ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка по математике (2 класс) по теме

Развитие самостоятельности у детей процесс сложный, тем не менее, опыт показывает, что при систематическом использовании определенных видов самостоятельной деятельности на любом уроке и на разных его этапах можно добиться существенных результатов.

Самостоятельная работа развивает у обучающихся инициативу, упорство в достижении цели, вырабатывает умение анализировать факты, учит самостоятельному мышлению, служит ведущим средством превращения полученных знаний в умения и навыки.

Продуктом выполнения самостоятельной работы является либо новое знание, либо углубление и расширение сферы действия уже полученных знаний, либо навыки практической деятельности.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vidy_samostoyatelnoy_uchebnoy_deyatelnosti_shkolnikov.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Виды самостоятельной учебной деятельности школьников

  1. Математические диктанты

Важной задачей начальной школы остается формирование у обучающихся умения воспринимать информацию на слух, запоминать, обрабатывать ее, а также формирование грамотной и точной математической речи, правильное чтение числительных и математических выражений. Математические диктанты помогают учителю решить эти задачи. Этот вид самостоятельной деятельности активизирует внимание детей, позволяет быстро проверить и оценить их знания и умения, является хорошим организующим элементом.

Цель: Закрепление и повторение знаний и умений обучающихся.

Задание: Сосчитай и запиши только ответ.

        1. Найди сумму чисел 54 и 4

        2. Чему равна разность чисел 99 и 7?

        3. На сколько нужно увеличить 35, чтобы получить 95?

        4. К какому числу нужно прибавить 5, чтобы получить 88?

        5. Суммой, каких одинаковых слагаемых можно заменить число 60?

        6. Какое число нужно вычесть из 76, чтобы получилось 35?

        7. Я задумала число, вычла из него 66 и получила 22. Какое число я задумала?

        8. Когда из 43 вычли какое-то число, то получили 41. Какое число

             вычли?

        9. Вычитаемое 52, разность 16. Чему равно уменьшаемое?

        10. На сколько 70 меньше 85?

Проверка осуществляется по образцу на доске. Самооценка.

  1. Работа с книгой

Довольно широкое распространение получила самостоятельная работа обучающихся с учебной книгой.

Работа с книгой помогает формировать навыки самостоятельного учебного труда школьников и способствует развитию их мыслительной деятельности в том случае, если она проводится по строго продуманной системе. При работе с книгой обучающимся предлагается выполнить самые разнообразные задания: заполнить таблицу, решить примеры, решить задачу, прочитать высказывания, изображенные на графиках, выполнить задания на сравнения, дополнить задачу с недостающими данными и т.д.

Обучение школьников самостоятельной работе с учебной книгой способствует приобретению таких знаний, которые не только помогли бы им осмыслить изучаемый материал, но и определили бы наиболее целесообразную последовательность, рациональные приемы этой деятельности.

Таким образом, работа с книгой не только активизирует учебную деятельность обучающихся на уроке, но и вооружает их практическими знаниями.

Задание: Сравни. Поставь знак , ,

        7 м … 9 дм                        25 мм … 3 см

        16 мм … 1 см                1 м … 99 см

        48 см … 4 дм                25 мм … 3 см

Способ проверки – взаимопроверка.

  1. Самостоятельное решение задач

Распространенным видом самостоятельной работы по математике является решение задач. При этом практикуется составление задач самими обучающимися по материалам, которые предлагает учитель или собирают школьники по его заданию.

Обучающее и развивающее значение этого вида самостоятельной работы зависит от ряда условий:

  1. Большое значение имеет разнообразие типов задач.
  2. На уроках математики большое место отводится составлению и решению задач на местном материале, хорошо знакомом детям. В этом случае школьники лучше представляют практическую значимость приобретаемых знаний и умений.
  3. Целесообразно последовательное наращивание не только трудностей задач, но и степени самостоятельности обучающихся при их решении. Детальный анализ условий задач и хода их решения нужен на первоначальном этапе. В последующем школьникам должна предоставляться большая самостоятельность.
  4. В обучении решению задач большое значение имеет овладение рациональными путями и способами действий. Этому способствует алгоритмизация заданий, т.е. указание в них последовательности и характера действий, ведущих ученика к правильному результату.

