Знакомство с делением. ФГОС.
методическая разработка по математике (2 класс) на тему

Рачкова Татьяна Николаевна

Урок открытия нового знания в соответствии с требованиями ФГОС. Программа Л.В.Занкова Учебник Аргинской И.И. 2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Знакомство с действием деления. Знак деления (:).

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов – действия деления

Тип урока:   урок «открытия» нового знания .

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Организационный момент

Прозвенел звонок.

Начался урок.

Встали ровно, тихо сели.

На меня все посмотрели.

 -Ребята, прочтите  план нашего урока. Что можете сказать об этом

уроке?

1)Математический диктант

2)Объяснение нового материала

3)Первичное закрепление

5)Итог урока

6)Домашнее задание

-Это урок объяснения новой темы.

- Сегодня у нас с вами не просто урок. Сегодня мы отправляемся на поиски клада, спрятанного гномами. За каждое выполненное задание, гномы будут выдавать золотую монету, при помощи которых мы будем продвигаться к спрятанному кладу. Итак, у нас с вами много работы. Отправляемся в путь.

Актуализация знаний

Я тетрадочку открою

И с наклоном положу,

Я от вас, друзья, не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не нагнусь,

За работу я возьмусь.

(Записали в тетрадях число, классная работа)

- Ребята, начнем урок по плану – математический диктант.

 -Составьте и запишите  ПРОИЗВЕДЕНИЯ к задачам.

(Задачу задают гномики, за выполнение они дают детям золотую монету.)

***

1)Как-то раз в лесу густом

Гном построил себе дом.

Пригласил лесных зверей,

Сосчитайте их скорей:

6 зайчат, 6 лисят,

6 весёлых медвежат,

6 бельчат, 6 бобров.

У кого ответ готов? (6*5=30)

***

2)На пригорке возле ёлок

Гномик яблоки считал:

Семь под ёлкой,

 семь за ёлкой,

Семь в мешке

 за тем пригорком,

Семь в избе

на третьей полке,

Семь под лавкою в саду.

Сколько яблок,

 как понять?

Гном не может разобрать. (7*5=35)

*** 

3)Я посадил зерно в горшок.

 Пшеничный вырос колосок,

 И восемь зернышек на нем,

 На колосочке на моем!

 Пусть невелик мой урожай,

 Но вот попробуй, угадай:

 Каким бы урожай мой был,

 Когда б четыре посадил. 8*4=32

***

4)У Доброго Гнома в кладовке без спроса

 Синичка склевала шесть зёрнышек проса,

 Шесть гречневых зёрен, шесть зёрен ячменных...

 Она бы ещё поклевала, наверно -

 Ведь Гном не умеет ворчать и ругаться,

 Но зёрнышек было всего…6*3=18

***

5)Гном вчера набил две шишки,

 Когда поймать пытался мышку.

 Вопрос:  а сколько было б шишек,

 Когда б поймал он  восемь мышек? 

 6)Гном держал шесть цветков

 В каждом восемь лепестков.

 Чтоб скорее сосчитать,

 Проще будет умножать.

 Шесть умножили на восемь

 Получилось …..

 

 Хорошо таблицу знать,

 Чтобы все не прибавлять!.

  1. Регулятивные УУД

Формировать  умения:

- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом;

- выполнять учебные действия в письменной речи и во внутреннем плане.

Закреплять умение использовать знаки и термины, связанные с действиями умножения

  1. Личностные УУД

Формирование

- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к урокам математики;

- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников;

- понимание роли математических действий в жизни человека.

- интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире;

- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- представления о значении математики для познания окружающего мира.

  1. Регулятивные УУД

Формирование умений

- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом;

- выполнять учебные действия в письменной речи и во внутреннем плане.

  1. Познавательные УУД

Формирование умения:

- выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки;

- кодировать информацию в знаково-символической форме;

- работать с дополнительными текстами и задачами;

- пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения математических задач.

  1. Коммуникативные УУД

Формировать умения:

- понимать содержание вопросов;

- контролировать свои действия;

- корректно формулировать свою точку зрения.

Проблемное объяснение нового знания

***

Испекла нам Белоснежка

Вкусные оладушки.

Всего оладий 28.

Мы ,ребята, вас попросим

Помогите  посчитать,

Сколько каждому  раздать.

 И, наверно, ясно всем,

Что нас гномов всего семь.

- Кто из вас смог составить выражения  к данной задаче? Почему она вызвала затруднение?

(Ни одно из изученных действий нельзя применить при решении этой задачи)

- Как будем разбираться с этой проблемой?

Выслушиваются мнения ребят.

(можно составить схему, поискать объяснение этой темы в учебнике)

Работа по учебнику стр.28, №324

……..

