Интегрированный урок по математике и курсу "Человек и мир" в 3 классе
методическая разработка по математике (3 класс) по теме

Лазбенёва Марина Фёдоровна

Интегрированный урок по математике и курсу «Человек и мир».

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

  Тема урока: Разрядный состав трёхзначных чисел. Лес значение леса.

   Урок математики – четвёртый в разделе «Трёхзначные и четырёхзначные числа» (56 часов). Урок по курсу «Человек и мир» - восемнадцатый в разделе «Природа и человек»(27 часов).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

       Отдел Образования Оршанского   горисполкома

             Государственное учреждение образования

                 « Средняя школа № 13 г. Орши»

                                     

        Тема: Разрядный состав трёхзначных

                  чисел.  Лес. Значение леса

                  (обобщающий урок).

                                            Учитель начальных классов

                                             Гешелева

                                             Марина Фёдоровна

                                   

                                         Орша

          Тема:     Разрядный состав трёхзначных чисел.

                    Лес. Значение леса (обобщающий урок).

 

           Цель:  усвоение учащимися разрядного состава трехзначных чисел;

                           систематизация знаний учащихся о природном сообществе «лес»,

                           о его значении.

         

          Задачи: * создать условия для усвоения учащимися разрядного состава

                                 трёхзначных чисел; для отработки навыков  устных вычислений;

                                 для совершенствования умения анализировать и решать

                                 составные задачи;  для систематизации знаний учащихся о

                                 природном сообществе «лес» и его значении;

                               * создавать ситуации для повышения познавательной активности

                                  учащихся; содействовать развитию логического мышления,

                                  внимания,  умения строить высказывания с использованием

                                  математической терминологии; создать ситуацию рефлексии;

                               * способствовать воспитанию чувства коллективизма,

                                  взаимопомощи,  бережного отношения к природным богатствам

                                  Земли.      

   

Оборудование: * гербарий

                                              * рисунки растений, животных, знака «Внимание! Лес!»

                                              * абак, карточки с цифрами

                                              * карточки с зашифрованными словами, текстом задачи,

                                                 тестом

                                              * учебник

                                              * цветные ленточки (жёлтая, синяя)

       

 

                                                  Ход урока.

     1. Организационный  этап.

     2. Вступительная  беседа.

    - Ребята, станьте в круг и возьмитесь за руки. Мы – одна семья, одно целое.

       Изобразите, как бьётся наше одно большое сердце.

       Стук – шаг вперёд,  Стук – шаг назад.

                     Давайте будем

                     Дружить друг с другом,

                     Как птица - с небом,

                     Как поле – с плугом,

                     Как ветер – с морем,

                     Трава – с дождями,

                     Как дружит солнце

                     Со всеми нами!

                                                                          И. Мазнин

    - Земля – наш общий дом. Всё в  природе взаимосвязано. Любое насекомое,

        животное, рыба или птица и человек тоже – это маленькие частицы

        огромного мира.  Мы сильны только тогда, когда мы вместе, когда мы дружны

        и  помогаем друг другу.

3. Актуализация субъективного опыта учащихся.

   а) Устные вычисления.

        -  Решить примеры. Расположить ответы в порядке  возрастания. Скрепить  

    полоски с примерами. Перевернуть. Рассмотреть рисунок, получившийся

    на обороте.

     

            Это предупреждающий

            знак

           «Внимание! Лес!»

   

                                                                           

       Рисунок знака крепится на доску.

 

         

б) Целеполагание.

         

        - Рассмотрев это знак, попробуйте предположить, о чём мы будем говорить на уроке.

                        Лес как природное сообщество. Охрана леса. О науке экологии.

 

        - Как экология связана с математикой?

        - Сегодня вы попробуете себя в роли учёных – экологов. Т.е. будете изучать

    лес, производить подсчёты, делать на их основе выводы.

        в) Растения леса. 

      - Что такое лес?

      - Что значит «природное сообщество»?

