Главные вкладки

    Урок путешествие в страну "Веселая математика"Числа первого и второго десятка
    методическая разработка по математике (2 класс) на тему

    Герман Светлана Александровна

    Цель: закрепить пройденный материал, умение решать задачи.

     

    -обобщить знания учащихся о числах первого и второго  десятка; совершенствовать вычислительные навыки, приёмы сложения и вычитания с переходом через десяток, умение решать задачи;

    -развивать интерес к математике, логическое мышление, творческие способности, способность сохранять доброжелательное отношение к друг другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

    -воспитывать целеустремленность, настойчивость.

     

    Оборудование.

    УЧИТЕЛЮ к уроку:

    Картинки – “цифры”.

    Цифры – магниты (для заданий на доске).

    Короны для детей – цифры “0” и “1” (для сценки).

    Короны для детей – знаки действий “+” и “-”.

    Презентация «Путешествие в страну «Весёлая математика».

    Письмо от госпожи Задачи (в письме – задачи в стихах).

     “Хитрые” узоры – геометрические загадки на внимательность.

    Пословица “МАТЕМАТИКА – ЦАРИЦА НАУК”.

     

                                                      Ход урока

    Учитель. Сегодня у нас, ребята, необычный урок. Кажется, совсем недавно вы пришли в 1 класс, вы с нетерпением ждали этого дня. И, конечно, вы не помните, что не умели писать, решать задачи. Но вот вы уже не первоклашки, вы многому уже научились  и сегодня на уроке мы подведем итог – чему научились.

    Учитель. Итак, сегодня в нашем классе математический праздник “Числа первого и второго  десятка”. Я знаю, что математика стала одним из ваших любимых школьных предметов. А знаете ли вы, что математику называют ЦАРИЦЕЙ НАУК! Почему? Да потому что нет такой области жизни, нет такой профессии, где бы не понадобились математические знания и умения.

    Чтоб врачом, моряком, или летчиком стать,
    Надо твердо, на «5» математику знать
    .

     Итак, мы начинаем. Но вначале я расскажу вам, откуда пришло к нам слово “математика”? Из древнегреческого языка “мантеин” означает в переводе – учиться приобретать знания. Это значит, что кто любит математику – тот любит знание. Математика все считает, все находит. С её помощью ученые делают разные научные открытия. Но есть что-то, без чего математика ну никак не может обойтись? Отгадайте-ка мою загадку, и тогда вы узнаете без чего же не может обойтись математика.

    Проживают в трудной книжке

    Хитроумные братишки.

    Десять их, но братья эти

    Сосчитают все на свете.

    Учитель. Сегодня мы совершим путешествие по стране МАТЕМАТИКЕ и покажем нашим гостям, чему мы научились на уроках. А начинает наш путь детская считалка.

    Все, что вижу во дворе я, все, что вижу на пути,
    Я сумею, я сумею сосчитать до десяти!
    Едем с мамой в зоосад и считаем всех подряд.
    Пробегает дикобраз – это РАЗ!
    Чистит перышки сова – это ДВА!
    ТРЕТЬЕЙ стала росомаха!
    А ЧЕТВЕРТОЙ – черепаха!
    Серый волк улегся спать – это ПЯТЬ!
    Попугай в листве густой – он ШЕСТОЙ!
    Вот лосенок рядом с лосем,
    Это будет СЕМЬ и ВОСЕМЬ!
    ДЕВЯТЬ – это бегемот,
    Рот как бабушкин комод!
    В клетке ходит лев косматый,
    Он последний, он – ДЕСЯТЫЙ!
    Дальше нам не сосчитать,
    Надо снова начинать.

    Учитель. На наш праздник пришли главные жители страны МАТЕМАТИКИ – ЧИСЛА. Встречайте их!

    (Выступают дети с картинками цифр.)

    “0”

    Могу назвать его мячом,
    А хочешь, дыркой назовем,
    А можно бубликом,
    Почти что кругленьким.
    Но как его не назовем,
    Он называется нулем!

    “1”

    Начинаем представленье
    Детворе на удивленье!
    Познакомимся, друзья,
    Единица – это Я!
    Я умею делать стойку,
    По канату я хожу,
    За собою цифру двойку
    На веревочке вожу!

    “2”

    Два похожа на гусенка
    С длинной шеей, с шеей тонкой.

