Главные вкладки

    Урок математики в 1 классе (по системе Л.В. Занкова) "Сравнение предметов по форме и цвету"
    методическая разработка (математика, 1 класс) по теме

    Гургурова Светлана Леонидовна

    Урок направлен на формирование умения сравнивать предметы по форме и цвету у первоклассников, изображать геометрические фигуры. Материал урока предусматривает задания, расширяющие знания детей о правилах дорожного движения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_matem_1_kl.doc178 КБ

    Предварительный просмотр:

    Гургурова С.Л.                                                                       Сравнение предметов по форме и цвету

    Тема урока: «Сравнение предметов по форме и цвету»

    Цель: формирование умения сравнивать объекты по общим признакам – форме и цвету.

    Задачи:

     предметные:

    - формировать умения различать предметы по форме и цвету, распознавать и изображать геометрические фигуры;

    - способствовать овладению основами пространственного воображения, использованию математических представлений для описания окружающих предметов;

    - создавать условия для понимания математики, как науки, необходимой в жизни

    метапредметные:

    - способствовать овладению логическими действиями сравнения, анализа, сопоставления, установлению причинно- следственных связей;

    - развивать навыки самоанализа и взаимоанализа успешности участия в учебном диалоге;

    - развивать устную речь учащихся, умение конструировать монологические высказывания;

    - разъяснять необходимость знания дорожных знаков и соблюдения правил безопасного поведения на дорогах;

    - развивать мелкую моторику руки первоклассников;

    - содействовать созданию доброжелательных отношений в классе

    Оборудование: - карточки - «закладки» на доску /Приложение 1/;

    - раздаточный геометрический материал в конвертах (один на парту) /Приложение 2/;

    - изображение дорожных знаков /Приложение 3/

    -учебники, рабочие тетради.

    Ход урока.

    1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

     Начинаем точно в срок

     Математики урок.

    Чтобы многое узнать,

    Нужно думать, размышлять

    И друг другу помогать!

    Но нельзя, дружок, зевать!

    1. Подготовка к изучению новой темы.

    1.- Ответьте на вопрос.

    - У Алеши есть старшая сестра Ирина, а у Ирины есть младший брат. Сколько детей у их мамы?

    2. -К учебному году Ира и Алеша изготовили закладки и украсили их узорами. Вот какие закладки получились. (На доску вывешиваются две полоски с геометрическими фигурами) / Приложение 1/

    - Сколько геометрических фигур использовала Ирина? А сколько Алексей? Что вы можете сказать о количестве фигур, которые использовали ребята? ( Количество фигур у них одинаково; у каждого по 5 фигур на закладке, вместе фигур 10 и т.п.)

    - Какие геометрические фигуры использовали ребята для составления узора?

    - Чем похожи узоры сестры и брата?

    - Чем они отличаются?

    1. Тема урока.

    - Ребята, как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

     (Ответы детей)

    - Верно, сегодня на уроке мы будем учиться сравнивать предметы по форме и цвету.

    1.  Изучение нового материала.

    1. Работа по учебнику. Задание 5(с.8).

    – Откройте учебники по закладке на странице 8. Надпись внизу страницы. (Написать на доске цифру)

    – Посмотрите на рисунок вверху страницы, справа от цифры 5.

    Что вы видите на рисунке? (Мы видим детские песочницы) 

    - Сколько песочниц на рисунке? (Четыре)

    -  Сравните верхние песочницы. Чем они похожи? (Они похожи цветом (одинаковые по цвету), обе песочницы розовые)

    - Чем различаются? (Песочницы различаются по форме, одна - круглая, а вторая - квадратная, в одной мало песка, а в другой - много)

    - В какой верхней песочнице много песка? В какой мало? (Много песка в левой песочнице, а мало – в правой)

    - Молодцы! А теперь сравните нижние песочницы по форме и по количеству песка в них. (Эти песочницы разные и по форме и по количеству песка)

    - Сравните песочницы, расположенные справа. (Они одинаковые по форме и по количеству песка, но разные по цвету)

    - Теперь сравните песочницы, расположенные слева. (Эти песочницы одинаковые по форме, но разные по цвету и количеству песка в них)

    - А сколько на рисунке круглых песочниц? ( Две) 

    - Сколько квадратных? (Тоже две) 

    - Что можно сказать о количестве круглых и квадратных песочниц? (Их одинаково)

    1. Работа в тетрадях.

