Рабочая программа по математике (УМК "Гармония", 4 класс)
рабочая программа по математике (4 класс) на тему

Парамонова Елена Александровна

Предварительный просмотр:

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА.

           Рабочая программа по математике  разработана в соответствии:

- с требованиями федерального государственного стандарта  начального общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089);

- с рекомендациями примерной программы по математике для 4 класса (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1 -3-е изд. – М.:Просвещение, 2010);

- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);

- учебного плана МБОУ «Калининская СОШ»;

- годового учебного календарного графика на текущий учебный год;

- с особенностями образовательных потребностей и запросов обучающихся МБОУ «Калининская СОШ»;

- с возможностями УМК «Гармония»  Н.Б. Истомина «Программа к курсу «Математика» для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений» (2-е изд.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006);

 - УМК « Гармония».

    Цель: формирование у детей приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.

      Задачи:

  1. овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  2. интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление;
  3. формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  4. воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
  5. развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.

    Практическая реализация данной концепции находит выражение:

1. В логике построения курса.

2. В методическом подходе к формированию понятий и общих способов действий, в основе которого лежит установление соответствия между предметными, вербальными, схематическими и символическими моделями.

3. В системе учебных заданий, которая адекватна концепции курса, логике построения его содержания и нацелена на осознание школьниками учебных задач, на овладение способами их решения и на формирование умения контролировать и оценивать свои действия.

4. В методике обучения решению задач, которая сориентирована на формирование у учащихся обобщенных умений: читать задачу, выделять условие и вопрос, известные и неизвестные величины, устанавливать взаимосвязь между ними и на этой основе выбирать те арифметические действия, выполнение которых позволяет ответить на вопрос задачи.

5. В методике формирования представлений о геометрический фигурах, адекватной концепции курса, в которой выполнение геометрических заданий требует активного использования приемов умственной деятельности.

6. В методике использования калькулятора, который рассматривается как средство обучения младших школьников математике, обладающее определенными методическими возможностями.

7.В организации дифференцированного обучения, которое обеспечивается новыми методическими подходами к формированию математических понятий, к организации вычислительной деятельности учащихся, к обучению их решению задач, а также системой учебных заданий.

8. В построении уроков математики, на которых реализуется тематическое построение курса, система учебных заданий, адекватная его концепции, и создаются условия для активного включения всех учащихся в познавательную деятельность.

       Содержание программы четвертого класса полностью составлено по тематическому принципу. Последовательность изучения тем позволяет органически включить в каждую следующую ранее пройденный материал и тем самым выстроить знания, умения и навыки в определенную систему.

      Так, при усвоении алгоритма умножения многозначного числа на однозначное учащиеся опи раются на знание разрядного состава многозначного числа, распределительное свойство умножения, приемы сложения однозначных и двузначных чисел. В систему заданий, нацеленных на усвоение алгоритма умножения многозначного числа на однозначное, органически включаются такие вопросы, как: смысл умножения, переместительное и сочетательное свойство умножения, взаимосвязь умножения и деления, взаимосвязь компонентов и результатов деления, запись числа в десятичной системе счисления в виде суммы разрядных слагаемых.

       Для осознания смысла деления с остатком, так же как и при усвоении смысла действий сложения, вычитания, умножения и деления, используются задания на соотнесение предметных действий и математической записи. Чтобы освоить способ деления с остатком, дети прежде всего должны осознать взаимосвязь между делимым, делителем, неполным частным и остатком (с обязательным условием: остаток меньше делителя). С помощью специальной системы заданий до учащихся доводится смысл определения: «Разделить число а на натуральное число b — значит найти такие q и r, при которых a=bq+r, где 0но при этом, конечно, буквенная символика не используется

Упражнения на умножение многозначного числа на однозначное органически включаются в тему «Деление с остатком», а задания на деление с остатком — в следующую тему «Умножение многозначных чисел», где рассматривается умножение на двузначное и трехзначное число.

         В процессе работы над темами «Умножение на однозначное число», «Деление с остатком», «Умножение многозначных чисел» учащиеся целенаправленно готовятся к изучению наиболее трудного вопроса курса четвертого класса — делению многозначных чисел. Здесь также уделяется большое внимание содержательному аспекту общего способа действия. Система учебных заданий составлена таким образом, что при их выполнении учащиеся активно используют понятия разрядного и десятичного состава чисел, способы прикидки, сравнение выражений на основе их содержательного анализа, взаимосвязь умножения и деления, свойство деления суммы на число и деления числа на произведение. Выполнение вычислений органически включается в эти задания, поэтому содержательная направленность курса четвертого класса не оказывает негативного влияния на вычислительные навыки.

 Тема «Действия с величинами» носит обобщающий характер. В ней рассматриваются действия с величинами, с которыми учащиеся познакомились в первом и во втором классах, и соотношения между единицами однородных величин.

        Значительное место в программе четвертого класса отводится решению задач с величинами «скорость», «время», «расстояние». Эта работа проводится в теме «Скорость движения».

 Большое внимание в четвертом классе уделяется решению задач на пропорциональную зависимость величин, которые носят более усложненный характер, чем в третьем классе.

 Специальная тема в четвертом классе посвящена решению уравнений — как простых, так и усложненных. В этой же теме учащимся разъясняется алгебраический способ решения задач.

