Конспекты уроков и презентации
план-конспект урока по математике по теме

Кузнецова Татьяна Михайловна

Конспекты открытых уроков и презентации. Программы внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики в 3 классе

Тема: Деление вида 7:7, 7:1

Цели:

  1. Продолжить формирование  устных вычислительных навыков.
  2. Повторить таблицу умножения.
  3. Формирование умений решать задачи.
  4. Повторить правила нахождения площади и периметра прямоугольника.
  5. Повторить решение уравнений.
  6. Познакомить с алгоритмом решения примеров вида 7:7,7:1.
  7. Формирование умений работать в группах и парах.

Оборудование и материалы: снежинки, елочка, шарики с задачами, серпантин с надписями, ноутбук, проектор.

Ход урока

1.Орг.момент

-Какое время года дети? (Зима). Много снега  у нас теперь. Какие красивые снежинки нам дарит зимушка. Учитель раскидывает снежинки на пол на которых стоят + и-. У кого + Это одна команда.  У кого – это другая команда.

Дети рассаживаются  по командам.

2.Постановка целей.

- Чем мы будем заниматься на уроке?

(решать задачи, устно вычислять, решать уравнения, знакомиться с новым материалом)

3.Устные упражнения. Слайд.

А)Названия команд зашифрованы.Решим примеры - узнаем названия.

к

р

а

с

н

ы

й

н

о

с

70

56

84

17

52

79

72

52

42

17

с

и

н

и

й

н

о

с

17

57

52

57

72

52

42

17

46+24  к

78-22  р

54+30 а

65-38 с

94-42  н

52+27 ы

96-24  й

60-18  о

83-36  н

Дети выбирают командиров команд, которым учитель надевает  колпаки.

Б)Арифметический диктант. Дети записывают ответы.

1.Какое число надо разделить на 6, чтобы получилось 8?

2.Первый множитель 3,второй неизвестен, произведение 27. Найти 2 множитель.

3. Какое число в 8 раз меньше 32?

4. Во сколько раз 50 меньше 10?

5. На какое число надо разделить 18, чтобы получилось 3?

6. Делимое 72,делитель 9, найти частное?

7. 5 увеличили в 9 раз.

8. 56 уменьшили в 8 раз.

9. 4 умножили на 100.

10. 700 разделили на 10.

Взаимопроверка.

 Дети обмениваются листочками и подсчитывают количество «5». Учитель дает командам соответствующее количество снежинок.

В)Решение задач.

 Задачи написаны на елочных шариках, висящих на елке. От каждой команды по одному человеку подходят и читают задачу проговаривают решение. Командир сам назначает кто будет отвечать.

-Приближается Новый год, а на этом празднике всегда королевой является елка. Наша елка украшена шариками, таящими задания для команд.

1.Шла овчарка по дорожке у нее 4 ножки. Ей навстречу черный дог. Ссколько всех собачьих ног?

2. Я всего по три тюльпана в каждый ряд сажаю рано. Ярко красных 7 рядов. Сколько будет всех цветов?

3. Сколько ушей у шести мышей?

4.Любит рыбку кот Василий. Может съесть он в день четыре. Сколько съест он за 5 дней посчитайте поскорей.?

5. Если шесть умножить на семь, а затем прибавить пять. Сколько будет же в итоге кто мне сможет подсказать?

6. 14 лыж у крылечка стоят. Сколько на лыжах каталось ребят?

7. Подарил утятам ежик восемь кожаных сапожек.Сколько маленьких утят ежика благодарят?

8.У деда Архипа большая семья. Детей всего восемь и все сыновья.У каждого сына попаре ребят. Внучата Архипа.  Их сколько Внучат?

3.Повторение  нахождения площади и периметра прямоугольника.

-Зимой много зимних развлечений, но столько снега намело. Нам прежде чем поиграть в снежки надо площадку расчитить. Слайд.

 Найти периметр и площадь прямоугольника.Длина -8 м.,ширина -4 м. Проверка . От одной команды 1 учащийся рассказывает про площадь, от другой команды про периметр. Получают от учителя снежинки.

4. Логическое упражнение.

Чтобы поиграть в «снежки» надо варежки надеть.( Слайд). Каких варежек не хватает на рисунке?

5.Повторение таблицы умножения.

Варежки надели. Теперь поиграем. Один член команды (назначает командир) задает другой команде и сам решает , кто будет отвечать , пример на таблицу умножения. Затем меняются. Так попеременно отвечают и получают за правильные ответы снежинки от учителя.

6.Знакомство с новым материалом.

На елочке серпантин. На нем написаны примеры.

Для 1 команды- 7:7,5:1,30:30,10:1,14:1.

Для второй команды -5:5,7:1,40:40,20:1,16:1. Проверка. От каждой команды выходят представители и отвечают.

-Какую закономерность заметили?

(Если число разделить на само себя, получим 1. Если число разделить на1, получим тоже самое число.)

-А  как записать это буквенными выражениями? (а:а=1,а:1=а)

Проверим по учебнику это правило.

7.Закрепление

 Примеры №5 решаем на время. Учитель засекает 2 минуты. Кто справился и уложился во время встает. Проверка учителем и раздача снежинок, тем кто уложился во время.

8.Решение уравнений.

Скоро Новый год. Строят ледяные городки. Слайд. Кто это делает? Скульпторы? Кто это? Вот сейчас мы будем скульпторами. Построим снеговиков.  Слайд.

1 уравнение для 1 команды – 7*х=56

2 уравнение для 2 команды – х:8=5

Представитель выходит рассказывает решение  и получает снежинку для своей команды.

10.Логическое упражнение

- Снежинки слетают со снеговиков и образовались узоры на снегу. Ребусы для 2 –х команд.

-*7                             + **

 3*                               57    

 59                               84

Проверка и раздача снежинок.

11.Решение задачи

Под елочкой последнее  задание. Задача в большой конфетке. Учитель разворачивает и читает.

Ученики трех классов слепили 24 снеговика. Первоклассники слепили 6 снеговиков, второклассники – 8.,Сколько снеговиков слепили ученики  3 класса?

Чья команда быстрее решит, та и получает снежинку.

Наша елочка оказалась теперь снова нарядной и красивой. Мы сегодня славно потрудились.

Итог урока

-Чему научились? Что нового узнали?

