Календарно-тематическое планирование по математике 4 класс
календарно-тематическое планирование по математике (4 класс) по теме

Чукалова Нина Андреевна

КТП по математике 4 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19 с углубленным изучением отдельных предметов»

                                                                           

                                                                                                                                                  УТВЕРЖДЕНО

                                                                                                                                   протоколом педагогического совета

от ___  __________2012г. № ___          Директор МБОУ «СОШ №19»

                                                                                                               __________   Григорьев М.Ю.  

                                                                                                                                                          Введено приказом №_____

                                                                                                                                                  от ___  ________ 20___ г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ МАТЕМАТИКА

ДЛЯ 4Б  КЛАССА (4 часа в неделю, 140  часов  в год)

Составитель:  Чукалова Нина Андреевна

(начальные классы, высшая кв. категория)

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора  ____________            Газизова Г.К.

РАССМОТРЕНО

на заседании МО, протокол от  ___     _______ 20___ г.   № __

Руководитель МО    ___________       Моргачева О.В.

Набережные Челны

2012г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике составлена на основании федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (начальное общее образование) – утверждён приказом МО и Н РФ от 5.03.2004 №1089, примерных программ по учебным предметам, программы образовательной системы «Перспективная начальная школа» автора  Н.А.Чураковой.

Рабочая программа по математике ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

Чекин, А. Л. Математика: 4 класс: учебник: в 2 ч. / А. Л. Чекин; под ред. Р. Г. Чураковой. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Юдина, Е. П. Математика в вопросах и заданиях: 4 класс: тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 / Е. П. Юдина; под ред. Р. Г. Чураковой. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Захарова О.А. Проверочные работы по математике и технология организации коррекции знаний учащихся. 1-4 классы. 2011.

Захарова О.А. Математика в практических заданиях. Тетрадь для самостоятельной работы №3. 2011.

Цель курса по математике в 4 классе - дать первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов конечных равночисленных множеств и т.п., а также предложить ребенку соответствующие способы познания окружающей действительности.  

Рабочая программа реализует следующие задачи обучения:

овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;

создание благоприятный условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка, соответствующих его возрастным особенностям и возможностям;

формирование мыслительных процессов, логического мышления, пространственных отношений, творческой деятельности;

воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни и для решения новых конкретных учебных задач;

формирование основ общих учебных умений и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдения, измерения, моделирования),

формирование способов организации учебной деятельности (планирование, самоконтроль, самооценка и др.).

Курс разработан в соответствии с базисным учебным (общеобразовательным) планом общеобразовательных учреждений РФ. В 2012\2013 учебном году на изучение математики в 4 классе отводится 4 часа в неделю, 35 учебных недель. Всего за год – 140 часов. Разделы программы «Перспективная начальная школа» по математике автора А.Л.Чекина соответствуют разделам стандарта.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Основное содержание обучения представлено разделами: «Числа и вычисления», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин.

Содержание тем учебного курса.

1.Числа и величины

Натуральные и дробные числа

Новая разрядная единица - миллион (1000000). Знакомство с нумерацией чисел класса миллионов и класса миллиардов. Понятие доли и дроби. Запись доли и дроби с помощью упорядоченной пары натуральных чисел: числителя и знаменателя. Дробная черта как отличительный знак записи дроби. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.

Величины и их измерение

Единица времени — секунда. Соотношение между минутой и секундой (1 мин = 60 с), часом и секундой. Понятие об объеме. Объем тел и вместимость сосудов. Измерение объема тел произвольными мерками. Общепринятые единицы объема: кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр. Соотношения между единицами объема, их связь с соотношениями между соответствующими единицами длины. Литр как единица объема и вместимости. Сосуды стандартной вместимости. Соотношение между литром и кубическим сантиметром, между литром и кубическим дециметром.

2. Арифметические действия

Действия над числами и величинами

Алгоритм письменного умножения многозначных чисел столбиком.

Предметный смысл деления с остатком. Ограничение на остаток как условие однозначности. Способы деления с остатком. Взаимосвязь делимого, делителя, неполного частного и остатка. Деление нацело как частный случай деления с остатком.

Алгоритм письменного деления с остатком столбиком. Случаи деления многозначного числа на однозначное и многозначного числа на многозначное. Сложение и вычитание однородных величин. Умножение величины на натуральное число как нахождение кратной величины. Деление величины на натуральное число как нахождение доли от величины.

Умножение величины на дробь как нахождение части от величины.

Деление величины на дробь как нахождение величины по данной ее части.

Деление величины на однородную величину как измерение.

Элементы алгебры

Буквенные выражения. Знакомство с понятием переменной величины. Буквенное выражение как выражение с переменной (переменными). Нахождение значения буквенного выражения при заданных значениях переменной (переменных). Уравнения. Корень уравнения. Понятие о решении уравнения. Способы решения уравнений: подбором, на основе зависимости между результатом и компонентами действий, на основе свойств истинных числовых равенств.

3. Текстовые задачи

Текстовые задачи на пропорциональную зависимость величин: скорость - время - расстояние; цена - количество - стоимость; производительность - время работы - объем работы. Задачи на вычисление различных геометрических величин: длины, площади, объема. Алгебраический способ решения арифметических сюжетных задач. Знакомство с комбинаторными и логическими задачами.

4.Геометрические фигуры

Диагональ многоугольника. Разбиение многоугольника на несколько треугольников. Разбиение прямоугольника на два равных треугольника. Площадь прямоугольного треугольника как половина площади соответствующего прямоугольника. Определение площади треугольника с помощью разбиения его на два прямоугольных треугольника.

Знакомство с некоторыми многогранниками (призма, пирамида) и телами вращения (шар, цилиндр, конус).

5.Геометрические величины

Площадь прямоугольного треугольника как половина площади, соответствующего прямоугольника. Понятие об объёме. Объём тел и вместимость сосудов. Измерение объёма тел произвольными мерками и общепринятыми единицами объёма (кубический дециметр, кубический сантиметр, кубический метр). Соотношение между единицами объёма, их связь с соотношениями между единицами длины. Задачи на вычисление различных геометрических величин: длины, площади, объёма.

