урок математики в 3 классе
методическая разработка по математике (3 класс) по теме

Малинина Людмила Ивановна

Деление двузначного числа на однозначное

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matem_v_3_klasse.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Школа России»

Учебник «Математика». Авторы:  М. И. Моро,  М. А. Бантова,  Г. В. Бельтюкова

                                   Урок математики в 3 классе

   Тема: деление двузначного числа на однозначное.

   Цели: формирование умения выполнить табличное деление6 двузначного числа на однозначное; развитие творческих способностей, приемов логического мышления; воспитание активной жизненной позиции.

                                         Ход урока.

1.  Организационный момент.

-  Сели удобно, начинаем работать.

2.  Проверка домашнего задания.

     Дома детям было предложено решить задачу разными способами. Проверяем какие способы решения выбрали обучающиеся. Делаем вывод: какой способ наиболее рациональный.

3. Повторение пройденного.

  -  Что можно сказать о числах

6 и 8 (они четные, 6- однозначное, 48- двузначное, 6 < 48, 48 > 6)

    Придумать задание к схеме 6 < 48

(Необходимо выполнить арифметические действия, чтобы от 6 «добраться» до 48)

    Как это можно сделать? (Построим закономерность, присчитывал  от 6 до 48). Назовем полученный ряд чисел (6,12, 18, 24, 30, 36, 42, 48). Выполним знакомые операции с этим числами. (6 + 24; 42 : 6 и т.д.). Назовем все известные вам детали числа 48 (48, 8, 6, 2, 1). Назовем самой большой деталь, самый маленький. Заменим число 48 суммой двух таких слагаемых, которые делятся на 6 (30 + 18, 24 + 24, 42 + 6).

 - Можно ли заменить число 48 суммой трех и более слагаемых, которые делятся на 6? Можно (12 + 12 +12 +12, 36 + 6 + 6 и т.д.). но сегодня нам на уроке нужно будет представлять числа только в виде суммы двух слагаемых.

4.  Физминутка.

5.  Актуализация опорных знаний.

     Записываю на доске выражение

     (21 + 24) : 7

 - Прочитайте выражение, найдите его значение. Какое свойство применим, чтобы найти значение выражения (свойство деления суммы на число).        

   При каких условиях можно воспользоваться этим свойством? (Каждое слагаемое суммы должно делиться на число). Можно ли воспользоваться этим свойством, чтобы найти значение выражения (30 + 12) : 7 (Нет, слагаемые не делятся на 7. А сумма? (Сумма делиться на 7). Как найти значение этого выражения? (Найти сумму в скобках, а потом разделить на 7). Найдите значения выражения (30 + 12 = 42, 42 : 7 = 6) легко было считать? (Да, это табличный случай).

  Сделайте вывод, когда сумма делится на число.

     (Если каждое слагаемое делиться на число, то и сумма делится на это число. Если каждое слагаемое  не делится на число, то сумма может делится на это число)

      Что можете сказать о выражении (12 + 15) : 6?

(Первое слагаемое делится на 6, второе слагаемое не делится на 6, сумма не делится на 6). Какой можно сделать вывод (если одно слагаемое делится на число, а другое не делится, то сумма не делится на число)

  6. Изучение нового материала.

      1. Создание проблемной ситуации.

 - Легко ли было сумму чисел 30 и 12, разделить на 7 (Да).

   Найдите значение выражений 24 : 8, 49 : 7, 54 : 9, 56 : 4. Почему вы не нашли значение последнего выражения? В чем трудность? Чем оно отличается от предыдущих? (Это не табличный случай. Нельзя сразу воспользоваться таблицей умножения.)

     2. Выход из проблемной ситуации.

  - Кто догадался , чему мы будем учиться сегодня на уроке? Сформулируйте учебную задачу. ( Будем учиться делить двузначные числа на однозначные в тех случаях, когда сразу нельзя воспользоваться таблицей умножения). Есть ли предложения, как найти значение последнего выражения? Посовещайтесь в парах, попробуйте открыть новый прием деления. (Надо 56 разложить на сумму слагаемых) Каких? Сколько их должно быть?

