конспекты занятий и уроков
план-конспект урока по математике по теме

Перегудова Елена Федоровна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Семинар. Ноябрь 2012.

Формирование нравственных качеств  у младших школьников средствами программы внеурочной деятельности «Дорога Добра»

       Начав работу в пилотном режиме в 2010/2011 учебном году внеурочная деятельность по  духовно-нравственному направлению осуществлялась через представленные на слайде кружки, клубы, творческие мастерские.

Духовно-нравственное направление

Форма занятия

Количество часов

Клуб «Мы - патриоты»

33 ч / 34 ч

Экологический клуб «Почемучки»

33ч / 34 ч

Кружок «Я и мир»

33ч / 34 ч

   Подводя итоги участия гимназии  в эксперименте  по введению внеурочной деятельности, в 2010/2011 году, на методическом объединении учителей начальных классов было выдвинуто предложение расширить духовно-нравственное направление новыми занятиями.

    Учителями было представлено несколько вариантов. Остановились на клубе «Школьный этикет», творческой мастерской «Дорогою Добра».

Духовно-нравственное направление

Форма занятия

Количество часов

Клуб «Мы - патриоты»

33 ч / 34 ч

Творческая мастерская «Дорога добра»

33 ч /34 ч

Клуб «Школьный этикет»

33 ч

Экологический клуб «Почемучки»

33ч / 34 ч

Кружок «Я и мир»

33ч / 34 ч

  Почему добавлены именно эти программы:

во-первых: актуальность обеих программ обусловлена потребностью общества в развитии духовно-нравственных и моральных качеств личности человека, такие как доброе сочувственное отношение к людям: сверстникам, родителям, людям  пожилого возраста; готовность помочь слабому;

во-вторых: младший школьный возраст является благоприятным для начала воспитания моральных чувств и нравственных качеств; дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает.  

в- третьих: именно средствами трудовой, разговорной и читательской деятельности возможно формирование духовно-нравственных качеств, этических убеждений, способности понимать общечеловеческие ценности.

    Хотелось более подробно остановиться на программе творческой мастерской «Дорогою Добра».

    За основу этой программы взята программа по основам детской журналистики «Служу Отечеству пером».  Программа дополнена разделом «Чтение и обсуждение» по темам: «О доброте и отзывчивости», «Ты не один на свете», «Любить все живое».

   Традиционным в структуре занятия является речевая разминка соответствующая тематике занятия и музыкальное сопровождение.

   Так как это дети младшего школьного возраста, мы чередуем теоретическую   и практическую деятельность.  На теоретической части занятия мы проводим аналитическую работу с текстом, обращая внимание на характер героев, их поступки, на мотивы их поведения, а на практической части занятия  дети посредством ролевой игры определяют положительных и отрицательных героев, инсценируют, рисуют, вырезают, изготавливают поделки из различного материала, выражая своё отношение к тому или иному герою, сочиняют стихи. Творческие работы выполняются  как индивидуально, так и коллективно.                  

  Содержание  программы, формы и методы работы позволяют на наш взгляд достичь личностных и метапредметных результатов.

  Обращаем Ваше внимание на действия педагога, направленные на достижение воспитательных результатов трех уровней.

Уровень

Особенности возрастной категории

Формы


1 уровень

(1 класс)

Приобретение школьником социальных знаний


 Восприимчивость к новому социальному знанию, стремление понять новую школьную реальность

 

 

 


Беседы: «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Жить – добро творить»

Чтение и обсуждение художественных текстов по темам: «О доброте и отзывчивости», «Ты не один на свете», «Любить все живое».

Ролевые игры

Акция «Рука помощи»

Экскурсии по городу,  на природу

Инсценирование сказок на отдельных этапах

Рукотворчество (рисунки, поделки)


2 уровень

(2-3 класс)Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества


Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом


Оформление стенной газеты  «Осень –художница»,  « Наши друзья –животные», «Моя мамочка»

Фотовыставки

Иллюстрирование стихотворений

Коллективная творческая работа «Делаем  поделки из снега»

Написание заметок, отзывов

Оформление индивидуального творческого альбома «Я строю мир»


3 уровень
( 4 класс) Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.


