разработка урока по русскому языку "Однокоренные слова"
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Замалдинова Лилия Алексеевна

Урок помогает не только на слух но и зрительно запомнить написание наиболее "тяжёлых" слов русского языка. В разработке урока имеется презентация к уроку русского языка.

Тема:Однокоренными словами и определение корня слова.

Цели:

Образовательные:

- познакомить с однокоренными словами;

 -научить определять корень слова;

-повторить ранее изученные орфограммы.

Развивающие:

-развивать орфографическую зоркость, внимание, память;

-развивать логическое мышление.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Оборудование

 Демонстрационный материал:  ПК, проектор; экран, презентация, запись на доске, толковый словарь.    

 Для индивидуальной работы: тетрадь по чистописанию, рабочая тетрадь, дидактический материал, учебник, карточки.

 

 Ход урока.

1. Организационный момент.

-Встали.посмотрите на столы все ли готово к уроку. 

- Сегодня на уроке у нас присутствуют гости – Знайка и Незнайка. Они нам будут помогать и давать задания.

2.Актуализация знаний.

-Повторим то, что мы изучали на предыдущих уроках, то, что мы с вами выучили на "зубок"

-Для чего это нужно?

-Мы говорили о предметах, о признаках, о действиях.

3.Минутка чистописания.    (образец написания букв выведен на доску)

Для чего каждый урок работаем над чистописанием?(Чтобы правильно и красиво писать) 

-Открыли тетради по чистописанию  стр.25. Какую букву будем писать? Дайте характеристику. (Буква «ха» - согласная, имеет звук   [х ]   и

 [ х ] –твердый и мягкий, глухой.ещё раз повторим покажите на карточках место расположения этой буквы.

-Посмотрите и вспомните, как правильно писать букву «х». Запишите эту букву и слоги. А наблюдать за вами будут герои Н.Носова – ЗНАЙКА и НЕЗНАЙКА                  СЛАЙД 

4. Работа со словарем.                СЛАЙД 

-Вспомните, какой следующий этап урока? ( словарные слова). Зачем мы изучаем словарные слова? Мы уже с вами знакомы с толковым словарем. Я буду читать статьи из Толкового словаря, поняв о чём статья, вы записываете слово, выделяя опасные места и ставите ударение.

1.Дерево с собранными в кисти горьковатыми красно – оранжевыми ягодами.( рябина)

2. Живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими. (человек)

3.Узкая полоска земли, по которой движутся машины, идут люди. ( дорога)  

4.Небольшая певчая птица серая, с красной грудью.( снегирь)

5.Зверёк отряда грызунов, с длинными ушами и сильными задними ногами. Иногда так называют безбилетного пассажира.(заяц)            

5.Повторение пройденного материала.

Задание

Незнайка вам приготовил задание: распределить слова в 3 столбика.                                                                    СЛАЙД 

1 столбик - слова, обозначающие предмет;

2 столбик - слова, обозначающие признак предмета;

3 столбик – слова, обозначающие действие.

СЛОВА: обед, веселый, заморозить, веселье, веселиться, мороз, обеденный, морозный, обедать.

ВЗАИМОПРОВЕРКА.

-Проверьте работу соседа по парте, если есть ошибка, исправьте их простым карандашом.

(Ученики сравнивают запись в тетради с записью на доске)              СЛАЙД 

Поставьте в словах ударение.(1 ряд- 1 столбик слов, 2 ряд- 2 столбик, 3 ряд- 3 столбик)

Что вы заметили в написании этих слов? ( среди них есть однокоренные или родственные). Выделите корень.

6.Объяснение нового материала.

Учитель: Ребята, вспомните, из каких частей состоят растения? (корень, стебель, плод, цветок)

Правильно! Все на свете из чего-нибудь состоит: облака из множества водяных капель, лес- из деревьев, речь – из предложений, а предложения – из слов. Слова имеют корень.

Я вам расскажу одну историю.

Много-много лет назад появилось на свете слово ход. Нашли его люди и стали думать: «Что с ним делать?»

А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево»

Посадили люди слово ход, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от слова ход. Все они на него похожи, но и свое в каждом есть.

Вот какое дерево выросло.   СЛАЙД 

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым-

Был он только словом.

Это слово, слово-корень

Разрастаться  стало  вскоре.

И плоды нам принесло-

Стало много новых слов.

Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у  них есть одна общая часть. Какая?

-Что мы называем корнем?  СЛАЙД 9

Корень- это общая часть родственных слов.

    Задание 1.           СЛАЙД 10

«Посадить» корень слова «сад», вырастить деревце и получить как можно больше листьев (однокоренных слов.)

7. Постановка целей через  проблемную ситуацию.

Проблема.

Послушайте диалог «Родня ли гусеница гусю?»                        СЛАЙД 11

- Вы кто такие?

- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А ты кто?

- А я ваша тетка – гусеница.

Задание. Есть ли в этом рассказе «РОДСТВЕННИКИ»?