          В конце четвертого класса учащиеся знакомятся с буквенными выражениями. Отнесение тем «Уравнения» и «Буквенные выражения» на конец четвертого класса позволяет обобщить тот материал, который изучался в первом, втором, третьем и четвертом классах.

          В Федеральном базисном образовательном плане на изучение русского языка в  классе отводится 4 часа в неделю, всего 136 часов. В связи с дополнительными праздничными выходными днями количество часов сокращено за счёт объединения тем: повторения материала по теме «Решение задач, связанных с бытовыми ситуациями» в конце учебного года. Основное содержание обучения представлено крупными разделами.
        Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
  Н.Б. Истомина Математика 4 класс  Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2010 г.;
Н.Б. Истомина  Рабочая тетрадь 4 класс 1 и 2 часть Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012 г.

                                  Место предмета в федеральном базисном учебном плане.

      В Федеральном базисном образовательном плане на изучение математики в 4 классе отводится 4 часа в неделю, всего 136 часов. В связи с дополнительными праздничными выходными днями количество часов сокращено за счёт объединения тем повторения в конце учебного года. Основное содержание обучения представлено крупными разделами. Контроль за уровнем достижений учащихся   производится в форме письменных работ: контрольных работ – 8;

тестов – 10; математических диктантов – 3; проверочных работ – 2.

                                                             

                                     Формы организации учебного процесса.

             В основе методики преподавания предмета «Математика» лежит учебный урок  диалога и проблемно-поисковый подход, обеспечивающие реализацию задач развивающего обучения. На уроке предпочтение отдаётся индивидуальным, парным и групповым формам организации деятельности детей.

                                              Формы и средства контроля.

          Для контроля за освоением программного материала используются в основном письменные текущие и итоговые контрольные работы.

Текущие контрольные работы проводятся после окончания крупных тем программы. По результатам текущего контроля выявляется степень усвоения только что изученного материала и производится коррекция дальнейшего процесса обучения.

Итоговые контрольные работы проводятся за истекший период работы (четверть, год). Их цель – проверка выполнения требований программы. В содержание итоговых контрольных работ входят задания, знакомые детям по упражнениям учебника, проверяются лишь те умения и навыки, которые хорошо отработаны. Итоговые контрольные работы проводятся 4 раза в год (1, 2, 3 учебные четверти и за год).



Предварительный просмотр:

Календарно - тематическое планирование.

№ уро-

ка в году

Уро

-ка по раз-

делу

Дата

Тема урока

       Основные понятия

Компетенции учащихся (предметные)

Формы контроля за уровнем усвоенного

По

пла-

ну

Факти

чески

Повторение материала 1, 2, 3 классов. Нумерация многозначных чисел (11 ч)

1

1

03.09

Нумерация многозначных чисел и алгоритмы письменного сложения и вычитания.

Алгоритмы письменного сложения и вычитания чисел

в пределах миллиона. Разрядный состав многозначных чисел.

Использовать предметные модели

для обоснования записи и чтения многозначных чисел; применять

– алгоритмы письменного сложения и вычитания.

Фронтальный

опрос.

2

2

04.09

Таблица умножения и деления.  

Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Применять – таблицу умножения и соответствующие случаи деления;

– правила сравнения многозначных чисел, нахождения неизвестного множителя.

Фронтальный

опрос.

3

3

05.09

 Входная контрольная работа.

Проверка усвоения знаний, умений и навыков,

полученных в 1–3 классах.

Выполнять известный алгоритм деления числа на произведение и возможности его применения для вычислений.

Контрольная

работа.

4

4

07.09

Работа над ошибками.

Умножение на нуль, умножение и деление нуля (невозможность деления на нуль). Работа над
совершенствованием умения решать задачи.

Выявлять закономерность взаимосвязи компонентов и результатов действий; составлять по этому правилу равенства.

 Письменный

опрос.

5

5

10.09

Переместительное, сочетательное и распределительное свойства
умножения.

Переместительное свойство сложения и умножения, сочетательное свойство сложения и умножения. Распределительное свойство умножения относительно сложения.

Моделировать схему к задаче; соотносить схему и решение задачи;

 применять сочетательное, переместительное свойства умножения и правила умножения чисел на 10, 100, 1000.

Фронтальный

опрос.

6

6

11.09

Решение текстовых задач.
Тест №1.

Решение текстовых задач арифметическим способом.

Моделировать схему к  задаче; анализировать, применять письменный прием сложения и вычитания многозначных

Чисел.

Письменный

опрос.

7

7

12.09

Площадь и периметр прямоугольника.

Способы вычисления площади и периметра прямоугольника.

Использовать  чертёж для вычисления площади  и периметра

прямоугольника.

Фронтальный

опрос.

8

8

14.09

Деление чисел, оканчивающихся нулями, на 10, 100, 1000. Деление двузначного числа на двузначное.

Умножение и деление на 10, 100, 1000. Работа над совершенствованием вычислительных навыков и умений решать задачи.

Выявлять и обобщать правило о делении чисел, оканчивающихся нулями,
на 10, 100, 1000.

Фронтальный

опрос.

9

9

17.09

Повторение. Деление числа на произведение.

Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений.

