конспект урока по математике в 1 классе "Число и цифра 0"
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Максимова Елена Васильевна

       Урок математики в 1 классе по программе  Л.Петерсон. Тема  «Число 0. Цифра 0»,  введение нового материала. Используются  технология деятельностного метода, технология проблемного -  диалогового обучения, ИКТ. 

      У воспитанников 1 класса внимание неустойчивое, поэтому использование интерактивной доски предоставляет возможность ребенку легче воспринимать и усваивать сложные вопросы. Объем внимания увеличивается, когда самому ребенку предоставляется возможность передвигать любые объекты, менять цвета, количество предметов, рисовать на доске.

      Продолжительность работы с интерактивной доской – 15 минут с интервалами.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon chislo_0.tsifra_0.zip2.37 МБ

Предварительный просмотр:

Государственная общеобразовательная школа- интернат

 «Гимназия искусств при Главе Республики Коми»

им.  Ю.А.Спиридонова

 «Интерактивная доска – новый инструмент в педагогической деятельности"

                                                               

                                                                                             

                                                                            Автор: Максимова Елена Васильевна

2013 г.

Аннотация

       Урок математики в 1 классе по программе  Л.Петерсон. Тема  «Число 0. Цифра 0»,  введение нового материала. Используются  технология деятельностного метода, технология проблемного -  диалогового обучения, ИКТ.  

      У воспитанников 1 класса внимание неустойчивое, поэтому использование интерактивной доски предоставляет возможность ребенку легче воспринимать и усваивать сложные вопросы. Объем внимания увеличивается, когда самому ребенку предоставляется возможность передвигать любые объекты, менять цвета, количество предметов, рисовать на доске.

      Продолжительность работы с интерактивной доской – 15 минут с интервалами.

Предмет: математика.

Класс: 1

Программа: «Школа 2000», Л.Г.Петерсон

Тип урока: ОНЗ

Тема: «Число 0. Цифра 0.»

Автор: Максимова Е.В.

Цели:

Предметные: формировать представление  о числе 0 и цифре 0, рассмотреть свойства 0. Закрепить навыки сложения и вычитания в пределах 9. Совершенствовать умение решать задачи на нахождение целого.

Способствовать формированию  УУД:

личностных: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

регулятивных : умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.

коммуникативных: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; способствовать развитию математической речи.

познавательных: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Этапы

Содержание

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Внимание сосредотачивается на учителе, успокаиваются

Приветствуют

гостей.

Рассаживаются

по местам.

Проверяют

готовность к уроку.

Личностные:

самоопределение

Коммуникативные: планирование

сотрудничества с

учителем и одноклассниками

  1. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию нового.

Цели:

 - актуализировать знания, которые будут нужны для открытия нового знания;

 - проверить навыки устного счёта в пределах 9;  состав чисел 7,6; решение   задач;

- Урок начнём с проверки вычислительных навыков.

 - Запишите только ответы (за 1 мин.).

Игра «Молчанка».

 - Проверим свои результаты. Посчитаем, сколько баллов получили?

(сверяют с доской)

 - Молодцы, ребята. А сейчас посмотрите на следующее задание.

 Что нам нужно сделать?

 - А теперь порешаем  задачи в стихах.

(слайд 1)

Ученики молча записывают ответы.

Проверяют, ставят баллы за выполненную работу.

(слайд 2)

- Вставить в «окошечки» числа, вспомнить состав числа 7, 6.

Дети, передвигая нужные числа,

вставляют их.

(слайд 3)

Показывают решение на доске, перемещая фигуры.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Познавательные:

умение структурировать  уже имеющиеся знания;

формулирование учебной цели на данном этапе

Регулятивные:

выделение и осознание того, что уже освоено

  1. Подведение  и постановка учебной проблемы.

Цели:

 - обучать умению ставить учебную задачу на урок,   разграничивать область знания и незнания

Решаем вторую логическую задачу, где в ответе получается 0.

 

- Ведерко осталось пустым. Как же можно обозначить «нисколько», «пусто» ?

 - Нисколько, ничего, т. е. пустое множество, где нет предметов.

 

- Какая будет тема урока?

Что мы узнаем и чему научимся сегодня? (совместное составление плана работы на доске; можно приготовить заранее отдельные пункты плана и вывешивать по мере их проговаривания учениками)

Дети могут не сразу догадаться, что получиться 0,

учитель может подвести к этому: анимация –появление кошки и  исчезновение рыбок.

 - Ведёрко осталось пустым.

(слайд 4, постепенное появление знаков:анимация - ?, «пустое множество», 0)

Предположения детей

 - Тема сегодняшнего урока: Число и цифра 0.

- Зачем нам число 0?

 - На что похожа цифра 0?

 - Записывать 0.

 - Найдем место в числовом ряду.

 - Решать примеры  с числом 0.

Регулятивные: прогнозирование

Регулятивные:

прогнозирование,

планирование своей работы Познавательные:

формулирование

учебной цели Коммуникативные:

построение речевых высказываний

  1. Поиск решения проблемы

Цель:

 - учить способам решения учебной задачи, находить её решение, используя приобретённые ранее знания

- Казалось бы, что о нем говорить? Ноль и ноль – пустышка. Значит, подумает кое-кто, вовсе ноль – пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Но это совсем не так. Если разобраться, то выйдет, что 0 очень даже важная персона. Как понимаете значение этого слова?

