

    Сложение и вычитание трёхзначных чисел Завершение изучения устной и письменной нумерации трехзначных чисел.
    Образование новой единицы счета - тысячи. Разные способы образования этой единицы счета.
    Счет тысячами в пределах единиц тысяч. Запись получившихся чисел. Разряд тысяч и его место в записи чисел.
    Устная и письменная нумерация в пределах единиц тысяч.
    Образование следующих единиц счета - десятка тысяч и сотни тысяч. Счет этими единицами. Запись получившихся чисел. Разряды десятков тысяч и сотен тысяч, их место в записи числа.

    4

    Сравнение и измерение углов Сравнение углов без измерений (на глаз, наложением). Сравнение углов при помощи произвольно выбранных мерок. Знакомство с общепринятой мерой измерения углов - градусом и его обозначение.
    Транспортир как инструмент для измерения величины углов, его использование для выполнения измерений и для построения углов заданной величины.
    Единица измерения длины - километр (км). Соотношения между единицами длины 1м = 1000 мм, 1км = 1000м.
    Единицы измерения массы - 1 кг = 1000г, 1ц =100 кг, 1т =10ц = 1000 кг.

    Знать:
    - свойство радиусов одной окружности;
    - соотношение между радиусом и диаметром окружности.
    Уметь:
    - построить прямоугольник с заданной длиной сторон;
    - построить прямоугольники, имеющие одинаковый периметр и разную длину сторон;
    - построить окружность заданного радиуса при помощи циркуля;
    - определить истинные размеры по его изображению в заданном масштабе;

    5

    Внетабличное умножение и деление Распределительный закон умножения относительно сложения. Его формулировка и запись в общем виде.
    Распределительное свойство деления относительно сложения (рассмотрение случая, когда каждое слагаемое делится без остатка на делитель).
    Внетабличное умножение и деление на однозначное число в пределах изученных чисел.
    Использование таблицы умножения при выполнении внетабличного умножения и деления на однозначное число. Роль разрядного состава многозначного множителя и делимого при выполнении этих действий.
    Выполнение внетабличного умножения и деления в строку и в столбик. Знаки этих действий, используемые при выполнении их в столбик.
    Определение числа знаков в значении частного до выполнения операции.

    Знать:
    - законы и свойства арифметических действий;
    - таблицы сложения и умножения;
    - порядок выполнения действий в сложных выражениях со скобками и без скобок.
    Уметь:
    - выполнять сложение и вычитание многозначных чисел на основе использования законов и свойств этих действий и таблицы сложения;
    - выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначное число на основе использования законов и свойств этих действий и таблицы умножения; в том числе деление с остатком;
    - находить значения сложных выражений, содержащих 2-4 действия;

    6

    Числовой (координатный луч) Понятие о координатном луче. Единичный отрезок. Определение положения натурального числа на числовом луче на основе использования единичного отрезка.
    Определение точек числового луча, соответствующих данным натуральным числам, и обратная операция. Знакомство с окружностью. Центр окружности. Свойство точек окружности.
    Радиус окружности. Свойство радиусов окружности.
    Понятие о центральном угле.
    Построение окружностей при помощи циркуля.

    Определять точки на числовом луче, строить  окружность с помощью циркуля. Определять центр окружности.Знать свойство точек окружности.
    находить радиус окружности. Знать свойство радиусов окружности.
    Построение окружностей при помощи циркуля.

    7

    Дробные числа Рассмотрение ситуаций, приводящих к появлению дробных чисел - дроби вокруг нас.
    Понятие о дроби как доли целого. Запись дробных чисел. Числитель и знаменатель дроби, их математический смысл с точки зрения рассматриваемой интерпретации дробных чисел.
    Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями и разными числителями; с одинаковыми числителями и разными знаменателями.
    Сравнение дроби с единицей. Установление соотношения между числителем и знаменателем дроби, когда она меньше единицы, равна единице, больше единицы.
    Знакомство со смешанными числами.
    Расположение дробных и смешанных чисел на числовом луче.

    Знать:
    - термины: дробь, числитель и знаменатель дроби, их математический смысл.
    Уметь:
    - прочитать и записать любое натуральное число в пределах класса тысяч, определить место каждого из них в натуральном ряду;
    - установить отношения между любыми изученными натуральными числами и записать эти отношения при помощи знаков;
    - прочитать и записать дробные числа, числитель и знаменатель которых не выходит за пределы изученных натуральных чисел;
    - представить любое изученное натуральное число в виде суммы разрядных слагаемых

    8

    Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч. Таблица разрядов и классов.
    Устная и письменная нумерация в пределах двух первых классов. Общий принцип образования количественных числительных в пределах изученных чисел.
    Продолжение изучения римской письменной нумерации. Знакомство с цифрами L С. Запись чисел при помощи всех изученных знаков.

    - сравнивать целые неотрицательные числа в пределах 1000;

    - выполнять сложение и вычитание чисел в пределах тысячи без перехода через нее; умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число в случаях получения результата, не выходящего за пределы трехзначных чисел;
    - находить значение числового выражения в 2-3 действия, записанного со скобками и без скобок, используя правила порядка выполнения арифметических действий;
    - решать текстовые задачи в 2 действия.  

    Учебно-методическое обеспечение

    Учебники (автор, название,

    год издания,

    кем рекомендован или допущен, издательство)

    Методические материалы

    Дидактические материалы

    Материалы для контроля

    Математика. 3 класс. Учебник, 2011 г.
    Аргинская И.И., Ивановская Е.И.
    Настоящий учебник математики предназначен для изучения математики в классах, занимающихся по системе, направленной на достижение высокого уровня общего развития (система Л.В.Занкова) «Издательство «Учебная литература»

    Аргинская И.И. Методические рекомендации к учебнику Математики 3 класс

    Аргинская И.И. Сборник заданий по математике для самостоятельных, проверочных и контрольных работ в начальной школе
    Математика. Методические пособия к учебникам 1, 2, 3, 4 классов

    Сборник программ для начальной школы. Система Л.В. Занкова - Самара: «Федоров. Учебная литература», 2011г

    Рабочие тетради. 3 класс. В 3-х частях, 2011 г.
    Бененсон Е.П., Итина Л.С.
    Тетради составляют органическое единство с учебником "Математика" для 3 класса (Аргинская И.И., Ивановская Е.И.). Главная задача тетрадей - совершенствование умений и формирование прочных навыков, необходимых для дальнейшего изучения математики.  

            

    Сборник заданий для самостоятельных, проверочных и контрольных работ. 1-4 класс, 2009г. Аргинская И.И.
    Сборник включает задания разного уровня трудности по основным темам программы по математике (автор - И.И. Аргинская, система Л.В. Занкова) для 1-4 классов. Их можно использовать для проведения разнообразных письменных работ

    Календарно – тематический план уроков математики в 3 классе

    по системе Л.В.Занкова

    .

    № п/п

    Тема урока

    Элементы содержания

    Планируемые результаты

    Вид
    контроля

    Дата

    Учебник, 1 часть.

    Тема «ПЛОЩАДЬ И ЕЕ ИЗМЕРЕНИЕ» (18 часов)

    Понятие о площади

    № 1,№ 2, № 3,№ 4

    Тетрадь № 1

    № 5, № 6, № 1

    Знакомство с понятием «площадь фигуры» и сравнение фигур, имеющих площадь и не имеющих ее.

    Знать:

    -  понятие «площадь фигуры»

    Уметь:

    - сравнивать фигуры, имеющие площади.

    Фронтальный опрос, выборочное оценивание

    Решение задач, связанных  с действием умножения

    № 5, № 6, № 7, № 8

    РТ № 4

    Смысл выражения «в несколько раз больше»,  выбор действия умножения с опорой на него.

