Главные вкладки

    Проект" Использование интерактивной доски на уроках в начальной школе"
    методическая разработка по математике (1 класс) на тему

    Сизова Валентина Александровна

    Основная тема проекта  "Интерактивная доска как  средство обучения при изучении  чисел первого десятка, в курсе начальной школы на  уроке  обобщения и систематизации  знаний". Оглавление:1. Обоснование проекта. 2  Работа над проектом.3  План-конспект урока  Математики  в  1 классе. 4  Технологический  сценарий урока. 5  Методические рекомендации к уроку.  6 Заключение.  7  Спмсок  литературы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_sizova_va.docx55.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов Московской области

    Педагогическая академия последипломного образования

       

       Интерактивная  доска  как  средство  обучения  при    изучении  чисел  первого  десятка,  в  курсе  начальной  школы  на  уроке  обобщения  и  систематизации  знаний

    Выполнила: Сизова  В.А.,

    учитель начальных  классов МБОУ «Семёновская СОШ»

    Ступинского  муниципального  района

    Руководитель: Хилюк Е.А.,

    методист УМЦ

    Чехов, 2013 год

    Оглавление

    1.  Обоснование проекта  …………………………………   3 - 7

    2.  Работа над проектом:

    2.1. Краткое описание этапов работы над   проектом…… 7 - 8

    2.2.  План-конспект  урока  математики  в  1  классе

     «Числа  от  0  до  10.  Состав  чисел  первого  десятка»    ………………………………………………………………   8 - 15

    2.3.  Технологический  сценарий  урока  математики …   15 - 16

    2.4   Методические рекомендации к проведению урока «Числа  от  0  до  10.  Состав  чисел  первого  десятка» в 1 классе,  в условиях использования интерактивной   доски  ………………………17  

    3.  Заключение………………………………………………… 18

    4.  Список    литературы  …………………………………….18 - 19

    5.  Приложение  ………………………………………………20 - 22

    1.Обоснование проекта

    Интерактивные   технологии   активно  входят  в  нашу  жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и работе, сделать мир вокруг себя ярче. Решая проблему информатизации школы, нельзя забывать об основных инструментах работы преподавателя и ученика: доска, мел, ручка, тетрадь - сегодня эти традиционные инструменты предстают в новом исполнении как интерактивная доска.

    Интерактивная доска, поступила в нашу школу совсем недавно. Весьма актуальными стали вопросы:   Как и зачем? (т. е. целесообразность применения ИД в учебном процессе и формы применения интерактивной доски в учебном процессе.)

    Отвечая на первый вопрос, можно руководствоваться в обучении принципами:

    1.     сознательности и активности,

    2.     наглядности,

    3.     постепенности и систематичности знаний,

    4.     упражнений и прочного овладения знания и навыками.

    Для осуществления наглядности необходимо использовать:

    5.     реальные предметы и непосредственное наблюдение над ними;

    6.     когда это невозможно, модели и копию предмета;

    7.     картинки как изображение предмета или явления.

            Учебный эффект всякого наблюдения зависит от того, насколько мы сумели внушить учащемуся, что и для чего он должен наблюдать, и насколько нам удалось привлечь и сохранить его внимание на протяжении всего процесса обучения.

            Что же дает интерактивная доска в совокупности с персональным компьютером с данной точки зрения?

    Это интерактив, мультимедиа, моделинг, коммуникативность и новый уровень производительности.

    Интерактив – это поочередное взаимодействие сторон, где как стороны выступают учитель, ученик и используемый электронный образовательный ресурс. Каждое действие или реакция участников взаимодействия отражается на доске, доступно для рассмотрения, осознания и обсуждения всеми участниками образовательного действия.

    Мультимедиа – это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, т.е. в комбинации средств передачи информации ( multi – много, media – среда, способ, средство).

    Такое "многосредие” приводит к качественному повышению эффективности образовательных ресурсов, которые вводятся в учебный процесс при помощи интерактивного устройства.

