Урок математики во 2 классе "Вычитание вида 60-24 "
методическая разработка по математике (2 класс) по теме

Никишина Наталья Васильевна

 

Раздел. Сложение и вычитание чисел в пределах 100.

Тема. Вычитание вида 60-24.

Цель. Восприятие и осознание обучающимися вычислительного приёма  вида 60-24.

Задачи урока.                                    

Образовательные.  

·         Ознакомить обучающихся  с новым вычислительным приёмом вида 60-24.

·         Учить   ставить перед собой  цели, способствующие поиску решений поставленной проблемы.

·         Формировать умения анализировать арифметические задачи, рассуждать, делать  обобщение, выводы. 

·         Закреплять устные вычислительные навыки.

Развивающие.                       

·         Развивать познавательную активность, словесно – логическое мышление,

память, внимание учеников, положительные эмоции.

·         Совершенствовать мыслительные    операции: анализа, синтеза, сравнения,  сопоставления.        

·         Развивать мотивацию к изучению предмета.

Воспитательные.  

·         Воспитывать усидчивость, прилежание, любознательность, заинтересованность  и пытливость в процессе учения- активную личность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_vo_2_klasse.docx44.54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики во 2 классе

Раздел. Сложение и вычитание чисел в пределах 100.

Тема. Вычитание вида 60-24.

Цель. Восприятие и осознание обучающимися вычислительного приёма  вида 60-24.

Задачи урока.        

Образовательные.   

  1. Ознакомить обучающихся  с новым вычислительным приёмом вида 60-24.
  2. Учить детей  ставить перед собой  цели, способствующие поиску решений поставленной проблемы.
  3. Формировать умения анализировать арифметические задачи, рассуждать, делать  обобщение, выводы.  
  4. Закреплять устные вычислительные навыки.

Развивающие.                       

  1. Развивать познавательную активность, словесно – логическое мышление,

память, внимание учеников, положительные эмоции.

  1. Совершенствовать мыслительные    операции: анализа, синтеза, сравнения,  сопоставления.        
  2. Развивать мотивацию к изучению предмета.

Воспитательные.  

  1. Воспитывать усидчивость, прилежание, любознательность, заинтересованность  и пытливость в процессе учения- активную личность.

Материалы и оборудование к уроку. Учебник М.И.Моро, рисунки с изображениями героев книги Э.Успенского кота Матроскина, почтальона Печкина, собаки Шарика,  карточки с выражениями для индивидуальной и дифференцированной работы, карточки с текстом задачи для сильных и слабых детей, числами, таблицы с условиями задачи

Ход урока.

Этапы

Содержание

Примечание

I.Организация детей на урок.

Мобилизующий этап.

Уч. Ребята, я рада видеть вас отдохнувшими, весёлыми.

Начнём урок математики. С нами сегодня учатся герои книги Э.Успенского. Некоторых из них вы их узнаете, если отгадаете загадки.

1.В Простоквашино живёт,          

Всем газеты раздаёт.

Отдыхает на крылечке

Почтальон известный…

3.Вместе с Шариком живёт

Ловко на машинке шьёт

Он в тельняшечке в полоску

Очень умный кот …

2.В Простоквашино он жил.

Хорошо с котом дружил.

Простоват был этот парень

Добрый пёс по кличке..

Как называется книга Э.Успенского?

Д. « Дядя, Фёдор, пёс и кот».

Уч. Герои книги приготовили задания, которые нам помогут овладеть приёмами счёта в пределах 100.

Цель нашего урока - преодолеть с героями  трудности, исследовать незнакомое и устранить возникшие проблемы.

Введение элемента занимательности  развивает  мотивацию  к учению и обозначает сюжетную  линию урока.

Показ иллюстраций героев.

II.Устный счёт фронтальный.

Индивидуальная работа у доски и по карточкам.

Уч. Почтальон Печкин приготовил математическую разминку. Трое из вас работают у доски, четверо -по карточкам, а остальные ребята отвечают на вопросы.

