Главные вкладки

    Урок в современной школе. Конспект урока «Число и цифра 4»
    план-конспект урока (математика, 1 класс) по теме

    Ефлютина Ирина Анатольевна

    по УМК "Перспектива"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_v_1_klasse_chislo_i_cifra_4_obobshchenie_opyta.docx46.45 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                             МОУ «Ивановская СОШ»

    Конспект урока по математике на тему:

    « Число и цифра 4»

                                                  Подготовила: Ефлютина Ирина Анатольевна,  

    учитель начальных классов

    2012г.

    Тема

    Число и цифра 4

    Цель темы:

    Познакомить с числом и цифрой 4

    Задачи:

    1. Формировать умения распознавать, называть цифру 4, считать в прямом и обратном порядке в пределах 10;
    2.  формировать умения правильно соотносить цифру 4 с  количеством предметов, писать цифру 4;
    3. Совершенствовать умения вычислять в пределах четырёх;

    Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Способствовать  привитию аккуратности, терпения, преодоления трудностей, правил поведения на уроке.

    Формировать УУД:

    Личностные:

     - сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;

    - понимать и следовать в деятельности нормам эстетики;

    - работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха(неуспеха) в учебной деятельности;

    - развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям;

    - следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении;

    - способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам;

    - следовать в поведении моральным и этическим требованиям;

    - способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности;

    - работать над осознанием ответственности за общее дело.

    Регулятивные:

    - фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

    - способствовать выполнению пробного  учебного действия;

    - создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

    - развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания: вносить необходимые корректировки в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера  сделанных ошибок; высказывать свое предположение;

    - умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя: проговаривать последовательность действий на уроке: работать по коллективно составленному плану: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

    Коммуникативные:

    - создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

    - способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте (совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им);

    - помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме: слушать и понимать речь других).

    Познавательные:

    - развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать;

    - помочь выделить и сформулировать познавательную цель;

    - развивать умение работать с разными видами информации;

    - продолжать работать над формированием умений выполнения действий по образцу;

    - работать над использованием знаково-символичных средств;

    - способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке;

    - умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя;

    добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

    Планируемый результат

    1. Предметные:

    Знает название и последовательность чисел при счете.

    Называет  и обозначает действия сложения и вычитания.

    Понимает отношения между числами (больше, меньше, равно).

    Правильно употребляет в речи математические понятия.

    Умеет  правильно писать цифру 4.

    1. Личностные:

    Умеет проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.

    1. Метапредметные:
    2. Регулятивные:

    - определяет и формулирует цель на уроке с помощью учителя;  проговаривает последовательность действий на уроке; оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; работает по коллективно составленному плану; планирует свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывает свое предположение.

    1. Коммуникативные:

    Умеет оформлять свои мысли в устной форме;

    Слушает и понимает речь других; умеет совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

    Познавательные:

    Умеет ориентироваться в своей системе знаний;  отличает новое от уже известного с помощью учителя; добывает новые знания; находит ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

    Основные понятия

    Число и цифра 0; 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10. Знаки + (плюс), - (минус), = (равно)

    Межпредметные связи

    Окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство

    Ресурсы:

    - основные

    - дополнительные

    Учебник Г.В.Дорофеев.Т.Н. Миракова « Математика» 1 часть,  рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса« Математика» 1 часть,

    Методическое пособие, картинка совы, наглядный и раздаточный материал, презентация, электронная физмиинутка.

    Организация

    пространства

    Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

    Технология проведения

    Деятельность

    ученика

    Деятельность

    учителя

    Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

    Планируемые результаты УУД

    Предметные

    УУД

    I этап. Мотивация к учебной деятельности

    Цели:

     – актуализировать требования  к ученику со стороны учебной деятельности;

    - создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

    - уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

    Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

    Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.

    I этап. Организационный момент. слайд 1

    Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
    Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
    Слайд 2

    -Тихо сели. Настраиваемся на урок. Расскажите правила поведения на уроке.

    Умеет слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

    Умеет  находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)

    II этап. Актуализация знаний.

    Цель – закрепить счёт в пределах 10.

     

    Работать с информацией, представленной в форме стихотворения.

    Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

    Организовать фронтальную работу по счёту в пределах 10,

    показать учащимся насколько последующее число больше предыдущего

    в обсуждение проблемных вопросов.

    Устанавливает тематические рамки.

    Организует называние шагов учебной деятельности.

