Конспект урока по математике. Тема "Алгоритм. Блок-схема".
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Васильева Ирина Евгеньевна

Конспект урока по математике. Тема "Алгоритм. Блок-схема".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

 УРОК    МАТЕМАТИКИ

2 класс

(Программа «Школа 2100»).

Тема: «Алгоритм. Блок-схема».

             (Урок изучения нового материала).

Задачи:

1. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ: 

Формирование:

Знаний (первичных) об   алгоритме, и   блок-схеме;

Умений составлять и выполнять порядок действий в алгоритме;

Навыков  чтения    простейших блок-схем заданных алгоритмов.

2. РАЗВИВАЮЩАЯ: 

Развивать   умение  решать  задачи и примеры в несколько действий.

Обогащение и развитие словарного запаса.

Усложнение смысловых функций математической речи.

3. ВОСПИТЫВАЮЩАЯ:

Развивать универсальные общеучебные действия младших школьников.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Бейджик себе и учащимся, интерактивная доска, магнитная доска, проектор, флешкарта. Карточки со словами: дуб, ларец, заяц, утка, яйцо, игла. Наглядные картинки: дуб, ларец, заяц, утка, яйцо, игла. Опорные карточки: узнаем, алгоритм, научимся, использовать и составлять алгоритм, блок-схема, применим, математическая и нематематическая, тема.  Магниты – 50 штук, двусторонний скотч. Яблоня и яблочки 3 цветов, опорная схема с цветами яблок. Конвертики с блок-схемой и двумя кружками.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

Звенит звонок.

-Доброе утро, дети. Меня зовут Ирина Евгеньевна. Я проведу у вас сегодня урок математики.

 -Ну, ребятки, чур, молчок.

 Начинается урок.

 Не простой, не музыкальный

 Не весёлый, не печальный.

 Всё поймёт лишь тот из вас,

 Кто внимательно и тихо

 Будет слушать мой рассказ.

2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

 Взаимосвязь между действиями, последовательность событий.

-Не далеко, не близко, не высоко, не низко

 На горе далёкой стоит дворец высокий.

Слайд 1. «Дом Василисы».

- И живёт в том дворце Василиса.

Да не просто Василиса, а Василиса - Премудрая. Любила Василиса различные  задания выполнять. И была у неё для этого книга Мудрости.

Слайд 2. «Книга Мудрости»- сказка «Колобок».

-Рассмотрите картинки  в книге и назовите, из какой они сказки.

-Установи последовательность событий. Расположи картинки по порядку.

(1 ученик у доски называет и показывает, не касаясь доски, а по ходу ответа – щелчок 4 раза).

Слайд 3. «Книга Мудрости»- сказка «Репка».

(аналогично)

-Почему вы расположили картинки именно так?

+Такой порядок задан в сказке.

Слайд 4. «Слово по слогам».

-Попробуйте составить слово, расставив по порядку заданные слоги.

(2-3 называют, не прикасаясь)

Щелчок.

-Почему вы расположили слоги именно так?

+Слово должно получиться на 3 картинке.

+Смысл был бы нарушен.

-Многие события в нашей жизни связаны и происходят последовательно, по порядку.

3. Постановка целей урока.

-Ребята, а где вы встречали  это слово?

1. +Мы изучали его на уроке информатики.

    -Кто может объяснить, что означает это слово?

     +Слово мы слышали. Но не знаем, что оно означает.

     -Попробуйте предположить, что вы узнаете сегодня на уроке.

    +Мы   узнаем,  что  означает  слово АЛГОРИТМ.  Как этот термин связан с

      математикой.

     -Тема нашего урока:

     +Алгоритм. Блок-схема.

(Креплю на доску слово   АЛГОРИТМ к слову УЗНАЕМ).

2. +Это слово мы знаем.

    +Мы изучали его на уроке информатики.

    -Кто может объяснить, что означает это слово?

    +Алгоритм – это порядок действий.