    Уметь:

    - решать задачи,

    - классифицировать натуральные числа по количеству знаков, используемых в их записи.

    Самостоятельная
    работа

    Визуальное сравнение площадей

    различных фигур

    № 9, № 10, № 11,

    № 12, № 13

    РТ № 3, № 11

    Сравнение площадей фигур  на глаз.

    Уметь:

    -  сравнивать площади фигур на глаз и наложением площадь прямоугольника

    Фронтальный опрос, выборочное оценивание

    Сравнение площадей различных

    прямоугольников без измерений;

    квадрат – мерка для измерения

    площади

    № 14,15, 16, 17, 18

    РТ  № 7

    Cравнение площадей фигур непосредственно на глаз и наложением фигур друг на друга.

    Уметь:

    -  сравнивать площади фигур на глаз и наложением фигур друг на друга

    Знать:

    - таблицу умножения однозначных чисел

    Индивидуальная работа.

    Самостоятельная работа

    Представление трехзначных

    чисел в виде суммы разрядных

    слагаемых

    № 19,№ 20;№ 21, № 22

    РТ № 18, № 10

    Представление  чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Решение обратных задач.

    Уметь:

    - сравнивать площади фигур визуально и путем наложения, а также произвольными мерками.

    Тест, взаимоконтроль

    Таблица разрядов

    № 23, № 25

    РТ № 17

    Использование произвольных

    мерок  для измерения и сравнения

    площадей фигур (практическая

    работа)

    № 24, № 26

    РТ № 9, № 11

    Составление «Таблицы разрядов». Сравнении площадей фигур на глаз, наложением; в качестве мерки

    можно использовать клетку (квадрат). Решение задач.

    Сравнение площадей фигур визуально и путем наложения, а также произвольными мерками

    Уметь:

    - решать задачи,

    - пользоваться «Таблицей разрядов»,

    - сравнивать площади фигур  наложением друг на друга.

    -  проводить измерения площади фигур с помощью различных мерок.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Практическая работа.

    Использование произвольных

    мерок для измерения и сравнения

    площадей фигур

    № 27,№ 28, № 29,№ 30

    РТ № 19, № 8

    Сравнение площадей фигур визуально и путем наложения, а также произвольными мерками

    Уметь:

    -  проводить измерения площади фигур с помощью различных мерок.

     – решать  примеры в несколько действий

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Измерение площади прямоугольника произвольными мерками квадратной формы

    № 31, № 33,№ 32,№ 34

    РТ № 30

    Использования различных мерок квадратной формы, необходимость общих мерок для измерения площади

    Уметь:

    -  измерять площади фигур мерками квадратной формы.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Единицы измерения длины; соотношение между метром и сантиметром

    № 35, № 36, № 37

    № 38, № 39

    РТ № 12

    Соотношение между единицами длины.

    Знать:

    -  общепринятые

    единицы измерения длины.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Знакомство с единицами измерения площади, их записью

    № 40, № 41,№ 43,№ 42

    РТ № 13, № 14

    Соотношение между единицами длины. Квадратный сантиметр.

    Знать:

    -  общепринятые

    единицы измерения площади и : м2, дм2, см2, мм2.

    Уметь:

    - составлять трехзначные числа,

    - располагать их в натуральном ряду чисел.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Грамм – новая единица измерения массы

    № 44,№ 45, № 46,№ 47

    РТ  № 15, № 16

    Знакомство с единицей измерения массы – грамм.

    Знать:

    -  общепринятые

    единицы измерения массы.

    Уметь:

    - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности  и  в повседневной жизни для решения задач

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Входная контрольная работа.

    Решения задач изученных видов, решение числовых выражений.

    Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, числовые выражения.

    Контрольная работа

    Новый вид краткой записи задачи -

    рисунок-схема

    № 48, № 49, № 50

    № 51, № 53

    РТ  № 38, № 21

    Работа над задачами, новый вид краткой записи задачи - рисунок-схему

    Уметь: 

    -  преобразовывать и решать задачи;

    - составлять  новый вид краткой записи задачи.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Определение площади прямоугольника косвенным путем - умножением его длины на ширину

    № 52,№ 54, № 55,№ 56

    РТ № 24,№ 36, № 26

    Косвенный способ определения площади прямоугольника с помощью его длины и ширины

    Уметь:

    -  определять площадь прямоугольника – умножением его длины на ширину.

    Фронтальный опрос. Проверочная работа.

    Определение площади прямоугольника косвенным путем (новая формулировка);

    измерение площади

    № 57, № 58

    РТ№ 25, № 20, № 23

    Из истории математики. Измерение площади. Учебник, с. 30-31

    Косвенный способ определения площади прямоугольника через умножение длин сторон, имеющих общую точку

    Уметь:

    -  определять площадь прямоугольника .

    Текущий.

    Самостоятельная работа.

    Проверь себя. Учебник, с. 33

    Цель: определить уровень сформированности умений и навыков по пройденной теме

    Уметь:

    - решать задачи в два действия;

    - сравнивать единицы массы;

    - находить площадь прямоугольника.

    Самостоятельная работа.

    Контрольная работа по теме «Площадь и ее измерение»

    Цель: определить уровень сформированности умений и навыков по пройденной теме

    Уметь:

    - решать задачи в два действия;

    - сравнивать единицы массы;

    - находить площадь прямоугольника.

    Контрольная

    работа

    Тема «ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ» (10 часов)

    Расположение в натуральном ряду чисел, делящихся на заданное

    число без остатка

    № 59№ 60; № 61, № 62

    РТ № 22

    Натуральный ряд чисел. Смысл действия деления. Название компонентов действия деления. Решение текстовых задач арифметическим способом  (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели). Площадь прямоугольника.

    Знать:

    -  таблицу умножения;

    Уметь:

    -  строить отрезок натурального ряда чисел;

    - решать сложные задачи и преобразовывать их;

    - находить площадь сложного многоугольника.

    Тест, взаимоконтроль

    Деление с остатком; запись действия

    № 63№ 64; № 65

    РТ № 27

    Название компонентов действия деления. Деление с остатком. Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели). Единицы длины (миллиметры, сантиметры, дециметры, метры)

    Знать:

    - понятие «деление с остатком».

    Уметь:

    -  выполнять деление с остатком;

    - составлять  краткую запись задачи и решать сложные задачи;

    - рассуждать, анализировать.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Единицы измерения массы – центнер и тонна; соотношения

    1 ц = 100 кг, 1т = 10 ц

    № 66№ 67; № 68, № 69

    Работа с новыми единицами массы – центнер и тонна;

    соотношения

    1 ц = 100 кг,

    1 т =10 ц

    Знать:

    - новые единицы измерения массы – центнер и тонна,  их запись;

    - соотношение 1 ц = 100 кг, 1 т = 10 ц; Уметь:

    - выполнять преобразования между новыми величинами.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Определение остатков при делении на одно и то же число;

    количество возможных остатков

    № 71№ 72; № 73,№ 74

    № 70, № 75

    РТ № 29, № 31

    Название компонентов действия деления. Деление с остатком. Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели). Единицы массы (килограмм, центнер, тонна). Площадь прямоугольника

    Уметь:

    - выполнять деление с остатком,;

    - решать задачи изученных видов,

     - преобразовывать именованные числа,

    -  находить площадь прямоугольника.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Решение задач на кратное сравнение

    № 76№ 77, № 78, № 79

    РТ № 28

    Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели). Деление с остатком. Запись трёхзначного числа  в виде суммы разрядных слагаемых

    Уметь :

    - решать задачи на кратное сравнение;

    - выполнять деление с остатком;

    - записывать трёхзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых.