Потребность в самореализации, в общественном признании, в желаниями проявить и реализовать свои потенциальные возможности, готовность приобрести для этого новые необходимые личностные качества и способности


Деловая игра «Почта дружбы».

Проект «История одного подвига». Презентация практической деятельности «Школа, время, мы».

Устный журнал «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой»

  На первом уровне педагог должен поддержать стремление ребенка к новому социальному знанию, создать условия для самого воспитанника в формировании его личности, включение его в деятельность по самовоспитанию  (самоизменению).
 На втором уровне
 создание педагогом воспитательной среды, в которой ребенок способен осознать, что его поступки, во-первых, не должны разрушать его самого и включающую его систему (семью, коллектив, общество в целом), а во-вторых, не должны привести к исключению его из этой системы.

  Создание к четвертому классу для младшего школьника реальной возможности выхода в пространство общественного действия т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: выезды с маршрутными наблюдениями, экскурсии на промышленные предприятия, экскурсии для  обучающихся 1-2 классов, презентации проектов на микроучастке гимназии.

          Цель программы: формирование личности, имеющей высоконравственные идеалы, четкую гражданскую позицию, исполненной достоинства и самоуважения, знающей и уважающей свои корни, культуру, традиции и обычаи своего народа. 

Для оценки достижений планируемых результатов нами разработаны методы отслеживания результатов 

- метод наблюдения;

- карта изучения уровней воспитанности;

- карта учета активности детей в делах гимназии;

- карта для определения самооценки нравственного развития личности школьника;

- контрольно-измерительные материалы для достижения планируемых результатов.

- творческие работы обучающихся

Остановимся более подробно на некоторых из них.

   Карта изучения уровней воспитанности заполняется учителем по своим наблюдениям за обучающимися и заполняется 2 раза в год: в октябре и в мае.

   Учителями используется диагностическая карта изучения уровней воспитанности  Н.П. Капустиной, которая включает в себя 9 разделов:

  1. Дисциплинированность.
  2. Аккуратность.
  3. Долг и ответственность.
  4. Прилежание.
  5. Отношение к труду.
  6. Отношение в коллективе сверстников.
  7. Отзывчивость.
  8. Открытость и скромность.
  9. Познавательная активность.

   Оцениваются признаки проявления воспитанности по таким критериям и своим цветом:

  1. ярко проявляется (зеленым цветом);
  2. проявляется (синим цветом);
  3. слабо проявляется (желтым цветом);
  4. не проявляется (красным цветом).  

     Вот как выглядит карта изучения воспитанности учащихся.

   Карта учета активности детей в делах гимназии заполняется учителем по мере проведения мероприятия и выглядит следующим образом.

   В которой, участие детей отмечается особыми условными знаками:

+

присутствовал

*

готовил

!

участвовал

   Карта для определения самооценки нравственного развития личности школьника в 1 классе заполняется родителями, а в дальнейшем учителем из своих наблюдений за обучающимися и вносят свои изменения в карту, если они есть.

   В карте обозначены три параметра:

1. Телесное развитие.

2.Душевное равновесие.

3. Духовное развитие.

   Критериями являются числа от 1 до 10, которые расположены между положительной и отрицательной характеристиками каждого критерия. Обведенные числа от 10 до 5 характеризуют обучающегося положительно, а обведенные числа от 4 до 1 –  характеризуют ребенка отрицательно. В таких случаях учителя корректировали план занятий по  усилению совместной работы с семьей, родителями.

   Контрольно-измерительные материалы для оценки достижений планируемых результатов использовались как авторские, так и модифицированные.

   Для определения оценки контактности младшего школьника использовалась игра «Опросник» П.П. Кучегаша.

   Обучающимся было предложено 10 вопросов, отвечая на которые дети писали «да» или «нет».

    Результаты анкетирования помогли учителям построить свои занятия по всем разделам программы творческой мастерской «Дорогою добра».