Для чего? ( Чтобы воспользоваться свойством деления суммы на число). Представьте число 56 в виде суммы таких слагаемых (20 + 36, 45 + 11, 28 + 28, 46 + 10, 40 +16) Что заметили? (суммы 45 + 11 и 46 + 10 не подходят так как слагаемые в них не делятся на 4). Какие суммы подходят (20 + 36, 28 + 28, 40 +16) . Найдите значение частного, заменив число 56 суммой этих слагаемых   (56 : 4 = (20 +36) : 4 = 20 : 4 + 36 : 4 = 5 + 9 = 14

                      56 : 4 = (28 + 28) : 4 = 28 : 4 + 28 : 4 = 7 + 7 =14

                      56 : 4 = (40 + 16) : 4 = 40 : 4 + 16 : 4 = 10 + 4 = 14

  Какой вариант самый удобный? (Последний, т.к. легко делить «круглые» десятки на однозначное число. Опираясь на проделанную работу, составим алгоритм деления двузначного числа на однозначное для тех случаев, когда сразу нельзя воспользоваться таблицей умножения.

   Учащиеся формируют алгоритм деления.

  1. Представим делимое в виде суммы двух удобных слагаемых.
  2. Каждое слагаемое делим на число.
  3. Полученные результаты складываем.

7. Закрепление нового материала.        

-  Выясните значение выражения 56 : 4

-  Объясните, как я рассуждала: 56 : 4 = (28 + 28) : 4 = 28 : 4 + 4 = 14

-  Согласны ли вы со мной?

-  Как бы вы вычисляли?

       56 : 4 = (40 + 16) : 4 = 40 : 4 + 16 : 4 = 14

(Почему так удобнее)

-  Найдите значения выражений 38 : 2, 75 : 5

-  Сравните выражения. Что заметили?

-  Найдите значения выражений 78 : 2 и 96 : 4

-  Как найти удобное при делении слагаемое? (Надо подобрать ближайшее к делимости «круглое» число,  которое делится на делитель, например 78 : 2 = (60 + 18) : 2

-  Сравните первую группу выражений со второй. Чем похожи и чем отличаются способы вычисления?

-  Чем интересно равенство 90 : 5 = (50 + 40) : 5 ?

-  Выполните задание № 2, стр. 15.

   Первый столбик выполняется следующим образом: один ученик работает у доски, вслух проговаривая алгоритм деления двузначного числа на однозначное. Остальные обучающиеся проверяют решение.

                91 : 7 =                 57 : 3 =            

         

                     

            70      21                30     21            и т. д.

  Четвертый столбик выполняется с комментированием «по цепочке».

                68 : 2 =                    39 : 3 =

         

            60       8                            30     9           и т. д.

-  Сравните приемы вычисления в первом и в четвертом столбиках. Чем они отличаются?

-  Кто уже научился делить двузначное число на однозначное? Кто еще не понял новый прием деления? Продолжим совершенствовать полученные умения.

   Какие числа нужно вставить, чтобы получились верные равенства?

     1 вариант

63 : 3 = (     +  3) =      : 3 + 3 : 3 =    

(      +      ) : 5 =       : 5 +       : 5 =

   

 2 вариант

84 : 4 = (       + 4) : 4 =       : 4 + 4 : 4 =      

(      +      ) : 6 =       : 6 +       =      

-  Проверьте свое решение, сравнив его с образцом на доске. У кого другие варианты слагаемых для второго равенства? У кого все выполнено верно, поставьте на полях знак «+». Кому нужна помощь?

9.  Домашние задание

     № 14, № 15 на стр. 15.

10.  Что нового узнали вы на уроке?

       Оцените работу класса.

       Спасибо за хорошую работу. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема

данный урок составлен с помощью  технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока:  урок – проблема.Структура:1....

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

презентация к проекту к урокам математике 4 класс по теме математика вокруг нас

материал к проекту по математике по теме математика вокруг нас...

Урок математики 4 класс.Тема: "Математика и экология".

Урок математики 4 класс. Экология в числах. «Закрепление изученного материала»...

Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"

Конспект урока по математике  выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...