Урок математики во 2 классе по теме "Единицы измерения вместимости - литр""
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Стахнёва Галина Николаевна

 

ТЕМА: Единица измерения вместимости – литр.

 ЦЕЛЬ: Актуализировать знания разных единиц измерения массы , длины; ввести новую величину вместимость и единицу её измерения – литр ; учить детей формулировать проблему , выдвигать гипотезы и находить правильное решение ; развивать логико – математическую речь; воспитывать коммуникативные навыки.

ОБОРУДОВАНИЕ: Учебник математики; сосуды с водой для измерения вместимости – кастрюля, ваза , трёхлитровая банка; мерки для измерения – стаканы пол-литровая банка, кружки; пустые двухлитровые и литровые банки для каждой группы ( для сливания жидкости во время измерения); карточки для разминки и физкультминутки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Урок математики

           во 2 классе


                                                                         

                                   

 ТЕМА: Единица измерения вместимости – литр.

   ЦЕЛЬ: Актуализировать знания разных единиц измерения массы ,             длины; ввести новую величину вместимость и единицу её измерения – литр ; учить детей формулировать проблему , выдвигать гипотезы и находить правильное решение ; развивать логико – математическую речь; воспитывать коммуникативные навыки.

     ОБОРУДОВАНИЕ: Учебник математики; сосуды с водой для измерения вместимости – кастрюля, ваза , трёхлитровая банка; мерки для измерения – стаканы пол-литровая банка, кружки; пустые двухлитровые и литровые банки для каждой группы ( для сливания жидкости во время измерения); карточки для разминки и физкультминутки.

                               

                                  ХОД  УРОКА

Этапы            

урока

           Содержание деятельности учителя                                        

Содержание деятельности учащихся

Психоло гический

настрой.

Ребята у вас на партах лежат «Словарики настроений» , найдите в

списке прилагательные , которые описывают ваше настроение и объясните свой выбор.


















Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране Математики. Удачи вам и новых открытий!




- Я своё настроение хочу назвать ОЖИДАЮЩИМ, потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий.

- А у меня СПОКОЙНОЕ настроение . Я не боюсь трудностей,не боюсь ошибиться, хочу спокойно работать дальше.

- Моё настроение ПРИПОДНЯТОЕ. Я люблю урок математики, мы всегда такие интересные задания выполняем!

- А я выбрала название ЛИКУЮЩЕЕ. Сейчас я очень рада что начинается мой любимый урок.

Актуализация

знаний. Целеполагание.

Посмотрите на карточки которые находятся на доске.(карточки закрываются)

Зарисуйте их по памяти .

Что вы заметили?






- А какого цвета был луч? Отрезок? Прямая? Ломаная?

- А у какой фигуры было имя?

(По ходу проверки карточки снова выставляются на доску)

- Какие задания вы предлагаете выполнить, используя эти фигуры?



- Все согласны с предложенными заданиями?













- Молодцы ребята! А какие единицы измерения длины мы знаем?

- А какой единицей измерения удобнее пользоваться в этом случае?

- Для чего нужны другие единицы измерения?



Решите задачу на смекалку.

 Что становится легче когда его наполняют? (Выполните работу в паре)

- Как работаем в паре?





- Кто готов ответить?


 Продолжим работу в парах.

 Среди трёх футбольных мячей красный мяч тяжелее коричневого, а коричневый тяжелее зелёного. Какой мяч тяжелее всех?

-Повторите задание.

- Выполните работу в паре.

- Чья пара готова ответить?

- Кто может дополнить?

- Когда мы говорим «легче», «тяжелее», что мы имеем в виду? Какую единицу измерения массы мы уже знаем?

- Зачем нам нужна эта единица  измерения?

- Как можно измерить количество жидкости?

- Все фигуры состоят из прямых линий.

- Все фигуры расположены на плоскости.

- Я знаю названия всех фигур и могу их показать и перечислить: луч, отрезок , прямая, ломаная.

Имя было у прямой.




- Я предлагаю найти лишнюю фигуру.

- Можно измерить длину каждой фигуры.

- Мне кажется, что второе задание не всегда можно выполнить: ведь прямая бесконечна, как же измерить её длину?

- Тогда и длину луча нельзя измерить, ведь он тоже в одну сторону бесконечен.

- Я хочу выбрать фигуры длину которых можно измерить и узнать её.

- Сантиметр, метр, дециметр.

- Сантиметром.



- Для измерения более крупных и более мелких расстояний.





-Думаю сам .

- Излагаю свою точку зрения товарищу.

- Отвечающий отвечает.

- Шар.










- Красный.





- Килограмм.