   Так можно использовать Метод «Беседа» (который помогает отследить развитие нравственно-волевых качествах:  доброта, честность, справедливость).

   Показателем положительного изменения в формировании личностных качеств обучающихся являются достижения высокого и хорошего уровня.

   С первого класса мы с ребятами начинаем оформлять портфолио. Это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений и развития обучающихся. В портфолио есть три раздела: мои рисунки

(«Осень-художница», «Умейте дружбой дорожить»),  моё творчество (стихи, заметки, отзывы, размышления о своих добрых делах, книжки – малышки) и мои достижения (помогают отследить развитие личностных качеств, формируют навыки самооценки). Праздник портфолио. Оценить себя, одноклассников, представить результат своего личностного роста перед родителями.

   Результатом занятий в творческой мастерской является участие наших обучающихся в  акциях «Добрый день для добрых дел», «Красная гвоздика»,  «Строим горку для малышей», участие в празднике «Доброта спасёт мир»,  в школьных фотовыставках «Краски лета», «Этот день победы», изготовление  открыток к 9 мая и поздравление ветеранов ВОВ,  публикация стихов и рассказов в школьном журнале «Парус», инсценирование для первоклассников сказки о дружбе «Ромашка и Цветок». Все эти мероприятия направлены на то, чтобы обучающиеся получили первоначальный опыт самостоятельного общественного действия.          

  Занятия внеурочной деятельностью в творческой мастерской создают условия для личностного роста каждого ребёнка, его самоутверждения, формируют нравственную систему ценностей, развивают творческое мышление,  обогащают словарный запас, развивают устную и письменную речь учащихся, учат выразительному чтению, побуждают к размышлению о добре и красоте, т. е. формируют такие УУД, которые помогают детям на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства.

 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Перегудова Елена Фёдоровна

Нетиповое муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №44»

На протяжении всех этапов педагогической науки контроль и оценка являлись и остаются важной и необходимой составной частью учебного процесса, так как система контроля и оценки не может сейчас ограничиться только утилитарной целью – проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она должна ставить более важную социальную задачу: развивать у школьников умение контролировать, прежде всего, самого себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определять границу своего «знания-незнания».

Учебная самостоятельность начинается тогда, когда ребенок способен различать: «Это я уже немного знаю и умею», «Этого я еще не знаю, надо узнать», «Это я уже немного знаю, но надо разобраться». Сформировать эту способность в условиях пятибалльной системы оценивания чрезвычайно трудно, так как внешняя оценка учебных действий младшего школьника воспринимается им как оценка его самого, что по сути, блокирует развитие внутренней самооценки.  Поэтому контроль и оценка – важнейшие учебные действия. Без них не формируется умение учиться. Если у ребенка своевременно формируется действие оценки, он способен точно знать о своем «знании незнании», умеет провести границу между известным и неизвестным, сможет сформулировать запрос о недостающем знании не в форме призыва «помогите!», а в форме «я смогу решить эту задачу, если узнаю…». Другими словами, ученик, обладающий учебной самостоятельностью, умеет учиться.  

В связи с этим выделяют главное педагогическое требование к контролю и оценке в целом – контроль должен быть мотивирующим и диагностирующим, а оценка – рефлексивной и прогностической.

Под контролем мы должны понимать систему детских действий за правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав способа действия. Таким образом, контроль носит прежде всего , процессуальный характер, основной формой которого является пооперационный контроль, а для разворачивания учебной деятельности в классе необходимо уметь проводить рефлексивный контроль. Процессуальный характер контроля в учебной деятельности связан с двумя его формами: пооперационным и рефлексивным контролем. При таких формах контроль выполняет две функции: диагностирующую и коррекционную.

        

Действия оценки напрямую связана с действием контроля. Действие оценки по ходу решения учебной задачи позволит учащимся определить: освоен или не освоен (и в какой степени) ими общий способ решения учебной задачи; соответствует или нет результата учебных действий их конечной цели; есть ли у учащихся возможности (знания, способы действия, желание) для предстоящего решения задачи; каков «прирост» в знаниях, способах действиях, способностях получился у учащихся в ходе решения им предложенной учебной задачи.