Учитель. Петя выписал слова: гусь, гусыня, гусята, гусеница. Алёша сказал, что гусеница – это не родственное слово. А Петя возразил: «Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, гусеница - родственное слово»

Вы согласны с Петей? Почему не согласны? ( Слово «гусеница имеет другое смысловое значение)

 - Какие слова можно называть однокоренными?                

 Однокоренными словами называются близкие по смыслу слова с одинаковым корнем.  СЛАЙД 12

Учитель. Что нужно сделать, чтобы правильно найти корень в слове?

Чтобы правильно найти корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов и посмотреть, какая       часть   в них является общей

Задание. На доске записаны слова в два столбика. Слова второго – закрыты. Прочитайте слова в 1 столбике. Подумайте и ответьте, являются ли однокоренными:                СЛАЙД 13

        Пододеяльник                    одеяло

        Подорожник                       дорога

        Подосиновик                      осина

        Подберёзовик                     берёза

Варианты ответа:

- Да, они имеют одинаковый корень: «подо»

- Нет! Эти слова разные по смыслу.

Вопрос: объясните смысл этих слов.

Пододеяльник- мешок из ситца, надетый на одеяло.

Подорожник – лекарственное растение, растущее вдоль дорог.

Подосиновик – гриб, растущий под осиной.

Подберезовик – гриб, растущий под березой.  После объяснения смысла слов учитель открывает на доске однокоренные слова во 2 столбике, которые были закрыты.- Прочитайте слова. Что можно сказать о парах слов в 1 и 2 столбиках? (Они однокоренные) Запишите их, выделите корень.

                   Физ.минутка.       СЛАЙД 

Задание

Разделите слова на группы, запишите их в 2 столбика, выделите корень  

  1. Лист                хвостик                
  2.        хвостатый                листок      
  3.  листочек                  хвост    
  4.                   листопад  

8.Выполнить фонетический разбор:      

У доски  - слово   лист

Остальные  самостоятельно  слово    хвост    

9.   Письмо по памяти        СЛАЙД 22

Землю вьюга белая

Замела снежком.

Мы из снега сделали

Двухэтажный дом.

        Проверка в парах.

Найти в стихотворении однокоренные слова, выделить корень.

-В каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу.

10.Самостоятельная работа        СЛАЙД 

пробуем самостоятельно вставить буквы

11.Итог урока.                

Кто прав из сказочных героев – Мальвина, Буратино или Золушка?

Прочитайте их утверждения.

Итак. Корень – это общая часть родственных слов.

Какие слова мы называем однокоренными?    

1.Какое задание понравилось?          

2.Какое задание было самым трудным? Лёгким?

3.О чём не знали, а на уроке узнали?

12.Домашнее задание.       

Для всех - упр.100, 101 ( из дидактического материала), ну, а те ребята, которые хотят быть такими же умным, как Знайка - ещё упр.103.

13.Рефлексия.    СЛАЙД 27

Вы считаете, что урок прошёл для вас              

плодотворно, с пользой. Вы научились и

можете помочь другим.

                       

   Вы считаете, что научились выделять корень

   в словах, можете подобрать однокоренные слова,

   но иногда вам ещё нужна помощь.

Вы считаете, что было трудно на уроке            

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Больше на… Меньше на…»

Цель: формирование новых понятий.

Задачи: - познакомиться с правилом  выполнения разностного сравнения; 

               - тренироваться в составлении и записи неравенств;

                  - учиться отвечать на вопросы «на сколько больше (меньше)?»;

                  - выполнять геометрический узор по образцу.

ХОД УРОКА:

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1.Оргмомент.

а) Проверка готовности к уроку.

- Что нужно приготовить к уроку математики?

б) Создание положительного настроя.

- Я рада, что вы готовы к новым открытиям! Я уверена, что наш урок будет уроком новых открытий!... А вы?!

2.Актуализация знаний

а) Повторение изученного по теме «Сравнение чисел»

- Как сравнивают числа на числовом луче?

б) Задание из учебника       (с. 44, внизу страницы)

в) Проверка ( устно)

3.Постановка учебной задачи.

а) Создание «проблемной ситуации»

№1, с.44

- Можно ли по рисунку сразу ответить  на следующий вопрос: «А на сколько больше или меньше предметов?»

б) -  Что нового мы узнаем на уроке?

   - На какие вопросы научимся отвечать?

4. «Открытие нового знания»

№2, с 44

- Рассмотрите внимательно рисунок.

- Как нужно расположить предметы, чтобы ответить, каких предметов больше (меньше) и на сколько?

5. Первичное закрепление.

а) проговаривание нового знания

б) №3, с 44

в) Проверка

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

а) №4, с 44 (заранее обговорить, какие условные обозначения можно использовать)

б) -  Посмотрите на доску (заранее выполнено на обратной стороне), сравните свою работу.

- Оцените выполненное задание (+ или - )

7.Физминутка

8.Включение нового знания в систему заданий и повторение.

а) №5, с 45

 Рассмотрите рисунок.

- Кого вы видите?

- Где находятся  эти люди?

- Все ли соблюдают правила поведения в кинотеатре?

- Кто нарушает правила?

- Как себя надо вести в кинозале?

