Число и цифра 5
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

 Хорошевцева Татьяна Васильевна

Конспект урока и электронная презентация по математике разработаны в соответствии со стандартами второго поколения для 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chislo_5.docx31.1 КБ
Файл chislo_i_cifra_5.pptx665.35 КБ

Предварительный просмотр:

Хорошевцева Т.В.,

учитель начальных классов

        

Число  и  цифра 5

Математика 1 класс

Цели:-  познакомить с числом 5 и его составом;

          -  научить писать цифру 5;  

          - закрепить пространственные представления

          ( вверх, вниз, налево, направо);

         -  прививать интерес  к изучению математики.

Оборудование: учебник, тетрадь № 1, рабочая тетрадь,

                        набор « Учись считать».

Используемые технологии и приёмы: игровая деятельность; ИКТ; работа в парах.

Ход урока

1. Мотивация учебной деятельности (слайд №2)

На доске стихотворение (читает учитель или хорошо читающий ученик):

«Один, два, три, четыре, пять!

Дети в лес пошли гулять.

И увидели ребята

Возле пня грибы - опята.

Стали их они считать:

Один, два, три, четыре, пять.

Ребятишкам повезло:

5 – хорошее число!

                Л. Ульяницкая

Попробуйте определить тему урока и задачи.

-Будем знакомиться с числом 5.

-Научимся писать цифру 5.

-Будем составлять математические записи.

-Будем  думать, считать, наблюдать.

-Повторим то, что учили на прошлых уроках.

2. Работа по теме урока:

1) работа по учебнику (стр.34-35)

Рассмотрите рисунок на стр. 34.

Что вы видите на рисунке?

-Девочка  и 3 мальчика собрали урожай яблок, а маленькая

девочка несет пустую корзинку.

Обсудим вместе, как связаны картинка, схема и запись. Слайд № 3.

        

         4+1=5                                   3+2=5

        5-1=4                                   5-2=3

- 4+1=5        4 ребят  с яблоками и 1 девочка без яблок, всего

                5 ребят.

- 5-1=4        У  ребят 5 корзинок, а 1 корзина пустая, 4 корзины

                с яблоками.

- 3+2=5        3 мальчика и 2 девочки, всего 5 ребят.

- 5-2=3        5 мальчиков и девочек, а девочек 2, значит

                мальчиков 3.

2) работа в паре с набором « Учись считать» ( слайд №4)

Положите на парту 1 квадрат и  4 круга.

Составьте математическую запись.       (1+4=5)

Какую еще запись можно составить?    (4+1=5)

Положите 2 треугольника и 3 многоугольника.

Какие математические записи можно составить?

        

2+3=5                3+2=5

Какое число вы получали?        5

Как можно получить число 5?        

        4+1=5        3+2=5

        1+4=5        2+3=5

3) работа в тетради №1. 

Письмо  цифры 5. (стр. 13)

Рассмотрите внимательно, как  надо писать цифру 5.

-Начинаем писать левее верхнего правого угла. Пишем наклонную линию  до середины клетки, потом – правый полуовал и вверху от начала наклонной линии вправо пишем верхний элемент цифры.

Учитель на доске показывает образец написания цифры 5.

Напишите цифры по образцу.

Посмотрите, как меняется количество цифр на строке.

- Количество цифр увеличивается на 1.

Дальше самостоятельно пишите цифры 5. Сколько цифр надо написать? (5) А дальше? (6) Не забывайте сравнивать свои цифры с эталоном.

Посмотрите на следующую строку, назовите цифры. (12345, 54321)

Что заметили?

-Сначала цифры стоят по порядку счета, а потом - в обратном  порядке.

Напишите цифры по образцу, а потом – самостоятельно.

4) работа по учебнику, стр.34-35 (слайд №5)

Сколько вишен?(3) цыплят?(1) матрешек?(2) цветов?(5)

Назови числа по порядку, начиная с самого большого. (слайд № 6)

 3   4  5 1 2

  5, 4, 3, 2, 1 (Обратный порядковый счёт)

2 5 3 1 4 (по росту)

5)работа в тетради (слайд № 7)

Нарисуйте 3 квадрата и 2 круга.

Какие записи можно сделать по схематическому рисунку?

3+2=5        2+3=5        5-3=2         5-2=3

Запишите в тетради:  

3+2=5        5-2=3

2+3=5        5-3=2

Нарисуйте 3 треугольника и 1 прямоугольник.

        

Составьте математические записи в тетради.

3+1=4        4-3=1

1+3=4        4-1=3

Проверьте друг у друга (взаимопроверка).

5) логические задачи (слайд № 8,9)

   - Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?

     Всего 2 человека: ты и я.

   - Вам надо сложить из счетных палочек квадрат. Сколько палочек вы возьмете? (4, потому что у квадрата 4 одинаковые стороны.) Сложите на парте квадрат.  

 

  - А теперь очень трудное задание, но я надеюсь, что все вместе мы справимся: попробуйте сложить квадрат только из двух палочек. (Слайд № 10)

Молодцы! Вот что значит работать дружно!