Основные функции системы оценивания:

нормативная функция включает в себя, с одной стороны, фиксирование достижений конкретного учащегося в рамках стандарта, с другой стороны - административное отслеживание успеваемости отдельных учеников, уровня их подготовки и качества работы учителя;

 диагностическая функция – связь между всеми участниками образовательного процесса, содержательная и эмоциональная рефлексия учащихся, и рефлексия учителей;

функция, связанная с мотивацией деятельности учащихся.

Выдвинуты следующие психолого-педагогические требования к контролю и оценки:

- контроль и оценка должны соответствовать целям и задачам, этапам обучения, соблюдая преемственность в содержании, методах и формах контроля и оценки между этапами обучения;

- преимущество должно отдаваться действиям самоконтроля и самооценки учащихся и контролю учителя за формированием этих действий у учащихся;

- контроль и оценка должны стать для ребенка осмысленным действием по своему самоизменению и самосовершенствованию;

- контроль и оценка должны быть предельно индивидуализированы, направлены на отслеживание динамики роста учащегося относительно его личных достижений;

- контроль и оценка должны проводиться исключительно в целях диагностики и выявления уровня развития знаний, способностей, мышления , установления трудностей ребенка, прогноза и коррекционно-педагогических мероприятий;

- должен преобладать процессуальный контроль над результативным.

Однако критерии и средства оценки ребенок не должен получать от учителя в готовом виде. Совместное производство такой меры и есть основа оценочных взаимоотношений учеников и учителя.

В зависимости от целей и задач урока, задач каждого этапа урока оценочные шкалы должны быть самые разные.

Оценка учителя – это, прежде всего, средство выращивания здоровой самооценки ребенка, поэтому  ученики должны:

а) с помощью учителя искать однозначные предельно четкие критерии оценки;

б) участвовать в разработке оценочных шкал вместе с учителем.

Им должна быть открыта внутренняя кухня оценивания.

Самооценка ребенка должна предшествовать оценке учителя, лишь тогда оценочные отношения перестанут быть односторонними, своеобразной игрой в одни ворота.

В зависимости от класса можно использовать различные приемы контроля и оценки. Приведу  примеры некоторых педагогических приемов, которые помогают учителю формировать учебные действия контроля и оценки у младших школьников:

прием «шкала правильности и шкала аккуратности»;

прием «создание помощника» для проверки работы (умение найти и изготовить себе «помощника» с помощью которого можно точно проверить выполненное задание. Другими слова, куда нужно посмотреть, чтобы точно сказать, что я выполнил это задание правильно);

прием «цветовая радуга».

Таким образом формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников закладывает основы учебной самостоятельности учеников (основы учиться).

 

литература

1.Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2001. – 128с.

Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. -М.: Издатель РассказовЪ.,2002.-303с.

Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? - Рига: ПЦ "Эксперимент", - 2000. - 260 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

Конспект занятия "Олимпийские уроки"

Тема: «Паралимпийские игры» Задачи: дать представление об истории паралимпийского движения, сформировать уважительное отношение к достижениям спортсменов-участников паралимпийских игр..Цель: Разв...

Конспект занятия. Зачетный урок 4 класс баскетбол.

Задачи урока:Совершенствовать технические приемы баскетбола в игровой обстановке;Развивать координационные способности для игры в баскетбол;Развивать силовые способности мышц плечевого пояса и свободн...

Конспект занятия внеурочного занятия с интеграцией изобразительного искусства. Урок толерантности в 1 классе. Дружат дети всей Земли. Тема: «Какие мы все разные»

Цель: формировать понимание значения дружбы, доброты, отзывчивости, терпимости (толерантности) для каждого ребенка; развивать у детей чувство взаимопонимания, поддержки; воспитывать уважение к лю...

Конспект занятия "Атомный урок: просто о сложном"

Данный урок москвоведения проводится во 2 классе в рамках изучения раздела "Москва промышленная и спальная". Обучающимся даётся первоначальное представление об атомной энергии, её использова...