Использование информационных коммуникативных технологий на уроках математики с целью формирования познавательных универсальных учебных действий
статья по математике (1 класс) по теме

Савоненко Марина Николаевна

Областная конференция "День инноватики". В докладе приведены примеры использованния ИКТ на уроках математики для формирования универсальных учебных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itk_na_urokah_metematiki.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

Савоненко Марина Николаевна

Использование информационных коммуникативных технологий на уроках математики с целью формирования познавательных универсальных учебных действий

        Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Важнейшей задачей современной системой образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не  только освоение учащимися конкретных знаний и  навыков в рамках отдельных дисциплин.

        Традиционно считается, что грамотность ребёнок получает в начальной школе, где его учат читать, писать и считать. Это, несомненно, так. Но  современному обществу нужны новые способы деятельности, что требует развития у человека целого комплекса умений и навыков — поиска необходимой информации, её обработка, предоставление другим людям, моделирования новых объектов и процессов, самостоятельного планирования и выстраивания своих действий. Наряду с обучением навыкам чтения, письма и счёта важно учить детей использованию цифровой техники в качестве рабочего инструмента в учёбе и повседневной жизни, начиная с первого класса.

        Цифровая среда, в которой предстоит жить нашим детям должна привести к переосмыслению методов обучения и преподавания. Будущее формируется в школе. Наши сегодняшние ученики должны быть готовыми успешно интегрироваться в это общество и решить эту задачу помогает массовое внедрение ИКТ в образовательный процесс. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. В ближайшее время внедрение персональных компьютеров будет возрастать, и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности учащихся начального звена. Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, пере ориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.

        В начальной школе предмет «Математика» является основой развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий: общеучебных, логических, действий постановки и решения проблемы.

        К общеучебным универсальным действиям относятся:

  1. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  2. поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  3. структурирование знаний;
  4. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  5. выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  6. рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  7. определение основной и второстепенной информации;
  8. постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

        Особую группу общеучебных универсальных  действий составляют знаково-символические действия:

  1. моделирование — преобразование объекта в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  2. преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

        Логическими универсальными действиями являются:

  1. анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);
  2. синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание  с выполнением недостающих компонентов;
  3. выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  4. подведение под понятие, выведение следствий;
  5. установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
  6. построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
  7. доказательство;
  8. выдвижение гипотез и их обоснование.

        Постановка и решение проблемы:

  1. формулирование проблемы;
  2. самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

        Использование ИКТ на уроках математики в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Уроки с использованием ИКТ позволяют сделать их более интересными, мобильными, насыщенными.

        Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики младших классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. И здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Использование мультимедиа позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного метода обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебного процесса. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

        Включение ИКТ в учебный процесс позволяет мне организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках математики и сделать активной  и целенаправленной самостоятельную работу учащихся, что способствует повышению качества усвоения учебного материала и усилению образовательных эффектов. На уроках применяю различные дидактические игры, анимационные презентации для устного счёта, материалы обучающих программно-методических комплексов, например, «Семейный наставник». Данная программа предназначена для проведения первичной и уточняющей диагностики, формирования конкретных рекомендаций по устранению пробелов в усвоении учебного материала, контроля  за усвоением учебного курса.

        Современное оборудование -  модульные системы PROlog – внесли в процесс обучения исследовательскую направленность. Благодаря модулям ученики на уроках проводят опыты, эксперименты, наблюдения. Анализируя данные исследований, они учатся делать выводы. На уроке математики эти модули помогают в изучении построения графиков, знакомят с физическими величинами для измерения температуры, освещённости, звука. Такие уроки не только повышают интерес, но и формируют навыки опытно-эксперементальной работы в средней и старшей школе.

        Анализируя опыт использования информационно-коммуникативных технологий на уроках математики, можно с уверенностью сказать, что использование ИКТ позволяет:

  1. обеспечить положительную мотивацию обучения;
  2. проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
  3. обеспечить высокую   степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
  4. усовершенствовать контроль знаний;
  5. рационально организовывать учебный процесс, повысить эффективность урока;
  6. формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
  7. обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Список литературы

  1. Баранова Е.В. Гогун Е.А. и др. Методические рекомендации по использованию инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе.- СПб.: Издат. “Анатолия”, 2003.
  2. Молоков Ю. Г. Информационные технологии в традиционной начальной школе // Начальное образование. 2002. №2
  3. Павлова С. А. , Трофимова Р. Я. Информационно-технические средства обучения в начальной школе. //Начальная школа. №4.
  4. Яриков В. Г. Информационные технологии на уроках в начальной школе/сост. О. В. Рыбъякова. – Волгоград: Учитель, 2008.