Рабочая программа по математике (УМК "Гармония", 4 класс)
рабочая программа по математике (4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка по математике | 26.23 КБ |
Календарно - тематическое планирование по математике | 57.84 КБ |
Содержание учебного курса по математике | 16.61 КБ |
Требования к уровню подготовки обучающихся по математике | 18.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по математике разработана в соответствии:
- с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089);
- с рекомендациями примерной программы по математике для 4 класса (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1 -3-е изд. – М.:Просвещение, 2010);
- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);
- учебного плана МБОУ «Калининская СОШ»;
- годового учебного календарного графика на текущий учебный год;
- с особенностями образовательных потребностей и запросов обучающихся МБОУ «Калининская СОШ»;
- с возможностями УМК «Гармония» Н.Б. Истомина «Программа к курсу «Математика» для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений» (2-е изд.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006);
- УМК « Гармония».
Цель: формирование у детей приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.
Задачи:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
- развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
Практическая реализация данной концепции находит выражение:
1. В логике построения курса.
2. В методическом подходе к формированию понятий и общих способов действий, в основе которого лежит установление соответствия между предметными, вербальными, схематическими и символическими моделями.
3. В системе учебных заданий, которая адекватна концепции курса, логике построения его содержания и нацелена на осознание школьниками учебных задач, на овладение способами их решения и на формирование умения контролировать и оценивать свои действия.
4. В методике обучения решению задач, которая сориентирована на формирование у учащихся обобщенных умений: читать задачу, выделять условие и вопрос, известные и неизвестные величины, устанавливать взаимосвязь между ними и на этой основе выбирать те арифметические действия, выполнение которых позволяет ответить на вопрос задачи.
5. В методике формирования представлений о геометрический фигурах, адекватной концепции курса, в которой выполнение геометрических заданий требует активного использования приемов умственной деятельности.
6. В методике использования калькулятора, который рассматривается как средство обучения младших школьников математике, обладающее определенными методическими возможностями.
7.В организации дифференцированного обучения, которое обеспечивается новыми методическими подходами к формированию математических понятий, к организации вычислительной деятельности учащихся, к обучению их решению задач, а также системой учебных заданий.
8. В построении уроков математики, на которых реализуется тематическое построение курса, система учебных заданий, адекватная его концепции, и создаются условия для активного включения всех учащихся в познавательную деятельность.
Содержание программы четвертого класса полностью составлено по тематическому принципу. Последовательность изучения тем позволяет органически включить в каждую следующую ранее пройденный материал и тем самым выстроить знания, умения и навыки в определенную систему.
Так, при усвоении алгоритма умножения многозначного числа на однозначное учащиеся опи раются на знание разрядного состава многозначного числа, распределительное свойство умножения, приемы сложения однозначных и двузначных чисел. В систему заданий, нацеленных на усвоение алгоритма умножения многозначного числа на однозначное, органически включаются такие вопросы, как: смысл умножения, переместительное и сочетательное свойство умножения, взаимосвязь умножения и деления, взаимосвязь компонентов и результатов деления, запись числа в десятичной системе счисления в виде суммы разрядных слагаемых.
Для осознания смысла деления с остатком, так же как и при усвоении смысла действий сложения, вычитания, умножения и деления, используются задания на соотнесение предметных действий и математической записи. Чтобы освоить способ деления с остатком, дети прежде всего должны осознать взаимосвязь между делимым, делителем, неполным частным и остатком (с обязательным условием: остаток меньше делителя). С помощью специальной системы заданий до учащихся доводится смысл определения: «Разделить число а на натуральное число b — значит найти такие q и r, при которых a=bq+r, где 0
Упражнения на умножение многозначного числа на однозначное органически включаются в тему «Деление с остатком», а задания на деление с остатком — в следующую тему «Умножение многозначных чисел», где рассматривается умножение на двузначное и трехзначное число.
В процессе работы над темами «Умножение на однозначное число», «Деление с остатком», «Умножение многозначных чисел» учащиеся целенаправленно готовятся к изучению наиболее трудного вопроса курса четвертого класса — делению многозначных чисел. Здесь также уделяется большое внимание содержательному аспекту общего способа действия. Система учебных заданий составлена таким образом, что при их выполнении учащиеся активно используют понятия разрядного и десятичного состава чисел, способы прикидки, сравнение выражений на основе их содержательного анализа, взаимосвязь умножения и деления, свойство деления суммы на число и деления числа на произведение. Выполнение вычислений органически включается в эти задания, поэтому содержательная направленность курса четвертого класса не оказывает негативного влияния на вычислительные навыки.
Тема «Действия с величинами» носит обобщающий характер. В ней рассматриваются действия с величинами, с которыми учащиеся познакомились в первом и во втором классах, и соотношения между единицами однородных величин.
Значительное место в программе четвертого класса отводится решению задач с величинами «скорость», «время», «расстояние». Эта работа проводится в теме «Скорость движения».
Большое внимание в четвертом классе уделяется решению задач на пропорциональную зависимость величин, которые носят более усложненный характер, чем в третьем классе.
Специальная тема в четвертом классе посвящена решению уравнений — как простых, так и усложненных. В этой же теме учащимся разъясняется алгебраический способ решения задач.