    Коммуникативность – это возможность непосредственного общения участников образовательного процесса, оперативность такого диалога, контроль за состоянием процесса. Другая сторона коммуникативности – возможность оперативной передачи информации участнику образовательного процесса, что более применимо в случае с интерактивным устройством.

    Моделинг – имитационное моделирование реальных объектов или процессов, явлений, а также имитация посредством компьютера взаимодействия пользователя с реальным миром, т.е. тренинг поведения, моделирование действий человека.

    Говоря о производительности, можно сказать, что при работе с коллективом обучающихся, именно интерактивная доска на первых этапах позволяет повысить производительность процесса обучения, помогая учителю, обучающему, не тратить временной ресурс занятия на индивидуальную работу с учеником, а производить работу со всем коллективом в целом, что экономит время, позволяет рассмотреть наиболее важные для всех учащихся моменты, а следовательно – повышает производительность обучения.

            Исходя из вышесказанного, можно сказать, что интерактивная доска реализует принцип наглядности как по отношению к отдельному ученику, так и к целому коллективу учащихся, вовлеченному в процесс обучения. Интерактивная доска позволяет реализовать непосредственное наблюдение за предметами (процессами) посредством демонстрации фрагментов учебных фильмов и различных демонстрационных материалов.

    Указанные достоинства интерактивной доски позволяют интенсифицировать образовательный процесс, использовать методики, ориентированные на развитие интеллекта обучаемого, на самостоятельное извлечение и представление знания, на продуцирование информации, что проявляется в:

    1.     незамедлительной обратной связи между пользователем (учеником, учителем) и программным средством, с которым взаимодействует пользователь при помощи ИД;

    2.     визуализации учебной информации изучаемого объекта, процесса (наглядное представление на ИД объекта, его составных частей или их моделей; процесса или его модели, в том числе скрытого в реальном мире; представление графической интерпретации исследуемой закономерности изучаемого процесса).

    3.     компьютерное моделирование изучаемых или исследуемых объектов, их отношений, процессов, явлений как реально протекающих, так и "виртуальных” (представление на интерактивной доске модели: математической, информационно-описательной, наглядной, адекватно оригиналу);

    4.     автоматизации процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроль результатов усвоения.

            Обычно на запоминание учащимися пройденных материалов влияет множество факторов. Способность ученика запоминать и воспроизводить информацию зависит от ряда условий. Некоторые из них касаются степени вовлеченности учащегося в образовательный процесс и стимулов. И конечно же важно – привлечено ли внимание ученика к изучаемому материалу, поддерживается ли должный уровень внимания, способствующий усвоению.

            Умение привлечь и удержать внимание учащихся является обязательным для педагога. Достижение этого – в переключении внимания при малейших признаках усталости учащихся, снятии напряженности, умении не перегружать информацией и главное мотивировать детей к учебной деятельности. Поэтому педагог должен увлечь ребенка, заинтересовать его так, чтобы он работал не тратя время и силы попусту.

    Интерактивная доска с ее демонстрационно-наглядно-интерактивными возможностями – одно из средств поддержания и удержания интереса ученика.

    Как электронная интерактивная доска может быть использована в среде обучения?  Технология работы с интерактивной доской сегодня активно осваивается учителями самых разных школьных предметов.

    Таким образом, интерактивная доска – одно из самых современных средств обучения в школе, позволяющее поднять его на качественно новый уровень.

