Урок математики на тему:"Правильные и неправильные дроби"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Сайфутдинова Нурия Нурисламовна

Данный урок проводится в 4 классе по программе "Программа  2100" Петерсон

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravilnye_i_neprav.drobi_.pptx1.52 МБ
Microsoft Office document icon pravilnye_i_nepravilnye_drobi.doc70 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Наш девиз: Я думаю! Ты думаешь! Мы думаем!

Слайд 5

Решите задачи У белки 80 орехов, она сгрызла 5 /20 . Сколько орехов она сгрызла? 2) На свадьбе у царя Салтана было 800 гостей. 3 % - дети. Сколько детей присутствовало на свадьбе? 3) Гвидон был за морем 60 минут. Из них 15 минут ушло на полёт. Какая часть времени ушла на полет?

Слайд 6

Взаимопроверка 20, 24,

Слайд 8

Правильные дроби 2 5 1 4 4 , 8, 2 , 10

Слайд 9

7 5 8 6 9 4 , 3, 2, 5, 6

Слайд 10

Неправильные дроби Неправильные дроби 7 5 8 6 9 4 , 3, 2, 5, 6

Слайд 11

Цель урока: - познакомиться с понятиями правильная и неправильная дробь; -определить отличие правильной дроби от неправильной.

Слайд 14

Правильные дроби Неправильные дроби

Слайд 15

Правильные дроби Неправильные дроби

Слайд 16

* >

Слайд 17

Правильная дробь Неправильная дробь > 1

Слайд 18

Вывод: Неправильной называется дробь, у которой числитель больше знаменателя и дробь больше 1

Слайд 19

* <

Слайд 20

Правильные дроби Неправильные дроби > 1 < 1

Слайд 21

Вывод: у правильной дроби числитель меньше знаменателя и дробь меньше 1.

Слайд 22

сей

Слайд 24

1 0

Слайд 25

1 . 0

Слайд 26

Правильные дроби Неправильные дроби <1 > 1 =1

Слайд 27

Вывод: у неправильной дроби числитель больше или равен знаменателю, а дробь больше или равна 1.

Слайд 28

Разделите дроби на две группы. 2, 5, 3, 4, 9, 7, 7, 9, 11, 12 7 9 7 7 9 9 7 7 7 9

Слайд 29

Правильные дроби 2 , 5 , 3 , 4 , 7 7 9 7 7 9 неправильные дроби 9, 7, 9, 11, 12 9 7 7 7 9

Слайд 30

2 3 4 7 9 11 7 7 7 7 7 7 5 9 7 12 9 9 9 9

Слайд 31

Старик со старухой открыли завод по производству корыт. Количество изготовляемых корыт записано дробью. Каким натуральным числам равны дроби? Запиши натуральные числа. пн. вт ср. чт пт. 16 24 30 40 60 8 6 5 5 6

Слайд 32

2, 4 , 6 , 8, 10

Слайд 33

Домашнее задание: придумать и решить задачи с дробями на сказочный сюжет.



Предварительный просмотр:

Урок математики

 Тема: «Правильные и неправильные дроби». 4 класс.

Цели урока:

1.  Образовательная. Дать детям  представление о  правильных и неправильных дробях.  Сформулировать определения правильных и неправильных дробей. Учить складывать и вычитать неправильные дроби.

2. Развивающая. Развивать внимание, наблюдательность, мышление, интерес к математике, коммуникативные способности.

5. Воспитывающая. Воспитывать интерес к русской литературе.

 

  1. Самоопределение к деятельности.

Дорогие ребята! Я приветствую вас на уроке математике.

       Математику не зря зовут царицею друзья.

       К нам сегодня пришли гости

       улыбнитесь им сейчас.

        Я желаю вам удачи.

       За работу, в добрый час.

Наш девиз: Я думаю! Ты думаешь! Мы думаем!

  1. Актуализация знаний  создание проблемной ситуации.  (5 – 6 мин) 

Отгадайте, о  каком  поэте идёт речь:

То были чудные мгновения,

Когда стихи его читал.

« У лукоморья дуб зелёный я с упоеньем повторял…»

Да, верно это о стихах А.С. Пушкина.

Сегодня на уроке математики нас ждёт путешествие в мир удивительных пушкинских  сказок.

    О какой сказке  говориться в этом стихотворении:

 

« С Гвидоном вместе плыл я в бочке

И дно из бочки выбивал,

И злого коршуна у моря

Рукой Гвидона убивал»

( Речь идёт о «Сказке о царе Салтане».)

Мы сейчас туда отправимся.

Решите задачи, запишите  только ответ.

       1 человек выполняет с обратной стороны.

а) У Белки  80 орехов,  она сгрызла 5\20. Сколько орехов она сгрызла?

