дифференцированное обучение младших школьников
материал по математике по теме

Баринова Елена Васильевна

выступление на педсовете из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференцированное обучение – средство повышения познавательной активности у младших школьников.

(из опыта работы выступление на педсовете)

              Индивидуализация обучения вызвана тем, что уровень подготовки и развития способностей к обучению не у всех школьников одинаков. Обучающиеся, собранные вместе только по возрастному принципу  без учета их индивидуальных и интеллектуальных способностей, не могут равномерно и одинаково продвигаться вперед в усвоении знаний. Ученики одного и того же класса для выполнения одного и того же задания могут потратить на него от 5 минут до 1,5 часов. Одни ученики не обладают для данного возраста гибкостью, подвижностью мышления, умением обобщать, творчески подходить к решению тех или иных задач начинают отставать в прохождении учебного материала. У таких учеников падает интерес к знаниям, проявляется отрицательное отношение к учебе. Это приводит к неуспеваемости. Не лучше положение и с сильными учениками, которые вынуждены работать не в полную силу своих возможностей  в связи с тем, что учитель ведёт обучение, ориентируясь на «среднего» ученика. Они постепенно привыкают к лёгкости выполнения учебных заданий, и первые трудности порождают растерянность, неуверенность в себе. А это ведёт к снижению успеваемости. Поэтому задача достижения максимально высокой успеваемости каждым учеником может быть решена только на основе дифференцированного обучения.

              Дифференцированное обучение имеет развивающее (развитие мышления, воображения, памяти, воли) и воспитывающее (воспитание мировоззрения, интереса к знаниям, чувства ответственности, товарищества) значение.

              Дифференцированное обучение представляет собой форму деления класса на сравнительно одинаковые по уровню обучаемости группы. Обычно класс делится на три группы:

       - 3группа – ученики с высокими учебными способностями. Они ведут работу с материалом большой сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач;

      - 2группа – учащиеся со средними способностями. Эта группа учащихся выполняет задания первой группы, но с помощью учителя или опорных схем, или после разъяснений сильными учащимися;

      - 1группа – учащиеся с низкими учебными способностями. Эта группа учащихся требует точного ограничения учебных заданий, большого количества тренировочных работ и дополнительного разъяснения нового на уроке.

             

           Способы дифференциации:

  1. содержательные

                 - по объёму

                 - по уровню трудности

                 - по уровню творчества

      2) организационные

                 - по степени самостоятельности

                 - по уровню помощи

              На уроках я часто задаю разноуровневые задания. Например.

 

Дифференциация по уровню творчества.

Обучение грамоте.

1 группа

2 группа

3 группа

Отметить точками все знакомые гласные в словах (даётся текст из детского журнала)

Подобрать слова к заданному набору гласных

А   АА   АИ   ОООО

(мак, каша, раки, молоко)

Заменяя в слове по одной букве, получить цепочку новых слов:

Зайка – майка - …

Математика.

Даны выражения:

81 - 29 + 27                    400 + 200 + 300 - 100

72 :9 - 3                       400 + 200 + 30 - 100

8:6-7:8                        27:3-2:6-9

84-9-8                        54 + 6 • 3 - 72 : 8

 1 группа. Вспомните правила о порядке выполнения действий в выражениях и               выполните вычисления.

 2 группа. Разбейте выражения на три группы. Найдите значения выражений.

     3 группа. Выполните задание для 2-й группы. Подумайте, по какому признаку можно разбить выражения на две группы.

Окружающий мир

1 группа

2 группа

3 группа


«Животные леса»


  1. Прочитайте статью учебника (с.66), рассмотрите рисунки (с.64-67).
  2. Приготовьтесь рассказать классу о животных леса (используйте при ответе иллюстрации учебника и таблицы «Тайга», «Смешанный лес».


«Растения леса»


  1. Прочитайте статью учебника (с.62), рассмотрите рисунки (с.61, 63).
  2. Найдите в гербарии лесные растения.
  3. Приготовьтесь рассказать классу о растениях леса (используйте при ответе гербарий, рисунки учебника).