6.Работа с данными

        Таблица как средство описания характеристик предметов, объектов, событий. Круговая диаграмма как средство представления структуры совокупности. Чтение круговых диаграмм с разделением круга на 2,3,4,6,8,9,12 равных долей. Алгоритм. Построчная запись алгоритма. Запись алгоритма с помощью блок-схемы

Требования к уровню подготовки учащихся

по курсу «Математика» к концу четвёртого года обучения

Учащиеся должны знать/понимать:

использование натуральных чисел для счета предметов, для упорядочивания предметов, для измерения величин;

название и запись чисел до класса миллиардов включительно;

ряд целых неотрицательных чисел, его свойства и геометрическую интерпретацию;

основные принципы построения десятичной системы счисления;

дробные числа, их математический смысл и связь с натуральными;

смысл операций сложения, вычитания, умножения и деления;

взаимосвязи между изученными операциями;

существующую зависимость между компонентами и результатом каждой операции;

измерение вместимости с помощью выбранной мерки;

связь вместимости и объема;

стандартные единицы объема (кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр);

связи метрической системы мер с десятичной системой счисления;

особенности построения системы мер времени;

существование многогранников (призма, пирамида) и тел вращения (шар, цилиндр, конус);

отличительные признаки сюжетной арифметической задачи;

различные способы краткой записи задачи;

различные способы записи решения задачи;

рациональный и нерациональный способы решения задачи;

решение задач с помощью уравнений;

задачи с вариативными ответами;

алгоритмический подход к пониманию сущности решения задачи;

комбинаторные и логические задачи.

названия компонентов всех изученных арифметических действий (операций), знаки этих действий, законы и свойства этих действий;

таблицы сложения и умножения однозначных чисел;

особые случаи сложения, вычитания, умножения и деления;

правила порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок;

термины, связанные с понятием «уравнение» (неизвестное, корень уравнения);

свойства некоторых геометрических фигур (прямоугольника, квадрата, круга);

единицы длины, площади, объема, массы, величины угла, времени и соотношения между ними;

« термины, связанные с понятием «задача» (условие, требование, данные, искомое, решение, ответ);

•        условные обозначения, используемые в краткой записи задачи.

Уметь:

называть и записывать любое натуральное число до 1000000 включительно;

сравнивать изученные натуральные числа, используя их десятичную запись или название, и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;

сравнивать дробные числа с одинаковыми знаменателями и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;

сравнивать дробные числа с натуральными и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;

выполнять сложение и вычитание многозначных чисел на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы сложения однозначных чисел;

выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы умножения однозначных чисел;

вычислять значения выражений в несколько действий со скобками и без скобок;

выполнять изученные действия с величинами;

решать уравнения методом подбора, на основе связи между компонентами и результатом действий и на основе использования свойств равенств;

определять вид многоугольника;

определять вид треугольника;

изображать и обозначать прямые, лучи, отрезки, углы, ломаные (с помощью линейки);

изображать и обозначать окружности (с помощью циркуля);

измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины при помощи измерительной линейки;

находить длину незамкнутой ломаной и периметр многоугольника;

вычислять площадь прямоугольника;

выражать изученные величины в разных единицах;

распознавать и составлять текстовые задачи;

проводить анализ задачи с целью нахождения ее решения;

записывать решение задачи по действиям и одним выражением;

выполнять доступные по программе вычисления с многозначными числами устно, письменно и с помощью калькулятора;

проводить простейшие измерения и построения на местности (построение отрезков и измерение расстояний, построение прямых углов, построение окружностей);

измерять вместимость емкостей с помощью измерения объема заполняющих емкость жидкостей или сыпучих тел.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

решать простейшие задачи на вычисление стоимости купленного товара при расчете между продавцом и покупателем (с использованием калькулятора при проведении вычислений);

вычислять площади земельных участков прямоугольной формы с проведением необходимых измерений.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Изучаемый раздел, тема учебного материала

Кол-во часов

Календар-ные сроки

Фактические сроки

Предметные результаты

ОУУН

Контроль

знания

умения

1

Повторение изученного в 3 классе.

1

Уметь: читать и записывать шестизначные числа; выполнять кратное сравнение между разрядными единицами; вычислять значение числового выражения на порядок действий со скобками; сравнивать значения двух выражений; выполнять умножение столбиком многозначного числа на однозначное и на двузначное; вычислять периметр и площадь прямоугольника

Таблица умножения однозначных чисел. Нумерация трехзначных чисел. Числовое выражение и его значение

2

Повторение изученного в 3 классе. Нахождение периметра многоугольников.

1

Уметь: измерять с помощью палетки площадь прямоугольника; чертить квадрат с данной стороной; методом подбора определять длину и ширину прямоугольника по известной площади; формулировать задачу по краткой записи

Распознавание геометрических фигур, изображение их в тетради. Периметр многоугольника

3

Повторение изученного в 3 классе. Решение задач.

1

Уметь: формулировать задачу по данному решению; формулировать задачу по данной диаграмме; решать арифметические задачи; формулировать задачи на разностное сравнение, в условии которой одно из данных является результатом кратного сравнения

Единицы длины, массы, времени. Числовое выражение и его значение. Устные вычисления с натуральными числами

4

Когда известен результат разностного сравнения.

1

Уметь: решать задачи на разностное сравнение; записывать с помощью математических выражений действия, выполненные героями учебника; выбирать верный вариант решения задачи

Устные вычисления с натуральными числами. Отношения «больше на ...», «меньше на...»

5

Когда известен результат кратного сравнения.

1

Уметь: формулировать задачу по краткой записи; решать задачи на кратное сравнение

Устные вычисление натуральными числами. Отношения «большее...», «меньшее ...»

6

Учимся решать задачи.

1

Уметь: составлять краткую запись задачи, заполняя таблицу; решать задачи с опорой на схему; выполнять чертеж к составленной задаче; вычислять периметр прямоугольника; формулировать условие задачи по данной иллюстрации; определять площадь фигуры

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

7

Алгоритм умножения столбиком.

1

Знать алгоритм умножения столбиком многозначного числа на трехзначное число.

Уметь: формулировать алгоритм умножения столбиком; выполнять умножение столбиком многозначного числа на трехзначное; устанавливать соответствия между записями

Письменные вычисления с натуральными числами

8

Поупражняемся в вычислениях столбиком.

1

Уметь: выполнять умножение столбиком многозначного числа на трехзначное; выполнять вычисления числового выражения со скобками.

Письменные вычисления с натуральными числами

9

Тысяча тысяч, или миллион.

