УРОК-ПРОЕКТ МАТЕМАТИКИ В 1 КЛАССЕ«ЧЁТНЫЕ И НЕЧЁТНЫЕ ЧИСЛА»
план-конспект урока (математика, 1 класс) на тему

Шабельская Светлана Юрьевна

Проектную технологию уже в течение нескольких лет активно продвигают в начальную школу. И чем больше я накапливала опыт работы с данной технологией, тем больше понимала, что её можно использовать не только во внеурочной деятельности (как чаще всего бывает в начальной школе), а уже с самых первых уроков в первом классе. Данный урок проводился мною в декабре 2012 года. Проектную технологию в своей работе я использую с 2006 года. Поначалу это были творческие и информационно-поисковые проекты, рассчитанные на 1-2 недели. С 2010 года я стала применять проектную технологию уже в урочной деятельности. В данном классе это был не первый проектный урок. С первых недель я систематически вводила на уроках элементы проектирования, проводились проектные уроки по окружающему миру, технологии и математике. Поэтому у детей уже были первоначальные навыки работы над проектом. Ребятам очень нравится работать над проектами, также они с удовольствием работают группами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ В 1 КЛАССЕ

Тема: УРОК-ПРОЕКТ «ЧЁТНЫЕ И НЕЧЁТНЫЕ ЧИСЛА»

 Цели урока:

 формирование умения делать обобщения, выводы, иллюстрировать выводы схемой;

 совершенствовать навыки сложения и вычитания в пределах 10;

 закрепить знания состава чисел 2-10.

 Задачи урока:

 освоение технологии вычислений в пределах 10 с опорой на понятие чётных - нечётных чисел.

 Формирование УУД

 Личностные

 формирование учебно-познавательной мотивации (заинтересованности при выполнении заданий)

 Познавательные

 использовать модель числового ряда в качестве опоры при вычислениях;

 использовать логические опоры (схемы) при вычислениях;

 наблюдать , видеть закономерность, делать выводы;

 моделировать условие задач;

 сравнивать и классифицировать предметы.

 Коммуникативные

 формирование умения объяснять свои действия, отстаивать свою точку зрения;

 формирование умения слушать партнёра, сотрудничать при работе в парах и группах.

 работа с информацией;

 формирование умений сопоставлять информацию, представленную в разных видах(текст, рисунок, схема, числовое выражение);

формирование  умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

формирование умения оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные

планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

формирование саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Ход урока:

I . Организация детей на урок.

II. Устный счёт и актуализация знаний.

 1) Набор фигур можно разделить на группы разными способами, по каким признакам это можно сделать?

 



2) Продолжи высказывания:

 - Увеличить число на 1 , значит…  

 - Уменьшить число на 1, значит…


3)Работа в тетрадях:

Запиши числа и продолжи каждый ряд на 2 числа:

 1 3 5 … …

 2 4 6 …

 - Что можно сказать о числах верхней строки? Нижней строки?

Какие числа называются чётными, а какие – нечётными?

 










4) Работа в парах.

 Один ученик называет любое число от 1 до 10. Второй определяет, чётное оно или нечётное, и называет следующее.


таблица с треугольниками и кругами разного размера и цвета - 2 человека работают у доски



назвать следующее число.

назвать предыдущее число.





Нечётные и чётные.

Количество предметов, обозначающее чётное число, можно разложить по парам. А количество предметов, обозначающее нечётное число – по парам не раскладывается, всегда остаётся 1 предмет лишний.

Физкультминутка, устный счёт по вариантам – ЧЁТНЫЕ ЧИСЛА, НЕЧЁТНЫЕ ЧИСЛА.

III. Работа над проектом:

 (на доске – озадаченный Крош с листком в руках. На листке примеры, рядом – Смешарики и надпись: SOS!!!)

  1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ:

Смешарик  в затруднении – запутался с чётными и нечётными числами. Он не может понять, почему при сложении и вычитании получаются то чётные, то нечётные числа. Его друзья пытались ему помочь, но запутались сами. Они просят помощи у нас. Поможем?


Давайте подумаем, как мы можем помочь Крошу?








А что такое проект?



Тогда давайте вспомним этапы работы над проектом.








Итак, какая же у нас проблема?




То есть ЦЕЛЬ нашего исследования – разобраться самим и помочь разобраться Крошу, почему при сложении и вычитании получаются то чётные, то нечётные числа.







-дети высказывают предположения, выдвигают гипотезы, учитель подводит их к выводу, что можно использовать проектную технологию для решения данной проблемы.

Проект – дело, в результате которого получается продукт.

Вывешивается таблица:

Проект - это "пять П":

  1. Проблема.
  2. Проектирование (планирование)
  3. Поиск информации.
  4. Продукт.
  5. Презентация.

Крош не может понять, почему при сложении и вычитании получаются то чётные, то нечётные числа.

  1. ПЛАНИРОВАНИЕ И ПОИСК ИНФОРМАЦИИ.