6) работа в тетради

   А теперь графический диктант. Приготовьте рабочую тетрадь и  простой карандаш, будьте  внимательны. Покажите мне,  пожалуйста, левую руку, а теперь – правую. Начинаем:

3 клетки вправо, 1 вниз, 2 влево, 1 вниз, 2 вправо, 4 вниз,

3 влево, 1 вверх, 2 вправо, 2 вверх, 2 влево, 3 вверх.

Что же у вас получилось? Цифра 5!

Да, получилась цифра 5!

      5

Нарисуйте еще несколько цифр, чтобы их стало 5. Сколько цифр не хватает? (4) Закрась  фигуры так, чтобы первая справа была коричневая, красная - между синей и зеленой, а справа от зеленой - желтая. Проверьте работу по эталону. ( слайды № 11-13)

3. Рефлексия учебной деятельности (учебник, стр. 35).

К какому числу прибавили 1, если  получили 5?

(Надо к 4 прибавить 1 и получим 5.)

Какое число меньше: 5 или 3? (3) 4 или 5? (4)

Верны ли записи, составленные по схемам? (Слайд № 14)

                                        4-1=3         Запись верна. Было 4квадрата,

                                                           мы 1 квадрат убрали,

                                                        осталось 3 квадрата.

                                                        

                                                3+2=5        Верна. 3 желтых

                                                            треугольника, да еще

                                                           2 голубых, всего их 5.

Вы сегодня хорошо поработали. Спасибо!         

Источники

1.Акимова С.. Занимательная математика. Нескучный учебник. C-Пб.: Тригон, 1997.

2.Занимательная математика. / Составители Бурлака Е.Г.,   Прокопенко И.Н. Донецк: БАО, 1998.

3.Исаханова С. П. Как помочь детям полюбить математику. Журнал «Начальная школа» №5, 2002 стр.42

4.Математика. 1 класс. Учебник для ОУ. Ч. 1/ М. И. Моро,   С.И.Волкова, С. В. Степанова. М.: Просвещение,2011.

5.Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс. Ч. 1./  М. И. Моро,    С.И.Волкова. М.: Просвещение, 2012.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Число и цифра 5 Учитель начальных классов ГБОУ№411 Хорошевцева Татьяна Васильевна

Слайд 2

мотивация Один, два, три, четыре, пять! Дети в лес пошли гулять. И увидели ребята Возле пня грибы - опята. Стали их они считать: Один, два, три, четыре, пять. Ребятишкам повезло: 5 – хорошее число! Л.Ульяницкая

Слайд 3

Как связаны картинки и записи 4 + 1 = 5 5 – 1 = 4 3 + 2 = 5 5 – 2 = 3

Слайд 4

Составьте математическую запись 1 + 4 = 5 4 + 1 = 5 2 + 3 = 5 3 + 2 = 5

Слайд 5

Работа по учебнику

Слайд 6

Назови числа по порядку, начиная с самого большого. 3 4 5 1 2 5 4 3 2 1 2 5 3 1 4

Слайд 7

Составить выражения по рисункам 2+3=5 3+2=5 5-2=3 5-3=2 1+3=4 3+1=4 4-1=3 4-3=1

Слайд 8

Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?

Слайд 9

Составьте квадрат

Слайд 10

Квадрат из двух палочек

Слайд 11

Графический диктант

Слайд 12

Графический диктант

Слайд 13

Графический диктант

Слайд 14

составьте выражения по рисунку 4 – 1 = 3 3 + 2 = 5

Слайд 15

Источники 1. Агаркова Н.В. Нескучная математика. 1-4 классы. Занимательные материалы. – Волгоград: Учитель, 2008. – 128с. 2. Берестова Е. В. Математика. 1 класс. Найди ошибку. Занимательные задания. М.: Эксмо , 2007. – 96 с. 3. Моро М. И. , Волкова С. И. , Степанова С. В. Математика. 1 класс. В 2 частях. Часть 1. – М.: Просвещение, 2011. – 112с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Число и цифра 4. Соотношение числа и цифры. Счет прямой и обратный.

Урок по математике в 1м классе для учащихся коррекционной школы....

Занятие по математике "Число 7. Цифра 7. Дополнение числа до любого заданного числа "

Занятие по математике в "Школе успеха" с будущими первоклассниками. В разделе "Презентации" мной представлена презентация к этому занятию....

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Число и цифра 1. Число и цифра 2.

Презентация к уроку "Число и цифра 1. Число и цифра 2"....

Число и цифра 8. Образование числа 8. Письмо цифры 8.

Описание урока по изучению цифры 8, цель урока - формирование понятия о числе и цифре 8 , образования числа 8 , обучение письму цифры 8....

конспект урока математики для детей с ОВЗ по теме: «Число и цифра 7. Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа»,

laquo;Число и цифра 7. Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа. Познакомить обучающихся с числом и цифрой 7, с получением и составом числа 7.Научить писать цифру 7 в соответстви...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Класс: 1 Тема урока «Числа от 1 до 5. Получение. Запись. Сравнение. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.»

Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: повторение нумерации чисел 1-5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урокаДидактические: 1 закрепить понятие «чи...