Главные вкладки

    Периметр многоугольника. Решение практических задач.
    методическая разработка по математике (2 класс) по теме

    Трофимова  Татьяна Дмитриевна

    Методическая разработка урока математики во 2 классе по УМК "начальная школа ХХI века" с использованием мобильного класса и ЭОР.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл scenariy_uroka_matematiki_perimetr_mnogougolnika.docx39.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок математики во 2а классе.

    Урок № 37 (по теме «Периметр многоугольника» второй)    по УМК «Начальная школа ХХI века».    

    Тема:    Периметр многоугольника. Решение практических задач.

    Цель: формировать умения вычислять периметр  многоугольников разного вида.      

    Задачи:

     1)обучающие – повторить понятия «многоугольник», «периметр», формировать умения по решению простых и составных задач на нахождение периметра многоугольников, закрепить умение преобразовывать единицы длины, проверить вычислительные навыки с именованными числами и умение решать простые геометрические задачи;

    2)развивающие – развивать познавательные умения (анализ, построение логической цепи рассуждений, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера), развивать математическую речь учеников в ходе комментирования, объяснения, аргументации смысла выражений, составленных для задач и использования математических терминов, развивать внимательность и умение работать в быстром темпе, формировать элементарную эрудицию ребёнка, его общую культуру;

    3)воспитывающие – воспитывать  интерес к математике,  способность давать  адекватную оценку своей учебной деятельности (выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения учебного материала).

    Тип урока: комбинированный.

    Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

    Оборудование: учебники и рабочие тетради, ПК учителя, мобильный  класс (ПК ученика с программным обеспечением  «Конструктор урока. Академия младшего школьника» ), презентация к уроку, интерактивная доска SMART, опорная таблица «Меры длины», раздаточный материал - цветные многоугольники из картона, карточки с тестовыми заданиями, портрет учёного Галилео Галилея.

    Последовательность и продолжительность отдельных этапов урока.

    Организационный этап - 2 мин.

    Актуализация знаний - 12 мин.

    Работа по теме урока. Решение практических задач - 22 мин.

    Тестирование - 5 мин.

    Подведение итогов – 2 мин.

    Задание на дом - 2 мин.

    Литература:  

    1. Учебник «Математика. 2 класс», 1 часть. Авторы В.Н. Рудницкая, Т.В.Юдачёва. (стр.81-86)
    2. Рабочая тетрадь №1 «Математика. 2 класс». Авторы В.Н. Рудницкая, Т.В.Юдачёва (стр.30-32)

    Структура и ход урока.

    Этап урока

    Деятельность учителя.

    Деятельность ученика.

    I. Организационный. 

    Проверка готовности учащихся к уроку. Учитель показывает           1 слайд – шары с буквами.

    - Угадайте слово, составив его из букв на шариках, и вы узнаете тему нашего урока.

    (см. приложение 1)

    Учащиеся демонстрируют свою готовность к уроку – наличие учебника и тетради, линейки, нетбука и т.д.

    Они переставляют на экране шарики с буквами и получают слово    ПЕРИМЕТР.

    1.Сообщение темы урока и постановка целей урока.

    - Сегодня мы продолжим изучение темы «Периметр многоугольника». Как вы думаете, чему вам надо на данном уроке научиться? И пригодятся ли эти знания и умения в жизни? (на слайде 2 тема урока и цели, пословица «Уменье везде найдёт примененье» как девиз урока)

    Учащиеся определяют для себя задачу - научиться решать практические задачи на нахождение периметра многоугольников, т.к. это пригодится в жизненных ситуациях (например, измерить длину забора вокруг огорода, рамки  картины и т.д.). Объясняют пословицу.

    II. Актуализация знаний.

    1. Интеллектуальная разминка. 1)Устный счёт с использованием ЦОР из Единой коллекции ЦОР.

     (гиперссылка-                   см. приложение 2)

    2)Игра «Убери лишнее».

    Повторение понятия «многоугольник».

    1)Учитель демонстрирует классу на экране игровые задания для устной работы.

    Часть 5. Задания № 2, 5.

    2)-  Уберите среди данных на экране фигур лишние (слайд3). – Обоснуйте свой выбор.

    - А теперь оставьте только многоугольники.

    - Что называется многоугольником?

    -Приведите примеры многоугольников из окружающего мира.

    (см. приложение 3)

    1)Учащиеся устно решают 10 примеров на сложение и вычитание в пределах 100, составную логическую задачу.

    (фронтальная работа)

    2)Учащиеся удаляют лишние фигуры, выбирают многоугольники и обосновывают свой выбор: многоугольник – это замкнутая ломаная, у неё есть вершины, углы, стороны – отрезки. Форма многоугольников у дверей, стен комнаты, картина на стене и т.д.

    2.Игра «Сосчитай фигуры» (задание геометрического характера)

    Учитель раздаёт геометрическую фигуру каждой паре и предлагает сосчитать, сколько здесь треугольников и сколько четырёхугольников.