Прочитайте вопросы к заданию.

- В каких из них использует-

ся новый материал, который мы изучили сегодня на уроке?

б) №6, с 45 (письменно в рабочих тетрадях  записать только два  неравенства)

в) № 7, 8 (задания из инвариатной  части –выпол-

няются  с учетом уровня подготовленности класса)

9. Работа в печатной тетради «Повтори узор»

- Какие фигуры изображены, на что они похожи?

- Хотите вы попробовать повторить их в тетрадях?

- Кому понравилось такое задание?

10. Итог урока.

- Какую задачу на уроке ставили?

- Как можно сравнить количество предметов и ответить на вопрос «На сколько больше (меньше)?»

- Где можно применить новые знания?

Ответы учеников

Ответы детей.

- Из двух чисел меньше то, которое ближе к началу числового луча

Выполняют в тетрадях самостоятельно после предварительных указаний учителя по оформлению

Отвечают на вопросы:             - Каких предметов больше (меньше)?

У большинства учеников  это задание вызывает затруднение

Дети называют тему урока.

Ответ учеников

Отвечают по желанию

Работа в парах (использовать цветные карандаши).

Составление и запись неравенств (индивидуальная работа)

Учащиеся предлагают свои варианты

Работают в тетрадях.

Сравнивают свою работу с эталоном.

Самооценка. Несколько детей проговаривают свой результат вслух.

Выполнение упражнений под музыку

Ученики рассматривают рисунок и отвечают на вопросы учителя

Внимательно читают вопросы и выбирают только  те, где есть слова «на сколько больше (меньше)?».

Затем отвечают на них.

Дети сначала устно  отвечают на вопросы с помощью учителя, потом в тетрадях записывают по желанию два из предлагаемых неравенств

Ученики рассматривают геометрический узор и повторяют его в пустых клетках. Как правило, дети с удовольствием выполняют такого рода задания.

Ответы учеников

Личностные:

- формирование положительного эмоционального смысла учения.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- вступать в беседу на уроке.

Личностные:

- внимательно слушать учителя и отвечать на вопрос

Регулятивные:

- определять цель и план выполнения задания под руководством учителя

Познавательные:

- учиться ориентироваться в учебнике;

- сравнивать числа

Личностные:

- формирование интереса к учению (добыванию знаний)

Регулятивные:

- учиться определять тему урока с помощью учителя;

- оформлять свою мысль в устной форме

Познавательные:

- отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Личностные:

- осваивать роль ученика (который пришел в школу за знаниями)

Познавательные:

- определять, чему нужно научиться на уроке;

- отвечать на вопрос учителя, отыскивая нужную информацию в учебнике.

Личностные:

- учиться оценивать свой от-

вет и ответы других.

Коммуникативные:

- учиться работать в парах, распределять друг с другом  обязанности

Личностные:

- учиться объяснять и обосновывать результаты своего труда (как справился с заданием, почему так);

- учиться делать вывод о том, что обучающийся уже умеет

Регулятивные:

- учиться работать по плану;

- проговаривать последовательность действий при выполнении задания

Познавательные:

- выполнять самостоятельно задания, используя информацию, полученную на уроке

Коммуникативные:

- оформлять свою мысль в устной речи

Личностные:

-оценивать однозначные поступки с позиции общепринятых правил поведения и культуры

Коммуникативные:

- участвовать в диалоге на уроке;

- отвечать на вопросы учителя

Регулятивные:

- учиться высказывать свою версию, точку зрения

Познавательные:

- отличать новое от уже известного;

- использовать правило сравнения чисел;

- составлять и записывать неравенства

Личностные:

- учиться объяснять себе, что я делаю с удовольствием, а что – нет (мотивы); что получается хорошо, а что нет (результаты)

Личностные:

- осознавать роль ученика;

- понимать важность новых знаний в повседневной жизни;

- формировать интерес к учению

Коммуникативные:

- участвовать в диалоге;

- слушать и понимать речь других;

- оформлять сою мысль в устной речи

Регулятивные:

- определять цель и задачи урока с помощью учителя.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку для 2 класса по теме" Речевой этикет. Слова благодарности" к учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа"

Разработка урока по русскому языку по теме "Речевой этикет. Слова благодарности" по учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа" урок-игра...

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Разработка урока по русскому языку "Слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу".

Разработка урока по русскому языку  на тему:" Слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, цу, щу". 2 класс....

Разработка урока по русскому языку по теме: "Перенос слов с буквой й в середине слова"

Урок закрепления знаний, на котором дети отрабатывают умение переносить слова с буквой й в середине слова....

Разработка урока по русскому языку , 2 класс, Школа 2100, "Родственные слова, корень слова"

Полная разработка урока, включающая в себя презентацию, раздаточны материал, конспект урока и технологическую карту....

Разработка урока по русскому языку. "Слова-синонимы" 2 класс. УМК "Начальная школа ХХI века".

Разработка представлена технологической картой и презентацией. Урок построен с использованием технологий системно-деятельностного подхода: проблемное обучение, работа в группах, самоанализ и самооценк...