      - Вы уже знаете, какие растения встречаются в лесах Беларуси. Выберите из

        гербария только те, которые характерны для нашей полосы. Назовите растения

        своей группы одним словом.

           Работа с гербарием.

         1 группа. Выбирают, какие деревья растут в лесах Беларуси.

                          Делают сообщение о сосне.

         2 группа. Называют  кустарники, произрастающие в лесах нашей полосы.

                          Делают сообщение о черёмухе.

          3 группа. Называют кустарнички и травянистые растения леса.

                            Делают сообщение о бруснике.

         Рисунки растений (дерево, кустарник, трава) крепятся на доску.

        - В каком лесу  растут эти группы растений?    (смешанный лес)

       - Что образуют растения, которые растут в лесу?

       - Почему в лесу образовались ярусы или этажи?

         г) Чтение и запись трехзначных чисел.

      - Сейчас я расскажу вам о том, сколько лет могут прожить некоторые растения

         леса. Числа, которые вы услышите в рассказе, нужно записать в тетрадь.

               

           Лес растёт долго. Не десятилетиями, а столетиями. Жизнь деревьев во

    много раз долговечнее жизни человека. В наших лесах наиболее долговечен

    дуб, но и другие деревья и кустарники могут  жить очень долго.

         Например, сосна живёт до 600 лет, ель – 500 лет, шиповник – 400 лет,

     ольха – 300 лет, тополь – 200 лет,  осина, рябина, орешник – 100 лет.  

      - Какие числа вы записали? Почему они называются трёхзначные?

      - Из цифр 3, 4, 7 составьте и запишите все возможные трёхзначные числа.

      374, 347, 437, 473, 734, 743.

     - Назовите самое большое число. Обведите его. Подчеркните самое маленькое

       число.

  4. Изучение нового материала.

         а) Разрядный состав чисел с помощью абака.

          На доске – абак.

      - Устно решите задачу. Отметьте число на абаке.

         *** Утром белка принесла в дупло 24 ореха, а вечером – в 6 раз меньше.

                Сколько орехов принесла белка вечером?                   4 ореха.

       - В числе 4 четыре единицы разряда единиц.

       

        *** В нашей стране запрещена охота на 18 видов зверей и 29 видов птиц.

               Сколько всего видов зверей и птиц находятся под охраной?  47 видов.

      - В числе 47 4 единицы разряда десятков и 7 единиц разряда единиц.

 *** Дети заготовили для питомника 5 мешков желудей по 20 кг в каждом.

            Сколько килограммов желудей заготовили дети?   100 кг

      -!!! В числе 100   1 единица разряда сотни, о единиц разряда десятков, 0 единиц

        разряда единиц.

   

         б)   Самостоятельный вывод учеников  о разрядном  составе трёхзначных  чисел.

                                       

    5. Первичное применение знаний и способ деятельности.

Работа по учебному пособию.

         ***  стр. 10 № 2   

      ***  стр. 10 № 3  - устно

                                               ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

6. Применение знаний и способ деятельности.

             Животные леса.

       - Лес – это природное сообщество, в котором растения и животные живут

         сообща,  зависят друг от друга.

      - Почему так разнообразен животный мир леса?

           а) Приёмы вычислений в пределах 100.

          Работа по учебнику – стр. 11  № 6 (1, 2 столбики.)  

        - Решите примеры. Запишите ответы по порядку в таблицу.  Пользуясь ключом,

            разгадайте названия животных леса.

             1 группа.  КЛЮЧ:

  90

   8

   1

  28

  40

  52

   С

   Б

   У

   А

   Р

   К

     Пользуясь ключом, составьте слово:

   8

  28

40

  90

   1

  52

      2 группа. КЛЮЧ:

  90

   8

   1

  28

  40

  52

   М

   В

   У

   Р

   А

  Е

Й

     Пользуясь ключом, составьте слово:

   90

   1

 28

  40

    8

  52

 Й

     3 группа. КЛЮЧ:

  90

   8

   1

  28

  40

  52

   К

   Ш

   А

   У

   К

  К

       Пользуясь ключом, составьте слово:

   90

   28

 40

  28

    8

  52

  1

   

       Рисунки животных крепятся на доску: барсук, муравей, кукушка.