    Работая с интерактивной доской  на  уроках    математики  я  имею  возможности:

    1. проведение устного счета;
    2. постепенная подача информации;
    3. заполнение пропусков в текстах, формулах, примерах, задачах, уравнениях при помощи цифровых чернил маркером;
    4. взаимодействие с объектами, двигая буквы, цифры, слова или картинки;
    5. возможность вернуться к сделанным записям;
    6. комбинирование кадров из готовой коллекции изображений (рисунки и схемы к задачам, таблицы, графики, шаблоны линованной бумаги, подложки, символы, иллюстрации, системы координат, линейки и т.д.);
    7. запись урока, корректируя его прямо в классе в соответствии с вопросами учащихся;

    Если исходить из того, что урок – деловая игра, то учитель  играет символами,  словами, а правила, по которым они так делают, остаются для ребенка тайной. Ученика можно сделать причастным к раскрытию тайны. И именно здесь интерактивная доска становится тем игровым полем, на котором делать это легко и комфортно, на котором можно совершать многочисленные разнообразные ходы. Ничего подобного не позволяет обычная школьная доска.

    Цель проекта:

    Разработать  педагогический  сценарий  урока «Числа  от  0  до  10. Состав  чисел  первого  десятка»   и электронную  поддержку  к  данному  уроку.

    Задачи проекта:

    1.Изучить литературные источники по теории интерактивной доски.

    2.Разработать педагогический  сценарий  урока  по  теме   в  условиях использования  интерактивной  доски.

    4.Изучить функциональные возможности интерактивной доски

    Interwrite Dual Boord.

    5. Выявить методическую целесообразность применения интерактивной доски на данном уроке.

    Планируемый результат:

    Разработка педагогического сценария  урока   математики  в  1  классе  по  теме  «Числа  от  1 до 10.  Состав  чисел  первого  десятка»   и  ЭСУН (электронные  средства  учебного  назначения)  в  условиях  использования интерактивной доски.

    2. Работа над проектом

    2.1.Краткое описание этапов  работы над проектом

            На  первом  этапе  работы  над  проектом  я  изучила  учебную  литературу  

    по  теории  интерактивной  доски  и  методическую  литературу  по математике   к этому  уроку.

    На  втором  этапе разработала  педагогический  сценарий  урока по

    математике  в  1  классе «Числа  от  1  до  10.  Состав  чисел  первого  десятка»  в  условиях  использования  интерактивной  доски.  

            Затем разработала  его  технологический  сценарий.   На четвертом – разработала ЭСУН (электронные  средства  учебного  назначения)  к  уроку.  Затем составила  методические  рекомендации  к  проведению  урока  в  условиях использования  интерактивной  доски.  

            Считаю  целесообразным применять интерактивную  доску  при отработке  знаний  состава  чисел  первого  десятка.   Удобно  использовать  замечательный  инструмент Шторка, который  используется  для  скрытия  части  доски. На  закрытой  части  доски  можно  поместить  план  решения  задачи,  которым  должны пользоваться обучающиеся  и открывать его по мере выполнения каждого пункта, можно спрятать уже готовое решение задачи и также открывать постепенно, чтобы дети могли сверить своё решение с решением учителя.

            Во время объяснения нового можно путешествовать с помощью инструмента Прожектор, который затемняет неважный в данную минуту материал и высвечивает на доске именно тот участок, который должен привлечь внимание учащихся. При закреплении   материала  иногда  требуется вернуться к началу или середине своего объяснения, на обычной доске предугадать такой возврат бывает трудно.

            Интерактивная доска позволяет быстро вернуться к тому месту объяснения, которое вызвало затруднение или непонимание материала, т. к. все записи на ней сохраняются.   На  уроке  использовала  инструменты  Матрица,  Произвольные  фигуры,  Линейка и др..

    2.2.  План-конспект  урока по математике в 1 классе в условиях использования  интерактивной доски

    Цель:  формирование  позитивного  опыта  применения  раннее  сформированных  знаний  и  действий  на  основе  их  переноса  в  новые условия  в  ситуациях  неопределённости.

    Планируемые  результаты:  учащиеся  научатся  применять  навыки  счёта  и  знаний  состава  чисел;  работать  в  паре  и  группе  (планировать  работу,  распределять  её  между  членами  группы,  совместно  оценивать  результат  работы)

    Тип урока:  повторение  изученного  материала           

    Оборудование:  компьютер,  интерактивная  доска,  учебники,  классная  доска.

