Главные вкладки

    конспект урока Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд
    план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

    Агаркова Елена Николаевна

    Конспект урока математики во 2 классе УМК "Гармония"   " Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_matematiki2kl.doc85 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок математики 2  класс УМК «Гармония»

    Учитель: Агаркова Е.Н. СОШ № 10

    Тема:   Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд

    Тип: урок  усвоения новых знаний

    Место в общей системе уроков: Двузначные числа. Сложение. Вычитание.

    Цель и задачи урока

     

    Диагностический инструментарий

     Цель: Вывести приём вычитания двузначных чисел с

    переходом через разряд.

    Задачи:

    Совершенствовать умение вычитать двузначное число с переходом в другой разряд, формировать умение соотносить схему и текст задачи, решать арифметические задачи, записывать решение задачи в соответствии с принятыми нормами, находить закономерности, формировать оценочную деятельность учащихся.

    Создать условия для развития мышления,   для развития умения общаться,   для подведения к выводу о здоровом образе жизни детей.

      Работа с моделями десятков,  задание на выделение лишнего, нахождение закономерности, выбор схемы к данному условию задачи.

    Проговаривание алгоритма вычитания двузначного числа из двузначного с переходом в другой  разряд.

     Оценивание своей работы и работы коллектива.

     

    Организационная структура урока

    Этап урока

    Деятельность

    учителя

    Деятельность учащихся

    Формы

    организации

    совзаимодействия

    на уроке

    УУД

    Организационный

    момент

    Эмоциональный настрой

    - Заливистый школьный звонок

     Позвал опять на урок.                                                 Будьте все внимательны

    А ещё старательны.

    Будем сегодня задачи решать,

    Будем складывать и вычитать.

    Эмоциональный настрой

    Учитель-ученик

    Личностные:

    - внутренняя позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;





    Метапредметные:

    1. Регулятивные:

    - принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

    - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

    - выполнять учебные действия  в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

    - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

       2. Познавательные:

    - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

    - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

    - владеть общим приемом решения задач.

    3.Коммуникативные:

    - выполнять устно сложение, вычитание однозначных, двузначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;

    - выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;

    - проводить проверку правильности вычислений.

    - выражать в речи свои мысли и действия;


















    Познавательные:

    - использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

    - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

    - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

    - обобщать;

    - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

    Коммуникативные: задавать вопросы;

    - использовать речь для регуляции своего действия.










    Регулятивные:

    - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;  

    - различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;

    - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе  его оценки  и учета характера сделанных ошибок;

    - выполнять учебные действия  в материализованной, громкоречевой и умственной форме;  

    - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

    - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

    Познавательные:

    - осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты

    - произвольно и осознанно владеть общим умением решать задачи


    Коммуникативные:

    выполнять письменно действия с многозначными числами (вычитание двузначного числа из двузначного с переходом в другой разряд) с использованием таблиц сложения, алгоритмов письменных арифметических действий;





    Регулятивные:

    - адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления; 

    Личностные:

    -- соотносить результат действия с поставленной целью;

    - способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

    Актуализация знаний

    Постановка учебных задач

    А)  Постановка учебной задачи.

    - Ребята, сейчас  я вам покажу картинки, а вы скажите,  героями какого мультфильма они являются.

    - Молодцы! А к нам на урок пришел один из героев этого мультфильма. Кто это? (показ слайда и картинки)

    - Нюша обратилась к нам за помощью. Она хочет попасть на конкурс красоты. Нам нужно помочь ей. Для этого мы должны в течение урока решать правильно выражения и задачи.

    Б)Устный счет. Игра «Помоги Нюше» (за правильный ответ дети получают сердечко)

    - Начнем нашу работу с устного счёта.

    - Давайте вспомним названия компонентов при вычитании.

    Найдите значение выражения:

    15-7, 14-7, 17-9, 16-8, 11-4, 15-8

    - Разбейте выражения на группы.

    - Что общего у всех этих выражений?

    - Какие выражения на вычитание вы ещё умеете решать?

    В )  Решение простых задач

    - Ребята, кто знает, год какого животного наступил?(змеи)

    - Давайте решим задачи.

    1. Под корнями старого дерева жило несколько змей, когда у них вылупилось 12 малышей, то под деревом стало жить уже 14 змей. Сколько змей там было сначала?


    1. На лиане каталось несколько мартышек. К ним прискакало ещё 6 и тогда на лиане повисло уже 11 мартышек. Сколько было мартышек на лиане сначала.


    Г ) Решение выражения на прием вычитания двузначного числа из двузначного с переходом через разряд

    - Ребята, Нюша предлагает нам решить одно выражение:

    97-49

    -Постановка проблемы. Целеполагание.

    - Цель нашего урока сегодня –

    Изобрести приём вычитания двузначного числа из двузначного с переходом через разряд. Он поможет легко решить

    наше выражение.