-Кому было легко?

-Кому было трудно?

Посчитаем количество снежинок. Чья команда набрала наибольшее количество?

Слайд .Смайлики. Нарисуйте на листочках  тот смайлик, который отражает ваше настроение.

Дети листочки сдают.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК МАТЕМАТИКИ В 3 КЛАССЕ

Слайд 2

78-22 Р 46+24 К 94-42 Н 96-24 Й 60-18 О 65-38 С 54+30 А 52+27 Ы 83-36 И 70 56 84 17 52 79 72 52 42 17 17 57 52 57 72 52 42 17 К Р А С Н Ы Й Н О С С И Н И Й Н О С

Слайд 3

48 9 4 5 6 8 45 7 400 70

Слайд 4

S - 8 4 a xb 8x4=32 P - ( a+b )x2 ( 8+4)x2=24

Слайд 9

Х:8=5 7ху=56

Слайд 10

57 84 + 7 3 59 - 97 38 59 27 57 84 - +



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №120»

Программа внеурочной деятельности

Проект « Познаем мир вместе»

(адаптированная)

Составитель программы: Кузнецова Татьяна Михайловна,

Учитель начальных классов

г.Пермь, 2011 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Метод проектов был разработан в начале XX века с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Первоначально его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанным американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком.

В 1905 году русский педагог С.Т.Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании. В отечественной и зарубежной педагогике метод проектов получило широкое распространение и развитие (особенно в 20-х – 30-х годах прошлого столетия) в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем в совместной деятельности учащихся.

В последнее время этому методу снова уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Метод проектов – совокупность учебно–познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных  действий  учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.

Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.

Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся.

 Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Этот результат называется проект, что в переводе означает замысел, план. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений.

Технология организации проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата.

Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, об

этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление результатов деятельности. можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);

б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);

д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);

е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Всё вышеизложенное справедливо и по отношению к учащимся начальных классов. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности таких учащихся, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно - внеурочных занятий.

Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления,  целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться? (интернет, справочники, художественная литература, учебники)»

Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. Например, ветеранов войны, учителей и родственников при выполнении таких проектов, как «Сувенир в подарок», «Концерт в подарок», «Путешествие в семьи народов нашей страны».

Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.

Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, затем нужно помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также нужно помочь ученикам подготовить проект к презентации.

 Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте.

После защиты проекта изготовленные изделия можно подарить людям, чьи потребности изучали дети, членам семей учащихся, можно передать в детский сад.

Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям.

Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест 

Этапы проектов и их характеристики.

В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Вся деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах:

 I этап – подготовительный.

На этом этапе выбирается тема проекта, ставится проблема, определяется задание конкретной направленности по завершении которого учащиеся смогут оценить результаты своего труда, также определяются группы учащихся и распределяются роли. Определяющими факторами формирования групп являются уровень знаний предмета, способность к самостоятельной работе и наличие лидера – координатора.

II этап – практический.

Цель этого этапа: качественное и правильное выполнение поисково – исследовательских операций, контроль и самооценка работ. Работа обсуждается, делаются замечания, добавления, корректировки. На этом этапе дети защищают свои проекты. Все учащиеся выступают со своими проектами, демонстрируют, что достигнуто, определяют дальнейшие перспективы, отвечают на вопросы одноклассников, производят самооценку проекта.

В настоящее время возросла необходимость  развития таких качеств личности, которые могли бы помогать обучающимся быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, находить общий язык с людьми самых разных специальностей, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций». Под компетенциями подразумевается  готовность ребенка к достижению поставленной цели, к эффективному использованию полученных знаний на практике, мобильность и конкурентоспособность в современном высокотехнологичном обществе. Идея развития компетенций является одной из ключевых идей модернизации образования. Эта идея выводит цель современного образования за пределы традиционных представлений о ней, как о системе передачи суммы знаний и формирования соответствующих им умений и навыков. На современном этапе именно компетенция становится показателем нового качества образования.

Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно-экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем  возрасте, очевидно, что первоначальные навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленная на формирование учебных исследовательских умений у учеников начальной школы.  Исследовательская деятельность младших школьников, вовлечение их в основы научной работы и есть самая эффективная оптимизация процесса обучения. Это в  полной мере отвечает запросу современного общества на получение  специалистов с широким кругозором, самостоятельно мыслящих, готовых к углублённому поиску. Всё это наилучшим образом воспитывается в ходе работы над какой-то темой, исследовательской задачей, это сильнейшая мотивация к интеллектуальной деятельности младших школьников.

Социальная направленность программы отражается в умении обучающихся строить отношения  в группе, отстаивать свою точку зрения и прислушиваться к мнению других. У обучающихся  формируются основы специфических умений, подкрепленные соответствующей теоретической базой.

Исследовательская деятельность обучающихся является инновационной  образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме.

Программа  «Познаем мир вместе» разработана в соответствии с  Конституцией РФ; Законом РФ «Об образовании»; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепцией и программой для начальных классов (Школа России),  Декларацией прав ребенка; Конвенцией о правах ребенка

Программа рассчитана на 131 час ( 1 кл.-29ч.,2-4кл.-по 34 часа)

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель: развивать элементарную исследовательскую деятельность младших школьников, направленную на решение познавательных задач в процессе познания окружающего мира, формировать индивидуальный творческий потенциал обучающихся.

Задачи:

  1. Научить детей открывать новые знания об окружающем мире, используя различные способы познания.
  2. Развивать у младших школьников устойчивую потребность и способность получать разнообразную информацию об окружающем  мире. Воспитывать высокую активность и самостоятельность обучающихся  в процессе решения познавательных задач. Научить детей  самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы.
  3. Привить обучающимся навыки, необходимые для исследовательской работы.
  4. Формировать метапредметные связи младших школьников.
  5. Развивать творческие и коммуникативные навыки обучающихся: умение работать в группе, договариваться, учитывать точку зрения партнера, отстаивать свое мнение.
  6. Научить школьников оформлять результаты своей работы.

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ, УЧАСТВУЮЩИХ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Ученики 1-4 классов

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа « Познаем мир вместе» рассчитана на 4 года обучения и предназначена  для учащихся 1-4 класса. Содержание занятий расширяет и углубляет знания школьников в области познания окружающего мира. Содержание  каждого года программы, составлено учитывая возрастные особенности обучающихся.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Основой для формирования ключевых  компетенций являются общеучебные умения и навыки, которые и складываются в результате освоения программы:

1.Рефлексивные умения:

  1. умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
  2. умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи, исследования?