«Какие бывают леса»


  1. Прочитайте статью учебника (с.60, 62), рассмотрите рисунки (с.60) и таблицы «Тайга», «Смешанный лес».
  2. Найдите на карте и научитесь показывать зону лесов.
  3. Подумайте, какие леса растут в нашем районе?
  4. Приготовьтесь рассказать классу о разных лесах и их особенностях (используйте при ответе карту, таблицы).

На этом же уроке детям была предложена еще одна работа в группах (на этапе закрепления нового материала).

1 группа

2 группа

3 группа

Составьте 2-3 цепи питания, которые сложились в лесу.

Между зоной тундры и зоной лесов лежит промежуточная зона – лесотундра. Почему она так называется? Как вы ее себе представляете?

Сравните природу тундры и лесной полосы.

Окружающий мир.

1 группа

  1. Вставь пропуски в тексте:

- Соблюдай режим дня! ____________двигайся! Делай _________________.

Одевайся так, чтобы не ________________ и не _____________________.

  1. Выбери правильные рекомендации и обведи их номера:

1.Тебе необходимо спать не менее девяти часов в сутки.

2. Если ты встаёшь в 7 часов утра, то лечь спать нужно попозже.

3.Каждый день гуляй на свежем воздухе два-три часа.

4.Смотри все интересные телевизионные передачи.

    3. Соедини стрелками начало и конец пословицы:

Крепок телом -                                   золота.

Здоровье дороже                                богат и делом.

Здоров будешь                                    тот не думает идти в гости.

У кого болят кости,                           всё добудешь.

2 группа

  1. Запиши свой режим дня.
  2. Всё ли верно в этих советах? Исправь ошибки:

Чтобы крепче заснуть, перед сном нужно чистить зубы, мыть руки, ноги, принимать душ. Лучше всего поиграть в шумные игры, послушать громкую музыку. Комнату нужно проветрить, можно и погулять на свежем воздухе. Очень помогает сну, если посмотреть страшный фильм, много съесть и выпить много чаю.

  1. Запиши одну пословицу о здоровье.

3 группа

  1. Запиши режим дня для ученика, занимающегося во вторую смену.
  2. Реши кроссворд:

1) (верт) Правильная, нормальная работа всего организма, хорошее самочувствие и настроение.

1) (гориз) Утром раньше поднимайся, прыгай, бегай, отжимайся для здоровья, для порядка, людям всем нужна …

2) Хочешь ты побить рекорд? Так тебе поможет…

3) Дождик тёплый и густой, этот дождик не простой: он без туч и облаков целый день идти готов.

4)Чтоб большим спортсменом стать, нужно очень много знать. И поможет здесь сноровка и, конечно, …

5) Есть, ребята, у меня два серебряных коня. Езжу сразу на обоих -  что за кони у меня?

     4. Нарисуй отгадку к 5 вопросу кроссворда

Дифференциация  по уровню трудности.

Обучение письму.

1 группа. Запишите слова письменными буквами, подчеркните букву Щ.  

Детям даются карточки со словами: щука, лещ, щит, борщ, роща.

2 группа. Прочитай. Выпиши слова с буквой Щ: щегол, чудо, щавель, пищит, кошка, щенок.

3 группа. Сейчас я покажу слова. Вам нужно будет их запомнить, а потом по памяти написать в прописи. Щегол, щука, щи, щавель, щенок, щит.

Русский язык.

1 группа. Спишите, определите число имён существительных.

 Дорога, картины, помидоры, яблоко, молоток, месяц, магазины, орех, стекло.

2 группа. Спишите, определите число имен существительных:

 Мы шли по дороге к роще. Вот к берёзке подлетела сорока. Дятел застучал клювом по осине.  Грачи важно расхаживали по пашне.

3 группа. Выпишите только те предложения, в которых есть имена существительные, которые не употребляются в единственном числе. Определите число всех существительных в этих предложениях.