    Дети вспоминают компоненты при вычитании, устно находят значения выражений, разбив выражения на группы.



















    Решают простые задачи
























    В силу недостатка знаний учащиеся не могут решить выражение. Возникает проблема

    Ученик-учитель




























    Изучение нового материала

    -Выложим модель выражения.

    97 - 49

    -Почему мы не можем вычесть?

    - Разве у нас уменьшаемое меньше вычитаемого?

    - Где спрятались единицы?

    - Что надо сделать?

    - Решите выражение.

    -Молодцы!

    - Так в чем заключается новый прием?

    - Правильно. Нужно

    раздробить десяток и взять из него недостающие единицы.

    Только всегда надо помнить о том, что число десятков при этом

    уменьшается на 1.

    Учащиеся с помощью учителя пытаются решить выражение, используя демонстрационный материал, и выводят новый прием вычитания.

    Учащиеся делают вывод

    (нужно раздробить десяток и взять из него недостающие единицы).

    Учитель-ученик

    Физминутка

    Вышла Нюша погулять

    (шагают на месте)

    И цветы пособирать.

    (наклоны)

    Тут Совунья подлетела

    (машут руками)

    И на травку присела.

    (приседают)

    Стали вместе играть,

    (хлопки в ладоши)

    Прыгать, бегать и скакать.

    Выполняют упражнения.

    Ученик-группа

    Первичное осмысление и закрепление

    Итак, попробуем применить новый прием.

    1) Решим задание №61 с.21 с комментированием.

    Сравните свой ответ с рассуждениями ребят.

                                 97-49

    2)Решите задание №62 с. 21

                  32-17           46-29

    3) Решение выражений №63 с. 21. Запишите каждое выражение в виде разности двузначных чисел.

             

               I вариант        II вариант

               57 – (30+9)                            46 – (30+8)

    II вариант

               63 – (40+5)                            34 – (10+9)

    -Ребята, посмотрите как Нюша записала и решила выражения. Правильно она решила?

    - Самостоятельная работа с проверкой в классе.

    1) Спиши с доски и решите  выражения на новый вычислительный

    приём:

    98-19, 64-12, 76-18, 54-17

    - Обменяйтесь тетрадями. Проверьте друг у друга, правильно ли вы решили выражения.

    Через 2-3 минуты учитель показывает правильные ответы.

    2) Напишите своё выражение.

    - Работа в группах (Задача на повторение, запись на доске)

    Мальчики вырезали 15 звездочек, а девочки на 7 звездочек больше. Сколько звездочек вырезали девочки? Сколько звездочек сделали мальчики и девочки вместе?  

    Решение заданий на новый прием вычитания





















    Выполнить самостоятельную работу.

    Самостоятельно выполняют тренировочные упражнения и проводят самопроверку.

    Оценивают свою деятельность.

    Ученик-ученик
































    Ученик-группа

    Итоги урока.

    Рефлексия

    8. Итог урока.

    - С каким приемом познакомились?

    - Какому приему вычитания научились?

    - Какие выражения научились решать?

    - Можете ли теперь решать выражения, которые вызвали

    трудности в начале урока?

    - Молодцы, благодаря вашим стараниям Нюша попадёт на конкурс красоты. Она вас благодарит и дарит на память свои портреты.

    9. Рефлексия

    Оцените свою работу.  Раскрасьте у звездочек  вверху – красным цветом – цель не достигнута, желтым- цель достигнута, но не все получалось, было сложно, надо ещё поработать; зеленым – цель достигнута, было интересно, все получалось.

    Продолжите фразу: « Сегодня я узнал…, научился….»


    Научились решать выражения с применением нового алгоритма вычитания

    Самостоятельное оценивание собственной деятельности на уроке.

    Ученик-учитель



















    Ученик-ученик

    Домашнее задание

    1) №38, с.19 (рабочая тетрадь 2 часть)



    Работа с учебником и тетрадью (индивидуальная работа)

                                                                                         Самоанализ урока.

    1. Характеристика класса.

    В классе 13 человек. Из них 4 девочки, 9 мальчиков. В классе ученики двух национальностей: русские и цыгане. Трое цыган не соответствуют возрасту класса. Имеется два второгодника. Один ученик должен обучаться индивидуально или в спецшколе по состоянию здоровья, но родители настояли, чтобы он обучался в обычной школе. Дети гиперактивные, вступают в конфликтные ситуации друг с другом, поэтому необходим постоянный контроль. Уровень подготовленности класса: два ученика – высокий, два – средний, остальные – слабые, в силу низкой посещаемости уроков.

          2. Место урока в изучаемой теме.

    Свой урок я строила с учетом ФГОС. Использовала игровую технологию имитационного моделирования жизненно важных ситуаций, организационной формой, которой была дидактическая игра. Данный урок  представлен по  ходу изучения раздела:  « Двузначные числа. Сложение. Вычитание» и является закрепляющим.

