Урок математики в 1 классе :"Единица измерения вместимости - литр".
методическая разработка по математике (1 класс) на тему

Тишкова Виктория Сергеевна

"Единица измерения вместимости - литр" - проблемный урок. Проблемная ситуация разрешается с помощью практической работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon edinica_izmereniya_vmestimosti_-_litr._1_klass..doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                Тишкова Виктория Сергеевна,

учитель начальных классов,

МБОУ СОШ № 12, город Урай.

Тема: Единица измерения вместимости – литр.

Класс: 1 («Школа России»).

Цели:

  1. Познакомить с новой величиной – ёмкостью и её измерением с помощью литра.
  2. Учить учащихся формулировать проблему, выдвигать гипотезы и находить правильное решение.
  3. Решать задачи с новой величиной.
  4. Развивать логико-математическую речь.
  5. Воспитывать коммуникативные навыки.

Оборудование: учебник «Математика 1 класс» - М. И. Моро; сосуды с водой для измерения вместимости – кастрюля, бутылка (1 л), банка (2 л) – во всех налито по 1 л воды; мерки для измерения – стакан, мензурка, кружка, банка (1 л), три пустые трёхлитровые банки (для сливания жидкости во время измерения); листочки с изображением разных сосудов (для настроения); карточки с геометрическими фигурами (разного цвета), листы с изображением разных сосудов, счётные палочки.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Вот подали нам звонок.

Начался и наш урок.

Улыбнитесь друг другу!

Игра «Обмен настроением».

- Перед вами разные сосуды. Какие? Где используются?

(У детей на партах лежат листочки с изображением разных сосудов. Дети раскрашивают своё настроение: красное – отличное, синее – плохое, жёлтое – хорошее, показывают своё настроение учителю.)

- Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в виртуальную реальность. Будем проходить компьютерную игру. Это очень сложно. Нам понадобиться внимание, смекалка и ваше отличное настроение. Удачи вам и новых открытий! Приготовились! Загружаем!

2. Актуализация знаний.

- Начинаем 1 уровень – ВНИМАНИЕ.

Учитель на короткое время показывает карточки с геометрическими фигурами разного цвета. Когда карточки закрываются, учащиеся зарисовывают их по памяти.

- Проверяем. Что вы заметили? (Все фигуры состоят из прямых линий – это прямая, отрезок, ломаная.)

- А какого цвета был отрезок? Прямая? Ломаная?

- А у какой фигуры было имя?

- Какая лишняя?

- Прошли 1 уровень.

2. Изучение нового материала.

- Идёт загрузка. 2 уровень – ПРОБЛЕМА.

Практическая работа.

Перед учащимися на столах находятся разные сосуды с водой. В каждый сосуд налито 1 л воды.

- Посмотрите на сосуды. В каком сосуде воды больше? Почему?

- Как вы предлагаете сравнить количество воды в разных сосудах?

- Итак, мы с вами сошлись на мнении, что нужно измерить количество воды в сосудах. Нам нужна какая-нибудь мерка. Мерки могут быть разные: стакан, банка – 1 л, мензурка, кружка. Надо выбрать одну мерку.

- Может кто-то уже знает, какую мерку используют в жизни для измерения жидкости? Это литр. ( Учитель показывает детям литровую банку и предлагает перелить воду в трёхлитровые банки. Дети убеждаются,  что везде одинаковое количество жидкости.)

- Где вы уже встречались с этой единицей измерения вместимости? ( Сок в пакетах 1 л, 2 л. Молоко, кефир в пакетах 1 л. Папа заправляет машину бензином, ему автомат заливает 10 л, 20 л.)

- Слово литр сокращённо пишут так: Л.

3. Первичное закрепление.

- Идёт загрузка. 3 уровень – ЗАДАЧА.

Решение задачи стр. 36 № 3.

4. Физминутка.

Оздоровительные физические упражнения.

- Идёт загрузка. 4 уровень – ЗАРЯДКА ДЛЯ УМА.

(На листах нарисованы сосуды разные, в сосудах вместимость в литрах. Учащиеся должны запомнить по порядку и в разброс.)

- Запишите в тетрадь, сколько литров входит в кувшин, ведро, кастрюлю, канистру, банку. Взаимопроверка в парах.

5. Работа в группах.

- Идёт загрузка. 5 уровень – ЛОГИКА.

- Выложите из 9 палочек такую фигуру (три треугольника). Переложите 2 палочки так, чтобы стало 4 треугольника.

Индивидуальная работа.

- Составь из 7 палочек 2 одинаковых квадрата.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой.

- Идёт загрузка. 6 уровень – Я САМ.

Примеры на карточках. Взаимопроверка.

- Прошли все уровни.

- А вот вам подарок – загадка.

Смастерили из досок

И надели поясок,

И хранит посуда эта

С грядки собранное лето.

- Как вы думаете, является ли бочка мерой измерения вместимости? (Ученик читает значение слова «бочка».)

7. Рефлексия.

- С какой единицей измерения жидкости познакомились на уроке?

- Если всё понравилось, настроение у кого-то улучшилось, поднимите руки к солнышку.