Солнце светит ярко. Наша кошка очень любит сливки. Все ребята во дворе играли в прятки. Тёмные тучи обложили небо. Мы с сестрой купили бабушке новые очки.

Математика.

1  и 2 группы. Сравните числа:

54 и 7    63 и 64

9 и 26    52 и 32

3 группа. Сравните числа, в которых вместо некоторых цифр использованы буквы:

КС и Н        КЗ и К4

9 и PC        5H и ЗН

   

История

Личности

1 группа        

Из предложенных имён отберите то, владелец которого не был московским князем.

ИванI Калита, ИванIII, Александр Невский, Дмитрий Донской

2 группа        

Соотнесите портреты и фамилию.

3 группа        

0 ком сказано?

Это был хитрый, дальновидный и умный человек, который умело вошел в доверие к хану. Тот поручил ему собирать дань и доставлять её в Орду.

 События

1группа Из 4 событий отберите то, которое не происходило в 1 половине 13 века.

Основание Нижнего Новгорода,  Стояние на реке Угре, Ледовое побоище, нашествие на Русь монголов под предводительством хана Батыя

2 группа        Расположите события в хронологической последовательности.

3 группа        Раскройте причины, цели и итоги 1 из предложенных событий.

 Задаю разные домашние задания: по сложности, по содержанию или на выбор.

Результат дифференцируемого подхода в обучении:

- повышается уровень мотивации учения;

- каждый ученик обучается на уровне его возможностей и способностей;

- реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;

- сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех.

Литература:
1. Н.Н. Деменёва «Дифференциация учебной работы младших школьников на уроках математики», Москва, 2005 г.
2. Ш.А.Амонашвили « В школу – с шести лет», Москва, 1986 г.
3. Иванов М.Г. «Дифференцированное обучение младших школьников», «Начальная школа» , №11, 1994 г


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дифференцированное обучение – средство повышения познавательной активности у младших школьников. Выполнила : учитель начальных классов МБОУ СОШ №11 г.Павлово Баринова Елена Васильевна

Слайд 2

СПОСОБЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОДЕРЖАНИЮ ПО СПОСОБУ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 3

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ МОЖНО ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ: по уровню творчества по уровню трудности по объёму

Слайд 4

ВИДЫ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ поиск закономерностей; задания на классификацию математических объектов; задания с недостающими и лишними данными; выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения; самостоятельное составление задач, математических выражений, равенств и нера-в нестандартные задачи и задания

Слайд 5

ПО УРОВНЮ ТРУДНОСТИ усложнение материала, которое используется в задании; увеличение количества действий в выражений, в решении задачи; использование обратного задания вместо прямого; выполнение операции сравнения в дополнение к основному; использование букв вместо чисел или отдельных цифр

Слайд 6

ПО ОБЪЁМУ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА необходимость обусловлена разным темпом работы учащихся Основное задание – I группа учащихся Дополнительное задание - II группа и III группа связано с основным отличное от основного более высокого репродуктивное уровня трудности из другого раздела аналогичное на смекалку творческое нестандартные

Слайд 7

ПО СПОСОБУ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ЭТОМ СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ ЕДИНО по степени самостоятельности учащихся; по степени и характеру помощи учащихся; по характеру учебных действий

Слайд 8

ПО СТЕПЕНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ Знакомство с заданием одинаково Исполнительский этап I группа – с учителем II группа – сначала с учителем, затем самостоятельно III группа - самостоятельно

Слайд 9

ПО СТЕПЕНИ И ХАРАКТЕРУ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ Стимулирующая – ученик не включился в самостоятельную работу, либо допустил ошибку - учитель ободряет, разъясняет задание Направляющая – дается подсказка, помогающая актуализировать знания, облегчающая выполнение задания Обучающая – учитель раскрывает путь выполнения задания, сообщает о том, что нужно делать