В конце четвертого класса учащиеся знакомятся с буквенными выражениями. Отнесение тем «Уравнения» и «Буквенные выражения» на конец четвертого класса позволяет обобщить тот материал, который изучался в первом, втором, третьем и четвертом классах.
В Федеральном базисном образовательном плане на изучение русского языка в классе отводится 4 часа в неделю, всего 136 часов. В связи с дополнительными праздничными выходными днями количество часов сокращено за счёт объединения тем: повторения материала по теме «Решение задач, связанных с бытовыми ситуациями» в конце учебного года. Основное содержание обучения представлено крупными разделами.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
Н.Б. Истомина Математика 4 класс Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2010 г.;
Н.Б. Истомина Рабочая тетрадь 4 класс 1 и 2 часть Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012 г.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
В Федеральном базисном образовательном плане на изучение математики в 4 классе отводится 4 часа в неделю, всего 136 часов. В связи с дополнительными праздничными выходными днями количество часов сокращено за счёт объединения тем повторения в конце учебного года. Основное содержание обучения представлено крупными разделами. Контроль за уровнем достижений учащихся производится в форме письменных работ: контрольных работ – 8;
тестов – 10; математических диктантов – 3; проверочных работ – 2.
Формы организации учебного процесса.
В основе методики преподавания предмета «Математика» лежит учебный урок диалога и проблемно-поисковый подход, обеспечивающие реализацию задач развивающего обучения. На уроке предпочтение отдаётся индивидуальным, парным и групповым формам организации деятельности детей.
Формы и средства контроля.
Для контроля за освоением программного материала используются в основном письменные текущие и итоговые контрольные работы.
Текущие контрольные работы проводятся после окончания крупных тем программы. По результатам текущего контроля выявляется степень усвоения только что изученного материала и производится коррекция дальнейшего процесса обучения.
Итоговые контрольные работы проводятся за истекший период работы (четверть, год). Их цель – проверка выполнения требований программы. В содержание итоговых контрольных работ входят задания, знакомые детям по упражнениям учебника, проверяются лишь те умения и навыки, которые хорошо отработаны. Итоговые контрольные работы проводятся 4 раза в год (1, 2, 3 учебные четверти и за год).
Предварительный просмотр:
Календарно - тематическое планирование.
№ уро- ка в году | № Уро -ка по раз- делу | Дата | Тема урока | Основные понятия | Компетенции учащихся (предметные) | Формы контроля за уровнем усвоенного | |
По пла- ну | Факти чески | ||||||
Повторение материала 1, 2, 3 классов. Нумерация многозначных чисел (11 ч) | |||||||
1 | 1 | 03.09 | Нумерация многозначных чисел и алгоритмы письменного сложения и вычитания. | Алгоритмы письменного сложения и вычитания чисел в пределах миллиона. Разрядный состав многозначных чисел. | Использовать предметные модели для обоснования записи и чтения многозначных чисел; применять – алгоритмы письменного сложения и вычитания. | Фронтальный опрос. | |
2 | 2 | 04.09 | Таблица умножения и деления. | Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. | Применять – таблицу умножения и соответствующие случаи деления; – правила сравнения многозначных чисел, нахождения неизвестного множителя. | Фронтальный опрос. | |
3 | 3 | 05.09 | Входная контрольная работа. | Проверка усвоения знаний, умений и навыков, полученных в 1–3 классах. | Выполнять известный алгоритм деления числа на произведение и возможности его применения для вычислений. | Контрольная работа. | |
4 | 4 | 07.09 | Работа над ошибками. | Умножение на нуль, умножение и деление нуля (невозможность деления на нуль). Работа над | Выявлять закономерность взаимосвязи компонентов и результатов действий; составлять по этому правилу равенства. | Письменный опрос. | |
5 | 5 | 10.09 | Переместительное, сочетательное и распределительное свойства | Переместительное свойство сложения и умножения, сочетательное свойство сложения и умножения. Распределительное свойство умножения относительно сложения. | Моделировать схему к задаче; соотносить схему и решение задачи; – применять сочетательное, переместительное свойства умножения и правила умножения чисел на 10, 100, 1000. | Фронтальный опрос. | |
6 | 6 | 11.09 | Решение текстовых задач. | Решение текстовых задач арифметическим способом. | Моделировать схему к задаче; анализировать, применять письменный прием сложения и вычитания многозначных Чисел. | Письменный опрос. | |
7 | 7 | 12.09 | Площадь и периметр прямоугольника. | Способы вычисления площади и периметра прямоугольника. | Использовать чертёж для вычисления площади и периметра прямоугольника. | Фронтальный опрос. | |