а) 1. Что слышим в начале урока? (Букву У)

2. Когда коту Матроскину  было 8 лет, Шарику-10.

Ск. лет будет Шарику, когда Матроскину станет 10?

3. Как называются числа, записанные двумя знаками?

4. Назовите разрядный состав двузначных чисел  

46, 99, 75, 60, 4. .Какое число может быть лишним?

5. Прочитайте по-разному выражения и найдите их значения: 35+20, 50-7. Как вычисляли?

Придумайте задачу с такими решениями.

6. В  огороде у Матроскина выросло 7 арбузов и 13 дынь.  На сколько дынь больше, чем арбузов?

7.Дядя Фёдор собрал в лесу 8 лисичек, а сыроежек на 4 больше. Сколько собрал сыроежек?

Индивидуальные карточки для  слабых учеников.

1.

Заполни таблицу

Слагаемое

30

30

57

Слагаемое

9

8

50

50

Сумма

58

27

0

2.

Заполни таблицу

Уменьшаемое

65

80

98

34

Вычитаемое

60

20

Разность

10

20

90

34

3.

Вставь числа в «окошки»,чтобы получились верные равенства.

77=+70            49=50-        97-=95

69=9+              84=87-            20+-4=22

4.

Вставь пропущенные числа.

1дм7см=…см           15см=…дм…см

2дм=…см        34мм=…см…мм

2дм9см=…см        4см3мм=…мм

б) Проверка учащихся, выполнявших задания у доски.

3см2мм=…3 2 мм

1дм8см=…18 см

1ч6мин=…66 мин

90-70=…20

40+30=…70

+20=25..5

34+6+7=…47

82-50+4=…36

30-5-3 =  …22

Уч. Ребята, если вы расставите результаты вычислений в порядке возрастания, вы узнаете математическое слово

32,18,66,20,70,5,47,36,22.

32

18

66

20

70

5

47

36

22

т

ы

и

ч

е

в

н

а

и

Д.Вычитание.

Уч. Что обозначает это слово? Какие математические действия вы знаете ещё?

Уч. Хорошую разминку нам приготовил почтальон Печкин.

Устный счёт направлен на закрепление  вычислительных приёмов, которые являются основой для изучения новой темы урока  и познавательной активности.

У доски выполняют задания 3 ученика и по индивид. карточкам - 4 уч.

Учитель ведёт фронтальную работу.

После выполнения работы учащиеся включаются в работу со всем классом.

Индивидуальная работа благоприятно способствует вовлечению в учебную  деятельность учащихся со слабым уровнем интеллектуального развития.

Групповая работа у доски.

Задание способствует развитию логического мышления детей.

После проверки выражений учитель выставляет на доску магнитные числа-значения  с буквами.

III.Изучение темы урока

1.Постановка проблемы и определение темы урока детьми.

2.Исследование проблемы и нахождение пути её преодоления.

IY.Первичное закрепление.

Y.Физминутка.

YI. Вторичное закрепление.

Применение полученных знаний

YII.Самостоят.

  работа.

YIII.Итог урока.

Уч. У Шарика есть любимое занятие-фотоохота. Ему приходится не только фотографировать жителей деревни, обитателей  леса, но и отдавать им снимки.

Учёт отданных и оставшихся фотографий помогает вести ему кот Матроскин. Вот что у них получается.

Остались фото для птиц и зверей

 64-20=44          60-24=44

Правильно они решили? Давайте проверим их вычисления. Как проверяется вычитание?

Д.Сложением.

64-20=44            60-24=44

44+20=64        44+24=68  ?

У нас возникла проблема. Давайте её исследуем,  и наметим пути её преодоления. Это будет тема нашего урока. Как хорошо, что Печкин дал нам подсказку в разминке.

Вычитание вида 60-24

Уч. Мы ещё вернёмся к проблеме Шарика и Матроскина.

 Цель нашего исследования - преодоление трудностей при решении выражений на вычитание, где уменьшаемое – круглое число.