1

Знать, как называется число, которое получается в результате увеличения числа 1000 в 1000 раз.

Уметь: формулировать условие задачи, при вычислении которой получалось бы число 1000000; называть и записывать числа - соседи числа 1000000

Название, последовательность и запись многозначных чисел. Классы и разряды

10

Разряд единиц миллионов и класс миллионов.

1

Знать понятия «разряд миллионов» и «класс единиц».

Уметь: записывать числа в таблицу разрядов; представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых; записывать в порядке возрастания все разрядные слагаемые, которые относятся к разряду единиц миллионов; читать и записывать девятизначные числа

Название, последовательность и запись многозначных чисел. Классы и разряды

11

Когда трех классов для записи числа недостаточно

1

Знать понятие «класс миллиардов».

Уметь: записывать и читать самое маленькое десятизначное число; читать и записывать десятизначные числа

Название, последовательность и запись многозначных чисел. Классы и разряды

12

Когда трех классов для записи числа недостаточно. Входная контрольная работа по теме: «Повторение».

1

Уметь: решать задачи; выполнять умножение в столбик; вычислять периметр и площадь прямоугольника; вычислять значение числового выражения со скобками

Распознавание геометрических фигур, изображение их в тетради. Числовое выражение и его значение. Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

Входная контрольная работа

13

Работа над ошибками. Поупражняемся в сравнении чисел и повторим пройденное по теме: «Нумерация многозначных чисел».

1

Уметь: выполнять работу над ошибками; записывать данные числа в порядке возрастания (убывания); вычислять значение числового выражения; решать задачи на разностное и кратное сравнение; выполнять умножение в столбик; читать и записывать девятизначные и десятизначные числа

Отношения «равно», «больше», «меньше» для чисел, их запись с помощью знаков =,<,>

14

Поупражняемся в сравнении чисел и повторим пройденное по теме «Нумерация многозначных чисел».

1

Знать классы и разряды четырехзначных чисел.

Уметь: записывать «круглые» тысячи; выполнять сложение и вычитание «круглых» тысяч; дополнять число до «круглых» тысяч

Отношения «равно», «больше», «меньше» для чисел, их запись с помощью знаков =,<,>

15

Может ли величина изменяться?

1

Знать понятия «величина», «постоянная величина», «переменная величина».

Уметь: выбирать величины, которые являются переменными (постоянными); приводить примеры постоянных и переменных величин из окружающей действительности; чертить геометрические фигуры

Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам: длине, массе, вместимости

16

Всегда ли математическое выражение является числовым?

1

Знать, понятие «буквенное выражение».

Уметь: вычислять значение буквенного выражения с переменной; сравнивать числовое и буквенное выражения; записывать сочетательное свойство сложения (умножения) в виде буквенного выражения

Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений

17

Всегда ли математическое выражение является числовым?

1

Уметь: вычислять значение буквенного выражения с переменной; записывать, используя буквенные выражения, равенства, в которых выражено правило умножения числа на сумму и правило умножения числа на разность

Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений

18

Зависимость между величинами.

1

Знать, что периметр квадрата зависит от длины его стороны.

Уметь: указывать пары величин, в которых одна величина зависит от другой; приводить примеры двух величин, которые не зависят друг от друга; доказывать, что площадь квадрата однозначно зависит от его периметра; чертить прямоугольники по данным сторонам; вычислять периметр и площадь прямоугольников

Установление зависимостей между величинами. Вычисление периметра многоугольника

19

Зависимость между величинами.

1

Уметь: устанавливать однозначные зависимости между величинами; чертить окружности; проводить измерение радиусов и вычислять диаметр данных окружностей

Установление зависимостей между величинами. Вычисление периметра и площади прямоугольника

20

Поупражняемся в нахождении значений зависимой величины. Проверочная работа.

1

Уметь: заполнять таблицы; записывать формулы, которые показывают зависимость между величинами; вычислять значение величин; решать задачи; вычислять периметр равностороннего треугольника

Установление зависимостей между величинами. Вычисление периметра многоугольника

Проверочная работа.

21

Работа над ошибками.. Стоимость единицы товара, или цена.

1

Знать понятия «цена», «количество», «стоимость».

Уметь: соотносить названные единицы количества товара и наименование товара; объяснять смысл наименований цены; вычислять цену; формулировать условие задачи по краткой записи

22

Стоимость единицы товара, или цена.

1

Уметь: решать задачи на нахождение цены, стоимости, количества товара; формулировать условие задачи по данному решению; чертить схему к условию задачи

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

23

Когда цена постоянна.

1

Уметь: решать задачи, когда цена постоянна; решать задачи разными способами; формулировать задачу по краткой записи

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы «купли - продажи». Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

24

Решение задач на нахождение цены, колич., стоимости.

1

Уметь: формулировать условие задачи по краткой записи, по данной диаграмме, по схеме; решать задачи разными способами

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

25

Решение  задач на нахождение цены, колич., стоимости.

1

Уметь: формулировать условие задачи по краткой записи, по данной диаграмме, по схеме; решать задачи разными способами

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

26

Решение  задач на нахождение цены, колич., стоимости.

1

Уметь: формулировать условие задачи по краткой записи, по данной диаграмме, по схеме; решать задачи разными способами

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

27

Контрольная работа по теме «Решение задачи на нахождение цены, колич., стоимости».

1

Контрольная работа

28

Деление на целое и деление с остатком Неполное частное и остаток.

1

Знать: понятия «неполное частное», «остаток»; что если делитель умножить на неполное частное и к полученному результату прибавить остаток, то в итоге получится делимое

Деление с остатком. Устные вычисления с натуральными числами

29

Остаток и делитель Когда остаток равен 0.

1

Знать, что если при делении с остатком делимое меньше делителя, то неполное частное равно 0, а остаток равен делимому.

Уметь: проверять правильность выполнения деления с остатком; выполнять деление с остатком на 10; составлять и записывать случаи деления с остатком, когда делимое равно остатку; выполнять деление с остатком

Деление с остатком. Устные вычисления с натуральными числами

30

Когда делимое меньше делителя.

1

Уметь: проверять правильность выполнения деления с остатком; составлять и записывать случаи деления с остатком, когда делимое равно остатку; выполнять деление с остатком

Деление с остатком. Устные вычисления с натуральными числами

31

Деление с остатком и вычитание.