2.Поисковые (исследовательские) умения:

  1. умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
  2. умение запросить недостающую информацию  (у педагога, библиотекаря, работника музея, родителя и т.д.);
  3. умение находить несколько вариантов решения проблемы;
  4. умение устанавливать элементарные причинно-следственные связи.

3.Умения и навыки работы в сотрудничестве:

  1. умение коллективного планирования;
  2. умение взаимодействовать с разными партнерами;
  3. умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
  4. умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

4.Коммуникативные умения:

  1. умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
  2. умение отстаивать свою точку зрения;
  3. умение находить компромисс.

5.Презентационные умения и навыки:

  1. навыки монологической речи;
  2. умение уверенно держать себя во время выступления;
  3. артистические умения;
  4. умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
  5. умение отвечать на незапланированные вопросы.

В процессе исследовательской  деятельности, начинают постепенно  формироваться  ключевые компетенции младшего школьника:

  1. социальная;
  2. коммуникативная;
  3. информационная;
  4. учебно-познавательная.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По окончании прохождения программы обучающийся  должен:

Знать

  1. систему элементарных  знаний об окружающем мире.

Уметь

  1. применять полученные знания и умения  для изучения других учебных предметов;
  2. работать с разными источниками для получения информации;
  3. определять основные цели, задачи   исследования, обобщать, делать первичные выводы;
  4. фиксировать и обрабатывать результаты исследований;
  5. сравнивать, анализировать, делать выводы.
  6. оформлять результаты и делать выводы из исследования;
  7. под руководством педагога разрабатывать и осуществлять защиту своих работ.

Владеть

  1. методами первичной обработки информации из различных источников;
  2. навыками наблюдения, измерения, эксперимента;
  3. решениями простейших экспериментальных задач;
  4. методами запоминания;
  5. навыками публичных выступлений.

Формы контроля усвоения материала:

  1. Отчеты по исследовательским работам.
  2. Самостоятельные творческие работы.
  3. Сообщения по интересующей детей проблеме или самостоятельная экспериментальная работа.

Способы проверки ожидаемого результата.

Система контролирующих материалов:

  1. Входной контроль – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и творческих способностей ребенка (беседа, тесты).
  2. Текущий контроль – проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ.
  3. Промежуточный  контроль– проводится по окончании изучения отдельных блоков: дидактические игры, тестовые задания, защита работ.
  4. Итоговый  контроль  –  проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы (защита проекта).

В программе используется гибкая рейтинговая система оценки достижений обучающихся  по определенным критериям:

  1. выполнение определённого количества исследовательских работ, когда каждая исследовательская работа оценивается определенным количеством баллов;
  2. выполнение нескольких тестов и, следовательно, подсчет промежуточных рейтингов (количество баллов за тест и исследовательские работы);
  3. подведение итогов в конце каждого полугодия (январь, май);
  4. система награждения и поощрения обучающихся, лучшие обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов, награждаются грамотами и призами;
  5. организация контроля знаний происходит на основе саморефлексии обучающегося.

Рефлексия помогает определить степень достижения поставленной цели, причины их достижения или наоборот, действенность тех или иных способов и методов, а также провести самооценку.

Информационная среда

 Современные источники и носители информации:

  1. Ресурсы Интернета – библиотеки, энциклопедии, словари, справочники, сведения об авторах, об исторических сведениях, о знаменитых людях, о представляемой эпохе, о природных явлениях и др.
  2. Электронные обучающие программы, электронные библиотеки, энциклопедии, словари, справочники, видео – и DVD – фильмы.
  3. Книги различного направления.
  4. Произведения музыкального и изобразительного искусства.
  5. Устное и письменное общение со сверстниками (друзьями), родителями и педагогами.

ВСЯ ПРОГРАММА ДЕЛИТСЯ НА НЕСКОЛЬКО БЛОКОВ

1 класс- БЛОК «Семья и школа»

-Я и школа

-Я и моя семья

2 класс- БЛОК «Мир вокруг нас»

-Я и мои друзья

- Я и мое хобби

-Я и общество

-Я и мой город

3 класс-БЛОК «Мир природы и человек»

-Возникновение жизни на Земле

-Природа и человек (прошлое и настоящее)

-Будущее планеты в наших руках

4 класс-БЛОК «Россия – Родина моя»

-Россия из глубины веков

-Русь в 13-16 веках

-Русь в 17-18 веках

-Русь в 19-20 веках

-Русь в 20 веке

-Современная Россия

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 год обучения

Блок «Мир вокруг нас»

Месяц

Сроки

Содержание работы

СЕНТЯБРЬ 

 

1 неделя

Определение темы проекта «Я и мои друзья»

2 неделя

Первичное формирование проектных групп

3 неделя

Сбор информации о друзьях

4 неделя

Отчёт о проделанной работе, планирование последующей деятельности

ОКТЯБРЬ

1 неделя

Определение направления «Друзья вне школы».

2 неделя

Сбор информации, составление заметок

3 неделя

Сбор информации, составление заметок

4 неделя

Отчёт о проделанной работе, планирование последующей деятельности

НОЯБРЬ

1 неделя

Пополнение материала к проекту, наглядный материал «Я и мое хобби»

2 неделя

Группировка материала, составление описания.

3 неделя

Коллективное обсуждение работы и ее оценка

4 неделя

Отчёт о проделанной работе, планирование последующей деятельности

ДЕКАБРЬ

1 неделя

Группировка материала, составление описания. «Мое хобби в будущем».

2 неделя

Коллективное обсуждение работы и ее оценка

3 неделя

Оформление презентации

4  неделя

Презентация проекта

«Я И ОБЩЕСТВО»

Месяц

Сроки

Содержание работы

ЯНВАРЬ 

 

1 неделя

Определение темы проекта «Я и общество»

2 неделя

Первичное формирование проектных групп

3 неделя

Сбор информации о РФ.

4 неделя

Отчёт о проделанной работе, планирование последующей деятельности

ФЕВРАЛЬ

1 неделя

Определение направления «Главные города России».