      - Послушаем сообщения знатоков об этих животных

   

         б) Решение задач.

      Задача:  В Беловежской пуще обитает 7 видов змей и ящериц, зверей –

      на 53 вида больше, видов птиц – в 4 раза больше,  чем зверей.

      Сколько видов птиц обитает в Беловежской пуще?

       - Какие сведение вы узнали при решении задачи?

     - Что вы знаете про Беловежскую пущу?

                        Беловежская пуща – уникальный и крупнейший массив древних

                        лесов. Отдельные участки леса здесь имеют возраст 250 – 350 лет.

                        Это охраняемая природная территория, заповедная зона.

   

         7. Контроль и самоконтроль.

       

                                                                                                        Проверка по образцу

                                                                                                    на доске.

8. Информация о домашнем задании.

           стр. 11  № 9.

 9. Итоги урока.

     

       Группы подводят итоги своих исследований.

      1 группа.    ВНИМАНИЕ!!! ЛЕС – богатство нашей Земли. Это фабрика

                           кислорода. Он очищает воздух, уничтожает вредные микробы

                           и бактерии. Поэтому лес нужно охранять, увеличивать посадки

                           лесов.

      2 группа.    ВНИМАНИЕ!!!!  ЛЕС  - природный дом для многих растений и

                          животных. Охранять лес – значит, охранять и животных тоже.

                          Ведь многие из них находятся на грани исчезновения.

      3. группа    ВНИМАНИЕ!!!! ЛЕС – удивительный доктор. Он даёт человеку

                         ягоды, грибы, лекарственные растения. Многие вещи, необходимые

                          человеку для жизни, делают из древесины. Поэтому человек обязан

                          охранять, беречь лес, заботиться, чтобы площадь лесов

                          не сокращалась, т.е. делать посадки леса.

10. Рефлексия.

   - Опишите свои ощущения, впечатления об уроке, заданиях, о своих новых

       знаниях одним словом.

   - Земля – наш общий дом. Мы все любим природу и хотим жить в согласии с ней. И от нас зависит, будет ли наша Земля прекрасной цветущей планетой.

   - С каким настроением вы работали на уроке? Если вам понравился урок,

     если всё удалось  – возьмите жёлтую ленточку. Если вы чувствовали себя  

      не очень хорошо, если у вас возникали трудности – возьмите синюю ленточку.

 

   - Превратим наш лес в лес желаний – загадайте желание и завяжите ленточку

      на веточку дерева. И ваше желание обязательно сбудется, нужно только

      очень – очень этого захотеть.

                                       

                                                   

                                           Физкультминутка.

                В лес приходим веселиться,              Вверх головку подними –

               Отдохнуть и помечтать.                     Сосны, ели и дубы

               Собираем землянику –                        Дружно ветками махают

               Раз, два, три, четыре, пять.                 И добра нам всем желают.

                         

                          А потом повыше глянем –                  Научись в лесу молчать,

                         Удивляться не устанем:                      Чтоб зверюшкам не мешать.

                         Можжевельник и малина                     Если будешь лес беречь –

                         Нам полезны от ангины.                      Он готов для новых встреч.

                                     

                                                               

                                                   Самоанализ урока

 

  Интегрированный урок по математике и курсу «Человек и мир».

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

  Тема урока: Разрядный состав трёхзначных чисел. Лес значение леса.

   Урок математики – четвёртый в разделе «Трёхзначные и четырёхзначные числа» (56 часов). Урок по курсу «Человек и мир» - восемнадцатый в разделе «Природа и человек»(27 часов).

