Урок математики по теме "Действия с величинами"
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Привалова Ирина Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Величина, также как и число, - основное понятие курса математики начальных классов. Одна из задач темы – формирование у детей представления о величине как о некотором свойстве предметов или явлений, которое связано с измерениями.

В связи с тем, что в настоящее время возникло много альтернативных курсов, величина рассматривается в более широком аспекте. В курсе начальной математики учащиеся знакомятся с различными величинами: длина, масса, площадь, время, стоимость, объем, с соотношениями между ними, складывают и вычитают однородные величины, выраженные в единицах одного или двух наименований, умножают и делят величины на число.

Действия с величинами, выраженными в единицах одного наименования, обычно не вызывают у учащихся затруднений, так как сводятся к выполнению действий с их числовыми значениями.

Большинство учащихся испытывают трудности при выполнении действий с величинами, выраженными в различных единицах измерения, поскольку предполагается перевод от одной величины к другой. Этот перевод может быть из крупных единиц измерения в мелкие, и из мелких единиц измерения в крупные. Такой перевод будем называть - преобразованием величин, а порядок выполнения преобразования величин – алгоритмом.

Не овладев алгоритмом преобразования величин невозможно установить соотношения между величинами, выполнить действия с величинами.

Наибольшее количество ошибок допускают учащиеся при переводе однородных величин, выраженных в единицах одних наименований, в другие, а также при выполнении действий с однородными величинами, выраженными в единицах различных наименований.

Для устранения и предупреждения этих ошибок при изучении темы "Величины"  я использую задания из учебника "Математика-4 класс" Т.Е.Демидовой,  многомерно-смысловую модель "Единицы измерения" и алгоритм преобразования величин.

Основная задача использования указанных методических приёмов - не только формирование обобщенных способов действий с величинами, но и стимулирование детей к самостоятельному поиску новых действий при работе с этими понятиями.

Урок математики

г. Салават. Республика Башкортостан  Школа №18. 4 класс.

Учитель Привалова И.Н.

Тема: Действия с величинами

Цели урока:         1. Обобщить знания детей о величинах длины и площади.

2. Повторить соотношения между однородными величинами, познакомить со

старинными русскими и башкирскими мерами длины.

3.Развивать умение учащихся использовать алгоритм преобразования величин.

4.Развивать логическое мышление, внимание, память, речь учащихся.

5.Воспитывать аккуратность, интерес к изучению математики, трудолюбие,

коллективизм.

Оборудование:         1. Многомерно-смысловая модель (М-С-М) «Единицы измерения»

2. Карточки для устного счета

3. Составленный алгоритм

4. Таблица старинных мер длины

Структура урока:         1. Организация начала урока

2. Устный счет

3. Минутка чистописания

4. Математический диктант

5. Обобщение изученного материала

а) Использование алгоритма преобразования величин

б) Выполнение действий с величинами

в) Решение задач

6. Итог урока


Ход урока

№ структурных частей урока

Деятельность

учителя и учащихся

(комментарии, задания, вопросы, ответы )

Анализ

 урока по его этапам

1

Организация начала урока

-Здравствуйте дети! Начнем урок математики с такого стихотворения:


Математику друзья, не любить никак нельзя,

Очень строгая наука, очень точная наука,

Интересная наука – эта математика.


Сегодня на уроке мы посмотрим, как знаем эту науку и обобщим знания о единицах измерения длины и площади.

Тема нашего урока – «Действия с величинами»

Организованное необычное начало урока, заинтересовало учащихся.

Дети настроились на серьезную работу на уроке.

2

Устный счет

- Какие единицы измерения длины и площади вы знаете? (мм, см, дм, м, км, мм2, см2, м2, км2)

-Используем соотношения между единицами измерения и сравним величины.

5см*56мм

9дм*96мм

Ученик: В 5см  50мм, значит 5см "меньше"56мм, т.к. 50мм<56мм

                В 9дм 900мм, значит 900мм>96мм

-Какая величина «лишняя» и почему?

102см, 102км, 102кг, 120м.

Ученик: 102кг-«лишняя» величина, т.к. это величина массы, а остальные величины длины

Благодаря использованию

М-С-М включение в повторение всего класса

3

Минутка чистописания

18012-число записано на доске

-Что вы знаете о числе?

(число пятизначное, четное)

-Запишите с помощью цифр этого числа трехзначные числа, чтобы сумма цифр была равна 10.

