ТРИЗ
методическая разработка по математике (2 класс) по теме

Теория решения изобретательных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon triz_2.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности использования ТРИЗ – технологий в школе.

В современном обществе возросла потребность в людях не только имеющих глубокие знания, но и способных творчески подходить к решению сложных задач. Отечественная педагогика отреагировала на запрос общества. В школах  наряду с традиционным обучением начали внедряться новые педагогические технологии творческой ориентации.

Разработанная Г.С.Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – одна из инновационных технологий, способных повысить эффективность образования.

В основе ТРИЗ – педагогики лежат:

  1. Методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции ( РТВ – развитие творческого воображения)
  2. Методология решения проблем ,основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий. (ОТСМ – общая теория сильного мышления)
  3. Воспитательная система ,построенная на теории развития творческой личности(ТРТЛ)

Внедрение ТРИЗ в практику учителей позволяет решить следующие педагогические задачи.

  1. Воспитательные.

– формирование у детей правильного отношения к окружающему миру, развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах,  ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи.

  1. Образовательные:

- повышение уровня общей образованности уч-ся, формирование положительного  отношения детей к учебному процессу, умение анализировать, решать изобретательские задач, развитие системно-диалектического мышления

      3.     Развивающие:

        - развитие памяти ,внимания ,логического, пространственного  мышления, развитие умения         анализировать, синтезировать, комбинировать, развитие творческого воображения.

В начальной школе используется в основном приемы ТРИЗ на интенсивное развитие интеллектуальных способностей с использованием следующих методов:

  1. Системный оператор.
  2. Типовые приемы фантазирования
  3. Кольца Луллия
  4. Морфологический анализ или волшебная дорожка
  5. Дихотомия(сужение поля поиска)
  6. Методы создания речевых творческих продуктов (загадки, сочинения, лимерики и т.д.)

Приведу некоторые примеры использования методов и приемов ТРИЗ – РТВ – технологии на разных уроках.

  1. Систематизация  объектов осуществляется с помощью таблицы, которая носит название «системный оператор». Минимальная модель  - девять экранов.

                 

                      6

                       

                            3


                    9


                        4    


                             1


                     7


                      5


                             2


                    8

                    Место его функционирования в прошлом                  

                         Окружение объекта (надсистема)                        

     Место объекта в будущем        


  Прошлое объекта (  прошлое системы)                        


       объект (система)                    


     Перспективы развития объекта (будущее системы)                


       Части объекта в прошлом              


  Части объекта (подсистема)                          


      Части объекта в будущем              

Например урок «Окружающий мир» . Тема: Домашние животные (цыпленок).


6.Курица в курятнике


3.С мамой курицей


9.Курятник


4.Яйцо


1.Цыпленок


7.Курица


5.Скорлупа, белок, желток


2.Части тела цыпленка


8.Части тела птицы

В заключении ребятам предстоит сделать вывод, что необходимо для жизни цыпленку.

  1. Типовые приемы фантазирования.

- Волшебник  Путаница перепутал числа то 1 до10. Помогите ему расставить их в порядке возрастания.

- Волшебник Дроби- Объединяй раздробилчисло80на круглые десятки. Назови их.

  1. Кольца Луллия.

Устройство представляет собой 2-3 картонных круга на стержне, разделенные на сектора. На круге крепиться стрелка. Урок математики (1 класс). Цель: закрепить знания геометрических фигур, обнаружить их в объектах окружающего мира, развивать творческое воображение. На большом круге в секторах расположены картинки с изображением реальных объектов. На малом круге – геометрические фигуры. Стрелка указала на дом и круг – дети должны ответить на вопрос: что может быть круглого в доме?

  1. Морфологический анализ способствует развитию подвижности мышления, умению находить множество вариантов решения проблемы. Начинаем работу с волшебной дорожки, по которой путешествует «герой» . «Герой» - это цифра; если у нее хорошее настроение, обводим ее красным цветом. Это число увеличивается при встречи с другими цифрами. Если у цифры настроение плохое, обводим ее синим цветом – это число вычитается или на него делим.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

«Герой»

   2(красный)

3

4

5

6

7

8

9

10

11

  1. Дихотомия.

Линейная «да -  нет». Сужение поля поиска путем деления каждого объекта пополам.

0

10

20

30

40

50

60

70

80

90

Загадываем одно из чисел и предлагаем детям отгадать его с помощью вопросов и ответов «да» и «нет». Например: это число 50? Нет. Это число больше100? Нет. Это число меньше чем 50? Да. Это число20? Нет. И т.д.

6.Составление загадок, метафор, творческих рассказов.

Например: составим метафору  про морковь. Работаем по алгоритму:

  1. Что?  Морковь.
  2. Какая?  Красивая. Оранжевая.
  3. Кто такая же?  Принцесса.
  4. Где?  В огороде.
  5. В каком?  В веселом огороде.
  6. Какого?  Веселого огорода.

Что у нас получилось?

Оранжевая принцесса веселого огорода красовалась на солнышке.

Используя методику технологий ТРИЗ, педагоги приходят к выводу. У детей увеличился уровень внимания, растет познавательная активность и самостоятельность. Увеличивается процент учащихся умеющих решать логические задачи, углубляются предметные знания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТкрытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ

Открытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ...

Презентация к статье "Новые подходы к обучению. ТРИЗ-технологии и ТРКМ (Деятельностные технологии)"

Надеюсь, что данная презентация поможет  более ярко отобразить содержание данных технологий  и проявит у вас желание применять на практике данные технологии. Эти технологии, я считаю, очень ...

Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).

Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...

Особенности использования приёмов технологии ТРИЗ в начальной школе.

Методы и приёмы технологии ТРИЗ РТВ, используемые на уроках в начальной школе...

Развитие универсальных познавательных учебных действий с использованием технологии ТРИЗ.

А.В.Воробьёва МБОУ «Гимназия № 216 «Дидакт» г. Заречный Пензенская областьЕ.А. Карпушкина МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 225» г. Заречный Пензенская область Для успешного обучени...

ТРИЗ

Выступление на методической кафкдре учителей начальных классов...

Использование приемов ТРИЗ в начальной школе

Использование приемов ТРИЗ в начальной школе. Цели и задачи. Практические задания к урокам....