    Текущий.

    Самостоятельная работа.

    Расположение в натуральном

    ряду чисел, дающих при делении

    на данное число одинаковые

    остатки

    № 80№ 81, № 82, № 83

    РТ №№ 33, 34

    Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели). Деление с остатком. Единицы длины (миллиметры, сантиметры, дециметры, метры). Построение отрезков заданной длины

    Уметь:

    - выполнять деление с остатком,

    - решать задачи, составляя схемы;

     - заполнять пропуски в равенствах с величинами;

    - решать уравнения;  

    - анализировать и обобщать.

    Знать:

    - правила построения отрезков.

    Текущий

    Выборочное оценивание.

    Наибольший и наименьший

    из возможных остатков при делении

    № 84№ 85, № 86

    РТ № 35

    Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели). Деление с остатком. Единицы массы (килограмм, центнер, тонна)

    Уметь:

    -  выполнять деление с остатком;

    - решать задачи, составляя схемы.

    Взаимопроверка

    Определение делимого по делителю, значению неполного

    частного и остатку

    № 88№ 89

    Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой

    на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели). Деление с остатком. Название компонентов действия деления

    Уметь:

    - учить находить делимое по значению частного и остатку;

    - решать задачи, записывая решение задачи сложным выражением;

    - рассуждать и доказывать.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Проверь себя. Учебник, с. 48-49. Самостоятельная работа с последующей проверкой

    Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели). Деление
    с остатком. Название компонентов действия деления. Единицы массы (килограмм, центнер, тонна)

    Уметь:

    -  выполнять деление с остатком,

    - решать задачи изученных  видов.

    Самостоятельная работа.

    Контрольная работа по теме «Деление с остатком»

    Цель: проверить умение и навык деления двузначного числа на однозначное, решения задач, уравнений.

    Уметь:

    -  выполнять деление с остатком, проверять верность его выполнения;

    - решать задачи изученных  видов.

    Контрольная работа.

    Тема «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ТРЕХЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ» (18 часов)

    Сложение трехзначных чисел без перехода через разряд

    № 90№ 91, № 92, № 93

    РТ № 37

    Познакомить с алгоритмом выполнения операции сложения трехзначных чисел без перехода через разряд на основании умений складывать двузначные числа

    Знать:

    -  разряды трехзначных чисел.

    Уметь:

    - выполнять сложение трехзначных чисел без перехода через разряд на основании умений складывать двузначные числа.

    Текущий

    Выборочное оценивание

    Четные и нечетные числа

    № 94№ 95, № 96, № 97

    РТ № 39, № 40

    Знакомство с понятием четные

    и нечетные числа.

    Знать:

    - новые единицы измерения массы, их соотношения,  

     - четные и нечетные числа.

    Уметь:

    - выполнять сложение трехзначных чисел без перехода через разряд в столбик.

    Текущий

    Выборочное оценивание

    Сложение трехзначных чисел с переходом и без перехода через разрядную единицу

    № 98№ 99, № 100

    № 101

    РТ  № 42

    Работа над сложением трехзначных чисел с переходом и без перехода через разряд;  использование алгоритма

    для вычислений суммы трехзначных чисел  в столбик

    Уметь:

    -  выполнять сложение трехзначных чисел. Знать:

    -  виды замкнутых ломаных линий.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Соотношения между единицами

    площади

    № 102№ 103, № 104

    РТ № 48

    Соотношение между единицами площади:

    1 дм2 = 100 см2,

    1 см2 = 100 мм2,

    1 м2 = 100 дм2. Преобразования между новыми величинами.

    Знать:

    -соотношения  между  единицами  площади:
    1 дм
    2 = 100  см2,

    1 см2 = 100 мм2,

    1 м2 = 100 дм2;

    Уметь:

    - выполнять преобразования между новыми величинами.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Вычитание трехзначных чисел

    без перехода через разряд

    (подробная запись и решение

    в столбик)

    № 106№ 105, № 107

    № 108, № 109,№ 110

    РТ № 52, № 44,№ 61

    № 46

    Познакомить с алгоритмом выполнения операции вычитания трехзначных чисел без перехода через разряд на основании умений вычитать двузначные числа. Учить вычислять разность трехзначных чисел, используя подробную запись в столбик

    Уметь:

    - выполнять вычитание трехзначных чисел без перехода через разряд.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Нахождение площади прямоугольника; определение

    площади фигуры сложной

    конфигурации, которую можно

    разбить на прямоугольники

    № 111№ 112, № 113

    № 114, № 115

    РТ №43

    Нахождения площади фигуры сложной

    конфигурации путем разбиения

    на прямоугольники; дополнением

    до прямоугольника; Запись решения задачи сложным выражением

    Знать:

    -  виды фигур сложной конфигурации.

    Уметь:

    - находить площади фигуры сложной конфигурации при помощи разбиения ее на фигуры прямоугольной формы;

    -  записывать решение сложным выражением.

    Тематический (тест)

    Контрольный устный счет.

    Контрольная работа за 1 четверть

    Контрольная работа.

    Резервное время

    Вычитание трехзначных чисел с переходом и без перехода через разряд

    № 116, № 117, №118

    № 119

    РТ № 60

    Сравнение случаев вычитания трехзначных чисел с переходом и без перехода через разряд десятков; вычисление значения разности трехзначных чисел в столбик

    Уметь:

    -  выполнять письменное вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд,

    -  решать задачи, записывая решение сложным выражением – находить площади фигуры сложной конфигурации при помощи разбиения ее на фигуры прямоугольной формы.

    Текущий.

    Использование таблицы для краткой записи задачи

    №№ 120,122

    № 121, № 123

    РТ № 55, № 57

    Новый способ составления краткой записи задачи в виде таблицы. Восстановление текста задачи по записи в таблице

    Уметь:

    - решать задачи и  оформлять их  краткую запись в виде таблицы;

     - восстанавливать текст задачи по записи в таблице.

    Самостоятельная работа.

    Задачи с недостаточными

    данными

    № 124, № 125 №126, № 127

    РТ № 43

    Знакомство с двумя способами преобразования задач:

    а) дополнение условия

    недостающими данными,

    б) изменение вопроса так, чтобы для ответа на него было достаточно

    данных исходного текста

    Уметь:

    - преобразовывать задачи с недостаточными данными и решать их 

    Окружность и круг;

    связь между ними; центр окружности; циркуль - инструмент для построения окружностей

    № 128, № 129, № 130

    № 131

    РТ № 61, № 47

    Сравнение и классификация фигур

    по признакам: замкнутые кривые

    линии и фигуры, имеющие площадь,

    фигуры в форме круга и овала. Связь между кругом и окружностью (границей круга); построение окружности с помощью циркуля

    Уметь:

    - сравнивать и классифицировать геометрические фигуры по признакам: замкнутые кривые линии и фигуры, имеющие площадь; фигуры, имеющие форму круга и овала. Знать:

    - понятия круг, окружность, центр окружности.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Определение площади фигур сложной конфигурации

    № 132, № 133, № 134

    № 135

    РТ № 51, № 62

    Работа по нахождению площади фигур сложной конфигурации; рассмотрение способов нахождения площади

    фигуры путем разбиения на прямоугольники и достраивания

    фигуры до прямоугольника

    Уметь:

    - находить площадь фигуры сложной конфигурации при помощи разбиения ее на фигуры прямоугольной формы;

    - записывать решение сложным выражением.