б) На свадьбе  у царя Салтана было 800 гостей. 3 % - дети. Сколько детей присутствовало на свадьбе?

в)   Гвидон был за морем 60 минут. Из них 15. минут ушло на полёт. Какая часть времени ушла на полёт?

      Проверка  с доски.  

       20, 24, 15\60  

      Какое число лишнее? (15\60  - дробь, а остальные натуральные числа)

      Что такое дроби?

       Что показывает  знаменатель дроби, а числитель?

  Молодцы, ребята.

Ребята  сегодня на дверях гимназии я прочитала объявление:

 Предлагаю свои услуги:

Работаю за cемерых..

Могу:

  - запрягать лошадь

 - закупать на рынке продукты

 - нянчить детей

  -печь пироги.

Как вы думаете.  Кто дал это объявление? (Балда) Из какой сказки?

Балда испек пироги  к празднику, но не  удержался и часть съел. Осталось лишь 7\4

Заштрихуйте оставшуюся часть.

.

Проблемная ситуация.

  По одному представителю от каждой группы попрошу выйти и прикрепить ответ на доску.  

-Ребята, посмотрите, ответы получились разные.

Почему задание вызвало затруднение?

(Нам раньше не приходилось выполнять такое задание, мы не сталкивались с такими дробями.)

В чём особенность такой дроби? (числитель больше знаменателя)

До этого мы работали с дробями,  которые называются правильные.

Как  вы думаете, как будут называться дроби подобные этой (неправильные)

 Сформулируйте тему урока

 «Правильные и неправильные дроби» (вешаю на доску тему)

Какова будет цель нашего урока? (дети отвечают)

Цель: -  познакомиться с понятиями правильная и неправильная дробь;

             - определить  отличие правильной  дроби от неправильной.

3.Открытие детьми нового знания (10 -11 мин)

  Давайте   проверим, есть ли верно выполненное задание?

Надо было заштриховать 7\4

Что показывает знаменатель дроби? (На сколько частей надо разделить целое)

Что показывает числитель? ( сколько частей надо взять)

Значит надо разделить целое на 4 частей и взять 7. ( Делю на 4 части)

 У нас 4 доли, а надо  7 . Где взять ещё 3 ? ( взять второй круг)

 Вот я взяла ещё 3 доли от второго круга                ( беру шестые доли  «ловушка» )

Вы согласны со мной?

 Что  неверно?      ( надо взять четвертые доли.)

На сколько частей надо второй круг разделить?   ( на 4)

Сколько взять от второго круга?     ( 3  четвёртые доли

Итак,  вот что у вас должно было получиться.

Какая группа выполнила задание верно?

Сравните числитель и знаменатель дроби 7\4  ( Числитель больше знаменателя)

Дробь 7\4 неправильная,  значит у неправильной дроби… Продолжите...

Если дети не могут продолжить то вопрос.

  Что больше у неправильной дроби числитель или знаменатель?

Перед вами модель  неправильной дроби. Как вы думаете что они обозначает?

 ( у неправильной дроби  знаменатель больше числителя)

Правильные дроби

        Неправильные дроби.

             

           


 

А как вы думаете какой будет модель правильной дроби?

Правильные дроби

        Неправильные дроби.

             

           


 Сравните неправильную дробь 7\4 с 1 . Она больше или меньше 1?

                                                       

                                                    *

Почему? Докажите. (т к. это 1 целое и ещё часть)

 Значит  неправильная  дробь больше 1.

Правильные дроби

        Неправильные дроби.

 

                                                       ˂1

             

           

             > 1

Какая дробь называется неправильной?

Вывод:

 Неправильной называется дробь, у которой числитель больше знаменателя  и дробь больше 1

Сравните правильную дробь ¼  с 1 . Она больше или меньше 1?

Почему? Докажите.(т.к. это только часть)

Значит правильная дробь меньше 1.

 Вывод: у правильной дроби числитель меньше знаменателя и дробь меньше 1.

А сейчас угадайте имя героя зашифрованное в ребусе

 Ели ( рисунок) Сей

Из какой сказки этот герой? (« Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)

Елисей в поисках невесты  проскакал  до привала 3\5 , а  после привала ещё 2\5  пути.  Отметим на числовом луче путь Елисея.

_0______________1___

  На сколько частей разделим целое?

Какое значение соответствует 1 делению?  1\5

Второму делению 2\5, третьему 3\5.  отметим путь до привала дугой.

 После привала он проскакал ещё 2\5.  Отметим  точку  куда  прибыл Елисей.

Какая дробь соответствует 1?  ( 5\5) Здесь он нашёл свою невесту.

