Главные вкладки

    открытый урок по математике "Деление многозначного числа на однозначное углом"
    план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

    открытый урок по математике "Деление многозначного числа на однозначное углом"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok_po_matematike.rar1.61 МБ

    Предварительный просмотр:

    ОС «Школа 2100». 3 класс.

      Урок по математике по теме

    «Деление многозначного числа на однозначное».

    Учитель начальных классов

    Лобжанидзе Лия Владимировна

    Урок проведен в  технологии деятельностного метода

    ( Л.Г. Петерсон)

    Тип урока: ОНЗ

    Открытие новых знаний

    Цель урока: 

       Сформировать способность к делению многозначного числа на

                   однозначное;  вывести алгоритм письменного деления многознач-

                   ного  числа на однозначное.

    Задачи урока:

    1)Актуализировать знание нумерации многозначных чисел, приемы

                    умножения  на однозначное число, алгоритм деления с остатком и

                    правило  деления суммы на число.

                2) Развивать вычислительные навыки, логическое мышление,

                    математическую  речь.

                3) Развивать мыслительные операции: аналогия, анализ, синтез,

                    обобщение.                                                                                        

    Оборудование:

    Компьютер, мультимедиа проектор, экран.

    Петерсон Л.Г. Математика. 3 класс. Учебник – тетрадь в 3-х ч. – М.: Издательство «Ювента», 2009.

    Ход урока.

    1.Самоопределение к учебной деятельности (1 – 2 мин.) 

        Цели: - мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством анализа

                      высказывания, отражающего значимость математики;

                    - определить содержательные рамки урока: умножение и деление много-

                      значных чисел на однозначное число.

    Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока:

     « Где есть желание, найдётся путь!» (Слайд 2). 

    - Почему сегодня у нас такой девиз? (Наверно, мы будем открывать новые знания.) 

    - Да, вы угадали, сегодня у нас урок открытия нового знания , а значит мы с вами будем находиться в учебной деятельности.

    -Поможет нам веселый человечек – Смайлик. (Слайд 3). 

     Находясь в учебной деятельности, мы выполним два шага учебной деятельности: (Слайд 4, 5).                                            

    - Вы готовы к работе? Тогда в путь.

     - Пожелайте друг-  другу удачи!

    2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии (5 – 6 мин.)

               Цели: - актуализировать знания о взаимосвязи между умножением и делением

                             (а : в = с, с * в = а);

                           - алгоритм деления с остатком

                           - правило деления суммы на число;

                           - тренировать вычислительные навыки.

    Форма работы – фронтальная. (Слайд 6). 

    а)- Дана графическая модель числа. Назовите и запишите это число.

                             - 740.

                       - 704.

                                                                    - 470.

                             - 407.

    - Сколько сотен?  Всего десятков?

    - Какие цифры использовали для составления этих чисел? ( 4, 0, 7)

    б) – Используя эти цифры, запишите наибольшее и наименьшее пятизначные числа. ( 74000, 40007 )

    - Назовите цифры, стоящие в разряде единиц тысяч.

    - На сколько одно число больше другого? ( Ребята в столбик записывают в тетради:  74000-40007=33993)

    - Правильно ли вычли? Как можно узнать? ( Сложением )

    - А что еще мы учились делать с многозначными числами? (Умножали на однозначное число в столбик )

    - Покажите, как это? ( Ребята в столбик записывают пример 7204*5=36020)

    - Молодцы, хорошо. Я думаю, если бы числа могли нас слышать,

    они были бы довольны.

    в) – Посмотрите на эти выражения. Что их объединяет? ( Деление ) (Слайд 7).

    - Давайте и здесь наведем порядок.

    - Что общего во всех  выражениях? (Все выражения на деление).

    - Найдем значения этих выражений (по рядам).                                              

     56:4                     240:60        58:9

     49:7                      39:5                         7200:90

    - Молодцы, умело вы справились с заданием. Ловко!

    - А теперь попробуйте разделить устно

    563:4=

    /Затруднение!!!/

    3.Выявление  места и причины  затруднения  .(1 мин.)