    Лабораторно- исследовательская работа

    Вычитание трехзначных чисел

    с переходами и без переходов

    через разряд десятков и разряд единиц

    Из истории математики. Окружность и круг. Учебник, с. 86-87

    № 136, № 137, № 138

    № 139

    РТ  № 63

    Сравнение случаев вычитания трехзначных чисел с переходами и без переходов через разряд десятков и разряд единиц. Использование выведенного алгоритма для вычислений разности трехзначных чисел, в столбик

    Уметь:

    - вычитать трехзначные числа, используя запись в столбик.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Радиус окружности

    № 140 , № 141, № 143

    № 142

    РТ № 49

    Понятие «радиус окружности»;

    учить чертить окружности, проводить в них радиусы, записывать имена радиусов, отличать радиусы от других линий

    Знать:

    - понятие радиус окружности.

    Уметь:

    - строить окружность, проводить в ней радиус, определять радиус окружности.

    Практическая работа.

    Сложение трехзначных чисел

    с переходом через разряд в единицах и десятках

    № 144, № 145, № 146

    № 147

    РТ  № 54

    Сложение трехзначных чисел с переходом через разряд в единицах

    и десятках; иерархия трудности

    их выполнения

    Уметь

    - складывать трехзначные числа с переходом через разряд единиц и десятков, применяя запись в столбик.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Проверь себя. Учебник, с. 78-79.

    Уметь:

    - находить периметр и площадь прямоугольника;

    - решать задач изученных видов,

     -выполнять действия с именованными числами,

    - строить окружность

    Самостоятельная работа

    Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание трехзначных чисел»

    Цель: проверить умение пользоваться алгоритмами сложения и вычитания трехзначных чисел без перехода через разряд и с переходом через разряд единиц.

    Уметь:

    -  решать текстовые задачи арифметическим способом,

    - выражать данные величины в разных единицах и решать числовые выражения.

    Контрольная работа

    Сравнение углов по величине

    Визуально

    № 148 № 149;

    № 150, № 151

    Тетрадь № 2

    № 1

    Сравнение углов  по величине визуально;

    Проблемная ситуация, подводящая  учащихся к затруднению выполнения операции сравнения углов визуально

    Уметь:

    -  определять тупой острый и прямой угол визуально и способом наложения. 

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Сравнение углов при помощи

    произвольной мерки

    № 152 № 153;

    № 155, № 154

    РТ  № 2, № 3

    Сравнение углов при помощи

    произвольной мерки

    Уметь:

    -  сравнивать углы произвольными мерками для сравнения углов.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Понятие о центральном угле

    № 156 № 158;

    № 157

    РТ № 4

    Понятие «центральный угол»

    через сравнение углов при работе с окружностью

    Уметь:

    -  находить  и чертить центральный угол окружности.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Основное свойство радиусов одной

    окружности Цифры римской

    нумерации - L, C

    № 160; № 162 № 161

    РТ № 6

    Основное свойство радиусов одной

    Окружности. Цифры римской

    нумерации - L, C

    Знать свойство радиусов окружности.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Решение логических задач с помощью таблицы

    № 163 № 159

    РТ № 5, № 9

    Знакомство с новым способом решения логических задач - с помощью таблицы

    Уметь:

    - решать логические задачи с помощью таблицы.

    Выборочное оценивание.

    Единица измерения углов – градус

    № 164 № 165,

    № 166, № 167

    РТ № 7

    Знакомство с общепринятой единицей  измерения углов – градус. Запись и чтение новой величины.

    Знать:

    - как обозначается единица измерения углов. 

    Уметь:

    - записывать и читать новую величину.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Распределительное свойство

    умножения относительно

    сложения

    № 168 № 169

    № 170, № 171

    Знакомство с распределительным свойством умножения относительно сложения. Запись нового свойства в общем виде, используя буквы. Применение его на практике.

    Уметь: 

    - формулировать и записывать распределительный закон умножения относительно сложения в общем виде, применять его на практике.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Знакомство с транспортиром;

    геометрические инструменты

    № 172 № 173

    № 174, № 175

    РТ  № 11, № 8

    Из истории математики. Геометрические инструменты. Учебник, с. 98-99

    Знакомство с прибором для измерения углов – транспортиром. Сравнение разных видов транспортиров.

    Уметь:

    - измерять угол с помощью транспортира.

    Практическая работа.

    Величина прямого угла; определение величины углов

    при помощи транспортира

    № 176 № 177

    № 178, № 179

     РТ № 14

    Использование транспортира для определения величины угла.

    Определение величины прямого угла.

    Уметь:

    - пользоваться транспортиром и записывать градусную меру угла.

    Практическая работа.

    Задачи с избыточными данными

    № 180 № 181

    № 182, № 183

    РТ № 10

    Работа над задачами  с избыточными данными через разрешение проблемной ситуации по преобразованию таких задач до текста с необходимым

    и достаточным условием.

    Уметь:

    - определять задачи с избыточными данными, редактировать и решать их;

    -  выводить и записывать математические свойства, применять на практике распределительное свойство деления относительно сложения.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Построение углов заданной

    величины с помощью транспортира

    (практическая

    работа)

    № 184 № 185

    № 186, № 187

    РТ № 17

    Практическая работа по построению углов с помощью транспортира.

    Уметь:

    - строить углы с помощью транспортира.

    Практическая

    работа.

    Деление суммы на число

    № 188 № 189

    № 190, № 191

    РТ № 16

    Сформулировать закономерность

    правила деления суммы на число. Запись свойства в общем виде.

    Уметь:

    - выполнять деление суммы на однозначное число. 

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Проверь себя. Учебник, с. 110-111. Самостоятельная работа

    Уметь:

    - решать текстовые задачи арифметическим способом и числовые выражения  со скобками.

    Самостоятельная работа

    Контрольная работа за 1 полугодие

    Уметь:

    - решать текстовые задачи арифметическим способом и числовые выражения  со скобками.

    Контрольная работа

    Резервное время

    Учебник, 2 часть.

    Тема «ВНЕТАБЛИЧНОЕ УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ» (25 часов)

    Поиск способов определения

    значения произведения, в котором один множитель двузначное число

    № 192 № 193

    № 194, № 195

    РТ  № 15, № 18

    Работа над поиском способов определения значения произведения, в котором один множитель двузначное число, выбрать среди них самый удобный

    Уметь:

    - находить способы определения значений произведений, в которых один множитель – однозначное число, а второй – многозначное.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Умножение разрядной единицы

    на однозначное натуральное

    число

    №№196, 198

    № 197, № 199

    РТ № 13

    Формулирование правила определения значения произведения, в котором разрядная единица умножается на однозначное натуральное число

    Уметь:

    -  находить способы определения значений произведений, в которых один множитель – однозначное число, а второй – многозначное.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Умножение разрядных единиц

    на однозначное число

    № 200 № 201, 202

    № 203

    РТ№ 22

    Сформулировать правило определения значения произведения, в котором разрядная единица умножается на однозначное натуральное число, нахождение значения подобных произведений

    Уметь:

    - определять значение произведений, в которых десяток и сотня умножаются на однозначное число.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Умножение десятков и сотен

    на однозначное число

    № 204 № 205

    № 206, № 207

    Проблемная ситуацию, позволяющая «открыть» различные способы умножения десятков и сотен на однозначное число.

    Уметь:

    - выполнять умножение многозначных чисел на однозначное число

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Умножение двузначного

    числа на однозначное

    № 208 № 209

    № 210, № 211

    РТ № 23

    Завершение составления алгоритма умножения многозначного числа

    на однозначное с подробной записью.

