Число и цифра 9
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

 

Тема: Число и цифра 9

Программа: «Школа 2000…»

Класс: 1

Учебник: Л.Г.Петерсон. Математика

Цель: познакомить с числом и цифрой 9

Задачи:

  1. Закреплять навыки счёта в пределах 9; умение  находить взаимосвязь между целым и частью; определять место числа 9 в ряду чисел и на числовом отрезке; состав числа 9;
  2. Развивать логическое мышление, память, внимание, речь, творческие способности;
  3. Воспитывать интерес к математике, культуру общения, чувство взаимовыручки

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chislo_i_cifra_9.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Число и цифра 9

Программа: «Школа 2000…»

Класс: 1

Учебник: Л.Г.Петерсон. Математика

Цель: познакомить с числом и цифрой 9

Задачи:

  1. Закреплять навыки счёта в пределах 9; умение  находить взаимосвязь между целым и частью; определять место числа 9 в ряду чисел и на числовом отрезке; состав числа 9;
  2. Развивать логическое мышление, память, внимание, речь, творческие способности;
  3. Воспитывать интерес к математике, культуру общения, чувство взаимовыручки

Оборудование: набор цифр, образец письменной и печатной цифры 9, рисунки (корабль, доктор Айболит, животные),  аудиозапись «Шум моря», слайды

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

Организа

ционный

 момент

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка.

Проверка готовности учащихся к уроку

Актуали

зация

 знаний

Ребята сегодня мы с вами отправляемся на математический остров. А отправимся мы туда на корабле.

 Минутка чистописания

Но чтобы он сначала смог бросить свой якорь возле нашего порта нам нужно внимательно рассмотреть наш корабль. Найти элементы похожие на цифру и красиво прописать. Откройте свои тетрадочки и выполните работу.






Дети рассматривают корабль находят цифры и прописывают их в





Слайд 4,5









































































Физминутка




Устные упражнения

А хотите узнать название нашего корабля?

Чтоб его узнать надо устно посчитать. Готовы?

Первое задание. Задача.

Сколько литров воды человек потребляет в сутки вместе с питьем и пищей? Чтобы ответить на этот вопрос нужно найти ответ в предложенной цепочке.



8


Сколько получилось?

В среднем за сутки человек употребляет 3 литра или 12 стаканов воды.


 Перед вами примеры. Вставьте пропущенное число.

 
           
6 +  =7                 - 2 = 2


           - 2  = 3                3 + 3= 


          + 2 =5                   - 3 = 4


           + 1= 3                 - 5  = 8



Молодцы! А  теперь ребята расположите вставленные числа в порядке возрастания, в порядке убывания.


 Расставьте буквы в таблице, и вы узнаете, как называется наш корабль.





Как же называется наш корабль?


- А что такое арифметика?



- Что б наш корабль отправился в путь нам необходимо выполнить следующее задание.

Разместить пассажиров в  каютах.
















Наш корабль отчаливает от пристани. Закрыли глаза. Мы плывем по океану.  Приятно пахнет водорослями и полезным йодом. Мы слушаем приятный плеск волн, крик чаек. Никаких лишних звуков, нам хорошо и спокойно, хочется работать и узнавать новое. А теперь медленно открываем глазки.



Да













3





















1 2 3 4 5 6 7 8

8 7 6 5 4 3 2 1










«Арифметика»


наука о числах и действиями над ними.























Закрывают глаза и представляют то, что говорит учитель.







Слайд 6















Слайд 7















Работа с набором цифр

на доске. Проверка слайд



слайд 8,9




слайд 10






Учащиеся по одному выходят и заполняют у доски. Класс показывает на веере.




Проверка слайд №11








Звучит  аудиозапись «Шум моря»

Создание проблемного вопроса


Итак, мы подплываем  к нашему острову. Ребята смотрите на берегу, кто-то нас встречает. Кто это?

Ребята мы знаем, что Доктор Айболит лечит животных. И ему нужна наша помощь. Ему пришла телеграмма, что животные нуждаются в его помощи. Наша задача: их посчитать и на листочке написать числом количество животных, которым необходима помощь Айболита. Давайте, посчитаем этих животных:

Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок,
И медведица.
Прибежали две мартышки
И уселись возле мышки.
Сколько же всего животных,
Посчитайте поскорей!
(9 животных.)


- Итак, их 9. А знакомы мы с числом 9?

- А как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться на уроке?




Доктор Айболит




























(Нет.)


Мы узнаем все о числе 9: его место в ряду чисел, его состав, сравним это число с ранее изученными числами.

На доске рис.Айболита и острова

Слайд 13













Учитель читает стихотворение. Дети считают животных, отвечают. Слайд 14

Изучение

нового

материала

Есть  цифра, с помощью которой можно записать это число.

- На что она похожа?


Цифра 9, иль девятка

Цирковая акробатка

Если на голову встанет

Цифрой 6 девятка станет.


- Мы уже знаем, что каждое число обозначает свое количество предметов. Доктор хочет проверить ваши знания и просит найти соотношение между числами и рисунками в №1 на стр. 18

- А правильно ли я расположила число 9? Ведь числа у нас расположены в порядке возрастания. Докажите.