    II этап. Актуализация знаний. Устный счёт

    - Повторим прямой и обратный счет до 10;

     -Назовите соседей числа 2,5,8.                                                                                                                          - Сравните числа 6 и 9. Какое из них больше, почему? (9больше, т. к. стоит правее в натуральном ряде чисел)

    - Назовите числа ,которые меньше 6, больше  9.

    б) Работа в тетради.

    - Запишите число, которое стоит перед числом 2.                                                                                - Запишите цифрами количество грибов, изображенных на экране (3). слайд 3 

    - Посмотрите на экран. Из данных чисел запишите наибольшее число: 1 2 3 слайд 4

    - Продолжите эту закономерность до конца строчки.

    - Решим задачки в стихах.  Ответы покажите с помощью веера.

    1)На плетень взлетел петух, повстречал еще там двух, сколько стало петухов? У кого ответ готов?

    - Как записать решение? Слайд 5

    2)  Посадил я три хороших

    Белых бусинок-горошин.

    А росточков из горшка

    Показалось только два.

    Две горошинки взошло.

    Сколько же не проросло?

    - Какое решение запишем?                                                                                                                - Молодцы, вы хорошо поработали, вспомнили изученное ранее. Но сегодня нам предстоит узнать ещё много очень важного и интересного.

      Знает название и последовательность чисел при счете

    Понимает отношения между числами (больше, меньше, равно).

    Умеет оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД);

    Умеет ориентироваться в своей системе знаний (Познавательные УУД)

    III этап. Изучение нового материала.

    Цель – познакомить учащихся с числом и цифрой 4.

    - познакомить учащихся с составом числа 4.

    Участвовать в работе по решению примеров

    Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах).

    Оценивать правильность выполнения заданий.

    Участвовать в обсуждении вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

    Организовать работу по изучению состава числа 4.

    Организовать работу в парах

    обеспечить

    контроль

    за выполнением

    задания.

    Включить учащихся

    в обсуждение

    вопросов.

    ставлю цифру в числовой ряд

    III этап. Постановка проблемы
    а) – Посмотрите на экран.  Какие множества вы видите? ( собачки и  стульчики)
    слайд 6

    - Что общего между этими множествами?

    -  Кто сможет сказать, что мы должны узнать на уроке?

    - Верно, к нам снова в гости пришла мудрая сова и хочет, чтобы мы узнали о числе и цифре 4.

    б) Практическая работа

    - Посмотрите на экран. Паровозик решил прокатить своих друзей, но он не знает,  сколько вагончиков ему нужно. Поможем ему? слайд 7

    - Сколько друзей у вагончика? ( 4)

    - Поставим вагончик для  Буратино.

    - Поставим вагончик для Мальвины.  слайд8

    - Сколько получилось вагончиков? (2)

    - Как получили число 2? ( Запись на доске 1+1=2)

    - Поставим вагончик для Золушки.

    - Сколько вагончиков стало?

    - Как получили 3? ( Запись на доске 2+1=3)

    - Всех друзей посадили?

    - Поставим вагончик для Незнайки. Сколько стало? ( 4)

    - Как получили число 4? (3+1) слайд9

    в) Знакомство с цифрой 4.Сейчас с помощью красных и желтых кружков покажите все варианты состава числа 4 слайд 10

     (После выполнения задания на экран выводится картинка с изображением состава числа 4 и дети проводят взаимопроверку)

    – А чем число 4 отличается от цифры 4?

    (Цифра 4 – это лишь знак для обозначения количества, равного 4.)

    - На что похожа цифра 4?

    А ЧЕТЫРЕ  букву «Ч»,
    Не напомнила тебе?
    Честным, Чутким Человеком
    Будь всегда и будь везде

    -В математике слово  «четыре» заменяют цифрой 4.

    - Где должно стоять число 4 в числовом ряду?          

    - Научимся правильно и красиво писать её. Показ написания цифры 4 на экране, на доске. Слайд 11

    Учитель объясняет написание цифры, дети прописывают в воздухе,

    пальчиком на ладошке, затем в тетради. Самую красивую цифру подчеркивают.

    5. Физминутка под музыку.(электронная физминутка) слайд 12

    Учитель:

     — А сейчас давайте вместе с озорными собачками   потанцуем на полянке.

    Называет  и обозначает действия сложения и вычитания.

    Умеет  правильно писать цифру 4.

    Умеет оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

    Находит ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД)

    Оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД)

    IV этап. Закрепление изученного.