Выполнять известный алгоритм деления числа на произведение и возможности его применения для вычислений.

Фронтальный

опрос.

10

10

18.09

Контрольная работа по теме «Повторение в 1, 2, 3 классов».

Проверка усвоения знаний, умений и навыков, полученных в 1–3 классах.

 Выполнять известный алгоритм деления числа на произведение и возможности его применения для вычислений.

 Письменный опрос.

11

11

19.09

 

Работа над ошибками.

Определение порядка выполнения действий в числовых выражениях.

Работа над совершенствованием вычислительных умений и навыков.

Записывать выражения по определённому плану, находить значения выражений, пользуясь порядком  выполнения действий

-составлять  схему к задаче, соотносить схему и решение задачи.

Письменный

опрос.

12

12

21.09

 

 

Умножение на нуль. Взаимосвязь компонентов и результатов действий.

Умножение многозначного числа на однозначное (9 ч)

13

1

24.09

Подготовительная работа к знакомству с алгоритмом.

Подготовка к восприятию алгоритма письменного умножения многозначного числа на однозначное

Моделировать  алгоритм письменного умножения.

Фронтальный

опрос.

14

2

25.09

Алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное.

Умножение двух-, трех- и четырехзначного числа
на однозначное.

Использовать алгоритм письменного умножения на однозначное число.

Фронтальный

опрос.

 15

 3

 26.09

Урок - закрепление: «Алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное».

16

4

28.09

Способы прикидки результата умножения.

Использование средств арифметических действий при выполнении вычислений.

Выполнять задания самостоятельной работы.

Фронтальный

опрос. Самопроверка.

17

5

01.10

Закрепление алгоритма письменного умножения многозначного числа на однозначное. Тест №2.

Умножение 2–4-значного числа на однозначное. Обсуждение результатов самостоятельной работы.

Записывать алгоритм письменного умножения;

соотносить схемы и выражения к  задаче.

Письменный

опрос.

18

6

02.10

Закрепление алгоритма письменного умножения многозначного числа на однозначное.

Умножение  2–4-значного числа на однозначное

 совершенствованием навыка письменного умножения и умения решать задачи.

Использовать алгоритм письменного умножения на однозначное число.

Фронтальный

опрос.

19

7

 03.10

Контрольная работа по теме: «Умножение многозначного числа на однозначное».

Умножение 2–4-значного числа на однозначное. Обсуждение результатов самостоятельной работы.

Анализировать ошибки;

– применять алгоритм письменного умножения;

моделировать схему к задаче и соотносить её с решение.

 Контрольная работа.

 20

8

05.10

Работа над ошибками.

Проверка усвоения алгоритма письменного умножения.

Использовать алгоритм письменного умножения; моделировать схему к задаче и соотносить её с решением.

 Письменный

опрос.

21

9

08.10

 Повторение по теме :«Умножение двузначного числа на однозначное».

Выяснение причин ошибок, их исправление. Решение составных задач.

Действовать по заданному плану;

выполнять известный алгоритм порядка действий в выражениях.

Выбирать чертёж по условию задачи, записывать решение составной задачи.

Фронтальный

опрос.

Деление с остатком (12 ч)

22

1

09.10

Предметный смысл деления с остатком.

Разъяснение предметного смысла деления с остатком.

Находить(исследовать) предметный смысл деления с остатком.

Фронтальный

опрос.

23

2

10.10

Разъяснение предметного смысла  деления с остатком.

Проверка деления
с остатком. Продолжение работы по освоению предметного смысла деления с остатком.

Рассуждать;

– производить деление с остатком, используя правило.

Фронтальный

опрос.

24

3

12.10

Форма записи при делении с остатком.

Объяснение двух
способов деления с остатком. Запись деления «уголком».

Формулировать правило деления с остатком.

выполнять алгоритм  деления  «уголком».

Фронтальный

опрос.

25

4

15.10

Взаимосвязь компонента и результата при делении  с остатком.

Деление с остатком. Правило нахождения делимого по делителю, значению частного и остатку.

Устанавливать соответствие    между компонентами  и результата ми действий при делении с остатком;

использовать способы деления с остатком.

Фронтальный

опрос.

26

5

16.10

Деление с остатком.

Деление с остатком.

Выполнять логические рассуждения при делении  с остатком и решении задач.

Фронтальный

опрос.

27

6

17.10

Контрольная работа за 1 четверть.

Контроль знаний и умений.

Выполнять логические рассуждения при делении с остатком.

 Контрольная работа.

 28

7

19.10

Работа над ошибками.

Проверка усвоения смысла деления с остатком и способов деления с остатком.

Выполнять деление с остатком.

 Письменный опрос.

29

8

22.10

Способы  деления с остатком. Самостоятельная работа.

30

9

23.10

Случаи деления с остатком, когда делимое меньше делителя.

Решение текстовых задач. Отработка навыка делить с остатком и решать задачи.

31

10

24.10

Закрепление по теме: «Деление с остатком».

Решение текстовых задач. Работа над совершенствованием

умений делить с остатком и решать задачи.

Сравнивать, анализировать;

– самостоятельно
работать над совершенствованием
вычислительных навыков.

Фронтальный

опрос.

32

11

26.10

Решение задач разных видов.