8 | 8 | 14.09 | Деление чисел, оканчивающихся нулями, на 10, 100, 1000. Деление двузначного числа на двузначное. | Умножение и деление на 10, 100, 1000. Работа над совершенствованием вычислительных навыков и умений решать задачи. | Выявлять и обобщать правило о делении чисел, оканчивающихся нулями, | Фронтальный опрос. | |
9 | 9 | 17.09 | Повторение. Деление числа на произведение. | Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. | Выполнять известный алгоритм деления числа на произведение и возможности его применения для вычислений. | Фронтальный опрос. | |
10 | 10 | 18.09 | Контрольная работа по теме «Повторение в 1, 2, 3 классов». | Проверка усвоения знаний, умений и навыков, полученных в 1–3 классах. | Выполнять известный алгоритм деления числа на произведение и возможности его применения для вычислений. | Письменный опрос. | |
11 | 11 | 19.09 |
| Работа над ошибками. | Определение порядка выполнения действий в числовых выражениях. Работа над совершенствованием вычислительных умений и навыков. | Записывать выражения по определённому плану, находить значения выражений, пользуясь порядком выполнения действий -составлять схему к задаче, соотносить схему и решение задачи. | Письменный опрос. |
12 | 12 | 21.09 |
| Умножение на нуль. Взаимосвязь компонентов и результатов действий. | |||
Умножение многозначного числа на однозначное (9 ч) | |||||||
13 | 1 | 24.09 | Подготовительная работа к знакомству с алгоритмом. | Подготовка к восприятию алгоритма письменного умножения многозначного числа на однозначное | Моделировать алгоритм письменного умножения. | Фронтальный опрос. | |
14 | 2 | 25.09 | Алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное. | Умножение двух-, трех- и четырехзначного числа | Использовать алгоритм письменного умножения на однозначное число. | Фронтальный опрос. | |
15 | 3 | 26.09 | Урок - закрепление: «Алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное». | ||||
16 | 4 | 28.09 | Способы прикидки результата умножения. | Использование средств арифметических действий при выполнении вычислений. | Выполнять задания самостоятельной работы. | Фронтальный опрос. Самопроверка. | |
17 | 5 | 01.10 | Закрепление алгоритма письменного умножения многозначного числа на однозначное. Тест №2. | Умножение 2–4-значного числа на однозначное. Обсуждение результатов самостоятельной работы. | Записывать алгоритм письменного умножения; соотносить схемы и выражения к задаче. | Письменный опрос. | |
18 | 6 | 02.10 | Закрепление алгоритма письменного умножения многозначного числа на однозначное. | Умножение 2–4-значного числа на однозначное совершенствованием навыка письменного умножения и умения решать задачи. | Использовать алгоритм письменного умножения на однозначное число. | Фронтальный опрос. | |
19 | 7 | 03.10 | Контрольная работа по теме: «Умножение многозначного числа на однозначное». | Умножение 2–4-значного числа на однозначное. Обсуждение результатов самостоятельной работы. | Анализировать ошибки; – применять алгоритм письменного умножения; моделировать схему к задаче и соотносить её с решение. | Контрольная работа. | |
20 | 8 | 05.10 | Работа над ошибками. | Проверка усвоения алгоритма письменного умножения. | Использовать алгоритм письменного умножения; моделировать схему к задаче и соотносить её с решением. | Письменный опрос. | |
21 | 9 | 08.10 | Повторение по теме :«Умножение двузначного числа на однозначное». | Выяснение причин ошибок, их исправление. Решение составных задач. | Действовать по заданному плану; выполнять известный алгоритм порядка действий в выражениях. Выбирать чертёж по условию задачи, записывать решение составной задачи. | Фронтальный опрос. | |
Деление с остатком (12 ч) | |||||||
22 | 1 | 09.10 | Предметный смысл деления с остатком. | Разъяснение предметного смысла деления с остатком. | Находить(исследовать) предметный смысл деления с остатком. | Фронтальный опрос. | |
23 | 2 | 10.10 | Разъяснение предметного смысла деления с остатком. | Проверка деления | Рассуждать; – производить деление с остатком, используя правило. | Фронтальный опрос. | |
24 | 3 | 12.10 | Форма записи при делении с остатком. | Объяснение двух | Формулировать правило деления с остатком. выполнять алгоритм деления «уголком». | Фронтальный опрос. | |
25 | 4 | 15.10 | Взаимосвязь компонента и результата при делении с остатком. | Деление с остатком. Правило нахождения делимого по делителю, значению частного и остатку. | Устанавливать соответствие между компонентами и результата ми действий при делении с остатком; –использовать способы деления с остатком. | Фронтальный опрос. | |
26 | 5 | 16.10 | Деление с остатком. | Деление с остатком. | Выполнять логические рассуждения при делении с остатком и решении задач. | Фронтальный опрос. | |
27 | 6 | 17.10 | Контрольная работа за 1 четверть. | Контроль знаний и умений. | Выполнять логические рассуждения при делении с остатком. | Контрольная работа. | |