2 неделя

Сбор информации, составление заметок

3 неделя

Сбор информации, составление заметок

4 неделя

Отчёт о проделанной работе, планирование последующей деятельности

МАРТ 

1 неделя

Пополнение материала к проекту, наглядный материал «Я и мой город»

2 неделя

Группировка материала, составление описания.

3 неделя

Коллективное обсуждение работы и ее оценка

АПРЕЛЬ

1 неделя

Пополнение материала к проекту, наглядный материал  «Мой район».

2 неделя

Группировка материала, составление описания

3 неделя

 Коллективное обсуждение работы и ее оценка

4 неделя

Отчёт о проделанной работе, планирование последующей деятельности

МАЙ

1 неделя

Пополнение материала к проекту, наглядный материал  «Моя улица».

2 неделя

Оформление презентации

3 неделя

Презентация проекта

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения

Блок « Семья и школа»

« Я И ШКОЛА»

Месяц

Сроки

Содержание работы

ОКТЯБРЬ 

 

1 неделя

Определение темы проекта «Я и школа»

2 неделя

Первичное формирование проектных групп

3 неделя

Сбор информации об управляющем составе школы

4 неделя

Отчёт о проделанной работе, планирование последующей деятельности

НОЯБРЬ 

1 неделя

Определение направления «Традиции школы».

2 неделя

Сбор информации, составление заметок

3 неделя

Сбор информации, составление заметок

4 неделя

Отчёт о проделанной работе, планирование последующей деятельности

ДЕКАБРЬ 

1 неделя

Пополнение материала к проекту, наглядный материал «Специализированные кабинеты школы»

2 неделя

Группировка материала, составление описания.

3 неделя

Коллективное обсуждение работы и ее оценка

4 неделя

Отчёт о проделанной работе, планирование последующей деятельности

Январь

1 неделя

Группировка материала, составление описания. «Школьный музей».

2 неделя

Оформление презентации

3 неделя

Презентация проекта

«Я И МОЯ СЕМЬЯ»

Месяц

Сроки

Содержание работы

ФЕВРАЛЬ 

 

1 неделя

Определение темы проекта «Я и моя семья»

2 неделя

Первичное формирование проектных групп

3 неделя

Сбор информации о семейной родословной

4 неделя

Отчёт о проделанной работе, планирование последующей деятельности

МАРТ 

1 неделя

Определение направления «Традиции семьи».

2 неделя

Сбор информации, составление заметок

3 неделя

Сбор информации, составление заметок

4 неделя

Отчёт о проделанной работе, планирование последующей деятельности

АПРЕЛЬ 

1 неделя

Пополнение материала к проекту, наглядный материал «Семейные праздники»

2 неделя

Группировка материала, составление описания.

3 неделя

Коллективное обсуждение работы и ее оценка

4 неделя

Отчёт о проделанной работе, планирование последующей деятельности

МАЙ

1 неделя

Группировка материала, составление описания. «Семейный герб и девиз».

2 неделя

Оформление презентации

3 неделя

Презентация проекта



Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение «Средняя Общеобразовательная Школа  №120»

Программа внеурочной деятельности

        «Читать - это модно»

Адаптированная

Составитель программы: Кузнецова Татьяна Михайловна,

Учитель начальных классов

                 г.Пермь

2011 г.

Пояснительная записка.

Цели и задачи:

- формирование  активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;

- формирование  познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к творчеству писателей;  

                                                 - расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;

- обогащение нравственно–эстетического опыта ребенка;

Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников – задача уроков библиотечного чтения. Эти уроки способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг.

Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать  в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.

Данная программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 4 года. (таблицы №1 -5)

Новизна программы библиотечных мероприятий по чтению «Читать – это модно» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу  детской литературы и литературы для детей и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.  

Она построена таким образом, чтобы  в процессе воспитания и  привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия с детьми целесообразно проводить один раз в неделю. Каждое занятие  включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка.  Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми. Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от умелого использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений классиков русской и зарубежной литературы, гениальных творений композиторов и живописцев. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками.

 Усвоение систематического, точно очерченного программой круга знаний, умений и навыков, необходимых учащимися младших классов для проявления читательской самостоятельности, а также формирования мотивов обращения к детским книгам и потребности в самостоятельном чтении предполагают наличие в распоряжении учителя специального учебного материала.

Отбор детской литературы для чтения и форм проведения мероприятий производился по следующим критериям:

- все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей школьного младшего возраста;

- все используемые произведения изучались на уроках литературного чтения, внеклассного чтения и  в процессе организации самостоятельного чтения;

- мероприятие должно вызывать положительный эмоциональный настрой и проводиться в интересной для учащихся форме;

- к данному мероприятию готовится заранее не только библиотекарь, но и учащиеся, а иногда и родители;

Прогнозируемый результат реализации программы.

  1. Оптимальное повышение техники чтения.
  2. Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.
  3. Умение работать с книгой.
  4. Умение работать с текстом.
  5. Заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных  способностей у своих детей.

                                  Диагностические средства.

Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:

1.Проверка техники чтения.

2. Проверка читательского кругозора.

3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения (в конце 2, 3 и 4-х классов)

Анкета для первоклассников «Читательская активность обучающихся»

Цель: выявление читательской активности у детей младшего школьного возраста, а также направленности читательского интереса.

1. Любишь ли ты читать?

-да-

-нет-

2. Почему ты любишь читать?

 -можно многое узнать

-интересно

3.Посещаешь ли ты библиотеку?

-да

-нет-

4. Что ты любишь читать?

 -стихи

-сказки

-смешные рассказы

-рассказы о животных

5.Что любишь больше всего?

-читать сам

-слушать чтение взрослых

6. Читают ли в вашей семье книги вслух?

 -читают

-не читают

7. Как ведут себя родители во время твоего чтения?

-хвалят

-ругают, сердятся

8. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?

-могу

-не могу

Проверка читательских умений во 2 классе.

В работе с книгой второклассник должен уметь:

  1. использовать в ответе о книге ее справочный аппарат: информацию с обложки и титульных листов, из предисловий, послесловий, аннотаций;
  2. определять примерное содержание книги по иллюстрациям и заголовкам после просмотра оглавления;

  1. пользоваться сносками и примечаниями книги;
  2. отвечать на типовые вопросы о книге;
  3. составить рассказ о книге в целом после рассматривания.