Составление схем к задачам

Первичное закрепление

- Итак, мы разобрались с возникшей проблемой – познакомились с действием при помощи которого решаются такие задачи. Давайте вернемся к задаче, которую мы с вами не смогли решить (Испекла нам Белоснежка

вкусные оладушки…)

ФИЗМИНУТКА

Динь-дон, дин-дон,       (наклоны из стороны в сторону, руки на поясе)

Гномы строят новый дом,                                (стучим кулаком об кулак)

Красят стены, крышу, пол,          (руками "красим" сбоку, вверху, внизу)

Прибирают всё кругом.                                                  ("метём" метлой)

Мы к ним в гости придём                                                  (шаги на месте)

И подарки принесём.                                  (руки вперёд, ладонями вверх)

На пол- мягкую дорожку,    (наклон вперёд, руками "стелем" дорожку)

Расстелив её к порожку.                                              (попятиться назад)

Две подушки на диван,                         (руки сложить ладонями вместе,  

                                                 сначала под одну щеку, затем под другую)

Мёду липового жбан.                     (руки округлить и вятянуть перед собой)

-Давайте поможем Белоснежке  разделить угощение для гномов

  1. 16 пирожных
  2. 28 конфет

Закрепление

-  Большую работу мы проделали на пути к кладу, но посмотрите – добрались мы до него? (нет). Значит нужно еще поработать. Давайте выполним задание в учебнике стр. 29 №327

 -Выполни действия последовательно по стрелкам.

24+32=…- 28 =…-20 = … *2 = … : 4 = …+ 10 = 14

- Посмотрите, мы добрались до клада. Как вы думаете, а что в нем может быть спрятано? (Выслушиваются варианты. В сундучке шоколадные монеты. Детям вручаются шоколадные монеты)

Итог урока

Цель этапа: способствовать формированию рефлексии

-Что изучали на уроке?

-Какие задания были особенно интересными?

-Какие задания оказались трудными?

-Чью работу вы бы хотели отметить?

- Кто оценил свою работу на 5, на 4, а кому нужно еще поработать по этой теме.

Домашнее задание

- Какие бы задания вы хотели выполнить дома: те которые вы умеете решать или те, при решении которых вы испытываете трудности, для того чтобы потренироваться? ( №325 или № №326 – по выбору)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Знакомство с действием деления. Знак деления (:) 2 класс. (Программа Л.В.Занкова . Учебник Аргинской И.И.) Выполнила: Рачкова Татьяна Николаевна МКУ Худоеланская ООШ 2013 год

Слайд 2

1)Математический диктант 2)Объяснение нового материала 3)Первичное закрепление 5)Итог урока 6)Домашнее задание ПЛАН УРОКА

Слайд 3

Как-то раз в лесу густом Гном построил себе дом. Пригласил лесных зверей, Сосчитайте их скорей: 6 зайчат, 6 лисят, 6 весёлых медвежат, 6 бельчат, 6 бобров. У кого ответ готов?

Слайд 4

На пригорке возле ёлок Гномик яблоки считал: Семь под ёлкой, семь за ёлкой, Семь в мешке за тем пригорком, Семь в избе на третьей полке, Семь под лавкою в саду. Сколько яблок, как понять? Гном не может разобрать.

Слайд 5

Я посадил зерно в горшок Пшеничный вырос колосок, И восемь зернышек на нём, На колосочке на моём! Пусть невелик мой урожай, Но вот попробуй, угадай: Каким бы урожай мой был, Когда б четыре посадил.

Слайд 6

У Доброго Гнома в кладовке без спроса Синичка склевала шесть зёрнышек проса, Шесть гречневых зёрен, шесть зёрен ячменных... Она бы ещё поклевала, наверно - Ведь Гном не умеет ворчать и ругаться, Но зёрнышек было всего. ..

Слайд 7

Гном вчера набил две шишки, Когда поймать пытался мышку. Вопрос: а сколько было б шишек, Когда б поймал он восемь мышек ?

Слайд 8

Я держал шесть цветков В каждом восемь лепестков. Чтоб скорее сосчитать, Проще будет умножать. Шесть умножили на восемь Получилось ….. Хорошо таблицу знать, Чтобы всё не прибавлять!.

Слайд 9

Испекла нам Белоснежка Вкусные оладушки. Всего оладий 28. Мы ,ребята, вас попросим Помогите посчитать, Сколько каждому раздать. И, наверно, ясно всем, Что нас гномов всего семь.

Слайд 10

ДЕЛЕНИЕ Чтобы решить эту задачу, нужно выполнить действие и воспользоваться знаком деления ( : ) Записываем так: 28 : 7 = 4 .