28 | 7 | 19.10 | Работа над ошибками. | Проверка усвоения смысла деления с остатком и способов деления с остатком. | Выполнять деление с остатком. | Письменный опрос. | |
29 | 8 | 22.10 | Способы деления с остатком. Самостоятельная работа. | ||||
30 | 9 | 23.10 | Случаи деления с остатком, когда делимое меньше делителя. | Решение текстовых задач. Отработка навыка делить с остатком и решать задачи. | |||
31 | 10 | 24.10 | Закрепление по теме: «Деление с остатком». | Решение текстовых задач. Работа над совершенствованием умений делить с остатком и решать задачи. | Сравнивать, анализировать; – самостоятельно | Фронтальный опрос. | |
32 | 11 | 26.10 | Решение задач разных видов. | ||||
33 | 12 | 06.11 | Деление на 10, 100, 1000. | Решение текстовых задач. Совершенствование знаний о делении с остатком. | Демонстрировать и применять случаи деления с остатком на 10, 100, 1000. | Фронтальный опрос. | |
Умножение многозначных чисел (10 ч) | |||||||
34 | 1 | 07.11 | Подготовка к знакомству с алгоритмом умножения на двузначное число. | Умножение 2–4-значного числа на двузначное. Подготовка к знакомству с алгоритмом умножения на двузначное число. | Записывать, читать многозначные числа, пользуясь его предметной моделью; обобщать – распределительное свойство умножения; – смысл умножения; – приемы устного умножения на двузначное число. | Фронтальный опрос. | |
35 | 2
| 09.11 | Алгоритм умножения многозначного числа на двузначное. | Умножение 2–4-значного числа на двузначное. | Применять алгоритм умножения на двузначное число в столбик. | Фронтальный опрос. | |
36 | 3 | 12.11 | Умножение многозначного числа на трехзначное. Математический диктант. | Умножение 2–4-значного числа на двузначное. Знакомство с алгоритмом умножения многозначного числа. | Выполнять известный алгоритм письменного умножения на трехзначное число. | Письменный опрос. | |
37 | 4 | 13.11 | Умножение многозначного числа на трехзначное, когда в записи второго множителя есть нули. | Умножение 2–4-значного числа на двузначное. Знакомство с алгоритмом умножения многозначного числа. | Применять известный алгоритм умножения многозначных чисел столбиком; описывать последовательность действий при решении задач. | Фронтальный опрос. | |
38 | 5 | 14.11 | Закрепление по теме: «Умножение многозначного числа на трехзначное, когда в записи второго множителя есть нули». | ||||
39 | 6 | 16.11 | Контрольная работа по теме: «Умножение многозначного числа на двузначное и трехзначное». | Проверка: усвоения алгоритма умножения, правил о порядке выполнения действий в выражениях. | Применять алгоритм порядка выполнения действий в выражениях; умножения многозначных чисел. | Контрольная работа. | |
40 | 7 | 19.11 | Работа над ошибками. | Письменный опрос. | |||
41
| 8 | 20.11 | Закрепление вычислительных навыков и умений. | Умножение 2–4-значного числа на двузначное. | Находить результат умножения многозначных чисел; описывать порядок действий при решении задачи. | Фронтальный. | |
42 | 9 | 21.11 | Проверочная работа по теме «Решение задач». | Решение текстовых задач арифметическим способом. | Выполнять последовательность действий при решении задачи; моделировать чертёж к задаче. | Самопроверка. | |
43 | 10 | 23.11 | Работа над ошибками. | Умножение 2–4-значного числа на двузначное. Совершенствование вычислительных навыков. | Анализировать ошибки, допущенные в работе. | Письменный опрос. | |
Деление многозначных чисел (15ч) | |||||||
44 | 1 | 26.11 | Взаимосвязь умножения и деления. | Алгоритм письменного деления и умножения. Повторение: случаи табличного умножения и деления. Правила деления суммы на число. | Классифицировать выражения по различным признакам; – объяснять взаимосвязь компонентов и результата деления (без остатка | Фронтальный опрос. Письменный опрос. | |
45 | 2 | 27.11 | Взаимосвязь компонентов и результатов деления. Тест №3. | ||||
46 | 3 | 28.11 | Деление суммы на число. | Повторение правила деления суммы на число. | Выявлять правило деления суммы на число, деления с остатком. | Фронтальный опрос. | |
47 | 3 | 30.11 | Закрепление по теме: «Деление суммы на число». | ||||
48 | 4 | 03.12 | Алгоритм письменного деления на однозначное число. | Деление 3–6-значного числа на однозначное. | Разъяснять алгоритм письменного деления на однозначное число. | Фронтальный опрос. | |
49 | 5 | 04.12 | Закрепление по теме: «Деление на однозначное число». | Деление 3–6-значного числа на однозначное. | Разъяснять алгоритм письменного деления на однозначное число. | Фронтальный опрос. | |
50
| 6
| 05.12 | Решение текстовых задач. Математический диктант. | Деление 3–6-значного числа на однозначное. | Разъяснять алгоритм письменного деления на однозначное число. | Письменный опрос.
| |
51 | 7 | 07.12 | Правила деления 3–6-значного числа на однозначное. | Применять алгоритм письменного деления.
| Фронтальный опрос.