    Цель – научить правильно писать цифру 4.Запомнить состав числа 4.

     

    Работать с информацией, представленной в форме рисунка.

    Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).

    Участвовать в обсуждении вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

    Организовать работу в парах, обеспечить

    контроль

    за выполнением

    задания.

    Организовать фронтальную работу по учебнику.

    Включить учащихся

    в обсуждение вопросов.

    IV этап. Закрепление изученного.

    а)  Работа по учебнику с.62.

    - Рассмотрите картинку.

    - Какое время  показывают часы?

    - Сколько цыплят у курочки?

    б)Работа в рабочей тетради на с.50.

    -Посчитайте сколько раскрашенных арбузов.

    - Раскрасьте еще 1 арбуз.

    -Сколько стало арбузов.

    - Дополним данную запись.

    - Давайте еще раз проговорим, как получили число 4. Расскажите друг - другу.

    - А как из 4 получить 3?

    в) с.62 №3- решение записать в тетради.

        с. 63 №  5, 6- устно, с помощью цифровых вееров.

    г) Самостоятельная работа в карточках:

    2+1=

    3+1=

    4- 2=

    2-1=

    3-1=

    4-2=

    3+1=

    2+1=

    ( У девочек задания на желтых листочках, у мальчиков - на зеленых.)

    - Взаимопроверка по готовым ответам на экране. Сначала проверяют девочки, затем проверяют мальчики. У кого нет ни одной ошибочки, получают медальки.

    Умеет распознавать и исследовать исходные данные;

    Умеет выполнять устно и письменно арифметические действия с числами;

    Планирует свое действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД)

    Умеет оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

    Находит ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД)

    VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

    Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

    - выяснить, что усвоили учащиеся.

    Работать с информацией, представленной в форме рисунка.

    Участвовать в обсуждении вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

    Включить учащихся

    в обсуждение вопросов.

    VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

    -Чему вы научились на уроке? Расскажите по схеме: слайд13

    Я знаю

    Я запомнил

    Я  смог  

    - Какую цифру вы научились писать на уроке? Состав какого числа нам нужно запомнить?

    Над доской – семь разноцветных  цветочков по порядку цветов радуги. См рисунок 3.

    На каждом цветочке  - буква:

    М О Л О Д Ц Ы

    Рисунок 3.

    - Проследите глазками за цветочками в том порядке, в котором я назову, соедините буквы и прочитайте слово: красный цветочек, оранжевый,  желтый , зеленый голубой, синий, фиолетовый . Какое слово получилось? (Молодцы.)

    – Чему вы научились?
    – Понравилось ли вам на уроке?
    – Что больше всего понравилось?
    слайд 14

    Правильно употребляет в речи математические понятия.

    Планирует свое действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД)

    Отличает новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)

    Умеет оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по математике в 1 классе "Число 5. Цифра 5"

    Урок «Число и цифра «5» по своему типу является уроком изучения нового материала. Данная методическая разработка предлагает учителю организовать изучение темы данного урока в соответствии с особенност...

    Конспект урока по математике в 1 классе "Число и цифра 9"

    В конспекте урока представлены цели и задачи, а также пошаговый ход урока с вопросами учителя и предполагаемыми ответами учащихся, что пригодится начинающим педагогам.Конспект урока может быть ис...

    Конспект урока с презентацией. Математика 1 класс Число и цифра 8

    Конспект урока с презентацией по УМК "Кола 2000-2100" Урок пстроен в форме игры. Дети выполняют задания, помогая Любимой героине Золушке....

    Конспект урока математики 1 класс по теме "Число 4. Цифра 4"

    Конспект урока математики по теме "Число 4. Цифра 4" по программе "Школа 2100"...

    конспект урока по математике в 1 классе "Число и цифра 0"

         Урок математики в 1 классе по программе  Л.Петерсон. Тема  «Число 0. Цифра 0»,  введение нового материала. Используются  технология деятельностного метод...

    Конспект урока по математике для 1 класса. Число и цифра 5.

    Урок математики по теме « Число и цифра 5», разработан на основе учебно – методического комплекта «Математика Школа России ФГОС» 1 класса общеобразовательных учреждений, согласно авторской программе к...

    Конспект урока математики 1 класс по теме "Число и цифра 4"

    Конспект урока математики в 1 классе по умк "Перспективная начальная школа " Урок проводился во 2 четверти учебного года .  Тема урока "Число и цифра 4" Цели:1.Учить правильно писать цифру 4...