Слайд 13

СПАСИБО за работу



Предварительный просмотр:

На своем уроке я реализовывала технологию деятельностного метода в рамках ФГОС, которая  предполагает соблюдение следующей системы дидактических принципов:

1) Принцип деятельности – который заключался в том, что ученики, получали знания не в готовом виде, а добывали их сам,  активно участвовали в их совершенствовании, что способствовало активному успешному формированию  общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – в уроке была учтена преемственность между всеми ступенями и этапами обучения с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – на своем уроке я  предложила детям возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечивала при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности –на уроке была создана комфортная обстановка, устранялись все  стрессообразующие факторы учебного , на уроке была доброжелательная атмосфера, ориентированная на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – в ходе урока дети сами определили способ изучения новой темы через  рассмотрение  вариантов и адекватному принятию решения в ситуации выбора.

7) Принцип творчества – на данном уроке данный принцип использовался незначительно, только при решении примеров на выполнение действий I и II ступеней. 

При моделировании урока открытия нового знания я соблюдала следующие этапы:

1. Самоопределение к деятельности начинается с мотивации. Познакомившись с планом урока, дети сами определили тип урока.

2. Актуализация, фиксация затруднений и определение проблемного поля на уроке произошла в ходе математического диктанта. Дети встретились с задачей, для решения которой им не хватило знаний.

3. Совместная с обучающимися постановка цели решения проблемы была выполнена.

4. На уроке был составлен  проект выхода ,совместного поиска путей решения проблемы.

5. Закрепление проводилось во внешней речи с монологическим и диалогическим оформлением решения.

6. Была проведена самостоятельная работа с самопроверкой, самооценкой и взаимооценкой.

7. На уроке новый материал был включен в систему знаний,  выполнялись познавательные действия, практическое закрепление опыта деления чисел.

8.По итогам урока была проведена рефлексия.

 

Для построения урока  я ориентировалась на критерии результативности урока 

1. Цели урока мною были заданы с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Я систематически обучала детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Использовала разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Использовала технологию диалога, обучала учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Старалась эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учила детей работать по правилу и творчески.

6. В настоящее время дети уже знают четкие критерии самоконтроля и самооценки ( формируется контрольно-оценочная деятельность у обучающихся).

7. На уроке я  добивалась осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого ИКТ, составление схем к задачам, использование наглядности.

8.Стремилась оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряла и поддерживала минимальные успехи.

9.  Специально планировала коммуникативные задачи урока.

10. Принимала и поощряла, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

Подводя итог сказанному, нужно отметить, что тема «Современный урок» - широкая и основательная. Поэтому она должна быть основной в наших методических поисках.

Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

  1. При проведении урока были соблюдены этапы урока данного вида:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Обучающиеся  осознанно вошли  в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе мною было организовано  мотивирование к учебной деятельности,

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе была организована подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе было организовано выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1) восстановили выполненные операции и зафиксировали место- шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнесли свои действия с используемым способом действий и на этой основе выявили и зафиксировали во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, которых недостает для решения исходной задачи.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывали проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывали тему урока, выбирали способ, строили план достижения цели и определяли средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководил учитель.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществлялась реализация построенного проекта. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточнился общий характер нового знания и фиксировалось  преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации фронтально решали типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа использовалась индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняли задания нового типа и осуществляли их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение была организована  рефлексия

Эмоциональная направленность этапа состояла в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе  применялось новое знание и выполнялось задание, в котором новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этат я  включила задание, в котором  тренируется использование изученного ранее материала и новый способ действия.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

На данном этапе было зафиксировано новое содержание, изученное на уроке, и организована рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

Я считаю что в уроке были соблюдены принципы, соответствующие требованиям ФГОС, выдержаны этапы урока, соответствующие данному типу урока. Задачи урока были выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство со звуками [к] [к’] Деление слов на слоги.

Познакомить со звуками и обозначениями их на письме буквами «К, к».Данный урок занял 3-е место в муниципальном  конкурсе "Современный урок" в рамках педагогического марафона в 2012 году....

Урок-игра по математике 3 класс по теме "Знакомство с таблицей умножения 4 и соответствующих случаев деления"

Знакомство с таблицей умножения 4, привитие интереса к математике, развитие мышления детей...

Знакомство с действием деления. Знак деления (:)

Технологическая карта урока математики 2 класс. Тема: "Знакомство с действием деления. Знак деления (:)".Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.Образовательна...

Конспект урока по математике "Деление. Знакомство с новым арифмитическим действием"

Конспект урока по учебнику " Петерсон. Математика. 2 класс"...

Знакомство с делением

Тема: Знакомство с действием деления. Знак деления (:).Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включен...


 

Комментарии

Спасибо за представленный материал. Успехов Вам.