| ||
52 | 8 | 10.12 | Обобщение по теме: «Деление многозначных чисел». | ||||
53 | 9 | 11.12 | Деление многозначных чисел. | ||||
54 | 10 | 12.12 | Закрепление по теме: «Деление многозначных чисел». Тест №4. | Правила деления 3–6-значного числа на однозначное. | Анализировать и исправлять ошибки; – работать с калькулятором. | Письменный опрос. | |
55 | 11 | 14.12 | Решение задач различных типов. | Решение текстовых задач арифметическим способом. | Моделировать схемы к задачам и соотносить решение и схемы. | Фронтальный опрос. | |
56 | 12 | 17.12 | Деление многозначных чисел с остатком. | Правила деления 3–6-значного числа на однозначное. Решение текстовых задач арифметическим способом. | Выполнять действия с величинами; – использовать алгоритм деления на двузначное число. | Фронтальный опрос. Контрольная работа. | |
57 | 13 | 18.12 | Контрольная работа по итогам I полугодия. | ||||
58 | 14 | 19.12 | Работа над ошибками. | Правила деления 3–6-значного числа на однозначное. Решение текстовых задач арифметическим способом. | Выполнять действия с величинами; – использовать алгоритм деления на двузначное число. | Фронтальный опрос. | |
59
| 15
| 21.12 | Закрепление по теме: «Деление многозначных чисел с остатком». | ||||
Деление многозначных чисел (9 ч) | |||||||
60 | 1 | 24.12 | Письменное деление многозначного числа на однозначное число. | Деление 3–6-значного числа на однозначное. | Применять известный алгоритм вычислений при решении задач. | Фронтальный опрос. | |
61 | 2 | 25.12 | Закрепление по теме: «Письменное деление многозначного числа на однозначное число». | ||||
62 | 3 | 26.12 | Правило деления числа на произведение. | Деление 3–6-значного числа на двузначное. Знакомство со способом деления многозначных чисел на двузначное число. | Выявлять правило– деления «уголком» на двузначное число; – рассуждать при выполнении последовательности действий. | Фронтальный опрос. | |
63 | 4 | 28.12 | Закрепление по теме: «Правило деления числа на произведение». | ||||
64 | 5 | 14.01 | Прикидка результата деления на двузначное и трехзначное число.
| Знакомство со способом деления многозначных чисел на двузначное число. | Анализировать и исправлять ошибки; – работать с калькулятором | Фронтальный опрос. . | |
65 | 6 | 15.01 | Деление многозначного числа на двузначное число. | Знакомство со способом деления многозначных чисел на двузначное число. | |||
66 | 7 | 16.01 | Закрепление по теме: «Деление многозначных чисел».
| Деление 3–6-значного числа на трехзначное. Работа над совершенствованием навыков письменного деления. | Применять – способы прикидки результата деления на однозначное число; перечислять – признаки деления на 4. | Фронтальный опрос. | |
67 | 8 | 18.01 | Повторение по теме: «Деление многозначных чисел». | Деление 3–6-значного числа на двузначное. Проверка сформированности навыков письменного деления. | Использовать и применять – правило деления числа на произведение чисел; – устанавливать соответствие между компонентами и результатами действия деления. – производить деление многозначных чисел «уголком»; – анализировать и обобщать | Самопроверка.
| |
68 | 9 | 21.01 | Обобщение по теме: «Деление многозначных чисел». | Работа над совершенствованием навыков письменного деления и умений решать задачи. | Производить деление многозначных чисел «уголком»; – анализировать и обобщать | Фронтальный опрос. | |
Действия с величинами (16 ч) | |||||||
69 | 1
| 22.01 | Повторение известных единиц величин и их соотношение. | Сравнение предметов по разным признакам. Повторение известных единиц длины и площади. | Различать – известные величины; – единицы величин и их соотношения. | Фронтальный опрос. | |
70 | 2 | 23.01 | Единица длины – миллиметр. Тест №5. | Единицы длины, Совершенствование навыков решения геометрических задач. | Выполнять сложение величин | Письменный опрос. Фронтальный опрос. | |
71 | 3 | 25.01 | Урок – закрепление по теме: «Единица длины – миллиметр». | ||||
72 | 4 | 28.01 | Единицы длины и их соотношение. | Единицы длины, Способы выражения расстояния, данного в метрах, километрах. Упражнение в умножении многозначных чисел на однозначное число. | Переводить одни единицы величин в другие; – складывать, вычитать, величины; – умножать и делить именованные числа на натуральное число | Фронтальный опрос. | |
73 | 5 | 29.01 | Единицы массы и их соотношение. | Единицы массы, соотношение единиц массы. Работа над развитием умений выделять закономерности. Формирование представлений о массе конкретных предметов и тел. Повторение: деление с остатком. | Узнавать и различать единицы массы – тонна, центнер. -выявлять их соотношение с килограммом и граммом | Фронтальный опрос. | |
74 | 6 | 30.01 | Соотношение единиц массы. | Решение текстовых задач с различными величинами. Работа над совершенствова нием умения решать задачи. Закрепление навыка решения задач на нахождение площади прямоугольника и периметра, задач с единицами массы. Закрепление знания соотношений единиц величин. | Измерять отрезки; – сравнивать величины; – находить разности величин; – переводить | Фронтальный опрос. | |
75 | 7 | 01.02 | Решение задач с различными величинами. | ||||
76 | 8 | 04.02 | Единицы времени. Соотношение единиц времени. | Единицы времени, соотношение между ними. В процессе решения задач закрепление знания соотношений единиц времен. | Устанавливать соотношения единиц времени. – переводить – решать задачи с единицами времени | Фронтальный опрос. | |
