урок-проект урока математики 2 класс
методическая разработка по математике (2 класс) по теме

Коркина Альбина Петровна

урок-проект математика 2 класс . Тема: "Узоры и орнаменты на посуде"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx60.1 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-проект

Математика 2 «б» класс, учитель Коркина Альбина Петровна

Тема: Узоры и орнаменты на посуде

Цели:  Обучающая (образовательная): закрепление изученного материала, выяснить, в какой мере каждый из учеников класса овладел знаниями, умениями, которые формировались на предыдущих уроках;

Развивающая: развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, расширять кругозор, осуществлять связь с жизнью, развивать речь уч-ся; активизировать воображение, память; развивать личные качества учеников: волю, эмоции, творческие способности.

Воспитательная: прививать интерес к математике, как к науке; учить культуре общения учеников с учителем, ученика с учеником; воспитание положительных качеств личности учеников; активности, аккуратности, умению преодолевать трудности.

Тип урока: закрепление. Методы обучения: наглядный, проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, исследовательский

Дидактическая задача: усвоение, закрепление знаний, контроль за ходом и результатом усвоения материала.

Форма обучения: фронтальная, коллективная, индивидуальная, групповая

Оборудование: презентация (м. доска), модель  посуды для групповой работы, схемы-карточки (образцы узоров), демонстрационные карточки с геометрическими фигурами.

План

Организационный  момент

Готовность

Проговаривание стихотворения:

В дорогу мы возьмем багаж:

Учебник, ручку, карандаш,

Тетрадь и знаний саквояж.

Для чего нам нужен знаний саквояж?

 Ребята я приготовила вам необычное задание: разбейте на группы эти рисунки (геометрические фигуры и посуда)

 Почему вдруг появилась на уроке математики посуда?

Постановка проблемы: почему люди стали использовать рисунок на посуде? Для чего это делалось? Что вы узнали? (Разные версии – возникло затруднение).

    Каждый из нас не один раз в день пользуется различной посудой: чашкой, блюдцем, тарелкой и др. предметами.

Есть и декоративные тарелки, которыми украшают стены. Все это создают мастера, в том числе и художники, которые часто расписывают посуду самыми разнообразными  и очень красивыми узорами.

   Люди с давних времен украшали свою одежду, жилище, орудия труда и предметы быта различными орнаментами. Орнамент встречается в нашей жизни везде. Он украшает наши дома, например, каменный орнамент. Или очень красивы деревенские дома: ставни окон могут быть украшены орнаментом, который вырезали резчики. Он может быть очень красивым. Приведите примеры, где дома мы можем увидеть орнамент?

    Орнамент можно встретить и у себя дома – на обоях, на дорожке, на посуде. Орнаментом и раньше украшалась не только одежда и полотенца, узор покрывал прялки, шкатулки, лавки и сундуки. Его даже можно его увидеть на печенье, которое все мы любим. Он может состоять из ромбиков, кружочков, квадратиков. То есть орнамент украшает нашу жизнь. С чем можно сравнить орнамент?

Орнамент – это украшение, которое состоит из рисунков и они повторяются через определенные расстояния или интервалы (маленький перерыв). Орнаментом называется узор, построенный чередованием в определенном порядке или, как говорят, ритме каких-нибудь рисунков или линий. Слово "орнамент", с латинского "ornamentum", означает "украшение".

Вывод: орнамент придает предметам нарядный и праздничный вид.

Узор: а) Рисунок, представляющий собою сочетание линий, красок, теней и т.п. б) Сложное переплетение, живописное расположение чего-л., образующее или напоминающее такой рисунок.

-Для чего  создавали орнамент, узор?

-Кто узнал об этом  во время создания своего проекта?