    Дети работают с фигурой в парах. Для проверки 1 пара учеников защищают свой ответ у доски с чертежом.

    3.Повторение мер длины.  ЦОР «Меры длины» из Единой коллекции ЦОР.

    Учитель демонстрирует на экране ЦОР «Меры длины», затем предлагает задание:

    20см=…дм                  3дм=…см

    1дм8см=...см      74см=..дм…см

    Учащиеся повторяют меры длины, затем выполняют в тетрадях задание. Проверяют по ответу 1 ученика.

    4.Индивидуальная работа по нетбукам. «Академия школьника. Конструктор урока». Матем.-21. Игровое задание 57 «Определи длину ломаной»

    Учитель контролирует выполнение задания, оказывает по необходимости помощь при исправлении допущенных ошибок.(см. приложение 4)

    -Что значит найти длину ломаной? (найти сумму длин всех звеньев)

    -Какие из данных фигур являются многоугольниками?

    -Как называется сумма длин всех сторон многоугольника?

    Учащиеся работают (3 мин) на нетбуках. Статистический результат своей работы получают на экране.

    Отвечают, что многоугольники здесь – треугольник и два четырёхугольника. Повторяют понятие периметр, найти периметр – значит найти сумму длин всех сторон многоугольника.

    5.Физминутка для глаз.     Комплекс упражнений для глаз.

    III. Работа по теме урока. Решение практических задач на нахождение периметра.

    1. Практическая работа в парах с многоугольником.  

    Для сильных ребят резервное задание  -                     №6, с.82 (жёлтый четырёхугольник).

    Учитель раздаёт фигуры и  предлагает работу по парам. Задание – вычислить периметр многоугольника. (Многоугольники двух видов с одинаковыми размерами – зелёный треугольник, синий шестиугольник)

    Учащиеся в паре  производят необходимые вычисления, обсуждают, определяют ход решения, записывают решение и ответ в тетрадях. Сильные ученики выполняют резервное задание по учебнику.

    Проверка – по ответам двух пар.

    2. «Мозговой штурм». 

    Учитель  ставит проблемную ситуацию: «Из двух квадратов с длиной стороны 4см склеили прямоугольник, ширина места склеивания составляет 1см. Как узнать периметр такого прямоугольника?»

     В ходе обсуждения генераторы идей иллюстрируют свои мысли чертежами на интерактивной доске  

    Дети делятся на группу «Генераторы» и «Аналитики». Первая группа выдвигает свои решения, а вторая группа затем анализирует и выбирает наиболее рациональное решение.

    1) 4см-1см=3см

    2) 3см+4см=7см

    3) 4см +7см+4см+7см=22см

    Ответ: 22см равен периметр.

    3.Коллективная  работа по составной задаче №2 в рабочей тетради на печатной основе с.30.

    Учитель проводит анализ условия задачи, чертежа:

    - Какая форма плана участка? (четырёхугольная)

    - Какая длина известных сторон? (26м5дм; 15м; 28м1дм)

    - Что обозначает число 98м9дм? (это периметр, т.е. сумма длин всех сторон многоугольника)

    - Каков главный вопрос задачи?

    Ученики анализируют условие задачи, выявляют главный вопрос: «Какая длина четвёртой стороны?»

    Предлагают свой ход решения. Обсуждают разные предложения. Записывают решение с объяснением.

    1)26м5дм+15м+28м1дм=69м6дм - это сумма трёх сторон участка.

    2)98м9дм – 69м6дм = 29м3дм – это длина 4 стороны участка.

    Ответ: 29м3дм.

    Физминутка «Пляска»          (гиперссылка см. приложение 2)

    4.Виртуальное путешествие в прошлое. (слайд 4)

    5.Нестандартное задание «Дешифровка»

    Учитель с помощником (подготовленным учеником) знакомит детей с величайшим итальянским учёным Галилео Галилеем, рассказывает о его достижениях в науке и предлагает расшифровать фразу, которую он сказал о математике.

    Учащиеся работают по учебнику на с. 85, читают и разгадывают по таблице на знаково-символическом языке   с ключами фразу: «Язык природы есть язык математики». Дети рассуждают о том, что хотел сказать учёный этим высказыванием, о роли математики в нашей жизни, в других науках.

    IV. Тестирование юных математиков.

    Тест 1 и 2 вариант с инструкцией для оценивания.

    (см. приложение 5)

    Учитель раздаёт карточки с тестовыми заданиями.

    - Прочитайте задания. Подчеркните верный ответ.

    После окончания работы учитель для проверки теста демонстрирует на доске верные ответы. (слайд 5)                             (см. приложение 6)

    Ученики выполняют свой вариант теста самостоятельно.

    После окончания работы – самопроверка по экрану и самооценка согласно инструкции.

    V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

    Учитель предлагает всем подумать и определить, чему каждый из них научился сегодня, что узнал нового и над чем ещё ему надо поработать.