    Уметь:

    - выполнять умножение двузначного числа на однозначное.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Умножение многозначного числа

    на однозначное; подробная запись

    выполнения такого умножения

    № 212 № 213

    № 214, № 215

    РТ № 26, № 28

    Применение алгоритма умножения

    двузначного числа на однозначное в новой ситуации

    Уметь:

    - выполнять умножение многозначных чисел на однозначное число, используя подробную запись умножения.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Неравенства с переменной

    № 216 № 217

    № 218, № 219

    РТ № 21

    Решения неравенств путем подбора решений из множества натуральных чисел

    Уметь:

    - сравнивать неравенства и решать неравенства с переменной;

    - умножать трехзначного числа на однозначное.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Деление круглых десятков

    и сотен на однозначное число с помощью таблицы умножения

    № 220 № 221

    № 222, № 223, № 224

    РТ № 24

    Правила нахождения значения частного, круглых чисел и однозначного числа, нахождение  значения подобных

    выражений, используя знания таблицы умножения

    Уметь:

    -  выполнять деление многозначных чисел на однозначное число;

    - определять значение частного, в котором разрядная единица делится на однозначное натуральное число.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Знакомство с системами

    неравенств (материал ознакомительного уровня)

    № 225 № 226

    № 227, № 228, № 229

    РТ № 30, № 32

    Понятие о системе неравенств, способы решения системы неравенств

    Уметь:

    -  решать задачи и уравнения изученного вида.

    Знать:

    - понятие «система неравенств».

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Деление многозначного числа

    на однозначное

    № 230 № 231

    № 232, № 233

    РТ № 31

    Составление алгоритма деления многозначного числа на однозначное.

    Уметь:

    - выполнять деление многозначного числа на однозначное с подробным объяснением.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Сокращения записи умножения

    многозначного числа на однозначное

    № 234 № 235

    № 236, № 237

    РТ № 27,№ 39, № 34

    Работа над  разными способами сокращения подробной записи выполнения умножения многозначного числа на однозначное.

    Уметь:

    - умножать и делить числа, оканчивающиеся нулями на однозначное число;

    -решать задачи и уравнения изученных видов.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Умножение двузначного числа

    на однозначное с переходом

    через разряд

    № 238 № 239

    № 240, № 241, № 242

    Сравнение умножения двузначного числа на однозначное с переходом и без перехода через разряд.

    Уметь:

    - выполнять письменные вычисления;

    - умножение многозначного числа на однозначное.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Умножение двузначного

    числа на однозначное с переходом

    через разряд

    № 243 244,

    № 245, № 246, № 247

    РТ № 33, № 35

    Выполнение умножения двузначного

    числа на однозначное с переходом

    через разряд, используя запись в столбик.

    Уметь:

    - сравнивать произведения, в которых умножение многозначного числа на однозначное с переходом и без перехода через разряд;

    - выполнять умножение многозначного числа на однозначное с переходом через разряд, выполняя подробную запись и запись в столбик.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Умножение многозначного числа  на однозначное с переходами

    через разряды

    № 248 № 249; № 250

    РТ № 42

    Сравнение произведения, в которых умножение многозначного числа

    на однозначное выполняется с переходами через разряды десятков

    и единиц и без перехода через разряд

    Уметь:

    -  сравнивать произведения, в которых умножение многозначного числа на однозначное выполняется с переходом и без перехода через разряд;

    -  умножать многозначное число на однозначное с переходом через разряд, выполняя подробную запись и запись в столбик.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Умножение многозначного числа

    на однозначное с переходом

    через разряд; использование

    стрелки при записи в столбик

    № 251, № 252, № 253

    РТ № 40

    Совершенствование навыков  использования алгоритма умножения

    многозначного числа на однозначное с переходом через разряд.

    Использование стрелки  для обозначения перехода через разряд.

    Уметь:

    - умножать трехзначное число на однозначное с переходом через разряд в столбик.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Разбиение делимого на удобные

    Слагаемые

    № 254, № 255, № 256

    № 257, № 258

    РТ № 41

    Работа по составлению алгоритма деления многозначного числа на однозначное. Разбиение делимого на удобные слагаемые.

    Уметь:

    -  выполнять деление многозначного числа на однозначное с подробным объяснением.

    - решать системы неравенств и задачи данного вида

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Умножение многозначного

    числа на однозначное с переходом через разряд

    № 259, № 260, № 261

    № 262

    РТ № 46, № 51

    Использование алгоритма умножения

    многозначного числа на однозначное.

    Уметь:

    -  умножать многозначное число на однозначное с переходом через разряд.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Решение неравенств с переменной

    на основе использования

    соответствующих им уравнений

    № 263, № 264

    № 265, № 266

    РТ № 47, № 44

    Новый способ решения неравенства с переменной на основе составления и решения соответствующего уравнения. Знакомство со способом проверки

    найденного решения

    Уметь:

    -  выполнять деление многозначного числа на однозначное с подробным объяснением.

    - решать неравенства, используя решение соответствующего уравнения; выполнять способы проверки найденного решения.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Умножение многозначного числа

    на однозначное с переходом

    через разряд

    № 268

    №№269, 270 № 271

    РТ № 49

    Алгоритм умножения многозначного числа на однозначное с переходом через два разряда. Стрелки для записи действия в столбик

    Уметь:

    - умножать двузначное число на однозначное с двумя переходами через разряд в столбик.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Разбиение делимого на удобные

    слагаемые

    № 272, № 273, № 274

    № 275

    РТ № 50, № 54

    Совершенствование навыка представления делимого в виде суммы удобных слагаемых.

    Рассмотрение случаев, когда удобными являются разрядные слагаемые,

    и случаев, когда требуются другие слагаемые.

    Уметь:

    - выполнять делить двузначное число на однозначное, используя прием разбиения числа на удобные слагаемые.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Запись деления в столбик

    № 276

    №№277,278 № 279

    Алгоритм деления многозначного

    числа на однозначное.

    Уметь:

    -  выполнять деление многозначного числа на однозначное в столбик.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Изображение объемного тела

    на плоскости

    № 280№ 281

    № 282, № 283

    РТ № 48, № 53

    Способ изображения невидимых линий на чертеже объемного тела пунктиром.

    Уметь:

    - изображать невидимые линии в чертеже объемного тела пунктиром;

    - решать  и преобразовывать  задачи;

    - выполнять умножение и деление многозначных чисел.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Деление столбиком многозначных

    чисел на однозначное

    № 284, № 285

    №№ 287, 288

    РТ № 50, № 55

    Случаи деления, для которых делимое неудобно разбивать на разрядные слагаемые, так как слагаемые не делятся на делитель без остатка.

    Уметь:

    -  выполнять деление

    многозначного числа на однозначное в столбик.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Проверь себя. Учебник, с. 49-50. Самостоятельная работа

    Твои успехи. Рабочая тетрадь № 2, с. 28-31

    Уметь:

     - выполнять деление и умножение в столбик на однозначное число,

    - решать задачи, системы неравенств изученного  вида, знать порядок действий.

    Самостоятельная работа

    Контрольная работа

    Цели: проверить умение выполнять письменное умножение и деление трехзначного числа на однозначное, умение решать составные задачи.

    Уметь:

    -  выполнять деление и умножение в столбик на однозначное число, решать задачи, системы неравенств.

