Главные вкладки

    Использование информационных коммуникативных технологий на уроках математики с целью формирования познавательных универсальных учебных действий
    статья по математике (1 класс) по теме

    Савоненко Марина Николаевна

    Областная конференция "День инноватики". В докладе приведены примеры использованния ИКТ на уроках математики для формирования универсальных учебных действий.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл itk_na_urokah_metematiki.docx22.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Савоненко Марина Николаевна

    Использование информационных коммуникативных технологий на уроках математики с целью формирования познавательных универсальных учебных действий

            Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Важнейшей задачей современной системой образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не  только освоение учащимися конкретных знаний и  навыков в рамках отдельных дисциплин.

            Традиционно считается, что грамотность ребёнок получает в начальной школе, где его учат читать, писать и считать. Это, несомненно, так. Но  современному обществу нужны новые способы деятельности, что требует развития у человека целого комплекса умений и навыков — поиска необходимой информации, её обработка, предоставление другим людям, моделирования новых объектов и процессов, самостоятельного планирования и выстраивания своих действий. Наряду с обучением навыкам чтения, письма и счёта важно учить детей использованию цифровой техники в качестве рабочего инструмента в учёбе и повседневной жизни, начиная с первого класса.

            Цифровая среда, в которой предстоит жить нашим детям должна привести к переосмыслению методов обучения и преподавания. Будущее формируется в школе. Наши сегодняшние ученики должны быть готовыми успешно интегрироваться в это общество и решить эту задачу помогает массовое внедрение ИКТ в образовательный процесс. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. В ближайшее время внедрение персональных компьютеров будет возрастать, и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности учащихся начального звена. Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, пере ориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.

            В начальной школе предмет «Математика» является основой развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий: общеучебных, логических, действий постановки и решения проблемы.

            К общеучебным универсальным действиям относятся:

    1. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
    2. поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
    3. структурирование знаний;
    4. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
    5. выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
    6. рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
    7. определение основной и второстепенной информации;
    8. постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

            Особую группу общеучебных универсальных  действий составляют знаково-символические действия:

    1. моделирование — преобразование объекта в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
    2. преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

            Логическими универсальными действиями являются:

    1. анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);
    2. синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание  с выполнением недостающих компонентов;
    3. выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
    4. подведение под понятие, выведение следствий;
    5. установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
    6. построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
    7. доказательство;
    8. выдвижение гипотез и их обоснование.

            Постановка и решение проблемы:

    1. формулирование проблемы;
    2. самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

            Использование ИКТ на уроках математики в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Уроки с использованием ИКТ позволяют сделать их более интересными, мобильными, насыщенными.

            Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики младших классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. И здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Использование мультимедиа позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного метода обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебного процесса. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

            Включение ИКТ в учебный процесс позволяет мне организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках математики и сделать активной  и целенаправленной самостоятельную работу учащихся, что способствует повышению качества усвоения учебного материала и усилению образовательных эффектов. На уроках применяю различные дидактические игры, анимационные презентации для устного счёта, материалы обучающих программно-методических комплексов, например, «Семейный наставник». Данная программа предназначена для проведения первичной и уточняющей диагностики, формирования конкретных рекомендаций по устранению пробелов в усвоении учебного материала, контроля  за усвоением учебного курса.

            Современное оборудование -  модульные системы PROlog – внесли в процесс обучения исследовательскую направленность. Благодаря модулям ученики на уроках проводят опыты, эксперименты, наблюдения. Анализируя данные исследований, они учатся делать выводы. На уроке математики эти модули помогают в изучении построения графиков, знакомят с физическими величинами для измерения температуры, освещённости, звука. Такие уроки не только повышают интерес, но и формируют навыки опытно-эксперементальной работы в средней и старшей школе.

            Анализируя опыт использования информационно-коммуникативных технологий на уроках математики, можно с уверенностью сказать, что использование ИКТ позволяет:

    1. обеспечить положительную мотивацию обучения;
    2. проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
    3. обеспечить высокую   степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
    4. усовершенствовать контроль знаний;
    5. рационально организовывать учебный процесс, повысить эффективность урока;
    6. формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
    7. обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

    Список литературы

    1. Баранова Е.В. Гогун Е.А. и др. Методические рекомендации по использованию инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе.- СПб.: Издат. “Анатолия”, 2003.
    2. Молоков Ю. Г. Информационные технологии в традиционной начальной школе // Начальное образование. 2002. №2
    3. Павлова С. А. , Трофимова Р. Я. Информационно-технические средства обучения в начальной школе. //Начальная школа. №4.
    4. Яриков В. Г. Информационные технологии на уроках в начальной школе/сост. О. В. Рыбъякова. – Волгоград: Учитель, 2008.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе по системе Л.В.Занкова

    Статья об использовании интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий  на уроках окружающего мира в начальной школе  по системе Л.В....

    Программа по формированию познавательных универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся на ступени начального общего образования c использованием игровых пособий. Автор Семенова М.Ю.

    Основные направления коррекционной прграммы направлены на целенаправленное формирование и развитие познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения), пространственных пред...

    Использование ИКТ для формирования познавательных универсальных учебных действий

    Данный материал - обобщение опыта. Составлен согласно структуре, требованиям к обобщению опыта....

    Статья на тему: "Формирование познавательных универсальных учебных действий посредством организации групповой работы с использованием сингапурской системы на уроках окружающего мира"

    Формирование познавательных универсальных учебных действий посредством организации групповой работы с использованием элементов сингапурской системы на уроках окружающего мираИ.В. Гриманова, руководите...

    Использование информационно-коммуникационных технологий в здоровьесберегающей среде образовательного учреждения для развития универсальных учебных действий учащихся начальных классов

         Здоровьесберегающий потенциал ИКТ, на мой взгляд, способствует созданию благоприятного психологического климата - созданию правильной реакции на ошибку, т.к. меняется ситуац...