 Исследователям необходима ручка, карандаш и бумага.

Запишем в тетрадях число, классная работа.

Матроскин предлагает провести исследование  проблемы на следующих выражениях.

84-30=

80-34=

Уч.  Запишите выражения в два столбика и их сравните.

Исследователи, что общего в записях?

Д.Одинаковое действие, цифры в записях чисел.

Уч. Что различного?

Д.Различны числа в уменьшаемом и вычитаемом.

Уч. Какое выражение мы умеем решать?(84-30)

Уч. Объясните  вычислительный приём.

84-30=

^

80  4

Д.Разложим уменьшаемое 84 на сумму разрядных слагаемых 80 и 4.Удобно от 80-30 и + 4.Равно 54

  Уч. Давайте проверим. Как?

Д. К  разности 54 прибавим вычитаемое 30. Равно 84.

Вычли правильно.

84-30=54

^

80  4

54+30=84

^

50 4

Уч. Исследуем второе выражение:

80-34=

Предложите пути исследования.

Д.Разложим вычитаемое 34 на сумму разрядных слагаемых 30 и 4 .

Уч. Сколько необходимо вычесть?

Д. 34.

Уч. Можно сказать: 30 и 4?

Д. Да, так как 34 это30 и 4.

80-34=

       ^

     30   4

Уч. Как будем вычитать?

Д.80-30 и потом вычесть 4.

Уч. Можно сказать: по частям. Вычитайте.

Д.80-30=50 и 50-4=46

Уч. Как убедиться, что мы правильно вычли?

Д.Проверим сложением.46+34=80

80-34=46

       ^

     30   4

46+34=80

^    ^

40 6   30  4

Уч. Наше исследование завершилось успехом.  

Выражение решили правильно. Проблема решена.

Уч. Шарик предлагает потренироваться в решении новых выражений. Запишите в тетрадь:

   50-14=36      40-27=13    90-76=14

80-12= 68     60-45=15    100-51=49

Устно объясните решение.

Уч. Как вычитаем из круглого числа ?

Д. По частям.

Уч. Почтальон Печкин предлагает отдохнуть.

Еду на велике,

  (руки на «руле» велосипеда)

  вижу корову

  (на голове руки-рожки )

       В шапке-ушанке,

 ( «натягиваем»двумя руками « шапку» на голову)

с рогом огромным.

( показ одного «рога»)

 -Здрав-ствуй ,ко-ро-ва,как по-жи-вае-шь?

(«рукопожатие» правой, затем  левой рукой)

  -Do you speak English?

(Развести руки)

  - Что не отвечаешь?

Д.Не знает английского языка.

Уч. А теперь попробуем применить наши знания при решении задачи. Прочитайте задачу на карточке.

 

За субботу Матроскин надоил от коровы 16 литров молока, а за воскресенье 14 литров.

На базар отвёз 18 литров.

Сколько литров осталось у кота?

Прочтите вслух и расскажите,  как запомнили.

Что известно?

Что неизвестно?

Что нужно узнать?

Какие числовые данные есть?

Что они обозначают?

Какое слово-подсказка есть в вопросе задачи для записи опорных слов? (Осталось)

Назовите наименование каждого числового данного? (литры – л  без точки).

Выберите подходящее условие. Объясните свой выбор.

Было-18 л и 16 л

Отвёз-14 л

Осталось-? л

Было-16 л и 14 л

Отвёз-18 л

Осталось-? л

               

Было-18 л и 16 л

Отвёз- ?л

Осталось-14 л

Уч. Задача простая или составная? Почему так думаете?

 Можно ли сразу узнать, сколько литров молока осталось? Почему?

Что сначала узнаем (1действ.)? Что потом(2действ.)?

  1. ……………………(л) - было
  2. ……………………(л)- осталось.

Уч. Условие не записываем. Решите  самостоятельно задачу.

Можно составить ещё и выражение к задаче.

Уч. Проверим запись решения у доски.