1

Иметь представление, как деление с остатком можно выполнить с помощью вычитания.

Уметь: сравнивать запись на деления с остатком и запись вычитания одного и того же числа несколько раз; записывать решение задачи с помощью деления с остатком; выполнять деление с остатком для данных пар чисел с помощью вычитания

Деление с остатком. Устные вычисления с натуральными числами

32

Какой остаток может получиться при делении на 2?

1

Знать: понятия «четные» и «нечетные» числа; что число 0 относят к четным числам.

Уметь: выбирать четные и нечетные числа; определять, какие числа (четные или нечетные) получаются в результате арифметических действий

Деление с остатком. Устные вычисления с натуральными числами

33

Какой остаток может получиться при делении на 2?

1

Уметь: определять, какие числа (четные или нечетные) получаются в результате арифметических действий; выполнять вычисления; подтверждать свои ответы

Деление с остатком. Устные вычисления с натуральными числами

34

Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное по теме «Деление с остатком».

Уметь: выбирать четные и нечетные числа; определять, какие числа (четные или нечетные) получаются в результате арифметических действий

35

Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное по теме «Деление с остатком».

1

Деление с остатком. Устные вычисления с натуральными числами

36

Запись деления с остатком столбиком.

1

Уметь: вычислять значения выражений с переменной; решать задачи на нахождение стоимости; не вычисляя значения выражений, выписывать выражения, значения которых при делении на 2 дают в остатке 1; записывать самое маленькое нечетное шестизначное число

Деление с остатком.

Устные вычисления с натуральными числами

37

Деление с остатком. Зависимость между величинами. Контрольная работа.

1

Уметь: решать задачи; выполнять деление с остатком; вычислять периметр и площадь прямоугольника

Деление с остатком. Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы «купли - продажи». Решение текстовых задач арифметич. способом

Контрольная работа

38

Способ поразрядного нахождения результата деления.

Знать способ поразрядного нахождения результата деления.

Уметь: объяснять способ поразрядного нахождения результата деления; определять цифру разряда десятков частного в данных частных; решать задачи

Устные и письменные вычисления с натуральными числами

39

Поупражняемся в делении столбиком. Вычисления с помощью  калькулятора.

1

Уметь: выполнять деление в столбик; записывать решение задачи в виде одного выражения; сравнивать запись деления столбиком и запись умножения столбиком;

Письменные вычисления с натуральными числами

40

Час, минута и секунда.

1

Знать, сколько секунд в одной минуте.

Уметь: выражать минуты и часы в секундах;

Единицы времени (час, минута, секунда)

41

Час, минута и секунда. Перевод величин.

1

Знать, сколько секунд в одной минуте.

Уметь: выражать минуты и часы в секундах; располагать в порядке возрастания данные временные промежутки; решать задачи с определением времени, продолжительности;

Единицы времени (час, минута, секунда)

42

Кто или что движется быстрее?

1

Иметь представление о скорости передвижения различных тел.

;

Уметь: определять, кто или что движется быстрее; располагать средства передвижения по порядку от самого быстрого к самому медленному

Единицы скорости

43

Длина пути в единицу времени, или скорость.

1

Знать понятие «скорость».

Уметь: определять скорость движения; выбирать верные записи скорости; переводить метры в секунду в километры в час

Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр)

44

Длина пути в единицу времени, или скорость.

1

Уметь: определять скорость движения; выбирать верные записи скорости; переводить метры в минуту в метры в секунду; располагать скорости в порядке возрастания; решать задачи на определение скорости движения

Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр)

45

Учимся решать задачи.

l

Уметь: решать задачи ни определение скорости движения; решать задачи разными способами; записывать решение задачи в виде буквенного выражения

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движение (пройденный путь, время, скорость). Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

46

Какой сосуд вмещает больше? Проверочная работа по теме: «Величины и их измерения».

1

Знать понятие «вместимость».

Уметь: решать задачи на нахождение вместимости; сравнивать вместимости двух бассейнов

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

Проверочная работа

47

Работа над ошибками. Литр. Сколько литров?

1

Знать единицы объема - литр.

Уметь решать задачи на нахождение объема, выраженного в литрах

Единицы вместимости (литр)

48

Вместимость и объем.

1

Знать понятия «вместимость» и «объем».

Уметь: сравнивать объемы различных тел; проводить практическую работу; сравнивать объемы геометрических фигур; называть геометрические тела и фигуры; выполнять кратное сравнение объемов двух кубов

Единицы вместимости (литр)

49

Кубический сантиметр и измерение объема.

1

Знать единицы объема: кубический сантиметр и измерение объема.

Уметь: измерять объем в кубических сантиметрах; описывать практическую работу по измерению объема металлического шарика; определять объем в кубических сантиметрах изображенной на рисунке фигуры

Единицы вместимости (литр)

50

Кубический дециметр и кубический сантиметр.

1

Знать единицы объема: кубический сантиметр и кубический дециметр.

Уметь: выражать в кубических сантиметрах кубические дециметры; выполнять сложение и вычитание величин; находить объем тела в кубических сантиметрах и кубических дециметрах; располагать величины в порядке возрастания объемов; выполнять кратное сравнение двух данных объемов

Единицы вместимости (литр)

51

Кубический дециметр и литр.

1

Знать единицы объема: кубический дециметр и литр.

Уметь: решать задачи на нахождение объема; переводить кубические дециметры в литры

Единицы вместимости (литр)

52

Литр и килограмм.

1

Знать единицы: литр, килограмм.

Уметь: определять объем 1 грамма воды; находить, какую часть литра составляет 1 грамм воды; определять, что легче: 1 литр воды или 1 литр бензина

Единицы вместимости (литр). Единицы массы (килограмм)

53

Разные задачи: арифметические и комбинаторные.

1

Уметь: решать задачи но нахождение объема; решать задачи разными способами; решать комбинаторные задачи

 Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

54

Поупражняемся в измерении объема.

1

Уметь: определять объем фигур, изображенных на рисунке; измерять объем в кубических сантиметрах

Единицы вместимости (литр)

55

Кто выполнил большую работу.

1

Иметь представление об объеме работы.

Уметь: решать задачи на определение производительности; решать задачи на разностное и кратное сравнение

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

56

Решение задач. Величины и их измерение. Контрольная работа.

1

Уметь; решать задачи; выполнять письменные вычисления с многозначными числами; устанавливать зависимости между величинами

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели). Единицы вместимости (литр)

Контрольная работа

57

Работа над ошибками. Производительность - это скорость выполнения работы.