   Изначально в глубокой древности изображения на орнаментах должны были защищать дом от злых сил, то есть это были не просто рисунки, а магические символы, которые должны были защищать их обладателей от нечистой силы. Каждый элемент орнамента имел смысл. То есть зная, что обозначает в орнаменте тот или иной символ, можно было “прочитать”, что хотел выразить автор орнамента. ( например: солнце-свет, счастье, птицы- оберег от плохого человека и тд., мы еще будем говорить о смысле орнамента на уроках ИЗО).Позже орнамент превратился просто в элементы украшения дома.

  Сегодня мы будем  говорить о  геометрическом орнаменте, т .к. у нас урок математики и мы свяжем эго  с ним. А раз орнамент геометрический, то нам нужно вспомнить геометрические фигуры, которые вам известны. А вспоминать мы будем, отгадывая загадки.

Загадки:

  1.Узнает очень просто

  Меня любой дошкольник:

 Три стороны и три угла –

 Зовусь я – треугольник!(рисунок)

 2.Он давно знакомый мой.

 Каждый угол в нем прямой.

 Все четыре стороны

 Одинаковой длины.

 Вам его представить рад,

 А зовут его? Квадрат!(рис)

3.Я – известный всем овал.

У меня есть верный друг.

 Без него я никуда.

 А зовут его все – круг!(рис)

4.Это всем известно в мире

Что у нас всего четыре.

Четыре стороны

 И столько же вершин.

 Четырежды важные дела

Мы четырежды совершим!

Прямоугольник.(рис)

5.Перед тобой бумаги лист,

До чего ж он бел и чист.

Фломастером ткнёшь посредине листочка

И на листе получается (точка.)

6.Пусть точек будет очень много,

Ты через них веди дорогу.              

 Соединяя точку с точкой,

 Ты начерти дорожку-строчку.

Дорожка, изгибаясь,  вьётся.                

 Кривою линия зовётся.

Ну а с линейкой по листу

Так просто провести черту.

Увидишь: ровная какая,

Это линия- (прямая).

     Орнамент "ломаные линии" взят из шва берестяной посуды. Это геометрический орнамент с длинной историей. В орнаментах народов Сибири встречается постоянно. И потому в XVIII-XIX вв. на посуде, домашней утвари является главным рисунком. Сплетаясь с другими орнаментами, стал основным рисунком для дерева.(рисунок на доску)

  

   Теперь ребята я предлагаю вам выступить со своими проектами и показать, что вы смогли сделать и что смогли узнать  об онаменте и узоре(дети показывают свои проекты, защищают их).

Чтобы наш поект остался памятным для наших гостей, я предлагаю вам всем вместе создать свой  проект, нарисовать орнамент и раскрасить шаблоны, модель посуды и оформить ее. Вы работаете в парах, а наши гости могут подойти и помочь оформить посуду, не забываем что  орнамент должен быть  геометрическим ( совместная работа, групповая)

Итог.  Понравилась ли вам эта работа? Что показалось самым интересным? Что было трудным? Что  нового узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики Класс: 4 Тема: Задачи на движение УМК "Начальная школа 21 века"

Урок изучения новой темы. На уроке используются различные формы работы :индивидуальная и парная.На заключительном этапе проводится рефлексия с помощью оценочных листов....

Конспект урока математики ; класс

"Решение  задач на нахождение неизвестных по двум разностям"...

Технологическая карта урока математики Класс 1

Технологическая карта урока математики, 1 класс, "Школа России"...

Конспект урока математики. Класс: 3 Тема: Периметр квадрата.

Вашему вниманию представлен конспект урока математики для 3 класс. Тема: Периметр квадрата. УМК "Перспектива"....

Конспект урока математики Класс: 2

Тип урока : закрепление новых знанийВид урока: урок – путешествиеЦель: закрепление навыка сложения и вычитания однозначных и двузначных чисел с переходом через десяток.Задачи:Созд...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Класс: 1 Тема урока «Числа от 1 до 5. Получение. Запись. Сравнение. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.»

Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: повторение нумерации чисел 1-5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урокаДидактические: 1 закрепить понятие «чи...