    -Как вы считаете, чему мы будем учиться на этом уроке математики?

    +Мы   узнаем,  что  означает  слово АЛГОРИТМ.  Как этот термин связан с

      математикой.   Чем   отличается    математический    алгоритм    от      тех

      алгоритмов, с которыми вы уже встречались на уроках информатики.

     -Тема нашего урока:

    +Алгоритм. Блок-схема. (Открываю).

(Креплю на доску слово   АЛГОРИТМ к слову УЗНАЕМ).

-Встречалось ли вам слово БЛОК-СХЕМА?

-Что оно обозначат?

-Сегодня на уроке вы узнаете, что  обозначает этот термин.

(Креплю на доску слово   БЛОК - СХЕМА к слову УЗНАЕМ).

3. Введение в тему.

-Налетел тут ветер, тучи грозные собрались. То Кощей Василису решил похитить. Обернул её голубкою и унёс в свой темный замок.

-Ребята, вспомните сказку, а можно ли Кощея победить, и Василису освободить?

+Можно. Чтобы Кощея победить, надо найти дуб, на дубе – ларец, в ларце будет заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо, а в яйце – игла. Это – смерть Кощеева.

( На доске по ходу ответов детей открываю опорные карточки с порядком действий).

-Чтобы достичь цели – победить Кощея, мы должны действовать по заданному плану.

-Ребята, а можно ли переставить или вообще убрать какой-либо пункт плана? Например, мы не будем ловить утку.

+ Нет, переставлять нельзя. Если мы не будем ловить утку, то не достанем яйцо.

+В сказке смысл изменится.

+Мы не сможем победить Кощея.

-А как вы думаете, важно ли планировать свои действия и действовать точно по плану?

-Обоснуйте свой ответ.

+План, порядок действий нужен и важен для достижения цели.

-Предположите, чему вы можете научиться на этом уроке?

+ Мы будем учиться выполнять действия по порядку, пользоваться алгоритмом.

+Может, будем составлять свой алгоритм.

(Креплю на доску к слову НАУЧИМСЯ – слова ИСПОЛЬЗОВАТЬ И СОСТАВЛЯТЬ АЛГОРИТМ.)

3. «Открытие» нового знания.

1) Знакомство с понятием АЛГОРИТМ, БЛОК-СХЕМА.

 

Слайд 5. «Болото с кочками».

-Чтобы добраться до дуба, тебе надо пройти через болото по кочкам.

-Кто отважится?

-Ребята, помогайте своему товарищу. Откройте учебник на стр.66, найдите  №1 с похожим заданием и записывайте результаты в кружочки.

( Мальчик считает устно. По ходу ответов делаю 4 щелчка).

+40:4=10 *3=30 : 5=6 *10 =60

-Расскажите, какие действия  выполнил …, чтобы добраться до дуба.

+Он сначала 40: 4, потом результат *3, потом : 5 и *10.

(По ходу рассказа показываю порядок действий на  блок-схеме  со стр. 66)

-Можем ли мы сказать, что … действовал по порядку?

-Порядок этих действий можно записать так.

(Показываю блок-схему).

-Покажите начало действий.

-Покажите конец действий.

-Такой рисунок называют БЛОК-СХЕМА алгоритма.

(Вывешиваю карточку с термином около слов НАУЧИМСЯ).

-Важен ли был для ... порядок его действий? Почему?

+Чтобы получить правильный ответ.

-Вот мы и добрались до дуба.

Отмечаю картинкой дуба на схеме 1.

2) Работа с текстом учебника.

-Вы сами уже определили понятие алгоритма, прочитаем, как об этом написано в учебнике.

-Найдите правило на странице 66. Оно отмечено зелёным значком. Читаем правило.

-Что же такое АЛГОРИТМ?

-Покажите блок-схему алгоритма.

-Вот и до сундука добрались.

Отмечаю картинкой сундука на схеме 1.

Слайд 6. «Заяц».