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


     
     Числа  от 0 до 10.  Состав  чисел  первого  десятка___           

    (Тема урока)

    1

    ФИО автора:

    Сизова  Валентина  Александровна

    2

    Место работы, должность:

    МБОУ «Семёновская средняя  общеобразовательная  школа»

    3

    Предмет:

    Математика.

    4

    Класс:

    1

    5

    Предметная программа и её автор:

    «Математика»  «Школа России». М. И. Моро

    6

    Тема и номер урока:

    Числа от0 до10.Состав  чисел первого десятка. (Обобщение и закрепление изученного материала).           

    7

    Цель урока:

    Формирование позитивного опыта применения ранее сформированных знаний и действий на основе их переноса в новые условия в ситуациях неопределенности.

    8

    Тип урока:

    Повторение  изучаемого материала.

    9

    Модели организации УПД младших школьников:  

    АРМ учителя – класс (фронтальная работа)

    10

    Необходимое оборудование:

    АРМ учителя: компьютер, интерактивная доска, учебник, классная доска.

                Структура и ход урока.

    Ход   урока

    Решаемая задача

    Работа учащихся

     Работа     учителя

    Используемые ЭОР

    Время

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    1

    Разминка

    адаптировать учащихся к деятельности на уроке

    выявить предварительные знания учащихся и определить их границы

    Стихотворение проговаривается хором,  эмоциональный настрой на урок.

    Дети отвечают полным ответом  на вопросы учителя по правилу поднятой руки, стоя

    Учащиеся высказывают свои точки зрения;  комментируют, оценивают, дополняют ответы одноклассников.

    - Ну-ка, проверь дружок,

    Ты готов начать урок?

    Всё ль на месте?

    Всё в порядке?

    Ручка, книжка и тетрадка?

    Все ли правильно сидят?

    Все ль внимательно глядят?

    1)Устная  работа с числовым рядом.

    - Назовите соседей чисел: 2, 8, 9, 4, 6.;

    - Назовите предыдущее число 10, 3, 5, 8;

    - Назовите последующее число 8, 7, 4, 2;

    - На сколько 6 больше 4?

    - На сколько 7 меньше 10?

    2) Состав чисел 5, 6, 8.

    ЭОР №1

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1076c9e4-90ed-447e-a51c-33536d52e962/ResFile.SWF

    1 мин.

    4 мин.

    6 мин.

    2

    Основная часть

    формирование знаний, отношений, действий, опыта; разрешение интеллектуального затруднения - находится ответ на проблемный вопрос

    рассматривают,

    анализируют, описывают

    Сравнение неравенств.Запись выражения в тетрадь, нахождение значения выражения.

    Выполняют упражнение фронтально.

    1)  - Рассмотрите разворот учебника на странице 60 -61.

    - Что нового вы заметили?

    - Чему сегодня на уроке будем учиться?

    2) Стр. 60 «больше», «меньше», «равно».

    3)Исследовательская работа.выполнение задания, используя разрезной материал. Сравнение чисел в отрезках.

    4) Физминутка.

    5) Как набрать 10 рублей монетами?

    ЭОР №2

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4999b6d4-9e71-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf

    ЭОР №3

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/403a9a09-2895-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf

    ЭОР №4

    http://www.openclass.ru/node/86879

    2 мин

    7мин

    5 мин

    5 мин

    3

    4

    Творческая часть

    повышение уровня формируемых знаний на основе применения разноуровневых и творческих заданий

    выполняют самостоятельно

    Фронтальная работа: учащиеся выполняют задание

    1) Стр. 60 Решение примеров(устно).

    Работа с учебником.

    2) Закрепление.

    Стр.61 решение примеров на сложение и вычитание в пределах 10.

    3)Задание повышенной сложности стр.61

    -Сколько на рисунке птиц.