- Для измерения массы.


- Посмотреть, где больше ,где меньше.

- Налить в одинаковые сосуды.

Проблемная ситуация.


































Поиск способа решения.










Конкретизация и применение способа решения учебной задачи.










































Контроль процесса и результата освоения способа.
































































Рефлексивный анализ.











































( Перед детьми на столах находятся разные сосуды с водой. В каждый сосуд налито по одному литру воды, но из за разной формы сосудов дети не могут сравнить количество жидкости.)

Что вы видите у себя на столах?

Какие задания вы можете предложить для работы с тем, что стоит у вас на столах?



















Итак, мы с вами сошлись на мнении, что нужно измерить количество воды в сосудах.

- Чем мы всегда пользуемся для измерения?


- Как будем работать?                          

- Что затем?

( На доске появляется лесенка )









Учащиеся выбирают разные мерки: стаканы, маленькие банки, кружку. Начинают переливать воду в двухлитровые банки, считая количество мерок.

( Самостоятельная работа в группах )


Интересно у кого же больше воды ? Почему?






А теперь маленький фокус.

( Банки всех групп выставляются на один стол в ряд)

- Что вы заметили?





Ваши мысли по этому поводу?



Может, кто – то уже знает, какую мерку используют в жизни для измерения жидкости?

Посмотрите это литровые банки, перелейте воду в них .

- В чём вы убедились?



Где вы уже встречались с этой единицей измерения вместимости?











Откройте учебник  на с. 32, найдите в задании 78 пункт 2 и прочитайте его жужжащим чтением.

  1. 1) Тебе знакомо слово литр? Подумай что измеряют литрами.
  1. Литр – единица измерения количества жидкостей. Когда узнают, сколько литров помещается в посуду, говорят, что измеряют её вместимость.

Если число обозначает количество литров, рядом с ним пишут букву л(литр)

  1. Запиши вместимость предметов, изображённых на рисунке.







  1. Прочитай 6л , 28л , 15л.


- Что нового вы узнали?


Кто уже догадался и может сформулировать тему нашего урока?

( на доске табличка)

ВМЕСТИМОСТЬ И ЕЁ ИЗМЕРЕНИЯ


Самостоятельная работа.

- Выполните самостоятельно пункт 3 этого задания.

Проверим, правильно ли вы выполнили задание . Я буду называть вместимость, а вы показывайте изображение предмета , имеющего такую вместимость.

Устно выполним пункт 4.

- Найдите задание 84 и прочитайте его.

- Всё ли вам понятно в задании?

- Сможете его выполнить самостоятельно дома?

- Прочитайте одно предложение в котором говориться не о вместимости.














Замечательно. А теперь обратите внимание на запись темы нашего урока. Кто бы хотел её поправить, изменить , дополнить.

( В соответствии с ответами детей на доске появляется запись)

ВМЕСТИМОСТЬ И ЕДИНИЦА ЕЁ ИЗМЕРЕНИЯ – ЛИТР (1л)

Теперь мы знаем точную тему нашего урока. Давайте попробуем сформулировать задачи.                                    Чему нам нужно научиться, чтобы хорошо освоить эту тему?








    ФИЗМИНУТКА

Предлагаю игру на внимание.

Я показываю карточки с названиями единиц измерения разных величин . если на карточке записано число:

Означающее вместимость – вы садитесь на свои места;

Означающее массу – прыгаете на двух ногах;

Означающее длину – шагаете по классу.

( Карточки: 14 см, 8кг, 5л, 3м, 25см, 75кг, 92м, 17л.

- Выполняя движения, что мы с вами сделали?

 


Я наблюдала за вами, и мне очень приятно, что вы у меня очень внимательные. Готовы работать дальше


   









- Я предлагаю узнать, сколько воды в каждом сосуде.

- Можно ещё узнать, сколько всего воды во всех сосудах.

- Можно выяснить, где воды больше, а где меньше.

- Я предлагаю взять ведро, слить всю воду вместе и измерить её количество.

-Можно поставить все сосуды в ряд и измерить высоту воды линейкой.

- Я думаю ,нужно взвесить воду и сразу станет ясно, где масса воды больше.




- Нам нужна какая -нибудь мерка.

- Лучше работать в группах.

- Затем сравним результат каждой группы.

- А затем проверим по учебнику.









ПРОВЕРКА:

1 гр.- 5 ст. по 0,2л;

2 гр.- 4 кр. по 0,25л;

3 гр. – 2 б. по 0,5л.


- У ребят первой группы налито больше воды: ведь в кастрюлю поместилось 5 мерок, а это больше, чем 4 и 2.