33

12

 06.11

Деление на 10, 100, 1000.

Решение текстовых  задач. Совершенствование знаний о делении с остатком.

Демонстрировать и применять  случаи деления с остатком на 10, 100, 1000.

Фронтальный

опрос.

Умножение многозначных чисел (10 ч)

34

1

07.11

Подготовка к знакомству с алгоритмом умножения на двузначное число.

Умножение 2–4-значного числа на двузначное. Подготовка к знакомству с алгоритмом умножения на двузначное число.

Записывать, читать многозначные числа, пользуясь его предметной моделью; обобщать

– распределительное свойство умножения;

– смысл умножения;

– приемы устного умножения на двузначное число.

 Фронтальный

опрос.

 35

2

 

09.11

Алгоритм умножения многозначного числа на двузначное.

Умножение 2–4-значного числа на двузначное.

Применять алгоритм умножения на двузначное число в столбик.

Фронтальный

опрос.

 36

 3

12.11

Умножение многозначного числа на трехзначное.

Математический диктант.

Умножение 2–4-значного числа на двузначное. Знакомство с алгоритмом умножения многозначного числа.

Выполнять известный алгоритм письменного умножения на трехзначное число.

Письменный

опрос.

37

4

13.11

Умножение многозначного числа на трехзначное, когда в записи второго множителя есть нули.

Умножение 2–4-значного числа на двузначное.

Знакомство с алгоритмом умножения многозначного числа.

Применять известный алгоритм умножения многозначных  чисел столбиком; описывать последовательность действий при решении задач.

Фронтальный

опрос.

38

5

14.11

Закрепление по теме: «Умножение многозначного числа на трехзначное, когда в записи второго множителя есть нули».

39

6

16.11

Контрольная  работа по теме: «Умножение многозначного числа на двузначное и трехзначное».

Проверка: усвоения алгоритма умножения, правил о порядке выполнения действий в выражениях.

Применять алгоритм порядка выполнения действий в выражениях; умножения многозначных  чисел.

 Контрольная работа.

40

7

19.11

Работа над ошибками.

 Письменный

опрос.

41

 

8

20.11

 Закрепление вычислительных навыков и умений.

Умножение 2–4-значного числа на двузначное.

Находить результат умножения многозначных  чисел; описывать порядок действий при решении задачи.

Фронтальный.

42

9

21.11

 Проверочная      работа по теме «Решение задач».

Решение текстовых задач арифметическим способом.

Выполнять последовательность действий при решении задачи;

моделировать чертёж к задаче.

Самопроверка.

43

10

23.11

   Работа над ошибками.

Умножение 2–4-значного числа на двузначное.

Совершенствование вычислительных навыков.

Анализировать ошибки, допущенные в работе.

 Письменный опрос.

Деление многозначных чисел (15ч)

44

1

26.11

Взаимосвязь умножения и деления.

Алгоритм письменного деления и умножения. Повторение: случаи табличного умножения и деления. Правила деления суммы на число.

Классифицировать выражения по различным признакам;

объяснять взаимосвязь компонентов и результата деления (без остатка
и с остатком).

Фронтальный опрос.

Письменный опрос.

45

 2

27.11

Взаимосвязь компонентов и результатов деления. Тест №3.

46

3

28.11

Деление суммы на число.

Повторение правила деления суммы на число.

Выявлять правило деления суммы на число, деления  с остатком.

Фронтальный опрос.

 47

3

30.11

Закрепление по теме: «Деление суммы на число».

48

4

03.12

Алгоритм письменного деления на однозначное число.

Деление 3–6-значного числа на однозначное.

Разъяснять алгоритм письменного деления на однозначное число.

Фронтальный опрос.

49

5

04.12

Закрепление по теме: «Деление на однозначное число».

Деление 3–6-значного числа на однозначное.

Разъяснять алгоритм письменного деления на однозначное число.

Фронтальный опрос.

50

 

6

 

05.12

Решение текстовых задач.

Математический диктант.

Деление 3–6-значного числа на однозначное.

Разъяснять алгоритм письменного деления на однозначное число.

Письменный опрос.

 

51

7

07.12

Повторение по теме:  «Деление многозначных чисел».

Правила деления 3–6-значного числа на однозначное.

Применять алгоритм письменного деления.

 

Фронтальный опрос.

 

 52

 8

10.12

Обобщение по теме:  «Деление многозначных чисел».

53

9

11.12

Деление многозначных чисел.

54

10

12.12

Закрепление по теме: «Деление многозначных чисел». Тест №4.

Правила деления 3–6-значного числа на однозначное.

Анализировать и исправлять ошибки;

– работать с калькулятором.

Письменный опрос.

55

11

14.12

Решение задач различных типов.

Решение текстовых задач арифметическим способом.

Моделировать схемы к задачам и соотносить решение и схемы.

Фронтальный опрос.

56

12

17.12

Деление многозначных чисел с остатком.

Правила деления 3–6-значного числа на однозначное.

Решение текстовых задач арифметическим способом.

Выполнять действия с величинами;

 использовать алгоритм деления на двузначное число.

Фронтальный опрос.

Контрольная работа.

57

13

18.12

Контрольная работа по итогам I полугодия.

58

14

19.12

Работа над ошибками.