    Цели: - организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется

                        и фиксируется необходимость определения нового способа деления;

                     - согласовать тему и цель урока.

    - Что же вызвало у вас затруднение? Разве трудно разделить, ведь мы повторили способы деления.

     4.Построение проекта выхода из затруднения. Постановка цели. (1-2 мин.) (Слайд 8). 

    -  Тогда цель нашего сегодняшнего урока?

    ( Научиться делить многозначное число на однозначное, найти новый способ. ) (Слайд 9). 

    - Сформулируйте тему урока. ( Деление на однозначное число. ) 

    5.Проектирование и фиксация нового знания (8 – 10 мин).

         Цели: - организовать коммуникативное взаимодействие для нового способа деления;

                     - зафиксировать новый способ деления  в знаковой форме.

     

    а) – Давайте будем думать. Может удобно разделить письменно?

    - Нарисуем графическую модель числа 536.

            

            

    - Чтобы разделить это число на 4, как вы думаете, что удобнее сначала взять для деления? ( Удобнее сначала разделить сотни .)

    - Сколько сотен разделим на 4? ( 4 сотни.)

    - Обведем их овалом. Что делать с оставшейся сотней? ( Добавить к десяткам и потом делить десятки. )

    - Сколько у нас получится десятков и сколько из них разделится на 4? ( Всего десятков 13, а разделится 12.)

    - Обведем те десятки, которые разделятся. Что остается?                                    ( Остается один десяток, его добавляем к единицам , получаем 16 единиц. Они все делятся на 4. )

    - А как записать то, что мы сделали на рисунке ?

    536:4=400:4+120:4+16:4=100+30+4 = 134

    - Графическую модель чертить, чтобы найти удобные слагаемые- это долго, начать делить крупные единицы счета- запись не очень короткая…

    - Есть другая форма записи. Мы еще сложение, вычитание, умножение записывали так. ( Столбиком )

    Да, столбиком. В делении это еще называется ” деление уголком ”, потому что знак деления замеряется углом. Слева стоит делимое, над чертой стоит делитель, а под чертой частное.

    - Какой способ самый рациональный?

    б) – Давайте попробуем составить алгоритм действий. (Слайд 10). 

    - Что нужно сделать в первую очередь? и т.д. (Слайд 11). 

     1. Найти первое неполное делимое.

     2. Определить число цифр в частном.

          3. Найти цифры в каждом разряде частного.

    6.Первичное закрепление с проговариванием (4 – 5 мин.)  

        Цели: - зафиксировать способ действия при делении многозначного числа на

                       однозначное;

                     - тренировать способность к выполнению деления «уголком».

    Фронтальная работа (с проговариванием вслух) .

      а) – Теперь попробуйте вы разделить ” уголком ”.

    Алгоритм деления я буду подсказывать.

     № 2, стр. 10  

    б) – Теперь рассмотрим те случаи, когда число сотен меньше делителя.

    225:3 ( с. 11, №3)

    в) – Случаи, когда число сотен или десятков делится без остатка.

    363: 3

    г) – Работа по учебнику с.12 №5 .

    7. Физминутка (2 - 3 мин.) ( Слайд 12)

    «Лови снежинку».

    8.Самоконтроль с самопроверкой по эталону (4 – 5 мин.) 

         Цели:  - тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

                      - проверить способность к делению многозначного числа на однозначное.

    - Я думаю, вы теперь самостоятельно сможете выполнить задание.

    с.12№6

    1в-2пр.

    2в-3пр.

    - Обменяйтесь тетрадями проверьте друг у друга.

    9.Включение в систему знаний и повторения (4 – 5 мин.) 

     

    Цели: - закрепить умение решать текстовые задачи;

                - тренировать способность к безошибочному решению примеров на деление;

                - развивать творческие способности учащихся.

    - Как вы думаете, зачем нам нужно уметь делить многозначные числа на однозначные?

    - Решим задачу на с.12№7(а)

    - Дана  сумма и разность числа бананов, которые собрали с обеих пальм.

    Сложив их, получаем удвоенное число бананов с I пальмы. Значит, чтобы найти сколько бананов собрали с первой пальмы, надо сумму чисел 152+ 28 разделить пополам. Полученное число уменьшим на 28 и узнаем, сколько бананов собрали со второй пальмы.