Теперь мы должны спланировать, как помочь Крошу? Примеров много – а времени мало. Но в то же время на каждого ученика примеров не хватит – они напечатаны на 6 листочках. Что делать?





Тогда давайте разделимся с вами на группы и распределим примеры Кроша по этим группам. Группа должна будет решить примеры и сделать вывод о том, какие числа получились у них в результате (чётные или нечётные) и почему.


- так как дети уже знакомы с групповыми методами работы, то они тут же приходят в выводу о необходимости работы группами.


Дети делятся на 6 групп по 4 человека, образованные из двух соседних парт. Дети впереди стоящей парты поворачиваются назад вместе со стульями.

По какому плану будем строить нашу работу? С чего начнём?

Решим примеры.

Вывешивается первый пункт плана:

1.Решите все примеры.

Как будем решать? Ведь листок один, а в группе – 4 человека.

1 ученик читает пример вслух, все слушают, находят решение, и ученик записывает его в листок. Потом он передаёт листок следующему члену группы – и тот читает пример… И так – по кругу.

Решение примеров группами.

Примеры были трудными?

Значит, проблема Кроша заключалась не в решении примеров. А в чём же?

Нет.

Он не может разобраться, почему при сложении и вычитании получаются то чётные, то нечётные числа.

А это действительно так? Давайте пронаблюдаем за результатами ваших вычислений.

Второй пункт плана:

2.Пронаблюдайте за результатами – какие числа получились: ЧЁТНЫЕ ИЛИ НЕЧЁТНЫЕ.

Дети наблюдают, называют свои результаты. Учитель их обобщает с помощью условных значков на доске (учащиеся уже знакомы с условным обозначением чётных  и нечётных чисел - □, ∆).

В чём же дело? Как вы думаете – на что необходимо обратить внимание?

На числа, которые мы складывали и вычитали.

Значит, надо пронаблюдать за ними.

Пронаблюдайте, что общего было в ваших примерах?

Вывешивается третий пункт плана:

3.Что было общего в ваших примерах?  Почему у вас получились именно такие числа?

 Дети выполняют его.

Что заметили? Давайте попробуем сделать выводы из ваших наблюдений.

Учитель вывешивает на доске четвёртый пункт плана:

4.Продумайте, как вы расскажете об этом одноклассникам.

 Учитель раздаёт детям листки с заготовкой для вывода, дети вписывают пропущённые слова. Учитель координирует деятельность групп.

ПРОДУКТ.

Итак, вы провели планирование и поиск информации. Какой же продукт вы получили?


Получили выводы, сделанные в результате исследования.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

Каждая группа сделала выводы. Но ведь нам надо обменяться своими умозаключениями, чтобы мы могли помочь Крошу. Значит, какой следующий шаг?

Мы должны озвучить свои выводы, т.е. ПРЕЗЕНТОВАТЬ их.

Как это сделать? Я предлагаю воспользоваться планом презентации.

Вывешивается ПЛАН ПРЕЗЕНТАЦИИ:

1.Какой была цель вашего исследования? Зачем вы его проводили?

2.Как вы проводили исследование? Что делали сначала? Что делали потом?

3.К какому выводу вы пришли?

Вывод: При (сложении, вычитании) __________________чисел всегда получается (чётное, нечётное) число.

Теперь подумаем о том, могут ли все члены группы рассказывать всё одновременно? Тогда выберите представителя, который расскажет о вашем исследовании

Дети совещаются и выбирают по одному представителю от команды, который будет презентовать их исследование. Представители групп презентуют свои исследования, а учитель оформляет выводы детей на доске в виде схем.

Итак, какой была ЦЕЛЬ нашего исследования?








Помогли мы разобраться Крошу с его проблемой?

А что дало нам это исследование?

ЦЕЛЬЮ нашего исследования было -  разобраться самим и помочь разобраться Крошу, почему при сложении и вычитании получаются то чётные, то нечётные числа.


Мы тоже разобрались с этим вопросом и поняли, почему при сложении и вычитании получаются то чётные, то нечётные числа

Давайте вспомним ход нашей работы.

1.У нас появилась ПРОБЛЕМА.

2.Мы стали думать, как её решить и стали составлять план работы и действовали по нему, чтобы добыть ИНФОРМАЦИЮ.Т.е.,

мы выполнили

ПЛАНИРОВАНИЕ и

ПОИСК ИНФОРМАЦИИ.

3. После этого мы сделали выводы, т.е. получили ПРОДУКТ своей деятельности.

4.Затем мы рассказывали о том, что выяснили, т.е. – выполнили ПРЕЗЕНТАЦИЮ своей работы.

Ребята, а что мы сделали в результате всего?

Выполнили ПРОЕКТ(проектную работу).

А что такое проект?






Какой продукт мы с вами получили?


Где они могут нам пригодится?

ПРОЕКТ – ДЕЛО, В РЕЗУЛЬТАТЕ КОТОРОГО ПОЛУЧАЕТСЯ ПРОДУКТ.

Новые знания, которые мы оформили в виде схем.


Для проверки результатов вычислений при решении примеров.

