Логические задачи для начальной школы
презентация к уроку по математике по теме

Хасан Эвелина Хасановна
Логические задачи для начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Логические задачи1.54 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задачи логического характера не требующие вычислений

Слайд 2

«Главная задача обучения математике, причём с самого начала, с первого класса, - учить рассуждать, учить мыслить» ведущий отечественный методист А.А. Столяр

Слайд 3

«Логика - это наука о законах правильного мышления, о требованиях, предъявляе- мых к последовательному и доказательному рассуждению» немецкий философ И. Кант

Слайд 4

ЗАДАЧИ ТИПА «КТО ЕСТЬ КТО?» Смысл задач под кодовым названием «Кто есть кто?» довольно прост. Вам даны отношения между предметами и следуя по цепочке этих отношений, вы приходите к правильному результату. Существует несколько методов решения задач типа «Кто есть кто?». Один из методов решения таких задач – метод графов . Второй способ, которым решаются такие задачи – табличный способ .

Слайд 5

Красный, синий, желтый и зеленый карандаши лежат в четырех коробках по 1 шт. Цвет карандаша отличается от цвета коробки. Известно, что зеленый карандаш лежит в синей коробке, а красный не лежит в желтой. В какой коробке лежит каждый карандаш? Решение методом графов

Слайд 6

Решение логических задач методом таблиц Задача. В каких квартирах живут котята? Белый котёнок живёт не в квартире № 1. В квартирах № 1 и 2 живут не чёрные котята. В квартирах № 1, 2, 3 живут три котёнка – белый, чёрный, рыжий. В какой квартире какой котёнок живёт?

Слайд 7

Кто где живёт? Так как чёрный котёнок не живёт в квартирах №№ 1 и 2 ( по условию ), значит, чёрный живёт в квартире № 3. 2. Так как чёрный живёт в квартире № 3 ( по доказательству ), значит белый и рыжий не живут в квартире № 3. 3. Так как белый котёнок не живёт в квартире № 1 ( по условию ) и не в квартире № 3 ( по доказательству ), значит, белый живёт - в № 2. 4. Так как белый живёт - в № 2 ( по доказательству ), значит, рыжий не живёт - в № 2. 5. Так как рыжий не живёт - в № 2 и 3 (по доказательству ), значит, рыжий живёт – в № 1. белый черный рыжий № 1 № 2 № 3 Ответ: белый живёт в квартире № 2, чёрный - в № 3, рыжий - в № 1 .

Слайд 8

Решение логических задач методом рассуждений Вадим, Сергей и Михаил изучают различные иностранные языки: китайский, японский и арабский. На вопрос, какой язык изучает каждый из них, один ответил: "Вадим изучает китайский, Сергей не изучает китайский, а Михаил не изучает арабский". Впоследствии выяснилось, что в этом ответе только одно утверждение верно, а два других ложны. Какой язык изучает каждый из молодых людей?

Слайд 9

1. Вадим изучает китайский; 2. Сергей не изучает китайский; 3. Михаил не изучает арабский. Если верно первое утверждение, то верно и второе, так как юноши изучают разные языки. Это противоречит условию задачи, поэтому первое утверждение ложно. Если верно второе утверждение, то первое и третье должны быть ложны. При этом получается, что никто не изучает китайский. Это противоречит условию, поэтому второе утверждение тоже ложно. Остается считать верным третье утверждение, а первое и второе — ложными. Следовательно, Вадим не изучает китайский, китайский изучает Сергей. Имеется три утверждения: Ответ: Сергей изучает китайский язык, Михаил - японский, Вадим - арабский.

Слайд 10

Решение логических задач методом блок-схем Сначала выделяются операции. Эти операции называются командами. Затем устанавливается последовательность выполнения выделенных команд. Эта последовательность оформляется в виде схемы. Подобные схемы называются блок-схемами и широко используются в программировании. Составленная блок-схема является программой, выполнение которой может привести нас к решению поставленной задачи.

Слайд 11

Задача! Имеются два сосуда — трехлитровый и пятилитровый. В нашем распоряжении водопроводный кран и раковина, куда можно выливать воду. Нужно, пользуясь этими сосудами, получить 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8 литров воды .

Слайд 12

Дальше эта последовательность будет полностью повторяться. Из таблицы видим, что количество воды в обоих сосудах вместе образует следующую последовательность: 0, 5, 2, 7, 4, 1, 6, 3, 0 и т.д. Таким образом, действуя по приведенной схеме, можно отмерить любое количество литров от 1 до 7. Чтобы отмерить еще и 8 литров, надо наполнить оба сосуда.