1

Уметь: составлять краткую запись в виде таблицы; находить производительность труда; приводить примеры зависимости объема работы от производительности труда

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы работы (объем всей работы, время, производительность труда)

58

Производительность - это скорость выполнения работы.

1

Уметь: составлять краткую запись в виде таблицы; находить производительность труда; приводить примеры зависимости объема работы от производительности труда

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы работы

59

Работа над ошибками. Учимся решать задачи.

1

Уметь: выполнять работу над ошибками; формулировать условие задачи на нахождение скорости, на нахождение производительности, на нахождение цены по данному решению; формулировать условие задачи по краткой записи

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие

модели)

60

Отрезки, соединяющие вершины многоугольника.

1

Знать, что отрезки, соединяющие вершины многоугольника, называются диагоналями.

Уметь: определять количество сторон и количество диагоналей у многоугольников; выполнять чертеж, проводить диагонали в многоугольнике; изображать многоугольник по данному количеству диагоналей

Распознавание и изображение геометрических фигур

61

Разбиение многоугольника на треугольники.

1

Уметь: выполнять чертеж; делить отрезками многоугольник на данное количество треугольников, определять количество сторон и количество диагоналей в многоугольнике

Распознавание и изображение геометрических фигур. Треугольник

62

Площадь прямоугольного треугольника.

Иметь представление о вычислении площади прямоугольного треугольника.

Уметь: находить площадь прямоугольного треугольника; проводить необходимые измерения и вычислять площадь закрашенного треугольника на чертеже; формулировать правила нахождения площади прямоугольного треугольника

Распознавание и изображение геометрических фигур. Треугольник

63

Вычисление площади треугольника.

1

Иметь представление о вычислении площади треугольника.

Уметь: строить чертеж; формулировать правило вычисления площади треугольника; проводить необходимые разбиения и измерения для того, чтобы вычислить площадь каждого закрашенного треугольника

Распознавание и изображение геометрических фигур. Треугольник

64

Поупражняемся в вычислении площади. Тест.

1

Иметь представление о вычислении площади сложных фигур.

Уметь: вычислять площадь прямоугольника и фигур сложной формы

Вычисление площади прямоугольника

Тест.

65

Единицы объема. Кубический сантиметр и миллилитр.

1

Знать термин «миллилитр».

Уметь: выражать кубические сантиметры, кубические дециметры в миллилитры; находить объем тела в миллилитрах; решать задачи на нахождение объема

Единицы вместимости (литр)

66

Единицы объема. Кубический метр и кубический дециметр.

1

Знать единицу объема «кубический метр».

Уметь: выражать в кубических дециметрах кубические метры; располагать данные объемы в порядке возрастания; решать задачи на определение объема

Единицы вместимости (литр)

67

Единицы объема. Кубический метр и кубический сантиметр. Так учили и учились в старину.

1

Знать соотношение между кубическим метром и кубическим сантиметром.

Уметь: выражать в кубических метрах кубические сантиметры; выражать в кубических сантиметрах кубические дециметры и кубические метры; выполнять сложение и вычитание величин; располагать данные объемы в порядке убывания; выполнять разностное и кратное сравнение величин Уметь: решать старинные арифметические задачи; выполнять рассуждения при решении логических задач

Единицы вместимости (литр)

68

Площадь прямоугольного треугольника . Проверочная работа.

Уметь; решать задачи; выполнять письменные вычисления с многозначными числами; устанавливать зависимости между величинами

Решение текстовых задач арифметическим способом.

Проверочная работа.

69

Деление на однозначное число столбиком.

1

Знать: таблицу умножения и деления однозначных чисел; прием деления на однозначное число столбиком.

Уметь: выполнять деление двузначного числа на однозначное столбиком; делить с остатком

Деление с остатком. Устные и письменные вычисления с натуральными числами

70

 Деление на однозначное число столбиком.

1

Знать понятия «первое промежуточное делимое», «второе промежуточное делимое».

Уметь: выполнять деление трехзначного числа на однозначное столбиком; вычислять периметр и площадь прямоугольника; вычислять площадь треугольника; решать задачи в косвенной форме

Деление с остатком. Письменные вычисления с натуральными числами

71

Число цифр в записи неполного частного.

1

Уметь: определять число цифр в записи неполного частного; определять старший разряд неполного частного; выполнять деление с остатком

Письменные вычисления с натуральными числами

72

Деление на двузначное число столбиком.

1

Знать алгоритм деления на двузначное число столбиком.

Уметь: выполнять деление с остатком столбиком; заполнять таблицу, вычислив значения данного выражения при указанных значениях переменной; проверять, сколько раз можно вычесть число 16 из числа 79; решать задачи на деление с остатком

Письменные вычисления с натуральными числами

73

Алгоритм деления столбиком.

1

Знать алгоритм деления на двузначное число столбиком.

Уметь: анализировать запись деления четырехзначного числа на двузначное столбиком и отвечать по этой записи на вопросы; формулировать алгоритм деления столбиком, отвечая на вопросы; выполнять деление на двузначное число столбиком; решать задачи, выполняя схему

Письменные вычисления с натуральными числами

74

Сокращенная форма записи деления столбиком.

1

Знать, какую запись называют сокращенной формой записи деления столбиком.

Уметь: выполнять сокращенную форму записи деления столбиком; сравнивать сокращенную и полную записи деления столбиком; преобразовывать сокращенную запись в полную; выполнять деление на двузначное число столбиком, выполняя полную и сокращенную записи; восстанавливать запись деления столбиком

75

Работа над ошибками. Поупражняемся в делении столбиком.

1

Уметь: выполнять работу над ошибками; выполнять деление многозначного числа на двузначное; решать задачи на деление; формулировать условие задачи по данному решению; решать уравнение; формулировать условие задачи по данному уравнению

76

Сложение и вычитание величин.

1

Знать: единицы длины, массы, объема, времени, площади; соотношения между единицами.

Уметь: выполнять сложение и вычитание величин; формулировать условие задачи с величинами по данному решению; формулировать задачу с величинами по краткой записи в таблице; выбирать величину меньшую (большую) данной величины; решать задачи с величинами

77

Умножение величины на число и числа на величину.

1

Знать, что умножить число на величину означает умножить данную величину на данное число.