Приведу пример самостоятельного решения задачи обучающимися. Цель данной работы – закрепление умения решать составные задачи.

Задание: Самостоятельно решите задачу и запишите решение                             по действиям.

«В наш детский сад «Теремок» привезли на полдник два ящика                              с яблоками по 10 кг в каждом. Дети съели 15 кг яблок. Сколько килограммов яблок осталось?»

Через 2 минуты прохожу по рядам и вижу, что некоторые дети затрудняются решить задачу. Открываю на доске краткую запись.

Привезли         – 2 ящика по 10 кг

Съели          – 15 кг

Осталось         – ? кг

  1. Работа в тетрадях с печатной основой

Особенно эффективны задания для самостоятельной работы в тетрадях                   с печатной основой. Они освобождают обучающихся от записей, не имеющих большого обучающего значения и позволяют всё время, отведенное на запись знакомого выражения или примера, тренироваться в вычислениях по материалу, который необходимо вновь усвоить или хорошо закрепить. Это создает благоприятные условия для выработки твердых навыков и прочного усвоения знаний.

Во всех заданиях предусматривается применение не только изучаемого материала по данной теме, но и ранее изученного. Также в тетради включены специальные обобщающе-повторительные материалы. Все это обеспечивает непрерывную повторяемость программного материала. Материал в таких тетрадях так же предусматривает работу по вариантам, задания, помещенные в тетрадях выполняются не только в классе, но и дома. Применение этих тетрадей дает возможность на каждом уроке значительно увеличить удельный вес самостоятельной работы обучающихся, что способствует активизации их учебной деятельности и в то же время позволяет значительно сократить объем домашних заданий, уменьшить учебную нагрузку школьников за счет повышения эффективности их труда на уроке

  1. Использование раздаточного материала

В качестве самостоятельных работ обучающимся часто даются учебные задания, связанные с использованием иллюстрации, схем, графиков и т.д., что существенно облегчает им усвоение знаний. Часть иллюстративного материала, который может быть использован в самостоятельной работе имеется в учебниках и приложениях к ним. Однако иногда требуется использование дополнительного раздаточного материала на уроке.

Это не только обычные иллюстрации, но и наборы цифр, знаков, слов, которыми ученики пользуются на уроке; комплекты различных карточек, в том числе с изображением геометрических фигур, используемых при устном счете, составлении и решении арифметических задач.

Например, для изучения новой темы по математике в 1 классе «Число 8,9. Письмо цифры 8» можно использовать набор цифр от 0 до 9, карточки геометрических фигур разного цвета и разного размера, карточки со знаками «больше», «меньше» и «равно».

При выполнении самостоятельной работы на парте школьники                             с помощью раздаточного материала показывают, как получили число 8, 9; какой состав чисел 8 и 9, почему 9>8, но 8<9.

Цель данной самостоятельной работы – усвоение новых знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ при формировании навыка самостоятельной учебной деятельности младших школьников.

В презентации рассматриваются информационно-коммуникационные технологии как средство формирования самостоятельой учебной деятельности младших школьников....

Формирование навыков самостоятельной учебной деятельности у учащихся с отклонениями в развитии"

Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложившейся ситуации, ученик действительно думает. Фокусирование на проблемах стимулирует природную любознательность уче...

Самостоятельная учебная деятельность и её виды.

Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизация учащихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она заним...

Организация самостоятельной учебной деятельности младшего школьника при овладении иностранным языком.

Организация самостоятельной учебной деятельности младшего школьника при овладении иностранным языком.Ключевые слова: универсальная учебная деятельность; группы универсальных учебных действия; ос...