    Контрольная работа

    Тема «ЧИСЛОВОЙ (КООРДИНАТНЫЙ) ЛУЧ» (13 часов)

    Знакомство с числовым (координатным) лучом

    № 289, № 290

    № 291, № 292

    Тетрадь № 3

    № 1, № 5

    Знакомство с числовым (координатным) лучом. Соотношение расположения точек, соответствующих числам натурального ряда с количеством «шагов» одинаковой длины вдоль луча. Понятия «начало луча», «шаг»

    Уметь:

    - соотносить расположение точек, соответствующих числам натурального ряда с количеством «шагов» одинаковой длины вдоль луча;

    - фиксировать понятия «начало луча», «шаг»;

    -  работать над задачей, когда часть условия в повествовательной форме стоит в начале текста, другая его часть объединена с вопросом в сложное вопросительное предложение;

    - преобразовывать и решать задачи.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Понятие «числовой луч»

    № 293, № 294

    № 295, № 296

    РТ № 3, № 13

    Понятие «числовой луч».  Сравнение числовых лучей с различной длиной «шага»

    Уметь:

    - сравнивать числовые лучи с различной длиной «шага»;  

    - работать над решением задач с несколькими вариантами решения, преобразовывать условие задачи так, чтобы задача имела единственное решение.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Способы построения

    числового луча (практическая

    работа)

    № 297

    №№ 298, 301

    № 300, № 302, № 301

    РТ № 6, № 9, № 11

    Практическая работа над построением числовых лучей разными способами.

    Уметь:

    - строить числовой луч;

    -  сравнивать различные способы выполнения построений;

    -  находить на луче точки, содержащие выбранную мерку несколько раз;

    - решать логические задачи;

    - сравнивать и анализировать.

    Практическая

    работа

    Понятие производительности труда

    №№ 303, 307

    № 304, № 305, № 306

    РТ № 15, № 8

    Понятие «производительность труда».

    Зависимость между производительностью труда, временем и объемом выполненной

    работы. Использование новой величины

    при решении задач.

    Знать:

    - понятие «производительность труда».

    Уметь:

    -находить зависимость между производительностью труда, временем и объемом выполненной работы; -  приводить примеры производительности труда, использовать новую величину при решении задач.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Единичный отрезок и его выбор

    № 308, № 309, № 310

    РТ № 7

    Понятие и выбор единичного отрезка.

    Решение задач.

    Знать:

    - понятие «единичный отрезок».

    Уметь:

     - определять точки, соответствующие заданным натуральным числам;

    -  распознавать предложения, в которых говорится о производительности труда,

    - составлять и решать задачи.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Место числового множителя

    в выражении с переменной

    № 311, № 312, № 313

    № 314, № 315, № 316

    РТ № 10

    Новая форма записи произведения числа и буквы. Упрощение записи уравнений в соответствии с договоренностью и их решение.

    Уметь:

    - выполнять чертеж четырехугольной призмы с использованием новых правил;

    - определять на числовом луче точки, соответствующие заданным натуральным числам;

    -  составлять краткую запись и схемы;

    -  восстанавливать сложное выражение по выполненным действиям.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Понятие о координате точки

    и знакомство с термином

    «координатный луч»

    № 317, № 318, № 319

    № 320

    РТ №№ 79, 80

    Понятие о координате точки на числовом луче. Понятие координатного луча, определение координаты точек.

    Знать:

    -  понятие «координатный луч»;

    -  понятие «площадь боковой поверхности».  

    Уметь:

    -  находить, называть и записывать координаты точек;

    - чертить объемные фигуры, определять площадь боковых граней.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Понятие «скорость движения»

    № 321, № 322, № 323

    № 324

    РТ №№ 15, 16

    №№ 12, 26;  № 14

    Понятие о скорости движения. Вывод о зависимости между скоростью, временем движения и пройденным путем.

    Знать:

    - понятие о скорости движения; Уметь:

     решать текстовые задачи арифметическим способом;

     - определять координаты точек, отмеченных на луче;

    -делить в столбик.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Восстановление единичного

    отрезка по координатам данных на луче точек

    № 325, № 326, № 327

    № 328, № 329

    РТ № 17, № 18, № 19

    Способы восстановления единичного отрезка координатного луча.

    Уметь:

    - восстанавливать единичный отрезок координатного луча по заданным координатам;

    - составлять задачи, обратные данной;

    -находить значения частных.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Восстановление единичного

    отрезка по координатам данных на луче точек

    Из истории математики. О координатах и картах. Учебник, с. 70-71

    № 330, № 331

    №№ 332, 333; № 334

    РТ № 20, № 21

    Восстановление единичного отрезка по координатам заданных точек.

    Запись координаты точки, отмеченной на числовом луче

    Уметь:

    - восстанавливать единичный отрезок по координатам заданных точек;

    - решать уравнения с опусканием знака умножения между числовым и буквенным множителями.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Проверь себя. Учебник, с. 74-75. Самостоятельная работа

    Уметь:

    -  решать задачи  изученных  видов, неравенства, уравнения, вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия со скобками и без них,

    - определять координаты точек

    Самостоятельная работа

    Контрольная работа по теме «Числовой (координатный) луч»

    Цели: проверить умения решать составные задачи, отмечать точки с заданными координатами на числовом луче, решать уравнения и задачи геометрического характера.

    Уметь:

    - решать текстовые задачи арифметическим способом, выражать данные величины в различных единицах.

    Контрольная работа

    Тема «ДРОБНЫЕ ЧИСЛА» (18 часов)

    Знакомство с понятием дробного числа

    № 335, № 336, № 337

    № 338, № 339

    РТ № 22

    Знакомство с понятием дробного числа. Составление и решение составных задач.

    Уметь:

    - находить дробные числа; 

    -  решать и преобразовывать сложные выражения;

    - составлять и решать задачи.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Запись дроби; смысл каждого числа в записи дроби

    № 340, № 341, № 342

    № 343, № 344

    РТ № 23

    Сравнение задач, при решении которых получается натуральное число и дробное число.

    Знакомство с дробными числами:  смысл каждого натурального числа в записи дроби.

    Уметь:

    - сравнивать задачи, при решении которых получается натуральное число и дробное число;

    -записывать дроби.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Числитель и знаменатель дроби

    № 345, № 346, № 347

    № 348, № 349

    Понятие числителя и знаменателя дроби,  математический смысл каждого из них. Запись дроби с соответствующими числителями и знаменателями

    Знать:

    - понятие числителя и знаменателя дроби, выявить через практическую работу математический смысл каждого из них;

    Уметь:

    - записывать дроби с соответствующими числителями и знаменателями;

    - решать  уравнения, неравенства и системы неравенств;

    -  умение анализировать и обобщать.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Запись дробей по рисункам

    №№350,353, № 351

    № 352

    РТ № 48, № 36

    Запись дробей по рисункам. Запись решения задачи сложным выражением.

    Уметь:

    -  записывать дроби, пользуясь рисунком;

    - составлять краткую запись в виде таблицы к составной задаче, решать задачи и преобразовывать условия после решения;

    - выполнять преобразования сложных выражений с помощью скобок;

    - восстанавливать единичный отрезок координатного луча, обозначать координаты точек.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Представление об изображении

    предметов в масштабе

    № 354, № 355, № 356

    № 357

    РТ № 42

    Использование уменьшающего

    или увеличивающего масштаба. Расширение представления учащихся о масштабе

    Уметь:

     - использовать уменьшающий или увеличивающий масштаб;

    - решать  и преобразовывать задачи; - записывать дроби по рисункам, сравнивать дроби, пользуясь конкретным рисунком.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Сравнение дробей с одинаковыми

    Знаменателями

    №№358,361

    № 359, № 360

    РТ № 32

    Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями без наглядной опоры

    Уметь:

    - сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями;

    - работать над задачами на движение, делать чертеж к задаче, составлять краткую запись, преобразовывать в более простую задачу или более сложную;

    - использовать масштаб в рисунке.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Сложное (двойное) неравенство

    № 362, № 363, № 364

    № 365

    Понятие о сложном (двойном)

    Неравенстве. Чтение, запись и составление сложных неравенств на основе преобразования нескольких простых.