Уметь: выполнять умножение величины на число и числа на величину; решать задачи на нахождение времени; измерять длину данных отрезков и выполнять кратное сравнение полученных длин; записывать умножение числа на величину в виде суммы; выбирать из данных произведений выражение, которое является решением задачи

78

Деление величины на число.

1

Уметь: выполнять деление величины на число; формулировать условие задачи по данной краткой записи в виде таблицы; решать задачи в косвенной форме

Письменные вычисления с натуральными числами

79

Деление многозначного числа на двузначное число столбиком. Единицы объема. Контрольная работа.

Уметь; решать задачи; выполнять письменные вычисления с многозначными числами; устанавливать зависимости между величинами

Письменные вычисления с натуральными числами. Решение задач

Контрольная работа.

80

Нахождение доли от величины и величины по ее доле.

1

Уметь: находить долю от величины и величину по ее доле; решать задачи, используя схемы и чертежи

Единицы длины, массы, объема, времени, площади

81-

82

Нахождение части от величины.

2

Уметь: находить часть от величины; решать задачи, используя схемы и чертежи

Единицы длины, массы, объема, времени, площади

83

Деление величины

на величину.

1

Уметь: выполнять деление величины на величину; решать задачи, используя схемы и чертежи; вычислять цену товара; приводить примеры единиц производительности; формулировать условие задачи по данному ответу

Единицы длины, массы, объема, времени, площади

84

Действия с величинами. Решение задач с величинами.

1

Уметь: решать задачи; выполнять вычисления с величинами; находить значения числовых выражений

Решение текстовых задач арифметическим способом

85

Поупражняемся в действиях над величинами.

1

Уметь: выполнять сложение и вычитание величин; выполнять умножение величины на число и числа на величину; выполнять деление величины на число; находить долю от величины и величину по ее доле; находить часть от величины; находить величину по ее части; выполнять деление величины на величину; решать задачи с величинами

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели). Единицы длины, массы, объема, времени, площади

86

Когда время движения одинаковое.

1

Уметь: решать задачи на движение, когда время движения одинаковое; заполнять решение задачи в таблице; записывать формулу, в которой пройденный путь S выражается через скорость v и время t

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость)

87

Когда длина пройденного пути одинаковая.

1

Уметь: решать задачи, когда длина пройденного пути одинаковая; заполнять решение задачи в таблице; записывать формулу, в которой скорость v выражается через пройденный путь S и время t

88

Движение в одном и том же направлении.

1

Знать, что при движении в одном направлении скорость измерения расстояния между движущимися объектами равна разности скоростей этих объектов; понятие «скорость увеличения расстояния между объектами».

Уметь: решать задачи на движение в одном и том же направлении; заполнять решение задачи в таблице; формулировать условие задачи по чертежу

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость)

89

Движение в противоположных направлениях.

1

Знать, что при движении в противоположных направлениях скорость изменения расстояния между движущимися объектами равна сумме скоростей этих объектов.

Уметь: решать задачи на движение в противоположных направлениях; формулировать условие задачи по данному чертежу; формулировать задачу с данными скоростями объектов

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость)

90

Учимся решать задачи на движение.

1

Уметь: соотносить чертеж и условие задачи; описывать ситуацию движения объектов по данным чертежам; формулировать задачи на движение в противоположных направлениях; решать задачи на движение

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость)

91

Поупражняемся в вычислениях и повторении пройденное по теме «Решение задач». Тест.

1

Уметь: выполнять деление многозначного числа на двузначное число столбиком; формулировать условие задачи на движение в одном направлении, используя данную схему; формулировать условие задачи на движение в противоположных направлениях

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость)

Тест

92

1

93

Когда время работы одинаковое.

1

Знать понятие «производительность труда».

Уметь решать задачи на производительность труда, когда время работы одинаковое

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы работы (объем всей работы, время, производительность труда)

94

Когда объем выполненной работы одинаковый.

1

Уметь решать задачи на производительность труда, когда объем выполненной работы одинаковый

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы работы (объем всей работы, время, производительность труда)

95

Производительность при совместной работе.

1

Уметь: решать задачи на производительность труда при совместной работе; формулировать условие задачи по данной краткой записи в виде таблицы

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы работы (объем всей работы, время, производительность труда)

96

Время совместной работы.

1

Знать понятие «совместная работа».

Уметь: решать задачи на производительность труда, когда известно время совместной работы; формулировать условие задачи по данной краткой записи в виде таблицы

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы работы (объем всей работы, время, производительность труда)

97

Учимся решать задачи и повторяем пройденное по теме «Письменные вычисления с многозначными числами».

1

Уметь: решать задачи на движение, производительность труда; формулировать условие задачи по данной краткой записи в виде таблицы; выполнять деление многозначного числа на двузначное столбиком; вычислять значения числовых выражений со скобками

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы работы (объем всей работы, время, производительность труда)

98

Письменные вычисления с многозначными числами. Проверочная работа.

1

Проверочная работа.

99

Работа над ошибками. Когда количество  одинаковое.

1

Уметь: решать задачи на нахождение стоимости покупки, когда количество одинаковое; определять зависимость стоимости от цены товара

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы «купли - продажи» (количество товара, его цена и стоимость)

100

Когда стоимость одинаковая.

1

Знать, что при одинаковой стоимости увеличение (уменьшение) количества в несколько раз приводит к уменьшению (увеличению) цены в это же число раз.

Уметь: решать задачи на нахождение цены товара и количество, когда стоимость одинаковая; формулировать условие задачи по данной краткой записи в виде таблицы

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы «купли - продажи» (количество товара, его цена и стоимость)

101

Цена набора товаров.

1

Уметь решать задачи на нахождение стоимости, цены товара, количества

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы «купли - продажи» (количество товара, его цена и стоимость)

102

Решение задач на движение, производительность труда, нахождение стоимости. Контрольная работа.

1

Уметь: решать задачи на нахождение стоимости, цены товара, количества; выполнять устные и письменные вычисления с многозначными числами

Решение задач. Письменные вычисления с натуральными числами

Контрольная работа

103

Работа над ошибками. Учимся решать задачи.

1

Уметь: выполнять работу над ошибками; решать задачи на нахождение стоимости, цены товара, количества

Решение задач. Письменные вычисления с натуральными числами

104

Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное по теме «Решение задач».