Проверка читательского кругозора

Проверка читательского кругозора второклассников, как правило, обнаруживает знание авторов, жанров и тем детского чтения во всем их многообразии.

Во 2 классе проверить читательский кругозор учеников учитель может с помощью следующих вопросов и заданий:

  1. Что мы узнаем о книге с ее обложки?
  2. Что мы узнаем о книге с титульного листа?
  3. Назови писателей - авторов сказок
  4. Скажи, каких поэтов ты знаешь.
  5. Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.
  6. О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)
  7. Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры.
  8. Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.
  9. Чем отличаются стихи от прозы?

  1. О чем вы любите читать?
  2. Что отличает произведения народного творчества и литературы?
  3. Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения
  4. Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время?

Проверка читательских умений в 3 классе.

В работе с книгой третьеклассник должен уметь:

  1. выбирать источник чтения самостоятельно - по силам и интересам;
  2. характеризовать книгу в целом;

_ сопоставлять содержание текста и иллюстраций, замечать оригинальную форму книги;

-        представить прочитанную дома книгу, порекомендовать ее другим читателям.

В работе с текстом третьекласснику нужны умения,

-готовиться к восприятию нового произведения;

  1. эмоционально и аналитически воспринимать читаемое;
  2. составить рассказ о герое произведения;
  3. кратко передать события (сюжет);
  4. самостоятельно готовиться к выразительному чтению текста.

Проверка читательского кругозора

  1. Запишите названия книг, прочитанных в последнее время.
  2. Назовите фамилии отечественных поэтов.
  3. Назовите авторов и заглавия прочитанных сказок
  4. Какие басни вы знаете?
  5. Кто из писателей пишет о природе?
  6. Назовите авторов зарубежной литературы.
  7. Назовите известные вам жанры произведений.
  8. Назовите любимые темы чтения.

Проверка читательских умений в 4 классе.

В работе с книгой закрепляются и совершенствуются следующие читательские умения четвероклассников:

-        выбирать новую книгу для самостоятельного чтения;

_ определять и сопоставлять содержание книги после рассматривания и после чтения;

-устанавливать тему и жанр просмотренной книги;

-называть тип книги, ее особенности и способ прочтения (в целом, по частям,

выборочно);

-ставить перед собой цель чтения книги.

-давать оценку собственному навыку чтения (самоанализ).

Проверка читательского кругозора.

Читательский кругозор четвероклассника учитель может проверить с помощью следующих вопросов и заданий:

  1. Какие виды книжных изданий для детей вы знаете? (Литературно-художественное издание, научно-познавательные и справочные книги, энциклопедии, избранное, книги-произведения 11 книги-сборники, собрание сочинений классика литературы.)
  2. Перечислите все известные вам жанры литературы и устного народного творчества. Приведите примеры. (Рассказы, повести, романы, сказки авторские и народные, былины, очерки, статьи, стихотворения, пословицы, поговорки, песенки-потешки, колыбельные, небылицы, загадки, скороговорки.)

3.        Прочитайте наизусть отрывок из понравившегося вам прозаического произведения (во
2-4 классах учили отрывки из произведений Мамина-Сибиряка, Паустовского, Гайдара,
Чехова, Платонова, Пришвина и др.).

  1. Прочитайте наизусть понравившееся вам стихотворное произведение. (Следует отметить выбор ребенком текста: созданного специально для детей: Барто, Михалков, Чуковский, Маршак, Берестов, Токмакова и др. - или общей литературы: Пушкин, Тютчев, Фет, Бунин и др.)
  2. Какие книги вы читали в последнее время? Разделите эти книги на 2 группы: выбранные по совету других и выбранные самостоятельно.
  3. Назовите, какие вы знаете темы детского чтения. (Основные программные темы: о детстве, о природе, о родине, о других странах, о чудесах и волшебстве, о приключениях и путешествии, о труде, об известных людях, о мире человеческих отношений, о мире знаний, о мире прекрасного, о школьной жизни, о народной мудрости.)
  4. Назовите фамилии поэтов, прозаиков, сказочников.
  5. Чем отличается литература от других видов искусств? (Художественное произведение -это условный вымышленный мир, картина реальной или фантастической жизни. Главными в книгах являются герои, образы. Через них и события авторы передают читателям накопленный веками человеческий опыт, знания. Произведение всегда несет читателю какую-то поучительную мысль, передает чувства, настроение, отношение автора к миру. В художественных текстах слова употребляются в переносном значении. Тексты - это чужая речь, прозаическая и стихотворная. Произведения бывают на определенную тему и имеют жанр. Чтение литературы развивает человека, обогащает его жизнь.)

Проверка техники чтения проводится в соответствии с программой по предмету на уроках чтения.

                                                                                                                   

  Таблица №1

Учебно-тематический план.

1 класс

Тема

Количество часов

Вид занятий

(форма, метод)

Содержание

1.

« Клуб почемучек»

3

Беседа, чтение книг библиотекарем

Рассматривание, чтение книжек - малышек,  игры с книжками- игрушками, раскрашивание рисунков в книжках- раскрасках.

2.

«Поляна сказок»

3

Драматизация сказки, игры на основе сказок

Чтение сказок библиотекарем , драматизация сказки, игры на основе сказок, раскраски со сказками, лепка героев из пластилина.

3.

Игры с буквами

2

Игровая форма занятия.

Игры с буквами. Нужны для игр альбом, карандаши или краски, картинки с буквами

4.

Малые фольклорные жанры: народные песенки, потешки.

2

игры и хороводы

Чтение  библиотекарем, заучивание наизусть, игры и хороводы.

5.

Где живут книги?

1

Знакомство с хранилищем книг.Картотека

.

Правила поведения в библиотеке,

порядок выдачи книг

6.

Малые фольклорные жанры: загадки.

2

Детское творчество.

Отгадывание загадок, рисование или раскрашивание отгадок- букв.

7.

 Стихи  о детях и для детей. Мои первые книжки».

2

беседа

игра

Чтение стихов библиотекарем, заучивание наизусть, игры.

8.

Малые фольклорные жанры: веселые скороговорки, забавные считалки.

2

Игры

Разучивание скороговорок и считалок, игры пожеланию детей.

9.

Из чего состоит книга?

2

беседа

Элементы книги: корешок, страницы, переплет, оглавление.