    “3”

    Три – это заклинатель змей
    Вышел с дудочкой своей.
    Перед ним танцует змейка –
    Хвост крючком, дугою шейка.
    Ты на змейку посмотри –
    Да ведь это цифра три!

    “4”

    Гляди, четыре – это стул,
    Который я перевернул.

    “5”

    А потом пошла плясать
    По бумаге цифра пять!
    Руку вправо протянула,
    Ножку круто изогнула!
    Налитая, симпатичная,
    Цифра самая отличная!

    “6”

    Цифра шесть – дверной замочек,
    Сверху – крюк, внизу – кружочек.

    “7”

    Цифра семь! Цифра семь!
    Цифра легкая совсем!
    Семь – точно острая коса.
    Коси, коса, пока роса!

    “8”

    К этой цифре ты привык,
    Эта цифра – снеговик.
    Лишь зима сменяет осень,
    Дети лепят цифру восемь!

    “9”

    Цифра шесть вниз головой
    Стала цифрою другой.
    Можете поверить –
    Уже не шесть, а девять!

    “10”

    Цифра вроде буквы О
    Это ноль, иль ничего.
    Круглый ноль такой хорошенький,
    Но не значит ничегошеньки!
    Если слева рядом с ним единицу примостим,
    Он побольше будет весить,
    Потому что это ДЕСЯТЬ!

    Учитель. Спасибо, уважаемые цифры! Ребята, в стране МАТЕМАТИКЕ нам нужно преодолеть несколько препятствий. Первое испытание нам подготовила ЦАРИЦА МАТЕМАТИКА.

    1. “Исчезнувшие цифры”

    1, 2, …, 4, …, 6, 7, …, …, 10.

    2. “Соседи”

    Покажи соседей числа: 5, 9, 11, 15, 19, 10.

    3. “Четвертый лишний”

    Какое число лишнее? 7, 2, 10, 5. Почему?

    Учитель. Ребята, а какое число в математике самое маленькое? (Ноль.)

    А вы согласны с тем, что ноль ничего не значит? (Нет.)

    Можно ли обойтись без нуля? (…) Давайте посмотрим.

    Сценка “Ноль и единица” (дети в коронах цифр).

    Учитель:

    Вот это – ноль, иль ничего.
    Послушай сказку про него!
    Сказал веселый круглый ноль
    Соседке единице:

    Ноль:

    С тобою рядышком позволь

    Учитель:

    Она окинула его
    Сердитым гордым взглядом.

    Единица:

    Ты – ноль, не стоишь ничего.
    Не стой со мною рядом!

    Учитель:

    Ответил ноль…

    Ноль:

    Я признаю, что ничего не стою.
    Но можешь стать ты десятью,
    Коль буду я с тобою!
    Так одинока ты сейчас, мала и худощава,
    Но будешь больше в десять раз,
    Когда я встану справа!

    Учитель:

    Напрасно думают, что ноль
    Играет маленькую роль!

    Ноль:

    Я двойку в двадцать превращу.
    Из троек и четверок
    Могу я, если захочу,
    Составить тридцать, сорок.
    Пусть говорят, что я – ничто.
    С двумя нулями вместе
    Из единицы выйдет – 100,
    Из двойки – целых 200!

    Учитель. Можно ли обойтись без нуля? (нет) Конечно, нет.

     

    Учитель.

    А теперь проведем небольшую разминку и немного поиграем.

    В начале разминки учитель для примера показывает порядок проведения разминки.

    Сколько зайчиков у нас,

    Столько и подпрыгнем раз.

    Дети выполняют прыжки.

    Сколько палочек до точки,

    Столько встанем на носочки.

    Дети встают на носочки.

    Сколько точек в нашем круге,

    Столько раз поднимем руки.

    Дети поднимают руки.

    Сколько елочек зеленых,

    Столько выполним наклонов.

    Дети поднимают руки.

    Учитель. Ребята, цифры живут в стране МАТЕМАТИКЕ не одни. Кто еще живет в ней? Без чего не может существовать математика? (без знаков) Встречаем!

    Как нету на свете без ножек столов,
    Как нету на свете без рожек козлов,
    Котов без усов, и без панцирей раков,
    Так нет в математике действий без знаков.

    (Выходят дети в коронах: знаки действий “+” и “–”.)

    “+”

    Я – ПЛЮС, и этим я горжусь!
    Я для сложения гожусь.
    Я – добрый знак соединенья,
    И в том мое предназначение!

