Конспект урока по математике на тему "Римские цифры и числа". 1 класс. УМК "Школа 2100. ФГОС
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Татаринова Ирина Евгеньевна

Сценарий урока в технологической карте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий открытого урока математики  (1 класс;  УМК «Школа 2100»)

учителя начальных классов Татариновой Ирины Евгеньевны

Предмет _математика__________________________________________________________________________________________________

Авторы учебника: Т.Е.Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких_________________________________________________________________

Возраст учащихся: класс (группа) _______1 класс__________________________________________________________________________

Тема урока (занятия)  Числа и цифры. Римские цифры______________________________________________________________________

Тип урока: Изучение нового материала______________________________________________________________________________________

Цель: формирование познавательного интереса обучающихся к совместной деятельности по ознакомлению с понятием «Римские цифры».

Учащиеся научатся: читать, записывать, сравнивать римские цифры.

Учащиеся получат возможность научиться: применять полученные знания в жизненных ситуациях.

Результаты:  Личностные

 по отношению к предметным ЗУНам:

- умение регулировать своё поведение на основе усвоенных норм и правил;

- умения использовать знания и умения в жизненных ситуациях;
по отношению к метапредметным  ЗУНам:

- умение выявлять проблему,
- познавательный интерес к математической науке.

Метапредметные результаты обучения
Регулятивные:
- умение выявлять проблему;
- умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;
Познавательные:
- умение сравнивать, делать выводы;
Коммуникативные:
- работать в парах, чередуя роли исполнителя и контролёра;
- участие в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях

Предметные
- знание способов образования римских цифр;
- умение отличать римские цифры от уже знакомых;
- применение новых знаний в жизненных ситуациях;

Технологии: проблемно-поисковый , информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, технология оценивания учебных успехов.

Оборудование для учителя: карточки с римскими цифрами, компьютер

Оборудование для учащихся: счётные палочки, листы ученика с заданиями

Этапы урока

Ход урока

Деятельность учащихся

 Формирование УУД

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Цель:

включить обучающихся в деятельность; создать положительный и эмоциональный настрой

 

II.  Актуализация опорных знаний и мотивация

Цель: актуализировать знания о числах и цифрах и операциях над ними

Формы работы: фронтальная, индивидуальная,

Методы:

Словесный, частично-поисковый

III.  Открытие нового знания и формулирование темы урока

 Цель: с помощью подводящего диалога «открыть новое знание», сформулировать тему урока, определить цель.

Формы работы:

учебная дискуссия,

подводящий диалог,

работа в паре

Методы:

Словесный,

 наглядный, исследовательский.

IV.Здоровьесберегающий

момент (физминутка)

Цель: для поддержания работоспособности, снятия статистического напряжения, утомления учащихся

V. Применение новых знаний (первичное закрепление)

Цель: организовать усвоение учащимися полученных знаний

Формы работы: фронтальная,

индивидуальная,

Методы:

Словесный,  

частично- поисковый,

объяснительно-иллюстративный

VI. Самостоятельное применение знаний

Цель: посмотреть, как дети усвоили новый материал

Формы работы: 

самостоятельная работа

Методы:

частично- поисковый,

наглядный

VII. Рефлексия

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов

Формы работы: 

индивидуальная и фронтальная

Методы:

Словесный  

2 1 6

Здравствуйте, посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Пожмите друг другу руки и пожелайте успеха.

Покажите с каким настроением вы пришли на урок

- Молодцы!

-Я рада, что у большинства детей отличное настроение. Уверена, что к концу урока у остальных оно тоже улучшится.                                                                               

 Сегодня у нас необычный урок, нам предстоит раскрыть некоторые тайны науки   математики. И подняться вверх на

«Вершину  знаний» (лист самооценки)

 справился            испытал          мне нужна

                                                                         

      сам                  трудность           помощь

1 6 1 4 3 1                                                  

- А сейчас вспомним то, что мы уже знаем.  ЗНАЕМ

- Внимание на доску.

1. На доске: 0 2 4 6

- Что вы видите на доске? (предположения учащихся)

- Кто может  предложить классу задание? Задать вопросы?

  • можно установить закономерность и продолжить ряд (8)
  • в каком порядке расположены числа? (возрастания)
  • назвать их в порядке убывания
  • дополнить ряд соседями чисел.

2. - На доске и у вас на парте на листе с заданиями   модель числового отрезка.