- Число 9 > 8, то что можно сказать о числе 9 по сравнению с другими числами?

За каким числом стоит число 9 в натуральном ряду?

Если число 9 в числовом ряду стоить за числом 8, то и на числовом отрезке оно должно стоять за числом 8. А как найти число 9 на числовом отрезке?

А как записать наше действие в виде равенства? 

Ребята, а назовите мне «соседей числа» 8?

Какое из них будет последующее?

А предыдущее число , числа 8?

Мы уже познакомились с цифрой 9 , а писать мы её ещё не умеем.

Показ письменной цифры 9

Цифра 9 состоит из двух элементов: небольшого овала и большого правого полуовала. Начинаем писать овал немного ниже вершины правого верхнего угла клетки. Закругляем, ведём вниз до середины клетки, закругляем, ведём вверх к началу овала и затем вниз по правой стороне  касаемся нижней линии и поднимаемся чуть выше.

- Итак, Айболит так торопился на наш корабль, что некоторые пузырьки с таблетками от кашля и от скарлатины перемешались. Айболит их пересчитал и положил по 9 таблеток в каждый пузырек, но вот что получилось:







Помогите Айболиту разобрать таблетки.

- Итак, из каких частей состоит число 9?

-А какие варианты образования числа 9 подсказывает нам учебник? (Числовой отрезок-8+1, ветка рябины-7+2, кости домино-5+4; 6+3.)


На перевернутую 6















9 больше всех изученных ранее чисел


За числом 8


Сделать 1 шаг вправо.











8+1 =9

Соседи числа 8 – 7 и 9

9


7




После показа самостоятельно прописывают цифру 9



























работают в парах и говорят результаты

Из 4 и 5, 8 и 1, 2 и 7, 6 и 3

Слайд 15








.


Слайд 16









Слайд 17






























Слайд 18


















Слайд 19

Работа в парах









Слайд 20, 21

Физкульт

минутка

По реке плывёт кораблик.

Он плывёт издалека.

На кораблике четыре

Очень храбрых моряка.

У них ушки на макушке,

У них длинные хвосты,

И страшны им только кошки,

Только кошки да коты!

Первичное закрепление

  Доктор просит нас запомнить состав числа 9. Мы знаем, что целое и части связаны между собой. Давайте восстановим равенства в  учебнике, применив знания о связи компонентов и результата действия при сложении.

Слайд 23 Первые 2 столбика дети решают с комментированием, а 3-4 столбики дети выполняют самостоятельно.

Вторичное закрепление

- К доктору пришло много животных, но кому нужна помощь в первую очередь?




Чему равна третья часть?

Кому необходима помощь в первую очередь?

Кроме этих животных помощь нужна и другим зверюшкам. А вот каким вы узнаете, выполнив следующее задание.



Находят третью часть и определяют номер искомого животного.

5


Медведицы

Слайд 24







слайд 25



Итог урока

- Доктор Айболит с нашей помощью вылечил всех животных. А вот чтоб нам вернуться обратно нам нужно ответить на несколько вопросов. Готовы?

Сколько предметов обозначает число 9?

- С помощью какой цифры можно записать число 9?

- За каким числом следует число 9?

Из каких частей состоит число 9?


А чтоб вернуться на наш корабль выполним последнее задание с.19

Рефлекия

Я сейчас раздам листы с нарисованным рожицами, но рожицы не дорисованы. Дорисуйте ваше настроение на рожице: если вам урок понравился, то нарисуйте улыбку, а если нет – грустную рожицу.

ВСЕМ СПАСИБО ЗА УРОК! ДО СВИДАНИЯ!




(9 предметов.)

(Цифры 9.)


(За числом 8.)

(Из 4 и5, 8 и 1, 2 и 7, 6 и 3.)

Слайд 26


Литература:

-3

1    5   3     2   4    7    8     3    6  1

А  р    и    ф   м    е     т    и    к   а

8

8

+1

-4

-1

+7

-5

А

р

и

ф

м

к

е

т


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Число и цифра 4. Соотношение числа и цифры. Счет прямой и обратный.

Урок по математике в 1м классе для учащихся коррекционной школы....

Занятие по математике "Число 7. Цифра 7. Дополнение числа до любого заданного числа "

Занятие по математике в "Школе успеха" с будущими первоклассниками. В разделе "Презентации" мной представлена презентация к этому занятию....

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Число и цифра 1. Число и цифра 2.

Презентация к уроку "Число и цифра 1. Число и цифра 2"....

Число и цифра 8. Образование числа 8. Письмо цифры 8.

Описание урока по изучению цифры 8, цель урока - формирование понятия о числе и цифре 8 , образования числа 8 , обучение письму цифры 8....

конспект урока математики для детей с ОВЗ по теме: «Число и цифра 7. Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа»,

laquo;Число и цифра 7. Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа. Познакомить обучающихся с числом и цифрой 7, с получением и составом числа 7.Научить писать цифру 7 в соответстви...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Класс: 1 Тема урока «Числа от 1 до 5. Получение. Запись. Сравнение. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.»

Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: повторение нумерации чисел 1-5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урокаДидактические: 1 закрепить понятие «чи...