1

Уметь: выполнять деление многозначного числа на двузначное столбиком; решать задачи на движение; решать задачи на нахождение стоимости, цены товара, количества

 Решение задач. Письменные вычисления с натуральными числами

105

Вычисления с помощью калькулятора.

1

Уметь: выполнять вычисления на калькуляторе; выполнять деление с остатком; определять неполное частное и остаток, используя калькулятор; вычислять значения числовых выражений со скобками

Устные и письменные вычисления с натуральными числами

106

Как в математике применяют союз «и» и союз «или».

1

Знать, как в математике применяют союз «и» и союз «или».

Уметь: читать записи вида х≥12; составлять и записывать верное двойное неравенство со знаком < (>); выписывать верные утверждения, в которых союз «или» можно заменить на союз «и» при условии, что утверждение останется верным

Построение простейших логических выражений типа «...и/или ...», «если... ,то ...», «не только, но и ...»

107

Когда выполнение одного условия обеспечивает выполнение другого. Не только одно, но и другое.

1

Уметь: переформулировать данные утверждения с помощью логической связки «если... ,то ...»; завершать построение данных утверждений так, чтобы они получались верными; записывать решение задачи не только по действиям, но и с помощью одного выражения

Решение текстовых

задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие

модели)

108

Учимся решать логические задачи.

1

Уметь: решать логические задачи; доказывать верность данных утверждении; разгадывать арифметические ребусы

Построение простейших логических выражении типа «...и/или ...», «если..., то ...», «не только, но и ...»

109

Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное по теме «Решение задач».

1

Уметь: решать задачи на нахождение площади прямоугольника; выполнять деление многозначного числа на двузначное столбиком; вычислять значение числового выражения со скобками

Письменные вычисления с натуральными числами. Построение простейших логических выражений типа «...и/или...», «если... ,то ...», «не только, но и ...»

110

Квадрат и куб.

1

Знать понятия «квадрат», «куб». Иметь представление о ребрах, гранях куба.

Уметь: изображать квадрат и куб; находить объем данного куба; решать логические задачи

Распознавание и изображение геометрических фигур

111

Круг и шар.

1

Знать понятия «круг» и «шар».

Уметь: решать логические задачи; чертить круг; показывать центр круга; приводить примеры предметов круглой и шарообразной формы

Распознавание и изображение геометрических фигур

112

Площадь и объем.

1

Иметь представление: об объемных фигурах; что поверхность объемных фигур состоит из многоугольников (которые называются многогранниками).

Уметь выделять куб, призму, прямоугольный прямоугольник, конус, цилиндр, пирамиду, шар

Единицы площади и вместимости

113

Площадь и объем.

1

114

Измерение площади с помощью палетки.

1

Знать, как измерять площадь геометрической фигуры с помощью палетки.

Уметь: определять площадь геометрических фигур с помощью палетки

Единицы площади

115

Поупражняемся в нахождении площади и объема.

1

Уметь: находить площади данных фигур с помощью палетки; сравнивать результаты измерения площади прямоугольника по формуле (S = ab) и с помощью палетки; вычислять площадь боковых стенок бака; вычислять площадь одной клетки тетрадного листа и на нем строить различные многоугольники с площадью 12 кв. см

Единицы площади и вместимости. Вычисление площади прямоугольника

116

Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное по теме «Решение задач». Тест.

1

Уметь: проверять выполненное сложение, вычитание, умножение, деление многозначных чисел в столбик; решать задачу на встречное движение; чертить

квадраты определенной площади; сравнивать значения числовых выражений и записывать полученные результаты в виде двойного неравенства со знаком <; вычислять площадь прямоугольника по данному периметру

Вычисление периметра и площади прямоугольника. Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

Тест

117

Уравнение. Корень уравнения.

1

Знать понятие «корень уравнения».

Уметь: среди данных записей выбирать уравнения; находить корни сложных уравнений; составлять пары уравнений так, чтобы уравнения в паре имели один и тот же корень; определять корень уравнения методом подбора

Устные и письменные вычисления с натуральными числами

118

Учимся решать задачи с помощью уравнений.

Уметь: решать задачи с помощью уравнения; формулировать условие задачи по данному уравнению; формулировать обратные задачи

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

119

Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное по теме «Решение задач».

1

Уметь: находить корни данных уравнений; решать задачи на движение; составлять уравнение, с помощью которого можно решить задачу; решать задачу на нахождение цены товара

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

120

Итоговая контрольная работа.

1

Уметь: решать задачи; вычислять площадь прямоугольника

Единицы площади.

Вычисление площади прямоугольника. Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

Итоговая контрольная работа

121

Работа над ошибками. Разные задачи.

1

Уметь: выполнять работу над ошибками; решать задачи

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

122

Разные задачи.

1

Уметь: решать логические задачи с помощью таблицы; решать комбинаторные задачи

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

123

Разные задачи.

1

Уметь: решать логические задачи с помощью таблицы; решать комбинаторные задачи

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

124

Натуральные числа и число 0.

1

Знать: понятие «натуральное число»; что число 0 не относится к натуральным числам.

Уметь: записывать самое большое и самое маленькое из пятизначных натуральных чисел; записывать данные числа в порядке увеличения (уменьшения); называть предыдущее и последующее число для данного числа; записывать все возможные трехзначные числа с помощью трех данных цифр; определять, четным или нечетным будет значение данного числового выражения; находить натуральное число, которое нацело делится на числа 2, 3, 5; составлять и за писывать выражение, которое содержит все четыре действия и значение которого равно 1000

Арифметические действия с нулем

125-

126

Алгоритмы вычисления столбиком. Тест.

2

Знать алгоритмы вычисления столбиком.

Уметь: выполнять сложение, вычитание, умножение, деление многозначных чисел столбиком; вычислять значение числового выражения; составлять задание на вычитание столбиком

Письменные приемы вычисления с натуральными числами

Тест

127

Действия с величинами.

1

Уметь: из данных величин составлять и записывать всевозможные суммы (разности), значение которых имеет смысл вычислять; увеличивать (уменьшать) данные величины в несколько раз; выполнять разностное сравнение величин; вычислять часть данной величины; вычислять величину по данной части; решать задачи с величинами; выполнять кратное сравнение величин

Устные и письменные приемы вычисления с натуральными числами

128

Действия с величинами.

1

129

Как мы научились решать задачи на движение.