10.

Я рисую книжку.

2

Проектная деятельность.

Изготовление книжки-малышки.

11.

Коллективная поездка в театр.

2

Просмотр и обсуждение спектакля,

обмен впечатлениями.

12.

Игровая программа для первоклассников в форме КВНа «Спасибо тебе, Азбука!»

4

Игровая программа.

Подготовка к празднику,

мероприятие.

13.

Маленький читатель.

1

Экскурсия в  библиотеку имени Гоголя.

Знакомство с библиотекарем и библиотекой, запись в библиотеку.

14.

Писатели-юбиляры.

3

Совместное чтение книг, подготовка рисунков по произведениям.

Календарь знаменательных дат. Знакомство с книгами писателя.

15.

Игра – викторина по прочитанным книгам.

1

викторина

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев произведений и т.д.

16.

Летнее чтение

1

беседа

Рекомендательный список произведений для летнего чтения.

Итого

33

часа

                                                 Таблица №2

Учебно-тематический план.

2 класс

Тема

Количество часов

Вид занятий

(форма, метод)

Содержание

1.

Самые интересные книги, прочитанные летом.

1

Посещение библиотеки.

Обзор новых книг для чтения во 2 классе.

2.

Конкурс рисунков по  прочитанным книгам.

2

Организация и проведение конкурса.

Выставка рисунков.

3.

Конкурсная программа «Путешествие в море книг» 

2

Конкурсная программа.

Подготовка по группам.

Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы.

4.

Литературная игра- викторина «Лукоморье» по сказкам А. С. Пушкина.

3

Литературная игра- викторина.

Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы.

5.

День книги – именинницы.

3

Форма проведения по выбору библиотекаря.

Рассказ о книге по календарю знаменательных дат

6.

Сказки и стихи  К.Чуковского.

3

Литературная игра- викторина

Викторина по произведениям, конкурс рисунков.

7.

Писатели – юбиляры.

3

Устный журнал.

Рассказ о творчестве писателя.

8.

Литературная игра

«Что? Где? Когда?» по сказкам Андерсена.

2

Литературная игра- викторина

Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы.

9.

«И в шутку, и всерьез». Рассказы Н. Носова.

2

 Конкурс кроссвордистов.

Отгадывание кроссвордов.

10.

Сказки зарубежных писателей.

3

Викторина по сказкам Ш. Перро. Конкурс рисунков.

Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы

11.

Сказки братьев Гримм.

3

Устный журнал.

Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы

12.

Зарубежный фольклор.

1

Беседа, чтение.

Английские песенки в переводе Чуковского и Маршака, чешские и латышские песенки в переводе Маршака.

13.

Конкурс семейных плакатов и рисунков «Вместе весело шагать»

1

Выставка рисунков и плакатов.

14.

«Папа, мама, я –читающая семья».                    

4

Проектная деятельность.

Праздник для родителей и детей

* конкурс на самую читающую семью;

*конкурс на лучшее чтение стихов;

*любимые книги родителей в детстве «Дайте до детства обратный билет».

15.

Посещение библиотеки имени Гоголя.

1

Беседа, обзор книг.

Рекомендательный список произведений для летнего чтения

Итого

34

часа

Таблица №3

Учебно-тематический план.

3 класс

Тема

Количество часов

Вид занятий

(форма, метод)

Содержание

1.

«Что я  читал летом».

2

Проектная деятельность.

Защита читательских дневников.

2.

«Золотая волшебница- осень»

3

Устный журнал.

Стихи русских поэтов об осени в сопровождении музыкальных произведений  русских композиторов

3.

Игра «Лего-чтение»

3

практическая работа

Моделирование рассказа, сказки.

4.

Посещение библиотеки имени Гоголя.

« День новой книги».

2

Экскурсия

Обзор новинок для чтения учащихся младшего школьного возраста

5.

Писатели – юбиляры.

3

проект

По календарю знаменательных дат.

6.

 «Лучшие сказки 20-века».

3

Выставка книг

Дети приносят  книги со сказками и презентуют их, а потом выставляют на полку.

7.

Конкурс кроссвордистов.

2

проект

Составить кроссворд по произведениям детских писателей.

8.

Литературный праздник, посвященный творчеству Г.-Х. Андерсена.

4

Литературный праздник

Подготовка и проведение утренника.

9.

Сочиняем загадки.

4

проект

Дети сочиняют загадки по предложенной рифме, рисуют отгадку.

10.

Устный журнал «Любимые книги – любимые писатели».

4

проект

11.

Фотоконкурс «Я читаю!»

2

Фотоконкурс

проект

Выставка фотографий, сделанных в семье,  классе, библиотеке.

12.

Современные детские журналы и газеты.

2

творческая деятельность

Подготовить рекламу журнала по мини-группам.

Итого

34 часа

                                   

       Таблица №4

Учебно-тематический план.

4 класс

Тема

Количество часов

Вид занятий

(форма, метод)

Содержание

1.

«Лето с героями любимых книг».

2

проект

Презентация читательских дневников.

2.

Устный журнал «Твоя книжная полка».

1

Занятие в библиотеке имени Гоголя

Обзор новинок для чтения учащихся младшего школьного возраста

3.

И. Крылов «Уж сколько раз твердили миру...» Конкурс на лучшее инсценирование басни.

3

 Конкурс на лучшее инсценирование басни.

Творческая работа в группах

4.

«Книжкины именины»

2

Игровая программа

Викторины, конкурсы, кроссворды по книгам детских писателей.

5.

«Литературная гостиная».

3

Встреча с писателем.

Приглашает библиотека.

Подготовка: биография писателя,

вопросы.

Обмен впечатлениями.

6.

Литературные сказки зарубежных писателей.

4

КВН.

 Подготовка и проведение мероприятия по следующим произведениям:

Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», «Пеппи Длинныйчулок»; Кэрлл «Алиса в стране чудес», Милн «Винни – Пух», Янссон «Шляпа Волшебника»

7.

В гостях у малышей.

5

концертная деятельность

Посещение подготовительной группы детского сада с инсценировкой сказки (любой по выбору)

9.

Сочиняем сказки

4

проект

Дети сочиняют сказку по предложенному началу, оформляют в книжку- малышку

10.

Литературная игра по книге А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

3

Литературная игра

Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

11.