Слайд 10

ЗАДАНИЯ ПО ВЫБОРУ УЧАЩИХСЯ- оказывают влияние на становление положительной учебной мотивации варианты заданий отличаются уровнем трудности, уровнем творчества, объёмом вариант 1 – основное задание вариант 2 – задание большего объёма вариант 3 – творческое задание применение игровых приёмов, с помощью которых задаётся уровень сложности (если ученик ошибся с выбором, имеет право взять другой вариант)

Слайд 11

Дифференциация по уровню творчества. Обучение грамоте. 1 группа 2 группа 3 группа Отметить точками все знакомые гласные в словах (даётся текст из детского журнала) Подобрать слова к заданному набору гласных А АА АИ ОООО (мак, каша, раки, молоко) Заменяя в слове по одной букве, получить цепочку новых слов: Зайка – майка - …

Слайд 12

Математика. Даны выражения: 81 - 29 + 27 400 + 200 + 300 - 100 72 :9 - 3 400 + 200 + 30 - 100 8:6-7:8 27:3-2:6-9 84-9-8 54 + 6 • 3 - 72 : 8 1 группа . Вспомни­те правила о порядке выполнения действий в выражениях и выполните вычисления. 2 группа. Разбейте выражения на три группы. Найдите значе­ния выражений. 3 группа. Выполни­те задание для 2-й группы. Подумайте, по какому признаку можно разбить выраже­ния на две группы.

Слайд 13

Окружающий мир. 1 группа Вставь пропуски в тексте: - Соблюдай режим дня! ____________двигайся! Делай _________________. Одевайся так, чтобы не ________________ и не _____________________. Выбери правильные рекомендации и обведи их номера: 1.Тебе необходимо спать не менее девяти часов в сутки. 2. Если ты встаёшь в 7 часов утра, то лечь спать нужно попозже. 3.Каждый день гуляй на свежем воздухе два-три часа. 4.Смотри все интересные телевизионные передачи. 3. Соедини стрелками начало и конец пословицы: Крепок телом - золота. Здоровье дороже богат и делом. Здоров будешь тот не думает идти в гости. У кого болят кости, всё добудешь.

Слайд 14

2 группа Запиши свой режим дня. Всё ли верно в этих советах? Исправь ошибки: Чтобы крепче заснуть, перед сном нужно чистить зубы, мыть руки, ноги, принимать душ. Лучше всего поиграть в шумные игры, послушать громкую музыку. Комнату нужно проветрить, можно и погулять на свежем воздухе. Очень помогает сну, если посмотреть страшный фильм, много съесть и выпить много чаю. Запиши одну пословицу о здоровье.

Слайд 15

3 группа Запиши режим дня для ученика, занимающегося во вторую смену. Реши кроссворд: 1) (верт) Правильная, нормальная работа всего организма, хорошее самочувствие и настроение. 1) (гориз) Утром раньше поднимайся, прыгай, бегай, отжимайся для здоровья, для порядка, людям всем нужна … 2) Хочешь ты побить рекорд? Так тебе поможет… 3) Дождик тёплый и густой, этот дождик не простой: он без туч и облаков целый день идти готов. 4)Чтоб большим спортсменом стать, нужно очень много знать. И поможет здесь сноровка и, конечно, … 5) Есть, ребята, у меня два серебряных коня. Езжу сразу на обоих - что за кони у меня? 4. Нарисуй отгадку к 5 вопросу кроссворда

Слайд 16

Дифференциация по уровню трудности. Обучение письму. 1 группа. Запишите слова письменными буквами, подчеркните букву Щ. Детям даются карточки со словами: щука, лещ, щит, борщ, роща. 2 группа . Прочитай. Выпиши слова с буквой Щ: щегол, чудо, щавель, пищит, кошка, щенок. 3 группа. Сейчас я покажу слова. Вам нужно будет их запомнить, а потом по памяти написать в прописи. Щегол, щука, щи, щавель, щенок, щит .