    3.Характеристика общей цели урока.

    Общая цель урока полностью раскрывала тему урока и конкретизировалась в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.

    4. Характеристика плана урока.

    На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников УУД. Цель урока определяли сами учащиеся, исходя из темы урока, которую выявили сами в результате работы по нахождению закономерности.  Для того чтобы ученик был не только слушателем, но и активным участником учебной деятельности, на своем уроке применяла деятельностный подход в обучении. В связи с этим на уроке работала над мотивацией, вовлекала детей в поиски способов действий и самостоятельным их выполнением, самоконтролем и самооценкой. На данном уроке использовались следующие методы обучения:

    - методы словесной передачи и слухового восприятия (объяснение, фронтальный опрос, беседа, рассказ)

    - методы наглядной передачи и зрительного восприятия (иллюстрации, презентация, показ образца выполнения, демонстрация)

    - практические методы ( выполнение практических заданий с помощью учителя, самостоятельно, в группе)

    - проблемно-поисковые методы

    - методы совместной организации проведения урока (учитель-ученики, ученик-ученик)

    - методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

    - методы контроля и самоконтроля

    - индуктивные и дедуктивные методы.

    На уроке применялись следующие приемы обучения: фронтальный опрос, уточнение терминов, анализ возможных путей решения проблемы; выделение первого шага по пути решения проблемы; подведение учащихся к формулированию вывода по решению проблемы.

    На уроке использовались следующие формы организации познавательной деятельности: работа в парах, работа в группе, самостоятельная работа, работа с учебником, учитель-ученик, проговаривание алгоритма вычитания по цепочке.

    5. Как был построен урок в соответствии с планом. 6.Структурный аспект самоанализа урока.

     Я тщательно продумала каждый этап урока, задания, вопросы. В результате этого на всех этапах урока учащиеся были включены в активную мыслительную деятельность, способствующую активизации познавательных процессов, обеспечивающих осознанное овладение способа действия. Этапы урока были тесно связаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что служила ему мотивацией при выполнении самостоятельной работы и поддержки познавательного интереса к учению. Структура урока соответствует его целевому назначению.

    7. Функциональный аспект.

    На уроке я учитывала индивидуальные особенности детей и давала только положительную оценку их деятельности, что тоже стимулировало и повышало их  интерес и активность на уроке. Учебный материал соответствовал программному материалу и был доступен и посилен  учащимся. Учебная информация  была  привлекательна для детей за счет  разнообразных  заданий и подаче учебного материала, что привело к достижению поставленной цели на уроке. В результате этого с самостоятельной работой справились все учащиеся. Запланированный мною  объем урока выполнен.

    8. Аспект конечного результата урока.

    В результате у обучающихся были сформированы УУД:

    - личностные (внутренняя позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов; устойчивый  познавательный интерес к новым общим способам решения задач; способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи;  соотносить результат действия с поставленной целью; способность к организации самостоятельной учебной деятельности);

    - Метапредметные:

    а) регулятивные (принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; выполнять учебные действия  в материализованной, громкоречевой и умственной форме; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;   различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе  его оценки  и учета характера сделанных ошибок;  самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления; 

    б) познавательные (осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; владеть общим приемом решения задач; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; обобщать; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;)

              в)коммуникативные(выполнять устно сложение, вычитание однозначных, двузначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение; проводить проверку правильности вычислений; выражать в речи свои мысли и действия; выполнять письменно действия с многозначными числами (вычитание двузначного числа из двузначного с переходом в другой разряд) с использованием таблиц сложения, алгоритмов письменных арифметических действий;).

                 Поставленные мною цели урока, считаю, были достигнуты в ходе проведенного мною урока. Дидактическая задача урока решена.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по теме: "Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд."

    Здесь вы найдете готовый конспект урока по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд." К конспекту прилагается презентация. Воспитательная задача на уроке направлена на экол...

    Урок математики во 2 классе Тема урока: Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд: 41-24.

    Тема урока: Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд: 41-24.Тип урока: открытие нового знания   Основные цели:1) Сформировать умение использовать письменный приём вычитания двузна...

    Конспект урока математики во 2 классе по теме: Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. УМК "Гармония"

    Данный материал содержит подробный конспект урока математики во 2 классе по теме:Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. Задания для детей сопровождаются красочной презентацией...

    Конспект урока математики по теме "Продолжаем вычитать. Закрепление письменного приёма вычитания двузначных чисел с переходом через разряд".

    Урок по данной теме был проведён 18.12.15 г. во 2 классе в рамках муниципального этапа конкурса "Учитель года  -2016". Урок разработан в соответствии с новыми требованиями ФГОС....

    Конспект урока математики 2 класс по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд"

    Конспект урока математики 2 класс по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд"...