Правила деления 3–6-значного числа на однозначное.

Решение текстовых задач арифметическим способом.

Выполнять действия с величинами;

 использовать алгоритм деления на двузначное число.

Фронтальный опрос.

59

 

15

 

21.12

Закрепление по теме: «Деление многозначных чисел с остатком».

Деление многозначных  чисел (9 ч)

60

1

24.12

Письменное деление многозначного числа на однозначное число.

Деление 3–6-значного числа на однозначное.

Применять известный алгоритм вычислений  при решении задач.

Фронтальный опрос.

 

61

2

25.12

Закрепление по теме: «Письменное деление многозначного числа на однозначное число».

62

3

26.12

Правило деления числа на произведение.

Деление 3–6-значного числа на двузначное.

Знакомство со способом деления многозначных чисел на двузначное число.

Выявлять правило– деления  «уголком» на двузначное число;

рассуждать при выполнении последовательности действий.

Фронтальный опрос.

63

4

28.12

Закрепление по теме: «Правило деления числа на произведение».

64

5

14.01

Прикидка результата деления на двузначное и трехзначное число.

 

Знакомство со способом деления многозначных чисел на двузначное число.

 Анализировать и исправлять ошибки;

– работать с калькулятором

Фронтальный опрос.

 .

65

6

15.01

Деление многозначного числа на двузначное число.

Знакомство со способом деления многозначных чисел на двузначное число.

66

7

16.01

 Закрепление по теме: «Деление многозначных чисел».

 

Деление 3–6-значного числа на трехзначное. Работа над совершенствованием навыков письменного деления.

Применять

– способы прикидки результата деления на однозначное число; перечислять

– признаки деления на 4.

Фронтальный опрос.

67

8

18.01

 Повторение по теме: «Деление многозначных чисел».

Деление 3–6-значного числа на двузначное. Проверка сформированности навыков письменного деления.

Использовать и применять

 правило деления числа на произведение чисел;

устанавливать соответствие между компонентами  и результатами действия деления.

– производить деление многозначных чисел «уголком»;

анализировать и обобщать

Самопроверка.

 

68

9

21.01

Обобщение по теме: «Деление многозначных чисел».

Работа над совершенствованием навыков письменного деления и умений решать задачи.

Производить деление многозначных чисел «уголком»;

анализировать и обобщать

Фронтальный

опрос.

Действия с величинами  (16 ч)

69

1

 

22.01

Повторение известных единиц величин и их соотношение.

Сравнение предметов по разным признакам. Повторение известных единиц длины и площади.

Различать

– известные величины;

– единицы величин

и их соотношения.

Фронтальный

опрос.

70

2

23.01

Единица длины – миллиметр.

Тест №5.

Единицы длины,
соотношение между ними.

Совершенствование навыков решения геометрических задач.

Выполнять сложение величин

Письменный опрос.

Фронтальный опрос.

71

3

25.01

Урок – закрепление по теме: «Единица длины – миллиметр».

72

4

28.01

Единицы длины и их соотношение.

Единицы длины,
соотношение единиц длины.

Способы выражения расстояния, данного в метрах, километрах. Упражнение в умножении многозначных чисел на однозначное число.

Переводить одни единицы величин в другие;

– складывать, вычитать, величины;

– умножать и делить именованные числа на натуральное число

Фронтальный опрос.

73

5

29.01

 Единицы массы и их соотношение.

Единицы массы,

соотношение единиц массы. Работа над развитием умений выделять закономерности. Формирование представлений о массе конкретных предметов

и тел. Повторение: деление с остатком.

Узнавать и различать  единицы массы – тонна, центнер.

-выявлять их соотношение с килограммом и граммом

Фронтальный опрос.

74

6

30.01

Соотношение единиц массы.

Решение текстовых задач с различными величинами. Работа над совершенствова

нием умения решать

задачи. Закрепление

навыка решения задач на нахождение площади прямоугольника и периметра, задач с единицами массы. Закрепление знания соотношений единиц величин.

Измерять отрезки;

сравнивать величины;

 находить разности величин;

переводить
из одних единиц
в другие

Фронтальный опрос.

75

7

01.02

Решение задач с различными величинами.

76

8

04.02

Единицы времени. Соотношение единиц времени.

Единицы времени, соотношение между ними. В процессе решения задач закрепление знания соотношений единиц времен.

Устанавливать соотношения единиц времени.

переводить
из одних единиц
в другие;

– решать задачи с единицами времени

Фронтальный опрос.

77

9

05.02

Решение задач с различными

величинами. Тест №6.

Решение текстовых задач с различными величинами.

Закрепление знания соотношений единиц величин.

Выполнять сложение и вычитание величин;

рассуждать;

устанавливать последовательность действий при решении задач.

Письменный опрос.

78

9

06.02

Единицы времени. Век.

79

10

08.02

Единицы  площади.

Единицы площади, соотношение этих единиц. Решение геометрических задач

Определять единицы
площади.

-соотносить единицы площади, --решать геометрические задачи с различными величинами.

Фронтальный опрос.

80

11

11.02

Закрепление по теме: «Единицы  площади».

81

12

12.02

Решение задач с различными величинами.

Решение текстовых задач. Совершенствование вычислительных умений и навыков решать задачи.