Слайд 17

Математика. 1 и 2 группы . Сравните числа: 54 и 7 63 и 64 9 и 26 52 и 32 3 группа . Сравните числа, в кото­рых вместо некоторых цифр использованы буквы: КС и Н КЗ и К4 9 и PC 5 H и ЗН

Слайд 18

Русский язык. 1 группа . Спишите, определите число имён существительных. Дорога, картины, помидоры, яблоко, молоток, месяц, магазины, орех, стекло. 2 группа . Спишите, определите число имен существительных: Мы шли по дороге к роще. Вот к берёзке подлетела сорока. Дятел застучал клювом по осине. Грачи важно расхаживали по пашне . 3 группа . Выпишите только те предложения, в которых есть имена существительные, которые не употребляются в единственном числе. Определите число всех существительных в этих предложениях. Солнце светит ярко. Наша кошка очень любит сливки. Все ребята во дворе играли в прятки. Тёмные тучи обложили небо. Мы с сестрой купили бабушке новые очки.

Слайд 19

История События 1группа Из 4 событий отберите то, которое не происходило в 1 половине 13 века. Основание Нижнего Новгорода, Стояние на реке Угре, Ледовое побоище, нашествие на Русь монголов под предводительством хана Батыя 2 группа Расположите события в хронологической последовательности. 3 группа Раскройте причины, цели и итоги 1 из предложенных событий.

Слайд 20

История Личности 1 группа Из предложенных имён отберите то, владелец которого не был московским князем. Иван I Калита, Иван III , Александр Невский, Дмитрий Донской 2 группа Соотнесите портреты и фамилию. 3 группа О ком сказано? Это был хитрый, дальновидный и умный человек, который умело вошел в доверие к хану. Тот поручил ему собирать дань и доставлять её в Орду.

Слайд 21

ЗАДАНИЯ ПО ВЫБОРУ УЧАЩИХСЯ Вариант 1. Обозначьте цифрами порядок действий и вычислите значение выражений: (24 +46) : 5 27 + 2 х 3 Вариант 2. Обозначьте цифрами порядок действий и вычислите значение выражений: 27:3 + (21 - 3) 48 : 3 + 5х 8 – 6 Вариант 3. Обозначьте цифрами порядок действий: : +( - )х Подберите числа и вычислите .

Слайд 22

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ Наиболее эффективны следующие способы: по степени помощи - отдельным учащимся даются карточки – помощницы для выполнения домашнего задания; по уровню трудности или уровню творчества – учащимся с высокой обучаемостью вместо обычного задания предлагается творческое упражнение или более трудное

Слайд 23

Результат дифференцируемого подхода в обучении: - повышается уровень мотивации учения; - каждый ученик обучается на уровне его возможностей и способностей; - реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании; - сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех.

Слайд 24

Положительные стороны дифференцированного обучения сильным учащимся можно уделить время; слабым учащимся можно уделить внимание и контроль; повышается уровень Я-концепции (ситуация успеха, повышается самооценка у слабого); повышается уровень мотивации у сильных учеников

Слайд 25

Отрицательные стороны дифференцированного обучения слабые не имеют возможности тянуться за сильными; понижается уровень мотивации в слабых группах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Дифференцированный подход в обучении младших школьников"

Дифференцированный подход в работе с младшими школьниками...

Доклад на тему:"Дифференцированный подход в обучении младших школьников"

Дифференцированный подход в работе с младшими школьниками...

Презентация. Дифференцированное обучение младших школьников.

Дифференцированное обучение младших школьников как способ развития познавательной активности....

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА...

«Разноуровневые задания как средства дифференцированного обучения младших школьников решению составных сюжетных задач».

Учителя,  отмечают, что решение задач для учащихся является делом сложным, не все учащиеся  одинаково успешно справляются с этой работой: у некоторых недостаточно сформирован навык чтения, д...

Статья по теме: "Дифференцированное обучение младших школьников как средство развитие мотивации учения"

Карпова М.А., учитель начальных классов ГОУ Лицей №344 Невского района Санкт - Петербурга            Дифференцированное обучение младш...

Формы работы учителя по организации дифференцированного обучения младших школьников.

Презентация предназначена для учителей начальных классов....