    ЭОР №5

    http://www.openclass.ru/node/245985

    1- 10 слайд

    15 мин

    Таблица 2.Перечень ЭОР, используемых на уроке.

    Название ресурса

    Тип, вид ресурса

    Форма предъявления информации

    Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

    1

    Единая коллекция ЦОР

    Состав чисел до 10. ПР

    Иллюстрации с заданиями

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1076c9e4-90ed-447e-a51c-33536d52e962/ResFile.SWF

    2

    Единая коллекция ЦОР

    Сравнение чисел, характеризующих количество предметов в группе. ПР

    иллюстрации

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4999b6d4-9e71-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf

    3

    Единая коллекция ЦОР

    Сравнение именованных чисел

    иллюстрации

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/403a9a09-2895-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf

    4

    Открытый класс

    Физминутка с животными.

    http://www.openclass.ru/node/86879

    Технологический сценарий

    Номер слайда

    Описание последовательности предъявления  информации

    Требования к оформлению информации*

    Программные средства**

    №1

    №2

    №3

    Состав  числа…

    Задание 1: Выбери  из  ряда  чисел (внизу),  одно  число  первого  десятка.  Замени  суммой  двух  слагаемых.

    Проверка

    Сравнение  чисел  первого  десятка (рисунки  ключи,  замки),  неравенства.

    Задание 2:  Посчитай  количество  замков  и  ключей,  соотнеси  и  сравни.

    Проверка.  Звуковой  файл.

    Сравнение  именованных  чисел.

    Задание  3:  Выбери  нужный  знак  («больше», «меньше»,  «равно»)

    На  белом  фоне  в синем круге  выбранное  число,  дети  «перетаскивают»  объект  с  цифрой  в  два  квадрата  (10= 2+8)

    Внизу  ряд  чисел от0до10  жёлтого  цвета.

    Пчёлка,  яблоня – анимация.

    Текст-задание.

    На  белом  фоне

    рисунки  ключей  и  замков.  Внизу  в  зелёных  квадратах  неравенства.  Звуковой  файл.

    На  белом  фоне  неравенство  с  пропущенным  знаком,  внизу  доски  в  зелёных  рамках  знаки.  Звуковой  файл.

    Interwrite Dual Boord- Сервис – Заливка - синий

    Interwrite Dual Boord-

    Сервис-Галерея Цифры-Анимация - Инструменты

    Interwrite Dual Boord- Сервис – Заливка - белый

    Interwrite Dual Boord- Текст

    Interwrite Dual Boord

    Сервис-Галерея Цифры-Анимация - Инструменты

    Interwrite Dual Boord- Сервис – Заливка - синий

    Interwrite Dual Boord-

    Сервис-Галерея Цифры-Стрелка

    Interwrite Dual Boord- Сервис

    Звуковой  файл.

    2.3.   Методические рекомендации к проведению урока «Числа  от 0 до 10. Состав  чисел  первого  десятка» в условиях использования интерактивной доски.

            Рекомендую использовать слайды №1,№2,№3 при закреплении  изученного  материала,  проверке выполненного домашнего задания, самостоятельной работы, во время устных ответов остальных учащихся. Данная манипуляция позволяет более эффективно проводить проверку выполненного задания, освобождает от записей длинных  предложений на доске, экономит время, позволяет повысить темп урока без ущерба качеству усвоения и при этом получать исчерпывающую информацию.

            

    3. Заключение

    Цель проекта достигнута в соответствии с поставленными задачами. В результате проделанной работы был создан педагогический сценарий урока «Числа от0 до  10.  Состав  чисел  первого  десятка»  в  1  классе в условиях использования интерактивной доски и разработана электронная поддержка к данному уроку ЭСУН. Интерактивная доска позволяет:

    1. Отойти от традиционного презентационного урока.
    2. Экономить время урока.
    3. Повысить эффективность подачи материала.
    4. Организовать групповую работу (или групповые игры).
    5. Помочь учителю в организации проверки знаний школьников.
    6. Творчески использовать материал.
    7. Учитывать возрастные особенности каждого школьника.
    8. Осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения.