    “–”

    Я – МИНУС, тоже добрый знак.
    И не со зла я – отнимаю,
    А роль свою лишь выполняю!

    Учитель. А вот и следующее препятствие на нашем пути. Математические бусы.

    Вставить знаки “+” или “-”.

    10 … 1 = 9          10...2=12
    5 … 3 = 8            15...5=10

    Устный счет.

    1. К 4 прибавить 5 будет … (9)
    2. 7 уменьшить на 1 будет … (6)
    3. Я задумала число, увеличила его на 3, получила 13. Какое число я задумала? … (10)
    4. Какое число на 4 больше, чем 6? … (10)

    (Раздается стук в дверь, почтальон принес письмо.)

    Учитель. Интересно, от кого это нам письмо пришло?! (Читает.)

    “Приехать в гости не могу, сильно болею. Нужно лекарство.

    Ребята, срочно решите …” Подпись: госпожа ЗАДАЧА.

    – Ребята, давайте поможем госпоже Задаче выздороветь и выполним следующее задание. Река “Задача”. Нужен мост через нее.

    Решение “веселых” задач.

    Еж спросил ежа, соседа:
    – Ты откуда, непоседа?
    – Запасаюсь я к зиме.
    Видишь яблоки на мне.
    Много яблочек в лесу.
    6 принес да 4 несу.
    Призадумался сосед:
    “Это мало или нет?”
    Знаете ли вы ответ? (6 + 4 = 10)

    К серой цапле на урок
    Прилетело пятьнадцать сорок,
    А из них лишь три сороки
    Приготовили уроки.
    Сколько лодырей - сорок
    Прилетело на урок? (15 – 3 = 12)

    Логические.

    Курица, стоя на одной ноге, весит – 2 кг. Сколько будет весить курица, если встанет на обе ноги? (все равно 2 кг)

    На грядке сидели 5 воробьев. Кот подкрался и схватил одного. Сколько воробьев осталось на грядке? ( 1 воробей, тот, что у кота)

    Учитель. Скажите, ребята, а дома вам приходилось сталкиваться с решением задач? А если вам бывает трудно, кто спешит вам на помощь? (мама)

    Сценка-шутка “Мама и сынок” (участвует мама с сыном)

    Мама.

    А, ну-ка, малыш, отвечай мне урок:
    В кармане твоем три ореха, дружок. (кладет как будто бы сыну в карман их)
    Побаловать мама сыночка решила –
    Еще два ореха в карман положила. (снова будто бы кладет)
    Запомнил? Теперь все орехи сложи.
    Сколько в кармане орехов, скажи?

    Сын.

    Сколько орехов? (лезет в карман)
    Ни одного!

    Мама.

    Ты огорчишь так отца своего!
    Считать не умеешь – позор для семьи!

    Сын (выворачивая карманы). Дырявые, мама, карманы мои!

    Учитель. Вот такие веселые истории случаются с ребятами дома. А мы путешествуем дальше. Только мы переправились через реку, как на нашем пути выросли горы. Здесь начинается страна Геометрия, а живут в ней геометрические фигуры. Назовите, какие фигуры вы знаете? (…, …, …, … )

    Дети называют геометрические фигуры они появляются на экране.

    Учитель. Ребята, я знаю одну интересную историю. Есть такое нехорошее качество характера – зависть, жадность. Правда, это бывает у людей, но в нашей истории завистью заболел Треугольник. А чем закончилась эта история? Давайте узнаем.

    Сценка “Треугольник и квадрат”(двое ребят)

    Е. Панин

    Автор (учитель).

    Жили-были два брата:
    Треугольник с Квадратом.
    Старший – квадратный,
    Добродушный, приятный.
    Младший – треугольный,
    Вечно недовольный.
    Стал расспрашивать Квадрат:

    Квадрат. Почему ты злишься, брат?

    Автор. Тот кричит ему:

    Треугольник.

    – Смотри!
    Ты полней меня и шире!
    У меня углов лишь три,
    У тебя же их – четыре!

    Автор. Но Квадрат ответил:

    Квадрат.

    – Брат! Я же старше.
    Я – квадрат!

    Автор. И сказал еще нежней:

    Квадрат. Неизвестно, кто нужней!

    Автор.