Систематизация знаний о величинах и их единицах.

Узнавать

– новую единицу времени – век; применять алгоритм

порядка выполнения действий в выражении.

- решать задачи с изученными величинами

Фронтальный опрос.

82

13

13.02

Контрольная  работа по теме «Действия с именованными числами (величинами)».

Проверка усвоения соотношений единиц величин длины, площади, массы, времени; алгоритма умножения и деления на 2, 3-значные числа.

Выявлять закономерность в построении ряда величин;

 – выполнять действия с величинами;

использовать алгоритм деления на двузначное и трехзначное число.

Контрольная работа.

83

13

15.02

Работа над ошибками.

Выполнять действия с величинами;

 использовать алгоритм деления на двузначное число.

Письменный опрос.

84

14

18.02

Объем. Единицы измерения объема.

Знакомство с новой величиной – объемом и его единицами: 1 см3, 1 дм3 =
= 1 литр, 1 м
3.

Записывать

– новую величину – объем;

использовать и применять

единицы объема.

Фронтальный опрос.

85

16

19.02

Решение  задач разных видов.

Систематизация знаний о величинах и их единицах.

Скорость движения   (20 ч)

86

1

20.02

Скорость  движения. Математический диктант.

Текстовые задачи

на зависимость между величинами. Знакомство с понятием «скорость», с единицами измерения величины «скорость». Решение задач на нахождение скорости и расстояния.

Давать определение

– понятия «скорость»;

единиц измерения величины «скорость».

- решать задачи на нахождение скорости и расстояния.

Письменный опрос.

87

2

22.02

Закрепление по теме: «Скорость движения».

88

3

25.02

Обобщение по теме: « Скорость движения».

89

4

26.02

Взаимосвязь величин: скорость, время, расстояние.

Решение задач на движение. Работа по развитию умения переводить скорость в другие единицы измерения.

Соотносить различные единицы измерения скорости.

Фронтальный опрос.

90

5

27.02

Закрепление по теме: «Взаимосвязь величин: скорость, время, расстояние». Тест №7.

Текстовые задачи

на зависимость между величинами.

Соотношение между различными единицами измерения скорости.

– объяснять взаимосвязь между величинами;

– переводить одни единицы величин в другие.

Письменный опрос.

91

6

01.03

Соотношение единиц скорости.

92

7

04.03

Закрепление по теме: «Соотношение единиц скорости».

93

8

05.03

Обобщение по теме: «Соотношение единиц скорости».

Текстовые задачи

на зависимость между величинами. Продолжение работы над усвоением понятия «скорость».

 Соотносить различные единицы измерения скорости.

Фронтальный опрос.

94

9

06.03

Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние.

Взаимосвязь величин: скорость, время, расстояние. Правило нахождения времени движения по известной скорости и расстоянию. Решение задач на движение. Работа по развитию умения переводить скорость в другие единицы измерения.

Выполнять логические рассуждения при соотношении величин: скорость, время, расстояние.

– решать задачи на нахождение скорости и расстояния, на движение, встречное движение;

– переводить скорость в другие единицы измерения.

Фронтальный опрос.

95

10

11.03

Закрепление по теме: «Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние».

96

11

12.03

Обобщение по теме: «Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние».

97

12

13.03

Контрольная работа по
итогам III четверти.

Проверка сформированности вычислительных навыков.

Выявлять закономерность в построении ряда величин;

 – выполнять действия с величинами;

использовать алгоритм деления на двузначное и трехзначное число.

 Контрольная работа.

98

13

15.03

Работа над ошибками.

Исправление недочетов. Продолжение работы по решению задач на движение.

Выполнять действия с величинами;

 использовать алгоритм деления на двузначное число.

Письменный опрос.

99

14

18.03

Решение задач на движение двух объектов.

Совершенствование умения решать задачи на движение. Введение понятия «встречное движение». Рассмотрение условия задачи на встречное движение с помощью чертежа.

Формулировать правило нахождения неизвестного слагаемого, множителя, уменьшаемого, вычитаемого, делителя.

анализировать ошибки;

– решать задачи разными способами.

Фронтальный опрос.

100

15

19.03

Проверочная работа по теме «Скорость движения».

Проверка умений
решать задачи.

Выполнять действия с величинами;

 использовать алгоритм деления на двузначное число.

Письменный опрос.

101

16

20.03

Работа над ошибками.

Исправление недочетов. Продолжение работы по решению задач на движение.

Находить, анализировать ошибки и  исправлять их.

Письменный опрос.

102

17

22.03

 Решение задач на движение двух объектов.

        

103

18

01.04

Решение задач на движение
в одном направлении.

Знакомство с новым видом задач на движение в одном направлении. Работа по закреплению знания взаи-
мосвязей величин: скорости, времени, расстояния.

Выполнять последовательность действий

при решении задач на движение;

– рассуждать; – применять взаимосвязи величин: скорость, время, расстояние.

Фронтальный опрос.

104

19

02.04

Закрепление по теме: «Решение задач на движение в одном направлении».

105

20

03.04

Порядок выполнения действий в
выражении.

106

21

05.04

Знакомство  с уравнениями.

Ознакомление с понятиями «уравнение», «решение уравнений», «корень уравнения».