(Сундук падает, открывается. Из него выбегает заяц.)

4. Динамическая пауза.

-Долгой была наша дорога. Пора отдохнуть.

?

-А теперь, скорее, за  зайцем!

5. Первичное закрепление.

1) Решение примеров по алгоритму, заданному блок-схемой.

Слайд 7. «№2-1»

-Для этого выполним действия по алгоритму, заданному блок-схемой.

-Ребята, найдите №2 записывайте свой результат в таблицу учебника.

 (По одному с места. По ходу ответов - 4 щелчка).

(Итог работы).

Слайд 8. «№2-2»

-По второй блок-схеме попробуйте пройти самостоятельно, работайте в парах, обсуждайте порядок выполнения работы.

-Кому нужна моя помощь?

(Индивидуальная помощь).

- Прочитайте получившиеся результаты.

(2-3 человека)

+5, 25, 45, 65.

Щелчок.

 Приготовьте простой карандаш. Исправьте допущенные ошибки.

-Кто допустил ошибку? С каким числом? Порассуждай, сам.

Слайд 9. «Утка».

(Заяц  исчезает. На её месте появляется утка.)

-Вот ещё одно действие нами выполнено.

Отмечаю картинкой на схеме 1.

2) Деление алгоритмов на математические и нематематические.

-Скорее за уткой!

Слайд 10. «Две блок-схемы».

-Ребята, что вы видите на слайде?

+Это блок-схемы.

-Попробуйте определить, какая из них – математическая, а какая – нематематическая.

(Креплю слова МАТЕМАТИЧЕСКАЯ и НЕМАТЕМАТИЧЕСКАЯ около слова АЛГОРИТМ).

-Почему вы так решили?

+Математические алгоритмы отражают математические операции.

(Заранее раздаю листочки с блок-схемами  по одной на парты детям.)

-Внимательно посмотрите на своё рабочее место. У вас на партах лежит конвертик. В нём  блок – схема  алгоритма на листке  и два кружка – зелёный и красный.

-Сейчас зазвучит музыка. Вы должны прочитать порядок действий в своём алгоритме и определить, какая у вас схема по содержанию - математическая или нематематическая. Если математическая - поднимите зелёное кружок, если – нет - красный кружок.

Звучит музыка. Дети поднимают.

(1 и 3 – красные, 2 – зелёные).

-Назовите свой алгоритм.

-Почему ты поднял красный кружок?

+Как собрать портфель. Это нематематический алгоритм.

(Аналогично  2  и 3 ряды). Итог.

-Часто ли в нашей жизни мы можем встретить алгоритм, порядок действий?

+Ежедневно по несколько раз мы выполняем действия алгоритма.

Слайд 11. «Яйцо».

-Вот и третье  действие нами выполнено.

Отмечаю картинкой на схеме 1.

2) Решение примера в несколько действий.

-Какая неудача! Утка уронила яйцо в воду. Кто же нам поможет его достать?

+Щука. 

Слайд 12.

-Щука поможет нам, если вы справитесь с решением примера.

(На обычной доске – пример).

-Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

-Кто хочет поработать у доски?

(1 решает  у доски. Все записывают пример в тетрадь).

-Можем ли мы применить алгоритм при решении примера?

+ Да. Мы обозначим порядок действий.

-Выполни по действиям, записывая каждое действие отдельно.

-Важен ли при решении примера порядок действий?

+Да. Если мы изменим, порядок действий, у нас получится неверный ответ.

-Как мы применили алгоритм в решении примера?

+ Когда мы решали пример, мы выполняли действия по порядку.

(Ставлю опорное слово РЕШЕНИЕ ПРИМЕРОВ около ПРИМЕНИМ).

-Какой алгоритм вы использовали при решении примера?

+Мы использовали математический алгоритм.

Щелчок. «Щука».

(Достаю яйцо-муляж, в нём игла-шпажка).

-Спасибо, щука. Яйцо мы достали.

