Конспект открытого урока по математике в 1 классе
методическая разработка по математике (1 класс) по теме

Тюренкова Татьяна Викторовна

«Практическая работа «Как люди измеряли и измеряют длину». Сантиметр. » ( Урок исследования)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ « Гимназия с. Ивантеевка»

Конспект открытого урока

по математике

в 1 классе.

 Тема:

«Величина. Длина. Сантиметр.»

(урок - исследование по системе Л.В. Занкова.)

     

                                                     Выполнила: Учитель

                                                                             начальных классов

                                                                     Тюренкова Т.В.

Предмет: математика

Класс: 1  «а»

Автор учебника: И.И.Аргинская

Тема урока: «Практическая работа «Как люди измеряли и измеряют длину». Сантиметр. » ( Урок исследования)

Дидактическая цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний по данной теме

Тип урока: открытие нового знания

Задачи:        Образовательные:

- познакомить с понятиями: величина, измерение величин, единица измерения (мерка), с различными единицами измерения длины (шаг, локоть, сантиметр);

- совместно установить общий принцип измерения величин на примере измерения длин отрезков;

                      Развивающие: - развивать речь, словесно – логическое и наглядно – образное мышление, умение сравнивать предметы на глаз, а также методом наложения;

- развивать умение работать в паре, в группе, самостоятельно, делать выводы;

                      Воспитательные: - воспитывать взаимопомощь, умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной.

Методы:    проблемный, частично- поисковый

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная, работа в паре;

Средства обучения: презентация

Технологическая карта урока математики

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

  1. Самоопределение  к деятельности

Организационный момент

-Релаксационная

 игра « Дерево»

Цель игры: данная игра проводиться для снятия волнения, напряжения,

она придаёт чувство уверенности в себе

 и своих силах.

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.

- Встаньте. Ноги на ширине плеч. Руки свободно опустите вдоль тела.

 Глаза закройте.

Представьте себя могучим.

 Сильным дубом, стройной берёзкой или ивой склонившейся над рекой.

Ноги – корни крепки и устойчивы, они прочно уходят

 в землю,

и вы чувствуете себя уверенно и спокойно.

Ствол – тело ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается.

Ветви – руки свободно « колышутся»

 вдоль тела.

Листья – пальцы легко шелестят,

 слегка задевая друг друга. Крона – голова чиста и свежа.

Вы прекрасное дерево. Вы уверены в себе и спокойны. И у Вас всё получится! Откройте глаза и садитесь.


- К какому уроку вы приготовились?

Девиз урока:


Математика нужна!

Математика важна!

В жизни пригодиться!

Изучая математику ,

Не следует лениться!



Подготовка класса к работе















- к  математике

Учитель начинает урок с           « урока» - то есть с оргмоментом» служит конкретное задание. Которое направлено и на актуализацию знаний.

Личностные:самоопределе

ние;регулятивные: целеполагание; коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель:  Готовность мышления и осознание потребности к восприятию нового

- Сегодня на уроке вас встречает Царица математики.

Она просит вас ответить на некоторые вопросы.

- Какое сегодня число?

- Что знаете о числе  22 ?






























- Ответьте на следующий вопрос.



- Что можете сказать о данных числах в рядах?





- Рассмотрите примеры и скажите, сколько шагов по натуральному ряду вам придётся сделать  для определения значения суммы и разности?


-Используя расположение чисел в натуральном ряду, найди значения сумм и разностей.

2+6    9-6     3+6          7-6

4+6     1+6       8-6        8+1

- Проверка: 1) проверьте работу в паре;

2) Сверьте значения сумм и разностей  с Царицей математики.


- Перед вами полоска достижений. Оцените себя: определите на какой точке по этим умениям вы находитесь.

- Великий Аристотель родился  в Стагире в 384 году до нашей эры.

Был учёный математик. Занимался логикой, экономикой и политикой. Более подробно вы о нём узнаете в старших классах.

- Аристотель говорил: « Сравнение -это акт мышления»


На протяжении многих уроков мы с вами учились сравнивать предметы,

числа, выражения.



- Какие фигуры мы с вами видим?

- Почему это прямоугольники?

- Что можно о них сказать?

- А теперь скажите, какой прямоугольник больше?


- Как вы догадались? Как проверить?

( Наложить один квадрат на другой)


 









- Сегодня  мы с вами, ребята должны узнать, какие свойства предметов можно сравнить, а какие нет, и почему.