77 | 9 | 05.02 | Решение задач с различными величинами. Тест №6. | Решение текстовых задач с различными величинами. Закрепление знания соотношений единиц величин. | Выполнять сложение и вычитание величин; – рассуждать; устанавливать последовательность действий при решении задач. | Письменный опрос. | |
78 | 9 | 06.02 | Единицы времени. Век. | ||||
79 | 10 | 08.02 | Единицы площади. | Единицы площади, соотношение этих единиц. Решение геометрических задач | Определять единицы -соотносить единицы площади, --решать геометрические задачи с различными величинами. | Фронтальный опрос. | |
80 | 11 | 11.02 | Закрепление по теме: «Единицы площади». | ||||
81 | 12 | 12.02 | Решение задач с различными величинами. | Решение текстовых задач. Совершенствование вычислительных умений и навыков решать задачи. Систематизация знаний о величинах и их единицах. | Узнавать – новую единицу времени – век; применять алгоритм порядка выполнения действий в выражении. - решать задачи с изученными величинами | Фронтальный опрос. | |
82 | 13 | 13.02 | Контрольная работа по теме «Действия с именованными числами (величинами)». | Проверка усвоения соотношений единиц величин длины, площади, массы, времени; алгоритма умножения и деления на 2, 3-значные числа. | Выявлять закономерность в построении ряда величин; – выполнять действия с величинами; – использовать алгоритм деления на двузначное и трехзначное число. | Контрольная работа. | |
83 | 13 | 15.02 | Работа над ошибками. | Выполнять действия с величинами; – использовать алгоритм деления на двузначное число. | Письменный опрос. | ||
84 | 14 | 18.02 | Объем. Единицы измерения объема. | Знакомство с новой величиной – объемом и его единицами: 1 см3, 1 дм3 = | Записывать – новую величину – объем; использовать и применять единицы объема. | Фронтальный опрос. | |
85 | 16 | 19.02 | Решение задач разных видов. | Систематизация знаний о величинах и их единицах. | |||
Скорость движения (20 ч) | |||||||
86 | 1 | 20.02 | Скорость движения. Математический диктант. | Текстовые задачи на зависимость между величинами. Знакомство с понятием «скорость», с единицами измерения величины «скорость». Решение задач на нахождение скорости и расстояния. | Давать определение – понятия «скорость»; единиц измерения величины «скорость». - решать задачи на нахождение скорости и расстояния. | Письменный опрос. | |
87 | 2 | 22.02 | Закрепление по теме: «Скорость движения». | ||||
88 | 3 | 25.02 | Обобщение по теме: « Скорость движения». | ||||
89 | 4 | 26.02 | Взаимосвязь величин: скорость, время, расстояние. | Решение задач на движение. Работа по развитию умения переводить скорость в другие единицы измерения. | Соотносить различные единицы измерения скорости. | Фронтальный опрос. | |
90 | 5 | 27.02 | Закрепление по теме: «Взаимосвязь величин: скорость, время, расстояние». Тест №7. | Текстовые задачи на зависимость между величинами. Соотношение между различными единицами измерения скорости. | – объяснять взаимосвязь между величинами; – переводить одни единицы величин в другие. | Письменный опрос. | |
91 | 6 | 01.03 | Соотношение единиц скорости. | ||||
92 | 7 | 04.03 | Закрепление по теме: «Соотношение единиц скорости». | ||||
93 | 8 | 05.03 | Обобщение по теме: «Соотношение единиц скорости». | Текстовые задачи на зависимость между величинами. Продолжение работы над усвоением понятия «скорость». | Соотносить различные единицы измерения скорости. | Фронтальный опрос. | |
94 | 9 | 06.03 | Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние. | Взаимосвязь величин: скорость, время, расстояние. Правило нахождения времени движения по известной скорости и расстоянию. Решение задач на движение. Работа по развитию умения переводить скорость в другие единицы измерения. | Выполнять логические рассуждения при соотношении величин: скорость, время, расстояние. – решать задачи на нахождение скорости и расстояния, на движение, встречное движение; – переводить скорость в другие единицы измерения. | Фронтальный опрос. | |
95 | 10 | 11.03 | Закрепление по теме: «Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние». | ||||
96 | 11 | 12.03 | Обобщение по теме: «Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние». | ||||
97 | 12 | 13.03 | Контрольная работа по | Проверка сформированности вычислительных навыков. | Выявлять закономерность в построении ряда величин; – выполнять действия с величинами; – использовать алгоритм деления на двузначное и трехзначное число. | Контрольная работа. | |
98 | 13 | 15.03 | Работа над ошибками. | Исправление недочетов. Продолжение работы по решению задач на движение. | Выполнять действия с величинами; – использовать алгоритм деления на двузначное число. | Письменный опрос. | |
99 | 14 | 18.03 | Решение задач на движение двух объектов. | Совершенствование умения решать задачи на движение. Введение понятия «встречное движение». Рассмотрение условия задачи на встречное движение с помощью чертежа. | Формулировать правило нахождения неизвестного слагаемого, множителя, уменьшаемого, вычитаемого, делителя. – анализировать ошибки; – решать задачи разными способами. | Фронтальный опрос. | |
100 | 15 | 19.03 | Проверочная работа по теме «Скорость движения». | Проверка умений | Выполнять действия с величинами; – использовать алгоритм деления на двузначное число. | Письменный опрос. | |
101 | 16 | 20.03 | Работа над ошибками. | Исправление недочетов. Продолжение работы по решению задач на движение. | Находить, анализировать ошибки и исправлять их. | Письменный опрос. | |