Проверка.

 (820, 280, 208, 811,118…)

Учащиеся хорошо знают состав многозначного числа, с трудным заданием справились быстро.

4

Математический диктант

-Ребята вы знаете старинные меры длины?

(верста , сажень, аршин)

-Это старинные русские меры длины. На территории нашей республики Башкортостан были свои меры длины.

Меры длины

Русские                                                                    Башкирские

1верста=1км 67м                                                    1Иле=1см 2мм

1сажень=2м 13см                                                   1Ая=4см 4мм

1аршин=7дм 1см                                                    1Аршин=71см

1вершок=44мм                                                       1Аркан=20м

1дюйм=25мм                                                          1Сакрым=1км 67м

-Иле- ширина кончика указательного пальца

Ая- ширина ладони

Аркан- длинная веревка, которую башкиры применяли для привязывания лошадей.


-А теперь выполним преобразование со старинными мерами длины.

1см 2мм-выразите в мм

2м 13см –в см

25мм-в см и в мм

Проверка. (12мм, 213см, 2см 5мм)

Активизация познавательной деятельности учащихся












5

Обобщение изученного материала

  1. Использование алгоритма

-Сейчас мы проверим как вы преобразовывали величины, для этого используем алгоритм.

Заполнение алгоритма

-Выразим 2м 13см в см.

-Как связаны ед. измерения (1м=100см)

-Какое действие надо выполнить?

(умножение и прибавить дополнительное значение 2∙100+13=213см)

-Какой результат получился?

(213см)

Выразим 25мм в см и мм.

-Как связаны величины (1см=10мм)

-Какое действие выполним?

(деление-25:10=2(ост.5))

-Какой результат получился?

(2см 5мм)



























2) Выполнение действий с величинами

- Посмотрите на задание и скажите, над какими величинами нельзя выполнить действия и почему?




768дм+1010см=

52м2+40дм2=

385дм-3834см=

703дм+107кг=

545м2-45м=


(Нельзя выполнить действия между 703дм и 107кг, и 545м2 и 45м, т.к. это неоднородные величины).

Выполнение действий учащимися на доске и в тетради с объяснением


768дм+1010см=7680см+1010см=8690см

768дм=7680см

52м2+40дм2=5200 дм2+40дм2=5240дм2

52м2=5200дм2

385дм-3834см=3850см-3834см=16см

385дм=3850см


- В данном задании мы использовали первую часть алгоритма, а теперь используем вторую часть алгоритма и устно выполним преобразования:

- 8848м – высота самой высокой горы в мире, Эверест (Гималаи).

- 11022м – глубина самой глубокой впадины в Тихом океане, Марианская впадина.

- 1638м – высота самой высокой горы в Башкортостане – Ямантау.

(Учащиеся объясняют, что каждую величину надо разделить на 1000, т.к. 1км=1000м, 8км848м, 11км22м, 1км638м)


3) Решение задач

а) Самостоятельное решение задачи, проверка

б) Решение задач по группам

Наблюдается плавный переход от одного этапа урока к другому.






При повторении алгоритма учащиеся очень быстро объяснили и выполнили преобразования величин.




Использование алгоритма явилось наглядной основой для достижения поставленных целей.




Во фронтальной работе принимали активное участие почти все дети.

















Выполняя действия над величинами учащиеся использовали алгоритм, объясняли свои действия четко, ясно.












На уроке использованы задания, связанные с географией, историей, жизнью детей, что помогает более прочно усвоить полученные знания, развивает у детей интерес и любознательность.

6

Итог урока

-Что мы повторили сегодня на уроке?

-Что узнали нового?

-Какое задание было трудным, а какое легким, интересным?

-Молодцы, ребята! Все хорошо работали. Урок окончен.

Оценивание, домашнее задание.

Активное участие детей при подведении итога, как и на протяжении всего урока, говорит об интересе детей к изучаемому, его доступности.

Урок достиг поставленных целей.

Привалова И.Н., учитель начальных классов высшей категории  

МБОУ  СОШ №18 г. Салавата


Конец

Выполни действие

(:) или (: с ост.)

Вспомни соотношение между величинами

Выполни преобразование величины из мелких в крупные

Задана

величина

Начало

да

нет

Запиши

результат

Выполни действие

(х) или (х и +)

Вспомни соотношение между величинами

Преобразование величины из

крупных в мелкие