    Но настала ночь, и к брату,
    Натыкаясь на столы,
    Младший лезет воровато –
    Срезать старшему углы.
    (Треугольник срезает ножницами углы Квадрату.)
    Уходя, сказал:

    Треугольник.

    Приятных я тебе желаю снов.
    Спать ложился – был квадратным,
    А проснешься без углов.

    Автор.

    Но наутро младший брат
    Страшной мести был не рад.
    Поглядел он – нет Квадрата!
    Онемел, стоял без слов!
    Вот так месть!.. Теперь у брата –
    ВОСЕМЬ новеньких углов!

    Учитель. Вот такая история. Завидовать и мстить – нехорошо! А наши геометрические фигуры приготовили для вас последнее испытание. Хитрые узоры. Сосчитайте, сколько…?

    Задание на внимательность. “Елочка” (треугольники).
                                                         “Прямоугольники”.

    Учитель. Мы совершили путешествие по стране МАТЕМАТИКЕ, а впереди нас ждут еще более трудные и интересные дороги. Ведь математика – полезная и увлекательная наука. МАТЕМАТИКА – ЦАРИЦА НАУК!

    “Математика повсюду”

    Математика повсюду!
    Только глазом поведешь –
    И примеров разных уйму
    Ты вокруг себя найдешь!
    Тут везде идет работа:
    Все подсчитывают что – то,
    Всюду можно услыхать:
    Раз, два, три, четыре, пять!

    И прекрасна, и сильна
    МАТЕМАТИКИ страна!

     

    Песня “Чему учат в школе”.

                               

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл prezentaciya_microsoft_office_powerpoint.pptx430.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Урок - путешествие в страну «Веселая математика» Подготовила учитель начальных классов Герман Светлана Александровна

    Слайд 2

    Математика – Царица наук.

    Слайд 3

    Исчезнувшие цифры 1, 2,...,4,...,6,7,...,...,10 9 3 8 5

    Слайд 4

    Назовите соседей чисел 5 4 6

    Слайд 5

    9 8 10

    Слайд 6

    11 12 13

    Слайд 7

    15 14 16

    Слайд 8

    19 18 20

    Слайд 9

    10 9 11

    Слайд 10

    Четвёртый лишний Какое число лишние? 7,2,10,5

    Слайд 11

    Поставьте знаки «+» или «-» 10...1=9 - 5...3=8 + 10...2=12 + 15...5=10 -

    Слайд 12

    Телеграмма!!! Приехать в гости не могу, сильно болею. Нужно лекарство. Ребята, срочно решите задачу! Госпожа задача .

    Слайд 13

    Задача! Еж спросил ежа, соседа: – Ты откуда, непоседа? – Запасаюсь я к зиме. Видишь яблоки на мне. Много яблочек в лесу. 6 принес да 4 несу. Призадумался сосед: “Это мало или нет?” Знаете ли вы ответ?

    Слайд 14

    Задача! К серой цапле на урок Прилетело пятнадцать сорок, А из них лишь три сороки Приготовили уроки. Сколько лодырей - сорок Прилетело на урок?

    Слайд 15

    Назовите геометрические фигуры

    Слайд 16

    Сделайте из геометрических фигур следующие предметы:

    Слайд 18

    Спасибо за урок!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект и презентация к уроку-путешествию в лес, математика 1 класс "Закрепление навыков сложения и вычитания в пределах 20"

    Интегрированный урок-путешествие в лес. Математика+окружающий мир+чтение. На уроке отрабатываются навыки сложения и вычитания в пределах 20. Разные виды работ, в конце урока тестирование. Учащиеся зак...

    Урок-путешествие_Сложение и вычитание чисел первого десятка_1 класс_Школа России

    Урок-повторение пройденного материала в нестандартной форме....

    тренажер по математике числа первого десятка

    Целью работы является проверка усвоения и закрепления учащимися чисел первого десятка.Форма работы с тренажером -  индивидуальная, фронтальная.Оборудование: ноутбук учителя, комплект ноутбу...

    Презентация математика к уроку-путешествие Деление на однозначное число

    Презентация к уроку математики в 3 классе Л.Г. Петерсон...

    "Путешествие в страну Математика. Праздник первого десятка"

    Цель: обобщение знаний о цифрах первого десятка.Задачи:Организовать заочно-сказочное путешествие учащихся первых классов в страну Математика.Закрепить знания первоклассников о цифрах и числах пер...