-  Такие свойства называются величинами. ( слайд)


( А сейчас мы с вами отдохнём и продолжим работу дальше)


Это число двузначное, т.к. при записи этого числа используется две цифры.


– Оно натуральное, т.к. стоит в натуральном ряду чисел на  двадцать втором  месте.


– Оно чётное, т.к. его можно разделить на две равные части.


– Не круглое, т. к. число не оканчивается 0.


– Соседи числа 22 – это числа 21 и 23.

1) 1 2 3 4 5 6 7 8   9 …
2) 5 6 7 8
3) 0 1 2 3 4  5 6 7 8 9 …


0 – не натуральное число.

0 меньше любого натурального числа.








Работа в паре

( листочки у каждого с примерами)


Проверка!

(8 3  9 1 10 7 2  9)











Прямоугольники.

- У прямоугольника противоположные стороны равны.




-Прямоугольники, имеют розовый и красный цвет, имеют одинаковые размеры-

Сравнить можно

- по форме. цвету.



Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности,

мыслительные операции и учебные задачи




Анализировать объекты, выделять главное, устанавливать аналогии (ПОЗН); учитывать разные мнения, стремиться к координации, контролировать действия партнёра ( ком);













































У детей формируется интерес к учебному материалу, способность к самооценке, эмпатия – понимание чувств  других, сопереживание                       ( ЛИЧН); учатся  осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия ( РЕГ); осуществлять поиск нужной информации( ПОЗН);

3.Физминутка

4Постановка учебной задачи

Цель: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

                   


  1.              Создание проблемной ситуации.  
  2. Какие фигуры мы с вами видим?

- А можем ли мы сравнить: какая форма – треугольная или овальная – больше? Является ли форма величиной?

  1. - Можно ли сказать какой цвет больше? Является ли цвет величиной?

Следовательно, цвет нас интересовать не будет.

- Чей запах меньше: ели или сосны? Является ли запах величиной?

- А чей размер ноги меньше: мой или ….

- Как догадались?

- Как доказать?

- Будет ли размер являться величиной?

- Придумайте примеры таких свойств предметов, которые являются на ваш взгляд величинами.

,




- Сравнить нельзя

- Нет.

- Нет

- Нет





- Да

- Размер, рост, температура, длина

Осуществляют поиск нужной информации , высказываются в устной форме, ( ПОЗН); в ходе этого этапа  урока развивается мотивация к учебе(ЛИЧН); формулируют собственное мнение и контролируют действия партнёра(КОМ);

5.Построение проекта выхода из затруднения

Цель: Усвоение новых знаний

- Давайте выясним, является ли величиной длина предметов.

Перед вами три полоски разных цветов. Попробуйте сравнить полоски по длине.

- Какая из них самая длинная?

- Вывод: является ли длина величиной?




- Перед вами известный мультфильм, который называется…

- Какие животные мерили длину удава?

- Эти мерки были: одинаковы или разные?


- Какой длины был удав, когда его мерил слонёнок?

- А мартышка?

- А в попугаях длина удава?

- Что вы заметили?

- Чем больше единичный отрезок, тем меньше раз он укладывается

Практическая деятельность

Накладывают полоски друг на друга




- 38 попугаев

- Попугай, мартышка, слонёнок

-2

-5

-38


На этом этапе у детей формируется интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке            ( ЛИЧН); учитывать выделенные учителем ориентиры действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, планировать свои действия, вносить коррективы в действия, оценивать свои действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме (РЕГ); осуществлять поиск нужной информации, анализировать. Выделять главное, строить рассуждения об объекте                ( ПОЗН); формулировать собственное мнение и позицию (КОМ).  

6 Физминутка

7 Практическая направленность

Цель: Усвоение новых знаний

- Ребята, Царица математики вас познакомит со старинными единицами измерения длины.

                                         

-  Дорогие знатоки математики,  я хочу вам немного рассказать о старинных единицах измерения длины. В древности для измерения длин использовались те измерительные приборы, которые всегда были при себе. В самом начале для измерения длины. Как и при счёте люди пользовались руками, пальцами. Самой распространённой единицей длины был локоть т.е расстояние от локтя до конца среднего пальца.            ( Покажите мне ваш локоть и средний палец.)

Этой единицей многие народы пользовались на протяжении тысячелетий. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку. У древних египтян было установлено соотношение локтя и других единиц измерения. Например, 1 локоть был равен 6 ладоням.