1

Уметь: решать задачи в виде одного выражения; строить схему к условию задачи; решать задачи на движение

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость)

130

Как мы научились решать задачи на производительность труда.

1

Уметь: решать задачи на движение в противоположных направлениях; дополнять условие задачи недостающими данными из географического атласа; решать задачи на производительность труда

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы работы (объем всей работы, время, производительность труда)

131

Как мы научились решать задачи на нахождение цены, количества, стоимости.

1

Уметь решать задачи на нахождение цены, количества, стоимости

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы «купли - продажи» (количество товара, его цена и стоимость)

132

Геометрические фигуры и их свойства.

1

Уметь: чертить прямоугольник с данными длинами; измерять площадь прямоугольника и прямоугольного треугольника; чертить окружность с данным радиусом; строить равносторонний треугольник; разбивать равносторонний треугольник на 4 одинаковых равносторонних треугольника; с помощью циркуля и линейки делить отрезок на 4 равные части

Распознавание и изображение геометрических фигур

133

Геометрические фигуры и их свойства.

1

Уметь: чертить два отрезка, которые пересекаются под прямым углом; строить тупоугольный (остроугольный, прямоугольный) треугольник; строить треугольник по данной стороне и высоте, проведенной к этой стороне; определять вид треугольника

Распознавание и изображение геометрических фигур

134

Буквенные выражения и уравнения.

1

Уметь: вычислять значения указанных в таблице выражений при заданных значениях переменной а; записывать значения в таблицу; составлять буквенные выражения для вычисления периметра данных многоугольников

Устные и письменные вычисления с натуральными числами

135

Буквенные выражения и уравнения.

1

Уметь: записывать свойство сложения числа с нулем с помощью соответствующего равенства; записывать свойства вычитания с помощью соответствующих равенств; записывать свойства умножения с помощью соответствующих равенств; записывать свойства деления с помощью равенств; находить корни уравнений; составлять уравнение по данному условию; составлять три разных уравнения, корнем каждого из которых является число 725

Сложение и вычитание чисел. Умножение и деление чисел. Определение порядка выполнения действий в числовых выражениях без скобок и со скобками

136

Вопросы для повторения.

1

Знать: нумерацию многозначных чисел; названия геометрических плоских фигур и объемных тел.

Уметь: читать и записывать натуральные числа; выполнять сложение, вычитание, умножение и деление многозначных чисел; решать задачи на движение, производительность; находить корень уравнения

Устные и письменные вычисления с натуральными числами

137

Обыкновенные дроби.

1

Иметь представление об обыкновенных дробях; понятиях «знаменатель», «числитель», «дробная черта».

Уметь: записывать по рисунку долю, которую составляет закрашенная часть фигуры от всей фигуры; читать и записывать обыкновенные дроби; решать задачи с дробями; сравнивать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями; сравнивать дроби с одинаковыми числителями

Устные и письменные вычисления с натуральными числами

138

Так учили и учились в старину.

1

Уметь: решать нестандартные задачи на смекалку; решать старинные геометрические задачи на перекладывание и разрезание фигур

Решение текстовых

задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

139

Так учили и учились в старину. Обман зрения.

1

Уметь: решать нестандартные задачи на смекалку; решать старинные геометрические задачи на перекладывание и разрезание фигур

Распознавание и изображение геометрических фигур

140

Обобщающий урок по изученному материалу.

1

Систематизация и обобщение знаний.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

В основе оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.

Текущий контроль по математике можно осуществлять как в устной, так и в письменной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работа для текущего контроля состояла из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).

Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются условные вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др. За такую работу выставляется отметка:

"5" - работа выполнена без ошибок;

"4" - одна ошибка и 1-2 недочета; 2 ошибки или 4 недочета;

"3" - 2 -3 ошибки и 1 -2 недочета; 3 - 5 ошибок или 8 недочетов;

"2" - 5 и более ошибок.

Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся выбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока. Ученику выставляется отметка:

"5" - работа выполнена без ошибок;

"4" - 1 -2 ошибки;

"3" - 3 -4 ошибки.

Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания по геометрии и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий по геометрии, а затем выводится итоговая отметка за всю работу:

"5" - работа выполнена без ошибок;

"4" - 1 ошибка или 1 -3 недочета, при этом ошибок не должно быть в задаче;

"3" - 2-3 ошибки или 3 -4 недочета, при этом ход решения задачи должен быть верным;

"2" - 5 и более ошибок.

При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.                                     

Оценивание устных ответов

В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.

Ошибки:

-неправильный ответ на поставленный вопрос;

-неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;

-при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.

Недочеты:

-неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;

-при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;

-неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;

-медленный темп выполнения задания, не являющейся индивидуальной особенностью школьника;

-неправильное произношение математических терминов.

         Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки (отметки)

Ошибки:

-незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания и используемых в ходе его выполнения;

-неправильный выбор действий, операций;

-неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;

-пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;

-несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;

-несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.

Недочеты:

-неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначения величин);

-ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;

-неверные вычисления в случае, когда цель задания - не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;

-наличие записи действий;

-отсутствие ответа к заданию или ошибки к записи ответа.

Источники информации и средства обучения по математике

Чекин, А. Л. Математика: 4 класс: учебник: в 2 ч. / А. Л. Чекин; под ред. Р. Г. Чураковой. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Юдина, Е. П. Математика в вопросах и заданиях: 4 класс: тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 / Е. П. Юдина; под ред. Р. Г. Чураковой. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Захарова О.А. Проверочные работы по математике и технология организации коррекции знаний учащихся. 1-4 классы. 2011.

Захарова О.А. Математика в практических заданиях. Тетрадь для самостоятельной работы №3. 2011.

Примерные программы начального общего образования (Москва, «Просвещение», 2009г.)

Фестиваль педагогических идей. Диски к урокам. 2010.

Сборники программ по учебным предметам (в 2-х частях). Примерный учебный план. М: Академкнига/Учебник, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы и календарно-тематические планы по предметам 1 класс Школа России ФГОС, математика 5 класс Бунимович

Рабочая программа +КТП по обучению грамоте, руускому языку Рамзаева, литературному чтению Горецкий, математике Моро, окружающему миру Плешаков ФГОС 1 класс Школа России,ИЗО, технология, музыка, физиче...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова

Каленарно тематическое планирование разработано на  основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год....