Конспект урока по математике «Число пять и цифра 5»
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Комарова Елена Алексеевна

 

Тема урока:  «Число пять и цифра 5»

Цель урока:

  1. Сформировать представление о числе 5, его составе, графическое, печатное и письменное обозначение числа 5, изображение его на числовом отрезке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_chislo_pyat_i_tsifra_5.docx26.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Число пять и цифра 5»

Цели урока:

  1. Сформировать представление о числе 5, его составе, графическое, печатное и письменное обозначение числа 5, изображение его на числовом отрезке.
  2. Закрепить взаимосвязь между частью и целым.
  3.  Способствовать формированию навыка устного счёта, письма.
  4. Развивать мыслительные операции, инициативность и самостоятельность работы на уроке.

Планируемый результат:

Личностные

– воспринимать одноклассников как членов своей команды;

– вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

– быть толерантным к другому мнению;

– не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.

Познавательные

– «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунков и схематических рисунков

- правильно употреблять в речи математические понятия.

- уметь находить в тексте значимую информацию;

-изображать изучаемые явления на схематическом рисунке;

- читать рисунок.

Коммуникативные

– активно участвовать в обсуждениях, возникающих в ходе урока;

– ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;

- слушать и понимать речь других.

-  умение работать в группе и паре.

Регулятивные

– принимать участие в обсуждении и формулировании цели урока, задания;

– выполнять работу в паре, помогая друг другу;

– участвовать в оценке и обсуждении результата, полученного при совместной работе;

– оценивать свой вклад в работу пары.

Предметные

- знать состав числа 5, уметь писать цифру 5.

- уметь выполнять сложение и вычитание в пределах 5;

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

УУД

I.Организационный      момент

Цель: способствовать формированию положительной учебной мотивации

Посмотрите на своего соседа по парте и подарите друг другу улыбку, настройтесь на работу. Проверьте посадку.

Напоминаем правила поведения на уроке:

Глазки  смотрят и видят;

ушки слушают и слышат;

сначала думаю, а потом говорю;

помню, что в классе я не один, умею слушать мнения других

II. Актуализация знаний, фиксация затруднения в индивидуальной деятельности

1. Счет по числовому отрезку до 10 вперед и обратно. (Отрезок выставлен на доске)

           1       2       3       4

       

- Как расположены числа? В каком порядке?

- На сколько увеличивается число?

- Так как же получить последующее число?

2. Придумайте задание со словами: «следующий», «предыдущий», «соседи числа»…

3. Устный счет. (Дети работают с инд. кассами цифр)

       На доске:     2 + 2 =                     1 + 2 =

- Посчитайте пример. Поставьте ответ на наборное полотно.

- Чем является число 4?     (Это целое)

- Как получили целое?      (Сложили части)

- А как найти часть?   (Надо из целого вычесть часть)

- Составьте пример на нахождение части.    (4 – 2 = 2)

Аналогично проводится работа со следующим примером.

Личностные

– не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению

Познавательные

– «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунков и схематических рисунков

- правильно употреблять в речи математические понятия.

Коммуникативные

– ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;

- слушать и понимать речь других.

III. Постановка проблемы.

Цель:  - детьми определяется тема урока из поставленного затруднения и составляется план урока

1. Восстановите порядок в ряду:   (работа на интерактивной доске):

              1              3    4     2  

(Число 2 стоит после 1 – оно последующее, перед 3 как предыдущее)

- Как вы думаете, почему все числа я записала цифрами, а число 5 – точками?

- вы догадались, какое число хочет познакомиться с нами получше?    (5)

2. Сегодня мы проведем исследование по теме «Число 5»

- Как настоящие исследователи, свои открытия мы будем записывать в лист исследования и в конце урока у нас получится математический проект под названием «Число 5».

- Как вы думаете, по какому плану мы будем исследовать число, что о нем мы должны узнать?

   (Ответы детей), (Учитель на плакате записывает этапы урока)

  1. Место числа 5 в натуральном ряду.
  2. Соотнесение количества предметов с числом.
  3. Обозначение числа цифрой
  4. Состав числа 5
  5. Решение примеров с числом 5.

Личностные

– воспринимать одноклассников как членов своей команды;

– вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

Коммуникативные

– активно участвовать в обсуждениях, возникающих в ходе урока;

- слушать и понимать речь других.

Регулятивные

– принимать участие в обсуждении и формулировании цели урока, задания.

IV. Поиск решения проблемы

Цель:

-научиться писать цифру 5;

-определить состав числа 5, зафиксировать на эталоне.

Начинаем свои исследования.

1 этап  Место числа 5 в натуральном ряду.

1.  Отправляемся в гости к учебнику.  (с. 58 № 1)

- Рассмотрите рисунок.

- Сколько вагонов было?  (4)

- Сколько вагонов присоединили?  (1)

- Сколько вагонов стало?    (5)  

- Какое выражение составим к рисунку?   (4 + 1)

- Допишите выражение.

- Что означает каждое число в записи?  

-Каким будет число 5 для числа 4?   (последующим)

Вывод:  Число пять следующее за числом 5.

2.  Соотнесение порядкового числительного и числа  (с. 58 № 2)

- Сколько всего вагонов на рисунке?   (5)

- Какой по счету последний вагон?    (пятый)

- Сколько точек должно быть на последней карточке?   (пять)

- Изобразите в карточке пять точек.

Вывод по этапу:

- Верно ли, что четыре и один будет пять?      (да)

- Верно ли, что число 5 следует сразу за числом 4?

- Почему?           (5 – следующее число за числом  4)

   

(Учитель прикрепляет на исследовательский лист числовой отрезок со схемами чисел)

     

           1       2       3       4

       

Мы определили, что число пять стоит на пятом месте в натуральном ряду.