    - Нарисуйте в тетради столько кругов, сколько на странице круглых песочниц, и столько квадратов, сколько квадратных песочниц.

    ( Самостоятельная работа с взаимопроверкой)

    1. Практическая работа в парах.

    - А вы любите играть в песочнице? А какие игрушки вы используете в таких играх? ( Лопатка, совок, формочки для куличиков, игрушечные грузовики, другие машинки и т.д.) 

    -Как называются машины, предназначенные для перевозки песка и щебня? (Грузовики, самосвалы). Сейчас мы составим такие грузовики из геометрических фигур.

    - Перед вами конверты, откройте их./Приложение 2/. Перечислите геометрические фигуры, какие вы видите. (Круги, квадраты, прямоугольники). 

    Мы будем работать сообща. Напомните правила работы в парах. (Советоваться с товарищем, спокойно рассуждать, не повышая голоса, принимать общее решение)

    - Внимательно послушайте задание. Выложите два грузовика так, чтобы они состояли из одинаковых по форме деталей, но разных по цвету.

    - Расскажите, как вы выполняли эту работу? (Ответы детей)

    - Почему выбрали такие геометрические фигуры? (Ответы детей)

    - Можно ли сказать, что ваши грузовики получились одинаковые? (Нет, у них разного цвета детали, хотя и одинаковые по форме)

    – Молодцы, вы очень хорошо работали! Какие замечательные грузовики получились! Давайте немножко отдохнем.

    Физкультминутка

    Самосвалом я зовусь: ( Шаг на месте)

    Сам я сваливаю груз. (Наклоны вперед- назад)

    Разгружать меня не надо, (Наклоны влево - вправо)

    Все такой машине рады. (Руки в стороны, вверх- вдох.

    Руки в стороны, вниз- выдох)

    1. Работа по учебнику (продолжение).

    Задание 6(с.8).

    - Посмотрите на задание под номером 6. (Цифра записывается на доске)

    Какие из нарисованных предметов могут быть связаны с грузовиком? Почему вам так кажется? (Варианты ответов: колесо – это деталь машины; подсолнух, часы и шляпа круглые как колеса; дорожный знак вдоль дорог, где ездят настоящие машины и т.п.)

    - Как называется изображенный дорожный знак? («Пешеходный переход» (знак для водителей)- В случае затруднения учитель сам дает ответ). 

    - Зачем нужны дорожные знаки? (Ответы детей)

    -А как выглядит знак «Пешеходный переход» - знак для пешеходов? (Ответы детей) Что он означает? (Ответы детей) / Приложение 3/

    - Проверим. (Учитель вывешивает на доску оба знака для сравнения). Назовите сходства и различия этих знаков, не забывая при этом о теме сегодняшнего урока. (Ответы детей).

    - Какое значение имеет цвет и форма в дорожном знаке? (Ответы детей).

    – Прочитаем задание в учебнике. (Хорошо читающий ученик читает вслух)

    - На каких предметах можно увидеть квадрат, круг, треугольник? Назовите эти предметы. (Ответы детей)

    Молодцы! Работаем дальше на следующей странице.

    1. Задание 7(с.9).

    - Сравните рисунки. Найдите сходства и различия в рисунках. (Ответы детей) 

    - Что значит сравнивать предметы? Объясните. (Сравнивать предметы - это находить, чем они похожи и чем различаются и т.п)

    1. Отгадайте загадку

    Кинешь в речку — не утонет,

    Бьёшь о стенку — он не стонет,

    Будешь оземь кидать —

    Станет кверху летать. (Мяч)

    - Почему я выбрала такую загадку? Кто догадался? (Потому что на картинке мальчик играет мячиком; мяч - тоже, как и машинка, игрушка и т.п.)