    Дети высказываются с опорой на слова:

    - Я сегодня узнал…

    -Я сегодня научился…

    - Мне понравилось…

    - Но мне ещё надо…

    VI. Домашнее задание.

    Учитель предлагает по выбору:

    1)по учебнику с.86 №19, №21

    либо

    2)составить самому 2 задачи на нахождение периметра, решить их.

    Ученики по выбору записывают задание в дневник.

    Приложение 2.      Перечень используемых на данном уроке ЦОР.

    Название ресурса

    Тип, вид ресурса

    Форма предъявления информации

    Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

    1

    Образовательный ресурс "Начальная школа"

    «Математика. Измерение»

    Мультимедиа

    Демонстрационная версия (N 180912)

    Демонстрация на экране для устной работы работы.

    Единая коллекция ЦОР

    http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/3e1e7e1b-1a04-11dd-bd0b-0800200c9a66/108663/?interface=catalog&class=43&subject=16

    2

    Образовательный ресурс «Начальная школа».   «Математика. Измерение»

    Интерактив-ное задание ЦОР «Меры длины» (N 166699)

    Демонстрация

    на экране

    Единая коллекция ЦОР

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/403a9a00-2895-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf

    3.

    Масько Л.Г. Электронные физминутки.

    Физминутка

    «Танцы»

    презентация

    полярис                                                                   http://lgmasko.ucoz.ru/blog/ehlektronnye_fizminutki/2009-09-10-4

    Приложение 5.                           Тест по теме «Периметр многоугольника».

    Вариант 1.

    Вариант 2.

    №1.Выбери пример с ответом 2дм:

    а) 15см-13см;

    б)12см-2см;

    в) 10см+10см.

    №2.Выбери строчку, где числа расставлены в порядке увеличения:

    а) 8см; 1дм2см; 4дм; 1м;

    б)1м; 1дм2см; 4дм; 8см;

    в)1м; 4дм; 1дм2см; 8см.

    №3.Каков периметр четырёхугольника, у которого все стороны по 5см?

    а) 10см;

    б) 20см;

    в) 25см.

    №4. Периметр треугольника 12см. Какая длина третьей стороны, если длина первой стороны - 6см,  второй стороны – 4см?

    а)  4см;

    б) 2см;

    в) 5см.

    №5.Найди пример, который решён неверно:

    а) 2см+8см=10см;

    б)5дм+15дм=20дм;

    в)1м – 1см= 9см.

    №1. Выбери пример с ответом 3дм:

    а) 15см-12см;

    б)13см-3см;

    в) 20см+10см.

    №2. Выбери строчку, где числа расставлены в порядке уменьшения:

    а) 8см; 1дм2см; 4дм; 1м;

    б)1м; 1дм2см; 4дм; 8см;

    в)1м; 4дм; 1дм2см; 8см.

    №3.Каков периметр четырёхугольника, у которого все стороны по 10см?

    а) 40см;

    б) 100см;

    в) 50см.

    №4. Периметр треугольника 14см. Какая длина третьей стороны, если длина первой стороны - 7см, второй стороны – 3см?

    а) 5см;

    б) 4см;

    в) 2см.

    №5.Найди пример, который решён неверно:

    а) 12см+8см=20см;

    б)5дм+25дм=30дм;

    в)1м – 1см= 90см.

    Приложение 6.                 «Проверка тестирования»

    Верные ответы.

    Вариант 1.

    Вариант 2.

    №1.    в)

    №2.    а)

    №3.    б)

    №4.    б)

    №5.    в)

    №1.    в)

    №2.    в)

    №3.    а)

    №4.    б)

    №5.    в)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Планирование по факультативу "Решение практических задач"

    Программа по факультативу "Решение практических задач" с опорой на учебное пособие О.Захаровой....

    Методическое сопровождение к занятию по факультативу "Решение практических задач"

    Методическое сопровождение к факультативу "Решение практических задач" по теме "Древние кремли"...

    Шафранская И.И. "Решение практических задач на нахождение цены, количества, стоимости" 3класс УМК "Перспектива"

    Конспект урока математики "Решение задач на нахождение цены, количества, стоимости" 3класс УМК "Перспектива"...

    «Алгоритм вычисления периметра многоугольника. Решение задач».

    Методическая разработкаурока математики во 2 классеУМК "Начальная школа 21 века""Алгоритм вычисления периметра многоугольника. Решение задач"...

    «Робот LEGO WeDo – исполнитель алгоритмов». Циклический вывод, решение практических задач.

    «Робот LEGO WeDo – исполнитель алгоритмов»  Цель  урока: - ознакомление с робототехникой с помощью конструктора ПервоРобот LEGO WeDo ;-  систематизация знаний по теме «Алгоритмы» (...

    УРОК РЕШЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

    Урок математики по теме "Таблица умножения" во 2 классе...

    Презентация по теме "Периметр многоугольника. Решение задач" 2-3 класс

    Презентация по теме "Периметр многоугольника. Решение задач" 2-3 класс ...