    Уметь:

    - читать, записывать и составлять сложное неравенство на основе преобразования нескольких простых;

    - находить точки с дробными координатами на числовом луче;

    - решать задачи, основанные на знании суммы углов треугольника.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Задачи на нахождение доли числа

    Из истории математикии. Как появились дроби. Учебник, с. 92-93

    №№366,368

    № 367, № 369, № 371

    Правило нахождения доли числа, использование знаний при решении задач

    Знать:

     - правило нахождения доли числа.

    Уметь:

    - решать задачи;

    - определять масштаб изображения по истинным размерам объекта и его изображению, чертить фигуры в заданном масштабе;

    - выбирать пары неравенств  и записывать на их основе сложное неравенство.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Изображение предметов в масштабе

    № 370, № 372, № 373

    № 374

    Запись масштаба как соотношение чисел, смысл записанного масштаба, решение практических заданий с использованием изображений предметов в масштабе.

    Уметь:

    - записывать масштаб как соотношение чисел, понимать смысл записанного масштаба, решать практические задания по изображению предметов в масштабе;

    - решать уравнения, выполнять различные преобразования уравнений.

    Практическая работа.

    Определение части числа

    №№375,377

    № 376, № 378, № 386

    РТ № 38, № 70

    Сравнение задач на нахождение доли числа и части числа.

    Разные способы решения задачи

    на нахождение части числа

    Уметь:

    -  сравнивать дроби с единицей.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Расположение точек с дробными

    координатами на числовом луче

    № 379, № 380, № 381

    № 382

    Проблема выбора единичного отрезка, удобного для изображения дробных чисел на координатном луче

    Уметь:

    - выбирать единичный отрезок, удобный для изображения дробных чисел на координатном луче.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Порядок действий в выражениях

    с несколькими скобками

    № 383, № 384, № 385

    № 387

    РТ № 37

    Правило выполнения действий в выражениях с несколькими

    скобками

    Знать:

    -  правила выполнения действий в выражениях с несколькими скобками;

    Уметь:

    -использовать новое знание при вычислениях значений выражений; -  восстанавливать сложное выражение по выполненным действиям;

    - устанавливать соотношения между дробями с одинаковыми и разными знаменателями через задания, связанные с определением расположения точек с дробными координатами на числовом луче.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Решение задач на движение;

    понятие «пройденный путь»

    № 388, № 389, № 390

    № 391

    Понятие «пройденный путь» в ходе решения задачи на движение

    и составление обратной ей.

     Знать:

    - понятие «пройденный путь».

    Уметь:

     - решать задачи на движение и составлять обратные ей.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Задачи на нахождение числа по его доле

    Твои успехи. Рабочая тетрадь № 3, с. 24-27. Самостоятельная работа

    №№392,394

    № 393, № 395

    РТ № 45

    Сравнение задач на нахождение доли числа и числа по его доле. Способы решения задачи на нахождение числа по его доле.

    Уметь:

    - сравнивать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;

    -  решать задачи на нахождение числа по его доле;

    - решать системы неравенств и двойные неравенства;

    - выделять сходные и отличительные признаки объемных тел, рассмотрев  конус  и  цилиндр.

    Самостоятельная работа

    Преобразование и решение

    сложных уравнений на основе

    распределительного свойства

    умножения

    № 396, № 397, № 398

    № 400

    РТ № 64, № 58

    Знакомство с уравнениями, требующими  упрощения буквенной части, применяя для этого распределительное свойство умножения

    Уметь:

    -  решать уравнения сложной конструкции.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Понятие «скорость движения»

    №№401,402

    № 403

    №№ 404, 408

    № 406, № 405

    РТ № 60

    Понятие о скорости движения. Зависимость между скоростью, временем движения и пройденным путем.

    Знать:

    - понятие «скорость движения». Уметь:

    -находить зависимость между скоростью, временем движения и пройденным путем.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Проверь себя. Учебник, с 112-113. Самостоятельная работа

    Решение задач. Построение координатного луча.

    Уметь:

    - решать задачи на нахождение числа по его дроби;

    - определять координаты точек на луче.

    Самостоятельная работа

    Контрольная работа

    по теме «Дробные числа»

    Цели: проверить знания и умения учащихся записывать и читать дробные числа; сравнивать дроби; решать задачи на нахождение числа по его дроби.

    Уметь:

    - записывать и читать дробные числа; сравнивать дроби; решать задачи на нахождение числа по его дроби.

    Контрольная работа

    Тема «РАЗРЯДЫ И КЛАССЫ. КЛАСС ЕДИНИЦ И КЛАСС ТЫСЯЧ» (21 час)

    Образование новой единицы счета – тысяча

    № 409, № 407, № 410

    № 411, № 412

    РТ № 59

    Получение новой единицы счета -

    тысяча, как результат объединения десяти предыдущих единиц счета в единое целое (десять сотен - тысяча);

    Запись числа «тысяча».

    Уметь:

    -  читать и записывать числа класса тысяч;

     - выполнять деление трехзначного числа на однозначное;

    - вычислять периметр фигуры сложной конфигурации.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Счет тысячами, названия и запись

    получившихся чисел; таблица разрядов

    № 413, № 414, № 415

    Счет  тысячами. Запись соответствующего числа. Расширение таблицы  разрядов и  запись в нее четырехзначных чисел.

    Уметь:

    - считать новой единицей счета тысячей до девяти;

    - читать и записывать соответствующие числа;

    - использовать чертеж при решении задач на движение;

    - находить значение сложных выражений и выполнять преобразования этих выражений с помощью скобок;

    - вычислять площади фигуры сложной конфигурации.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Образование тысячи как следующего числа натурального ряда

    № 417, № 416, № 418

    № 419, № 420

    РТ № 39

    Способ образования тысячи как следующего числа натурального ряда и соответствующие записи. Работа с таблицей разрядов для записи и чтения чисел

    Уметь:

    - пользоваться таблицей разрядов для записи и чтения чисел;

    - решать задачи, связанные с производительностью труда, составлять схему анализа и обратные задачи;

    -  решать простые уравнения и проводить усложнения.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Образование тысячи при счете

    Десятками

    № 422, № 421, № 423

    Способ образования тысячи при счете десятками. Работа  по заполнению промежутков между полученными опорными числами

    Уметь:

    -  читать и записывать числа класса тысяч;

    - решать составные задачи, в которых требуется нахождение части числа.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Соотношение величин

    1 м = 1000 мм,

    1 км = 1000 м

    № 426, № 424, № 427

    № 428

    №№ 425, 429

    РТ № 55

    Единицы измерения длины и соотношение между ними. Новая единица измерения длины – километр.

    Уметь:

    - использовать знания о числах, обозначающих величины «длина», «масса», и соотношениях между ними.

    Знать:

    - наименование «километр».

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Соотношение величин

    1 кг = 1000 г,

    1 т = 1000 кг

    № 430, № 432, № 431

    № 434, № 433

    РТ № 54

    Единицы измерения массы и соотношение между ними. Новая единица измерения массы -тонна

    Уметь:

    - использовать знания о числах, обозначающих величины «длина», «масса», и соотношениях между ними.

    Знать:

    -  новое наименование «тонна».

    Образование новой единицы

    счета – десятка тысяч

    № 435, № 438

    № 436, № 437

    Знакомство со способом образования новой единицы счета - десятки тысяч. Счёт десятками тысяч, чтение  и запись соответствующих чисел. Сравнение названия чисел.