    1 способ: 1) 152+ 28= 180 (б.) – удвоенное число бананов с I пальмы.

                     2) 180: 2 = 90 (б.) – собрали с I пальмы.

                     3) 90- 28 = 62 (б.) – собрали со II пальмы.

    2 способ: 1) 152-  28 = 124 (б.) – удвоенное число бананов с первой пальмы.

                     2) 124: 2 = 62 (б.) – собрали со II пальмы.

                     3) 28+ 62 = 90 (б.) – собрали с I пальмы.

    Групповая работа. Задание : «Как-то я слышала, как диктор говорил, что в прошлом году у нас, в Северной Осетии , в декабре 18 дней были солнечные и 16 дней, когда шёл снег. Как такое может быть?»

    Дети пытаются найти ответ на этот вопрос. Выслушиваются их мнения. Кто-то из детей считают что такое невозможно, а некоторые находят объяснение:

    - Потому что в некоторые дни с утра было солнце, а потом стал падать снег. И наоборот.

     -А как можно решить эту задачу? Как записать условие?

    Дети предлагают записать условие при помощи диаграмм Венна.

     

    - Предлагаю вам поработать в группах /Дети работают в группах/.

    - Назовите, пожалуйста, свой ответ. /Представители групп выходят к доске и вывешивают решение/

    Решение:

    1)16+18=34 (дня) – столько было всего дней  когда падал снег  и солнечных.

    2)34 – 31=3 (дня) – столько дней и солнце светило, и снег  был.

    10.Рефлекия учебной деятельности. (Слайд 13). 

         Цели: - оценить результаты собственной деятельности;

                     - зафиксировать новое содержание, изученное на уроке:  деление многознач-

                       ных чисел на однозначное число.

    -  Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие.

    - Вспомните, с каких слов мы начали урок?

    - Чему научились?

    - Довольны ли вы своей работой?

    -Я передаю вам памятку с алгоритмом, давайте проведем проверку:

    1. Научились находить первое неполное делимое?
    2. Научились определять количество цифр в частном?
    3. Сумеете найти цифру для каждого разряда, то есть определить цифру в частном?
    4. (Слайд 14). 

    -Если вам все удалось на уроке выбирайте – весёлый смайлик, а если у вас остались неразрешенные проблемы – задумчивый, если вам ещё понадобится помощь- грустный.

    11. Домашнее задание. (Слайд 15). 

      - Вы поняли, что нужно потренировать дома?

    С.12№5(3;4); №7(б)

    - Молодцы! Спасибо за хорошую работу! (Слайд 16). 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока математики " Деление многозначного числа на однозначное" 4 класс УМК Начальная школа 21 века

    Урок математики " Деление многозначного числа на однозначное" проведён в нестандартной форме. Цель занятия: усвоение алгоритма деления. В тоже время, обучающиеся узнают много фактов из истории Олимпи...

    Конспект урока математики " Деление многозначного числа на однозначное" 4 класс УМК Начальная школа 21 века

    Урок математики " Деление многозначного числа на однозначное" проведён в нестандартной форме. Цель занятия: усвоение алгоритма деления. В тоже время, обучающиеся узнают много фактов из истории Олимпи...

    Технологическая карта урока "Алгоритм умножения многозначного числа на однозначное". 4 класс. 1 четверть

    Мною представлена т ехнологическая карта урока "Алгоритм умножения многозначного числа на однозначное". 4 класс. 1 четверть....

    Конспект урока математики. Тема урока: Тема: «Деление многозначного числа на однозначное.» УМК "Школа 21 века".

    Конспект урока математики. Тема урока: Тема: «Деление многозначного числа на однозначное.»...

    Конспект урока математики "Деление многозначного числа на однозначное число ( вида 312: 3)" 3 класс

    Тип урока: открытие новых знаний ( ОНЗ)Учебник (УМК): «Школа 2000», Петерсон Л.Г. Математика «Учусь учиться».Тема: «Деление многозначного числа на однозначное число (вида...