Кроме локтя применялись и другие единицы: сажень, ладонь, шаг. Расстояние, на которое надо было вбить в землю колья при постройке хижины, человек измерял шагами или длиной ступни. Отсюда произошла единица длины, которую в одних единицах называли                  « лапоть», а в других « фут», что в переводе с английского означает          « нога, ступня». Кстати, многими единицами длины мы пользуемся и по сей день, например шагами.

- Посмотрите внимательно на рисунки в учебнике с.12 и назовите единицы измерения длины. О которых услышали от меня. Если вы внимательно слушали, то наверняка выполните мои задания


- 1  группа- Измеряет длину подоконника ладонями и локтями

-2 группа – Измеряет ширину класса шагами и метровой линейкой.

- 3 группа- Измеряет длину парты вершками и пядью


-Отчёт групп о результатах работы.

- Зависит ли результат от мерки ?


- ПИСЬМО ( Продолжение)

- Теперь вы сами убедились, какая получается путаница, неразбериха, когда люди пользуются разными мерками. В 1875 году представители 17 государств подписали соглашение о признании единой метрической системы измерений. Сейчас используются более точные. Общие для всех стран единицы измерения.  

- Ребята, а кому знакомы эти измерительные приборы?

- А как называется единица измерения, с которой мы с вами сегодня знакомимся, вы узнаете из учебника ( стр. 13)

- Прочитайте, как же называется одна из единиц измерения длины?               ( сантиметр)

- Определите тему нашего урока?

-Посмотрите на отрезок АК. О таком отрезке говорят, что его длина

                                             1 сантиметр

Слово сантиметр после числа пишут кратко    см      (слайд)

- Ребята. Кто из вас знает как называется инструмент, при помощи которого измеряют длины отрезков?

- Мы с вами уже пользовались линейкой, когда чертили лучи, прямые, отрезки.

- А чтобы получить нужный результат, как  правильно ей пользоваться.  





























Работа в группе



- Вывод: Разные мерки, разные результаты















- Инструмент, при

помощи которого измеряют длины отрезков, называется линейкой.

- Начало отрезка надо совместить  с началом отсчёта линейки с меткой. Обозначенной цифрой 0.

        























Осуществляют  поиск нужной информации, анализируют. Выделяют главное, строят рассуждения об объекте, дети спорят                   ( ПОЗН);                формулируют собственное мнение, контролируют действия партнёра ( Личн.УУД);

8 Самостоятельная работа

Цель: Усвоение новых знаний 

- Найдите № 21 на странице учебника 15. Даны отрезки АО и КМ


- Какое задание вы предложили бы выполнить?


- Измерьте линейкой  длину отрезков АО и КМ и запишите результат измерения над отрезком

Работа в паре

- стр. 15 № 21

- Проверка  

( веер) 9см, 4 см

В том, как дети выполняют простое задание. Видны первые результаты работы учителя развивающего обучения- дети дают правильные ответы. Выражают и обосновывают свое несогласие  с ответом одноклассников. В ходе этого этапа урока развиваются мотивация к учёбе, интерес к новому учебному материалу. Способность к самооценке    ( ЛИЧН);

9. Рефлексия





- Узнали……

- Затруднились…..

- Понравилось….

Грамота- слайд

Организованное таким образом подведение итога урока позволяет коллективно назвать его наиболее яркие и содержательные моменты. И каждый ребёнок получает возможность мысленно соотнести собственные впечатления с впечатлением других, актуализирует содержание урока, его этапы, что в одиночку было бы невыполнимой для первоклассника задачей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект открытого урока по математике (1 класс) по теме: "Закрепление вычислительных навыков".

План-конспект открытого урока содержит весь материал занятия. УМК "Школа России"....

Конспект открытого урока по математике 1 класс

Конспект открытого урока по математике по теме: "Странички для любознательных. Сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе знания состава чисел."...

Конспект открытого урока по математике 4 класс, УМК «Школа России»

Тема урока: Скорость. Единицы скорости.Цели :-Создать условия  для осмысления детьми понятия «скорость движения», содействовать развитию практических навыков работы с величинами;-Закреплять...

Конспект открытого урока по математике 4 класс, УМК «Школа России»

Тема урока: Скорость. Единицы скорости.Цели :-Создать условия  для осмысления детьми понятия «скорость движения», содействовать развитию практических навыков работы с величинами;-Закреплять...

Конспект открытого урока по математике, 4 класс. Тема урока "Сравнение долей".

Конспект открытого урока по математике, 4 класс. Тема урока "Сравнение долей"....