Отмечаю картинкой яйца на схеме 1.

4) Решение задачи.

-Осталось самое трудное задание – достать иглу. А это – задача.

 Найдите задачу №4 под буквой а.

Щелчок.

-С чего начнём работу?

+Надо причитать условие задачи.

Щелчок.

(На доске появляются части блок-схемы).

-Прочитайте условие задачи.

- Чтобы решить задачу, нужно хорошенько представить себе эту жизненную ситуацию. О чём эта задача?

+ О деревьях.

-Какой следующий этап?

+Выделим главные слова для записи условия.

Щелчок.

Как вы предложите записать условие задачи?

 (1 у доски, все в тетради).

-Ребята, а вы записывайте условие  в тетрадь.

-Главные слова выделены. Какой этап работы будет следующим?

+Заполним условие.

-Повторите вопрос задачи.

Щелчок.

(Блок-схема).

-Условие записано. Что же дальше?

+Решение задачи.

Щелчок.

(Блок-схема).

-10+10*3+(10*3+15)=85 (деревьев)

-Итак, работу над задачей мы закончили?

+Ещё надо записать ответ.

 Щелчок.

(Блок-схема).

-Прочитайте вопрос.

-Какой будет ответ?

 

-Внимательно рассмотрите полученную запись. Что у вас получилось?

+Получилась блок-схема алгоритма решения задачи.

-Какой алгоритм вы использовали при решении задачи?

(Ставлю опорное слово РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ около ПРИМЕНИМ).

+Мы использовали математический алгоритм.

- Алгоритм решения задачи останется вам на память в буклете нашего урока, чтобы помочь вам в рассуждении.

(Показ буклета).

-Пройден последний этап нашего урока.

(Креплю яйцо).

-Вот цель нашего сказочного путешествия – игла.

(Показываю иглу – шпажку, ломаем).

Слайд 13. «Появление Василисы».

7. Итог урока. Рефлексия деятельности.

1) Итог урока.

-Как хорошо, что в мире есть вопросы и задачи!

 Как хорошо, что можно их решать!

 Пытливый ум, находчивость, смекалка

 Тебе помогут знанья открывать!

-Что нового вы для себя сегодня открыли?

(С опорой на схему).

ТЕМА : АЛГОРИТМ. БЛОК-СХЕМА.

УЗНАЕМ: АЛГОРИТМ, БЛОК-СХЕМА

       

математический  нематематический

НАУЧИМСЯ: составлять, читать блок-схемы алгоритма

ПРИМЕНИМ: решение задач, решение примеров

АЛГОРИТМ

+Мы узнали, что такое математический алгоритм.

+А я узнал, что алгоритмы могут быть математические и нематематические.

+Мы научились читать и составлять блок-схемы алгоритмов.

+Мы применяли алгоритмы при решении примеров и задач.

2) Рефлексия деятельности.

-Вы помогли сегодня Василисе, и она приглашает вас в свой сад, где растёт чудо-яблонька. А под ней - яблочки.

(Открываю доску с яблоней, яблоками  и опорной схемой).

-Красное, жёлтое и зелёное.

 Если вы считаете, что урок прошел для вас недаром, вы хорошо поняли материал – прикрепите красное яблочко.

Если не всё пока удавалось – что-то не получалось – жёлтое.

 Если было сложно, не всё понятно – зелёное, надо немножко созреть.

(Дети крепят по ряду под музыку на скотч).

5)Выводы и обобщение.

-Посмотрите на нашу яблоньку. Если у вас жёлтое или зелёное яблочко – ничего страшного, ведь вы ещё продолжите работу по этой теме на следующих уроках.

-Спасибо всем.

-В благодарность за сегодняшний труд я хочу вам буклеты. Пусть они напоминают вам о нашей совместной работе. В них содержится материал для домашней работы по теме «Алгоритм».

Спасибо за вшу помощь. Всего вам самого хорошего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс

Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе

Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...