Конкурс чтецов, посвященный празднику Победы.

3

Конкурс чтецов

Подготовка и участие в ежегодном конкурсе чтецов

12.

Читательская конференция «Зачем нужны книги  в компьютерный век?»

2

Читательская конференция

Подготовка и проведение конференции.

работа организуются по секциям. Выступают докладчики и оппоненты, подводится итог.

13.

Литературная игра «Слабое звено»

2

Литературная игра

Подготовка и заключительная игра по прочитанным книгам.

Итого

34 часа

                                                  Таблица №5

План проведения недели детской книги

День недели

Дата

Класс

Мероприятие

Ответственные

понедельник

1 -4

Конкурс рисунков «В стране книг!»

Классные руководители, дети, родители, педагоги дополнительного образования, воспитатели ГПД

вторник

1- 4

Игра "Книжка заболела" (ремонт книг, учебников, изготовление закладок)

Классные руководители, дети, родители, воспитатели ГПД,

зав. библиотекой

Встреча с писателем в библиотеке «Литературная гостиная»

среда

1 -4

Конкурс  чтецов «Поэтическая тетрадь»

Классные руководители, дети,

зав. библиотекой

четверг

1

Литературная игра «Планета сказок»

Классные руководители, дети, родители,  воспитатели ГПД,

зав. библиотекой

2

Литературная викторина «Там, на неведомых дорожках»

3 - 4

Литературный турнир «Чемодан приключений»

пятница

1-4

Утренник «Посвящение в читатели»

Классные руководители, дети, родители, педагоги дополнительного образования, воспитатели ГПД

зав. библиотекой

суббота

1 -4

Торжественная линейка

Подведение конкурсов, награждение победителей.

Классные руководители, дети, родители, воспитатели ГПД,

зав. библиотекой

                                         Используемая  литература.

  1. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. -  Под ред. Н.Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 1998
  2. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва, 2006
  3. ВолинаВ.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994
  4. Вербицкая М. В., Волошина О. И. Тесты. Чтение в начальной школе. – Москва, Дрофа, 1999
  5. Гостимская Е.С., Мишина М. И. Внеклассное чтение. – Москва, «5 за знания», 2006
  6. Ксензова Г.Ю. Педагогические алгоритмы анализа воспитательного мероприятия. – Калинин, 1988
  7. Ксензова Г.Ю. Внеурочное воспитание в развивающейся школе. – Тверь, 2005
  8. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва, 2001
  9.  Перова Г.М. Проверочные работы по чтению в начальных классах. – М.: АРКТИ – 2006
  10. Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
  11. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
  12. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980
  13. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
  14. Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997
  15. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
  16. Праздник  - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия(спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
  17. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 1994
  18. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006

.

                                  Литература для учителя.

  1. Ожегов СИ. Словарь русского языка. / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
  2. Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.
  3. Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х   ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.
  4. Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская
  5. Энциклопедия», «Рандеву АМ», 2000.
  6. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
  7. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980
  8. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
  9. Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997
  10. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
  11. Праздник  - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
  12. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 1994
  13. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006

Литература для учащихся.

  1. Азбука. / Сост. Л.Н. Власенко. – М.: Эгмонт Россия Лтд., 2000
  2. Азбука в загадках:  книжка-раскраска – М.: ООО «Канц-Эксмо»; Наталис, 2004.
  3. Праздник букваря: стихотворения и рассказы /Предисл. А. Усачева. – М.: ООО «Издательство Артель». -2004
  4. Сапгир Г.В. Азбука в считалках и скороговорках. – М.: Планета детства. – 2001
  5. Как звучат слова: развивающая раскраска. ОАО «Радуга». – Киров. -2003
  6. Синицына  Е.И. Сказки для игры и развития. – М.: Лист Нью: Вече: КАРО. 2002
  7. Дитрих А.К. Почемучка: Детское справочное бюро: для совместного чтения родителей с детьми – М.: ООО «Издательство Астрель»: - 2002
  8. Сухих И. Г. Литературные викторины для маленьких читателей. – М.: Айрис – Пресс: Рольф.» 2001
  9. Цыбульник В.И. Золотой карнавал сказок – М.: ООО «Издательство АСТ» Донецк: Сталкер. 2001
  10. Волшебный ручеек: хрестоматия для учащихся 1-4 классов. /Сост.Н. В. Смолякова. – М.: ЗАО «БАО – ПРЕСС». 2002
  11. Времена года: Стихи. /Сост. Т. Носенко. – М. ООО «АСТ-ПРЕСС КНИНГА» 2003
  12. Песенка друзей: Хрестоматия для детей от 5 до 8 лет. /Сост. Е. Кожедуб. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Эклибрис, 2002
  13. Сказки, песни, загадки, стихотворения /С. Маршак. – М.: Детская литература , 1984
  14. Русские народные сказки. /Сост. В.П. Аникин. – М.: Просвещение, 1992
  15. Светлый мир. Произведения русских писателей. / Сост. Е.А. Копытова. Ижевск. 1998              


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование УУД на уроках литературного чтения

Слайд 2

Цель и задачи технологии продуктивного чтения Цель технологии : формирование читательской компетенции школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающий книги , умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: 1. Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста; Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать; 2. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса; 3. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей; 4. Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.

Слайд 3

Цель: учим самостоятельно понимать текст. Средство: приемы освоения текста до чтения, во время чтения или после чтения. Традиционный урок: До чтения: учитель готовит к восприятию текста. Например: «Сейчас узнаем о писателе и прочитаем…» Во время чтения : текст читает учитель или хорошо читающие дети, остальные слушают. После чтения: ученики отвечают на вопросы учителя, работа с текстом сводится к бесконечной беседе и вызывает скуку на уроке и не любовь к чтению. Чем же традиционный урок отличается от продуктивного чтения

Слайд 4

чтение: До чтения. ученики прогнозируют содержание текста, предполагают о чем текст по его названию, иллюстрации, портрету писателя. Возникает мотивация Во время чтения : читаем и ведем диалог с автором, задаем вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту. Возникает читательская интерпретация. После чтения: беседуем и уточняем позицию автора. Продуктивное чтение осваивается обучающимися уже на первых уроках обучения грамоте. По сути, Букварь – это уже мини-учебник литературного чтения. Технология направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных. Продуктивное чтение:

Слайд 5

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3 ) формируем умение выявлять сущность,особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника; 7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации. Познавательные УУД

Слайд 6

1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре. Коммуникативные УУД:

Слайд 7

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3 ) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Регулятивные УУД:

Слайд 8

1 ) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2 ) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Личностные УУД:

Слайд 9

Задания, направленные на формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных УУД.

