Урок - путешествие на корабле "Дружба". Математика 4кл Специальной (коррекционной) школы 8 вида.
методическая разработка по математике (4 класс) по теме

Шекемова Елена Рубеновна

Основной мотив урока - путешествия - не результат, а процесс. Данные уроки пробуждают, поддерживают и развивают интерес к процессу обучения и учебному процессу. В процессе такого урока возникает определённый эмоциональный настрой, активизирующий учебный процесс. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. В игровой форме дети повторяют сложение и вычитание в пределах 100.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_-_urok_dlya_leny.docx425.37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Сложение и вычитание чисел в пределах 100.

Цели: Совершенствовать навыки устного и письменного счёта в пределах 100; развивать логическое  мышление, внимание, память; воспитывать у учащихся чувство коллективизма, товарищества, дисциплины.

Оборудование: рисунки кота в сапогах, пиратов, обезьян, мышек, кораблей, попугая, острова, капелек, геометрический материал.

Ход урока                          

1.Организационный момент.                                                                                                       Психологический настрой: Все расселись по местам, никому не тесно,  По секрету скажу вам: “Будет интересно!”                                                                                                       Будем мы считать, писать, и решать задачи,                                                                                                     Чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача.                                                                                             Повторим материал, закрепим умения,                                                                                                           Чтобы каждый мог сказать: “Это всё умею я”.

Учитель: Ребята! К нам в гости пришёл КОТ в САПОГАХ                                                                          и приглашает нас отправиться в морское путешествие. Вы согласны?

2.Постановка темы урока.

Учитель: На протяжении всего нашего путешествия                                                                                     мы будем закреплять знания и навыки сложения и вычитания чисел в пределах 100.

Путешествовать будем на корабле «Дружба».

(На доске картинка)                                                                                    

7д. 3 ед.

3д. 0ед.

                        8д. 2ед.

 


-Вы знаете, путешественники обычно ведут дневники наблюдений. Вашим дневником наблюдений будет тетрадь, в которой вы будете вести все необходимые записи. Они должны быть чёткими и аккуратными.

Откроем дневники наблюдений и запишем число и месяц, когда мы отправляемся путешествовать.

3.Устный счёт.

Учитель: Кот в сапогах приглашает нас подняться по ступенькам на палубу корабля, но для этого необходимо прочитать следующие числа, записанные на ступеньках корабля.

Дети.  Это числа 82, 30, 73  (Молодцы! Вы правильно прочитали ).

У. И вот мы с вами на палубе корабля, перед нами каюты с номерами: 11, 13, 9, 17, 19, 20. Наша задача – занять из шести пять номеров, определив лишнее число. Какое число лишнее и почему? (лишнее число – 9, т.к. оно однозначное).

У. Что можно сказать о данном числе?

Д.  Число 9 самое наибольшее однозначное число, нечётное.

У. Увеличьте это число на 10;  20;  30.

У.  Но отправиться в морское путешествие без капитана нельзя, для этого необходимо выбрать, кто же будет капитаном нашего корабля «Дружба». Для этого я приглашаю к доске по одному ученику с каждого ряда и предлагаю им следующие задания:

(запись на доске)

         

          56 – 20                    54 + 3                   53 + 7                       48 - 20

       62 + 8                  (48 + 2) + 20                            72 + 3                     59 – (7 + 2)

  На парусах числа, являющиеся ответами к данным выражениям, количество корабликов соответствует количеству примеров. Будущие капитаны должны  быстро и правильно подвести кораблик к нужным примерам, не посадив их на мель. Кто это сделает быстро и правильно, тот будет капитаном нашего корабля.

Выбрали капитана корабля «Дружба», теперь можно отправляться в морское путешествие, но для этого необходимо сказать волшебные слова.

Д. Плыви, плыви кораблик на запад, на восток.

     Канаты – паутинки, а парус – лепесток.

(Учитель до начала урока незаметно кладёт в тетради нескольких учеников рисунки мышек. У каждой мышки в лапках корзинка с одним из чисел 63, 22, 17, 74, 97 и задание: назвать «соседей» числа).

У. Ребята, раньше на нашем корабле жили мышки, но как только появился кот в сапогах, мышки куда-то исчезли. Видимо испугались кота. Мне почему-то кажется, что они где-то у вас. Посмотрите внимательно. Нашли? Берите мышек и выходите к доске.

     

         63                      22                            17                         74                       97    

               

С помощью мышек мы повторили устную нумерацию чисел в пределах 100. А Кот больше не будет обижать мышат.

Капитан, всё ли в море спокойно? (Капитан смотрит в бинокль).

Капитан. Впереди корабля резвятся рыбки.

У. Ребята, Кот приглашает нас порыбачить. (Проводится игра «Математическая рыбалка». На доске расположить 8 рыбок, на которых записаны выражения на сложение и вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 100. Учитель поочерёдно вызывает детей к доске. Они  «ловят» рыбку, называют ответ выражения, который записан на обратной стороне рыбки, если ученик называет ответ правильно, то он поймал рыбку.

    17 – 8 =                 28 + 7 =                  92 – 9 =                      100 – 7 =                                                                                    

48 + 3 =                 13 – 5 =                  27 – 9 =                      24 + 7 =

У. Каких красивых рыбок мы с вами наловили, давайте их отпустим в море. Пока мы с вами рыбачили, наш корабль сел на мель.

Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель,

А матросы всю неделю карамель на мели ели.

Посчитай, за сколько дней матросы съели карамель?  (за 7 дней).

Молодцы, ребята! Наш кораблик поплыл дальше и впереди у нас острова, где дружно живут звери и птицы.

4. Закрепление пройденного материала.

Наш корабль подошёл к острову Обезьян, где живут забавные обезьянки. Одна из них желает угостить нас бананами. Но бананы не простые, а волшебные, их можно будет съесть только в том случае, если верно решить выражения. (Выражения записаны на бананах).

 

             11 - 2        17 -  9        82 + 8        56 - 8

5. Физкультминутка. (Забавные обезьянки предлагают нам весёлую разминку).

      Рыбки в озере плескались в чистой свеженькой воде.

     То сожмутся, разожмутся, то зароются в песке.

(Дети выполняют разминку для рук несколько раз).

 6. У. Наш корабль плывёт дальше, и мы с вами подплываем к острову «Говорящего попугая».Нас ожидает интересное задание.(На доске примеры).

70 + 5    94 – 10    95 – 20    74 + 1                                                        78 – 3    66 – 1      70 – 5       60 + 5

Назовите выражения с ответом «75».

У. Молодцы, ребята! Капитан, всё ли в море спокойно? Что это там показалось впереди?
Капитан. Да это же пиратский корабль!

7.У. Ребята, пираты хотят напасть на наше судно. И пока мы не выполним их задания, они нас не пропустят. Вашим оружием будет ум и смелость. Приготовиться к математическому бою! За каждое правильно выполненное задание пират снимается с корабля.

 4дм … 40см         1р. … 5к.            1м…100см        1ч…20мин

У. Объявляю благодарность самым смелым и умным матросам нашего корабля!

8.А что это там за вода на палубе?

Капитан. Кто-то из пиратов успел пробить борт корабля. Ищите пробоину.                                                    (На доске примеры с неверными ответами, каждый неверный ответ – это пробоина на корабле).

Дети выполняют задание.    32 + 2 = 35     67 – 7 = 60     24 + 4 = 29     81 + 7 = 90

9. У. Молодцы! Вы настоящие путешественники, смелые и сообразительные. Мы успешно победили пиратов и подошли к острову  «Сокровищ», где спрятан ценный клад. Перед нами карта этого острова. Чтобы узнать, где спрятан клад, необходимо решить следующую задачу.

         В море вышло 10 больших яхт, а маленьких на 2 меньше. Сколько всего яхт вышло в море?

(Ответ задачи зашифрован  числом на карте). (Задача решается у доски с комментированием).

                       18                                                            

                                                                    15

У. Вот мы и нашли то место, где спрятан ценный клад. Что это?

Д. Книга. (Книга выбирается на усмотрение учителя).

У. Прочитайте её название и фамилию автора. (Дети читают).

- Эту книгу вы будете читать дома, а поговорим мы о ней на уроках внеклассного чтения.

10. Итог урока.

У. Путешествие подошло к концу благодаря нашей дружной работе. Мы снова на родной земле.

Кот доволен вашей работой во время морского путешествия. Все задания, которые встречались у вас на пути, вы выполнили быстро и правильно. Спасибо вам!

Было ли для вас путешествие интересным и увлекательным? Что особо понравилось? С каким настроением вы уходите с урока?

У меня в руках две капельки, которые выплеснула морская волна. Но капельки разные. Внимательно посмотрите, какая из капелек передаёт ваше настроение?

А теперь давайте улыбнёмся друг другу и поблагодарим КОТА за интересное и увлекательное морское путешествие.

11. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ РУЧНОГО ТРУДА В МЛАДШИХ КЛАССАХ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА

Использование дидактических игр и игровых упражнений на уроках ручного труда может служить средством, организующим и стимулирующим мыслительную деятельность учащихся с нарушением интеллекта и играть с...

КАК развивать логическое мышление на уроках математики в специальной ( коррекционной) школе VIII вида?

Развитие логического мышления умственно отсталых детей является необходимым условием их успешного обучения и развития. Переход к понятийному,  отвлеченному мышлению...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

Математика в специальной (коррекционной) школе VIII вида решает одну из важнейших специальных задач – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта. Изучение мате...

«Новые подходы к организации и содержанию начального обучения математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Для успешного обучения и воспитания умственно отсталых школьников необходимо в первые же годы школьного обучения пробудить в них интерес к учебным занятиям, активизировать их деятельность.Именно...

Развитие познавательной активности на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида через применение коррекционно-развивающих упражнений

Коррекционная работа ведется по направлениям:•осуществление индивидуального подхода к детям;•предотвращение наступления утомления;•использование активизации познавательной деятельности детей;•создание...

Развитие познавательной активности на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида через применение коррекционно-развивающих упражнений.

Математика в коррекционной школе решает одну из важных специфических задач обучения школьников с нарушением интеллекта – преодоление недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств. Из...

Конспект урока математики в специальной коррекционной школе 8 вида "Число и цифра 4. Числовой ряд"

Конспект урока математики в 1 классе специальной коррекционной школе 8 вида. Тема: Число и цифра 4. Числовой ряд 1- 4.Тип урока: Урок изучения нового материала.Образовательные задачи: формировать у уч...