        В классе 19 учеников. 3 ученика испытывают значительные трудности в учёбе,     5 учеников имеют высокий уровень развития общеучебных навыков и умений. Это было учтено при планировании урока. Учащиеся были разделены на равнозначные группы, с целью создания условий для формирования у них положительной Я-концепции, чувства коллективизма и взаимопомощи.  

  Цель урока:     усвоение учащимися разрядного состава трехзначных чисел;

                           систематизация знаний учащихся о природном сообществе «лес»,

                           о его значении.

 Целеполагание на уроке было осуществлено учащимися самостоятельно под руководством учителя, с опорой на жизненный опыт детей.

   Материал упражнений, заданий соответствовал возрастным интересам учащихся. Практическая работа с гербарием создала ситуацию применения знаний в измененных условиях. Сообщения, которые подготовили ученики о растениях и животных леса, дали им возможность продемонстрировать своё умение работать с дополнительной литературой и самостоятельно добывать знания. Все задания, предложенные учащимся на уроке, были объединены одной природоведческой темой и несли в себе дополнительную информацию. Таки образом, на протяжении всего урока поддерживалась познавательная активность учеников.

             Использовался и фронтальный метод работы (решение задачи, вычисления), и работа в группах (составление слова с помощью ключа, устные вычисления), и индивидуальная работа учащихся (тестовые задания).

         На этапе контроля  использовались тестовые задания с целью выявления качества усвоения нового материала. Использование самопроверки по образцу позволило исключить возможную эмоциональную напряжённость у учеников, связанную с ожиданием возможной негативной оценки.

           На протяжении всего урока учащиеся продемонстрировали высокую работоспособность, которая бала обеспечена сменой видов деятельности, форм работы, интересным сюжетом.

         Считаю, что на уроке была создана доброжелательная атмосфера, спокойная психологическая обстановка, что позволило ученикам проявить себя, успешно усвоить  новый материал.  

    По ходу урока изменений в план не вносилось. Все намеченные задания были полностью выполнены. Поставленные задачи были  реализованы: усвоен разрядный состав трехзначных чисел, отрабатывались навыки вычислений, совершенствовалось умение решать задачи, систематизированы знания учащихся о природном сообществе «лес» и его значении.  

 

5·4 + 12 =

(90 – 70 ) ·2=

(86 – 80) ·8 =

13 · 2 + 26=

100 : 2 + 13=

28 + 25 · 2=

80 : 4 · 5=

1. В каком числе

  4 сотни 5 десятков 3 единицы?

а) 354    б) 453     в) 543

2.Правильно ли, что в числе 871

   7 сотен?

 

       ДА    НЕТ

3. В числе 674:

__ сотен___десятков___единиц


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок по математике и истории в 3 классе "Единицы времени. Год. Месяц. Неделя"

Данный урок не только знакомит, но расширяет представление учащихся о хорошо известных  нам единицах времени....

Задания к интегрированному уроку по математике и окружающему миру 4 класс

Интересные задания к интегрированному уроку по математике и окружающему миру 4 класс...

Интегрированный урок "Адмиралтейство" ( математика – история Санкт-Петербурга) 4 класс

Закрепление знаний по математике и обобщение знаний об Адмиралтействе. Цели:1. Выявить знания обучающихся об истории и архитектуре Адмиралтейства.2. Отработать и закрепить умение решать задачи на...

Интегрированный урок по математике и окружающему миру 4 класс тема: "Скорость, время, расстояние. Решение задач на движение. Растения и животные леса, луга, водоёма"

Интегрированный урок по математике и окружающему миру поможет закрепить знания:  связи между величинами (скорость, время, расстояние), обобщить знания о живой и неживой природе, умение видеть мат...

Интегрированный урок по математике и окружающему миру 1 класс Начальная школа XXI века

МАОУ Успенская СОШФИО учителя Ганихина Екатерина СергеевнаКласс: 2 «В»Дата: 14.01.2020Предмет: математика, окружающий мирТема урока: «Солнечная система. Деление и умножение на 7&raqu...