102 | 17 | 22.03 | Решение задач на движение двух объектов. |
103 | 18 | 01.04 | Решение задач на движение | Знакомство с новым видом задач на движение в одном направлении. Работа по закреплению знания взаи- | Выполнять последовательность действий –при решении задач на движение; – рассуждать; – применять взаимосвязи величин: скорость, время, расстояние. | Фронтальный опрос. | |
104 | 19 | 02.04 | Закрепление по теме: «Решение задач на движение в одном направлении». | ||||
105 | 20 | 03.04 | Порядок выполнения действий в | ||||
106 | 21 | 05.04 | Знакомство с уравнениями. | Ознакомление с понятиями «уравнение», «решение уравнений», «корень уравнения». | Давать определение–понятия «уравнение», «решение уравнений», «корень уравнения». | Фронтальный опрос. Письменный опрос. | |
107 | 22 | 08.04 | Знакомство с уравнениями. | ||||
108 | 23 | 09.04 | Решение уравнений. Тест №8. | ||||
109 | 24 | 10.04 | Корень уравнения. | Формирование умений составлять уравнения по данному условию и их решение. Правила нахождения неизвестного компонента действий сложения, вычитания, умножения и деления. | Выявлять правила нахождения неизвестного компонента действий сложения, вычитания, умножения и деления; Записывать решения простейших уравнений; -решать простейшие уравнения, анализировать и выделять существенные признаки. | Фронтальный опрос. | |
110 | 25 | 12.04 | Способы решения уравнения. | ||||
111 | 26 | 15.04 | Составление уравнений по данному условию. | Формирование | Записывать решения простейших уравнений; – решать простейшие уравнения, анализировать и выделять существенные признаки. | Фронтальный опрос. | |
112 | 27 | 16.04 | Составление уравнений по данной схеме. | ||||
113 | 28 | 17.04 | Числовые и буквенные выражения. | Формирование | Решать задачи способом составления уравнений. | Фронтальный опрос. | |
114 | 29 | 19.04 | Закрепление решений уравнений. | Разъяснение понятия «буквенное | Решать уравнения и задачи. | Фронтальный опрос. | |
115 | 30 | 22.04 | Закрепление по теме: «Числовые и буквенные выражения». | ||||
116 | 31 | 23.04 | Повторение по теме : «Числовые и буквенные выражения». | Проверка умений решать уравнения и задачи на взаимосвязь величин. | Находить числовые значения простейших буквенных выражений; – решать задачи на движение. | Фронтальный опрос. | |
117 | 32 | 24.04 | Контрольная работа по теме «Уравнение». | Контрольная работа. | |||
118 | 33 | 26.04 | . Работа над ошибками. | Письменный опрос. | |||
119 | 34 | 29.04 | Обобщение по теме: «Числовые | Проверка сформированности умений: решать задачи на движение, нахождение площади и периметра прямоугольника. | Сравнивать величины; – вычислять значения выражений с многозначными числами. | Письменный опрос. | |
120 | 35 | 30.04 | Решение «усложненных» уравнений.
| Формирование умения находить значения буквенного выражения при данных числовых значениях входящих в него букв. Представления о числовых и буквенных выражениях, взаимосвязь между ними. | Находить, анализировать и исправлять ошибки. | Фронтальный опрос. | |
121 | 36 | 06.05 | Решение задач способом составления уравнений. | Находить | Фронтальный опрос. | ||
122 | 37 | 07.05 | Контрольная работа по итогам учебного года. | Проверка умения решать задачи способом составления уравнений. | Решать задачи способом составления уравнений. | Контрольная работа. | |
123 | 38 | 08.05 | Работа над ошибками. | Исправление недочетов. Продолжение работы по решению задач на движение. | Находить, анализировать ошибки и исправлять их. | Письменный опрос. | |
124 | 39 | 13.05 | Решение задач разных видов. | Формирование умения решать усложненные уравнения. | Решать усложненные уравнения; – рассуждать и объяснять способ действия. | Фронтальный опрос. | |
125 | 40 | 14.05 | Решение уравнений. Тест №9. | Решение текстовых задач. Формирование умения записывать уравнения по данному условию. Повторение ранее изученного материала. | Составлять уравнения по данному условию, по схеме; – решать задачи способом составления уравнений; – анализировать. | Письменный опрос. | |
126 | 41 | 15.05 | Буквенные выражения. | ||||
127 | 42 | 17.05 | Повторение пройденного материала по теме «Действия с многозначными числами». | Алгоритмы сложения и вычитания чисел в пределах миллиона. | Вычислять значения выражений многозначных чисел. | Фронтальный опрос. | |
128 | 43 | 20.05 | Повторение материала геометрического содержания. | Распознавание и изображение геометрических фигур. | Выполнять | Фронтальный опрос. | |
129 | 44 | 21.05 | Повторение пройденного материала по теме «Действия с многозначными числами». Тест № 10. | Алгоритмы сложения и вычитания | Вычислять значения выражений многозначных чисел. | Письменный опрос. | |
130 | 22.05 | Повторение материала геометрического содержания. Решение задач на нахождение пло | Распознавание и изображение геометрических фигур. | Выполнять | Фронтальный опрос. | ||
131 | 24.05 | Повторение материала по теме «Решение задач на нахождение объема, на движение». | Решение текстовых задач арифметическим способом. | Решать задачи. | Фронтальный опрос. |
Предварительный просмотр:
Содержание программы по математике.
4 класс (136 ч).
Тема 1: « Повторение. Нумерация многозначных чисел»(12 ч).
Нумерация многозначных чисел и алгоритмы письменного сложения и вычитания
в пределах миллиона; Таблица умножения и деления. Взаимосвязь умножения и
деления. Правила порядка выполнения действий в выражениях.