Как вы считаете  дробь 5\5 будет правильной?( нет потому что чтоб была правильной числитель должен быть меньше знаменателя. к нашему условию не подходит)

Расскажите, что  узнали о неправильных дробях.

Вывод:  у неправильной дроби числитель больше или равен знаменателю, а дробь больше или равна 1.

   

-Правильные дроби

        Неправильные дроби.

                 

            < 1


            >   1                 = 1

                               

 

Какому математическому действию соответствует дробная черта? (делению)

  Распространяется ли это правило  на неправильные дроби? ( да, распространяется)

 (5 / 5  =1)  5:5 =1

 Вывод: Итак,  как  следует рассматривать  черту в неправильных дробях? ( как знак деления.)

Что вы узнали о правильных и неправильных  дробях?

 (У  правильной дроби числитель меньше знаменателя   и дробь меньше 1.  У неправильной дроби числитель больше или равен 1. Сама дробь больше или равна 1)

  Правильные ли мы сделали выводы?

 Откройте стр. 14 . Давайте прочитаем правило в учебнике.

Правильные выводы мы сделали? ( да) я поздравляю вас с успешными открытиями. Пришла пора немного отдохнуть

Физминутка.   Поиграем в игру «Отгадай героя»

 1 человек у доски будет мимикой и жестами показывать героя любой Пушкинской сказки, а остальные должны отгадать. А затем  надо будет показать  этого же героя  самим.

5. Первичное закрепление во внешней речи (4 -5 мин)

а). Стр 13  з. 2

С комментированием

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (4 -5 мин)

Разделите дроби на две группы.

2/7,  5\9,  3\7, 4\7,  9\9, 7/9,7\7, 9\7, 11/7,12\9

 По какому признаку разделили? ( правильные и неправильные дроби.)

 А  можно ли разделить по другому признаку?

Дроби со знаменателем 7 и дроби со знаменателем 9.

Проверьте себя.

Правильные дроби

2\7, 5\9,  3\7, 4\7, 7\9

неправильные дроби

9\9, 7\7, 9\7, 11\7, 12\9

или  2\7, 3\7, 4\7,7\7, 9\7,11\7

       5\9,9\9, 7\9, 12\9.

 Кто  из вас верно выполнил задание?

 Сейчас мы  посмотрим, как вы новые знания можете применять  при выполнении других математических заданий.

7. Включение в систему знаний и повторение. (4 -5 мин)

Дифференциация по уровню творчества

1 группа.

 Старик со старухой открыли завод по производству корыт. Количество изготовляемых корыт записано дробью. Каким натуральным числам равны дроби? Запиши натуральные числа.

пн.       вт       ср.      чт      пт.

16        24        30      40      60

 8          6          5        5         6

 Старик поймал на рыбалке а  рыб 10/10 старуха пожарила. Сколько рыб осталось?

Проверка

  Что означает число10 \10-  целое а разделили на 10 частей и пожарили 10. Что же осталось?  Ничего,0.

8. Рефлексия деятельности (2-3 мин)

– Какие цели ставили перед собой в начале урока?

– Каким способом добывали знания?

– Что на уроке было интересным?

– А что на уроке было главным?

– Что удалось?

– Над чем еще нужно поработать?

 Оцените свою работу на уроке:

– Спасибо за работу на уроке, за вашу активность.

 

 домашнее задание: придумать и решить задачу  с дробями  на сказочный сюжет.

№5,

   

 

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме" Правильные и неправильные дроби"

Урок с использрванием проблемно - диалогической технологии....

Открытый урок по математике в 5 классе по теме "Правильные и неправильные дроби"

Тип урока: изучение нового материала.Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.Оборудование, демонстрационный материал: компьютер, мультимедиа проектор, презентац...

Урок математики тема "Правильные и неправильные дроби"

Презентация по математике 4 класс УМК "Школа 2100" и конспект урока...

Проверочная работа по математике 4 класс "Правильные и неправильные дроби"

Проверочная работа по математике 4 класс "Правильные и неправильные дроби" по учебнику Пеерсон Л.Г. ...

Урок математики по теме "Правильные и неправильные дроби"

Урок математики "Правильные и неправильные дроби", 4 класс, учебник Птерсон....

Конспект урока математики в 4 классе по теме: "Правильные и неправильные дроби"

Учитель: Горбунова Вилена Александровна2. Класс: 4г3. Тема урока: Правильные и неправильные дроби.4. Тип урока: урок «открытия» нового знания5. Цели урока:образовательные:·...

Технологическая карта урока математики по теме "Правильные и неправильные дроби" (УМК "Перспективная начальная школа" - 4 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование представления о правильных и неправильных дробях;Задачи урока: Дидактические:1) Познакомить обучающихся с правильны...