    Знать:

    -  способ образования новой единицы счета – «десяток тысяч» счетом тысяч.

    Уметь:

    - считать десятками тысяч, читать  и записывать соответствующие числа; - сравнивать названия чисел, обозначающие десятки и десятки тысяч;

    - соотносить новые величины «километр», «тонна» с ранее изученными величинами;

    - решать составные задачи, в которых требуется нахождение части числа.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Образование десятка тысяч различными способами

    № 439

    №№ 440, 443

    № 441, № 442

    РТ № 83, № 80

    Способы получения десятка тысяч. Счёт десятками тысяч, запись и определение предыдущего  и последующего числа для чисел, обозначающих десятки тысяч

    Знать:

    - четыре способа получения десятка тысяч.

    Уметь:

    - считать десятками тысяч, записывать и определять предыдущие и последующие числа для чисел, обозначающих десятки тысяч;

    - вычислять площади фигуры сложной конфигурации, анализировать возможные способы и выбирать рациональные.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Сложение многозначных чисел

    №№444,447

    № 445, № 446, № 448

    РТ № 57

    Выполнение сложения многозначных

    чисел. Таблица разрядов. Решение составных задач.

    Знать:

    - нумерацию многозначных чисел. Уметь:

    - выполнять сложение многозначных чисел;

    - работать с таблицей разрядов;

     - записывать в таблицу разрядов многозначные числа и читать числа из таблицы.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Образование сотни тысяч при счете разными единицами

    №№449,451; № 450

    РТ № 66, № 68, № 73

    № 51

    Способы образования сотни тысяч. Сравнение названий сотен и сотен тысяч

    Знать :

    - пять способов образования сотни тысяч;

    Уметь:

    - записывать числа согласно предложенному условию;

    - решать составные задачи, в которых требуется нахождение части числа;

    - составлять обратные задачи;

    - преобразовывать величины;

    - выполнять сложение многозначных чисел и выделять заранее приготовленную закономерность в расположении сумм.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Знакомство с римскими цифрами D и M

    № 452, № 455

    № 454, № 453

    РТ № 76 №№ 81, 83

    Запись чисел изученными римскими

    Цифрами. Знакомство с цифрами римской нумерации D и M. Запись чисел с использованием новых цифр

    Знать:

    - цифры римской нумерации – D и M.

    Уметь:

    - записывать числа изученными римскими цифрами;

    - использованием новых цифр;

    - решать составные задачи, в которых требуется нахождение части числа, и выполнять преобразования текстов задачи после решения.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Вычитание многозначных чисел

    № 456, № 457, № 458

    № 459

    РТ № 52

    Выполнение вычитания многозначных чисел. Составление схемы анализа к задаче. Работа с единицами измерения массы.

    Уметь:

    -  выполнять вычитание многозначных чисел;

    - составлять к задаче схему анализа, определять количество действий в решении задачи  до  ее  решения;  

    -  заполнять промежутки

    между опорными числами согласно подмеченной закономерности;

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Контрольная работа за год

    Решение текстовых задач арифметическим способом, вычисление значения числовых выражений со скобками, сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначного числа на однозначное.

    Уметь:

    - решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное).

    Контрольная работа

    Таблица разрядов первых

    двух классов

    № 460, № 461, № 462

    РТ № 82

    Понятие «класс». Знакомство с числами класса единиц и класса тысяч. Запись чисел  в таблицу разрядов и классов и чтение чисел по таблице

    Уметь:

    - читать и записывать числа класса единиц и класса тысяч;

    - выполнять сложение многозначных чисел, выявлять общие признаки получившихся равенств.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Умножение многозначного

    числа на однозначное

    Твои успехи. Рабочая тетрадь № 3, с. 44-48

    № 463, № 464, № 465

    № 466

    РТ № 84, № 85

    Выполнения умножения многозначных чисел на однозначное. Решение составной задачи и составление к ней обратных.

    Уметь: выполнять письменное умножение многозначного числа на однозначное;

    - читать и записывать многозначные числа.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Деление многозначного числа на однозначное

    № 467 №№468,471

    № 469 № 470

    Выполнение деления многозначных

    чисел на однозначное . Разные способы решения задач.

    Уметь:

    - выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное;

    - решать задачи разными способами.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Проверь себя. Учебник, с. 151-153. Самостоятельная работа

    Нахождение площади фигуры. Решение выражений. Решение составных задач. Чертеж окружности.

    Координатный луч.

    Уметь:

     - решать текстовые задачи арифметическим способом, находить площадь фигуры, выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание, умножение и деление многозначных чисел).

    Самостоятельная работа

    Контрольная работа по теме

    Цели: проверить умение учащихся читать и записывать многозначные числа, сравнивать их; умения решать составные задачи и сложные уравнения.

    Уметь:

     - решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел).

    Контрольная работа

    Таблица разрядов и чисел; запись

    многозначных чисел

    №№ 472, 473

    Составление таблицы разрядов. Решение выражений.

    Знать:

    - основные математические. понятия,

    Уметь:

    - записывать и читать многозначные числа;

    - решать задачи разными способами;

    - определять координаты точек на числовом луче.

    Фронтальный опрос,

    выборочное оценивание.

    Твои успехи. Рабочая тетрадь № 3, с. 44-48

    Цель: определить уровень сформированности умений и навыков по пройденной теме

    Уметь:

    - записывать и читать многозначные числа;

    - решать задачи разными способами;

    - определять координаты точек на числовом луче.

    Тематический.

    Итоговый урок

    Список литературы.

    1. Беденко М.В. Самостоятельные и контрольные работы по математике.- М.: «ВАКО», 2006.
    2. Волина, В. Занимательная математика для детей. – СПб.: Специальная литература, 2000.
    3. Глушкова, О. Тесты по математике. – М.: Арт-пресс, 2004.
    4. Жикалкина, Т. К. Игровые и занимательные задания по математике. – М.: Просвещение, 2003
    5. Степанова, О. А., Рыдзе, О. А. Дидактические игры на уроках в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
    6. Справочник школьника. (1–4) / под ред. О. Л. Соболевой. – М.: Арт-пресс, 1999.
    7. Узорова, О. В., Нефедова, Е. А. Контрольные и проверочные работы по математике. – М.: Аквариум, 2002
    8. Уткина, Н. Г. Изучение трудных тем по математике. – М.: Просвещение, 1989.
    9. Цыкина, Н. А. Тестовые контрольные работы по математике для начальной школы. 1–4 классы. – Волгоград: Учитель, 2002.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по математике по системе Л.В.Занкова 2 класс.

    Рабочая программа по математике на 170 ч. по системе Л.В.Занкова  на основе программы  начального общего образования  по математике  2 класс (авт. А.А.Аргинская, С.Н. Кормишина) Са...

    Рабочая программа по математике по системе Л.В.Занкова 2 класс ФГОС

    Рабочая программа создана на основе авторской программы с учётом требований ФГОС. Указан возможные виды деятельности учащихся и УУД....

    Рабочая программа по математике по системе Л.В.Занкова. 2 класс

    Рабочая программа и урочно - тематическое планирование по математике во 2 классе в соответствии с ФГОС по системе Л.В.Занкова....

    Рабочая программа по математике по системе Л.В.Занкова 2 класс

    Представлена рабочая программа с тематическим планированием по математике по системе Л.В.Занкова (в соответствии с ФГОС )...

    Рабочая программа по математике по системе Занкова 3 класс

    Пояснительная записка и тематическое планирование, составленные  по ФГОС...

    Рабочая программа по математике по системе Занкова 2 класс

    Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...

    Рабочая программа по математике по системе Занкова 3 класс

    Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...