Можно сказать , что количество воды в банках получилось одинаковое, а мерки были разные.

- Мы взяли разные мерки, а нужно было одинаковые.



- Это литр.



- Количество воды у всех групп было одинаковое.



- В магазинах продают сок в пакетах 1 литр, 2 литра.

- Мама покупает молоко, кефир в пактах по 1 литру.

- Папа заправляет на заправке машину бензином, ему автомат заливает 10 литров, 20 литров.


Дети читают.

























Мы узнали что такое вместимость и чем её измеряют.

- Вместимость.

- Литр.

- Измерение.




Дети самостоятельно выполняют задание.





Дети показывают изображение предмета.


Дети читают задание.



Дети утверждают что могут.

ИЗ кастрюли отлили 2л компота . Здесь говорится не о вместимости: ведь вместимость – это всё количество жидкости, которое помещается в сосуде,- а в предложении – только о том , сколько отлили, значит, в кастрюле ещё сколько –то осталось.


Дети говорят что нужно дополнить.













Мы должны научиться измерять количество жидкости в сосудах, сравнивать и находить их сумму или разность.

- Мы должны уметь решать задачи, когда там встречаются литры.



Дети выполняют движения.











- Мы разделили числа на три группы: длину, массу, вместимость.




Да.

Самостоятельная работа.





































Предлагаю вам на выбор два задания:

1 ) 1.Не выполняя сложения, поставь знаки сравнения:

8+3 * 7+3      7+4 * 7+6

9+5 * 5+9      5+6 * 4+6

5+7 * 7+5      8+3 * 9+4

2.Найди значения сумм.

3.Напиши свои равенства и неравенства с другими суммами.

2) В левом и правом кармане у Толи 8 орехов . 2 ореха он переложил из одного кармана в другой. Сколько орехов в двух карманах?

- Для чего мы выполняли это задание?


В заключение предлагаю вам игру « Математическая грамматика»


ЖИЗНЬ - ЗНЬ+ Д+КОСТЬ=

ИЗВОЗ-ВОЗ+ МЕРА–А+ ИТЬ=

ЛИЛ – Л +ТР=


А вот вам в подарок – загадка.


Смастерили из досок

И надели поясок,

И хранит посуда эта

С грядки собранное лето.

- Как вы думаете, является ли бочка мерой измерения вместимости? Узнайте у родителей или в библиотеке, чем раньше измеряли жидкость.












ПРОВЕРКА.

Дети доказывают решения каждого задания, объясняют поставленные знаки.

- Закрепляли ранее изученный материал



Дети находят решения.


ЖИДКОСТЬ

ИЗМЕРИТЬ

ЛИТР.







Бочка.

Оценивание меры продвижения к цели

Итак .

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что было самым интересным?

- Что было трудным?

- Над чем ещё нужно поработать?


- Что вместимость измеряют в литрах.

- Интересно было проводить опыт по сравнению объёма жидкости.

- На следующем уроки при закреплении практически решать задачи.

Самооценка

Если урок вам понравился и вы достигли определённых успехов, подымите и покажите иллюстрацию с улыбающимся лицом.

Если урок не понравился и вы не достигли должных успехов покажите иллюстрацию с грустным лицом.

Дети подымают и показывают иллюстрацию с изображением своего настроения.

Итог

Молодцы. Спасибо вам за работу. Урок окончен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 1 классе :"Единица измерения вместимости - литр".

"Единица измерения вместимости - литр" - проблемный урок. Проблемная ситуация разрешается с помощью практической работы....

Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема

данный урок составлен с помощью  технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока:  урок – проблема.Структура:1....

урок математики 1 класс Литр

Урок - практикум: конспект урока + презентация....

Урок математики 3 класс по теме: «Измерение времени», УМК «Планета знаний»

Разработка  урока  по  математике  в 3 классе по УМК «Планета знаний»ТЕМА «Измерение времени» Цели:- закрепление знания учащихся о единицах времени и их соотношении;- развитие...

Технологическая карта урока математики 4 класс УМК ПНШ "Литр и килограмм"

Технологическая карта урока математики 4 класс УМК Перспективная начальная школа по теме "Литр и килограмм". Составлена с учётом ФГОС НОО....

Урок математики 1 класс тема "Литр"

Цели Образовательные: Познакомить с новой величиной- вместимостью и  единицей ее измерения-литром;развивать умение  решать задачи и примеры изученных видов.Способствовать развитию...

Конспект урока "Единица измерения вместимости - литр"

вместимость - и единицу ее измерения - литр; учить детей формулировать проблему, выдвигать гипотезы и находить правильное решение; развивать логико-математическую речь; воспитывать комм...