Давать определение–понятия «уравнение», «решение уравнений», «корень уравнения».

Фронтальный опрос.

Письменный опрос.

107

22

08.04

Знакомство  с уравнениями.

108

23

09.04

Решение уравнений. Тест №8.

109

24

10.04

Корень уравнения.

Формирование умений составлять уравнения по данному условию и их решение. Правила нахождения неизвестного компонента действий сложения, вычитания, умножения и деления.

Выявлять правила нахождения неизвестного компонента действий сложения, вычитания, умножения и деления;

Записывать решения простейших уравнений;

-решать простейшие уравнения, анализировать и выделять существенные признаки.

Фронтальный опрос.

110

25

12.04

Способы решения уравнения.

111

26

15.04

Составление уравнений по данному условию.

Формирование
умений составлять уравнения по данному условию и их решение.

Записывать решения простейших уравнений;

решать простейшие уравнения, анализировать и выделять существенные признаки.

Фронтальный опрос.

112

27

16.04

Составление уравнений по данной  схеме.

113

28

17.04

Числовые и буквенные выражения.

Формирование
умений составлять уравнения по данному условию и их решение.

Решать задачи способом составления уравнений.

Фронтальный опрос.

114

29

19.04

Закрепление решений уравнений.

Разъяснение понятия «буквенное
выражение» и его связи с числовыми выражениями. Работа по формированию умений составлять буквенные выражения по схеме, вычислять значения выражений.

Решать уравнения и задачи.

Фронтальный опрос.

115

30

22.04

Закрепление по теме: «Числовые и буквенные выражения».

116

31

23.04

Повторение по теме : «Числовые и буквенные выражения».  

 Проверка умений решать уравнения и задачи на взаимосвязь величин.

Находить числовые значения простейших буквенных выражений;

 решать задачи на движение.

Фронтальный опрос.

117

32

24.04

Контрольная  работа по теме «Уравнение».

 Контрольная работа.

118

33

26.04

. Работа над ошибками.

 Письменный опрос.

119

34

29.04

Обобщение по теме: «Числовые
и буквенные выражения».

Проверка сформированности умений: решать задачи на движение, нахождение площади и периметра прямоугольника.

Сравнивать величины;

вычислять значения выражений с многозначными числами.

 Письменный

опрос.

120

35

30.04

Решение «усложненных» уравнений.

 

Формирование умения находить значения буквенного выражения при данных числовых значениях входящих в него букв. Представления о числовых и буквенных выражениях, взаимосвязь между ними.

Находить, анализировать

и исправлять ошибки.

 Фронтальный опрос.

121

36

06.05

Решение задач способом составления уравнений.

Находить
числовые значения простейших буквенных выражений.

Фронтальный опрос.

122

37

07.05

Контрольная работа по итогам учебного года.

Проверка умения

решать задачи способом составления уравнений.

Решать задачи способом составления уравнений.

 Контрольная работа.

123

38

08.05

Работа над ошибками.

Исправление недочетов. Продолжение работы по решению задач на движение.

Находить, анализировать ошибки и  исправлять их.

Письменный опрос.

124

39

13.05

Решение задач разных видов.

Формирование умения решать усложненные уравнения.

Решать усложненные уравнения;

рассуждать и объяснять способ действия.

Фронтальный опрос.

125

40

14.05

Решение уравнений. Тест №9.

Решение текстовых задач. Формирование умения записывать уравнения по данному условию. Повторение ранее изученного материала.

Составлять уравнения по данному условию, по схеме;

решать задачи способом составления уравнений;

– анализировать.

Письменный опрос.

126

41

15.05

Буквенные выражения.

127

42

17.05

Повторение пройденного материала по теме «Действия с многозначными числами».

Алгоритмы сложения и вычитания чисел в пределах миллиона.

Вычислять значения выражений многозначных чисел.

Фронтальный опрос.

128

43

20.05

Повторение материала геометрического содержания.

Распознавание и изображение геометрических фигур.  

Выполнять
задания на основе пройденного материала с геометрическим содержанием.

Фронтальный опрос.

129

44

21.05

Повторение пройденного материала по теме «Действия с многозначными числами».

Тест № 10.

Алгоритмы сложения и вычитания
чисел в пределах миллиона.

Вычислять значения выражений многозначных чисел.

Письменный опрос.

130

22.05

Повторение материала геометрического содержания. Решение задач на нахождение пло
щади и периметра прямоугольника».

Распознавание и изображение геометрических фигур.

Выполнять
задания на основе пройденного материала с геометрическим содержанием.

Фронтальный опрос.

131

24.05

Повторение материала по теме «Решение задач на нахождение объема, на движение».

Решение текстовых задач арифметическим способом.

Решать задачи.

Фронтальный опрос.

        

                



Предварительный просмотр:

Содержание программы  по математике.

4 класс (136 ч).

      Тема 1: « Повторение. Нумерация многозначных чисел»(12 ч).

        Нумерация многозначных чисел   и алгоритмы письменного сложения и вычитания

        в пределах миллиона; Таблица умножения и деления. Взаимосвязь умножения и            

        деления. Правила порядка выполнения действий в выражениях.