Тема 2: «Умножение многозначного числа на однозначное. Умножение многозначных чисел»(24 ч)
Алгоритм письменного умножения (умножение многозначного числа на однозначное, двузначное, трехзначное число).
Тема 3: «Деление с остатком» (13 ч)
Смысл деления с остатком. Способы деления с остатком. Взаимосвязь компонентов и результата деления (с остатком и без остатка).
Тема 4: «Деление многозначных чисел» (26 ч)
Алгоритм письменного деления (деление на однозначное, двузначное, трехзначное число).
Тема 5: «Действия с величинами» (16 ч)
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Единицы массы: грамм, килограмм, тонна. Единицы площади: кв. миллиметр, кв. сантиметр, кв. дециметр, кв. метр, кв. километр. Единицы времени: секунда, минута, час, суткт, неделя, год, век. Единицы объема: литр. Соотношение единиц величин. Сравнение однородных величин. Действия с величинами.
Тема 6: «Скорость движения» (20 ч)
Текстовые задачи с величинами (скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость и др.).
Тема 7: «Уравнения» (7ч)
Уравнения. Способы решения уравнений (простых и усложненных). Решение задач способом составления уравнений.
Тема 8: «Числовые и буквенные выражения» (15 ч)
Буквенные выражения. Нахождение числовых значений буквенных выражений при данных значениях входящих в них букв.
Тема 9 : « Повторение» (3 ч)
Предварительный просмотр:
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся.
К концу обучения математике в начальной школе обучающиеся
должны знать:
– таблицу сложения однозначных чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания (на уровне автоматизированного навыка);
– таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления (на уровне автоматизированного навыка);
– свойства арифметических действий:
а) сложения (переместительное и сочетательное);
б) умножения (переместительное, сочетательное, распределительное);
в) деления суммы на число;
– названия компонентов и результатов действий; правила нахождения слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, множителя, делимого, делителя;
– разрядный состав многозначных чисел (названия разрядов, классов, соотношение разрядных единиц);
– алгоритм письменного сложения и вычитания;
– способы сравнения и измерения площадей;
– способы вычисления площади и периметра прямоугольника;
– правила порядка выполнения действий в выражениях;
– названия геометрических фигур: точка, прямая, кривая, отрезок, ломаная, угол (прямой, тупой, острый), многоугольник, прямоугольник, квадрат, треугольник, окружность, круг;
– структуру задачи: условие, вопрос;
должны уметь:
устно складывать, вычитать, умножать и делить числа в пределах 100 или легко сводимые к действиям в пределах 100, используя знания свойств арифметических действий, разрядного состава двузначных чисел, смысла сложения, вычитания, умножения и деления и различных вычислительных приемов;
читать, записывать, сравнивать многозначные числа, выделять в них число десятков, сотен, тысяч, использовать знание разрядного состава многозначных чисел для вычисления;
складывать и вычитать многозначные числа в «столбик»;
умножать в «столбик» многозначное число на однозначное, двузначное, трехзначное;
делить многозначное число на однозначное, двузначное, трехзначное «уголком» (в том числе и производить деление с остатком);
решать простые и усложненные уравнения на основе правил нахождения неизвестного компонента. Решать задачи способом составления таких уравнений;
сравнивать, складывать и вычитать величины, умножать и делить величину на число;
выражать данные величины в различных единицах;
использовать эти знания для решения задач;
использовать эти знания для вычисления значений различных числовых выражений;
находить числовые значения простейших буквенных выражений при данных значениях входящих в них букв;
узнавать и изображать эти фигуры, выделять их существенные признаки;
строить фигуру, симметричную данной относительно оси симметрии;
читать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом, переводить понятия «увеличить (уменьшить) на ...», «увеличить (уменьшить) в ...», разностного и кратного сравнения на язык арифметических действий;
решать составные задачи на пропорциональную зависимость величин.
Метапредметные результаты:
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
использовать знаково-символические средства;
сравнивать, устанавливать причинно- следственные связи, строить рассуждения, обобщать;
формулировать и удерживать учебную задачу;
применять установленные правила;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном;
корректировать свои действия;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
формулировать собственное мнение;
слушать собеседника;
оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
соблюдать правила посадки при письме и чтении, положение руки, ручки и тетради при письме;
Личностные результаты:
В процессе обучения у учащихся будет сформировано:
адекватная положительная мотивация к обучению;
личная ответственность за свои поступки;
установка на здоровый образ жизни;
самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
уважительное отношение к иному мнению;
навыки сотрудничества в различных ситуациях;
этические чувства: доброжелательность, эмоционально- нравственная отзывчивость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...
Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...
конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников
1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами и результатом умножения."2. Презентация к...
Рабочая программа по математике 4 класс. Учебник: 1.Дорофеев Г. В. Математика, учебник 4 класс/ Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука. -М.: Просвещение,2014.
Аннотацияк календарно-тематическому планированиюпо математике 4 Б класса 1. Количество часов: 136 часов, 4 часа в неделю.2. Учитель: Валиулли...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по математике. 1 класс.( Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., учебник по математике для 1 класса в 2 частях.)
Математика(132 часа в год, 4 часа в неделю)Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., учебник для 1 класса в 2 частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начал...