  - Мы попробуем это доказать.

 - А сначала посмотрите на цифру, на что она похожа?

 - Могу назвать его мячом,

А хочешь дыркой назовём,

А можно бубликом,

Почти что кругленьким.

Но как его ни назовем,

Он называется нулём!

 - А теперь научимся писать цифру 0.

(комментированное письмо)

 - Начинаем писать цифру чуть ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведем вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем и ведем вверх к началу овала.

 - Оцените свою работу, поставьте над самой красивой цифрой звёздочку.

 - Физминутка.

- А сейчас нам нужно определить место числа 0 на числовом отрезке. Расставьте все числа.

 - Оказывается 0 стоит в самом начале нашего числового отрезка.

 - А посмотрите на свои школьные принадлежности. Скажите, где ещё на первом месте стоит 0?

 - А еще для чего нам нужен 0?

 

- Оказывается в Венгрии, в городе Будапеште поставлен памятник 0. Ни одна другая цифра не удостоилась такого.

(показ памятника, его назначение)

 - Доказали, что ноль – важная персона?

Расскажите, для чего нам 0.

 - Чему мы должны ещё научиться? (обращение к плану урока)

 - Выполните действия, найдите ответы и проиллюстрируйте их на числовом отрезке.

 

     Проанализируйте результаты и сделайте выводы.  Запишите их с помощью букв.

Ученики объясняют смысл слова  - персона.

 - Персона - особа, личность, не похожая на других.

(слайд 4)

Предположения детей.

Дети за 1 минуту изображают, на что похожа цифра 0. (работа в парах на листочках ).

По желанию дети рисуют на доске с помощью волшебных или художественных перьев.

(слайд 5)

Пишут в рабочей тетради, стр.35 (сначала по точкам)

(слайд 6)

Проводят сами дети («Хомка, хомка…»)

(слайд 7)

Дети расставляют числа от 1-9, затем ставят 0. (принимаются все варианты постановки числа)

- На линейке.

Предположения детей.

 - Для записи различных чисел (10, 20, 30, 105…).

(слайд 8)

Высказывания учеников

- Решать примеры и задачи.

(слайд 10)

Работа у доски: один ученик - перемещает фигуры в пустые мешочки; другой – на числовом отрезке.

(слайд 11)

   а + 0 = а

   0 + а = а

   а – 0 = а

  а – а = 0

 - Если к числу прибавить 0, то получится тоже число.

Если из числа вычесть 0, то получится тоже число.

Если из числа вычесть само число, то получится 0.

Коммуникативные:

построение речевых высказываний

Коммуникативные:

построение речевых высказываний; сотрудничество с одноклассниками, умение договариваться

Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

умение работать по коллективно составленному плану

Регулятивные: прогнозирование

Коммуникативные: построение речевых высказываний

Регулятивные: прогнозирование

Коммуникативные:

построение речевых высказываний

Коммуникативные:

построение речевых высказываний

Регулятивные:

умение работать по коллективно составленному плану

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Познавательные

 - выбор эффективного способа решения задачи;   построение логической цепи рассуждения, выдвижение гипотез, обоснование, доказательство

 Познавательные:

умение преобразовывать информацию из одной формы в другую

Коммуникативные:

умение оформлять свои мысли в устной форме

  1. Выражение решения проблемы.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

                

Цели:

-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

-организовать самопроверку по эталону, самооценку.

- Сравним наши выводы с учебником. Откроем учебники на стр. 32.

 

- Работаем самостоятельно в рабочих тетрадях, стр. 35. Выбираем задания по выбору. Помогаем друг другу, соседу по парте.

Учащиеся самостоятельно работают в тетрадях.

Регулятивные:

умение выполнять работу по предложенному плану.

Регулятивные: умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности 

Коммуникативные:   планирование

сотрудничества с  одноклассниками умение   договариваться и прийти на помощь

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

-зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

- Давайте вернемся к нашему плану.

 - Чем мы занимались на уроке? Что нового узнали, чему научились?

- Оцените свою работу на уроке: раскрасьте в дневниках кружочки соответствующим цветом.

По плану рассказывают, что нового узнали на уроке.

Регулятивные:

умение проговаривать последовательность действий на уроке;

умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике в 1 классе "Число 5. Цифра 5"

Урок «Число и цифра «5» по своему типу является уроком изучения нового материала. Данная методическая разработка предлагает учителю организовать изучение темы данного урока в соответствии с особенност...

Конспект урока по математике в 1 классе "Число и цифра 9"

В конспекте урока представлены цели и задачи, а также пошаговый ход урока с вопросами учителя и предполагаемыми ответами учащихся, что пригодится начинающим педагогам.Конспект урока может быть ис...

Конспект урока по математике для 1 класса. Число 5 и цифра 5.

Тема урока.Число 5 и цифра 5Цели: Ознакомление с числом  и цифрой 5, с получением числа 5, Изучение состава числа 5, упражнение в написании этой цифры.Задачи:  Образ.·...

Конспект урока по математике «Число пять и цифра 5»

Тема урока:  «Число пять и цифра 5»Цель урока:Сформировать представление о числе 5, его составе, графическое, печатное и письменное обозначение числа 5, изображение его на числовом отрезке....