Тема 2: «Умножение многозначного числа на однозначное. Умножение многозначных чисел»(24 ч)

Алгоритм письменного умножения (умножение многозначного числа на однозначное, двузначное, трехзначное число).

Тема 3: «Деление с остатком» (13 ч)

Смысл деления с остатком. Способы деления с остатком. Взаимосвязь компонентов и результата деления (с остатком и без остатка).

Тема 4: «Деление многозначных чисел» (26 ч)

Алгоритм письменного деления (деление на однозначное, двузначное, трехзначное число).

Тема 5: «Действия с величинами» (16 ч)

Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Единицы массы: грамм, килограмм, тонна. Единицы площади: кв. миллиметр, кв. сантиметр, кв. дециметр, кв. метр, кв. километр. Единицы времени: секунда, минута, час, суткт, неделя, год, век. Единицы объема: литр. Соотношение единиц величин. Сравнение однородных величин. Действия с величинами.

Тема 6: «Скорость движения» (20 ч)

Текстовые задачи с величинами (скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость и др.).

Тема 7: «Уравнения» (7ч)

Уравнения. Способы решения уравнений (простых и усложненных). Решение задач способом составления уравнений.

Тема 8: «Числовые и буквенные выражения» (15 ч)

Буквенные выражения. Нахождение числовых значений буквенных выражений при данных значениях входящих в них букв.

        Тема 9 : « Повторение» (3 ч)



Предварительный просмотр:

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся.

К концу обучения математике в начальной школе обучающиеся

должны знать:

– таблицу сложения однозначных чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания (на уровне автоматизированного навыка);

– таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления (на уровне автоматизированного навыка);

– свойства арифметических действий:

а) сложения (переместительное и сочетательное);

б) умножения (переместительное, сочетательное, распределительное);

в) деления суммы на число;

– названия компонентов и результатов действий; правила нахождения слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, множителя, делимого, делителя;

– разрядный состав многозначных чисел (названия разрядов, классов, соотношение разрядных единиц);

– алгоритм письменного сложения и вычитания;

– способы сравнения и измерения площадей;

– способы вычисления площади и периметра прямоугольника;

– правила порядка выполнения действий в выражениях;

– названия геометрических фигур: точка, прямая, кривая, отрезок, ломаная, угол (прямой, тупой, острый), многоугольник, прямоугольник, квадрат, треугольник, окружность, круг;

– структуру задачи: условие, вопрос;

должны уметь:

 устно складывать, вычитать, умножать и делить числа в пределах 100 или легко сводимые к действиям в пределах 100, используя знания свойств арифметических действий, разрядного состава двузначных чисел, смысла сложения, вычитания, умножения и деления и различных вычислительных приемов;

 читать, записывать, сравнивать многозначные числа, выделять в них число десятков, сотен, тысяч, использовать знание разрядного состава многозначных чисел для вычисления;

 складывать и вычитать многозначные числа в «столбик»;

 умножать в «столбик» многозначное число на однозначное, двузначное, трехзначное;

 делить многозначное число на однозначное, двузначное, трехзначное «уголком» (в том числе и производить деление с остатком);

 решать простые и усложненные уравнения на основе правил нахождения неизвестного компонента. Решать задачи способом составления таких уравнений;

 сравнивать, складывать и вычитать величины, умножать и делить величину на число;

 выражать данные величины в различных единицах;

 использовать эти знания для решения задач;

 использовать эти знания для вычисления значений различных числовых выражений;

 находить числовые значения простейших буквенных выражений при данных значениях входящих в них букв;

 узнавать и изображать эти фигуры, выделять их существенные признаки;

 строить фигуру, симметричную данной относительно оси симметрии;

 читать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом, переводить понятия «увеличить (уменьшить) на ...», «увеличить (уменьшить) в ...», разностного и кратного сравнения на язык арифметических действий;

 решать составные задачи на пропорциональную зависимость величин.

Метапредметные результаты:

контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

использовать знаково-символические средства;

сравнивать, устанавливать причинно- следственные связи, строить рассуждения, обобщать;

формулировать и удерживать учебную задачу;

применять установленные правила;

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

сличать способ действия  и его результат с заданным эталоном;

корректировать свои действия;

ставить вопросы;

обращаться за помощью;

формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

формулировать собственное мнение;

слушать собеседника;

оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

соблюдать правила посадки при письме и чтении, положение руки, ручки и тетради при письме;

Личностные результаты:

В процессе обучения у учащихся будет сформировано:

адекватная положительная мотивация к обучению;

личная ответственность за свои поступки;

установка на здоровый образ жизни;

самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

уважительное отношение к иному мнению;

навыки сотрудничества в различных ситуациях;

этические чувства: доброжелательность, эмоционально- нравственная отзывчивость.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...

Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

Рабочая программа по математике 4 класс. Учебник: 1.Дорофеев Г. В. Математика, учебник 4 класс/ Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука. -М.: Просвещение,2014.

Аннотацияк календарно-тематическому планированиюпо математике  4 Б класса  1.    Количество часов: 136 часов, 4 часа в неделю.2.    Учитель:  Валиулли...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по математике. 1 класс.( Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., учебник по математике для 1 класса в 2 частях.)

Математика(132 часа в год, 4 часа в неделю)Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., учебник для 1 класса в 2 частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начал...