Слайд 10

Дети читают слова: Эмма, Элла, Эдик, Эдуард, - Что общего в этих словах? Почему именно заглавная буква потребовалась? Догадались, почему эти имена читаем? - Значит, какая тема сегодняшнего урока? Знакомство с заглавной буквой Э (умение общаться и классифицировать по признакам, определяем новую тему) Познавательные УУД:

Слайд 11

2 . Развитие умения извлекать информацию из текстов обеспечивает технология продуктивного чтения, которая состоит из 3 этапов: 1. Работа с текстом до чтения 2. Работа с текстом во время чтения 3. Работа с текстом после чтения 2 класс Тема: М.Пришвин « Ребята и утята » 1 этап: Прочитайте заглавие! Понятно ли оно вам? Что видите на иллюстрации? Кого изобразил художник? (умение находить ответы на вопросы по иллюстрации )

Слайд 12

2 этап: После первичного чтения про себя задаю вопросы: - Что вас удивило? Что было самым интересным? Повторное чтение вслух – учитель ведёт диалог с автором. Вопросы:Какие непонятные слова встретились? Что значит паровое поле ? (умение работать со словарями, справочниками, знакомим с литературоведческими понятиями) 3 этап: Задания выполняются в тетради по литературному чтению. Соедините заголовки с частями рассказа (умение представлять информацию в виде схемы) А вам приходилось помогать животным ? (умение на основе жизненного опыта сделать выводы ) Домашнее задание творческое: нарисуйте домашних животных о которых говорится в рассказах или составьте рассказ о любом животном из рассказа (умение извлекать информацию из различных текстов).

Слайд 13

Формирование обеспечивается через обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях. 1. Подготовьте устный рассказ о герое, о личных впечатлениях по прочитанному (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами). 2. поиграем в театр, чтение по ролям; обсуждение творческих работ обучающихся по вопросам: - оцени свое сочинение, как ты считаешь, что тебе особенно удалось? - согласны ли с тобой товарищи? (умение формировать свои мысли в устной форме, умение слушать и понимать других) 3. Ведение диалога, монолога, планирование совместной деятельности, распределение ролей, корректировке ошибок (умение работать в паре, группе ). Коммуникативные УУД:

Слайд 14

Рассмотрите страницу и спланируйте свою сегодняшнюю деятельность на уроке. Будем открывать новые знания или повторять изученное? - познакомимся с новыми звуками < з >, < з *>, буквой З . - будем читать слоги, слова, предложения, тексты с изученной буквой. - научимся писать строчную букву з . - сделаем звукобуквенный анализ. - Что мы сейчас делали? (умение прогнозировать предстоящую деятельность) Регулятивные УУД:

Слайд 15

2. Работа с текстом. Прочитайте заголовок, подумайте о ком или о чем будем читать? Это сказка, рассказ, стихотворение? Проверим свои предположения, прочитаем текст (умение высказывать предложения на основе работы с учебником, умение работать с информацией ). 3.Задание на редактирование текста (исправь ошибки, проконтролируй чтение товарища). Умение отличать верное выполненное задание от неверного 4.Вопросы после чтения: - нашли ли ответы на поставленные ранее вопросы? - о чем расскажешь родителям? (умение осуществлять личностную и познавательную рефлексию) 5.Вопросы на формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей: - что тебе надо было сделать? - удалось выполнить работу? - ты сам справился или с чьей – то помощью? Что мы сейчас сделали? (учились оценивать свою работу – оцените работу с помощью различных знаковых символов).

Слайд 16

1.Уже тема «Учим буквы – учимся читать» нацеливает на положительную мотивацию к чтению. Для чего нужно хорошо научиться читать? 2.Задание на интерпретацию текста (раскрытие смысла, содержания), высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией, анализ характеров и поступков героев (умение высказывать свое отношение к героям, выражать эмоции). Личностные УУД:

Слайд 17

3.Учебник литературного чтения состоит из уроков вежливости, где дети познают себя и окружающий мир, учатся себя вести (как надо здороваться, как надо дарить подарки, правила гигиены). Вопросы: как бы вы дети это объяснили - для чего писатель рассказал эту историю? - в чем мудрость сказки? - помогите малышу разобраться (умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией) 4.Много текстов о любви к Родине, о нравственных качествах человека, о взаимоотношениях родителей и детей, о взаимовыручке.

Слайд 18

Уроки литературного чтения с учетом формирования УУД требуют от учителя не только знания технологии продуктивного чтения, но и большой любви самого учителя к литературе и чтению. Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению высоких результатов обучения и воспитания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "День Знаний".1 класс Конспект урока с презентацией

Конспект урока с презентацией для 1 класса. В уроке есть кроссворд, игра, викторина....

Конспект урока и презентация по курсу ОРКСЭ 4 класс "Добро и зло" (1-ый урок)

В конспекте урока отражены цели урока (обучающие, развивающие, воспитательные). В разработке урока есть творческие задания для учащихся. ...

конспект урока и презентация к уроку "Природа и музыка"

Через эмоциональное исполнение песен и осознанное слушание, через сопоставление музыки и живописи       воспитывать любовь к природе, интерес к слушан...

конспект урока и презентация к уроку математики во 2 классе

Разработка содержит конспект урока математики по УМК "Перспективная начальная школа". Учащиеся 2 класса закрепляют изученное вместе с героями известной сказки. Различные формы и виды работы позволяют ...

Конспект урока и презентация к уроку ИЗО "Осенний пейзаж родной Земли"

конспект урока, презентация, музыкальное сопровождение...

"Умножение числа 3 и соответствующие случаи деления". 2 класс. Конспект урока и презентация к уроку.

Программа "Школа России"Конспект урока на тему  "Умножение числа 3 и соответствующие случаи деления"Цель урока:-Составить таблицу умножения числа 3 и рассмотреть соответствующие случаи деления, п...

Конспект урока и презентация к уроку окружающего мира "Изображение Земли"

Работа для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...