- Найдите место данных чисел на числовом отрезке и запишите их.

img1

- Что вы можете сказать о получившемся ряде чисел? ( Все числа чётные, увеличиваются на 2, расположены в порядке возрастания)

- Дополните числовой отрезок числами, ответив на вопросы. У доски работает___________

1слагаемое 5, 2 слагаемое 2, найди сумму.(7)

Уменьшаемое 7 вычитаемое 4, найди разность.(3)

8 уменьшить на 3 (5)

6 уменьшить на 5 (1)

- Сколько цифр мы использовали в записи? (9)

Сколько всего цифр нам известно? (10) Назовём их (хором)

Какую цифру не добавили? (0)

Добавьте 0.

- Чем же  цифр отличаются от числа? (их 10, а чисел бесконечное множество, с помощью цифр мы записываем числа)

В мире разных народов существуют разные цифры. Кто знает происхождение цифр, которые используем мы? (Индия- арабские)

Цифры 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9- это арабские цифры.

Оцените себя на «Вершине знаний»    2

(Числовой отрезок)

1 4 8 1 2 4 5

1.  Работа по учебнику с. 30,№1.

– Петя в одной старой книге  увидел рисунки.  

-  Рассмотрите их и посчитайте количество предметов на рисунках и записи под ними                                              

–– Посоветуйтесь в парах и скажите, что они могут означать?
– Как вы прочитали знаки под рисунками?
– Что для этого надо сделать?
(
Чтобы их прочитать, надо сосчитать число предметов на рисунках)
– Что такое цифра?
(
Цифра – знак для обозначения числа)
– Эти знаки - цифры индейцев племени майя в Америке, древнего народа. Этими знаками записано число предметов на каждом рисунке.
– Помогите Пете сосчитать предметы на рисунке и назвать эти цифры.
– Таким образом, какой знак, какую цифру использовал народ майя для обозначения числа один? пять? девять?
– А мы с вами такими же цифрами (значками) обозначаем числа?
(
Нет, мы используем другие цифры)
– Значит, для одного и того же числа существуют разные цифры, знаки.
– А вам интересно узнать какие?
- Итак, тема нашего урока
 «Числа и цифры».

– Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке? 
(
Предположения ребят)
– А для чего нам это надо?                                    

(Значит, план нашего урока

-познакомиться с неизвестными цифрами,

научиться записывать с их помощью числа)

                                                                               

   Люди научились считать давно, а вот записывать числа – гораздо позже. Сначала они обозначали числа зарубками на камне, на дереве, узлами на веревке и только потом придумали для обозначения чисел значки – цифры. При этом у многих народов эти знаки были разными.      
(
Обращение к таблице с разными цифрами)        

-  Все ли знаки- цифры  на доске нам знакомы? (нет)

    - Найдите незнакомые цифры.

   - Кто знает,  как они называются?

Это римские цифры. Оказывается одно и тоже число можно записывать разными цифрами: например, арабскими и римскими.
Римская цифровая система одна из самых древних. Она возникла более 25 веков назад. 

 Исследовательская работа        1 5 7 1

- Представьте, что вы древние римляне и не знаете цифр. Посоветуйтесь в группах, как можно показать число 1, 5, 10?

 Предположения детей: (с помощью пальцев)

- Да, действительно пальцы сыграли немалую роль в истории счета. Римских цифр всего 3, с помощью них записывают числа.

- Если I - 1, как можно записать 2? 3?

У доски дети записывают римские числа.

Чтение вывода с.30 в оранжевой рамке.

- Оцените себя на «Вершине знаний»    2

Нам пора передохнуть,  

физминутка     "Живые числа"  

(показываем числа руками: I II III V X)      

(Дети садятся за парты)

- Назовём римские числа хором по ряду (я показываю на карточках, дети называют их выборочно)

Можем ли мы теперь найти значение выражений?

Х-V; V+II

1 3 4 2 7

1.  Моделирование из палочек римских чисел.

Выложите числа:

- Следующее за числом IV?

- Стоит между II и IV?

- Следует за числом VI?