Слайд 13

КРУГИ ЭЙЛЕРА ЗАДАЧИ НА ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ИЛИ ОБЪЕДИНЕНИЕ МНОЖЕСТВ Круги Эйлера — геометрическая схема, с помощью которой можно изобразить отношения между подмножествами, для наглядного представления. Леонард Эйлер

Слайд 14

Некоторые ребята из нашего класса любят ходить в кино. Известно, что 15 ребят смотрели фильм «Обитаемый остров», 11 человек – фильм «Стиляги», из них 6 смотрели и «Обитаемый остров», и «Стиляги». Сколько человек смотрели только фильм «Стиляги»? Задача: "Обитаемый остров" и "Стиляги"

Слайд 15

ТАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ Решение тактических и теоретико-множественных задач заключается в составлении учащимися плана действий, который приводит к правильному ответу. Сложность состоит в том, что выбор нужно сделать из очень большого числа вариантов, т.е. эти возможности не известны учащимся, их нужно придумать.

Слайд 16

- Задаю тебе последнюю задачу, - сказала принцесса Иванушке, - найди единственно верный путь из этой комнаты в наш зимний сад и сорви для меня самую красивую розу. Из этой комнаты ты пройдешь через левую, или правую, или среднюю дверь во вторую комнату; такие же три вида дверей будут перед тобой при переходе из второй комнаты в третью и из третей - в сад. Учти мои советы, - продолжала принцесса, - первый: из этого зала пройди через правую дверь; второй: из второй комнаты - не через правую дверь, и третий совет: из третей - не через левую дверь. Иванушка знал, что обычно из трех советов принцессы ровно в двух указывают ложное направление, кроме того, служанка принцессы успела шепнуть ему, что надо пройти через дверь каждого вида по одному разу. Как и полагается сказке, принес Иванушка розу и был вознагражден. Какой же маршрут оказался верным?

Слайд 17

+ - + П С Л + + - + - + С Л П Л П С - + - + + + Л С Л П С П Для решения этой задачи нужно рассмотреть всевозможные маршруты, т. к. на избранном пути не должно быть одинаково расположенных дверей, то возможно лишь 6 различных маршрутов (3!). Воспользуемся графами (рис. 27). «Плюс» на соединительном отрезке означает правильный, а «минус» - ложный ответ принцессы. Так как верен один совет, то правильный маршрут тот, который отмечен одним знаком «+» и двумя «-», а именно Л - П - С. Решение

Слайд 18

Буквенные ребусы Буквенные ребусы и задачи со звездочками Методом подбора и рассмотрения различных вариантов решаются буквенные ребусы и примеры со звездочками. Такие задачи различны по сложности и схеме решения. Рассмотрим один такой пример:

Слайд 19

Перед началом бегов на ипподроме четыре знатока из числа зрителей обсуждали шансы фаворитов А, В или С. Ребусы Первый: Заезд выиграет А или С. Второй: Если А придет третьим, то С не выиграет. Третий: Если А будет вторым, то выиграет В. Четвертый: Вторым придет А или В. После заезда выяснилось, что три фаворита А, В, С действительно заняли первые три места и что все четыре утверждения знатоков оказались истинными. Как фавориты поделили между собой три первых места?

Слайд 20

Возможны 6 вариантов исхода заезда (з!): А В С А С В (4) В С А (1), (4) В А О (1) С А В (3) С В А (2)

Слайд 21

ИСТИННОСТНЫЕ ЗАДАЧИ Истинностные задачи – это задачи, в которых требуется установить истинность или ложность высказываний. Украли у Ивана Царевича Василису Прекрасную. Поехал он выручать ее. Поймал Змея Горыныча, Бабу Ягу, Кощея Бессмертного и Лешего – Иван Царевич знал, что один из них украл ее. И спрашивает: «Кто украл Василису?» Змей Горыныч, Баба Яга и Кощей Бессмертный ответили: «Не я», а Леший – «Не знаю». Потом оказалось, что двое из них сказали правду, а двое – неправду. Знает ли Леший, кто украл Василису? Задание!

Слайд 22

Задачи, решаемые с конца Ответ. 7 – искомое число. Задуманное число Я задумала число, умножила его на два, прибавила три и получила 17. Какое число я задумала? Решение: 17 – 3 = 14 – число до прибавления 3. 14 : 2 = 7 – искомое число.