            Работать с интерактивным оборудованием увлекательно и очень легко, учащимся становится интересно учиться. Благодаря появлению в классе интерактивной доски меняются даже самые проблемные школьники. Те, кто раньше тихо сидел за последней партой, вдруг становится активным и начинает творчески мыслить, направляет свою энергию на работу. А тот, кому просто тяжело учиться, находит новые возможности для самовыражения.

    Список литературы.

    Основная литература:

    1. Беспалько В.П. Образование с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М., 2002.
    2. Захарова  И.Г. Информационные технологии в образовании. -  М., 2005.

    Информатика в школе. №32 – М., 2009.

    1. Мартиросян Л.П. Реализация возможностей информационных технологий в процессе преподавания математики.// Информатика и  образование, №12.  - М.,2002.
    2. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. – М., 1989.
    3. Матросов В.Л., Жданов С.А. Информационные технологии в подготовке будущего учителя / Проблемы информатизации высшей школы. №1-2, - М., 1998.
    4. Полат Е.С. Современные  педагогические и информационные  технологии в системе образования. -  М., 2007.
    5. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогические и технологические аспекты). – М., 2008.
    6.  Смирнов А.В. Технические средства в обучении и воспитании детей. – М., 2005.
    7. Смолянинова О.Г. Теоретические основы и методика использования мультимедиа в образовании: Монография. -  Красноярск, 2002.
    8. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Использование мультимедиа-технологий в общем среднем образовании. http://humarities.edu.ru/db/msg/80306
    9. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html
    10. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" http://mon.gov.ru/press/news/5233/

    Дополнительная литература:

    1. Аствацатуров  Г.О. Дизайн мультимедийного урока: методика, технологические приёмы, фрагменты уроков. – Волгоград,2009.
    2. Бондаренко  Е.А. , Журин А.А., Милютина И.А. Технические средства обучения  в современной школе: Пособие для учителя и директора школы./ Под ред. А.А. Журина. – М., 2004.
    3. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс/ Бент Б. Андресен, Катя ван ден Бринк. – М. , 2007.
    4. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. – М., 2005.
    5. Подготовка работников системы образования к работе с новыми программными продуктами и современным оборудованием: Учебно-методическое пособие/ Составители: Хапаева С.С., Жарков В.А., Пронин Н.А. – М., 2008.
    6. Хилюк Е.А. Использование технологии мультимедиа  при обучении математике в основной школе. / Информатика и образование. №10. – М., 2007.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Применение интерактивной доски на уроках в начальной школе

    "Эффективность использования интерактивной доски SmartBoard на уроках в начальных классах"...

    Использование интерактивной доски на уроках в начальной школе.

    Работа с детьми во времена информационных технологий показывает, что традиционные приемы школьного обучения и воспитания недостаточны для развития творческой, гармоничной личности. Современное образов...

    Использование интерактивной доски на уроках в начальной школе

    использование интерактивной доски, её плюсы и минусы...

    Использование интерактивной доски на уроках в начальной школе

    В данной статье рассматриваются способы использования интерактивной доски на уроках в начальных классах...

    Публикация статьи в электронном СМИ"Использование интерактивной доски на уроках в начальной школе".

    Публикация статьи в электронном СМИ "Использование интерактивной доски на уроках в начальной школе"....

    "Использование интерактивной доски на уроках в начальной школе"

    Интерактивная доска - эффективный инструмент для проведения учебных занятий.Она совмещает функции трех видов оборудования:аудиторной доски с маркером,экрана для отображения информацииинтерактивного ко...

    Использование возможностей интерактивной доски на уроках в начальной школе.

    Традиционный образ школьного класса включает присутствие неизменных атрибутов: парты, стулья, учительский стол, указка, доска, мел. Именно такая атмосфера школы знакома большинству граждан...