    - Давайте отдохнем и представим, что мы веселые мячики.

    Физкультминутка

    (Присесть, прыгать на согнутых в коленях ногах, «на корточках», в такт  читаемому стихотворению)

    Мой веселый, звонкий мяч,

    Ты куда пустился вскачь?

    Желтый, красный, голубой —

    Не угнаться за тобой.

    - О каком признаке предметов говорится в этом стихотворении? (О цвете) 

    -Какие известные вам цвета мы на уроке еще не называли? (Ответы детей)

    - Замечательно мы отдохнули и продолжаем дальше!

    1. Задание 8. (с.9)

    - Посмотрите на классную доску.

    -Что расположено слева от тебя? Что справа?

    - Есть ли в школьном кабинете предметы, которые различаются только по форме; только по цвету; по форме и по цвету? (Ответы детей)

    1. Разминка для глаз

    - Подойдем к окну и посмотрим. Какие схожие по форме предметы вы видите? Назовите предметы, схожие по цвету? А какие предметы одинаковые и по форме и по цвету одновременно? (Ответы детей)

    1. Работа в тетради

    - Глазки наши отдохнули, пальчики отдохнули, пора бы им потрудиться.

    - В тетради нарисуйте палочки так, как показано в учебнике (Задание 9(с.9))

    1. Работа над развитием устной речи.

    Задание 10 (с.9).

    - Рассмотрите рисунок. Что было сначала? Что потом?

    - Составьте рассказ по картинкам. Расскажите товарищу. (Работа в парах)

    -Кто хочет выступить со своим рассказом? (Рассказы детей по желанию)

    1. Рефлексия. Итог урока.

    - Ребята, вы сегодня хорошо поработали.

    - Какие открытия мы сегодня сделали на уроке? О чем бы захотелось рассказать дома маме и папе?

    - Какое задание было для вас самым интересным? Какое задание показалось трудным? (Ответы детей)

    - Если вам на уроке было легко работать, поднимите синий квадрат, если были затруднения – красный прямоугольник.

    - Спасибо за урок!

    Приложение 1.

    Приложение 2 /примерный вариант/

    По 2шт.

    По 2шт.

    По 2шт.

    По 2шт.

    Приложение 3

    «Пешеходный переход» - знак для пешехода

    «Пешеходный переход» - знак для водителя

    Ира

    Алеша

    Алеша

    Алеша

    Алеша

    Алеша

    Алеша

    Алеша

    Алеша

    Алеша

    Алеша

    Алеша


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок математики в 1 классе по системе Л. В. Занкова "Верные и неверные равенства и неравенства"

    Тема урока: "Верные и неверные равенства и неравенства". К уроку прилагается презентация....

    Методическая разработка урока чтения в 1 классе по системе Л.В.Занкова

    Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме «Особенности поэтического текста. Стихотворения  Даниила Хармса «Я проснусь…»,  Корнея Чуковского «Да зд...

    Презентация к уроку письма в 1 классе по системе Л.В.Занкова

    ·        Презентация к уроку письма в 1 классе по теме «Письмо слов и предложений с изученными буквами»...

    Методическая разработка урока письма в 1 классе по системе Л.В. Занкова.

    Методическая разработка урока письма в 1 классе по теме «Упражнение в написании слов и предложений» по системе Л.В.Занкова...

    Урок математики в 1 классе по системе Л.В.Занкова по теме "Сравнение по размеру. Относительность понятий "больше", "меньше""

    Урок математики по системе Л.В.Занкова по теме: "Сравнение по размеру. Относительность понятий "больше", "меньше" направлен на формирование умений сравнивать объекты по форме, цвету, размеру. ориентир...