Подведение итогов:

Чем занимались? Какая у нас была цель?

Смогли мы помочь Крошу и его друзьям?

Почему у нас это получилось?

А  что мы ещё смогли составить?






Мы работали в командах.

Схемы, которые можно применять для проверки результатов вычислений при решении примеров.

Рефлексия:

Кому было легко работать в команде? Почему?

 Кому сложно? Почему?

Нарисуйте смайлик с вашим настроением в ваших тетрадях.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Задания для групп:

1 группа:

1+1=

2+2=

3+3=

4+4

5+5=

Вывод: При сложении ___________________ чисел всегда получается __________ ______________________число

2 группа (для тех, кто посильнее)

1+2=

2+3=

3+4=

4+5=

5+6=

Вывод: При сложении ___________________чисел всегда получается ________________число.

3 группа: (для сильных детей)

1+2=

3+2=

5+2=

2+2=

4+2=

6+2=

Вывод: Если к ________________________числу прибавить 2, то получится _______________________________________________число.

 Если к ________________________прибавить 2, то получится __________________ число.

4 группа:

1+1=

3+1=

5+1=

2+1=

4+1=

6+1=

Вывод: Если к ____________________числу прибавить 1, то получится ___________________________________число.

 Если к ____________________числу прибавить 1, то получится следующее __________________число.

5 группа:

3 – 2 =                                   4 – 2=

5 – 2 =                                   6 – 2=

7 – 2 =                                   8 – 2 =

Вывод:  Если из    ________________числа вычесть 2, то получится ________________________число.

 Если из _______________________ числа вычесть 2, то получится ____________________________число.

6 группа:

3-1=

5-1=

7-1=

2-1=

4-1=

6-1=

Вывод: - Если из ___________________ числа вычесть 1, то получится ___________________________________ число.

 Если из ________________________ числа вычесть 1, то получится _________________________________ число. 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Выводы по группам (для учителя):

1гр.- - При сложении одинаковых чисел всегда получается чётное число.

∆+∆=□

□+□=□

2гр.- При сложении соседних чисел всегда получается нечётное число.

∆+□=∆

□+∆=∆

3гр.- Если к чётному числу прибавить 2, то получится следующее чётное число.

 Если к нечётному числу прибавить 2, то получится следующее нечётное число.

□+2=□

∆+2=∆

4гр. - Если к чётному числу прибавить 1, то получится нечётное число.

 Если к нечётному числу прибавить 1, то получится следующее чётное число.

□+1=∆

∆+1=□

5гр. - Если из чётного числа вычесть 2, то получится предыдущее чётное число.

 Если из нечётного числа вычесть 2, то получится предыдущее нечётное число.

□-2=□

∆-2=∆

6гр. - Если из чётного числа вычесть 1, то получится нечётное число.

 Если из нечётного числа вычесть 1, то получится чётное число.

□-1=∆

∆-1=□

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (выводы - схемы).

∆+∆=□

□+□=□

∆+□=∆

□+∆=∆

□+2=□

∆+2=∆

□+1=∆

∆+1=□

□-2=□

∆-2=∆

□-1=∆

∆-1=□

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

ПЛАН РАБОТЫ:

  1. Решите все примеры.
  2. Пронаблюдайте за    

результатами – какие           числа получились: ЧЁТНЫЕ ИЛИ НЕЧЁТ-НЫЕ.

3)Что было общего в ваших примерах? Почему у вас полу-чились именно такие числа?

4)Сделайте вывод.Продумайте, как вы расскажете о своём выводе одноклассникам.

5)План презентации:

1.Какой была цель вашего исследования? Зачем вы его проводили?

2.Как вы проводили исследование? Что делали сначала? Что делали потом?

3.К какому выводу вы пришли?

Вывод: 

При (сложении, вычита-нии)_____________________чисел всегда получается (чётное, нечётное) число.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Проект - это "пять П":

  1. Проблема.
  2. Проектирование (планирование).
  3. Поиск информации.
  4. Продукт.
  5. Презентация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме «Чётные и нечётные числа»

Урок - презентация по математике 2 класс по теме "Чётные и нечётные числа"(объяснение нового материала)....

Урок математики 2 класс "Чётные и нечётные числа"

В работе представлен конспект урока по математике во 2-м классе по программе «Школа-2100». Обучающиеся  самостоятельно формулируют тему урока через проблемный диалог. В ходе учебной деятельности ...

Презентация к уроку математики по теме "Чётные и нечётные числа"

Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру....

Урок-проект по математике "Числа в загадках, пословицах, поговорках" 1 класс

Это обобщающий урок по математике в 1 классе по теме "Нумерация чисел первого десятка".  На уроке дети повторяют прямой и обратный счёт, нумерацию, действия с единицей, составляют и реш...

конспект урока математики по теме "Чётные и нечётные числа"

Материал представляет собой конспект урака математики в 1 классе по теме "Чётные и нечётные числа". Урок построен в рамках работы по УМК "Планета знаний". Материал урока легко можн...