2 этап   Соотнесение количества предметов и числа 5. (Работы с интерактивной доской)

- Назовите число предметов.

  • 1 слайд: 5 гусениц
  • 2 слайд: 5 бабочек
  • 3 слайд: 5 карандашей

Вывод:  Пять предметов называем числом пять.

(Учитель прикрепляет на исследовательский лист «вывод»)

3 этап   Знакомство и написание цифры 5.

- Кто скажет, что будет следующим этапом работы? На схеме я обозначила это так!

         (Учитель показывает правило написания цифры 5).

- Кто из вас раньше видел цифру 5? Где ее можно увидеть?

- Мне очень хочется научить вас писать цифру 5. А чем отличается число от цифры?

- Писать будем в тетради с. 28 № 2

           ( Учитель показывает правильное написание цифры 5)

Физминутка

Встали около парт. Напишем  на «волшебном листе» цифру 5. Присели, пишем цифру 5, шагнули влево, пишем цифру 5 и т.д.    

- Что нужно сделать, чтобы цифры получились красивыми? (Правильная посадка, наклон тетради …)

     (Самостоятельное написание цифры 5 в тетради)

Вывод:  Получилась ли цифра 5? Обведите самую лучшую цифру.

4 этап  Состав числа 5.

Работа по учебнику с. 59 № 6

1.  - Как вы думаете, какое задание в учебнике нам поможет узнать состав числа 5?  (№ 6)

- Рассмотрите рисунок Пети.

- Сколько вагончиков на рисунке?   (5)

- По какому признаку Петя разделил вагончики? (по размеру)

- Какие части получились?       (1 и 4)

- Рассмотрите рисунок Вовы.

- Сколько вагончиков на рисунке?   (5)

- По какому признаку Вова разделил вагончики? (по цвету)

- Какие части получились?       (2 и 3)

2. Работа в группах.

- А сейчас вам предстоит работа в группах. Вы должны по рисунку составить всевозможные равенства.

- 1 и 2  группы будет работать с рисунком Пети, а 3 группа – с рисунком Вовы.

- Какие правила необходимо соблюдать, чтобы работа в группе была успешной?

  (Ребята выполняют задания в группах:

   

1 и 2 группы:  

  1 + 4 = 5

  4 + 1 = 5

  5 – 1 = 4

  5 – 4 = 1

3 группа:

  2 + 3 = 5

  3 + 2 = 5

  5 – 2 = 3

  5 – 3 = 2

Вывод по работе групп :  Из каких частей состоит число 5?

                5 – это 1 и 4

                5 – это 2 и 3

- Что помогло вам выполнить задание правильно?

3. Самостоятельная работа.

- Допишите в учебнике части числа 5.

4. Работа в паре

- Расскажите соседу на ушко как можно составить число 5.

- Почему на ушко?   (Что бы не мешать друг другу)

Вывод: 

- Какой вывод запишем в наш исследовательский лист?

               

        5                          5

    1       4                 2       3

- Для чего необходимо знать части числа 5?  ( чтобы уметь решать примеры)

- Как состав числа поможет решать примеры?

                (Учитель прикрепляет к плакату равенства, которые составляли группы)

Личностные

– вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

– быть толерантным к другому мнению;

– не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.

Познавательные

– «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунков и схематических рисунков

- правильно употреблять в речи математические понятия.

- уметь находить в тексте значимую информацию;

- читать рисунок.

Коммуникативные

– активно участвовать в обсуждениях, возникающих в ходе урока;

- слушать и понимать речь других.

-  умение работать в группе и паре.

Регулятивные

– принимать участие в обсуждении и формулировании цели урока, задания;

– выполнять работу в паре, помогая друг другу;

– участвовать в оценке и обсуждении результата, полученного при совместной работе;

Предметные знания

- знать состав числа 5, уметь писать цифру 5.

- уметь выполнять сложение и вычитание в пределах 5

V. Подведение итогов урока.

Цель:

-зафиксировать новое содержание, изученное на уроке.

-оценить свою деятельность и деятельность класса.

- Мы с вами провели исследование числа 5. Вот, что у нас получилось.

                (Обращается внимание на плакат)

- Что мы узнали про число 5?

  • Число 5 стоит на пятом месте в натуральном ряду.
  • Число пять записывают цифрой 5
  • 5 – это 1 и 4,   5 – это 2 и 3
  • Зная состав числа, можно решать примеры с числом 5

- Что на уроке понравилось больше всего?

- На каком этапе работать было сложно?

Личностные

– быть толерантным к другому мнению;

– не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.

Познавательные

– «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунков и схематических рисунков

- уметь находить в тексте значимую информацию;

Коммуникативные

– активно участвовать в обсуждениях, возникающих в ходе урока;

– ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;

Регулятивные

– участвовать в оценке и обсуждении результата, полученного при совместной работе;

– оценивать свой вклад в работу пары.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике. Число и цифра 8.

Урок с использованием игровых элементов обучения....

Конспект урока по математике "Число и цифра 6" 1 класс.

Урок построен в технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон. Тип урока: открытие нового знания....

Конспект урока по математике "Число и цифра 7"

Конспект урока по теме "Число и цифра 7" -  урок изучения и первичного закрепления новых знаний.Урок необычный: много интересной работы, встреча со сказочными героями.На уроке ученики у...

Урок по теме: «Число пять и цифра 5».

Урок по теме: «Число пять и цифра 5».Цель урока: познакомить учащихся с числом и цифрой 5....

Конспект урока по математике "Число девять, цифра 9".

Представлена работа по изучению числа девять....

Конспект урока по математике «Число и цифра 8»

Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8» Цель урока: научить ...