  1. 16+14=30 (л)-было
  2. 30-18=12 (л)- осталось. Как считали? (по частям)

(16+14)-18=30

Уч.  Кто составил выражение, прочтите его «математическим языком».

Д.Из суммы чисел 16 и14  вычесть  18  равно12.

Уч. Прочтите ответ.

Уч. В каком действии нам встретился  новый вычислительный приём.

Д.Во втором:30-18.

Уч. Как вычитали? (По частям)

2.Уч. Герои из Простоквашино хотят узнать как мы справляемся с математическими выражениями .

Решите выражения на карточке.

26+30-6= 50

70 -(13 -3 ) = 60

60-5-4=51

49+1-20=30

Уч. Проверим.

Прочтите выражение с ответом 30, 51, 50, 60.

Учащиеся «математическим» языком читают нужное выражение  (четвертое, третье, первое, второе)

Уч. Молодцы. Наши герои довольны вами.

Уч. Я обещала вернуться к проблеме Шарика и Матроскина. Давайте поможем  им посчитать оставшиеся фотографии.

Объясните, как мы рассуждали при исследовании?

Д. 60-24=60-20-4=36

Уч. Так вот, сколько фотографий нужно отдать зверям!

Давайте определим, верный ли мы  путь выбрали при исследовании?

 Откройте учебник на странице 52 и рассмотрите объяснение нового вычислительного приёма.

Д.Мы рассуждали верно.

Уч. Дома  выполните№1(устно) и №4(письменно)

Если вопросы по выполнению домашнего задания?

Учитель выслушивает вопросы  детей, даёт разъяснение, оценивает.

Уч. Вы сегодня поработали отлично.

Уч. Чему учились? Что запомнилось? Желаю удачи?

Подводящий диалог для определения проблемы.

Учитель выносит на доску тему урока.

Учащиеся сами определяют тему урока, что позволяет качественно усваивать знания, так как ученики понимают то, что открывают.

Так выглядит  запись первого столбика на доске

Самостоятельное исследование проблемы воспитывает активную личность.

Учащиеся записывают выражения, решают, устно объясняя вычислительный приём.

Чтение задачи про себя.

Чтение задачи вслух,запоминание.

Учитель проводит анализ задачи.

Формирование умения анализировать, рассуждать, обобщать,делать выводы.

               

Учитель выдаёт слабоуспевающим ученикам карточки - «помогайки».

1)+=(л)-

2)-= (л)-

Учитель записывает план решения задачи.

Ученик у доски записывает выражение к задаче.

Учащиеся учатся применять открытые ими знания на практике.

Учащиеся выполняют работу на карточках.

Учащиеся «математическим» языком читают нужное выражение.

Учащиеся применяют полученные

ими ранее  знания на практике.

Разрешение  учащимися проблемы на основе самостоятельно открытых знаний, доказывает достижение цели и задач урока.

Учащиеся сравнивают  объяснение вычислительного приёма по учебнику со своими открытыми  знаниями.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 3 класс "Виды треугольников" М.И. Моро

Изучение новой темы "Виды треугольников"....

Фрагмент урока математики "Решение примеров вида 9+5" 1 класс

Тип  урока:  получение  новых  знанийЧерез  проблемную  ситуацию  дети  находят  новый  способ  решения  примеров с  переходом  че...

Презентация к уроку математика "Табличное вычитание вида 15-7"

Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100". Авторы Т. Е. Демидова, С. А. Козлова.  Тема " Табличное вычитание вида 15-7".....

Методическая разработка урока математики по теме: «Виды треугольников». 4 класс

Аннотация к уроку математики. Урок математики в 4 классе разработан по программе УМК «Школа России». Для более наглядного изучения геометрического материала использовала метод исследования. Такая...

Урок математики. Тема: "Угол. Виды углов."

Цель:1. Познакомить учащихся с новыми понятиями: угол, вершина угла, стороны угла, тупой угол, острый угол, прямой угол.2. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки  и умен...