 ( На партах у детей строится ряд римских цифр, у учителя – на доске).
 2.   Работа по учебнику. с. 31,№4             5 8 1

   Запись римских чисел в тетрадь

Оцените себя на «Вершине  знаний»    2

      (письмо римских чисел)

        1 5 6

1. Самостоятельная работа  

Задание. Запишите  числа парами (арабскими и римскими)

 Задание.  Запишите значение выражений римскими цифрами 
    Задание №7 ,с.31 . (1,2ст)
 

Оцените себя на «Вершине  знаний»

(самостоятельная работа)

1 2 3

- С  чем мы познакомились сегодня на уроке? (с римскими цифрами и числами)

- Где их можно встретить?

- Как вы думаете, всё ли мы узнали о них ? (есть и другие римские цифры, о которых мы узнаем в 3 классе)

Где можно встретить римские числа?     (предположения детей)                

Оцените свою деятельность на уроке в еженедельнике.

- Сегодня на уроке мы сделали ещё один шаг на пути изучения математики

- Я произнесу некие утверждения, а вы закрасьте кружочки подходящим для вас цветом.
-Я знаю, что такое римские цифры.
-Я знаю, правила, по которым записываются римские цифры.
-Я знаю, где используются римские цифры.
-В самостоятельной работе у меня всё получилось.
Поднимите руки те, кто:

  • работал в полную силу;
  • работал хорошо, но мог бы работать лучше. Почему?

Молодцы!     Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников.                                                            

Учащиеся получают эмоциональный настрой на восприятие;

Повторяют правила поведения на уроке.

Учащиеся знакомятся

с листом

самооценки.

Учащиеся устанавливают

закономерность

и продолжают её;

Работа в тетради

Работают с

 числовым отрезком.

Учащиеся выполняют устные вычисления в пределах 10.

Учащиеся

называют отличие числа от цифры.

Учащиеся высказывают свои предположения

Узнают об

арабских цифрах.

Учащиеся заполняют лист самооценки.

 

Подводящий диалог.

Учащиеся высказывают свои предположения

Под руководством учителя формулируют тему урока.

С помощью учителя определяют цели урока.

Учитель знакомит детей с некоторыми историческими сведениями.

Учащиеся находят незнакомые цифры

Учащиеся высказывают свои предположения

Исследовательская деятельность

Работа в паре

Учащиеся высказывают свои предположения

Учащиеся с помощью рук показывают римские числа

Работа у доски.

Учащиеся заполняют лист самооценки.

Учащиеся проводят упражнения на разные группы мышц.

Практическая работа.

Индивидуальная работа.

Учащиеся выполняют письменную работу.

Самостоятельная работа

Взаимопроверка в парах

Учащиеся заполняют лист самооценки.

Работа в тетради

Учащиеся делают самооценку в еженедельнике

Познавательные УУД:

1)формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц, словарей;

2)формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3)формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4)формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5)формируем умение устанавливать аналогии;

6)формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

7)формируем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

8)формируем умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД:

1)формируем умение слушать и понимать  речь других;

2)формируем умение вести диалог, высказывать свою точку зрения;

3)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

4)формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

5)формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения;

6) формируем  умение контролировать действия друг друга, сотрудничать с учителем

7)формируем умение работать в группе (в паре)

Личностные УУД:

1)формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;

2)формируем умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

3)формируем умение в предложенных ситуациях делать выбор, какой поступок совершить;

4)формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные  УУД:

1)формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2)формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

4)формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

5)формируем умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3 класс. Конспект урока по математике на тему: "Умножение на число 100"

УМК ПНШ, 3 класс. Конспект урока по математике на тему: "Умножение на число 100"...

Конспект урока по математике на тему "Деление многозначного числа на однозначное" 4 класс Школа России.

Урок создан по требованию ФГОС. Это урок открытия нового знания. На уроке использованы элементы. Дети сами объясняют тему урока....

Конспект урока по математике на тему "Умножение многозначного числа на однозначное" 3 класс "ПНШ"

Тип урока: изучение нового материалаЦели урока: рассмотреть письменные приёмы умножения многозначного числа на однозначное; развивать навыки устного и письменного счёта, логического мышления; воспитыв...

Конспект урока по математике на тему: "Периметр" для 2 класса. Программа "Школа 2100"

Разработанный мной конспект урока на тему: "Периметр" поможет достичь следующих целей:1. Познакомить детей с понятием периметр.2. Продолжать учиться находить периметры заданных фигур.3. Продолжать учи...

Конспект урока по математике "Письменное деление на двузначное число" 4 класс УМК Школа России

Данный конспект урока будет полезен учителям начальных классов....