Слайд 23

ЗАДАЧИ НА ПЕРЕЛИВАНИЕ Однажды Винни-Пух захотел полакомиться медом и пошел к пчелам в гости. По дороге нарвал букет цветов, чтобы подарить труженицам пчелкам. Пчелки очень обрадовались, увидев мишку с букетом цветов, и сказали: «У нас есть большая бочка с медом. Мы дадим тебе меда, если ты сможешь с помощью двух сосудов вместимостью 3 л и 5 л налить себе 4л!» Винни-Пух долго думал, но все-таки смог решить задачку. Как он это сделал?

Слайд 24

Как в результате можно получить 4 л? Нужно из 5-литрового сосуда отлить 1 л. А как это сделать? Нужно в 3-литровом сосуде иметь ровно 2 л. Как их получить? – Из 5-литрового сосуда отлить 3 л. Решение лучше и удобнее оформить в виде таблицы: ходы 1 2 3 4 5 6 5 л 5 2 2 - 5 4 3 л - 3 - 2 2 3 Решение

Слайд 25

Наполняем из бочки 5-литровый сосуд медом (1 шаг). Из 5-литрового сосуда отливаем 3 л в 3-литровый сосуд (2 шаг). Теперь в 5-литровом сосуде осталось 2 литра меда. Выливаем из 3-литрового сосуда мед назад в бочку (3 шаг). Теперь из 5-литрового сосуда выливаем те 2 литра меда в 3-литровый сосуд (4 шаг). Наполняем из бочки 5-литровый сосуд медом (5 шаг). И из 5-литрового сосуда дополняем медом 3-литровый сосуд. Получаем 4 литра меда в 5-литровом сосуде (6 шаг). Задача решена. Поиск решения можно было начать с такого действия: к трем литрам добавить 1 литр. Но тогда решение будет выглядеть следующим образом: Ходы ходы 1 2 3 4 5 6 7 8 5 л - 3 3 5 - 1 1 4 3 л 3 - 3 1 1 - 3 -

Слайд 26

Задачи на взвешивание Задачи на взвешивание - достаточно достаточно распространённый вид математических задач. В таких задачах от решающего требуется локализовать отличающийся от остальных предмет по весу за ограниченное число взвешиваний. Поиск решения в этом случае осуществляется путем операций сравнения, правда, не только одиночных элементов, но и групп элементов между собой.

Слайд 27

Задание У Буратино есть 27 золотых монет. Но известно, что Кот Базилио заменил одну монету на фальшивую, а она по весу тяжелее настоящих. Как за три взвешивания на чашечных весах без гирь Буратино определить фальшивую монету?

Слайд 28

Разделим монеты на 3 кучки по 9 монет. Положим на чаши весов первую и вторую кучки; по результату этого взвешивания мы точно узнаем, в какой из кучек находится фальшивка (если весы покажут равенство, то она - в третьей кучке). Теперь, аналогично, разделим выбранную кучку на три части по три монеты, положим на весы две из этих частей и определим, в какой из частей находится фальшивая монета. Наконец, остается из трех монет определить более тяжелую: кладем на чаши весов по 1 монете - фальшивкой является более тяжелая; если же на весах равенство, то фальшивой является третья монета из части. Задача решена. Решение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

логические задачи для начальной школы

логические задачи для начальной школы...

Развитие логического мышления в начальной школе

Всё начинается с мышления. Необходимо его развивать в системе....

логические пятиминутки в начальной школе

Формирование учебно-логических умений...

Развитие логического мышления в начальной школе.

В работе показана актуальность данной темы по самообразованию, особенности развития логического мышления младших школьников, представлена технология опыта развития логического мышления, результативнос...

Статья на тему Системно-деятельностный подход как средство реализации эко-логического образования в начальной школе

Основными средствами экологического образования являются : экскурсии, внеурочная работа, экологические практикумы, внешкольная деятельность, экологические ситуации, игровая экология....

Развитие логического мышления учащихся начальной школы при решении орфографических задач

Развитие логического мышления учащихся начальной школы при решении орфографических задач...

"Роль и место логических задач в начальном курсе математики"

Современные подходы к обучению требуют, чтобы на первое место в образовательном процессе выходило развитие личности школьника, его мышления и творческих способностей. Возникает вопрос совершенствовани...